Научная статья на тему 'Управление программами развития промышленных предприятий Московского региона'

Управление программами развития промышленных предприятий Московского региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
122
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОСКОВСКИЙ РЕГИОН / ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ / ТЕНДЕНЦИИ / ИНИЦИАТИВЫ РАЗВИТИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН / ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА И КОНТРОЛЬ / МЕГАПРОЕКТЫ / МУЛЬТИПРОЕКТЫ / МНОГОПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рябиченко Сергей Анатольевич, Волков Михаил Михайлович

В статье рассмотрены проблемы создания программ развития промышленных предприятий в Московском регионе и управления ими. Рассматриваются такие вопросы, как совместный стратегический план развития строительства, производства, общей инфраструктуры г. Москвы и Московской области, тенденции развития Московского региона. В рамках программ развития рассматриваются мультипроекты и мегапроекты для развития региона в целом и промышленных предприятий в отдельности. Проанализирован ряд инициатив развития промышленного производства Московского региона. Авторы приходят к выводу, что для успешной реализации стратегии развития промышленных предприятий Московского региона необходимо развитие институтов общественной экспертизы и контроля с созданием уполномоченных органов, результаты деятельности которых должны быть интегрированы в процессы принятия решений по всем стратегическим вопросам развития региона и контроля за их реализацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MANAGEMENT OF THE MOSCOW REGION INDUSTRIAL ENTERPRISE DEVELOPMENT PROGRAMS

The article deals with the problem of creating programs for the development of industrial enterprises in the Moscow Region and their management. The authors consider such issues as the joint strategic plan for the development of construction, production and common infrastructure of the city of Moscow and the Moscow Region, and the developmental trends of the Moscow Region. Within the framework of programs for development the multi-projects and megaprojects for the development of the region as whole and industrial enterprises in particular are examined. Having analyzed a number of initiatives for the development of industrial production in the Moscow Region the authors came to the conclusion that for successful implementation of the strategies for the development of industrial enterprises public expertise institutions and authoritative bodies are required to be integrated into the strategic decision-making of the region and monitor its implementation.

Текст научной работы на тему «Управление программами развития промышленных предприятий Московского региона»

УДК.338.146

DOI: 10.18384/2310-6646-2018-1-77-83

управление программами развития промышленных предприятий московского региона

Рябиченко СА,, Волков М.М.

Московский государственный областной университет 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10А, Российская Федерация

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы создания программ развития промышленных предприятий в Московском регионе и управления ими. Рассматриваются такие вопросы, как совместный стратегический план развития строительства, производства, общей инфраструктуры г. Москвы и Московской области, тенденции развития Московского региона. В рамках программ развития рассматриваются мультипроекты и мегапроекты для развития региона в целом и промышленных предприятий в отдельности. Проанализирован ряд инициатив развития промышленного производства Московского региона. Авторы приходят к выводу, что для успешной реализации стратегии развития промышленных предприятий Московского региона необходимо развитие институтов общественной экспертизы и контроля с созданием уполномоченных органов, результаты деятельности которых должны быть интегрированы в процессы принятия решений по всем стратегическим вопросам развития региона и контроля за их реализацией.

Ключевые слова: Московский регион, программы развития, тенденции, инициативы развития, стратегический план, общественная экспертиза и контроль, мегапроекты, мульти-проекты, многопроектное управление, целевые программы.

тне management of the moscow region índustríal enterprise development programs

S. Ryabichenko, M. Volkov

Moscow Region State University

10А, Radio st., Moscow, 105005, Russian Federation

Abstract. The article deals with the problem of creating programs for the development of industrial enterprises in the Moscow Region and their management. The authors consider such issues as the joint strategic plan for the development of construction, production and common infrastructure of the city of Moscow and the Moscow Region, and the developmental trends of the Moscow Region. Within the framework of programs for development the multi-projects and megaprojects for the development of the region as whole and industrial enterprises in particular are examined. Having analyzed a number of initiatives for the development of industrial production in the Moscow Region the authors came to the conclusion that for successful implementation of the strategies for the development of industrial enterprises public expertise institutions and authoritative bodies are required to be integrated into the strategic decision-making of the region and monitor its implementation.

© Рябиченко С.А., Волков М.М., 2018.

Keywords: the Moscow Region, programs for development, tendency, development initiatives, strategic plan, public expertise and control, megaprojects, multi-projects, multi-project management, target programs.

