СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА. СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ. СОЦИАЛЬНЫЕ
ИНСТИТУТЫ И ПРОЦЕССЫ
Институциональные и социокультурные детерминанты скулшуттинга
Березнев Алексей Владимирович,
старший преподаватель кафедры физической подготовки Воронежского института МВД России E-mail: [email protected]
Осуществление крайних форм агрессии в образовательных учреждениях представляет собой одну из актуальных проблем. В российском обществе имеет место ряд событий, в ходе которых учащиеся, используя огнестрельное оружие и взрывные устройства осуществляли массовое убийство. Это определяет важность осмысления причин скулшуттинга и его социальных предпосылок, что может способствовать выработке мер по противодействию данному деструктивному явлению. Анализ основных факторов возникновения скулшуттинга свидетельствует о том, что в его основе лежат предпосылки институционального и социокультурного плана. Институциональные предпосылки скулшуттинга связаны с недостаточно эффективной интеграцией отдельных учеников в социальное пространство образовательного учреждения, а также с практиками психического и физического насилия, реализуемыми в школах. Социокультурные предпосылки скулшуттинга связаны с присутствием в сознании учеников модели ультимативного проявления агрессии в социальном пространстве школы, а также с наличием в культурной и коммуникативной среде предпосылок для оправдания скулшуттинга. Последнее реализуетсся, преимущественно, в рамках деструктивных колумбайн-сообществ, на уровне которых культивируется идея осуществления крайних форм насилия в школах. Преодоление проблемы скулшуттинга требует принятия мер, направленных на локализацию как институциональных, так и культурных предпосылок его возникновения.
Ключевые слова: образовательные учреждения, насилие, скулшуттинг, колумбайн, буллинг, институциональные факторы скулшуттинга, социокультурные факторы скулшуттинга.
В настоящее время одной из острых проблем является осуществление практик крайней социальной агрессии в образовательных учреждениях. Данное явление, изначально распространившееся в ряде зарубежных стран, получило наименование «скулшуттинг», что отражает характерные для данного социального отклонения признаки - применение огнестрельного оружия и локализацию деструктивных практик на уровне учебных заведений. Одним из наиболее резонансных событий подобного рода является массовое убийство в школе г. Колумбайн, произошедшее в 1999 году [7]. Вместе с тем, как отмечают исследователи, событие в Колум-байне, хоть и является одним из наиболее резонансных (с чем связано, в том числе, нарицательное обозначение крайних форм насилия в образовательных учреждениях при помощи термина «колумбайн»), однако же далеко не первое в общем ряду подобных преступлений. Только лишь в США начиная с 1980 года фиксируется, в среднем, 40 случаев стрельбы в образовательных учреждениях, и данная цифра со временем лишь растет (начиная с 2010 года фиксируется свыше 140 случаев в год) [6].
В России до недавнего времени отсутствовала подобного рода практика. Существовали острые, резонансные ситуации проявления насилия среди школьников, однако они представляли собой, преимущественно, стихийное проявление насилия, реализуемое спонтанно, с использованием подручных средств. Однако в 2018 году в Керчи имел место преступный акт, который по всем признакам может быть квалифицирован как скулшуттинг [5], и в дальнейшем в ряде российских школ имели место сходные случаи. Все это свидетельствует о том, что в настоящее время скулшуттинг представляет собой реальную угрозу для российских образовательных учреждений, что требует разностороннего изучения данной проблемы и выявления наиболее перспективных путей противодействия ей. И, прежде всего, целесообразно обратить внимание на некоторые особенности скулшуттинга, которые указывают на его искусственный, социально-конструируемый характер. Мы можем выделить две такие особенности:
- осуществление массовой стрельбы производится исключительно на уровне учебных заведений, в то время как на уровне других общественных институтов (например, экономические предприятия, спортивные секции и т.д.) не имеет место сходных случаев проявления социальной агрессии;
- сценарий осуществления скулшуттинга в большинстве случаев имеет сходный характер, что, с учетом его сложности свидетельствует о наличии модели, воспроизводимой субъектом преступной деятельности. Указанные выше особенности, а также специфика
распространенности скулшуттинга как явления в разных странах позволяют предположить сформулировать две основные гипотезы, отражающие причины скулшуттинга:
- на уровне образовательных учреждений имеют место развитые предпосылки накопления и выплеска
сз о
сг
=Е
0
1
-1 У
"О
=Е СГ
<п
I_
и со
социальном агрессии, в отличие от других институтов, не уравновешиваемые различными социальными регуляторами, что в конечном итоге определяет предрасположенность учащихся к реализации крайних форм агрессивного поведения;
- скулшуттинг существует и активно реализуется в социальной среде в силу того, что в мировоззрении учащихся уже присутствует социальная модель выплеска накопившейся агрессии, которая в дальнейшем воспроизводится отдельными учащимися. Стоит отметить, что данные гипотезы не противоречат друг другу, поскольку относятся к предпосылкам возникновения агрессии и напряженности с одной стороны, и путям ее реализации в социальной практике с другой. В этом контексте представляется целесообразным анализ предпосылок возникновения склшуттинга, относящихся к факторам институционального и социокультурного плана. С учетом того, насколько острой проблемой является скулшуттинг, данное направление исследование характеризуется высокой степенью актуальности.
