ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ЖУРНАЛ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК. 2022 Т. 23. № 1. С. 26-47
I ПУБЛИЧНАЯ ПОЛИТИКА
ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД В ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ РФ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ И ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ1
И. В. Мирошниченко, Л. А. Шпиро, К. А. Федоренко
Мирошниченко Инна Валерьевна
Эл.почта: [email protected]. ORCID 0000-0002-2650-6662. Шпиро Лаура Артуровна
Эл.почта: [email protected]. ORCID 0000-0001-5409-2922. Федоренко Константин Альбертович
Эл.почта: [email protected]. ORCID 0000-0003-4863-2835.
Кубанский государственный университет, ул. Ставропольская, 149, Краснодар, 350040, Россия
Аннотация. В статье осмыслено социальное противоречие между реализуемыми субъектами государственной молодежной политики проектных методов работы и достигаемыми ими результатами. Авторы представили результаты исследования институциональных практик реализации федеральных и региональных проектов в РФ в период 2018-2022 гг. В качестве аналитического инструментария для эмпирического исследования выявления соответствия институциональных практик проектной деятельности приоритетным целям государственной молодежной политики РФ авторами была разработана критериальная матрица. Она основана на «пяти переходах» молодежи и триедином комплексе институциональных мер, нацеленных на оказание содействия молодежи в раскрытии ее потенциала и актуализации гражданской позиции молодежи через расширение возможностей, формирование способностей и предоставление «повторного шанса». По результатам эмпирического исследования авторами был зафиксирован дефицит проектных инициатив в содержательном поле жизненного перехода молодежи «создание семьи» и институциональных практик по формированию способностей молодежи принимать правильные решения на всех жизненных переходах. Формирование способностей у молодежи предполагает не только развитие компетенций, но и создание субъектами публичного управления адекватного информационного контекста и адресного контента для обозначения основных альтернатив возможных решений и ресурсов для их принятия. Авторы приходят к выводам, что внедрение проектного подхода в практику государственной молодежной политики на системном уровне способствует качественному изменению системы целепо-лагания с ориентацией на достижение конкретных результатов по ключевым направлениям, расширению механизмов межсекторного взаимодействия и интеграции ресурсов различных субъектов публичного управления при реализации проектных задач. Использование институциональной матрицы пяти переходов и комплексных мер при проектировании содержания федеральных и региональных проектов позволит переформатировать в российской модели молодежной политики ролевые и статусные позиции молодежи от объекта воздействия к ее субъектной позиции.
Ключевые слова: проектный подход в государственной молодежной политике, национальные проекты РФ, «пять переходов» молодежи, политика расширения возможностей, развития способностей и предоставление «повторного шанса» молодежи.
Введение
Государственная молодежная политика находится в стадии институционального переформатирования как на уровне РФ, так и в российских регионах, что обуслов-
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке Минобрнауки РФ в рамках государственного задания FZEN-2020-0022.
лено необходимостью масштабного вовлечения молодежи в практики устойчивого развития РФ при сохранении социально-политической стабильности. В условиях современных геополитических рисков и глобальных социальных вызовов нарастает необходимость формирования конвенциональной субъектной позиции молодежи и полного раскрытия инновационного потенциала представителей молодого поколения для решения приоритетных задач развития страны, в том числе, в контексте пандемийных ограничений и угроз национальной безопасности РФ.
Институциональное переформатирование государственной молодежной политики обусловлено комплексом факторов, среди которых системообразующими являются формирование новых содержательных приоритетов и поиск новых подходов, технологий в работе с молодежью, а также в сфере публичного управления молодежной политикой. Новые государственные приоритеты и задачи в сфере молодежной политики получили свое нормативное закрепление в 2020 году в конституционной поправке (часть 1 статьи 72 Конституции РФ) (Конституция Российской Федерации...) и Федеральном законе от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» (Федеральный закон.). В результате внесения поправок в Конституцию РФ был закреплен конституционный статус государственной молодежной политики, а также межведомственный / межотраслевой и многоуровневый характер ее реализации. В Федеральном законе от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» определены новые возрастные границы (от 14 до 35 лет) молодежи, расширяющие возможности внутри-поколенческих групп для развития и получения различных мер поддержки; обоснован комплекс условий, направлений и механизмов государственной молодежной политики для раскрытия инновационного потенциала российской молодежи. Изменение приоритетов и модели управления в сфере государственной молодежной политики обуславливает выработку и применение адекватных новому содержательному наполнению практических подходов и технологий. Одним из таких подходов, основанных на применении инновационных методов работы с молодежью, является проектный подход. Актуальность использования проектного подхода обусловлена также его интеграцией в практику федеральных органов исполнительной власти (Постановление Правительства ...) и органов государственной власти субъектов РФ для достижения национальных целей развития Российской Федерации (Указ Президента РФ.), в том числе в сфере государственной молодежной политики.
Вместе с тем многоуровневый характер управления сферой молодежной политики требует определения институциональной матрицы проектной деятельности, отвечающим национальным приоритетам, специфике ресурсов, возможностей и ограничений, которые бы способствовали достижению результатов, раскрывающих конструктивный потенциал молодежи в различных сферах жизнедеятельности. Социальное противоречие между реализуемыми субъектами государственной молодежной политики проектных методов работы и достигаемыми ими результатами требует своего научного осмысления и выработки предложений по их эффективному использованию.
Степень научной разработанности тематики исследования
Научное осмысление теоретических и эмпирических аспектов применения проектного подхода в государственной молодежной политике в российской практике
фрагментарно отражено в отечественном научном дискурсе. Основной пласт работ посвящен рассмотрению общих черт социального проектирования (Катаева, Крук, 2016), характеристике социальных проектов и специфике участия в них молодежи, среди которых добровольческие проекты (Певная, Минченко, Чусовитин, 2021; Солнышкина, Новикова, 2018), проекты в сфере физкультуры и здорового образа жизни (Нархов, Нархова, 2021), проекты, направленные на формирование гражданской идентичности молодежи (Пастухова, 2018), приобретающие особую значимость в современных реалиях. Практики социального проектирования в образовательных учреждениях современной России (как в школах, так и в университетах) стали предметом ряда эмпирических исследований в междисциплинарном поле российских ученых (Иванова, Пастухова, 2018).
Применимость проектного подхода в контексте государственного управления, его методологические основания и практики использования в современных государствах рассматриваются в ряде работ политико-управленческого характера (Zurga, 2018; Dolata, 2019; Savovic, Petrovic, 2021; Bezerra, Amorim, Melo, 2021). Особое направление в научном анализе проблематики представляют работы, посвященные методологии проектного управления как инструмента реализации отраслевых государственных политик и национальных проектов РФ (Якимова, 2016; Леонова, 2020). В ряде исследований определяются возможности и ограничения реализации проектного подхода, его адаптации как бизнес-инструмента к бюрократической среде системы государственного управления, что требует модификации внутренних организационных и инфраструктурных условий (Мирошниченко, Шпиро, 2019; Miroshnichenko, Tereshina, Shpiro, 2021). Важными компонентами проектного подхода в системе государственного управления являются цифровые технологии и цифровая инфраструктура, которые создают новые возможности для реализации задач отраслевых политик в условиях цифровой трансформации (Филатова, Стукало, Лебедева, Цуканова, Дзахмишева, 2020). В работах российских ученых анализируется применение проектного подхода как инструмента реализации государственной социальной политики (Смирнова, Чуйков, Абрамов, 2020), культурной политики (Носкова, 2018), образовательной политики (Кузнецова, 2016), жилищной политики (Строева, 2022). Опыт применения проектного подхода для достижения целей экономической политики государства описан в работах российских ученых (Соколенко, Чаброва, Коптенок, 2020; Ерлыгина, Васильева, 2021; Гавриленко, Исаева, Воронцов, 2021; Борисов, 2020). Отдельные работы характеризуют федеральные проекты, направленные на решение проблем молодежи (Османова, 2022). Анализируя опыт зарубежных государств, ученые отмечают, что проектный подход эффективен для достижения целей развития общественной инфраструктуры (Khan, Waris, Ismail, Sajid, Ullah, Usman, 2019; Gorod, Hallo, Nguyen, 2018).
Методология и методика исследования
Исследование выстроено на методологических основаниях проектного подхода как способа организации деятельности, в том числе и в сфере государственной молодежной политики, который предполагает новые принципы целеполагания, направленные на решение конкретных проблемных ситуаций и/ или эффективного «ответа» на новые вызовы, с ориентацией на достижение конкретных результатов в определенный промежуток времени; переформатирование способов достижения целей от линейно-функционального к нелинейному; формирование «команд
изменений» и многоуровневой системы коммуникаций публичного управления с различными субъектами, обеспечивающей достижение целей (Мирошниченко и др., 2019). Для обоснования возможностей и ограничений проектного подхода в реализации задач государственной молодежной политики использовались критерии, предложенные М. Втпе1 (2019), определяющие успешность проектного управления, среди которых: формирование дееспособной институциональной структуры управления проектами и понимание правительственной практики управления проектами.
