Научная статья на тему 'Институциональные особенности системы государственного заказа в Пермском крае'

Институциональные особенности системы государственного заказа в Пермском крае Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хромцова К.И.

Данная статья представляет собой исследование особенностей функ­ционирования системы государственного заказа в Пермском крае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институциональные особенности системы государственного заказа в Пермском крае»

Список литературы:

1. Вечерний Красноярск. - 02.12.2009.

2. Газета «Газета». - 29.10.2007.

3. Газета «Газета». - 24.01.2008.

4. Новые известия. - 16.01.2009.

5. Коммерсантъ - Власть. - 02.02.2009.

6. БхрегЮпНпе. - 31.01.2008.

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА В ПЕРМСКОМ КРАЕ

© Хромцова К.И.*

Пермский государственный университет, г Пермь

Данная статья представляет собой исследование особенностей функционирования системы государственного заказа в Пермском крае.

Как известно, институты играют важную роль в развитии общества. С позиции «старых институционалистов», акцентирующих внимание на культурных нормах и традициях, институты не столько ограничивают, сколько направляют и облегчают человеческую деятельность. «Новые ин-ституционалисты» рассматривают институты преимущественно как юридические и неформальные нормы, образующие рамки и ограничения для деятельности человека.

Как отмечает Дж. Ходжсон, институты ограничивают поведение и вместе с тем делают его возможным [10, с. 28]. Институты создают определенную среду, без которых деятельность экономических субъектов невозможна.

Институциональная среда представляет собой совокупность основополагающих социальных, политических, юридических и экономических правил, определяющих рамки человеческого поведения [7, с. 38]. Основным элементом институциональной среды являются нормы. Норма представляет собой предписание определенного поведения и выступает базовым регулятором взаимодействий людей [9, с. 43].

Регламентация деятельности государственного заказчика путем выработки и законодательного закрепления правил и норм его поведения занимает ведущее положение в сфере государственных закупок. К институтам сферы государственных закупок относятся нормативно-правовое регули-

* Кафедра Экономической теории и отраслевых рынков

рование, сложившиеся нормы поведения, которыми руководствуются экономические агенты в процессе размещения государственных заказов и заключения государственных контрактов, и организации, функционирующие в данной сфере.

При этом сама закупочная деятельность государства может рассматриваться в качестве института, специфика которого заключается в доминировании формальных норм. Повышение эффективности использования бюджетных средств возможно путем четкой координации деятельности госзаказчика и его взаимодействия с контрагентами в процессе размещения и реализации государственных заказов.

В связи с распадом СССР и образованием нового государства перед Россией встала задача формирования общенациональной институциональной структуры и важнейшей ее части - рынка государственных закупок. Развитие рынка государственных закупок товаров, работ и услуг предполагает формирование механизмов размещения государственных заказов, правил заключения контрактов и процедур контроля.

Сегодня основным нормативно-правовым актом в сфере государственных закупок является Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2005 г № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 94-ФЗ).

Согласно п. 1 ст. 4 Закона № 94-ФЗ государственными заказчиками могут выступать государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, бюджетные учреждения и иные получатели бюджетных средств. Участниками размещения заказов являются лица, претендующие на заключение государственного контракта [1].

Под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд понимаются действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов (ст. 5 Закона № 94-ФЗ).

Данный закон направлен, во-первых, на регулирование отношений в системе государственного заказа, во-вторых, на обеспечение прозрачности и четкости механизма осуществления закупок, в-третьих, на устранение возможных злоупотреблений, на стимулирование добросовестной конкуренции [11, с. 148]. Закон № 94-ФЗ дал импульс для развития системы государственного заказа и для формирования институциональной структуры сферы государственных закупок в российской экономике.

Необходимо отметить, что Закон № 94-ФЗ предоставил субъектам РФ возможность выбора модели размещения государственного заказа [8, с. 17] (рис. 1).

Рис. 1. Институциональные модели размещения государственного заказа в Российской Федерации

В Пермском крае внедрена частично централизованная модель (распределенная модель). Суть модели состоит в распределении функций и ответственности между такими субъектами системы государственного заказа, как государственный заказчик, уполномоченный орган, единые комиссии, специализированная организация. Принципами данной модели являются прозрачность процедур, отсутствие концентрации полномочий, персональная ответственность должностных лиц.

С целью внедрения частично централизованной модели было принято Постановление Правительства Пермского края от 16 февраля 2007 г. № 16-п, которым утвержден порядок взаимодействия уполномоченного органа и государственных заказчиков [2]. Министерство развития торговли и предпринимательства Пермского края является органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по размещению заказов для государственных заказчиков.

Уполномоченным органом по отраслевому признаку создано пять единых комиссий, осуществляющих размещение государственного заказа Пермского края путем проведения аукционов и конкурсов. Кроме этого, государственный заказчик вправе часть своих функций передавать специализированной организации, ежегодно выбираемой уполномоченным органом на конкурсной основе.

