Научная статья на тему 'Институциональные особенности регулирования социального развития российской молодежи на региональных рынках труда'

Институциональные особенности регулирования социального развития российской молодежи на региональных рынках труда Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Миссия конфессий
ВАК
Ключевые слова
региональный рынок труда / социальное развитие / молодежь / институциональные особенности / государственная политика / социальные страты / regional labor market / social development / youth / institutional features / public policy / social strata

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Коржова Д.А.

В данной статье рассмотрена институциональная организации социального развития молодежи на региональном рынке труда Российской Федерации. Автор рассмотрел на основе исторического подхода эволюцию правовой обеспеченности процесса, а также реализацию политики на практическом уровне. В настоящей работе обозначены проблемы, перспективы, динамика рынка труда для молодёжи в регионе. Отмечены местные различия, факторы, повлиявшие на их формирование. Исследовано влияние формальных и неформальных структур на регулирование социального развития молодежи в России, их институциональное взаимодействие было проанализировано.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Коржова Д.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institutional features of regulating the social development of Russian youth in regional labor markets

The article considers the institutional organization of social development of young people in the regional labour market of the Russian Federation. The author analysed on the basis of the historical approach the evolution of legal security of the process, as well as the implementation of policy at the practical level. The work reveals problems and prospects, dynamics of the regional labour market for youth. Regional differences, factors that influenced their formation are noted. The institutional interaction between formal and informal structures involved in the regulation of social development of Russian youth is considered.

Текст научной работы на тему «Институциональные особенности регулирования социального развития российской молодежи на региональных рынках труда»

Коржова Д.А.

Аспирант.

Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова.

Институциональные особенности регулирования социального развития российской молодежи на региональных рынках труда*

Аннотация. В данной статье рассмотрена институциональная организации социального развития молодежи на региональном рынке труда Российской федерации. Автор рассмотрел на основе исторического подхода эволюцию правовой обеспеченности процесса, а также реализацию политики на практическом уровне. В настоящей работе обозначены проблемы, перспективы, динамика рынка труда для молодёжи в регионе. отмечены местные различия, факторы, повлиявшие на их формирование. исследовано влияние формальных и неформальных структур на регулирование социального развития молодежи в России, их институциональное взаимодействие было проанализировано.

Ключевые слова: региональный рынок труда, социальное развитие, молодежь, институциональные особенности, государственная политика, социальные страты.

Korzhova D.A.

Postgraduate student of the South Russian State Polytechnic University (NPI) named after M.I. Platov.

Institutional features of regulating the social development of Russian youth in regional labor markets

Abstract. The article considers the institutional organization of social development of young people in the regional labour market of the Russian Federation. The author analysed on the basis of the historical approach the evolution of legal security of the process, as well as the implementation of policy at the practical level. The work reveals problems and prospects, dynamics of the regional labour market for youth. Regional differences, factors that influenced their formation are noted. The institutional interaction between formal and informal structures involved in the regulation of social development of Russian youth is considered.

Key words: regional labor market, social development, youth, institutional features, public policy, social strata.

Политика в области молодежного развития является одним из ключевых векторов государственной политики современной России. очевидно, что молодежь и вклад ее социальное раз-

витие я- важный процесс, обеспечивающий будущее существование самого государства, российской нации. Важным является и социальное развитие молодежи, в т.ч. на региональном рын-

* © Коржова Д.А., 2024.

институциональные особенности регулирования социального развития российской молодежи на региональных рынках труда

ке труда. Под социальным развитием мы подразумеваем условия, созданные для совершенствования образования, культуры, воспитания, условий труда для молодежи, продвижение инициатив, направленных на активное вовлечение во все сферы жизни российского государства [1].

основы государственной молодежной политики до 2025 года определены Распоряжением Правительства Рф 29.11.2014 г. (№ 2403-р), которое регулирует молодежную политику в Российской федерации [8].

Возрастная категория молодежи определена в документе как от 14 до 35 лет. Принципы, цели и методы взаимодействия государства с молодежью и ее поддержки описаны в данном документе.

Важно определить, кто должен быть отнесен к категории «молодежь». Это, безусловно, группа граждан, которую определяют биологические признаки, в первую очередь возраст. однако даже такие вещи необходимо закрепить в соответствующих актах.

