Научная статья на тему 'Институциональные особенности межрегионального развития сферы услуг'

Институциональные особенности межрегионального развития сферы услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА СФЕРЫ УСЛУГ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МЕЖТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СВЯЗИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Желтенков Александр Владимирович, Моттаева Асият Бахауовна, Сюзева Ольга Валериевна

В статье определены стратегические задачи развития сферы услуг на региональном уровне и предложена концепция межрегионального развития её. Акцент ставится на особенностях развития услуг, основанных на конвергентных требованиях сопредельных регионов. Определены принципы, направления и формы обслуживания потребителей, развитие этих оснований может быть стимулировано путём создания экономических и социальных межтерриториальных связей. Авторы приходят к выводу, что, по федеральному закону «О стратегическом планировании в Российской Федерации», необходимо согласовать с прилегающими областями и муниципалитетами план на определённый срок, а также проекты, касающиеся межтерриториального сотрудничества производителей и потребителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Желтенков Александр Владимирович, Моттаева Асият Бахауовна, Сюзева Ольга Валериевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONAL FEATURES OF INTER-REGIONAL DEVELOPMENT OF SERVICES

The article considers the strategic tasks of developing services at the regional level and proposes the concepts of interregional development of services. Particular attention is paid to the peculiarities of the development of services based on convergent requirements of adjacent regions. The principles, directions and forms of customer service are identified. Their development can be stimulated by creating economic and social inter-territorial links. The authors come to the conclusion that, according to the Federal Law “On Strategic Planning in the Russian Federation”, it is necessary to negotiate a plan and inter-territorial producer-consumer cooperation projects with the adjacent territories and municipalities.

Текст научной работы на тему «Институциональные особенности межрегионального развития сферы услуг»

УДК 338.46 DOI: 3

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ

Желтенков АВ.1, Моттаева АБ.2, Сюзева ОБ.1

1Московский государственный областной университет 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10А, Российская Федерация 2Московский государственный строительный университет 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26, Российская Федерация

Аннотация. В статье определены стратегические задачи развития сферы услуг на региональном уровне и предложена концепция межрегионального развития её. Акцент ставится на особенностях развития услуг, основанных на конвергентных требованиях сопредельных регионов. Определены принципы, направления и формы обслуживания потребителей, развитие этих оснований может быть стимулировано путём создания экономических и социальных межтерриториальных связей. Авторы приходят к выводу, что, по федеральному закону «О стратегическом планировании в Российской Федерации», необходимо согласовать с прилегающими областями и муниципалитетами план на определённый срок, а также проекты, касающиеся межтерриториального сотрудничества производителей и потребителей.

Ключевые слова: экономика сферы услуг, региональная экономика, межрегиональное взаимодействие, межтерриториальные связи.

INSTITUTIONAL FEATURES OF INTER-REGIONAL DEVELOPMENT OF SERVICES

A. Zheltenkov1, A. Mottaeva2, O. Syuzeva 1

Moscow Region State University

10А, Radio st., Moscow, 105005, Russian Federation

2Moscow State University of Civil Engineering

26, Yaroslavskoe highway, Moscow, 129337, Russian Federation

Abstract. The article considers the strategic tasks of developing services at the regional level and proposes the concepts of interregional development of services. Particular attention is paid to the peculiarities of the development of services based on convergent requirements of adjacent regions. The principles, directions and forms of customer service are identified. Their development can be stimulated by creating economic and social inter-territorial links. The authors come to the conclusion that, according to the Federal Law "On Strategic Planning in the Russian Federation", it is necessary to negotiate a plan and inter-territorial producer-consumer cooperation projects with the adjacent territories and municipalities.

Key words: service economy, regional economy, regional cooperation, inter-territorial ties.

© Желтенков А.В., Моттаева А.Б., Сюзева О.В., 2017.

