Научная статья на тему 'Институциональные исследования в работе отдела последипломного образования'

Институциональные исследования в работе отдела последипломного образования Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
48
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ПОТРЕБИТЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ / QUALITY OF EDUCATION / EDUCATIONAL SERVICES / ASSESSMENT OF THE QUALITY OF EDUCATION / CONSUMERS OF EDUCATIONAL SERVICES / SATISFACTION WITH THE EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Абдуллина В.Р., Шайхы М.И.

В настоящее время институциональные исследования (ИИ) являются одним из самых перспективных направлений во всех сферах образовательной деятельности. Эта область рассматривает различные вопросы от характеристик обучающихся до преподавателей и их работы в учреждениях образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Абдуллина В.Р., Шайхы М.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONAL RESEARCH IN THE DIVISION OF POSTGRADUATE EDUCATION

Satisfaction of residents with the work of the Department of postgraduate education of JSC "Kazni GB" is 90%. Summing up the results of the answers on the questionnaire blocks (evaluation of teachers, practices, resource equipment of the Institute), we can say with confidence that the majority of residents (78%) are very satisfied with the learning process in residency. In addition, it is necessary to note the favorable social environment within the walls of the Institute. 91% of residents noted compliance with the principle of equality in education. Consequently, there is religious and national tolerance in the Institute. The majority of residents who have left their comments on the improvement of the learning process in residency, most often talk about increasing the share of independence in the implementation of the program.

Текст научной работы на тему «Институциональные исследования в работе отдела последипломного образования»

ЮеиЫ1к ХажМММ №1-2019

УДК 616-053.2:378.147.

В.Р. Абдуллина, М.И. Шайхы

АО «Казахский ордена «Знак Почета» Научно-исследовательский институт глазных болезней, г. Алматы

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В РАБОТЕ ОТДЕЛА ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В настоящее время институциональные исследования (ИИ) являются одним из самых перспективных направлений во всех сферах образовательной деятельности. Эта область рассматривает различные вопросы - от характеристик обучающихся до преподавателей и их работы в учреждениях образования.

Ключевые слова: качество образования, образовательные услуги, оценка качества образования, потребители образовательных услуг,удовлетворенность образовательным процессом

Актуальность:

В рамках этих мониторингов поднимаются проблемы приема, отчисления учащихся, вопросы пополнения преподавательского состава и другие [2]. На многочисленных форумах и конференциях активно обсуждаются вопросы использования опыта западных стран по созданию и организации центров, которые проводят институциональные исследования высшего и послевузовского образования [2, 3].

По мнению большинства исследователей, ИИ основываются на:

исследованиях, проводимых отдельными

образовательными учреждениями для изучения вопросов, представляющих интерес,

опросах, проводимых сторонними организациями в нескольких вузах,

создании структурных подразделений в больших вузах, ориентированных на исследования [1, 2].

Таким образом, для успешного функционирования любая

организация образования должна:

обеспечить исходные данные,

включить исходные данные в процессы,

получить результаты.

Одним из методов сбора исходных данных для ИИ является опрос, анкетирование либо учащихся, либо преподавателей, работодателей и др. , который дает достаточно большой объем информации для исследований. Данный метод обеспечивает высокий уровень массовости исследования и помогает определить конкретные аспекты учебного процесса, требующие улучшения, а также позволяет отследить их динамику [3].

Материалы и методы:

Место проведения: АО «Казахский ордена «Знак Почета» научно-исследовательский институт глазных болезней». Время проведения исследований - начало и конец учебного года (2017-2018 гг). Аудитория исследования: резиденты 13 года обучения по специальности «Офтальмология, в том числе детская». Количество респондентов - 33, из них мужчин -18 (54,5%), женщин - 15(45,5%). Использовался метод социологического исследования - количественный (анкетирование).

Цель исследования: определить уровень

удовлетворенности резидентов 1-3 года обучения организацией учебного процесса в АО «КазНИИ ГБ» . Для достижения данной цели был составлен опросник, состоящий из 15 вопросов закрытого типа. Ключевые вопросы касались процесса обучения, в частности, оценки методов преподавания, изучения дисциплин, работы отдела последипломного образования, технического оснащения института и обеспеченности ресурсной базы. Анкетирование проводилось анонимно, что позволило получить откровенную информацию от респондентов на заданные им вопросы. Результаты исследования:

По мнению 91% респондентов в АО «КазНИИ ГБ» в полной мере соблюдается принцип равенства. Нет никаких притеснений и конфликтов, связанных с происхождением, национальностью и полом обучающихся. Это говорит о высокой степени этнической, национальной и религиозной толерантности среди обучающихся в АО «КазНИИ ГБ» (рисунок 1).