В настоящее время реформирование российской экономики и, в частности, Московского региона, вопросы, связанные с созданием и управлением программами развития на предприятиях Московского региона, приобретают всё большую актуальность. Сегодня, в период экономического роста, влияние программ на развитие предприятий Московского региона трудно переоценить. Это благоприятно сказывается на результатах хозяйственной деятельности компаний региона, их деятельности в области управления, что в конечном итоге ведёт к развитию экономически Московского региона и конъюнктуры рынка, росту сферы экономических отношений хозяйствующих субъектов. Процесс реализации программ развития является основным направлением в подъёме предприятий региона и играет ведущую роль в управлении промышленными предприятиями, обеспечивая достижение главной цели хозяйственной деятельности.

Московский регион включает в себя два субъекта РФ: г. Москву и Московскую область. Социально-экономический рост двух субъектов оказывает взаимное влияние на развитие друг друга.

Два субъекта РФ, г. Москва и Московская область, особенно в последнее время не рассматриваются отдельно друг от друга.

Правительство г. Москвы вместе с Правительством Московской области разрабатывают совместные планы развития городского строительства, промышленного производства, общей инфраструктуры г. Москвы и Московской области. В этих планах учитываются интересы, как г. Москвы, так и Московской области, т. е. Московского региона в целом.

Совместный стратегический план даёт возможность определять социальное развитие, рост промышленного производства, преобразование инженерной и транспортной инфраструктуры и т. д. [3].

Позитивные действия инициатив в совместном развитии промышленного производства правительств г. Москвы и Московской области на развитие промышленного производства Московского региона заключаются в следующем:

1) взаимодействия, оказывающие влияние на совместную деятельность государственных органов, коммерческих и иных организаций, организаций инвестиционно-строительного комплекса и в конечном итоге потребителя;

2) основания и конечные результаты изменения политики властей г. Москвы и Московской области в воспроизводстве промышленности Московского региона;

3) локальное влияние на объёмные, структурные и ценовые показатели на продукцию, производимую предприятиями Московского региона.

Инициативы развития промышленного производства Московского региона:

- Изменение направления решения задач в области развития промышленного производства Московского региона.

V7V

- Смена приоритетных преимуществ развития промышленности "старой" Москвы.

- Переход к модели расширительного развития московской сосредоточенной агломерации за счёт увеличения территории г. Москвы.

- Синхронизация стратегического развития г. Москвы и Московской области.

- Регулирование "правил игры" в производственном секторе региона.

Ожидаемые результаты изменений политики властей в области развития

промышленного производства Московского региона:

- Активное взаимодействие по урегулированию общих вопросов в правовом поле.

- Консолидированное развитие инфраструктуры Московского региона.

- Повышенная доступность социальных сервисов для населения региона.

- Систематизация работ над проектами развития промышленных предприятий Московского региона.

В результате г. Москва и Московская область приобретают общую управленческую платформу, общий потребительский рынок, единую инфраструктуру [4].

Московский регион занимает первое место в России по количеству современных промышленных предприятий, действующих на его территории. На сегодняшний день соотношение действующих предприятий и предприятий, находящихся на стадии проектирования или строительства, составляет в Московском регионе 9:1.

Однако следует признать, что Московский регион в целом сегодня теряет свои конкурентные преимущества на фоне других субъектов РФ, а высокая стоимость земли промышленного назначения и сложные бюрократические процедуры приводят к тому, что потенциальные инвесторы всё чаще делают выбор в пользу развития производств в других областях [2].

Поэтому для действующих и вновь создаваемых предприятий Московского региона крайне важно развивать инновационные процессы для выпуска инновационного продукта, а также для привлечения отечественных и зарубежных инвесторов [5].

Согласно Стратегии социально-экономического развития ЦФО на период до 2020 г. [7], валовой региональный продукт (ВРП) к 2020 г. для г. Москвы составит 25 400 млрд руб., а для Московской области 9 252,2 млрд руб.

Соответственно, тенденции развития предприятий Московского региона имеют положительную динамику.

Программы развития промышленными предприятиями Московского региона могут содержать направления: экономические, социальные, организационные, технические или смешанные.

Программы развития в рамках своей компетенции рассматривают мульти-проекты и мегапроекты.

