Научная статья на тему 'Институциональные факторы и детерминанты развития рынка товаров и услуг в рамках социально-экономических межтерриториальных связей'

Институциональные факторы и детерминанты развития рынка товаров и услуг в рамках социально-экономических межтерриториальных связей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
46
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕРВИС / SERVICE / УСЛУГИ / SERVICES / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СФЕРА / WELFARE SPHERE / МЕЖТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СВЯЗИ / INTERTERRITORIAL COMMUNICATIONS / РЫНОК УСЛУГ / MARKET OF SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Евменова Надежда Игоревна, Рахимова Юлия Федоровна

В статье рассматривается институциональный подход к анализу территориальных рынков товаров и услуг. Определены характеристики понятий «социальный институт», «экономический институт», «правовой институт». Обоснован институциональный состав обеспечения межтерриториальных связей, содействующих развитию экономики и социальной сферы регионов и муниципальных образований различного уровня. Определены основные услуги, направления и формы сервисного обслуживания, реализуемые в системе межтерриториальных связей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONAL FACTORS AND DETERMINANTS OF MARKET DEVELOPMENT OF GOODS AND SERVICES WITHIN SOCIAL AND ECONOMIC INTERTERRITORIAL COMMUNICATIONS

The article considers institutional approach to the analysis of territorial commodity markets and services. It determines characteristics of the following concepts: «social institute», «economic institute», «legal institution». It substantiates the institutional structure of ensuring the interterritorial communications promoting development of economy and the social sphere of regions, and municipalities of various level. And it determines the main services, the directions and forms of field service realized in system of interterritorial communications.

Текст научной работы на тему «Институциональные факторы и детерминанты развития рынка товаров и услуг в рамках социально-экономических межтерриториальных связей»

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ И ДЕТЕРМИНАНТЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТОВАРОВ И УСЛУГ В РАМКАХ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕЖТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ

INSTITUTIONAL FACTORS AND DETERMINANTS OF MARKET DEVELOPMENT OF GOODS AND SERVICES WITHIN SOCIAL AND ECONOMIC INTERTERRITORIAL COMMUNICATIONS

УДК 339.9

ЕВМЕНОВА Надежда Игоревна

заведующая кафедрой экономики кино и телевидения Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, доктор экономических наук, профессор, [email protected]

EVMENOVA, Nadezhda Igorevna

Head of the Economics of Film and Television Department, Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, Doctor of Economics, Professor, [email protected]

Г

Ai

РАХИМОВА Юлия Федоровна

соискатель Санкт-Петербургского государственного экономического университета, [email protected] RAKHIMOVA, Yulia Fedorovna

External Post-graduate Student of the Saint-Petersburg State University of Economics, [email protected]

Аннотация.

В статье рассматривается институциональный подход к анализу территориальных рынков товаров и услуг. Определены характеристики понятий «социальный институт», «экономический институт», «правовой институт». Обоснован институциональный состав обеспечения межтерриториальных связей, содействующих развитию экономики и социальной сферы регионов и муниципальных образований различного уровня. Определены основные услуги, направления и формы сервисного обслуживания, реализуемые в системе межтерриториальных связей.

Ключевые слова: сервис, услуги, социально-культурная сфера, межтерриториальные связи, рынок услуг.

© Евменова Н. И., Рахимова Ю. Ф., 2016.

Abstract.

The article considers institutional approach to the analysis of territorial commodity markets and services. It determines characteristics of the following concepts: «social institute», «economic institute», «legal institution». It substantiates the institutional structure of ensuring the interterritorial communications promoting development of economy and the social sphere of regions, and municipalities of various level. And it determines the main services, the directions and forms of field service realized in system of interterritorial communications.

Keywords: service, services, welfare sphere, interterritorial communications, market of services.

Институциональный подход к рассмотрению социально-экономических субстанций, к которым относится и рынок товаров и услуг, в последние годы был представлен в работах таких авторов, как И. И. Агапова, С. Г. Кир-дина, Н. В. Манохина, В. А. Русановский, С. Ю. Солодовников [1; 2; 3; 4].

