Научная статья на тему 'The peculiarities of statal agricultural policy in the process of agrarian reforms'

The peculiarities of statal agricultural policy in the process of agrarian reforms Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
119
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / АГРАРНЫЙ СЕКТОР / ЭКОНОМИКА РЕСПУБЛИКА ТАДЖИКИСТАН / ЦЕНА / STATE SUPPORT / AGRICULTURE / AGRARIAN SECTOR / ECONOMY OF TAJIKISTAN REPUBLIC / PRICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Одинаев Шохин Талбакович, Давлатов Мехроджиддин Хайриддинович

В данной статье рассматриваются проблемы государственных мер, направленных на поддержку повышения поступлений от продаж и прибыльности всех сельхозпроизводителей аграрного сектора без нарушения правил ВТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «The peculiarities of statal agricultural policy in the process of agrarian reforms»

Одинаев Шохин Талбакович,

к.э.н., доцент Института экономики сельского хозяйства Академии сельскохозяйственных наук Таджикистана Давлатов Мехроджиддин Хайриддинович,

соискатель Института экономики сельского хозяйства Академии сельскохозяйственных наук Таджикистана

ОСОБЕННОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА В ПРОЦЕССЕ АГРАРНЫХ РЕФОРМ

Сельское хозяйство является одной из немногих отраслей экономики, которые подвержены государственному регулированию. Это связано с тем, что в сельском хозяйстве конкуренция совершенна, производимая продукция не может быть отнесена к общественному благу, а полнота рынка характеризуется постоянным перепроизводством. Так, например, в середине 90-х годов XX века дотации сельскому хозяйству в мире ежегодно составляли 350 млрд. долларов.

Одним из важных условий вступления в ВТО является обсуждение либерализации аграрного рынка страны. Либерализация аграрного рынка страны, вступающей в ВТО, означает снижение государственного субсидирования сельского хозяйства до минимального уровня, отмену экспортных субсидий и целевую поддержку производителей конкретной сельскохозяйственной продукции. Практика вступления развивающихся и переходных экономик стран СНГ в ВТО свидетельствует о том, что не возникает необходимости переговоров по снижению государственных субсидий, так как уровень государственной поддержки аграрного сектора в развивающихся странах и в странах СНГ не превышает минимального уровня, установленного правилами ВТО. Например, уровень субсидирования аграрного сектора в Молдове не дотягивает до уровня, установленного во время переговоров. Государственная поддержка аграрных товаропроизводителей ограничивается правилами ВТО, за исключением случаев, когда поддержка не нарушает торговли или имеет незначительное влияние на торговлю. Это меры, направленные на оказание содействия развитию аграрного сектора и улучшение жизненного уровня жителей сельской местности, прямые платежи, предусматривающие выращивание незапрещенных сельскохозяйственных культур.

Для Республики Таджикистан имеют актуальное значение меры, направленные на развитие аграрного сектора, в котором наблюдается сосредоточение населения с более низкими доходами и, соответственно, низким качеством жизни. Падение урожайности, ухудшение почвы и ее эрозия, устаревшая инфраструктура аграрного сектора, проблемы продовольственной безопасности населения и рационального

питания, недостаточный уровень маркетинга и продвижения продукции, произведенной аграрным сектором, на внешние рынки и другие требующие своего разрешения проблемы аграрного сектора обуславливают неотложные государственные меры, направленные на поддержку аграрного сектора.

Поддержка данной сферы аграрного сектора не нарушает правил ВТО и, соответственно, должна поощряться в условиях Республики Таджикистан. Незначительный уровень государственной поддержки аграрного сектора в Республике Таджикистан, который имел место в последние годы, позволяет не нарушать потолок агрегированной меры поддержки (Aggregate Measure of Support), установленной Соглашением по сельскому хозяйству. В этом отношении Республика Таджикистан соответствует критериям, которые устанавливаются на основе агрегированных мер поддержки. В рамках Соглашения по сельскому хозяйству действует правило «de minimis», которое означает, что государственная поддержка выращивания конкретной сельскохозяйственной продукции в развивающихся странах не должна превышать 10% от общей стоимости производства конкретной аграрной продукции. За основу стоимости аграрной продукции, в производстве которой используются государственные средства и которая регулируется механизмом агрегированной меры поддержки, берется мировая цена на данную продукцию. Таджикистан по экономическим показателям классифицируется как развивающаяся экономика, и, следовательно, на нашу страну распространяется данный критерий.