Для определения институциональной матрицы проектной деятельности в сфере государственной молодежной политики использовалась концепция «пяти переходов» в развитии молодого поколения, которые влияют на дальнейшую жизнь каждого представителя молодежи — это «продолжение учебы», «начало трудовой деятельности», «усвоение навыков здоровой жизни», «создание семьи», «осуществление гражданской позиции». Качество и успешность данных переходов способствует формированию основополагающего человеческого капитала, т.е. возможности стать эффективными специалистами в профессии, главами семей, гражданами, лидерами общества и т.д.» (Морозова, Мирошниченко, Шпиро, 2021). Данная концепция, предложенная экспертами Всемирного банка (Доклад о мировом развитии...), предполагает триединый подход к проектированию институциональных мер в сфере молодежной политики, который направлен на расширение возможностей молодежи на жизненных «переходах», формирование способностей у представителей молодежи принимать «правильные» решения и предоставление повторного шанса для тех, кто упустил свои возможности и принял неправильные решения. Такой подход, который может быть реализован посредством инструментария проектной деятельности, создает модель дружественной политики по отношению к молодежи и способствует «инвестированию» в молодежь для раскрытия ее инновационного потенциала.
Среди эмпирических методов исследования авторами использовался традиционный анализ документов, характеризующих реализацию проектного подхода в сфере государственной молодежной политики на федеральном и региональном уровне РФ: аналитических и отчетных материалов, официальных документов, представленных на официальных сайтах Министерства просвещения РФ, Федерального агентства по делам молодёжи, Российского центра гражданского и патриотического воспитания детей и молодёжи, Федеральной службы по труду и занятости РФ, патриотических клубов «Я горжусь», платформы Добро.ш, АНО «Россия — страна возможностей», информационном ресурсе «Национальные проекты России» и официальном Телеграмм-канале руководителя Федерального агентства по делам молодёжи К. Разуваевой, а также социологические данные, представленные на официальном сайте Всероссийского центра изучения общественного мнения.
Институциональная матрица проектной деятельности в сфере государственной молодежной политики РФ: состояние и потенциал развития
Институциональная система проектной деятельности в сфере молодежной политики в РФ представлена двумя уровнями: федеральным и региональным. На федеральном уровне реализация проектов осуществляется органами исполнительной власти и другими субъектами публичного управления (некоммерчески-
ми организациями, бизнес-сообществом, институтами развития и др.) в рамках национальных проектов РФ, а также ведомственных инициатив Федерального агентства по делам молодежи, выступающим в качестве инициатора и/или оператора проектов. На региональном уровне реализация проектной деятельности осуществляется органами по делам молодежи, входящими в систему органов исполнительной власти субъекта РФ, подведомственными им учреждениями, другими субъектами публичного управления. Региональная специфика организации проектной деятельности в сфере молодежной политики отражает три категории проектов: проекты по основным направлениям деятельности федерального значения (инициативы Росмолодежи); региональные проекты, обеспечивающие достижение показателей и результатов федеральных проектов (по полномочиям субъектов РФ и вопросам местного значения муниципальных образований субъектов РФ); комплексные проекты и проекты по основным направлениям деятельности регионального значения (инициативы субъектов РФ). Важно отметить, что внедрение проектного подхода в систему государственного управления способствовало переориентации субъектов региональной молодежной политики на достижение национальных целей и показателей развития посредством адаптации региональной повестки к национальным приоритетам, а также накопленного опыта в использовании инструментария социального проектирования, сформованного на уровне локальных практик, к новым форматам работы. Ключевое значение проектная деятельность в сфере государственной молодежной политики приобрела с 2021 года, когда в Послании Президента РФ Федеральному собранию 2021 года была актуализирована острая потребность во включении в каждый национальный проект мероприятий, направленных на поддержку молодежи и развитие ее потенциала (Послание Президента Федеральному собранию.). Важно, что для качественной формулировки спектра приоритетных задач в паспортах национальных проектов за счет молодежной проблематики Росмолодежь и АНО «Национальные приоритеты» инициировали всероссийский опрос среди молодых людей о наиболее приоритетных вопросах, требующих включения в национальные проекты, а также онлайн и офлайн стратегические сессии с представителями федеральных и региональных органов власти, профильных общественных объединений и вузов в федеральных округах РФ. В то же время заявленные в публичном пространстве молодежные приоритеты, по результатам проведенного опроса и стратегических сессий не нашли своего системного отражения в паспортах национальных проектов, которые бы соответствовали государственному курсу в сфере молодежной политики.
В качестве аналитического инструментария для оценки соответствия институциональных практик проектной деятельности приоритетным целям государственной молодежной политики РФ может выступить критериальная матрица (табл. 1), основанная на «пяти переходах» молодежи и триедином комплексе институциональных мер, нацеленных на оказание содействия молодежи в раскрытии ее потенциала и актуализации гражданской позиции молодежи через расширение возможностей, формирование способностей и предоставление «повторного шанса». При этом под институциональными мерами, направленными на расширение возможностей, понимаются условия предоставления качественного непрерывного образования, медицинского обслуживания, облегчения старта трудовой деятельности, предоставления молодежи для выражения своей позиции, а также пожеланий о предо-
Таблица 1. Институциональная матрица проектной деятельности в сфере государственной молодежной политики РФ
Table 1. Institutional matrix of project activities in the sphere of state youth policy of the Russian Federation
«Переходы молодежи»
Институциональные меры в сфере молодежной политики
Предоставление повторного шанса как системы восполнения упущенных возможностей
Расширение возможностей как создание условий для развития молодежи
Формирование способностей у молодежи принимать правильные решения
Продолжение Федеральный проект «Молодые учебы профессионалы» (Международный
чемпионат «Абилимпикс», Чемпионат по профессиональному мастерству по стандартам «Вор-лдскиллс»).
Федеральный проект «Молодежь России» (Всероссийский проект «Твой ход», образовательный центр «Машук» и др.). Федеральный проект «Содействие занятости».
Образовательная платформа «Академия Росмолодежь. Гранты». «Добро. Университет» на портале Добро.ш.
Федеральный проект «Молодежь России» (Всероссийский проект «Твой ход», форум «Территория смыслов», фестиваль «Таврида», образовательный центр «Машук» и др.).
Федеральный проект «Содействие занятости».
Старт Федеральный проект «Социальные
трудовой лифты для каждого» (система про-
деятельности фессиональных конкурсов, в том
числе профессиональные конкурсы платформы «Россия — страна возможностей»).
Федеральный проект «Молодежь России» (Всероссийский проект «Твой ход», форум «Территория смыслов» и др.).
Федеральный проект «Поддержка начинающих предпринимателей». Федеральный проект «Развитие человеческого капитала в интересах регионов, отраслей и сектора исследований и разработок (Кадры)» Грантовый конкурс Росмолодежи «Росмолодежь. Гранты». Клуб молодых предпринимателей «Росмолодежь. Бизнес».
Федеральный проект «Социальные лифты для каждого». Федеральный проект «Молодежь России» (Всероссийский проект «Твой ход», форум «Территория смыслов» и др.). Грантовый конкурс Росмоло-дежи «Росмоло-дежь. Гранты».
Х
Таблица 1. Окончание End of Table 1
Усвоение Федеральный проект «Спорт —
навыков норма жизни».
зд°ров°го Инициатива — «Давай бросать» °браза жизни (нацпроект «Демография»)
Марафон здорового образа жизни «Поколение ZOЖ» (в рамках всероссийского проекта «Твой ход»).
Х
Х
Создание Федеральный проект «Финансовая
семьи поддержка детей при рождении
детей» (Нацпроект «Демография»). Нацпроект «Жилье и городская среда».
Х
Х
Осуществле- Федеральный проект «Социальная ние граж- активность» (конкурсы данской «Доброволец России», «Регион
позиции добрых дел», Международная
премия «Мы вместе» и др.) Федеральный проект «Патриотическое воспитание» («Большая перемена», патриотические клубы «Я горжусь», национальная премия «Патриот»). Федеральный проект «Молодежь России».
Всероссийский проект «Диалог с героями».
Молодежный форум «Истоки». Платформа Dobro.ru.
Федеральный
проект
«Социальная
активность»
(конкурсы
«Доброволец
России»,
«Регион
добрых дел»,
Международная
премия
«Мы вместе»
и др.)
