Научная статья на тему 'ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ДОСТИЖЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН'

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ДОСТИЖЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Область наук
Ключевые слова
государственная поддержка / сбыта продукции / макроэкономическая стабилизация / снижение инфляции / стабильность / развитию инфраструктуры / аграрный сектор / повышению качества управления сельскохозяйственными предприятиями.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бобозода Шариф Каноатшо

В данной статье рассматривается институциональные основы достижения продовольственной безопасности Республики Таджикистан. Исследованием установлено, что основной проблемой сельхозпроизводителей в современных условиях является низкий платежеспособный спрос на их продукцию. Анализом установлено, что государственная поддержка должна быть направлена на расширение возможностей сбыта продукции, поддержку экспортеров, гарантирование экспортных кредитов. Необходимым условием формирования государственной сельскохозяйственной политики обоснованно признаны макроэкономическая стабилизация, снижение инфляции, стабильность валютного курса, законодательная база, четко определяющая и защищающая права собственности. Все это способствует организации предпринимательской деятельности предприятий, развитию инфраструктуры аграрного сектора,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бобозода Шариф Каноатшо

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ДОСТИЖЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН»

УДК:338.439

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ДОСТИЖЕНИЯ

ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ

ТАДЖИКИСТАН Бобозода Шариф Каноатшо

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономика АПК Таджикского аграрного университета имени Шириншо Шотемура

Аннотация. В данной статье рассматривается институциональные основы достижения продовольственной безопасности Республики Таджикистан.

Исследованием установлено, что основной проблемой сельхозпроизводителей в современных условиях является низкий платежеспособный спрос на их продукцию. Анализом установлено, что государственная поддержка должна быть направлена на расширение возможностей сбыта продукции, поддержку экспортеров, гарантирование экспортных кредитов. Необходимым условием формирования государственной сельскохозяйственной политики обоснованно признаны макроэкономическая стабилизация, снижение инфляции, стабильность валютного курса, законодательная база, четко определяющая и защищающая права собственности. Все это способствует организации предпринимательской деятельности предприятий, развитию инфраструктуры аграрного сектора, повышению качества управления сельскохозяйственными предприятиями.

Ключевые слова: государственная поддержка, сбыта продукции, макроэкономическая стабилизация, снижение инфляции, стабильность, развитию инфраструктуры, аграрный сектор, повышению качества управления сельскохозяйственными предприятиями.

INSTITUTIONAL FOUNDATIONS FOR ACHIEVEMENT OF FOOD SECURITY IN THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN

Bobozoda Sharif Kanoatsho

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Agricultural Economics of the Tajik Agrarian University named after Shirinsho Shotemur

This article discusses the institutional foundations for achieving food security in the Republic of Tajikistan. The study found that the main problem of agricultural producers in modern conditions is the low effective demand for their products. The analysis established that government support should be aimed at expanding sales opportunities for products, supporting exporters, and guaranteeing export loans. Macroeconomic stabilization, reduction of inflation, exchange rate stability, and a legislative framework that clearly defines and protects property rights are rightfully recognized as a necessary condition for the formation of state agricultural policy. All this contributes to the organization of business activities of enterprises, the development of infrastructure in the

agricultural sector, and improving the quality of management of agricultural enterprises.

Key words: state support, product sales, macroeconomic stabilization, reduction of inflation, stability, infrastructure development, agricultural sector, improving the quality of management of agricultural enterprises.

В Нациолнальной Стратегии Развитие (НСР) Республики Таджикистан на период до 2030 года подчеркивается, что основными направлениями государственной политики является совершенствование уровня самообеспеченности населения республики собственными продуктами питания и создания новых рабочих мест. Поэтому формирование и развитие предприятий перерабатывающих АПК, считается ключевым фактором в условиях рыночной экономики [1].

Следует подчеркнуть, что обеспечение населения продовольственными продуктами является одной из проблем, волнующей большинство стран мира в условиях глоболизации экономики.

Важно учесть, что в основе экономического прогресса каждого государства и его отдельных регионов является повышение эффективности производства предприятий его отраслевых и межотраслевых комплексов. Содержание эффективности производства в той или иной экономической системе определяется общественной формой производства, аграрной политикой государства, направлениями целенаправленного развития производства и специфическими для данной экономической системы факторами и результатами производства.

Основными критериями эффективности производства АПК является полное обеспечение социальных и индивидуальных потребностей при рациональном и экономном использовании имеющихся ресурсов. По этой причине в контексте развития экономических отношений ресурсы повышения эффективности производства предприятий АПК в целом и регионах регионов республики является одним из важнейших экономических вопросов, успешного решения, которого позволит ускорить развитие

агропромышленного производства и обеспечить надежное снабжение отечественными продовольственными товарами.

Необходимо отметить, что поиск ресурсов, направлений и способов их использования в целях повышения экономической эффективности производства предприятий является одним из актуальных вопросов экономики республики [2].

Исследованием установлено, что увеличение объемов сельскохозяйственного производства требует поиска и выявления ресурсов повышения эффективности производства предприятий АПК их рационального и экономного использования с целью развития эффективности производства.