Использование институционального подхода при рассмотрении особенностей формирования и развития социально-экономических систем позволяет обеспечить устойчивость социально-экономической политики, проводимой в административно-территориальных единицах различного уровня иерархии [4].

При этом понятие «институт» используется в различных аспектах, чаще всего из которых фигурируют такие понятия, как «социальный институт», «экономический институт», «правовой институт». В частности, в работе С. Ю. Солодовникова дано следующее определение «социальному институту», под которым понимается «...относительно устойчивая форма организации социальной жизни, обеспечивающая устойчивость связей и отношений в рамках общества.» [4, с. 221]. В рамках концепции «институциональных матриц», представленной в работах С. Г. Кирдиной, С. Ю. Солодовникова и др., институциональный аспект рассмотрения социально-экономических процессов заключается в трактовке социальных институтов как базовых, глубинных, исторически устойчивых и постоянно воспроизводящихся социальных отношений, обеспечивающих интегрированность разных типов общества [2; 5].

Понятие «правовой институт» обычно используется в правовых источниках различного типа (например, в административном праве) как систематизированная совокупность норм (или даже подотрасль соответствующего права), регулирующих отношения между правомочными субъектами по поводу регламентированных законодательством действий субъектов права.

Под понятием «экономический институт» обычно понимают отдельные элементы социально-экономической системы, представленные обособленными юридическими лицами или объединенные в союзы, ассоциации и т. п., действующие в определенной сфере, касающейся обеспечения (финансового, консультативно-методического, информационного и т. д.) нормального функционирования и развития других элементов социально-экономических систем (предприятий и организаций, производящих товары и услуги, а также физических лиц).

Вместе с тем, по мнению ряда авторов, целесообразно указанные выше понятия использовать в общем контексте для анализа особенностей развития социально-экономических систем и процессов, в том числе относящихся к функционированию и развитию рынка товаров и услуг.

В экономическом плане понятие «институт» можно рассматривать в качестве структурированной матрицы, состоящей из взаимосвязанных элементов двух типов. С одной стороны, к ним относятся отдельные или объединенные (в союзы, ассоциации и т. п.) субъекты хозяй-

ственнои деятельности, результатом которой будут материальные продукты или услуги. Эту часть института можно определить как субъектную или хозяйственную составляющую, ибо ее определяют действующие субъекты (отдельные предприятия или организации или их объединения). С другой стороны, в состав понятия «институт» входят нормы различного типа (нормативные правовые акты, регламенты, правила, инструкции и т. п.), в совокупности образующие систему норм, регулирующих отношения на общем или локальных рынках производства, продвижения и реализации товаров и услуг. Соответственно определим эту сторону института как нормативную составляющую. Без одной из этих двух составляющих понятие «экономический институт» будет неполным.

Институциональная система обеспечения межтерриториальных связей в сфере развития рынка услуг включает в себя такие составляющие элементы, как объект и субъект управления, связи между которыми представлены в таблице.

Институциональная инфраструктура формируется на нескольких уровнях иерархии, что позволяет ей обеспечивать разнообразные функции, содействующие развитию экономики и социальной сферы в целом регионов и муниципальных образований различного уровня, включая городские и сельские поселения, причем рынок услуг городских поселений распространяется на более широкое экономическое пространство, способствуя обслуживанию населения не только города, но и сельских поселений.

Для того, чтобы оценить результаты воздействия трактуемых таким образом институтов на формирование рынка товаров и услуг, целесообразно рассмотреть отдельные типы социально-экономических институтов с учетом их места в данной иерархии.