Вопрос о том, в чем состоит социальная обусловленность скулшуттинга, представляет теоретический и практический интерес в силу ряда причин. Прежде всего, понимание частных предпосылок возникновения случаев скулшуттинга позволяет своевременно отслеживать рискогенные факторы и осуществлять профилактику данного рода преступлений. Кроме того, понимание общих социальных механизмов, определяющих повышение вероятности осуществления скулшуттинга открывает перспективные направления социального регулирования, в рамках которых может быть преодолена или, как минимум, купирована проблема скулшуттинга. В данном случае факторы, определяющие возможность возникновения случаев «школьной стрельбы» - это одновременно точки воздействия на ситуацию. Наконец, если существуют социальные механизмы, функционирование которых заметно повышает риск возникновения случаев скулшуттинга, локализация данных механизмов может в значительной степени способствовать решению проблемы.
Для начала следует обратить внимание на специфику локализации преступных действий на уровне образовательных учреждений. В данном контексте правомерны две версии:
- на уровне института образования присутствуют развитые предпосылки для возникновения крайних форм социальной агрессии;
- институт образования входит в воспроизводимую членами общества модель преступления.
Для того, чтобы разобраться в данном вопросе, целесообразно обратить внимание на то, каковы особенности института образования и, в частности, каковы социальные характеристики учащихся общеобразовательных учреждений. Ключевым критерием, по которым производится отбор социальных признаков, является связь с проблематикой социальной агрессии и неуравновешенного поведения. В данном контексте, прежде всего, следует отметить возрастной аспект. В школах и колледжах обучаются дети и подростки, процесс социализации которых носит незавершенный характер. Это определяет то, что учащиеся далеко не всегда способны к подавлению деструктивных поведенческих реакций, что проявляется в частых конфликтах между школьниками, драках и т.д. При этом показательным моментом является то, что в младших классах учащиеся зачастую склонны осуществлять физическое насилие друг по отношению к другу, в то время как в старших классах исследователи обращают на интенсификацию практик психического насилия, выраженных в изоляции, обидных
высказываниях, различных по степени опасности «шутках» по отношению к объекту травли и т.д. [1]. Отдельно следует отметить, что далеко не всегда деструктивные отношения в образовательных учреждениях ограничиваются горизонтальной плоскостью отношений между учащимися. Помимо них в ряде случаев имеют место деструктивные социальные практики, осуществляемые педагогами в отношении учеников [2]. Важным моментом в данном случае является то, что социальный статус педагога определяет его преимущества перед учениками в выстраивании социальных отношений, что определяет неравенство в их взаимодействии, которое актуально до тех пор, пока учащиеся принимают социальные нормы и правила взаимодействия, которые приняты в образовательной среде. Подобного рода конфликтные ситуации во многом выступают в роли стимулирующего фактора для того, чтобы отринуть социальные правила и ограничения и осуществить выплеск длительное время накапливаемой ответной агрессии.
Роль деструктивных социальных практик, осуществляемых в отношении учащихся, в возникновении случаев скулшуттинга крайне высока. Для понимания этого аспекта целесообразно обратиться к социально-психологическому портрету преступников, осуществлявших массовое насилие в школах. Анализ уже случившихся случаев проявления крайних форм социальной агрессии в образовательных учреждениях свидетельствует о том, что в большинстве случаев скулшуттера-ми становились ученики школ, которые характеризуются недостаточно эффективной интеграцией в школьный коллектив - неуверенные в себе, психически нестабильные, имеющие низкий социальный статус в учебном коллективе и, в большинстве случаев - подвергавшиеся нападкам со стороны сверстников и учителей. Уже сейчас прослеживается взаимосвязь между практиками буллинга и скулшуттинга - в большинстве известных случаев насилие в образовательных учреждениях осуществляли люди, имеющие острые психологические проблемы по причине травли со стороны сверстников [3]. В данном случае речь идет об ответной агрессии, которая зачастую позиционируется как возмездие, с той особенностью, что школьник не склонен к адресному проявлению ответной агрессии, но перенаправляет ее в отношении образовательной среды в целом. Отсюда, в частности, обобщения по типу «вы все виноваты», манифестируемые скулшуттерами.