Тема проведённого исследования достаточно актуальна, т. к. проблема поиска институциональных решений для развития сервисной экономики на основе развития межрегионального сотрудничества представляет научный интерес. Для достижения поставленной цели последовательно были определены место и роль отраслей услуг в экономике региона, принципы построения долгосрочного экономического сотрудничества регионов, приоритеты развития кооперации связанных и трансграничных региональных субъектов.

В исследовании были использованы методы экономического анализа, которые позволили соотнести потребности регионов в услугах. Авторами проведён систематический анализ предприятий сферы услуг, что позволило выявить наиболее перспективные формы сотрудничества. На основе корреляционного анализа определены приоритеты для реализации трансграничных услуг и сотрудничества между регионами.

Одна из наиболее распространённых организационно-правовых форм межгосударственного сотрудничества - это формирование муниципальных объединений (союзов), выполняющих широкий круг функций (от совместного представления и лоббирования интересов участников такого партнёрства до организации экономического взаимодействия на рынке производства и реализации конкурентоспособных товаров и услуг).

Межгосударственное сотрудничество основано на синергетическом взаимодействии, которое возникает из-за взаимодополняемости возможностей отдельных муниципалитетов, участвующих в процессе сотрудничества, ресурсов и новых возможностей. Определены виды такого сотрудничества, которые позволят достичь эффекта тем муниципалитетам, которые изначально имеют меньший потенциал для социально-экономического развития, "пробелы" в инфраструктуре обслуживаниях [1; 2].

Основные услуги, направления и формы обслуживания потребителей, развитие которых может быть стимулировано путём создания межтерриториальных связей, включают в себя [5]:

- транспортные услуги (осуществляются в форме межрегиональных территориальных перевозок пассажиров и различных грузов основными видами транспорта);

- транспортно-логистические услуги (реализуются через деятельность транс-портно-логистических компаний, терминалов, складов и т. д.);

- телекоммуникационные услуги (услуги связи, Интернет и т. д.), необходимые, чтобы сформировать связи на быстро расширяющемся рынке различных услуг, что относится почти ко всем категориям услуг;

- услуги по строительству и ремонту зданий и сооружений (реализуются в основном на сетевой основе);

- бизнес-услуги, предназначенные для обеспечения предпринимательской и иной деятельности предприятий и организаций, зарегистрированных на территории одного субъекта Российской Федерации, а проводимых на территории других субъектов (аналогично муниципалитетов). Такие услуги могут включать: регистрацию новых предприятий, включая совместные; выдачу лицензий и дру-

гих разрешительных документов на конкретный вид деятельности; информирование и консультирование о специфике деятельности и особенностях рынков, размещённых на территории деятельности; консультирование и посредничество в установлении контрактных (договорных) отношений между экономическими структурами, принадлежащими разным областям и т. д. Часть бизнес-услуг этого типа позиционируется в качестве государственных и муниципальных, предоставление которых строго регулируется государством (с точки зрения их положения, например, времени обработки и т. д.) и реализуется в специальных центрах.

Другая часть таких услуг, оказываемых коммерческими организациями, -предоставление юридических, информационных и других консультационных услуг - включает [6]:

- формирование элементов сервиса инфраструктуры, платформ, способствующих развитию потребительского рынка территории на основе совместных межрегиональных территориальных отношений и охватывающих весь цикл производства, продвижения и продажи товаров и услуг, в том числе создание совместных предприятий и объединений, торговых домов, бизнес-центров, выставок, ярмарок, кооперативных рынков и т. д.;

- привлечение представителей (экономической структуры) в другие регионы для участия в создании, функционировании и развитии интегрированных производственных и научно-исследовательских технологий и интегрированных систем: финансово-промышленных групп, компаний холдингового типа, кластеров и т. д.;

- предоставление финансовых и инвестиционных услуг, работ межтерриториальных отношений, которые включают в себя: займы и финансовый лизинг, инвестиции различных типов (задачи, проекта и т. д.), предназначенные для реализации совместных инвестиционных проектов;