интересно отметить, что региональные власти уделяют этому вопросу больше внимания, чем федеральные чиновники, поскольку в регионах России существуют свои законы, регулирующие молодежную политику, которые в большей степени повторяют федеральный законопроект [4].

Для определения возрастной группы в конкретном историческом периоде требуются дополнительные исследования. В международном опыте методика ВоЗ определяет молодежь как людей в возрасте от 25 до 44 лет.

организация объединенных наций отмечает, что молодежью считается возрастная категория от 15 до 24 лет. В свою очередь, организация экономического сотрудничества и разви-

тия увеличивает верхнюю границу до 29 лет. В России приняты другие показатели: молодежь охватывает возраст от 14 до 35 лет и определяется на основе демографических, а не социальных характеристик.

Молодежная политика охватывает разнообразные аспекты жизни молодежи, такие как обучение, благополучие, инклюзия и демократическое участие. Предоставляя молодым людям возможности для раскрытия своих знаний, умений и установок, она способствует их самостоятельности, активному участию в общественной жизни и успешной адаптации на рынке труда.

Молодое поколение для политиков во всем мире - объект надежды и опасений, согласно многим авторам. современная европейская молодежная политика, в отличие от традиционной, чаще всего рассматривает молодежь как важный ресурс общества, а не только как проблему, требующую контроля и поддержки.

Поддерживая идею самоответственности, представление молодых людей как «ресурса» не только способствует интеграции на рынок труда, но и открывает новые возможности для расширения прав и возможностей молодежи. В результате, молодые люди выступают в роли активных граждан [7].

В России после распада сссР распалась и комсомольская структура, реструктуризация и восстановление которой растянулась на два десятилетия. Лишь в 2008 году окончательно появилась организация «Росмолодежь», являющаяся правопреемником ВЛКсМ. Её появление было связано с тревожными тенденциями рубежа 1990-2000-х гг., которые заключались в проявлении политической активности молодежи, далеко не всегда отражающей реальную государственную политику.

Для российского государства - это стало серьёзным испытанием, ведь молодежь, воспитанная на чужой идеологии не станет достойным преемником в будущем. очевидно, что молодежь стала «проблемой», в то время как государство хотело видеть молодежь как «ресурс» [5].

Для формирования перспективного нового поколения государство активно работает над укреплением институциональных основ социального развития молодежи, особенно на региональных рынках труда. созданы благоприятные условия для развития образования как ключевого фактора социальной мобильности молодежи, обеспечивающего последующее трудоустройство и справедливую оплату труда.

Развитие образования позволило сформировать и совершенствования знания, умения и навыки молодежи, укрепить профессиональную компетентность. При этом проблема доступа к качественному образованию в регионах остаётся актуальной. отдалённые от центра периферийные города и регионы страдают из-за отсутствия достаточного количества квалифицированных кадров, что обусловлено непривлекательностью отдельных регионов для повседневной жизни [6]. В связи с этим очевидно предположить, что вместе с развитием образования для повышения привлекательности региональных рынков труда необходимо развивать инфраструктуру.

Важным направлением социального развития российской молодежи на региональных рынках труда является молодежное предпринимательство. Так, под ним понимается направление в развитии экономики страны. сегодня особенно важны вопросы стимулирования молодежи к участию в бизнесе, хотя такая практика давно существует

в российской экономике. Для развития молодежного предпринимательства в России действует Всероссийская программа, создающая специальную экосистему [2]. Эта программа предлагает возможности для поиска бизнес-партнеров и наставников, развития своего дела и интеграции его в общество.

несмотря на инициативы, существуют проблемы, которые ограничивают развитие молодежного предпринимательства. отсутствие программных инструментов для развития, недостаточная регулировка на федеральном уровне вопросов поддержки молодежного предпринимательства, и различие возможностей в продвижении молодежных идей в федеральных центрах по сравнению с другими регионами - все это входит в список проблем.