Мегапроекты - это целевые программы, содержащие множество связанных между собой проектов, имеющих общую цель, выделенные ресурсы и отпущенное на их выполнение время. Такие программы могут иметь международный

K4J

статус, государственный, национальный, региональный, межотраслевой, отраслевой и смешанный. Такие целевые программы развития создаются и согласовываются на высших уровнях управления, таких как государственный (межгосударственный), региональный, муниципальный и т. д.

Мультипроекты - это проекты или программы выполняющие комплекс задач. Они осуществляются в крупных организациях, компаниях и фирмах. Такие программы развития определяют концепцию и направление стратегического развития промышленных предприятий, превращая их в прибыльные, конкурентоспособные компании.

Данные проекты включают в себя изменения, относящиеся к созданию новых организаций и промышленных предприятий, модернизации уже существующих и изменений, связанных с созданием внутрифирменной системы управления при реализации значительного количества проектов в рамках производственных программ данных предприятий.

Многопроектное управление контролирует все связанные проекты, реализуемые на промышленных предприятиях. Одной из частей типового подхода к управлению этими проектами является разделение их на множество подпроек-тов.

Управление программами требует от руководителей использования дополнительных средств и создания дополнительных структур, таких как:

- руководящий комитет;

- основной координатор проектов;

- центральное бюро проектов, главный менеджер проектов;

- группа руководителей.

Эти два направления программ развития достаточно широко применяются на промышленных предприятиях Московского региона.

Сегодня мировая промышленность имеет высокую степень специализации. Составляющая промышленности имеет ряд отраслей, которые включают в себя целый комплекс сходных по роду деятельности предприятий и производственных объединений. В настоящее время в странах с развитой экономикой насчитывается порядка ста основных отраслей, составляющих около десяти комплексов, активно влияющих на экономическое развитие этих предприятий.

Одно из главных направлений развития промышленного производства на современном этапе - это создание новейших направлений и увеличение их эффективности в отраслях обрабатывающей промышленности.

Но, чтобы быть постоянно конкурентоспособным, промышленному предприятию необходимо постоянно инвестировать в НИОКР [6].

Главным условием развития промышленного производства Московского региона являются:

- инвестиционно-инновационные программы;

- высока конкурентоспособность;

- программное планирование;

- высокий уровень технологической базы.

Превалирующая роль промышленного производства Московского региона позволяет оценивать промышленность как некую площадку для разработки механизмов развития в управлении промышленными предприятиями, структурного их преобразования в направлении инновационного пути развития [1].

Одно из важнейших направлений развития Московского региона - это развитие индустриальных и многофункциональных парков, расположенных на территории Московской области.

Главными конкурентными достоинствами Московского региона являются:

- концентрация в регионе как политической власти страны, так и интеллектуального потенциала;

- подавляющая доля финансово-экономических ресурсов государства сосредоточена в Московском регионе;

- присутствие организаций, обеспечивающих полный инновационный цикл от поисковых научно-исследовательских работ до коммерциализации продукции и др.

Анализируя стратегии развития г. Москвы и Московской области до 2025 г. [7], можно сделать вывод, что активное развитие Московского региона предполагает высокотехнологичный уровень производства промышленной продукции, создание новаций, производство инновационной продукции, конкурентной как на внутреннем, так и на внешнем рынке, использование на вновь присоединённых территориях г. Москвы, на юго-западном векторе, новых эффективных способов освоения территории под предприятия промышленного типа, инфраструктурного обеспечения и т. д.

В настоящий момент в Москве большая доля территорий занята промышленными объектами, которые в прошлом использовались крайне нерационально, а в настоящее время эксплуатируются не по назначению. Эти промышленные территории занимают около 20% Москвы, из них 2/3 используются не по назначению: четверть промышленных зон - это арендный бизнес.

Среди городов мирового значения Москва является единственным мегаполисом, не имеющим сбалансированной системы управления своей агломерацией. Отсутствие согласованных действий в стратегическом развитии Москвы и Московской области привели в области к фактическому отсутствию контроля над землепользованием, а в Москве, наоборот, к сверхуплотнению застройки [1].

В перспективе стратегического развития Московский регион должен создать благоприятные условия для модернизации основных для этой территории отраслей промышленности.

Для успешной реализации стратегии развития промышленных предприятий Московского региона необходимо развитие институтов общественной экспертизы и контроля с созданием уполномоченных органов, результаты деятельности которых должны быть интегрированы в процессы принятия решений по всем стратегическим вопросам развития региона и контроля за их реализацией.

Статья поступила в редакцию 12.01.2018 г.