Хлопок является основной продукцией аграрного сектора Республики Таджикистан, и в краткосрочном периоде в целях улучшения функционирования отрасли хлопководства в стране необходимо увеличить государственную поддержку данного сектора до уровня, который не нарушает потолок, установленный механизмом агрегированной меры поддержки. Источником финансирования выступает, по нашему мнению, снижение ставки налога с продаж хлопка-волокна, которая установлена на уровне 10%. Частичный возврат налога с продаж хлопка-волокна до уровня, который соответствовал бы норме агрегированной меры поддержки, стимулировал бы дальнейший рост производства хлопка-волокна, который является одним из основных экспортных товаров.

Одним из важных пунктов доступа на рынок аграрной продукции и либерализации аграрного сектора выступает вопрос предоставления экспортных субсидий национальным аграрным товаропроизводителям. Как показывает практика функционирования ВТО, между ее развитыми членами и крупными развивающимися рынками возникают торговые споры на почве торговли аграрной продукцией. Торговые споры возникают в связи с нарушениями положений ВТО, которые регулируют все экономические отношения, связанные с выращиванием и реализацией аграрной продукции. Они в основном включают правила субсидирования агарного сектора, технические нормы и стандарты, регулирующие обращение аграрной продукции на внутреннем рынке, санитарные и фитосанитарные меры, демпинг и компенсационные пошлины. Известно, что правила ВТО запрещают применение экспортных пошлин национальными правительствами. Под экспортными субсидиями в рамках Соглашения по сельскому хозяйству подразумеваются прямые субсидии национальным экспортерам, продажа некоммерческих

запасов на внешние рынки по ценам ниже рыночных, экспортные платежи, финансированные за счет государственных средств, сокращение издержек по доставке товара, внутренние начисления на отгрузку продукции для экспорта, имеющие более благоприятные условия по сравнению с внутренними отгрузками, и субсидии для производства экспортной аграрной продукции. Необходимо подчеркнуть, что для развивающихся стран действует особый режим, согласно которому в течение переходного периода они освобождаются от обязательства сокращения издержек по доставке товара и разных начислений на экспортную отгрузку и отгрузку товаров в пределах национальной экономической территории страны.

Политика снижения издержек в сельском хозяйстве путем удешевления ресурсов приводит к росту прибылей производителей, увеличению спроса на удешевленный ресурс, росту объема предложения продукции, росту спроса на другие ресурсы. Меры, направленные на повышение поступлений от продаж и снижение издержек в сельском хозяйстве, - это меры, нацеленные на повышение прибыльности для всех сельхозпроизводителей или отдельных групп.

В целом, освобождение от обязательства по сокращению издержек, связанных с экспортом товара, и дифференцированные начисления на отгрузку товара закладывают благоприятные предпосылки роста экспорта аграрной продукции. Ограничением здесь выступает объем государственных средств, которые могут быть выделены на эти цели. Необходимо подчеркнуть, что экспортный потенциал аграрного сектора Таджикистана высок, и, помимо хлопка-волокна, существуют также и другие виды аграрной продукции, экспорт которых может быть увеличен за счет рационального использования имеющихся ресурсов и факторов производства.

