Научная статья на тему 'ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ОТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВА И СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ОТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВА И СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
18
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Инвестиционный фонд / венчурный фонд / финансирование / государственно-частное партнерство / инвестиции. / Investment fund / venture fund / financing / public-private partnership / investment.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черенков Владислав Эдуардович

При анализе российского законодательства и доктринальных положений можно выделить договорную форму отношений государства и субъектов предпринимательской деятельности, к которым следует отнести различные договорные конструкции (соглашение о государственно-частном партнёрстве, концессионное соглашение, государственный контракт, специальный инвестиционный контракт и другие). Также следует говорить о существовании корпоративной формы отношений публично-правовых образований и субъектов предпринимательства – создание юридического лица с публичным и частным капиталом. Вместе с тем, в области отношений государства и бизнеса создаются институты, благодаря которым возможно привлекать инвестиции или аккумулировать их с целью реализации совместного проекта. К данным институтам стоит отнести инвестиционные и венчурные фонды, которые нельзя отнести к договорной или корпоративной форме отношений государства и бизнеса. В связи с этим, существует потребность в изучении данной формы отношений государства и субъектов предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONAL FORMS OF RELATIONS BETWEEN THE STATE AND BUSINESS ENTITIES

When analyzing Russian legislation and doctrinal provisions, it is possible to highlight the contractual form of entrepreneurial activity of states and entities, which includes various contractual forms (public-private partnership agreement, concession agreement, government contract, special investment contract and others). We should also talk about the emergence of corporate relations of public legal entities and business entities forms of creating legal entities with public and private capital. At the same time, in the field of government and business institutions, thanks to which it is possible to attract investments or accumulate them in order to implement a joint project of relations. These institutions include investment and venture funds, which cannot be classified as a contractual or corporate form of relations between the state and business. In this regard, there is a need to study these forms of relations between states and business entities.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ОТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВА И СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-11-156-159 NIION: 2018-0076-11/23-874 MOSURED: 77/27-023-2023-11-874

ЧЕРЕНКОВ Владислав Эдуардович,

Магистрант,

Новосибирский государственный университет, Российская Федерация, Новосибирск, e-mail: vladislav.cherenkov1@gmail.com

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ОТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВА И СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. При анализе российского законодательства и доктринальных положений можно выделить договорную форму отношений государства и субъектов предпринимательской деятельности, к которым следует отнести различные договорные конструкции (соглашение о государственно-частном партнёрстве, концессионное соглашение, государственный контракт, специальный инвестиционный контракт и другие). Также следует говорить о существовании корпоративной формы отношений публично-правовых образований и субъектов предпринимательства - создание юридического лица с публичным и частным капиталом. Вместе с тем, в области отношений государства и бизнеса создаются институты, благодаря которым возможно привлекать инвестиции или аккумулировать их с целью реализации совместного проекта. К данным институтам стоит отнести инвестиционные и венчурные фонды, которые нельзя отнести к договорной или корпоративной форме отношений государства и бизнеса. В связи с этим, существует потребность в изучении данной формы отношений государства и субъектов предпринимательства.

Ключевые слова: Инвестиционный фонд, венчурный фонд, финансирование, государственно-частное партнерство, инвестиции.

CHERENKOV Vladislav Eduardovich,

Master's student, Novosibirsk State University, Russian Federation, Novosibirsk

INSTITUTIONAL FORMS OF RELATIONS BETWEEN THE STATE AND

BUSINESS ENTITIES

Annotation. When analyzing Russian legislation and doctrinal provisions, it is possible to highlight the contractual form of entrepreneurial activity of states and entities, which includes various contractual forms (public-private partnership agreement, concession agreement, government contract, special investment contract and others). We should also talk about the emergence of corporate relations of public legal entities and business entities - forms of creating legal entities with public and private capital. At the same time, in the field of government and business institutions, thanks to which it is possible to attract investments or accumulate them in order to implement a joint project of relations. These institutions include investment and venture funds, which cannot be classified as a contractual or corporate form of relations between the state and business. In this regard, there is a need to study these forms of relations between states and business entities.

Key words: Investment fund, venture fund, financing, public-private partnership, investment.

Введение

Государство и субъекты предпринимательской деятельности существуют не изолированно друг от друга, они постоянно вступают в различные формы отношений - начинания от заключения договоров, заканчивая правовой регламентацией предпринимательской деятельности. Некоторые варианты конвергенции государства и бизнеса имеют административный характер, такие как регистрация сделок, лицензирование, предо-

ставление мер государственной поддержки; а также квазиадминистративный - как участие представителей бизнеса в общественных советах. В целом, любое взаимодействие государства и субъектов предпринимательства направлено на достижение общественно полезного результата, но в данном исследовании приоритет имеет идея отношений государства и бизнеса на основе равенства и партнерства, проявляемая в гражданско-правовой форме. Данная модель взаимодей-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

ствия государства и субъектов предпринимательства может реализовываться в договорной, корпоративной и институциональной формах.