Х
ставлении необходимой помощи на этапах жизненных переходов. Способности молодежи формируются в рамках институциональной деятельности представителей молодежи: они демонстрируют свою субъектную позицию, участвуя в принятии решений, как в отношении себя, так и в отношении ключевых проблем сообществ/ территорий (муниципалитета, субъекта РФ, страны). Формирование способностей у молодежи предполагает не только развитие компетенций, но и создание субъектами публичного управления адекватного информационного контекста и адресного контента для обозначения основных альтернатив возможных решений и ресурсов для их принятия. Предоставление повторного шанса — это институциональные меры по восполнению упущенных возможностей представителями молодежи на различных жизненных переходах из-за неблагоприятных условий или неверно принятых решений (Доклад о мировом развитии.).
Использование предложенной институциональной матрицы при анализе результатов федеральных и региональных проектов на предмет соответствия достигаемых проектных целей жизненным «переходам молодежи» и видам институциональных практик в сфере молодежной политики позволяет определить содержательные «лакуны» в сфере государственной молодежной политики.
Большая часть проектов сконцентрирована в содержательном поле двух «переходов»: продолжение учебы и старта трудовой деятельности. Проекты, направленные на «продолжение учебы», расширяют возможности молодых людей к получению дополнительного образования или профессиональной переподготовки. Федеральный проект «Содействие занятости» (Обучение граждан.) создает возможности профессионального обучения и дополнительного профессионального образования. Для молодежи открываются новые условий поднятия социального статуса при помощи приобретения и развития компетенций, обеспечивающих конкурентоспособность на рынке труда (в зависимости от категории молодежи данный проект предоставляет повторный шанс получить образование, если до этого не освоены программы среднего профессионального или высшего образования). Для других категорий молодежи открываются возможности получить дополнительную квалификацию, овладеть новыми навыками для продолжения (начала) карьеры, что в дальнейшем отражается в одном из пяти переходов — «начало трудовой деятельности».
В рамках федеральных проектов и инициатив Росмолодежи сформирован целый комплекс образовательных форматов, способствующих формированию профессиональных компетенций и надпрофессиональных навыков у молодежи для успешного выстраивания ими дальнейших жизненных траекторий. Здесь отмечается тесная взаимосвязь двух переходов — «продолжение учебы» и «начало трудовой деятельности». Например, в рамках федерального проекта «Молодежь России» проводится всероссийский студенческий проект «Твой ход», оператором которого является Росмолодежь. Проект включает конкурсное и неконкурсное направление, в рамках которых участникам предоставляется возможность поучаствовать в образовательных форматах, стажировках, прокачать свои компетенции, обрести новые знакомства (в том числе с руководителями федеральных проектов), изменить окружающую среду, высказать свое мнение и получить обратную связь, создать и реализовать собственный проект. Причем создаются условия не только для развития способностей студентов, но и участники включаются в деятельность по развитию образовательного пространства своих университетов, реализуя проекты развития. Охват проекта к 2022 году насчитывает более 1 млн. участников. Для вовлечения молодежи в проектную деятельность, развития их проектных компетенций Росмолодежью создана образовательная платформа «Академия Росмолодежь. Гранты», которая помогает активным гражданам 18-35 лет понять специфику социальных проектов, выйти на новый уровень для подачи заявки на грантовый конкурс.
В рамках федерального проекта «Социальные лифты для каждого» АНО «Россия-страна возможностей», Министерством просвещения, Министерством науки и высшего образования обеспечивается проведение комплекса мероприятий, направленных на раскрытие талантов и профессионального потенциала, взаимодействие и обмена опытом с профильными специалистами, предпринимателями, управленцами и волонтерами. В рамках проектов молодые люди получают возможность реализовать собственный потенциал, создать индивидуальные траектории профессионального и личностного развития. Участие в мероприятиях проекта создает систему меритократических социальных лифтов для молодежи (рекрутируются те представители молодежи, которые имеют необходимый набор компетенций, достижений, определенный в результате конкурсных процедур).
Одним из крупных мероприятий в рамках федерального проекта «Социальные лифты для каждого» является Всероссийский профессиональный конкурс «Флагманы образования. Студенты», организаторами которого является АНО «Россия — страна возможностей» при поддержке Минобрнауки РФ. Целевой аудиторией выступает молодежь, планирующая связать свою будущую профессию с преподаванием (студенты бакалавриата, специалитета, начиная со второго курса, магистранты и аспиранты, студенты ссузов). По результатам конкурса молодые люди получают конкретные предложения для работы, возможность обучиться по образовательной программе, пройти стажировку во всероссийских детских центрах «Артек», «Смена». Как отмечает заместитель председателя Правительства РФ, Татьяна Голикова: «Конкурс — это площадка, где будущие учителя могут заявить о себе, раскрыть свой потенциал, улучшить свои коммуникативные компетенции. Важно, чтобы в профессию приходили молодые специалисты, которые разделяют интересы учеников и стремятся к развитию на благо России» (Всероссийский конкурс «Флагманы образования. Студенты».). Данный конкурс актуализирует проблему нехватки педагогических кадров в системе образования, интегрирует в образовательный процесс новых специалистов, которые будут воспитывать новое поколение молодежи, используя в своей деятельности творческий потенциал, новые содержательные форматы преподавательской деятельности. В 2022 году было подано около 27 тысяч заявок из 84 регионов России, в финале определено 35 победителей, получивших возможность обучения и стажировки в ВДЦ «Смена», профессиональной переподготовки в педагогическом вузе, получения сертификатов на использование программного обеспечения от компании «Научные развлечения», приглашение на Всероссийский форму классных руководителей. Полуфиналисты и финалисты конкурса формируют сообщество, сопровождаемое экспертами конкурса.
Условия для старта молодых предпринимателей создаются в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство» (федерального проекта «Поддержка начинающих предпринимателей»). Молодежь в возрасте до 25 лет после бесплатного обучения в центре «Мой бизнес» может получить грант на реализацию своего бизнес-проекта. На региональном уровне в Краснодарском крае в рамках нацпроекта реализуется проект «Воронка инновационных старта-пов», направленный на раскрытие инновационного потенциала молодежи. Как отмечает руководитель департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края В. Воробьев: «По сути, мы строим инновационную экосистему, в которой участвовать можно уже со студенческого возраста. Это первый проект такого масштаба в стране» (В Краснодарском крае.).
В рамках перехода «начало трудовой деятельности» реализуется федеральный проект «Развитие человеческого капитала в интересах регионов, отраслей и сектора исследований и разработок (Кадры)» нацпроекта «Наука и университеты». Он создает условия для молодых ученых, повышает привлекательность построения карьеры в учреждениях науки и высшего образования.
Отдельно отметим флагманский проект Росмолодежи, входящий в платформу «Россия — страна возможностей» — грантовый конкурс, направленный на поддержку молодежных инициатив, являющейся основой для будущей карьеры. Грантовый конкурс Росмолодежи поддерживает проектные инициативы физических (учащиеся старших классов, студенты, руководители организаций и субъектов малого предпринимательства, представители общественных объединений) и юридических
лиц (вузы, в том числе органы студенческого самоуправления, некоммерческие организации), вовлекает молодежь в конструктивную социальную активность, выступает эффективным социальным лифтом для молодых людей. В рамках конкурса молодежных проектов среди физических лиц в 2022 году (1 сезон) определено 1063 победителя, на реализацию проектов которых выделено 867,9 млн. рублей (в 2021 году поддержано 711 проектов) (Опубликовали итоги.). Среди вузов проводится отдельный конкурс, по итогам которого в 2022 году поддержано 373 проекта. Регионами-лидерами являются Москва, Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Свердловская область, Воронежская область, Самарская область. Отметим, что к оценке проектов привлекались студенты, которым предоставилась возможность до экспертной оценки определить наиболее актуальные, по их мнению, проекты, что говорит о молодежи как субъекте принятия решений.
Примерами проектов, направленных на переход «усвоение навыков здоровой жизни» являются национальный проект «Демография» (федеральный проект «Спорт — норма жизни»), в рамках которого создаются условия (спортивные площадки и комплексы) для занятия физической культурой и спортом всех категорий граждан, в том числе молодежи. На уровне субъектов РФ в рамках региональных проектов также создаются условия для подготовки спортивных сборных команд на территории муниципальных образований, развивается спортивная инфраструктура, создаются площадки по выполнению комплекса «Готов к труду и обороне». Как отмечает вице-губернатор Краснодарского края А. Власов, «благодаря проекту в крае возводятся площадки для выполнения нормативов комплекса ГТО, производится переоснащение стадионов, закупается спортинвентарь и экипировка для наших спортивных школ». Кроме того, в связи с нарастающим употреблением электронных сигарет среди молодежной аудитории, в рамках национального проекта «Демография» создана инициатива — проект «Давай бросать», направленный на избавление от зависимости курения электронных сигарет среди молодежи.
