считать сформированным, если пересекаются зоны влияния хотя бы двух объектов локалитетов. Изменение фрактальной размерности может свидетельствовать о пространственных процессах в соцэкотопах.
Список литературы:
1. Бияков О.А. Теория экономического пространства: методологический и региональный аспекты / О.А. Бияков. - Томск: Изд-во Томск. гос. ун-та, 2004. - 151 с.
2. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов / А.Г. Гранберг. - 2-е изд. - М.: ГУ ВШЭ, 2001. - 495 с.
3. Кудрин Б.И. Введение в технетику. / Отбор: энергетический, естественный, информационный, документальный, общность и специфика / Б.И. Кудрин. - 2-е изд., переработ. и доп. - Томск: Изд-во Томск. гос. унта, 1993. - 223 с.
4. Мандельброт Б. Фрактальная геометрия природы / Б. Манде льброт. - М.: Институт компьютерных исследований, 2002. - 656 с.
5. Фуфаев В.В. Экономический ценоз организаций / В.В. Фуфаев. -М.-Абакан: Центр системных исследований, 2006. - 76 с.
6. Храмов Ю.В. Влияние инвестирования поселенческих и коммуникационных локалитетов на процессы формирования сложноконфигураци-онных социально-экономических пространств / Ю.В. Храмов // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. -2009. - № 1(15). - С. 258-268.
7. Храмов Ю.В. Инфраструктурные факторы формирования сложно-конфигурационных социально-экономических пространств / Ю.В. Храмов // Вестник Чувашского университета. - 2008. - № 3. - С. 516-526
КОНТРАКТАЦИЯ
© Хромцова К.И.*
Пермский государственный университет, г. Пермь
Данная статья представляет собой исследование контрактации, где механизмом взаимодействия секторов экономики, имеющим контрактную основу, является государственный заказ. Автор анализирует современное состояние российского рынка государственных заказов и определяет особенности госзаказа в Пермском крае.
На современном этапе развития российской экономики тема взаимодействия секторов экономики приобретает особую актуальность. Сотруд-
* Кафедра Экономической теории и отраслевых рынков
ничество государства с частным и некоммерческим сектором играет важную роль в решении социально значимых проблем, в обеспечении экономической стабильности, в преодолении кризисной ситуации в стране.
Контрактация как форма взаимодействия секторов экономики должна строиться на тех принципах, которые обеспечивали бы сбалансированность интересов всех участников партнерства. Контрактация - это реализация договорных отношений государства через систему контрактов [3].
Контракт как согласованный план совместных действий сторон должен указывать не только те желаемые результаты, к которым стороны стремятся, координируя свои действия, но и на характеристики механизма взаимодействия, который будет способствовать получению запланированных результатов.
Механизмом взаимодействия секторов экономики, имеющим контрактную основу, является государственный заказ на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг. Государственный заказ - это обоснованная потребность государства в поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг. На рынке государственных заказов происходит формирование конкурентной среды между экономическими субъектами, соискателями государственных денежных средств, при этом конкуренция возникает не столько между секторами экономики, сколько между экономическими субъектами внутри определенного сектора. Результатом развития конкуренции должна быть как оптимизация расходования денежных средств, рост эффективности использования ограниченных ресурсов государства, так и повышение качества поставляемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг.
Рис. 1. Взаимодействие государства и частного сектора в процессе контрактации [3]
Особенность процесса взаимодействия государства и частного сектора заключается в том, что бизнес осуществляет не только поставки товаров (работ, услуг) для обеспечения функционирования госсектора, но и предоставляет населению, обществу, общественные блага (рис. 1).
Взаимодействие государственного и некоммерческого секторов реализуется в форме социального заказа, представленного социальными программами, финансируемыми за счет бюджетов разных уровней, где получателями услуг выступает общество (рис. 2).
льготы, преференции
Рис. 2. Взаимодействие государства и некоммерческого сектора в процессе контрактации [3]
В процессе осуществления госзаказа проявляется синергетический эффект, состоящий в получении преимуществ каждой из сторон в результате сотрудничества.
Так, государство получило следующие преимущества:
1. эффективность использования государственных средств, т.е. не только достижение социально значимого результата, но и экономия бюджетных средств, как следствие, возможность приобретения дополнительного количества товаров, работ, услуг на сэкономленные средства.
2. удовлетворение государственных нужд в поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг, а также реализация социально-экономических программ.
3. законодательно установленный допуск частного и некоммерческого секторов к государственным финансовым ресурсам.