Институты, призванные выполнять отдельные задачи поддержания функционирования и развития потребительского рынка, относятся к сфере региональной и/или муниципальной обеспечивающей инфраструктуры, выполняющей ряд функций, к числу которых относятся:

• управление формированием и развитием рынка предприятий (производителей то-

варов и услуг промышленного назначения) и промежуточных продавцов для соответствующих отраслей, приоритетных для территории, с учетом их взаимосвязей (кооперации, партнерства, либо конкуренции) с предприятиями и организациями в других регионах Российской Федерации или за рубежом;

• управление потребительским рынком, то есть рынком товаров и услуг, удовлетворяющих потребности населения территории, в том числе путем создания преимущественных условий для развития местных товаропроизводителей;

• создание приоритетных условий для товаропроизводителей и предприятий, торгующих материальной продукцией и предоставляющих услуги на территории муниципального образования;

• стимулирование развития сферы услуг и сервиса, связанного с производством и реализацией материального товара (предпродажного, во время реализации товаров и послепродажного сервиса), в первую очередь, по товарам и услугам первой необходимости, применительно к особенностям территории и социально-демографической структуре населения;

• совершенствование системы контроля цен, в том числе при недобросовестной конкуренции, выявления ценовой дискриминации, искусственного завышения цен и устранения их причин;

• создание условий для конструктивного диалога бизнеса и власти, гармонизации интересов участников взаимодействия и усиления кооперации между ними;

• стимулирование потребительского спроса;

• формирование потребительских предпочтений в регионе, развитие поддерживающих секторов экономики, использование в данной сфере институтов государственного и муниципального заказа;

• развитие системы профессионального образования с целью формирования необходимых компетенций для предприятий территориального рынка услуг;

• развитие внешних связей, устранение торговых барьеров, защита прав интеллектуальной собственности участников взаимодей-

Общая структура системы управления потребительским рынком муниципального образования

Рыночная структура Объект управления Субъект управления (регулирования) отношений на рынке

Внутренняя Население территории. Предприятия по производству потребительских товаров. Посреднические организации. Оптовые и мелкооптовые базы. Транспортные и транспортно-логи-стические фирмы. Торговые предприятия. Предприятия сферы услуг. Организации по стимулированию отношений на рынке товаров и услуг, учебные, консалтинговые, маркетинговые, рекрутинговые и информационные центры Орган местного самоуправления как идеологический, организационный и методический центр работы по развитию потребительского рынка. Органы территориального общественного самоуправления, товарищества собственников жилья и другие инициативные группы социума. Предприятия и отдельные предприниматели, оказывающие воздействие на рынок товаров и услуг

Внешняя Население других территорий (как потребители товаров и услуг). Структуры, дислоцированные на территории других муниципальных образований, действующие в режиме партнерства или, наоборот, конкуренции Орган регионального управления (например, правительство субъекта РФ), имеющий необходимую компетенцию для регулирования отдельных аспектов функционирования и развития рынка товаров и услуг и межтерриториального взаимодействия. Органы местного самоуправления других регионов по вопросам совместного ведения (например, при межтерриториональном взаимодействии). Торгово-промышленная палата. Антимонопольный комитет и ряд других структур, имеющих отдельные полномочия по задачам, связанным с функционированием и развитием рынка товаров и услуг (например, контрольные органы, органы по защите прав потребителей, статистические органы и пр.)

ствия, реализация совместных инфраструктурных и инвестиционных проектов;

• создание благоприятного инвестиционного климата на подведомственной территории.

Отдельно следует выделить институт обеспечения межрегиональных и межмуниципальных связей, касающихся производства, продвижения и реализации товаров и услуг.

Целью данного института выступает обеспечение надлежащего функционирования механизма межрегиональных и межмуниципальных связей, способствующих развитию соответствующего территориального потребительского рынка в интересах производителей и потребителей товаров и услуг, дислоцированных на определенной территории, но выполняющих свои функции производителей

и потребителей товаров и услуг и на территории других регионов и муниципальных образований.

Определим основные направления и формы сервисного обслуживания, используемые в процессе взаимодействия хозяйствующих субъектов, относящихся к различным административно-территориальным единицам. Следует отметить, что реальный эффект и соответствующая оценка вклада территорий (регионов и муниципальных образований) для отдельных сервисных направлений деятельности может быть как прямой, так и косвенной.

При прямой оценке имеется возможность рассчитать объем потребных средств и материальных ресурсов, а также конкретный вклад в производство и реализацию товаров и услуг

отдельных административно-территориальных единиц или расположенных на них групп однотипных по своей продукции предприятий (выступающих как в качестве производителей, так и потребителей продукции). А при косвенной оценке могут использоваться эвристические методы (экспертная оценка, моделирование ситуации, сценарный метод и пр.), позволяющие лишь опосредованно оценить масштабы межтерриториального взаимодействия и расширения границ экономического пространства.

