Беларуси. Для перехода к органическому сельскому хозяйству Беларуси необходимо создать нормативно-правовую систему и систему сертификации продукции «органик», соответствующую базе развитых стран; осуществить меры по развитию системы информационного обеспечения; обеспечить централизованную пропаганду и рекламу белорусской органической продукции. Это позволит сформировать сегмент рынка «экологически чистой продукции» и максимально охватить целевую аудиторию потребителей. Подобный факт может так же стать конкурентным преимуществом Беларуси при выходе на международную арену продуктов питания.
Источники
1. Органическое сельское хозяйство: зарубежный опыт и белорусские перспективы [Электрон-
ный ресурс], 2013 - Режим доступа: http://agrobelarus.by/articles/nauka/organicheskoe _selskoe_khozyaystvo_zarubezhnyy_opyt_i_belor usskie perspektivy/. Дата доступа: 15.12.2014.
2. Пионеры органического земледелия [Электронный ресурс], 2013 - Режим доступа: http://www.neg.by/news/10867.html. - Дата доступа: 15.02.2015.
3. Статистический справочник «Сельское хозяйство Республики Беларусь, 2014 » // Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Минск, 2015. - Режим доступа: http://belstat.gov.by. -Дата доступа: 27.05.2015.
4. Программа развития органического земледелия в Беларуси [Электронный ресурс] / DAL.BY «Движение активных людей». 2013. Режим доступа: http://www.dal.by/news/99/15-09-12-25 Дата доступа: 12.02.2015.
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ РАЗВИТИЯ АПК В УСЛОВИЯХ САНКЦИИ Жудро М.М., к.э.н., доц., БРУ, г. Могилев
Выполненные исследования глобальных современных проблем оценки, прогнозирования, формирования и использования экономического потенциала организации АПК свидетельствуют о необходимости научной коррекции существующих институциональных инструментов развития аграрного сектора, которые базируются на применении традиционных теорий предельной производительности факторов производства, конкурентных преимуществ, альтернативной стоимости, экономического роста, рыночной стоимости, концепции рыночной силы, репутации и жизненного цикла фирмы и др. в безальтернативных условиях эффективного рынка.
Усиление актуальности указанной проблемы обусловлено сохранением негативных последствий глобального мирового финансово-экономического кризиса и появлением новых угроз в развитии экономики как Беларуси, так и исторических стран-партнеров (РФ, стран СНГ и др.) из-за санкций ЕС, США и некоторых других стран по отношению к России и ответные ее внешнеторговые ограничения по отношению к ним.
При этом следует констатировать, что в новейшей экономической теории комплексные исследования негативных последствий глобального мирового финансово-экономического кризиса и появления новых угроз в развитии экономики отдельных или групп государств из-за санкций других стран отсутствуют.
Поэтому возникает острая необходимость выполнения такого рода исследований с целью разработки адекватных парадигм, концепций инструментов количественной оценки, прогнозирования формирования и использования экономического потенциала организации в современных условиях как стабильного, эффективного, так и альтернативного нестабильного, неэффективного сценариев функционирования мировой экономики.
В этой связи следует признать научную обоснованность критического понимания учеными современного методологического подхода к обоснованию институционального инструментария, основанного на учете временного кризисного (шокового) состояния мировой экономики, или экономик группы стран, или отдельного государства [1].
В качестве аргументов научной уязвимости концепции мирового финансово-экономического кризиса выступает однозначное понимание условий и технологии преодоления кризисных явлений в экономике и перспективного развития субъектов микро-, мезо-, макро- и мегаэкономики. При этом сторонники концепции экономических кризисов развитии мировой экономики не рассматривают потенциальное альтернативное и принципиально новое такое явление в экономике как турбулентность.
В результате этого в научных исследованиях и в реальном бизнесе доминируют два варианта экономических инструментов управ-
ления экономикой в условиях мирового или регионального кризиса.