Среди проектов, в которых оператором является Росмолодежь, можно выделить Марафон ценностей здорового образа жизни «Поколение ZОЖ», проводящийся в рамках проекта «Твой ход» (при участии Всероссийского общественного движения «Волонтеры-медики»). Инициатива предоставляет возможность для молодежи получить знания о здоровом образе жизни и полезных привычках.
В структуре национальных проектов особую важность в современном геополитическом контексте представляют федеральные проекты «Социальная активность» и «Патриотическое воспитание», целевые характеристики которых связаны с формированием гражданственности и патриотическим воспитанием молодежи в контексте перехода «осуществление гражданской позиции» и ключевого приоритета государственной молодежной политики РФ. В рамках национального проекта «Образование» с 2021 года реализуется федеральный проект «Патриотическое воспитание», в рамках которого ведется работа по развитию воспитательной работы в образовательных организациях. Одним из целевых показателей проекта является создание и функционирование Ассоциации студенческих патриотических клубов «Я горжусь», общее число которых составляет 209 в 69 субъектах РФ численностью около 3,5 тысяч активистов (к 2024 году планируется создать 450 клубов в высших учебных заведениях России) (Официальный сайт Ассоциации студенческих патриотических клубов.). Официальный портал ассоциации представляет собой единое информационное пространство для тиражирования практик и популяри-
зации деятельности. Кроме того, в рамках федерального проекта ставятся задачи проведения мероприятий патриотической направленности для детей и молодежи, взаимодействия старшего и младшего поколения, популяризации отечественной истории. По результатам проекта более 450 тысяч детей и молодежи вовлечено в участие в мероприятиях в сфере патриотического воспитания регионального и всероссийского масштаба.
Одним из мероприятий, которое проводится в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание» является Национальная премия «Патриот», которая является общественно-государственной инициативой. Как отмечает директор ФГБУ «Роспатриотцентр» Наталия Мандрова: «Сегодня мы говорим не только о военной патриотике. Патриотизм — это более широкое понятие, и оно выходит на новые грани, не ставит рамки выражения. Неотъемлемыми его частями стали культура, экология, добровольчество, спорт, наука. Каждый может проявить чувство любви к Родине через близкие ему сферы, показать не только свою индивидуальность, но и сделать что-то большее для общества, развития страны» (Продолжается регистрация ...). В 2021 году было представлено 14 номинаций, победителями стали 75 организаций, проектов, общественных организаций и волонтеров. Например, в одной из номинаций «Лучший учитель истории» определен победитель, представивший проект по созданию в школе Ленинградской области гражданско-патриотического центра «Школа активного гражданина (ШАГ)».
Оператором мероприятий в сфере гражданского и патриотического воспитания молодого поколения является Роспатриотцентр. Одна из его инициатив — Всероссийский проект «Диалоги с героями», который реализуется с 2016 года. Он позволяет представителям молодежи найти наставника, узнать его карьерную траекторию, жизненный путь. Опираясь на опыт наставников (Героев России, Советского Союза, известные личности, добившиеся успеха в различных сферах), молодые люди формируют собственные карьерные траектории. Проект тиражирован в регионах РФ, а проведение региональных мероприятий проекта фиксируются в ключевых показателях реализации государственной молодежной политики органами исполнительной власти субъектов РФ. За все время проведения проекта мероприятия прошли в 81 субъекте РФ с охватом более 450 тысяч представителей молодежи. Так, в марте 2022 года на территории Волгоградской области в смешанном формате в рамках открытого урока в школе и в социальных сетях прошла встреча с Героем России Михаилом Поздняковым. Школьники получили возможность узнать о профессии летчика-испытатели, а также историю его успеха.
Мероприятия федерального проекта «Социальная активность» национального проекта «Образование» курируются Федеральным агентством по делам молодежи. Одним из направлений деятельности является поддержка волонтерского движения. Конкурс «Доброволец России» — ключевой конкурс добровольческих проектов, направленный на развитие инициатив молодежи и их дальнейшую поддержку и тиражирование. За десятилетнюю историю конкурса около 400 проектов получили поддержку. Продолжением конкурса «Доброволец России» является международная премия «Мы вместе», впервые прошедшая в 2021 году и являющаяся результатом Общероссийской акции взаимопомощи #мывместе, старт которой был дан в 2019 году во время пандемии и за время которой около 6,2 млн. человек получили помощь. Отличие Премии от конкурса «Доброволец России» состоит в том, что для участия в Премии участники подают уже действующий проект.
По итогам Премии в 2021 году собран сборник лучших добровольческих практик. Одним из проектов патриотической направленности, формирования гражданственности, занявший 3 место в треке «Волонтеры и НКО» номинации «Культурное наследие» является проект «Живой голос Победы», в рамках которого добровольцы собирают воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны, рассказывающие об их судьбе (Сборник лучших практик ...), публикуют в социальных сетях проекта и объединяют в сборники. Проект тиражирован в Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге, Курске, Иваново и насчитывает более чем 400 героев.
В 2022 году дан старт второй Международной премии «Мы вместе» по двум направлениям — национальному и международному по трем категориям: волонтеры, НКО, бизнес. После подачи заявок проходят региональные этапы во всех субъектах РФ для выявления лучших практики. Полуфинал проходит в онлайн-формате с оценкой проектов экспертной комиссией, а также выполнением заданий участников конкурса. Финальная оценка проектов осуществляется жюри премии, а также народным голосованием на платформе Добро. ru. На первом этапе конкурса в 2022 году подано более 31 тысячи заявок (это на 20% больше, чем в 2021 году), регионами-лидерами по числу заявок стали Москва, Московская область, Краснодарский край, Ростовская область, Санкт-Петербург. Как отмечает руководитель платформы Добро.ги Артем Метелев, участники премии — «лидеры социальных изменений, те, кто развивает Россию, в партнерстве помогает решать проблемы и делает жизнь людей лучше» (31 тысяча проектов: завершился прием заявок ...).
Информационное сопровождение Премии осуществляет портал Премия.мы-вместе.рф и платформа Добро.ги, которая сегодня объединяет около 3,5 млн. волонтеров, более 48 тысяч организаций, около 265 тысяч добрых дел. Платформа Добро.ги — это площадка для привлечения волонтеров со всей России, содержащая крупнейший каталог мероприятий, волонтерских организаций. Каждый желающий может принять участие в конкурсе проектов или поучаствовать в уже действующем проекте (Платформа Добро.ги.). Портал предоставляет возможность обучиться в онлайн «Добро.Университете», повысить уровень волонтерских компетенций в различных сферах (медицинской, культурной, событийной), развить проектные компетенции и другие soft skills. Обучение в «Добро.Университете» прошли около 395 тысяч человек.
В субъектах РФ в рамках региональной части федерального проекта «Социальная активность» проводится всероссийский конкурс «Регион добрых дел», в рамках которого определяются лучшие региональные практики поддержки волонтерства. По результатам конкурса в 2022 году определены 25 регионов-победителей, которые представили 137 социальных проектов поддержки добровольчества: школьного, студенческого, трудоспособного населения, «серебряного» добровольчества. На реализацию проектов регионы-победители получают субсидии из средств федерального бюджета в размере от 9 до 4 млн. рублей. Так, на развитие региональной системы добровольчества, вовлечение граждан, поддержку и проведение мероприятий добровольческой направленности в Ростовской области (субъект РФ, набравший наибольшее количество баллов по итогам конкурса) выделено 8,7 млн. рублей. Среди регионов-победителей Южного-Федерального округа также отмечена Волгоградская область (выделено 8,3 млн. рублей) (Протокол заседания Экспертной комиссии.).
Дефицитными являются проекты, нацеленные на успешность молодых семей в «создании семьи». Проектные инициативы направлены исключительно на финансовую и материальную поддержку молодых семей. В рамках национального проекта «Жилье и городская среда» молодым семьям предоставляется возможность получить субсидию в размере 30 или 35% (в зависимости от наличия ребенка) на покупку жилья. Так, в 2021 году около 14,5 тысяч молодых семей из 82 субъектов РФ получили такие социальные выплаты. Федеральный проект «Финансовая поддержка семей при рождении детей» национального проекта «Демография» предоставляется возможность получить материнский капитал, что открывает возможность улучшить жилищные условия, сформировать условия для образования детей.