Принципы организации молодежного предпринимательства в России включают следующие ключевые аспекты [1]:

- для молодежи важно быть вовлеченной в социальную практику и знать о потенциальных возможностях развития, предоставление информации о возможностях и перспективах в сфере предпринимательской деятельности, а также обучение и подготовка молодых людей к этой области играют важную роль;

- развитие созидательной активности молодежи, т.е. стимулирование творческого и инновационного подхода к предпринимательству среди молодежи;

- помощь и поддержка молодых людей, которые оказались в сложных ситуациях жизни или бизнеса, играют важную роль в их интеграции;

- создание специальных программ и государственных трансферных механизмов для молодых предпринимателей, может включать в себя пре-

доставление грантов, субсидий или льготных кредитов с низкой процентной ставкой;

- упрощение бюрократических процедур, снижение административных барьеров для молодых предпринимателей, что упрощает процесс создания и ведения бизнеса.

Для поддержки молодежного предпринимательства и обеспечения молодых людей поддержкой в их предпринимательских стремлениях были разработаны принципы, направленные на создание благоприятной среды развития.

На федеральном уровне не всегда имеются эффективные механизмы для поддержки молодежного предпринимательства, что является одной из важных проблем. Недостаточная урегули-рованность в данной области указывает на отсутствие четких государственных механизмов поддержки молодых предпринимателей.

Ограничение возможностей молодых предпринимателей в использовании современных технологий и инструментов для развития и продвижения своего бизнеса связано с отсутствием программных инструментов для развития молодежного предпринимательства.

Также стоит отметить, что в России еще не сформировалась культура молодежного предпринимательства. Это означает, что молодые люди часто сталкиваются с непониманием и недостатком поддержки со стороны общества и государства.

Молодые предприниматели в регионах сталкиваются с большими трудностями в продвижении своих идей и проектов по сравнению с коллегами в крупных городах и федеральных центрах. Существует различие в возможностях в продвижении молодежных идей

в федеральных центрах по сравнению с другими регионами [3].

Можно сказать, что государственная политика по поддержке молодежного предпринимательства даёт свои плоды. Так, по данным, опубликованным Forbes в апреле 2023 г. были озвучены имена 10 самых перспективных предпринимателей России моложе 30 лет [10]. Среди них - Дмитрий Данилов - молодой человек в возрасте 25 лет возглавляет онлайн-школу «Умскул», предоставляющую образовательные услуги по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ. В 2021 году компания была куплена холдингом «VK» за 950 млн. рублей, при том, что это лишь четверть стоимости «Умскул».

Молодежные инициативы, затрагивающие активность в области политики, экономики, образования, культуры, активно продвигаются российским государством помимо развития предпринимательства. Так, устраиваются дискуссионные клубы, концерты, форумы, дебаты и другие мероприятия. На них молодые люди имеют возможность высказать свою точку зрения, проявить себя, познакомиться с другими представителями своего поколения, а также зарекомендовать себя перед уже утвердившимися в определенной сфере людьми [9].

Таким образом, в Российской Федерации сегодня социальное развитие молодежи имеет свои особенности. Государство активно поддерживает молодежь в различных сферах, включая политику и культуру. Это является ключевым направлением государственной политики в целом. Кроме того, молодежь включается в экономическую жизнь страны не только в крупных городах, но и в малых регионах.

Создаются условия для образования, участия в политическом процес-

се, активного участия в общественной жизни, трудоустройства и карьерного роста. Дополнительные средства предоставляются молодым специалистам по месту работы.

References

[1] Batchaev A.D. Priority directions of the state youth policy

of Russia // World Science. 2023. № 1 (70). // URL: https://cyberleninka.ru/article/n7prioritetnye-naprav-leniya-gosudarstvennoy-molodezhnoy-politiki-rossii (02.18.2024).

[2] All-Russian program for the development of youth entre-

preneurship // URL: https://xn--90agcheugglb3a7c6d. xn--p1ai/?ysclid=ls6cautu7z724163844 (02.18.2024).

[3] Gazizova L.I. Development of state youth policy in Russia

// Magistracy Bulletin. 2021. № 8 (119). // URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/razvitie-gosudarstvennoy-molodezhnoy-politiki-v-rossii (02.18.2024).