К числу основных услуг, направлений и форм сервисного обслуживания в рассматриваемой сфере можно отнести:

• телекоммуникационные услуги (услуги связи, Интернет и др.);

• услуги по строительству и ремонту зданий и сооружений, реализуемые на сетевой основе;

• деловые услуги, предназначенные для обеспечения предпринимательской и иной деятельности предприятий и организаций, зарегистрированных на одной территории субъекта РФ, осуществляемой на территориях других субъектов (аналогично для муниципальных образований). К подобным услугам целесообразно отнести регистрацию новых предприятий, в том числе совместных; выдачу лицензий и других документов, разрешающих тот или иной вид деятельности; информирование и консультирование по специфике деятельности и особенностям рынков, дислоцированных на территории деятельности; консультирование и посредничество в установлении контрактных (договорных) отношений между хозяйственными структурами, относящимися к разным территориям, и т. п. Часть деловых услуг подобного типа позиционируется в качестве государственных и муниципальных услуг, предоставление которых строго регламентировано (по разным условиям, например, времени оформления и т. д.) и реализуется многофункциональными

центрами предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Другую часть подобных услуг (правовые, информационные и иные консалтинговые) предоставляют коммерческие организации1.

• привлечение представителей (хозяйствующих структур) других регионов к участию в создании, функционировании и развитии интегрированных производственно-технологических и исследовательских интегрированных комплексов: финансово-промышленных групп, компаний холдингового типа, кластеров и др.;

• транспортные услуги, осуществляемые в виде межтерриториальных перевозок пассажиров и разнообразных грузов основными видами транспортных средств;

• транспортно-логистический сервис (реализуемый через деятельность транспортно-логистических компаний, терминалов, складских помещений и т. п.);

• предоставление финансово-инвестиционных услуг контрагентам межтерриториальных отношений, к которым можно отнести: кредиты и средства финансового лизинга, инвестиции различного типа, предназначенные для реализации совместных инвестиционных проектов;

• предоставление страховых услуг участникам межтерриториального взаимодействия по широкому спектру линейки страхования (в том числе страхование имущества, гражданской ответственности, экологическое страхование и т. д.);

• оказание услуг в области выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектных и инжиниринговых работ, выполняемых как совместно, так и по заказу;

• компьютерные и информационные услуги;

• предоставление услуг учебными учреждениями различного типа, в том числе образовательных, услуг по повышению квалификации

1 Деловые услуги реализуются на основе формирования элементов сервисной инфраструктуры, являющихся площадками, способствующими развитию потребительского рынка территории с учетом кооперационных межтерриториальных связей и охватывающих всю цепочку производства, продвижения и реализации товаров и услуг, в том числе: совместных предприятий и ассоциаций, торговых домов, бизнес-центров, выставок, ярмарок, кооперативных рынков и т. п.

и дополнительной подготовке, проведению научных и научно-практических конференций, обмену обучающимися и специалистами и т. п.;

• услуги в области печатных работ и распространения научно-технической и прочей информации;

• услуги в области распространения рекламы в средствах массовой информации и в других форматах рекламной деятельности;

• предоставление услуг медицинскими, профилактическими и оздоровительными учреждениями (государственными, муниципальными и частными), а также фармацевтическое и медико-реабилитациогнное обслуживание различных категорий населения через сеть специализированных учреждений;

• туристические и рекреационные услуги, предоставляемые гражданам из других регионов или осуществляемые на кооперационной межтерриториальной основе в туристско-ре-креационных дестинациях, расположенных на разных территориях, а также сопутствующее обслуживание (экскурсионное и т. п.);

• услуги в сфере культуры, искусства и самодеятельного творчества, реализуемые системой музейного обслуживания, организацией концертов, выставок и других мероприятий, реализуемых учреждениями сферы культуры;

• предоставление услуг, содействующих организации спортивных соревнований (как профессиональных, так и любительских), а также занятий населения физической культурой.