Первый вариант практикуемых инструментов призван обеспечить преодоление стагнации, возможной временной рецессии экономики субъектов бизнеса, страны и трансформацию ее в устойчивое состояние функционирования в перспективе. В качестве приоритетных такого рода макроинструментов предлагается различные мега-, макро-, микроинтервенции как инвестиционными, кредитно-финансовыми учреждениями, так и правительствами различных государств.
При этом практикуются как глобальные финансовые интервенции объединений государств-лидеров (ЕС, НАФТА, АСЕАН, СНГ и т.д.), международных финансовых организаций (МВФ, МБ и т. д.), так и финансовые интервенции отдельных государств (США, Китай, Россия и т.д.).
Убедительным примером такого рода интервенций является современная практика государств-лидеров ЕС (Германия, Франция, Англия), США и Канады и др. поиска и применения различных сценариев финансовой поддержки экономики проблемных стран -Украины, Греции.
Критическая оценка современной практики глобальных интервенций МБ, МВФ, ЕБРР и др. институциональных мировых структур свидетельствует об их неэффективности и безперспективности. Это обусловлено тем, что эти и другие существующие институты межгосударственной координации деятельности стран, включая ВТО, созданы после второй мировой войны и не соответствуют реальным условиям и запросам эффективной экономической координации взаимодействия как отдельных стран, так и страновых объединений. Эти международные организации, во-первых, практически не располагают адекватными межгосударственными полномочиями и инструментами позитивного воздействия на недопущение санкций одного или нескольких государств против других. Во-вторых, они практически не могут своевременно и эффективно вмешаться в применение институциональных инструментов санкций и существенно снизить негативные страновые их последствия. Убедительным аргументом этому выступает эскалация политического и экономического противостояния РФ, Украины, ЕС, США, в которую даже и не пытаются адекватно вмешаться такие международные структуры как МБ, МВФ, ВТО.
Поэтому в современных условиях взамен МБ, МВФ, ВТО и др. институциональным ми-
ровым структурам необходимо создавать новые более эффективные не разрозненные, а глобальные международные организации, осуществляющие межгосударственную координацию в полном объеме, включая и санкции, в сфере экономики.
В качестве такой институциональной международной структуры следует рекомендовать международную организацию экономического сотрудничества (МОЭС), которую следует наделить адекватными институциональными инструментами стратегической и текущей межгосударственной координации в полном объеме в сфере экономики, включая и недопущение глобальных политических, экономических конфликтов между государствами.
Другой вариант практикуемых в настоящее время институциональных инструментов ориентирован на выход экономики организаций, страны, мировой экономики из глобального или регионального кризиса и обеспечение устойчивого ее функционирование посткризисный период.
В этой связи следует констатировать, что выполненные исследования результативности изложенных выше двух вариантов институциональных инструментов различных мега-, макро-, микроинтервенций как инвестиционными, кредитно-финансовыми учреждениями, так и правительствами отдельных стран, а также современных тенденций развития мировой экономики и экономики отдельных стран позволяет утверждать об отсутствии реальных принципиальных позитивных итогов доминирующей интервенционной политики по преодолению негативных последствий глобального финансово-экономического кризиса и санкций.
Так, применение интервенционных инструментов в Беларуси в конце 2014 года и в начале 2015 года не позволили преодолеть в полном объеме негативные последствия взаимных санкций ЕС, США, Канады и др. государств и РФ для национальной экономики. В качестве аргумента выступают убытки Беларуси 900 млн долларов из-за сокращения экспорта в Россию [2]. При этом за четыре месяца 2015 года Беларусь потеряла при экспорте сельскохозяйственной продукции в Россию 180 млн долларов. К этому привели нестабильность курса российского рубля, ценовой фактор, а также снижение объемов поставок.
За 2014 год по данным Минсельхозпрода, белорусские аграрии потеряли от девальвации российского рубля свыше 360 млн долларов. Плюс от санкций Россельхознадзора убытки белорусских предприятий составили
свыше 100 млн долларов. При этом убытки из-за ограничений на поставку в Россию белорусского молока и молокопродуктов, на которые в большей мере распространяются государственные интервенции в Беларуси, значительно превышают убытки от экспорта мяса [3].