Необходимо отметить, что принимая во внимание остроту и актуальность данного вопроса, Лидер нации, Президент Республики Таджикистан уважаемый Эмомали Рахмон в своем ежегодном послании отметил, что «...необходимо, чтобы соответствующие структуры и органы власти в полной мере могли реализовать стратегии и программы отрасли, принять своевременные меры по развитию семеноводства, повышению урожайности сельскохозкультур, увеличению объемов производства сельскохозяйственной продукции, обеспечению развития перерабатывающей и пищевой промышленности, а также укреплению экспортного потенциала»

[3].

Также подчеркнуть, что аграрный сектор- это сложная система, которая включает в себя различные виды деятельности (в том числе и несельскохозяйственной), но и демографическую, трудоресурсную, экологическую, природоохранную функции. Вопрос о месте и роли аграрного сектора в экономике страны играет важную роль. Причины кроются в недооценке значимости этой отрасли, которая между тем обеспечивает жизненные потребности населения. Несовершенство законодательных актов и правовых норм препятствует построению

организационно-экономических отношений между государством и сельхозпроизводителями.

В этой связи государственная аграрная политика должна быть нацелена на обеспечение устойчивого и эффективного функционирования агропромышленного комплекса; высокой мотивации труда его работников; развития сельских территорий.

Государственная сельскохозяйственная политика базируется на нескольких основных принципах (схема 1), каждый из которых предполагает конкретное содержание, наличие механизмов их реализации.

Схема 1

Основные принципы и механизмы государственной поддержки аграрной

политики

Основные принципы государственной политики Содержание

Устойчивость Обязательства государства перед сельхозпроизводителями обеспечивают устойчивость механизмов поддержки развития отрасли в течение 5 лет

Гарантированность Обязательства государства поддержки сельхозпроизводителей, предусмотренные отдельными ее направлениями и программами

Разграничение полномочий и соблюдение равных условий Финансовая поддержка из государственного бюджета

Учет международных обязательств При осуществлении государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей учитываются обязательства России по международным соглашениям, в том числе обязательства, возникающие из ее присоединения к ВТО

Ограничение размеров государственной поддержки Сумма средств, получаемых в порядке государственной поддержки одним сельхозтоваропроизводителем из государственного бюджета, ограничена и не может превышать определенного размера

Равнодоступность Хозяйства всех категорий, включая дехканские (фермерские) и индивидуальные, имеют равные права на поддержку из бюджета

Источник: Предложен автором.

Результативность государственной сельскохозяйственной политики должна быть под контролем органов власти.

Особого внимания требуют позиции, относящиеся к ее главным целям и задачам:

- обеспечение продовольственной безопасности страны (ее можно считать достигнутой, если доля отечественной продукции в общем объеме продаж на рынке составляет по зерну не менее 90%, сахару - 60, растительному маслу - 70, молоку и мясу - 80%);

- доступность пищевых продуктов (должно быть обеспечено бесперебойное их поступление в места реализации в объеме, достаточном для удовлетворения потребностей населения, и по приемлемым ценам);

- сближение средних уровней доходов в сельском хозяйстве и других отраслях экономики;

- выравнивание индексов цен на сельскохозяйственную продукцию и на используемые в отрасли средства производства.

В ходе исследовании нами были изучены потребление продовольственной продукции на душу населения и в развитых странах. Анализом установлено, что расчеты нами произведены по рекомендуемый физиологические нормы потребления основных продуктов на душу населения от 31 августа 2018 г, № 451 принятием Постановлением Правительством Республики Таджикистан [4], который приведены в таблице 1.

Таблица 1

Удельный вес потребление продовольственной продукции на душу населения РТ по сравнению развитых странах, кг

Наименование продукции Рекомендуемые физиологические нормы потребления основных продуктов на душу населения (ВОЗ) В развитых странах Таджикистан Удельный вес Республики Таджикистан, к ВОЗ %

Хлебные продукции 120 101 158,64 + 32,2

Кондитерские изделия 36 34 15,48 - 57

Растительное масло 13 19 17,52 + 34,7

Картошка 96 70 42,36 - 55,9

Овощи бахчевые 104 144 86,4 - 16,9

Фрукты и ягоды 80 110 33,24 - 58,5

Мясо и мясное продукции 60 114 13,8 - 77,0

Рыба 12 18 0,48 - 99,2

Молоко и молочные продукции 360 350 63,84 - 82,3

Яйца, штук 243 250 96 - 60,5

Источник: Агенства по статистики Республики Таджикистан. Статистический сборник Проловольственная безопасность и бедность. Душанбе.-2021- С.21. Расчеты автора. [6].

Анализ таблицы показал, что потребление продовольственных продукции на душу населения в Республики Таджикистан идет к тенденцию увеличению. Например, потребление хлебных продуктах составляет 158,6 кг по сравнению ВОЗ составляет -120 кг. или же на 32,2% больше чем нормы, кондитерские изделия на - 43%; растительное масло на - 34,7; фрукты и ягоды на - на 41,5%; овощи и бахчевые на - 23%; яиц на - 39,5% больше употреблено. Следует отметить, что по всем видам продукции произведено значительно ниже продукции на душу населения по сравнению рациональной нормой. Расчеты показали, что кроме хлебных продукции по всем другим продуктам уровень потребления значительно ниже, чем нормативного.