Увеличение финансирования из государственного бюджета в объемах, не превышающих норму агрегированной меры поддержки, содействовало бы росту экспорта аграрной продукции, увеличению доходов сельского населения и, соответственно, снижению уровня бедности, которая больше проявляется у сельского населения. Данный подход согласуется со Среднесрочной программой сокращения бедности, которая предусматривает поэтапное снижение бедности в Республике Таджикистан. Увеличение экспорта хлопка-волокна, который является первичным сырьем для текстильной отрасли страны, необходимо с точки зрения увеличения внутреннего производства и занятости и продвижения конкурирующих с импортом производств, ибо, как показывает практика участия стран СНГ в соглашениях ВТО, слабые позиции национальных товаропроизводителей на внутреннем рынке в конечном итоге приводят к потере рынков сбыта, увеличению импорта и дефициту платежного баланса страны.

Либерализация аграрного рынка страны в настоящее время, когда он неконкурентоспособен, может вызвать негативные последствия для отечественных аграрных товаропроизводителей. Государственные дотации для целей поддержания аграрных товаропроизводителей, субсидирование экспорта, прямые выплаты, которые не превышают норму агрегированной меры поддержки, максимальное использование мер «зеленой корзины» с учетом возможности бюджета, несомненно, будут способствовать продвижению и защите национальных и внешнеэкономических интересов и обеспечить экономическую безопасность страны.

Соглашение ВТО по сельскому хозяйству классифицирует государственные меры поддержки аграрного сектора, также как меры «янтарной корзины», «зеленой корзины» и «допустимый уровень поддержки», известный как «de minimis rule». Меры «янтарной корзины», влияя на рыночные цены, искажают торговлю и запрещены правилами ВТО. Меры «зеленой корзины», в свою очередь, не оказывают искажающего воздействия на торговлю и не нарушают правила ВТО. Допустимый уровень поддержки, или «de minimis rule», также не нарушает правила ВТО, если меры поддержки осуществляются в размере 10% (5% для развитых

стран) от объема конкретной аграрной продукции или всего аграрного сектора в стоимостном выражении.

Сегодня в Таджикистане необходимость государственной поддержки аграрного сектора экономики определяется переплетением общемировых и специфических проблем. Отечественные сельхозпроизводители подвергаются чрезвычайному риску

- наводнениям, засухам, нашествию насекомых - которому другие отрасли не подвержены и от которого нельзя полностью застраховаться.

В сельском хозяйстве требуется большой капитал как для начала предпринимательской деятельности, так и для расширенного воспроизводства. А по указанным выше причинам доходы сельскохозяйственных производителей значительно уступают по величине тем, что получают производители в других отраслях.

Таким образом, эти аргументы доказывают необходимость государственной помощи производителям в сельском хозяйстве, чтобы противодействовать неблагоприятным условиям производства и торговли.

В процессе аграрной реформы необходимо иметь в виду, что среди мер государственного регулирования должны быть программы по развитию сельской производственной и социальной инфраструктуры, программы развития несельскохозяйственной занятости в сельской местности, прямые выплаты фермерам, чьи доходы ниже определенной установленной границы и др. Так, например, в США выплаты фермерам только для поддержки цен составляют примерно 17 млрд. долларов в год, а в целом государственные дотации американским фермерам выражаются в 60 млрд. долларов. В Европейском союзе общая сумма финансовой поддержки аграрного сектора в 1999 г. составила 107,4 млрд. евро, доля субвенций в доходах производителей сельскохозяйственной продукции достигла 49%. Уровень субвенций в США повысился с 22% в 1998 г. до 24% в 1999 г., в Японии, соответственно, - с 62 до 65%, в Южной Корее - с 56 до 74%, в Швейцарии - с 70 до 73%.

В сельском хозяйстве США существует два вида цен государственной поддержки: целевые (гарантированные) и залоговые.

Целевые цены распространяются на наиболее важные виды сельхозпродукции. По залоговой фиксированной цене фермер сдает в Товарно-кредитную корпорацию (ТКК) под залог всю продукцию в случае, если рыночные цены складываются ниже залоговых цен. В этом случае заложенная продукция в течение 9 месяцев может быть выкуплена фермером. Если этого не происходит, то продукция переходит в собственность ТКК, а фермер получает за нее денежную компенсацию по залоговой цене за вычетом издержек за хранение. Залоговая цена является нижним пределом гарантированных цен на сельскохозяйственную продукцию.