- предоставление страховых услуг для участников межрегионального сотрудничества на широкий спектр страховых рисков (включая страхование недвижимости, гражданской ответственности, экологическое страхование и т. д.);

- оказание услуг в области исследований, разработки, проектирования и инженерных работ, которые выполняются совместно или по запросу;

- компьютерные и информационные услуги;

- обеспечение образовательных учреждений различных типов и видов, включая образовательные услуги, услуги повышения квалификации и дополнительного обучения специалистов, проведения научных и научно-практических конференций и форумов, обмен стажёрами и специалистами и т. д.;

- услуги в области полиграфии, рекламы и распространения научно-технической и другой информации;

- услуги в области рекламы в СМИ и в других форматах рекламных мероприятий;

- предоставление медицинских, профилактических услуг в медицинских учреждениях (государственных, муниципальных и частных), а также фармацевти-

ческих, медицинских и реабилитационных услуг для различных категорий населения через сеть специализированных агентств;

- туристические и рекреационные услуги, предоставляемые гражданам из других регионов, реализуемые по территориальному признаку, а также сопутствующие услуги (сейф и т. д.);

- оказание услуг содействия в организации спортивных соревнований (профессиональных и любительских), а также занятия населения физической культурой;

- услуги по сбору, переработке и утилизации твёрдых бытовых и промышленных отходов, реализованным на межтерриториальном уровне;

- экологические услуги;

- услуги придорожного комплекса сервисного типа (на базе многофункциональных центров, включая станции технического обслуживания, услуги мотелей, АЗС и т. д.);

- услуги охраны, сигнализации и безопасности (пожарной, несанкционированного проникновения, аварий и т. д.) зданий и прочих объектов;

- услуги по профилактике и борьбе с преступностью, защите чести и достоинства граждан;

- ритуально-похоронные услуги и т. д.

Соответственно, приведённый выше перечень услуг не является исчерпывающим в связи с особенностями деятельности по предоставлению услуг, которым присуща инновационность, дифференциация их на постоянно расширяющийся спектр, проникновение компонента услуги и в другие виды деятельности, например, в обрабатывающие отрасли промышленности, а также расширение функций сервиса в технических устройствах для бытовых целей и т. д..

Однако в целом этот список определяет значительную часть функций государственных учреждений, а также обеспечение функционирования и развития потребительского рынка (рынка товаров и услуг).

Некоторые перспективы в развитии межмуниципальных связей, ориентация на предоставление услуг появилась в связи с введением в действие федерального закона от 28 июня 2015 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [13]. Закон, в частности, обратил внимание на необходимость согласования с прилегающими территориями областей и муниципалитетов плана на определённый срок, а также проектов, касающихся межтерриториального сотрудничества производителей и потребителей и требующих согласования интересов сторон в документах стратегического назначения.

Международная практика экономического взаимодействия стран и регионов показывает, что разные страны имеют разные подходы к использованию инструментов межрегионального и межмуниципального сотрудничества в сфере развития местных рынков товаров и услуг [2; 12].

В частности, в Финляндии более чем 250 муниципалитетов сотрудничают по широкому спектру услуг в сфере электро- и водоснабжения, профессионального образования, защиты детей, организации досуга местного населения и т. д. Для координации такой деятельности создаются межмуниципальные советы, пред-

ставляющие интересы местных сообществ и взаимодействующих муниципальных образований. Значимым фактором, ведущим к консолидации муниципальных образований, является улучшение социально-экономических условий [8]. В Германии широко распространена модель межмуниципального сотрудничества в таких областях, как услуги общественного транспорта, социальные услуги для престарелых, психически больных и инвалидов, по озеленению, в социальной сфере.