Таким образом, проведенный анализ институциональных практик в сфере государственной молодежной политики РФ показывает, что молодежная повестка охватывает, преимущественно, три «перехода»: «продолжение учебы», «начало трудовой деятельности», «осуществление гражданской позиции» в рамках политики расширения возможностей человеческого капитала молодежи. При этом наибольшую привлекательность среди молодого населения России представляют гибридные форматы проектов. Они сочетают в себе не только меры, создающие условия для непрерывного образования, профессионального и личностного развития, формирования гражданственности и конструктивной социальной активности, но и способностей молодежи самостоятельно принимать обдуманные решения для успешной самореализации в различных сферах. По данным ВЦИОМ более 70% опрошенных Россиян (по сравнению с 40% в 2017 году) считают, что сегодня у молодежи есть возможность реализовать себя, найти применение своим способностям и добиться успеха (Молодежь и молодежная политика ...). К политике развития способностей относятся, в первую очередь, проекты, основанные на использовании конкурсных механизмов и социальных лифтов (в рамках конкурсных проектов, где молодые люди могут оценить, какие инициативы актуальны и полезны для них или в рамках проектов, которые они сами создают и внедряют образовательные пространства университетов или территорий, на которых они проживают). Институциональные меры по предоставлению «повторного шанса» в контексте проектной деятельности практически не реализуются, исключением являются меры поддержки для получения образования в системе непрерывного образования, если оно не было получено ранее.
Заключение
Внедрение проектного подхода в практику государственной молодежной политики на системном уровне способствует качественному изменению системы целеполагания, с ориентацией на достижение конкретных результатов по ключевым направлениям, расширению механизмов межсекторного взаимодействия и интеграции ресурсов различных субъектов публичного управления при реализации проектных задач. Институциональная «упаковка» приоритетной молодежной повестки в формат национальных и региональных проектов с соответствующим объемом государственного бюджетирования, а также их поддержка политическим руководством страны обеспечила ресурсный старт и развитие проектного подхода в сфере государственной молодежной политики. Период 2018-2022 года можно охарактеризовать как этап «накопления» проектных инициатив в молодежной повестке, ориентированной на раскрытие потенциала молодежи как ресурса ин-
новационного развития страны и ее вовлечения в деятельность, способствующей укреплению российской идентичности и государственности. При этом оценить успешность достижения результатов реализации данных проектных инициатив возможно только с точки зрения институционального проектирования, что объясняется отсутствием инструментов публичного мониторинга эффективности реализации проектного подхода как для системы государственного управления РФ в целом, так и применительно к отраслевой государственной молодежной политике.
Внедрение проектного подхода является важным шагом в переформатировании «двухполюсной» государственной молодежной политики РФ (Зубок, 2020), которая фокусировалась, преимущественно, на крайних группах молодежи — одаренных и выходцев из неблагополучных слоев, оставляя без реальной поддержки в условиях социальной неопределенности и турбулентности численно более представительную часть молодежи (Подъячев, Халий, 2020). Возможности проектного подхода позволяют реализовать комплекс институциональных практик популяционного (направленных на реализацию целей в отношении всей молодежи страны), субгруппового (создающих условия для поддержки и развития определенной категории молодежи) и индивидуального (направленных на решение определенных проблем конкретных молодых людей) характера. В то же время проектирование государственной молодежной политики осуществляется без учета институциональной матрицы пяти переходов и мер, сочетающих триединый подход политики расширения возможностей, формирования способностей и представления повторного шанса для различных категорий молодежи. Концентрация усилий различных субъектов молодежной политики на создании социально-экономических и социокультурных условий для развития молодежи, в том числе и инфраструктурных, без формирования соответствующих способностей у молодого поколения осваивать те или иные сферы деятельности, не будет давать должного результата, по-прежнему сохраняя статусную позицию молодежи как объекта воздействия и мобилизации государством. Использование институциональной матрицы пяти переходов и комплексных мер при проектировании содержания федеральных и региональных проектов позволит переформатировать в российской модели молодежной политики ролевые и статусные позиции молодежи от объекта воздействия к ее субъектной позиции («включения» лидеров, молодежных сообществ и институтов молодежного представительства в самостоятельные и совместные решения с другими субъектами). Это позволит не только открыть новые возможности для самореализации молодежи, создания уникальных продуктов, направленных на решение проблем различных целевых групп молодежи — студентов, школьников, молодых семей, предпринимателей, ученых, 1Т-специалистов, но и «запустить» структурные изменения внутри системы государственной молодежной политики Российской Федерации.
Библиографический список
31 тысяча проектов: завершился прием заявок на Международную Премию #МЫ-ВМЕСТЕ-2022 (2022). Ведомости. Режим доступа https://www.vedomosti.ru/press_ releases/2022/06/29/31-tisyacha-proektov-zavershilsya-priem-zayavok-na-mezhdunarodnuyu-premiyu-mivmeste-2022 Борисов, Н. С. (2020). Применение методов проектного управления в агропромышленном комплексе РФ. Финансовые рынки и банки, 5, 80-82.
В Краснодарском крае стартовал масштабный проект «Воронка инновационных стартапов» (2022). Официальный сайт Департамента организации проектной деятельности администрации Краснодарского края. Режим доступа https://dopd.krasnodar.rU/news/common/s/ соттоп/е/211026
Всероссийский конкурс «Флагманы образования. Студенты» (2022). Режим доступа https://studtrek.rsv.ru/
Гавриленко, И. Г., Исаева, Н. В., Воронцов, Р. В. (2021). Проектное управление территориальным развитием малого бизнеса. Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика, 3(37), 123-132. DOI: 10.17122/2541-8904-2021-3-37-123-132 Доклад о мировом развитии 2007: Развитие и новое поколение. (2007) (с. 15-17). Москва: Весь Мир.
Ерлыгина, Е. Г., Васильева, А. Д. (2021). Применение проектного управления в агропромышленном комплексе. Бюллетень науки и практики, 7(10), 139-144. Б01: 10.33619/2414-2948/71/17 Зубок, Ю. А. (2020). Молодежь: жизненные стратегии в новой реальности. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 3, 4-12. Б01: 10.14515/ monitoring.2020.3.1688 Иванова, С. В., Пастухова, Л. С. (2018). Возможности использования проектного метода в образовании и работе с молодежью на современном этапе. Образование и наука, 6, 29-49. D0I: 10.17853/1994-5639-2018-6-29-49 Катаева, Т. М., Крук, М. Г. (2016). Социальное проектирование в молодежной политике РФ: особенности, проблемы и направления реализации. Вестник Таганрогского института управления и экономики, 2(24), 95-97. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ Кузнецова, Л. В. (2016). Социально-проектная деятельность в сфере государственной образовательной политики в Российской Федерации. Вестник государственного и муниципального управления, 1, 49-52. D0I: 10.12737/18848 Леонова, О. В. (2020). Отрасли государственной политики в Российской Федерации: приоритеты модернизации в условиях принятия конституционных поправок 2020 г. Власть, 28(5), 58-65. D0I: 10.31171Mast.v28i5.7571 Мирошниченко, И. В., Шпиро, Л. А. (2019). Проектное управление в государственном секторе: зарубежный опыт и российская практика. Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения, 3(3), 360-368. Б01: 10.35634/2587-9030-2019-33-360-368
Молодежь и молодежная политика (2022). ВЦИОМ. Режим доступа https://wciom.ru/ fileadmin/user_upload/presentations/2022/2022-02-15_Molodezh_i_molodezhnaja_politika_ gd_2022.pdf
Морозова, Е. В., Мирошниченко, И. В., Шпиро, Л. А. (2021). Цифровая инклюзия как фактор политической социализации старшеклассников. Социальные и гуманитарные знания, 7(4), 378-391. D0I: 10.18255/2412-6519-2021-4-378-391 Нархов, Д. Ю., Нархова, Е. Н. (2021). Социальные проекты в сфере физической культуры как способ реализации государственной молодежной политики. Теория и практика физической культуры, 1, 44-46.
Носкова, Н. А. (2018). Анализ практик проектного менеджмента в сфере культуры. Петербургский экономический журнал, 4, 50-56. D0I: 10.25631/PEJ.2018.4.6 Обучение граждан в рамках федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография» (2022). Официальный сайт Федеральной службы по труду и занятости РФ. Режим доступа https://trudvsem.ru/information-pages/support-employment/
Османова, М. А. (2022). Государственная молодежная политика: проектный подход. Экономика
и бизнес: теория и практика, 2(84), 140-143. DOI: 10.24412/2411-0450-2022-284-140-143 Опубликовали итоги 1 сезона конкурса Росмолодёжь.Гранты для физических лиц (2022). Telegram-канал руководителя Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодёжь) К.Разуваевой. Режим доступа https://t.me/kseniarazuvaeva/185 Официальный сайт Ассоциации студенческих патриотических клубов «Я горжусь» (2022).