Институциональная форма отношений публично-правовых образований и субъектов предпринимательской деятельности

Данная форма отношений не предполагает заключения соглашения с целью реализации совместного проекта или создание юридического лица с участием государства, в основе данной формы (модели) лежит создание института (инвестиционного или венчурного фонда, не являющегося юридическим лицом), которое осуществляет софинансирование или аккумулирование денежных средств.

Инвестиционные фонды в российском законодательстве выступают в двух значениях - в значении инвестиционного фонда, предусмотренного Бюджетным кодексом, и в значении акционерного инвестиционного фонда и паевого инвестиционного фонда. Каждый из которых возможен в рамках отношений государства и субъектов предпринимательской деятельности.

В соответствии со ст. 179.2 Бюджетного кодекса РФ [2], инвестиционный фонд - часть средств бюджета, подлежащая использованию в целях реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства. Причем в данный момент существуют только региональные инвестиционные фонды, например, региональный инвестиционный фонд Новосибирской области [4]. Такие инвестиционные фонды являются инструментами реализации ГЧП-проектов.

При отборе проектов на финансирование из инвестиционного фонда используются строгие критерии. Проекты должны быть стратегически важными, иметь положительные социальные эффекты, финансовую, бюджетную и экономическую эффективность. Структура финансирования проекта при участии инвестиционного фонда состоит из трех элементов: средства публично-правового образования, средства частного партнера (собственные и/или заемные), средства инвестиционного фонда.

По существу, инвестиционные фонды не выступают самостоятельной формой отношений государства и бизнеса, данный субъект скорее является инструментом реализации совместных проектов. В то же время, поскольку инвестиционные фонды осуществляют софинансирование в проекты, реализуемые в гражданско-правовой парадигме, то и существование региональных инвестиционных фондов, их взаимодействие с публично-правовым образованием и субъектом предпринимательской деятельности также можно

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

считать институциональной формой отношений государства и бизнеса.

Как было отмечено ранее, инвестиционный фонд понимается также в иных значениях - как акционерный инвестиционный фонд и паевой инвестиционный фонд. Акционерный инвестиционный фонд создается в форме юридического лица, поэтому данная модель укладывается в корпоративную форму отношений. Паевой инвестиционный фонд понимается как имущественный комплекс [1] и создается без образования юридического лица и потому рассматривается как институциональная форма отношений государства и бизнеса.

Венчурные фонды создаются именно в форме паевых инвестиционных фондов и осуществляют инвестирование в проекты с высокими рисками (как правило, в инновационные проекты, в том числе в стартапы) в целях получения высокой нормы прибыли.

На рынке венчурного капитала государство может выступать в роли генерального партнера, создавая управляемые государством венчурные фонды, а также в роли партнера с ограниченной ответственностью, создавая спонсируемые государством венчурные фонды, средства которых инвестируются в частные венчурные фонды. Также государство направляет публичные фонды денежных средств в поддержку венчурной отрасли путем софинансирования, инвестиционных субсидий для венчурного капитала, гарантий инвестиций в венчурный капитал, гарантий займов для венчурного капитала и создание фонда фондов [3, С. 218].

По инициативе государства [3] запущена программа формирования региональных венчурных фондов - в регионах были созданы частно-государственные венчурные фонды в форме закрытых паевых инвестиционных фондов. Примером первого в России венчурного фонда, созданного как частно-государственное партнерство, является «Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере города Москвы», который зарегистрирован в форме закрытого паевого инвестиционного фонда. Пайщиками Фонда на паритетных условиях являются «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере города Москвы», учрежденный Правительством Москвы, и крупнейший российский несырьевой холдинг—ОАО «Акционерная Финансовая Корпорация «Система» [7].

Таким образом, в основе венчурного фонда (паевого инвестиционного фонда) лежит объединение государственного и частного капитала как имущественного комплекса, что позволяет оха-

рактеризовать данную форму отношений публично-правовых образований и субъектов предпринимательской деятельности как институциональную.

Несмотря на ряд успешных венчурных фондов, данную сферу в Россия нельзя назвать безупречной, и совершенствовать необходимо нормативно-правовую базу в направлении предоставления системы гарантий и страхования инвестиций при венчурном финансировании, создания государственного реестра структур, работающих в сфере венчурного инвестирования.

Институты развития и центры компетенций

Помимо частной стороны (концессионера) и публичного партнера (концедента) при реализации крупных инфраструктурных проектов принимают участие и иные субъекты. Многие из таких участников проектов фундаментально тяготеют к «публичной» или «частной» стороне. Например, финансирующий проект банк представляет частный капитал, а уполномоченное государством юридическое лицо осуществляет отдельные права и обязанности (например, разработка про-ектно-сметной документации) публичной стороны. В то же время некоторых участников крупных инфраструктурных проектов нельзя отнести ни к одной из сторон - такими «серединными» субъектами являются институты развития и центры компетенций.