Особый случай межтерриториальных отношений в отношении сферы услуг -внешнеэкономическая деятельность, при которой приоритетными являются экспортно-импортные услуги. Эта сфера затрагивает широкий спектр услуг (транспорт, торговля, посредничество, финансовые, страховые, технологические и консалтинговые услуги и т. д.) [3].

В российском законодательстве отсутствует чёткое определение понятий «экспорт и импорт услуг». Под услугами в сфере внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов понимаются полезные результаты такой деятельности, имеющие основные характеристики услуг, предоставление прочих видов услуг: удовлетворение потребностей потребителей (как физических, так и юридических лиц), не воплощённые в материально-вещественной форме.

Внешняя торговля услугами (в том числе производства, маркетинга, дистрибуции и оказания услуг конечным потребителям) осуществляется четырьмя способами [4; 10]:

- с территории России на территорию иностранного государства;

- на территории России для зарубежных потребителей услуг;

- российским поставщиком услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории иностранного государства, путём присутствия его или уполномоченных действовать от его имени лиц на территории иностранного государства;

- российским поставщиком услуг посредством коммерческого присутствия на территории иностранного государства.

Остальные определения, касающиеся отдельных аспектов проблемы, будут приведены ниже в соответствующих разделах нашей работы.

Поэтому здесь целесообразно сосредоточить внимание на тех основных принципах, которые характеризуют специфику территориального потребительского рынка услуг:

1) достижение целей развития потребительского рынка и, следовательно, система организационно-управленческих действий должны осуществляться путём определения нужд и потребностей населения (т. е. ключевые моменты целевых рынков), согласования их потребностей и направлений развития для их удовлетворения и применения наиболее эффективных способов и средств. Соответственно, наивысший приоритет должен быть у тех задач в деятельности управляющих органов, которые в первую очередь ориентированы на удовлетворение нужд и потребностей населения;

2) предлагаемые решения по управлению конкретным потребительским рынком на территории не должны противоречить действующим в ней правилам, которые регулируются отдельными функциями управления рынком. В реализации

этого принципа есть свои трудности, одними из которых являются несоответствие и рассогласование норм, содержащихся в нормативно-правовых актах на различных уровнях вертикали власти и отсутствие ряда необходимых норм и правил в силу, среди прочего, отсутствия чёткого разграничения компетенции по регулированию отдельных аспектов рынка между различными органами власти и управления;

3) управление потребительским рынком должно рассматриваться как одна из основных и приоритетных составляющих общего управления жизнеобеспечением и социально-экономическим развитием территории. Вместе с тем следует отметить, что в социально-экономическом развитии региона или муниципалитета для формирования элементов системы управления потребительским рынком необходимо учитывать особенности социально-экономического потенциала территории;

4) в системе управления потребительским рынком целесообразно избегать ситуаций, которые могут нанести ущерб или вред любым субъектам, связанным с этими или иными аспектами рынка. Принцип баланса интересов (например, для потребительского рынка регионов и муниципалитетов) можно рассматривать со следующих позиций:

- во-первых, с точки зрения сохранения баланса интересов в триаде субъектов: потребители (население) - органы территориальной власти - субъекты в сфере производства и реализации товаров и услуг;

- во-вторых, с точки зрения использования такого критерия оценки, как эффективность принятия решений в этой области (одного из критериев), требования к которому основываются на концепции непричинения вреда муниципалитетам, а также субъектам Российской Федерации в целом;

5) в управлении потребительским рынком и деятельностью его субъектов местные органы власти должны применить широкий спектр методов (в том числе координации, экономического регулирования, контроля, арбитража, разрешения регулятивных норм и запрещения деятельности и т. д.), которые используются при безусловном соблюдении действующих правовых ограничений. В дополнение к экономическим и административным методам рекомендуется разумное использование методов программно-целевого и проблемно-ориентированного управления;