Рисунок 1 - Результаты опроса по соблюдению в образовательном процессе принципа равенства

Согласно полученным данным, основной причиной выбора специальности резидентуры послужила для 51% -специальность в интернатуре, а для 33% - перспективность

специальности. 28% опрошенных резидентов с первого курса медицинского университета имели цель обучаться именно по выбранной специальности (рисунок 2).

Рисунок 2 - Результаты исследования причины выбора специальности «офтальмология, в том числе детская»

Подавляющее большинство респондентов (90%) оказались Всего 3% участников опроса не разделили их мнение. 7%

довольными работой отдела последипломного образования. респондентов затруднились ответить (рисунок 3).

70% 53% 68%

35% 18% 22% 7% 1

0% 1. да, полностью 2. да, по большинству вопросов 3. нет 4. затрудняюсь с ответом

Рисунок 3 - Результаты исследования удовлетворенностью работой отдела последипломного образования

Что касается учебного процесса, то были выявлены наиболее часто применяемые методы обучения преподавателями отдела последипломного образования (ОПО). По мнению 40% резидентов преподаватели ОПО

используют практически все перечисленные методы обучения , 31% ответов свидетельствуют об использовании интерактивных методов и 35% в виде традиционных микролекций (рисунок 4).

разборы больных 45%

все выше перечисленные 41%

традиционные микролекции 35%

интерактивные методы 31%

TBL = 10%

CBL = 9%

конференции, семинары 5%

впервые слышу о .. 2%

0% 13% 25% 38% 50%

Рисунок 4 - Результаты исследования применяемых методов обучения преподавателей

Vestntk КштММ №1-2019

Почти все (96%) резиденты одобрительно относятся к вовлечение иностранных преподавателей в учебный

приглашению в организацию образования зарубежных процесс (рисунок 5).

профессоров. Из этого числа 70% полностью поддерживают

70%

70%

53% 35% 18% 26% 4%

0% 1. да, в полной мере 2. да, частично 3. нет

Рисунок 5 - Результаты исследования отношения резидентов к приглашению в образовательный процесс зарубежных преподавателей

Относительно ресурсной базы библиотеки АО «КазНИИ ГБ» , не хватает учебной литературы по определенным разделам

то здесь 66% резидентов отметили достаточное количество офтальмологии. В то же время 18% опрошенных

учебной литературы. Однако, по мнению 16% резидентов затруднились дать конкретный ответ (рисунок 6).

Рисунок 6 - Результаты исследования оснащенностью библиотеки необходимыми книжными ресурсами

По полученным результатам, 83% резидентов часто прибегают к помощи интернета в редких случаях и 4% не

пользуются ресурсами интернета, а также базами данных пользуются интернетом в таких целях вообще (рисунок 7).

зарубежной литературы для самоподготовки, 13%

90% -83%

68% 45% 23% 0%

| ■

'!

I

/ | 8% 5% 4% „%

1. да, часто 2. иногда 3. редко 4. нет 5.

затрудня юсь с ответом

Рисунок 7 - Результаты исследования использования

Согласно полученным данным, 78% респондентов активно вовлекаются в научную жизнь отдела последипломного образования, участвуют в проведении научных работ. 12%

ресурсов интернета резидентами для самоподготовки

признались, что не заинтересованы в участии в научной работе ОПО. Остальные 10% не дали конкретного ответа (рисунок 8).

Рисунок 8 - Результаты исследования участия резидентов в проведении научных исследований

Что касается клинической подготовки резидентов, то 97% опрашиваемых обучающихся оказались довольны тем, что им предоставляется достаточное количество пациентов с

разными диагнозами в процессе обучения. Из них 85% выразили полную удовлетворенность (рисунок 9).

Рисунок 9 - Результаты исследования удовлетворенностью резидентами клинической подготовкой

Большинство резидентов (70%) удовлетворены работой отдела последипломного образования, который, по их мнению, предоставляет все необходимые информационные

и методические материалы по теме занятия. 21% частично удовлетворены работой отдела по этому вопросу (рисунок 10).

70%

70%

53%

35%

18%

0%

п

21% ■

/ 1 1 3% 2% 4%

1. да, 2. нет 3. да, 4. 5. нет ответа

полностью частично затрудняюсь

согласен (- согласен (- с ответом

на) на)

Рисунок 10 - Результаты исследования удовлетворенностью резидентов работой отдела последипломного образования

Резиденты оценивают помощь со стороны преподавателей ОПО также на «отлично». 70% опрошенных резидентов полностью согласны с утверждением, что преподаватели

проводят с ними достаточное количество учебного времени, 25% выразили частичную удовлетворенность (рисунок 11).

Vestnik KazNMU №1-2019

Рисунок 11 - Результаты исследования удовлетворенностью резидентов помощью преподавателей ОПО

По мнению 85% участников опроса, преподаватели объективно оценивают их знания и навыки, 12% согласны с этим частично (рисунок 12).