ЛИТЕРАТУРА

1. Желтенков А.В., Рябиченко С.А., Жураховская И.М. Исследование систем управления: учебное пособие. М.: ИИУ МГОУ, 2011. 175 с.

2. Желтенков А.В., Рябиченко С.А., Тавризов Г.В. Развитие управления организацией в конкурентной среде: концепции, цели, механизмы // Современный научный вестник. 2005. № 1. С. 5-10.

3. Желтенков А.В., Сюзева О.А. Проблемы развития систем контроллинга в промышленных организациях // Вестник Московского государственного областного университета: электронный журнал. 2013. № 2. URL: http://evestnik-mgou.ru/ru/Articles/ Doc/320 (дата обращения: 15.12.2017).

4. Моттаева А.Б. Региональная практика стимулирования инвестиционной активности и инноваций // Мир экономики и права. 2012. № 3. С. 1.

5. Моттаева А.Б., Моттаева А.Б. Формирование и развитие инновационной среды в России // Экономика и предпринимательство. 2015. № 3-2 (56-2). С. 98-102.

6. Новиков С.В., Тихонов А.И. Государственные закупки инновационной продукции // Актуальные вопросы экономики и современного менеджмента: сборник научных трудов по итогам III международной научно-практической конференции. Самара, 2016. С. 21-24.

7. Тихонов А.И. Внутриорганизационные факторы конкурентоспособности бизнеса // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2013. № 12.

1. Zheltenkov A.V. Ryabichenko S.A., Zhurakhovskaya I.M. Issledovanie sistem upravleniya

[Research of Control Systems]. Moscow, MSO Publ., 2011. 175 p.

2. Zheltenkov A.V., Ryabichenko S.A., Tavrizov G.V. [The Development of the Management

of Organization in Competitive Environment: Concept, Purpose, Mechanisms]. In: Sovremennyi nauchnyi vestnik [Modern Scientific Bulletin], 2005, no. 1, pp. 5-10.

3. Zheltenkov A.V., Syuzeva O.A. [The Issues Conrolling Systems Development at Industrial

Organizations]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta: dektronnyi zhurnal [Bulletin of Moscow Region State University: electronic Journal], 2013, no. 2. Available at: http://evestnik-mgou.ru/ru/Articles/Doc/320 (accessed: 15.12.2017).

4. Mottayeva A.B. [The Practice of Regional Stimulation of Investment Activity and Innovation].

In: Mir ekonomiki i prava [The World of Economics and Law], 2012, no. 3, pp. 1.

5. Mottayeva A.B., Mottayeva A.B. [The Formation and Development of Innovative Environment

in Russia]. In: Ekonomika i predprinimatel'stvo [Economics and Entrepreneurship], 2015, no. 3-2 (56-2), pp. 98-102.

6. Novikov S.V., Tikhonov A.I. [Public Procurement of Innovative Products]. In: Aktual'nye

voprosy ekonomiki i sovremennogo menedzhmenta: sbornik nauchnykh trudov po itogam III mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proceedings of the 3rd International Scientific-Practical Conference "Topical Issues of Economy and Modern Management"]. Samara, 2016. pp. 21-24.

7. Tikhonov A.I. [Internal Factors of Business Competitiveness]. In: Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyi universitet upravleniya) [Bulletin of the University (State University of Management)], 2013, no. 12, pp. 199-202.

С. 199-202.

REFERENCES

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Рябиченко Сергей Анатольевич - кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и государственного управления Московского государственного областного университета; e-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Волков Михаил Михайлович - кандидат экономических наук, доцент кафедры управления организацией Московского государственного областного университета;

e-mail: [email protected]

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Sergey A. Ryabichenko - PhD in Economics, associate professor at the Department of Management and Public Administration, Moscow Region State University; e-mail: [email protected]

Mikhail Volkov - PhD in Economics, associate professor at the Department of Management of the Organization, Moscow Region State University; e-mail: [email protected]

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ Рябиченко С.А., Волков М.М. Управление программами развития промышленных предприятий Московского региона // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2018. № 1. С. 77-83 DOI: 10.18384/2310-6646-2018-1-77-83

FOR CITATION

Ryabichenko S.A., Volkov M.M. ^e Management of the Moscow Region Industrial Enterprise Development Programs. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Economics, 2018, no. 1, рp. 77-83 DOI: 10.18384/2310-6646-2018-1-77-83

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.