Институты развития (Внешэкономбанк, дорожные фонды, государственная корпорация ВЭБ.РФ) вкладывают средства в долгосрочные проекты с умеренной доходностью и рисками. Данные организации осуществляют финансирование руководствуясь либо своими внутренними правилами, либо нормативными (например, в случае с Фабрикой проектного финансирования при участии ВЭБ.РФ).

Центры компетенций разрабатывают методические документы в сфере ГЧП, организовывают встречи и переговоры представителей государства и бизнеса, по запросам сторон участвуют в оценке и экспертизе документации по проектам [5, С. 41.]. Примером такого института можно назвать АНО «Национальный центр ГЧП».

Заключение

Благодаря анализу отношений государства и субъектов предпринимательской деятельности, реализуемых в гражданско-правовой парадигме, можно прийти к выводу о существовании различных форм таких отношений, в том числе в виде создание совместного имущественного комплекса, отличимого и от договорной, и от корпоративной формы взаимодействия рассмотренных субъектов. Данную «третью» форму отношений предлагается именовать институциональной. При

этом существуют и иные институты, направленные на реализацию совместных государственно-частных проектов - институты развития и центры компетенций.

Список литературы:

[1] Об инвестиционных фондах: Федеральный закон от 29.11.2001 N 156-ФЗ (ред. от 07.02.2023) // Собрание законодательства РФ. 2001. №49. Ст. 4562.

[2] Бюджетный кодекс Российской Федерации: от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2022) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.

[3] О мерах по реализации в 2005 году мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства: Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 05.05.2005 № 93 (ред. от 29.08.2006) // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/ document/901955015 (дата обращения: 16.10.2023)

[4] Об инвестиционном фонде Новосибирской области: Закон Новосибирской области от 29 июня 2016 г. n 78-ОЗ (ред. от 01.12.2021) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevD oc=172144120&backlink=1&&nd=172100003&rdk=0 &refoid=172144230 (дата обращения: 14.10.2023).

[5] Борщевский Г.А. Государственно-частное партнерство: учебник и практикум для вузов / Г. А. Борщевский. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт. 2023. 314 с.

[6] Ерёмченко О. А. Фонды специализированных венчурных фондов как инструмент поддержки инвестиций в передовые технологии // Экономика науки. 2021. №3. С. 217-226.

[7] Сенишенков А.Н. Государственно-частное партнерство в венчурном финансировании в России // Nauka-rastudent.ru. 2016. №. 09 (033). [Электронный ресурс]. URL: http://naukarastudent. ru/33/3633/ (дата обращения: 07.09.2023)

Spisok literatury:

[1] Ob investicionnyh fondah: Federal'nyj zakon ot 29.11.2001 N 156-FZ (red. ot 07.02.2023) // Sobra-nie zakonodatel'stva RF. 2001. №49. St. 4562.

[2] Byudzhetnyj kodeks Rossijskoj Federacii: ot 31.07.1998 № 145-FZ (red. ot 28.12.2022) // Sobra-nie zakonodatel'stva RF. 1998. № 31. St. 3823.

[3] O merah po realizacii v 2005 godu meropri-yatij po gosudarstvennoj podderzhke malogo predprinimatel'stva: Prikazom Ministerstva ekonomi-cheskogo razvitiya i torgovli RF ot 05.05.2005 № 93 (red. ot 29.08.2006) // Elektronnyj fond pravovyh i normativno-tekhnicheskih dokumentov. URL: https://

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

docs.cntd.ru/document/901955015 (data obrash-cheniya: 16.10.2023)

[4] Ob investicionnom fonde Novosibirskoj oblasti: Zakon Novosibirskoj oblasti ot 29 iyunya 2016 g. n 78-OZ (red. ot 01.12.2021) // Oficial'nyj internetportal pravovoj informacii. URL: http://pravo.gov.ru/ proxy/ips/?docbody=&prevDoc=172144120&backlin k=1&&nd=172100003&rdk=0&refoid=172144230 (data obrashcheniya: 14.10.2023).

[5] Borshchevskij G.A. Gosudarstvenno-chast-noe partnerstvo: uchebnik i praktikum dlya vuzov / G.

A. Borshchevskij. — 2-e izd., ispr. i dop. — Moskva: Izdatel'stvo YUrajt. 2023. 314 s.

[6] Eryomchenko O. A. Fondy specializirovan-nyh venchurnyh fondov kak instrument podderzhki investicij v peredovye tekhnologii // Ekonomika nauki. 2021. №3. S. 217-226.

[7] Senishenkov A.N. Gosudarstvenno-chast-noe partnerstvo v venchurnom finansirovanii v Rossii // Nauka-rastudent.ru. 2016. №. 09 (033). [Elektron-nyj resurs]. URL: http://naukarastudent.ru/33/3633/ (data obrashcheniya: 07.09.2023)

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.