Режим доступа https://xn----ftbj5akhn7eta.xn--p1ai/
Пастухова, Л. С. (2018) Формирование гражданской идентичности молодежи средствами социально-проектной деятельности: региональная модель. Отечественная и зарубежная педагогика, 2, 3 (51), 8-28. Певная, М. В., Минченко, Д. В., Чусовитин, Н. А. (2021). Социальные городские проекты: управленческие характеристики и виды молодежного участия. Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского. Серия: Социальные науки, 3 (63), 79-87. Б01: 10.52452/18115942_2021_3_79 Платформа Добро.т. (2022). Режим доступа https://dobro.ru/
Подъячев К. В., Халий И. А. (2020). Государственная молодежная политика в современной России: концепт и реалии. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология, 20 (2), 263-276. D0I: 10.22363/2313-2272-2020-20-2-263-276 Послание Президента Федеральному собранию (2021). Режим доступа http://www.kremlin.
ru/events/president/transcripts/messages/65418 Постановление Правительства Российской Федерации № 1288 от 31.10.2018 г. «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации». Режим доступа https://docs.cntd.ru/document/551541664 Продолжается регистрация на участие в Национальной премии «Патриот — 2021» (2021). Официальный сайт Российского центра гражданского и патриотического воспитания детей и молодёжи. Режим доступа https://rospatriotcentr.ru/news/3732/ Протокол заседания Экспертной комиссии Всероссийского конкурса лучших региональных практик поддержки волонтерства «Регион добрых дел» 2022 года (2022). Официальный сайт Российского центра гражданского и патриотического воспитания детей и молодёжи. Режим доступа https://rospatriotcentr.ru/upload/iblock/daf/daf1edc04256745debbfb5a412599ca3.pdf Сборник лучших практик по итогам Международной Премии #МЫВМЕСТЕ 2021 года (2021).
Режим доступа https://edu.dobro.ru/upload/uf/fdb/fdb94486d14c3af1c31fc6556e5927a2.pdf Смирнова, Д. О., Чуйков, О. Е., Абрамов, А. П. (2020). Национальные проекты как инструмент государственной социальной политики в Российской Федерации. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент, 10(2), 165-174. Соколенко, В. В., Чаброва, Д. В., Коптенок, Е. Л. (2020). Проектно-ориентированное управление экологическим предпринимательством в регионах. Вестник университета, 1, 84-91. D0I: 10.26425/1816-4277-2020-1-84-91 Солнышкина, М. Г., Новикова, Ю. С. (2018). Молодежное социальное проектирование на региональном уровне (на примере Московской области). Знание. Понимание. Умение, 1, 38-46. D0I: 10.17805^^2018.1.3 Строева, Г. Н. (2022) Доступность жилья в Хабаровском крае в условиях реализации национального проекта «Жилье и городская среда». Власть и управление на Востоке России, 1(98), 47-59. D0I: 10.22394/1818-4049-2022-98-1-47-59 Указ Президента РФ № 474 от 21.07.2020 г. «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Режим доступа http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202007210012 Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации». Режим доступа https://docs.cntd.ru/document/573248507
Филатова, М. В., Стукало, О. Г., Лебедева, Л. В., Цуканова, К. А., Дзахмишева, И. Ш. (2020). Проектное управление в условиях цифровой экономики. Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий, 82(4), 335-339. DOI:10.20914/2310-1202-2020-4-335-339
Якимова, М. Н. (2016). Проектное управление в структуре инструментария государственной
политики. Вестник Пермского университета. Серия: Политология, 3, 50-66. Bezerra, E., Amorim, B., Melo, F. (2021). Barriers to Maturity in Project Management in the Public Sector: a Systematic Literature Review. Research, Society and Development, 10(10). DOI: 10.33448/ rsd-v10i10.19223
Brunet, M. (2019). Governance-as-practice for Major Public Infrastructure Projects: A Case of Multilevel Project Governing. International Journal of Project Management, 37, 283-297. DOI: 10.1016/j.ijproman.2018.02.007 Dolata, M. (2019) Key Success Factors in Project Management from the Perspective of Organisation's Project Maturity — Research Results. Problemy ZarzEdzania — Management Issues, 17(82), 218-232. DOI: 10.7172/1644-9584.82.12 Gorod, A., Hallo, L., Nguyen, T. (2018). A Systemic Approach to Complex Project Management: Integration of Command-and-Control and Network Governance. Systems research and behavioral science, 35(6), 811-837. DOI: 10.1002/sres.2520 Khan, A., Waris, M., Ismail, I., Sajid, MR., Ullah, M., Usman, F. (2019). Deficiencies in Project Governance: An Analysis of Infrastructure Development Program. Administrative sciences, 9(1). DOI: 10.3390/admsci9010009 Miroshnichenko, I., Tereshina, M., Shpiro, L. (2021). Project Management in State Authorities of Subjects of the Russian Federation: Development Factors and Resources. In 62nd International Scientific Online Conference on Economics and Entrepreneurship SCEE'2021 Proceedings, (pp. 39-48). DOI: 10.7250/scee.2021.0005 Savovic, S., Petrovic, D. (2021). Key Factors of Successful Preparation and Implementation of Projects: Empirical Evidence from Local Self-governments in the Republic of Serbia. Drustvene & humanisticke nauke, 4(1), 29-40. DOI: 10.5937/NPDUNP2101029S Zurga, G. (2018) Project Management in Public Administration. TPM — Total Project Management Maturity Model. The Case of Slovenian Public Administration. Transylvanian Review of Administrative Sciences, 14(53), 144-159. DOI: 10.24193/tras.53E.9
Статья поступила в редакцию 12.02.2022 Статья принята к публикации 10.03.2022
Для цитирования: Мирошниченко И. В., Шпиро Л. А., Федоренко К. А. Проектный подход в государственной молодежной политике РФ: институциональные практики и потенциал развития. — Южно-российский журнал социальных наук. 2022. Т. 23. № 1. С. 26-47.
THE PROJECT APPROACH IN RUSSIAN STATE YOUTH POLICY: INSTITUTIONAL PRACTICES AND DEVELOPMENT POTENTIAL I. V. Miroshnichenko, L. A. Shpiro, K. A. Fedorenko
Inna V. Miroshnichenko
E-mail: [email protected]. ORCID 0000-0002-2650-6662. Laura A. Shpiro
E-mail: [email protected]. ORCID 0000-0001-5409-2922. Konstantin A. Fedorenko
E-mail: [email protected]. ORCID 0000-0003-4863-2835.
Kuban State University, Stavropolskaya Str., 149, Krasnodar, 350040, Russia.
Acknowledgements. The study was carried out with the financial support of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation within the state task FZEN-2020-0022.
Abstract. The article comprehends the social discrepancy between the agencies of state youth policy project methods of work and the results achieved by them. The authors provide the results of their research of institutional practices in implementing of the federal and regional programs in the Russian Federation in the period 2018-2022. The authors developed a criteria matrix as an analytical tool for the empirical study to to determine the relevance of the institutional practices of project activities to the priority objectives of state youth policy of the Russian Federation. The matrix is based on the "five transitions" of youth and a threefold set of institutional steps aimed at helping youth to discover their potential and to actualize their citizenship through empowerment, capacity building, and a "second chance". On the results of the empirical study, the authors registered a deficit of project initiatives in the content field "Creating a family" of the life transition of young people, as well as a shortage of institutional practices to form the ability of young people to make the right decisions at all life transitions. The formation of abilities in young people implies not only the development of competencies, but also the creation an adequate information context and targeted content by the actors of public administration to indicate the key alternatives for the possible solutions and the resources for their implementation and decision making. The authors conclude that the introduction of the project approach in the practice of state youth policy on a systemic level contributes to a qualitative change in the system of goal-setting, with a focus on achieving specific results in key areas, the extension of inter-sectoral interaction mechanisms, and to integration of resources of various actors of public administration in the implementation of the project goals. The use of the institutional matrix of the five transitions and the complex measures in the design of the content of federal and regional projects design would allow to reshape the roles and status positions of young people in the Russian model of youth policy from the object of influence to its subjective position.