Согласно Указу губернатора Пермского края от 19 декабря 2006 г. № 202 Министерство развития торговли и предпринимательства Пермско-

го края осуществляет правовое и методологическое обеспечение размещения заказов для государственных нужд края, координирует деятельность госзаказчиков, проводит мониторинг и анализ размещения государственных и муниципальных контрактов [3]. Министерство общественной безопасности Пермского края осуществляет контроль в сфере размещения заказов путем проведения плановых и внеплановых проверок госзаказчиков, комиссий, специализированных организаций. Пермское УФАС осуществляет государственный контроль за соблюдением законодательства о размещении государственных заказов.

В Пермском крае существуют следующие институциональные особенности региональной системы государственного заказа.

Во-первых, с сентября 2007 г. функционирует автоматизированная система по планированию, размещению и исполнению государственного заказа Пермского края на основе программного продукта «Госзакупки». Частью данной системы является электронная площадка, позволяющая проводить электронные аукционы. По итогам электронных аукционов в период с 2006-2008 гг. заключено 47,1 % контрактов от общего количества заключенных контрактов [6].

Во-вторых, в целях совершенствования информационного обеспечения в сети Интернет создан официальный сайт «Госзаказ Пермского края» (goszakaz.perm.ru) на основе программного продукта «Госзакупки». Сайт дает возможность поиска информации по отраслям, знакомит с законодательной базой и со статистикой. Кроме этого, информация о размещении заказов публикуется в официальном печатном издании «Вестник конкурсных торгов». Министерство развития торговли и предпринимательства Пермского края регулярно проводит семинары для госзаказчиков и для участников размещения государственного заказа.

В-третьих, в Пермском крае утверждена единая для всех госзаказчиков «Методика планирования размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Пермского края». В данной методике определены регламенты, принципы и сроки планирования, порядок формирования начальных цен контрактов, принципы выбора способов размещения заказов [5].

В-четвертых, в целях ускорения процесса подготовки документации государственными заказчиками, претендентами на заключение госконтракта и унификации процедур размещения заказов уполномоченным органом края разработаны типовые формы документов.

В-пятых, для повышения качества поставляемой продукции и для предупреждения возможных злоупотреблений в процессе исполнения государственных контрактов утвержден «Регламент приемки товаров, поставляемых для государственных нужд Пермского края» [4].

Разработанный в Пермском крае регламент приемки товаров является уникальным инструментом, аналоги которого отсутствуют в других субъектах РФ [6].

Особенность регламента заключается в организации общественной приемки с привлечением представителей заказчика, в т. ч. руководителя, специалиста, разрабатывающего техническое задание, представителя поставщика, представителя участника размещения заказа, заявке которого присвоен второй номер, и в случае необходимости независимого эксперта. Регламент получил поддержку у Пермской торгово-промышленной палаты, Контрольно-счетной палаты Пермского края и успешно применяется государственными заказчиками края [6].

Таким образом, институциональные особенности системы государственного заказа в Пермском крае направлены на совершенствование данной сферы в целях качественного удовлетворения общественных потребностей и рационального использования государственных средств.

Список литературы:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2005 г № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (в ред. от 17.12.2009 г).

2. Постановление Правительства Пермского края от 16 февраля 2007 г. № 16-п «О порядке взаимодействия исполнительного органа государственной власти Пермского края, уполномоченного на осуществление функций по размещению заказов для государственных заказчиков, и государственных заказчиков».

3. Указ губернатора Пермского края от 19 декабря 2006 г. № 202 «О Министерстве торговли Пермского краж>.

4. Приказ Министерства развития торговли и предпринимательства Пермского края от 25 августа 2008 г № СЭД-03.01-01-15 «Об утверждении Регламента приемки товаров, поставляемых для государственных нужд Пермского края, и Перечня товаров, приемка которых осуществляется в соответствии с регламентом приемки товаров».

5. Приказ Министерства развития торговли и предпринимательства Пермского края от 30 декабря 2008 г № СЭД-03.01-01-27 «Об утверждении Методики планирования размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Пермского края».

6. Биматов М.Р. Система размещения государственных заказов в Пермском крае [Электронный ресурс]. - Режим доступа: *№№^1Ыега1Ьо-ok.ru.

7. Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория / Под общ. ред. А. А. Аузана. - М.: ИНФРА-М, 2007.

8. Кирилова Л.Н. О системе размещения государственного заказа в Пермском крае [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

perm.ru.

9. Олейник А.Н. Институциональная экономика. - М.: ИНФРА-М, 2004.

10. Ходжсон Дж. Что такое институты? // Вопросы экономики. - 2007. - № 8.

11. Хромцова К.И. Правовое регулирование государственного заказа в России // Социально-экономические и правовые пути преодоления последствий мирового кризиса: сборник статей Всерос. заоч. науч.-практ. конф. / Мурманский филиал НОУ ВПО Московской академии предпринимательства при Правительстве Москвы. - Мурманск, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.