В итоге в 2014 году Беларусь сократила экспорт продовольствия по сравнению с 2013 годом на 3,2% до 5,6 млрд долларов, хотя изначально планировала за счет российского эмбарго нарастить экспортные поставки до 6 млрд долларов [4].
При этом следует отметить, что наряду с негативными последствиями санкций ЕС, США и некоторых других стран по отношению к России, для экспорта белорусского продовольствия в это время были созданы дополнительные возможности его нарастить на российский рынок. Учитывая, что под запрет попали говядина, свинина, рыба, овощи, фрукты, молочная продукция и ряд других продуктов ЕС, которые являются для Беларуси ключевыми экспортными товарами на рынок России.
В этой связи следует отметить, что и в США фермеры также потеряли 900 млн долларов из-за ответных санкций России из ежегодных поставок на российский рынок американских пищевых продуктов стоимостью примерно 1,3 миллиарда долларов США при общем экспорте из США в Россию около 160 миллиардов долларов в год. В связи с этим, необходимо констатировать, что, тем не менее, аграрии США смогли компенсировать большую часть потерь за счет переориентации экспорта продовольственных товаров на другие рынки
[5].
То есть, практика интервенций как в Беларуси, других государствах не сопровождается адекватными результатами роста их эффективности и достижение устойчивости позитивных изменений в экономике стран.
Следовательно, выполненные исследования позволяют утверждать о том, что успешное достижение намеченных параметров роста экспорта национального продовольствия возможно на основе разработки и практического применения принципиально новых институциональных инструментов в аграрной политике Беларуси, которые обеспечат реальное повышение его эффективности в современных условиях как стабильного, эффективного, так и альтернативного нестабильного, неэффективного сценариев функционирования мировой экономики.
Источники
1. Жудро М.К. / Парадигма турбулентности в современной мировой экономике: методология идентификации и оценки / М.К. Жудро // Экономический бюллетень Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь №12, 2012. - С. 4 - 12.
2. Беларусь пожаловалась на убытки в 900 млн долларов из-за сокращения экспорта в Россию [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://www.capital.ua/ru/news/45767-belarus-pozhalovalas-na-ubytki-v-900-mln-iz-za-eksporta-v-rossiyu / -Дата доступа: 4.05.2015.
3. Из-за санкций против мясокомбинатов Беларусь потеряет 400 млн долларов [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://www.profmedia.by/newse/sk/30825/http://w ww.charter / - Дата доступа: 01.06.2015.
4. Беларусь недосчиталась 180 млн долларов при поставках продовольствия в Россию [Электронный ресурс] // - Режим доступа: http://news.tut.by/economics/450571 .html / - Дата доступа: 01.06.2015.
5. США фермеры потеряли 900 млн долларов из-за ответных санкций России [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://svpressa.ru/world/article/106469/ - Дата доступа: 4.05.2015.
АДАПТАЦИЯ КАДРОВ К ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ И СОЦИАЛЬНЫМ ИЗМЕНЕНИЯМ:
АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
Пашкевич О.А., к.э.н., доц., вед. науч. сотр. Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси
На современном этапе главным ресурсом быстрого конкурентного развития являются новые технологические идеи, а их осуществление требует высокой квалификации и творческой активности кадров.
Изменение организационной структуры, условий рабочих мест, потребительских предпочтений, экологизация производственных процессов ведут к появлению новых профес-
сий. В свою очередь это ведет к изменению функций и задач работников в организациях.
По оценкам специалистов, в течении ближайших десятилетий коренным образом изменяться энергетика, производство сырья и материалов, городское и сельское хозяйство [1].
Повышение эффективности работы аграрного сектора экономики во многом зависит от обеспечения отрасли кадрами новой формации с высоким уровнем общей культуры, про-