В странах ЕС действует несколько иной механизм цен: на сравнительно высоком уровне установлены целевые, или ориентированные цены, гарантирующие средним и крупным по размеру хозяйствам определенный уровень дохода. По этим заранее фиксированным ценам сельхозпродукцию у фермеров закупают государственные закупочные организации, что является действенной мерой против снижения рыночных цен ниже допустимого уровня. Таким образом, система ценообразования в АПК зарубежных стран предусматривает оперативное слежение за динамикой цен на средства производства, издержками и доходами в сельском хозяйстве, ценами на конечную продукцию и услуги: все это находит отражение в целевых

(гарантированных) и других ценах поддержки.

Таким образом, в процессе агарной реформы необходимо уделять внимание таким вопросам, как:

- в какой степени в аграрном секторе экономики следует сочетать свободные рыночные цены с мерами государственной поддержки и протекционизмом в отношении к отечественным товаропроизводителям;

- как должна согласовываться ценовая политика;

- какие применить формы и способы компенсации удорожания средств производства и услуг, поступающих в сельское хозяйство.

В литературе существуют разные точки зрения по этому вопросу. Одни экономисты считают, что если государственная поддержка направлена на поддержание цен и доходов, то от нее выигрывают те, которые производят и продают на рынке большой объем продукции. Другие доказывают, что программа государственной помощи должна быть направлена на повышение низких фермерских доходов. Поэтому более эффективным будет не косвенное, а прямое субсидирование.

Можно сделать вывод, что государственная политика в области сельского хозяйства обязательно должна предусматривать предоставление дотаций и субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям. Все формы государственной поддержки опираются на единый принцип: по мере роста доходов фермерского, коллективного хозяйства доля государственной помощи в общих производственных затратах данного хозяйства снижается.

Список использованной литературы:

1. Актуальные проблемы правового обеспечения аграрной реформы. /Материалы

научно-практической конференции. - Уфа, 1996. -126 с.

2. Асроров И.А. Особенности аграрной сферы и их влияние на рыночные отношения.

//Известия АН Республики Таджикистан, отделение общественных наук. -1999.-№4.

3. Асроров И.А., Эргашев А.Э. Аграрная реформа и её развитие в Таджикистане.//

Кишоварз.- 1997.- № 9.- с. 25-35

4. Ашуров И.С. Аграрная политика в условиях переходного периода. - Душанбе: Ирфон.-

2006.

5. Беляева З.С. Аграрная реформа и изменение организационно-правовых форм сельскохозяйственных предприятий. - М., 1996.

6. Вахидов В.В., Гафуров Г.Х., Умаров Х.У. Хлопководство: прошлое, настоящее и будущее. //Экономика Таджикистана: стратегия развития.- 2003.-№1.

7. Ганиев Т.Б. Аграрная реформа и устойчивое развитие сельского хозяйства Таджикистана. -М., 1997.

8. Давлатов Х.М. Влияние аграрного преобразования на уровень жизнь сельского населения. - Душанбе: Изд. ТГНУ, 2004.

9. Сагайдак А. Опыт государственного регулирования в сельском хозяйстве США // АПК: экономика, управление. - 2002. - № 8. - С. 26.

Ш. Т. Одинаев, М.Х. Давлатов

Особенности сельскохозяйственной политики государства в процессе аграрных

реформ

Ключевые слова: государственная поддержка, сельское хозяйство, аграрный сектор, экономика Республика Таджикистан, цена

В данной статье рассматриваются проблемы государственных мер, направленных на поддержку повышения поступлений от продаж и прибыльности всех сельхозпроизводителей аграрного сектора без нарушения правил ВТО.

Sh.T. Odinaev, M.Kh. Davlatov

The Peculiarities of Statal Agricultural Policy in the Process of Agrarian Reforms

Key words: state support, agriculture, agrarian sector, economy of Tajikistan Republic, price

The article dwells on the problems of statal measures aimed at a support of all the producers of agricultural sector. The formers include stimulation to profits obtained through sale without breaking WTO rules.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.