• услуги по сбору, переработке и утилизации твердых бытовых и производственных отходов, реализуемых на межтерриториальной основе;

• экологические услуги природоохранной направленности;

• услуги по придорожному обслуживанию комплексного типа (на базе многофункциональных сервисных центров, включающих, в себя автосервис, мотельное обслуживание, автозаправку и ряд дополнительных услуг);

• услуги в области охраны, сигнализации и обеспечения безопасности (пожарной, от несанкционированного проникновения и пр.) зданий и иных объектов;

• услуги по профилактике и борьбе с преступностью, защите чести и достоинства граждан;

• ритуально-похоронные услуги и др.

Соответственно, приведенный перечень

услуг не претендует на полноту из-за свойств сервисной деятельности, которой присущи новации, дифференциация сервиса на все более расширяющийся спектр услуг, проникновение сервисных компонентов в иные виды деятельности, например, в производственную сферу, расширение сервисных функций («сервисов») в технических устройствах бытового назначения и т. п. [6; 7].

Вместе с тем, в целом, данный перечень определяет существенную часть функций институтов власти и обеспечения функционирования и развития потребительского рынка (рынка товаров и услуг).

При анализе состояния этих предприятий и организаций (относящихся к сфере обеспечения предприятий потребительского рынка) целесообразно принимать во внимание, в частности, следующие аспекты: полноту ассортимента предлагаемых услуг; доступность сервиса для разных категорий хозяйствующих субъектов; возможности кооперации при пользовании соответствующими услугами; возможности использования механизмов муниципального заказа договорных отношения и социального партнерства.

Рынок товаров и услуг в значительной мере развивается не только за счет внутренних связей, но и на межтерриториальной основе, реализуемых как путем сделок купли-продажи между производителями услуг и их потребителями, так и за счет установления различных соглашений между административно-территориальными единицами (субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями), касающимися торгово-экономического, научно-технического, социально-гуманитарного и культурного взаимодействия и партнерства.

Таким образом, институциональное обеспечение развития рынка товаров и услуг включает в себя деятельность институтов, входящих в состав региональной и/или муниципальной рыночной инфраструктуры,

которые обеспечивают необходимые условия для развития сферы рынка товаров и услуг в конкретной административно-территориальной единице.

Соответственно, данное обеспечение базируется на использовании комплекса нормативно-правовых, экономических и организационно-управленческих мер воздействия на процессы функционирования и развития рынка товаров и услуг, включая поиск и использование финансовых инструментов поддержания данного рынка; применение комплекса льгот и иных преференций местным производителям товаров и услуг (в рамках ограничений антимонопольного за-

конодательства); формирование обеспечивающей инфраструктуры; совершенствование применения местной нормативно-правовой базы, регулирующей отношения на данном рынке, и пр.

Существенные изменения в системе институционального обеспечения организации развития рынка услуг в значительной степени обусловлены периодически осуществляемыми процессами структурного перераспределения полномочий между федеральным центром, регионами и муниципальными образованиями, а также возрастанием роли в регулировании сферы услуг саморегулируемых и других общественных организаций.

Список литературы

1. Агапова И. И. Институциональная экономика: учеб. пособие. М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2013.

2. Кирдина С. Г. Институциональные матрицы и развитие России. 2-е изд, перераб. и доп. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2001.

3. Русановский В. А., Манохин Н. В. и др. Институциональная экономика: учеб. пособие / под ред. Н. В. Манохина. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013.

4. Солодовников С. Ю. Институциональные матрицы: сущность, персонификация и ее генезис (политико-экономические очерки) / Ин-т экономики НАН Беларуси. Минск: Право и экономика, 2006.

5. Большой энциклопедический словарь: философия, социология, религия, эзоте-ризм, политэкономия / гл. науч. ред. и сост. С. Ю. Солодовников. Минск: МФЦП, 2002.

6. Теоретические основы и модели долгосрочного макроэкономического прогнозирования / под ред. Ю. В. Яковца. М.: МФК, 2004.

7. Янченко В. Ф. Управление качеством в сфере услуг. Системно-логистический подход: монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.