6) при воздействии на субъекты потребительского рынка необходимо учитывать их взаимоотношения с другими субъектами. Например, рассматривая производителей товаров и услуг, относящихся к сфере малого бизнеса, мы должны учесть взаимосвязь средних и крупных предприятий промышленного и непромышленного секторов, посреднические организации и т. д.;

7) при определении правовых возможностей оптимизации потребительского рынка муниципального образования необходимо исходить из того, что субъекты системы управления рынком должны иметь регламентированное право действовать по всем элементам в общей структуре рынка, но каждый из них должен быть определён особенностями и возможностями этого воздействия (организационно-правовой, финансово-экономической и др.). Это условие необходимо

потому, что в системе потребительского рынка все основные элементы прямо или косвенно связаны.

Эти требования, соответственно, применяются для возможного влияния на структуру рынка, ассортимент товаров и услуг, цены, предоставление дополнительных преференций для определённых сегментов рынка и групп потребителей, масштаб деятельности монополии, основных каналов продвижения товара, участие в государственных и муниципальных программах (при решении задач комплексного обслуживания на местах, например поставки в закрытые административно-территориальные образования (зато), организации обслуживания на межселенных территориях) и т. д.

Концепция должна представлять собой административно-правовой акт (или его введение должно сопровождаться соответствующим нормативно-правовым актом территориального уровня) и содержать общие стимулирующие и рекомендательные нормы, касающиеся формирования, функционирования и развития потребительского рынка в конкретных областях, а также должны быть определения, принципы и пояснения, необходимые для разработки и использования нормативно-правовых актов в целях оптимального управления потребительским рынком [11].

При разработке данной концепции целесообразно руководствоваться тем, что [9; 7]:

1) существуют две основные относительно независимые задачи, которые важны с точки зрения создания общей системы управления территориальным рынком услуг:

- управление формирования и развития приоритетных направлений на рынке производителей товаров и услуг осуществляются при учёте их взаимоотношения (сотрудничества, партнёрства или конкуренции) с компаниями в других регионах Российской Федерации или за рубежом;

- управление потребительским рынком, т. е. рынком товаров и услуг, которые удовлетворяют потребности населения, происходит в том числе путём создания льготных условий для развития местных производителей;

2) должна быть координация основных положений концепции с имеющимися нормативно-правовыми актами, которыми регулируются отдельные функции управления потребительским рынком (оперативным и стратегическим).

Подводя итог вышеизложенному, следует определить категорию услуг на местном рынке. Так, на локальном рынке услуг мы имеем в виду область, которая определяется границами административного района, в котором формируется одно требование: организация бухгалтерского учёта и отчётности; реализация государственных программ поддержки и регулирования сферы услуг; адекватные формы ведения конкурентной борьбы между предприятиями сферы услуг.

На основании проведённых исследований авторами определено, что:

1. с учётом разнообразных явлений на рынке услуг и необходимости его систематического изучения и анализа следует признать, что теоретические основы понятия «рынок услуг», а также его рассмотрение в территориальном разрезе являются важной задачей для понимания этого явления, которое не ограничи-

вается только экономическими аспектами и отношениями «купли-продажи». Это особенно верно для рынка социальных услуг, имеющих не только утилитарные, но и образовательные и развлекательные целевые функции;

2. цели развития потребительского рынка и, следовательно, системы организационно-управленческих действий должны осуществляться путём определения потребностей населения (т. е. ключевых точек целевых рынков), согласования с потребностями и направлениями развития для их удовлетворения и наиболее эффективными способами и средствами. Соответственно, наиболее приоритетными должны быть задачи и деятельность руководящих органов, которые в первую очередь сосредоточены на удовлетворении потребностей, особенно населения;

3. задача разработки системы управления потребительским рынком Российской Федерации и муниципальных образований базируется на создании новых (в том числе развивающихся особенностей взаимодействующих агентов) организационно-управленческих механизмов и адекватной нормативно-правовой базы. При этом новизна обеспечивается необычайным разнообразием условий, характеризующих отдельную административно-территориальную единицу и её среду, и динамикой изменений. Такое разнообразие может служить основой для синергизма дополнительных интерактивных ресурсов территорий в целом (полностью или частично совпадающих) в экономическом и социальном пространстве.