Таким образом, первоначальный анализ вопроса позволяет заключить о том, что серьезным фактором скулшуттинга является возраст школьников и связанные с ним социально-психологические особенности их поведения, а также влияние агрессивной среды, на уровне которой сталкивается множество еще недостаточно социализированных подростков, реализующих в отношении друг друга деструктивные практики. В данном контексте проблема скулшуттинга находится в неразрывной связи с другими проблемами агрессивного поведения в образовательной среде, и в первую очередь - с проблемой буллинга. Таким образом, осуществление системной социально-психологической работы в образовательных учреждениях, направленной на нормализацию социально-психологического климата уже имеет существенный потенциал профилактики случаев проявления крайней агрессии. Вместе с тем, следует обратить внимание на то, что напряженный характер социального взаимодействия в классах является не единственной причиной скулшуттинга - в противном случае данное социальное явление имело бы существенно более равномерный (по времени) характер проявления. При этом, с учетом того, что в России имели место исторические
периоды, характеризующиеся значительно более интенсивными кризисными проявлениями в ряде сфер общественной жизни (например, первое десятилетие постперестроечного периода), закономерно было бы предположить, что в эти периоды имели место существенно более ярко выраженные институциональные предпосылки скулшуттинга, связанные как с кризисными тенденциями в сфере образования, так и с внешними деструктивными процессами (экономические затруднения, рост преступности, дисфункциональные процессы на уровне института семьи, выраженные в увеличении количества неблагополучных семей). Все это, с учетом неблагоприятной социально-правовой обстановки в данный период (включая доступность оружия) определяло широкие возможности для возникновения случаев скулшуттинга. Однако, если рассмотреть данный период на предмет количества случаев «школьной стрельбы», становится видно, что одних только институциональных предпосылок недостаточно для того, чтобы имела место развитая практика скулшуттинга. Отсюда мы приходим к пониманию важности факторов социокультурного плана, определяющих наличие в сознании учащихся социальной модели проявления крайней агрессии, которая может быть воспроизведена на практике. Иными словами, для того, чтобы учащийся, по основным критериям входящий в группу риска осуществления скулшуттинга, действительно приступил к осуществлению крайней агрессии, в его сознании должно присутствовать представление о принципиальной возможности подобного рода действий. Данное представление служит деструктивным ориентиром, способствующим перенаправлению социальной агрессии, формированию негативной идеологии, оправдывающей насилие в отношении других учащихся, а также способа активности, предполагающего разовый, крайне разрушительный акт выплеска накопившейся в течение длительного времени агрессии.
Рассматривая социокультурные предпосылки развития скулшуттинга как социального явления, мы, прежде всего, можем констатировать негативное воздействие информационного освещения «школьной стрельбы», вне зависимости от того, какого рода оценочные суждения формируются в отношении освещаемого события. Основная опасность информационного освещения скулшуттинга заключается в том, что оно актуализирует в сознании подростков деструктивную модель, которая, при соблюдении определенных условий, может быть воспринята ими в качестве привлекательной. Собственно, практика развития скулшуттинга свидетельствует в пользу данной версии - в частности, резонансные события в школе Колумбайна и их освещение в информационном пространстве привели к существенному росту количества случаев скулшуттинга, в ряде из которых имело место явное подражание действиям подростков, осуществивших в Колумбайне массовое убийство. Этот момент подражания лишний раз свидетельствует о том, что скулшуттинг - это не просто вызванное внешними факторами проявление социальной агрессии, это - реализация сложной модели, в рамках которой присутствует строго определенный способ поведения, который практически не может быть воспроизведен случайным образом. Исходя из этого, мы можем заключить о том, что одним из важнейших факторов развития скулшуттинга является распространение его модели в среде учащихся. Отсюда мы приходим к пониманию того, что серьезным фактором риска в данном случае становятся социальные механизмы, на уровне которых производится целенаправленное распространение данной модели.
В настоящее время исследователи обращают внимание на то, что среди несовершеннолетних присутствует
тенденция объединения в деструктивные сообщества, одной из разновидностей которых являются колумбайн-сообщества, на уровне которых подростки и молодые люди обсуждают случаи скулшуттинга с позиции одобрения совершенных преступлений [4]. Таким образом, в настоящее время имеют место социальные механизмы, направленные на создание у молодых людей и подростков готовности к осуществлению крайней социальной агрессии, формирование у них самоидентификации с субъектами скулшуттинга, одобрения данной модели действия и, более того - восхищения ею. Во многом, сила воздействия подобного рода деструктивных сообществ связана с тем, что в них входят люди, не сумевшие эффективно интегрироваться в другие сферы общественной жизни (семья, класс и т.д.), в то время как на уровне деструктивного сообщества, в компании таких же недостаточно социализированных, обозленных людей, они чувствуют понимание и поддержку. И в данном отношении группа, наиболее сильно воспринимаемая ими в ценностном плане, предлагает способ самореализации, связанный с осуществлением насилия и саморазрушения (причем буквального, поскольку одним из элементов модели скулшуттинга является суицид).