Keywords: project approach in State youth policy, national projects of the Russian Federation, "five transitions" of youth, policy of empowerment, development of abilities and providing a "second chance" to young people. DOI 10.31429/26190567-23-1-26-47
References
31 tysyacha proyektov: zavershilsya priyem zayavok na Mezhdunarodnuyu Premiyu #MYVMESTE-2022 [31,000 Projects: Applications are Now Closed for the International Prize #We are Together-2022] (2022). Vedomosti [Vedomosti]. Retrieved from https://www.vedo-mosti.ru/press_releases/2022/06/29/31-tisyacha-proektov-zavershilsya-priem-zayavok-na-mezhdunarodnuyu-premiyu-mivmeste-2022
Bezerra, E., Amorim, B., Melo, F. (2021). Barriers to Maturity in Project Management in the Public Sector: A Systematic Literature Review. Research, Society and Development, 10(10). DOI: 10.33448/ rsd-v10i10.19223
Borisov, N. S. (2020). Primeneniye metodov proyektnogo upravleniya v agropromyshlennom komplekse RF [Application of Project Management Methods in the Agro-Industrial Complex of the Russian Federation]. Finansovyye rynki i banki [Financial Markets and Banks], 5, 80-82.
Brunet, M. (2019). Governance-as-Practice for Major Public Infrastructure Projects: A Case of Multilevel Project Governing. International Journal of Project Management, 37, 283-297. DOI: 10.1016/j.ijproman.2018.02.007
Doklad o mirovom razvitii 2007: Razvitiye i novoye pokoleniye [World Development Report 2007: Development and the Next Generation]. (2007). Moskva: Ves' Mir.15-17.
Dolata, M. (2019) Key Success Factors in Project Management from the Perspective of Organisation's Project Maturity — Research Results. Problemy ZarzEdzania — Management Issues, 17(82), 218-232. DOI: 10.7172/1644-9584.82.12
Federal'nyy zakon ot 30 dekabrya 2020 g. № 489-FZ "O molodezhnoy politike v Rossiyskoy Federatsii" [Federal Law of December 30, 2020 No. 489-FZ "On Youth Policy in the Russian Federation"]. Retrieved from https://docs.cntd.ru/document/573248507
Filatova, M. V., Stukalo, O. G., Lebedeva, L. V., Tsukanova, K. A. & Dzakhmisheva, I. Sh. (2020). Proyektnoye upravleniye v usloviyakh tsifrovoy ekonomiki [Project Management in the Digital Economy]. Vestnik Voronezhskogogosudarstvennogo universiteta inzhenernykh tekhnologiy [Proceedings of the Voronezh State University of Engineering Technologies], 82(4), 335-339. DOI:10.20914/2310-1202-2020-4-335-339. Gavrilenko, I. G., Isayeva, N. V., Vorontsov, R. V. (2021). Proyektnoye upravleniye territorial'nym razvitiyem malogo biznesa [Project Management of Territorial Development of Small Businesses]. Vestnik UGNTU. Nauka, obrazovaniye, ekonomika. Seriya: Ekonomika [Project Management of Territorial Development of Small Businesses], 3(37), 123-132. DOI: 10.17122/2541-89042021-3-37-123-132
Gorod, A., Hallo, L., Nguyen, T. (2018). A Systemic Approach to Complex Project Management: Integration of Command-and-Control and Network Governance. Systems Research and Behavioral Science, 35(6), 811-837. DOI: 10.1002/sres.2520 Ivanova, S. V., Pastukhova, L. S. (2018). Vozmozhnosti ispol'zovaniya proyektnogo metoda v obra-zovanii i rabote s molodezh'yu na sovremennom etape [The Possibilities of Using the Project Method in Education and Work with Young People at the Present Time]. Obrazovaniye i nauka [Education and Science Journal], 6, 29-49. DOI: 10.17853/1994-5639-2018-6-29-49 Katayeva, T. M., Kruk, M. G. (2016). Sotsial'noye proyektirovaniye v molodezhnoy politike RF: osobennosti, problemy i napravleniya realizatsii [Social Designing in the Youth Policy of the Russian Federation: Features, Problems and Directions of Realization]. Vestnik Taganrogskogo instituta upravleniya i ekonomiki [Bulletin of the Institute of Information Technology], 2(24), 95-97. Khan, A., Waris, M., Ismail, I., Sajid, MR., Ullah, M., Usman, F. (2019). Deficiencies in Project Governance: An Analysis of Infrastructure Development Program. Administrative Sciences, 9(1). DOI: 10.3390/admsci9010009 Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii (prinyata vsenarodnym golosovaniyem 12.12.1993 s izme-neniyami, odobrennymi v khode obshcherossiyskogo golosovaniya 01.07.2020) [Constitution of the Russian Federation (Adopted by Popular Vote on 12 December 1993 with Amendments Approved by all-Russian Voting on 1 July 2020)]. Retrieved from http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_28399/ Kuznetsova, L. V. (2016). Sotsial'no-proyektnaya deyatel'nost' v sfere gosudarstvennoy obra-zovatel'noy politiki v Rossiyskoy Federatsii [Social and Design Activity in the Sphere of the State Educational Policy in the Russian Federation]. Vestnik gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya [Journal of Public and Municipal Administration], 1, 49-52. DOI: 10.12737/18848 Leonova, O. V. (2020). Otrasli gosudarstvennoy politiki v Rossiyskoy Federatsii: prioritety mod-ernizatsii v usloviyakh prinyatiya konstitutsionnykh popravok 2020 g. [State Policy Branches in the Russian Federation and its Modernization Priorities Under the Context of the Constitution Amendments in 2020]. Vlast' [Vlast'], 28(5), 58-65. DOI: 10.31171/vlast.v28i5.7571 Miroshnichenko, I., Tereshina, M., Shpiro, L. (2021) Project Management in State Authorities of Subjects of the Russian Federation: Development Factors and Resources. In 62nd international scientific online conference on Economics andEntrepreneurship SCEE'2021 Proceedings, 39-48. DOI: 10.7250/scee.2021.0005 Miroshnichenko, I. V., Shpiro, L. A. (2019). Proyektnoye upravleniye v gosudarstvennom sektore: zarubezhnyy opyt i rossiyskaya praktika [Project Management in the Public Sector: Foreign Experience and Russian Practice]. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Sotsiologiya. Politologiya. Mezhdunarodnyye otnosheniya [Bulletin of Udmurt University. Sociology. Political Science. International Relations], 3(3), 360-368. DOI: 10.35634/2587-9030-2019-3-3-360-368. Molodezh' i molodezhnaya politika [Youth and Youth Policy] (2022). VTSIOM [WCIOM]. Retrieved from https://wciom.ru/fileadmin/user_upload/presentations/2022/2022-02-15_Molodezh_i_molo-dezhnaja_politika_gd_2022.pdf Morozova E. V., Miroshnichenko, I. V., Shpiro, L. A. (2021). Tsifrovaya inklyuziya kak faktor politich-eskoy sotsializatsii starsheklassnikov [Digital Inclusion as a Factor of Political Socialization of
High School Students]. Sotsial'nyye igumanitarnyyeznaniya [Social'nye i Gumanitarnye Znania], 7(4), 378-391. DOI: 10.18255/2412-6519-2021-4-378-391 Narkhov, D. Yu., Narkhova, Ye. N. (2021). Sotsial'nyye proyekty v sfere fizicheskoy kul'tury kak sposob realizatsii gosudarstvennoy molodezhnoy politiki [Social Projects in Physical Education and Sports for State Youth Policy Implementation]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury [Teoriya i Pracktika Fizicheskoy Kultury], 1, 44-46. Noskova, N. A. (2018). Analiz praktik proyektnogo menedzhmenta v sfere kul'tury [The Project Management Practices Analysis in the Field of Culture]. Peterburgskiy ekonomicheskiy zhurnal [St. Petersburg Economic Journal], 4, 50-56. DOI: 10.25631/PEJ.2018.4.6 Obucheniye grazhdan v ramkakh federal'nogo proyekta "Sodeystviye zanyatosti" natsional'nogo proyekta "Demografiya" [Training of citizens within the framework of the federal project "Promotion of Employment" of the national project "Demography"] (2022). Ofitsial'nyy sayt Feder-al'noy sluzhby po trudu i zanyatosti RF [Official Website of the Federal Labor and Employment Agency of the Russian Federation]. Retrieved from https://trudvsem.ru/information-pages/ support-employment/
Ofitsial'nyy sayt Assotsiatsii studencheskikh patrioticheskikh klubov "YA gorzhus'" [Official Website of the Association of Student Patriotic Clubs "I'm proud"] (2022). Retrieved from https://
xn----ftbj5akhn7eta.xn--p1ai/