4. в настоящее время появились перспективы развития межмуниципальных отношений предоставления услуг в связи с введением в действие федерального закона от 28 июня 2015 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [13]. В частности, закон обратил внимание на необходимость согласования с прилегающими территориями областей и муниципалитетов плана на определённый срок, а также проектов, касающихся межтерриториального сотрудничества производителей и потребителей и требующих согласования интересов сторон в стратегических документах.

1. Безденежных Т.И. Региональные аспекты стратегического планирования // Региональная экономика: сборник научных трудов. С.-Пб., 2013. С. 8-17.

2. Бойков А.И., Моттаева А.Б. Новая парадигма развития региональной экономики // Экономика и предпринимательство. 2014. № 11-2 (52-2). С. 174-178.

3. Заборовская О.В. Региональное развитие: задачи модернизации экономики и социальная стратегия // Журнал правовых и экономических исследований. 2014. № 1-2 (52-2). С. 13-18.

4. Заборовская О.В., Шарафанова Е.Е., Плотникова Е.В. Особенности условий формирования и развития человеческого капитала в Российской Федерации: факторный анализ // Общество. Среда. Развитие. 2015. № 3 (36). С. 32-39.

5. Моттаева А.Б. Алгоритм управления рисками инновационной деятельности // Нефть, газ и бизнес. 2011. № 2. С. 6-8.

6. Моттаева А.Б. Предпринимательство как характеристика экономического объекта // Мир экономики и права. 2010. № 11. С. 15-18.

ЛИТЕРАТУРА

7. Моттаева А.Б. Региональная практика стимулирования инвестиционной активности и инноваций // Мир экономики и права. 2012. № 3. С. 1.

8. Моттаева А.Б., Моттаева А.Б Возможности адаптации зарубежного опыта государственного управления землями крупных городов в РФ // Экономика и предпринимательство. 2015. № 1 (54). С. 121-123.

9. Моттаева А.Б., Моттаева А.Б. Основные приоритеты инновационного развития российских регионов // Экономика и предпринимательство. 2016. № 4-1 (69-1). С. 1124-

10. Моттаева А.Б. Родионов Д.Г. Пространственное распределение транспортной инфраструктуры как основа развития предпринимательских структур региона: монография. СПб.: Астерион, 2011. 175 с.

11. Родионов Д.Г., Афанасов А.Ю., Горовой А.А. Региональная кластерная политика в контексте управления развитием региональной экономики // Мир экономики и права. 2014. № 4-5. С. 18-30.

12. Родионов Д.Г., Ялунер Е.В., Кушнева О.А. Гонка за лидером: правительственная программа «5-100-2020» // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2014. Т. 6. № 2. С. 69-86.

13. Федеральный закон от 28.06.2014. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Российская газета: [сайт]. URL: https:// rg.ru/2014/07/03/strategia-dok.html (дата обращения: 18.11.2017).

1. Bezdenezhnykh T.I. [Regional Aspects of Strategic Planning]. In: Regional'naya ekonomika

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[Regional Economy]. St. Petersburg, 2013, pp. 8-17.

2. Boikov A.I., Mottaeva A.B. [A New Paradigm of Regional Economic Development]. In: Ekonomika i predprinimatelstvo [Economics and Entrepreneurship], 2014, no. 11-2 (52-2), pp. 174-178.

3. Zaborovskaya O.V. [Regional Development: Challenges of Economic Modernization and

Social Strategy]. In: Zhurnalpravovykh i ekonomicheskikh issledovanii [Journal of Legal and Economic Studies], 2014, no. 1-2 (52-2), pp. 13-18.