Подведем итог. Проблема скулшуттинга имеет сложный, комплексный характер. Несомненным фактором, определяющим предрасположенность общества к возникновению подобного рода событий является недостаточная социализация учащихся, их неспособность к интеграции в социальную среду учебного заведения, а также ситуации физического и психологического насилия, осуществляемого как школьниками друг в отношении друга, так и отдельными педагогами. Вместе с тем, условием перехода от потенциальной угрозы вовлечения в практику скулшуттинга к реальному его осуществлению является наличие в сознании учащихся актуальной модели данного преступления, что связано как с деятельностью средств массовой информации, так и с разнообразными деструктивными Интернет-сообществами, на уровне которых культивируется идея допустимости и даже предпочтительности осуществления практик скулшуттинга. Борьба с данными факторами является одним из важных направлений профилактики проявления крайних форм агрессии в образовательной среде.
Литература
1. Волчецкая Т.С., Козырева И.Е., Осипова Е.В. Криминалистические и психологические особенности проявления насилия в общеобразовательных школах // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2022. № 4. С. 11-17.
2. Ганузин В.М. Синдром педагогического насилия как форма дидактогении // Медицинская психология в России. 2013. № 5 (22). С. 11-17.
3. Гусев С.Н. Детерминанты совершения актов скул-шутинга // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2022. № 3 (62). С. 15-20.
4. Завьялова Н.Ю., Лункашу Ю.В. Скулшутинг как нравственная и юридическая проблема в российском обществе // Общество и право. 2021. № 3 (77). С.117-122.
5. Каримов В.Х. Влияние современных информационно-телекоммуникационных технологий на криминальный оборот огнестрельного оружия и боеприпасов // Право и политика. 2019. № 1. С. 40-45.
6. Карпов В.О. Культ Колумбайна: основные детерминанты массовых убийств в школах // Вестник Казан-
сз о
сг ш
0
1
-1 У
"О ш
сг
ского юридического института МВД России. 2018. № 4 (34). С. 442-446. 7. Никишин В.Д. Колумбайн (скулшутинг): сущность, правовая квалификация, криминалистическая диагностика // Lex Russica. 2021. № 11 (180). С. 62-76.
INSTITUTIONAL AND SOCIOCULTURAL DETERMINANTS OF SCHOOLSHOOTING
Bereznev A.V.
Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia
The implementation of extreme forms of aggression in educational institutions is one of the urgent problems. A number of events have taken place in Russian society, during which students, using firearms and explosive devices, carried out mass murder. This determines the importance of understanding the causes of schoolshut-ting and its social prerequisites, which can contribute to the development of measures to counteract this destructive phenomenon. The analysis of the main factors of the emergence of schoolshutting indicates that it is based on the prerequisites of an institutional and socio-cultural plan. The institutional prerequisites of schoolshutting are associated with the insufficiently effective integration of individual students into the social space of an educational institution, as well as with the practices of mental and physical violence implemented in schools. The socio-cultural prerequisites of schoolshutting are associated with the presence in the minds of students of the model of an ultimatum manifestation of aggression in the social space of the school, as well as with the presence in the cultural and communicative environment of prerequisites for justifying schoolshutting. The latter is implemented mainly within the framework of destructive Columbine communities, at the level of which the idea of extreme
forms of violence in schools is cultivated. Overcoming the problem of schoolshutting requires taking measures aimed at localizing both institutional and cultural prerequisites for its occurrence.
Keywords: educational institutions, violence, schoolshutting, columbine, bullying, institutional factors of schoolshutting, socio-cultural factors of schoolshutting.
References
1. Volchetskaya T.S., Kozyreva I.E., Osipova E.V. Criminalistic and psychological features of violence in secondary schools // Bulletin TulSU. Economic and legal sciences. 2022. No. 4. P. 11-17.
2. Ganuzin V.M. Pedagogical violence syndrome as a form of di-dactogeny // Medical psychology in Russia. 2013. No. 5 (22). P. 11-17.
3. Gusev S.N. Determinants of schoolshooting acts // Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022. No.3 (62). P. 15-20.
4. Zavyalova N. Yu., Lunkashu Yu.V. Schoolshooting as a moral and legal problem in Russian society // Society and Law. 2021. No.3 (77). P. 117-122.
5. Karimov V. H. The influence of modern information and telecommunication technologies on the criminal turnover of firearms and ammunition // Pravo i politika. 2019. No. 1. - P. 40-45.
6. Karpov V.O. The cult of Columbine: the main determinants of mass killings in schools // Bulletin of the Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2018. No.4 (34). P. 442-446.
7. Nikishin V.D. Columbine (schoolshooting): essence, legal qualification, forensic diagnostics // Lex Russica. 2021. № 11 (180). P. 62-76.
<n ■_
u
CO