[4] Kalabanov V.A., Skovikov A.K., Shumilov A.V. State

youth policy in Russia in social networks // PolitBook. 2021. № 4. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ gosudarstvennaya-molodezhnaya-politika-v-rossii-v-sotsialnyh-setyah (02.18.2024).

[5] Klyuchevskaya N. Youth entrepreneurship: problems and

solutions // URL: https://www.garant.ru/news/1468805/ (02.18.2024).

[6] Measures to support youth entrepreneurship in Russia

// URL: https://www.csr.ru/ru/research/mery-pod-derzhki-molodezhnogo-predprinimatelstva-v-rossii/ (02.18.2024).

[7] Mosiychuk E.A., Naumenkov A.V., Khromenkova G.A.

Methods of stimulating youth entrepreneurship in modern conditions // Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. 2022. № 10-1. P. 106-111.

[8] Order of the Government of the Russian Federation

of November 29, 2014 N 2403-r "On approval of the Fundamentals of the State Youth Policy of the Russian Federation for the period until 2025" // URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17 1835/5416a7ecef3afe3ff052deb74264bbf282e889ef/? ysclid=ls6cdk9n6z767140780 (02.18.2024).

[9] Sidorov A.V. State youth policy in Russia: essence and

main stages // Contentus. 2020. № 6. // URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-molo-dezhnaya-politika-v-rossii-suschnost-i-osnovnye-etapy (02.18.2024).

[10] 10 most promising Russian entrepreneurs under 30 years old - 2023 // URL: https://www.forbes.ru/svoi-biznes/488373-10-samyh-perspektivnyh-rossijskih-predprinimatelej-moloze-30-let-2023 (02.18.2024).

Список литературы

[1] Батчаев А.Д. Приоритетные направления государст-

венной молодежной политики России // Мировая наука. 2023. № 1 (70). // URL: https://cyberleninka. ru/article/n/prioritetnye-napravleniya-gosudarstven-noy-molodezhnoy-politiki-rossii (Дата обращения: 18.02.2024).

[2] Всероссийская программа по развитию молодёж-

ного предпринимательства // URL: https://xn--90agcheugglb3a7c6d.xn--p1ai/?ysclid=ls6cautu 7z724163844 (Дата обращения: 18.02.2024).

[3] Газизова Л.И. Развитие государственной молодежной

политики в России // Вестник магистратуры. 2021. № 8 (119). // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ razvitie-gosudarstvennoy-molodezhnoy-politiki-v-rossii (Дата обращения: 18.02.2024).

[4] Калабанов В.А., Сковиков А.К., Шумилов А.В. Го-

сударственная молодежная политика в России в социальных сетях // PolitBook. 2021. №4. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-molodezhnaya-politika-v-rossii-v-sotsialnyh-setyah (Дата обращения: 18.02.2024).

[5] Ключевская H. Молодежное предпринимательство:

проблемы и решения // URL: https://www.garant.ru/ news/1468805/ (Дата обращения: 18.02.2024).

[6] Меры поддержки молодежного предпринимательст-

ва в России // URL: https://www.csr.ru/ru/research/ mery-podderzhki-molodezhnogo-predprinimatelstva-v-rossii/ (Дата обращения: 18.02.2024).

[7] Мосийчук Е.А., Науменков А.В., Хроменкова Г.А.

Методы стимулирования молодежного предпринимательства в современных условиях // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2022. №

10-1. с. 106-111.

[8] Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 N

2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // URL: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_171835/5416a7ecef 3afe3ff052deb74264bbf282e889ef/?ysclid=ls6cdk9n 6z767140780 (Дата обращения: 18.02.2024).

[9] сидоров А. В. Государственная молодежная поли-

тика в России: сущность и основные этапы // Кон-тентус. 2020. № 6. // URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/gosudarstvennaya-molodezhnaya-politika-v-rossii-suschnost-i-osnovnye-etapy (Дата обращения: 18.02.2024).

[10] 10 самых перспективных российских предпринимателей моложе 30 лет - 2023 // URL: https:// www.forbes.ru/svoi-biznes/488373-10-samyh-perspektivnyh-rossijskih-predprinimatelej-moloze-30-let-2023 (Дата обращения: 18.02.2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.