4. Zaborovskaya O.V., Sharafanova E.E., Plotnikova E.V. [Features of Conditions of Formation

and Development of Human Capital in the Russian Federation: Factor Analysis]. In: Obshchestvo. Sreda. Razvitie [Society. Environment. Development], 2015, no. 3 (36), pp. 32-39.

5. Mottaeva A.B. [The Algorithm of Innovative Activity Risk Management]. In: Neft',gazi biznes

[Oil, Gas and Business], 2011, no. 2, pp. 6-8.

6. Mottaeva A.B. [Entrepreneurship as a Characteristic of an Economic Object]. In: Mir ekonomiki iprava [The World of Economics and Law], 2010, no. 11, pp. 15-18.

7. Mottaeva A.B. [The Practice of Regional Stimulation of Investment Activity and Innovation].

In: Mir ekonomiki i prava [The World of Economics and Law], 2012, no. 3, pp. 1.

8. Mottaeva A.B. Mottaeva A.B. [The Possibility of Adapting Foreign Experience of Government

Management of Major Cities Land to Russia]. In: Ekonomikaipredprinimatelstvo [Economics and Entrepreneurship], 2015, no. 1 (54), pp. 121-123.

9. Mottaeva A.B., Mottaeva A.B. [The Main Priorities of Innovative Development of the Russian

Regions]. In: Ekonomika i predprinimatelstvo [Economics and Entrepreneurship], 2016, no. 4-1 (69-1), pp. 1124-1129.

10. Mottaeva A.B., Rodionov D.G. Prostranstvennoye raspredeleniye transportnoy infrastruktury kak osnova razvitiya predprinimatel'skikh struktur regiona [The Spatial Distribution of

1129.

REFERENCES

Transport Infrastructure as a Basis for the Development of Business Structures of the Region:]. St. Petersburg, Asterion Publ., 2011. 175 p.

11. Rodionov D.G., Afanasov A.Yu., Gorovoi A.A. [Regional Cluster Policy in the Context of Regional Economy Development Management]. In: Mir ekonomiki i prava [The World of Economics and Law], 2014, no. 4-5, pp. 18-30.

12. Rodionov D.G., Yaluner E.V., Kushneva O.A. [The Race for the Leader: Governmental Program "5-100-2020"]. In: Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina [Vestnik of Pushkin Leningrad State University], 2014, vol. 6, no. 2, pp. 69-86.

13. [Federal Law dated 28.06.2014 no. 172-FZ "On Strategic Planning in the Russian Federation"]. In: Rossiyskaya gazeta. Available at: https://rg.ru/2014/07/03/strategia-dok.html (accessed: 18.11.2017).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Желтенков Александр Владимирович - доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента и государственного управления Московского государственного областного университета; e-mail: [email protected]

Моттаева Асият Бахауовна - кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и инноваций Московского государственного строительного университета; e-mail: [email protected]

^зева Ольга Валериевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и государственного управления Московского государственного областного университета.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Alexander V. Zheltenkov - Doctor of Economics, professor, head of the Department of Management and Public Administration, Moscow Region State University; e-mail: [email protected]

Asiyat B. Mottaeva - PhD in Economics, associate professor at the Department of Management and Innovations, Moscow State University of Civil Engineering; e-mail: [email protected]

Olga V Syuzeva - PhD in Economics, associate professor at the Department of Management and Public Administration, Moscow Region State University;

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ Желтенков А.В., Моттаева А.Б., Сюзева О.В. Институциональные особенности межрегионального развития сферы услуг // Вестник Московского областного государственного университета. Серия: Экономика. 2017. № 4. С. 70-80 DOI: 10.18384/2310-6646-2017-4-70-80

FOR CITATION

Zheltenkov A.V., Mottaeva A.B., Syuzeva O.V. Institutional Features of Inter-Regional Development of Services. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Economics, 2017, no. 4, рр. 70-80 DOI: 10.18384/2310-6646-2017-4-70-80

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.