Преимущества для частного сектора состоят в приобретении доступа к государственным средствам, в получении прибыли, которая является основным источником развития предприятия, повышения его конкурентоспособности, роста доходов собственников, а также в обеспечении устойчивого рынка, дохода, возможных льгот и преференций.
В процессе взаимодействия с другими секторами экономики НКО развивают те направления деятельности, для которого они создаются. За выполнение государственного контракта получают финансовые ресурсы, направляемые на обеспечение функционирования НКО, на решение поставленных задач, возможные льготы и преференции от государства.
Российский рынок государственных заказов становится все более привлекательным как для частного, так и некоммерческого сектора. За период 2000-2008 гг. наблюдается значительный рост числа госзакупок (рис. 3). В 2006 г. был принят Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение услуг для государственных и муниципальных нужд», который установил единый порядок размещения заказа для федеральных нужд, нужд субъектов Федерации и муниципальных нужд.
Рис. 3. Динамика объема государственных закупок за 2000-2008гг., млрд. руб. [2]
Как известно, цель госзаказа - эффективное использование ограниченных государственных средств. Общая оценка эффективности государственных расходов предполагает соотношение достигнутого социально значимого результата и потраченных при этом ресурсов, состоит в качественном решении проблем при максимально возможной экономии финансовых ресурсов.
Динамика размещения госзаказа в Пермском крае имеет свои особенности.
Во-первых, экономия, полученная в результате применения процедур размещения госзаказа в 2008 г. составила 14 % от размещенных средств, в 2007 г. данный показатель составлял 8 %, 2006 г. - 5 %, т.е. наблюдается ежегодный рост показателя экономии. В 2009 г. на госзакупки планируется выделить 21,1 млрд. руб., в 2010 г. - 18,3 млрд. руб. [4] (табл. 1).
Таблица 1
Расходы и экономия бюджетных средств на закупку товаров, работ, услуг в Пермском крае [5]
Год 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Расходы (млрд.руб) 11,5 18,1 17,2 21,1 18,3 19,2
Экономия (млрд.руб) 0,6 1,6 2,9
Во-вторых, растет доля электронных аукционов в общем количестве проведенных процедур: в 2007 г. доля составляла 20 %, в 2008г. - 32,3 % [4].
В-третьих, по структуре госзакупок в Пермском крае лидирует строительство и ремонт автодорог - 46,8 % [4].
В-четвертых, с целью повышения эффективности расходования государственных средств Министерством развития торговли и предпринимательства Пермского края утвержден Регламент приемки товаров, поставляемых для государственных нужд Пермского края. Цели данного Регламента: обеспечение соответствия качества поставляемых товаров требованиям госконтракта, защита госзаказчиков от деятельности недобросовестных поставщиков [4].
Пермскому краю по итогам работы в 2007 г. в национальном рейтинге прозрачности присвоена категория «Высокая прозрачность», тогда как в 2006 г. регион имел «Базовую прозрачность». Причиной «Высокой прозрачности», а не «Гарантированной» стало большое число жалоб от участников размещения заказов [1]. Значительного успеха Пермскому краю удалось добиться благодаря внедрению автоматизированной системы госзаказа, в том числе запуску электронной торговой площадки.
На сегодняшний день возможность участия в государственном заказе является одним из эффективных механизмов поддержки частного сектора и НКО, что в период экономического кризиса весьма актуально. Сегодня,
во время сложной экономической ситуации в стране, усиливается борьба за госзаказ, за доступ к бюджетным средствам, поскольку государственный заказ становится залогом стабильности.
На современном этапе развития российской экономики существует механизм, с помощью которого можно было преодолеть сложную экономическую ситуацию в стране. Поэтому цель государства сегодня - совершенствовать систему государственного заказа, основанную на контрактных отношениях. Стабильность развития экономики зависит от ответственного и качественного выполнения обязательств со стороны каждого сектора.
Список литературы:
1. Кирилова Л.Н. Доклад о системе размещения государственного заказа в Пермском крае [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.min-torgperm.ru.
2.Смотрицкая И., Черных С. Институт контрактных отношений на рынке государственных заказов // Вопросы экономики. - 2008. - № 8.
3. Хромцова К.И. Контрактация как форма взаимодействия секторов экономики. Экономика и управление: актуальные проблемы и поиск путей решения: материалы регион. научн.-практ. конференции молодых ученых и студентов (Пермь, Перм.гос.ун-т, 21 апр. 2009) / Перм. гос. ун-т. - Пермь, 2009.
4. Официальный сайт информационного обеспечения размещения государственного заказа Пермского края [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.goszakaz.perm.ru.