Важный фактор функционирования отечественного АПК- эффективное использование выделяемых бюджетом средств, особенно при нынешним их дефиците. Однако, как свидетельствует практика, выбор и реализация программ поддержки аграрного сектора происходит без учета специфических особенностей рыночной экономики.

Основной проблемой сельхозпроизводителей в современных условиях является низкий платежеспособный спрос на их продукцию. Поэтому в сложившихся условиях государственная поддержка, на наш взгляд, должна быть направлена на расширение возможностей сбыта продукции, поддержку экспортеров, гарантирование экспортных кредитов.

Необходимым условием формирования государственной сельскохозяйственной политики обоснованно признаны макроэкономическая стабилизация, снижение инфляции, стабильность валютного курса, законодательная база, четко определяющая и защищающая права собственности. Все это способствует организации предпринимательской

деятельности предприятий, развитию инфраструктуры аграрного сектора, повышению качества управления сельскохозяйственными предприятиями.

На наш взгляд, институциональные основы достижения продовольственной безопасности являются следующие:

- формирование и регулирование единого продовольственного рынка и

рынка материально-технических ресурсов для сельского хозяйства и других отраслей АПК;

- обеспечение гибкой и эффективной внешнеторговой политики;

- проведение единой общегосударственной земельной, финансово-кредитной и налоговой политики;

- организация общегосударственных контрольных функций (качество продовольствия, ветеринарный, экологический, технико- технологический контроль, рациональное и бережное использование земель);

- научное, консультативное, информационное и кадровое обеспечение

АПК.

На наш взгляд, достижение перечисленных целей должны работать такие инструменты, как правовая база, индикативное планирование, ценообразование, налогообложение и др. Сложившийся в отечественном АПК экономический механизм хозяйствования направлен на защиту социально-экономических интересов коренного населения, на первоочередное насыщение мастных рынков продовольствием и товарами первой необходимости, на ограничение цен на социально значимые продукты, на обеспечение минимальной заработной платы, пенсий, пособий. Конечной целью развития и совершенствования экономического механизма является создание благоприятных условий и стимулирование ускоренного завершения трансформационного перехода, восстановление и дальнейшее увеличение докризисного уровня отечественного агропромышленного производства и благосостояния населения [5].

Также учесть, что в современных условиях система хозяйствования, основанная на жесткой регламентации практически всех вопросов

производственно- финансовой деятельности оказалась малоэффективной, что нашло отражение в застое или уменьшении производства основных продуктов сельского хозяйства и производительности труда, в возрастающей зависимости страны от импортных поставок продовольствия и социальной неустроенности села. Эпизодические попытки улучшить действовавший экономический механизм путем корректировки отдельных инструментов мало что дали. И это не случайно. В условиях глубокого организацинно-технического отставания, слабой обеспеченности современными производственными ресурсами и потери заинтересованности производителей в результатах своего труда достичь даже относительно невысоких показателей производства и потребления можно только на базе коренных изменений в главных звеньях хозяйственного механизма: прежде всего в отношениях собственности, формах организации производства и сбыта продукции. Деятельность товаропроизводителей должны быть ориентирована не на жесткий даже хорошо сбалансированный план, а реальный платежеспособный спрос, на соединение интересов производителя и потребителя, реализуемых посредством купли-продажи.

Заключение. Таким образом, глобальным направлением последовательного совершенствования динамически развивающегося экономического механизма господдержки в отечественном АПК является определение генеральной перспективы развития социально- экономического уклада и этапов перехода к конечным его рубежам. Наряду с использованием мирового опыта необходима выработка собственной национальной модели этого механизма, которая служила бы ориентиром для поэтапного перехода к ней. Очевидно, такой моделью может стать рыночный механизм функционирования экономически свободных частных и коллективно-долевых товаропроизводителей на ограниченно регулируемом внутреннем и зарубежном рынках.

Литература:

1.Нациолнальной Стратегии Развитие (НСР) Республики Таджикистан на период до 2030 года. Душанбе.-2016 г.

2.Милосердов В. Аграрная политика и проблемы развития АПК. - М.: Агропромиздат, 1990. - 295 с.

3. Послание Президента Республики Таджикистан, Основатель мира и национального единства - Лидер нации Эмомали Рахмон Маджлиси милли РТ, (23.12.2022). -Душанбе, 2022.- .-22с.

4. Рекомендуемые физиологические нормы потребления основных продуктов на душу населения от 31 августа 2018 г, №451 принятием Постановлением Правительством РТ.

5. Пиризода Дж.С. Экономический механизм организации инновационного процесса в АПК. Коллективная монография. / Дж.С. Пиризода, Ш.Т. Одинаев, Х.М. Давлатов.- Душанбе, 2017.- 148 с. (на таджикском языке)

6. Агенства по статистики Республики Таджикистан. Статистический сборник Проловольственная безопасность. Душанбе.-2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.