Opublikovali itogi 1 sezona konkursa Rosmolodezh'.Granty dlya fizicheskikh lits [The Results of the 1st Season of the Rosmolodezh Competition. Grants for Individuals] (2022). Telegram-kanal rukovoditelyaFederal'nogo agentstva po delam molodezhi (Rosmolodezh') K. Razuvayevoy [Telegram Channel of the head of the Federal Agency for Youth Affairs (Rosmolodezh) K. Razuvaeva]. Retrieved from https://t.me/kseniarazuvaeva/185 Osmanova, M. A. (2022). Gosudarstvennaya molodezhnaya politika: proyektnyy podkhod [State Youth Policy: Project Approach]. Ekonomika i biznes: teoriya i praktika [Economy and Business: Theory and Practice], 2(84), 140-143. DOI: 10.24412/2411-0450-2022-284-140-143 Pastukhova, L. S. (2018). Formirovaniye grazhdanskoy identichnosti molodezhi sredstvami sot-sial'no-proyektnoy deyatel'nosti: regional'naya model' [Formation of Civil Identity of Youth Through Means of Social and Project Activity: Regional Model]. Otechestvennaya izarubezhnaya pedagogika [Domestic and Foreign Pedagogy], 3(51), 8-28. Pevnaya, M. V., Minchenko, D. V., Chusovitin, N. A. (2021). Sotsial'nyye gorodskiye proyekty: upravlencheskiye kharakteristiki i vidy molodezhnogo uchastiya [Social Urban Projects: Management Characteristics and Types of Youth Participation]. VestnikNizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo. Seriya: Sotsial'nyye nauki [Vestnik of Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod. Series: Social Sciences], 3 (63), 79-87. DOI: 10.52452/18115942_2021_3_79 Platforma Dobro.ru [Dobro.ru platform] (2022). Retrieved from https://dobro.ru/ Podyachev, K. V., Khaliy, I. A. (2020). Gosudarstvennaya molodezhnaya politika v sovremennoy Rossii: kontseptsiya i realii [The State Youth Policy in Contemporary Russia: Concept and Realities]. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Sotsiologiya [RUDN Journal of Sociology], 20 (2), 263-276. DOI: 10.22363/2313-2272-2020-20-2-263-276 Poslaniye Prezidenta Federal'nomu sobraniyu [President's Address to the Federal Assembly]
(2021). Retrieved from http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/messages/65418 Postanovleniye Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii № 1288 ot 31.10.2018 g. "Ob organizatsii proyektnoy deyatel'nosti v Pravitel'stve Rossiyskoy Federatsii" [Decree of the Government of the Russian Federation No. 1288 of 31.10.2018. "On the Organization of Project Activities in the Government of the Russian Federation"]. Retrieved from https://docs.cntd.ru/document/551541664 Prodolzhayetsya registratsiya na uchastiye v Natsional'noy premii "Patriot — 2021" [Registration for the National Award "Patriot — 2021"] (2021). Ofitsial'nyy sayt Rossiyskogo tsentra grazh-danskogo i patrioticheskogo vospitaniya detey i molodezhi [Official Site of the Russian Center for Civil and Patriotic Education of Children and Youth]. Retrieved from https://rospatriotcentr. ru/news/3732/
Protokol zasedaniya Ekspertnoy komissii Vserossiyskogo konkursa luchshikh regional'nykh praktik podderzhki volonterstva "Region dobrykh del" 2022 goda [Minutes of the meeting of the Expert Commission of the All-Russian Contest of the Best Regional Practices of Supporting Volunteering "Region of Good Deeds" 2022] (2022). Ofitsial'nyy sayt Rossiyskogo tsentra grazhdanskogo i patrioticheskogo vospitaniya detey i molodezhi [Official site of the Russian Center for Civil and Patriotic Education of Children and Youth]. Retrieved from https://rospatriotcentr.ru/upload/ iblock/daf/daf1edc04256745debbfb5a412599ca3.pdf Savovic, S., Petrovic, D. (2021) Key Factors of Successful Preparation and Implementation of Projects: Empirical Evidence from Local Self-Governments in the Republic of Serbia. Drustvene & humanisticke nauke, 4(1), 29-40. DOI: 10.5937/NPDUNP2101029S Sbornik luchshikh praktik po itogam Mezhdunarodnoy Premii #MYVMESTE 2021 goda [Collection of Best Practices Based on the Results of the International Award #MYVTOGETHER 2021] (2021). Retrieved from https://edu.dobro.ru/upload/uf/fdb/fdb944S6d14c3af1c31fc6556e5927a2.pdf Smirnova, D. O., Chuykov, O. Ye., Abramov, A. P. (2020). Natsional'nyye proyekty kak instrument gosudarstvennoy sotsial'noy politiki v Rossiyskoy Federatsii [National Projects as a Tool of State Social Policy in The Russian Federation]. Izvestiya YUgo-Zapadnogogosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika. Sotsiologiya. Menedzhment [Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics, Sociology and Management], 10(2), 165-174. Sokolenko, V. V., Chabrova, D. V., Koptenok, Ye. L. (2020). Proyektno-oriyentirovannoye upravleniye ekologicheskim predprinimatel'stvom v regionakh [Project-Oriented Management of Environmental Entrepreneurship in the Regions]. Vestnik universiteta [Vestnik Universiteta], 1, S4-91. DOI: 10.26425/1S16-4277-2020-1-S4-91 Solnyshkina, M. G., Novikova, Yu. S. (201S). Molodezhnoye sotsial'noye proyektirovaniye na re-gional'nom urovne (na primere Moskovskoy oblasti) [Youth Social Planning at the Regional Level (Exemplified by the Moscow Region)]. Znaniye. Ponimaniye. Umeniye [Knowledge. Understanding. Skill], 1, 3S-46. DOI: 10.17S05/zpu.201S.1.3 Stroyeva, G. N. (2022). Dostupnost' zhil'ya v KHabarovskom kraye v usloviyakh realizatsii natsion-al'nogo proyekta "Zhil'ye i gorodskaya sreda" [Housing Affordability in the Khabarovsk Territory in the Context of Implementation of the National Project "Housing and Urban Environment"]. Vlast' i upravleniye na Vostoke Rossii [Power and Administration in the East of Russia], 1(9S), 47-59. DOI: 10.22394/1S1S-4049-2022-9S-1-47-59 Ukaz Prezidenta RF № 474 ot 21.07.2020 g. "O natsional'nykh tselyakh razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 goda" [Presidential Decree No. 474 of 21.07.2020. "On the National Development Goals of the Russian Federation for the Period up to 2030"]. Retrieved from http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007210012 V Krasnodarskom kraye startoval masshtabnyy proyekt "Voronka innovatsionnykh startapov" [A Large-scale Project "Funnel of Innovative Start-ups" (2022) was Launched in Krasnodar Region] (2022). Ofitsial'nyy sayt Departamenta organizatsii proyektnoy deyatel'nosti administratsii Krasnodarskogo kraya [Official Site of the Department for the Organization of Project Activities of the Administration of the Krasnodar Territory]. Retrieved from https ://dopd.krasnodar.ru/ news/common/s/common/e/211026 Vserossiyskiy konkurs "Flagmany obrazovaniya. Studenty" [All-Russian Competition "Flagships
of Education. Students"] (2022). Retrieved from https://studtrek.rsv.ru/ Yakimova, M. N. (2016). Proyektnoye upravleniye v strukture instrumentariya gosudarstvennoy politiki [Project Management in Public Policy's Toolkit Structure]. VestnikPermskogo universiteta. Seriya: Politologiya [Bulletin of Perm University. Political Science], 3, 50-66. Yerlygina, Ye. G., Vasil'yeva, A. D. (2021). Primeneniye proyektnogo upravleniya v agropromyshlen-nom komplekse [Application of Project Management in the Agro-Industrial Complex]. Byulleten' nauki ipraktiki [Bulletin of Science and Practice], 7(10), 139-144. DOI: 10.33619/2414-294S/71/17 Zubok, Yu. A. (2020). Molodezh': zhiznennyye strategii v novoy real'nosti [Youth: Life Strategies in a New Reality]. Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskiye i sotsial'nyyeperemeny
[Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes], 3, 4-12. DOI: 10.14515/moni-toring.2020.3.1688
Zurga, G. (2018) Project Management in Public Administration. TPM — Total Project Management Maturity Model. The Case of Slovenian Public Administration. Transylvanian Review of Administrative Sciences, 14(53), 144-159. DOI: 10.24193/tras.53E.9
Received 12.02.2022 Accepted 10.03.2022
For citation: Miroshnichenko I. V., Shpiro L. A., Fedorenko K. A. The Project Approach in Russian State Youth Policy: Institutional Practices and Development Potential. — South-Russian Journal of Social Sciences. 2022. Vol. 23. No. 1. Pp. 26-47.
© 2022 by the author(s). This article is an open access article distributed under the terms and conditions of the Creative Commons Attribution (CC BY) license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).