Рисунок 12 - Результаты исследования мнения резидентов об объективности оценивания их знаний

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Продолжая тему учебного процесса, можно отметить высокий статус преподавателей ОПО, которые, по мнению 90% резидентов, уважительно и коллегиально относятся к обучающимся резидентам (рисунок 13).

Рисунок 12 - Результаты исследования отношения преподавателей ОПО к резидентам

79% резидентов уверены в том, что продолжат работу в практическом здравоохранении по своим специальностям, а 21% предполагают продолжить обучение в PhD докторантуре. Это говорит о высокой целеустремленности будущих специалистов, а также о правильном выборе своего профессионального направления.

Изучение предложений резидентов по организации образовательного процесса показало, что большинство респондентов рекомендуют увеличить долю

самостоятельности в практической части программы обучения, больше проводить разбор клинических случаев на семинарах. Некоторые учащиеся предлагают внедрить выездную практику в регионы, а также стажировки в зарубежные страны наравне с магистрантами и докторантами.

Таким образом, удовлетворенность резидентов работой отдела последипломного образования АО» КазНИИ ГБ» составляет 90%. Суммируя результаты ответов по блокам

опросника (оценка преподавателей, практики, ресурсная оснащенность института), можно с уверенностью сказать, что большинство резидентов (78%) очень довольны процессом обучения в резидентуре. В дополнение к этому необходимо отметить благоприятную социальную среду в стенах института. 91% резидентов отметили соблюдение

принципа равенства в обучении. Следовательно, в институте существует религиозная, национальная толерантность. Большинство резидентов, оставивших свои комментарии по поводу улучшения процесса обучения в резидентуре, чаще всего говорят об увеличении доли самостоятельности в реализации программы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Сухарев О.С. Вопросы методологии институционального анализа: нормативные оценки и теория // Журнал институциональных исследований. - 2010. - Т.2., №3. - С. 24-40.

2 Сабитова Ж. К. Аспекты институционального анализа качества образования в педагогическом институте // Сборник материалов с конференции "Наука и образование - 2014". - Астана: 2014. - С. 25-28.

3 Кайназарова М.М., Красникова В.В., Берниязова М.Ж., Берниязова А.Ж. Институциональные исследования как инструмент обеспечения качества (опыт казахстанского института менеджмента, экономики и прогнозирования // Материалы международной научной конференции «Образование через всю жизнь; непрерывное образование в интересах устойчивого развития». - Астана: 2010. - С. 184-187.

В.Р. Абдуллина, М.И. Шайхы

Алматы цаласы АК "Курмет Белгiсi" ордендi Казак, квз аурулары гылыми-зерттеу институты"

ДИПЛОМНАН КЕЙ1НГ1 Б1Л1М БЕРУ Б6Л1М1НЩ ИНСТИТУЦИОНАЛДЬЩ ЗЕРТТЕУЛЕР1

ТYЙiн: Резиденттердщ "ЦазКАFЗИ"дипломнан кейшп бшм беру белiмiнщ жумысымен ;анагаттануы 90% ;урайды. Сауалнама блоктары бойынша (о;ытушылардьщ багасы, практика, институттыц ресурсты; жабды;талуы) жауаптардыц нэтижелерiн жина;тай отырып, резиденттердщ кепшшп (78%) резидентурада оку процесше ете риза деп сенiммен айтуга болады. Буган ;осымша институт ;абыргасында ;олайлы элеуметтiк ортаны атап ету ;ажет. Резиденттердiц 91% -ы о;ытуда тецдiк к;агидатын са;тауды атап етть Демек, институтта дiни, ултты; тeзiмдiлiк бар. Резидентурада оку процесiн жа;сарту жвнiнде ез тYсiнiктемелерiн к;алдырган резиденттердщ кепшшп кебiнесе багдарламаны iске асырудагы дербестiк Yлесiн арттыру туралы айтады.

ТYЙiндi свздер: бiлiм сапасы, бiлiм ;ызмеН бiлiм сапасын багалау

V.R. Abdullina, M. Shaykhy

JSC "Kazakh order" badge of Honor" research Institute of eye diseases, Almaty city

INSTITUTIONAL RESEARCH IN THE DIVISION OF POSTGRADUATE EDUCATION

Resume: Satisfaction of residents with the work of the Department of postgraduate education of JSC "Kazni GB" is 90%. Summing up the results of the answers on the questionnaire blocks (evaluation of teachers, practices, resource equipment of the Institute), we can say with confidence that the majority of residents (78%) are very satisfied with the learning process in residency. In addition, it is necessary to note the favorable social environment within the walls of the Institute. 91% of residents noted compliance with the principle of equality in education. Consequently, there is religious and national tolerance in the Institute. The majority of residents who have left their comments on the improvement of the learning process in residency, most often talk about increasing the share of independence in the implementation of the program.

Keywords: quality of education, educational services, assessment of the quality of education, consumers of educational services, satisfaction with the educational process

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.