Таврический научный обозреватель шшшЛауг.заепсе
№ 1 (сентябрь), 2015
УДК 338
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕНОВОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОМИНИРУЮЩЕЙ ФИРМЫ
Богданов Д.Д.
к.э.н., доцент, Московский государственный технический университет им. Баумана
Современные оценки эффекта регулирования ценового поведения доминирующей фирмы с позиции реализации промышленной политики и создания институциональных условий экономического роста являются противоречивыми. Установление монопольно высоких цен и различных цен на недифференцированные товары или услуги существенным образом может ограничивать конкуренцию, как непосредственно на рынке реализации товара, так и на смежных рынках. С другой стороны, значительное количество исследований в области эффективности внешней торговли и развития предпринимательских сетей указывает на возможность реализации одного товара по различным ценам, что в свою очередь, может расширять предложение и, как следствие, увеличивать выпуск продукции. В работе показаны возможности и ограничения регулирования ценового поведения доминирующей фирмы.
Ключевые слова: доминирующая фирма, ценовая дискриминация, монопольно высокие цены, органы власти, государственное регулирование
На эффективность регулирования ценового поведения доминирующей фирмы оказывает влияние множество факторов, определяющих рынок обращения товара -например, различия в поведении потребителей, уровень входных барьеров на рынок, степень дифференциации товара и пространственное расположение производства и потребления. При этом, с позиции конкурентного права сложно однозначно оценить поведение участников рынка, связанное с созданием дискриминационных условий, ограничивающих конкуренцию на рынке обращения товара или услуги, а также, на смежных рынках.
В России, с позиции реализации промышленной политики в области предотвращения ценовой дискриминации реализуют полномочия два регулятора: Федеральная служба по тарифам России - на рынках услуг естественных монополий, и Федеральная антимонопольная служба России - на остальных рынках товаров и услуг. Федеральная служба по тарифам России, устанавливая ставку тарифа для всех потребителей, ограничивает возможности компаний, включенных в реестр субъектов естественных монополий устанавливать различные цены для различных групп потребителей. При этом возможности ценовой дифференциации устанавливаются специальными нормативными актами.
Антимонопольное законодательство прямо запрещает действия фирм, находящийся в доминирующем положении, по дискриминации потребителей, в том числе и путем необоснованного установления различных цен на один товар. Так, согласно статье 10 Федерального Закона «О защите конкуренции», запрещается создание дискриминационных условий хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке, при этом отдельные виды дискриминации не раскрываются.
С целью регулирования всех видов дискриминации используются иные положения статьи 10 Федерального Закона «О защите конкуренции», например, установление монопольно высоких цен. Так, согласно самому общему определению, осуществление ценовой дискриминации возможно в условиях разделения покупателей по группам в зависимости от эластичности спроса.
Однако, согласно утвержденному Порядку проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, к отдельным рынкам можно отнесли реализацию товара и
15
Таврический научный обозреватель шшшЛауг.заепсе
№ 1 (сентябрь), 2015
услуги покупателям, отличающимся: по способу и формам участия в обороте товара (в том числе оптовые приобретатели и розничные приобретатели), по месту приобретения товара, по предъявляемым к товару требованиям, по особенностям поведения на товарном рынке и иным признакам. Исходя из этого, группу покупателей можно рассматривать, как потребителей, действующих на отдельном рынке и, соответственно, расследовать возможные нарушения антимонопольного законодательства на данном рынке. Так, установление монопольно высокой цены на продукцию или услуги, по сути являющиеся ценовой дискриминацией отдельной группы потребителей. Кроме того, положения, частично позволяющие регулировать ценовую дискриминацию, содержащиеся в современном налоговом законодательстве, запрещают устанавливать трансфертные цены (цены для потребителей в группе лиц) на уровне существенно ниже остальных потребителей.
Совершенствование регулирования ценовой дискриминации должно быть связано с нормативным регулированием. Так, при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства следует рассматривать не только все виды ущерба, но также и возможные выгоды. В том числе, стоит системно рассматривать случаи исключения некоторых видов ценовой дискриминации, в рамках осуществления программ развития отдельных регионов или отраслей.
Литература
1. Богданов Д.Д. Регулирование пространственной ценовой дискриминации: российский и международный опыт// Крымский научный вестник. 2015. № 1 (1). С. 21-26.
2. Богданов Д.Д., Смирнова О.О. Антимонопольное регулирование розничной торговли продовольственными товарами// Современная конкуренция. 2010. № 4 (22). С. 2634.
3. Елагина А.С., Смирнова О.О. Ценовая дискриминация в условиях биржевой торговли: на примере рынка нефтепродуктов// Крымский научный вестник. — №1 — 2015 г., с. 43-48. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://krvestnik.rU/pub/2015/03/1 -Кгушвкц -nauchnyj-vestnik-5-ElaginaSmirnovaO.pdf
4. Смирнова О.О. Совершенствование методологии регулирования ценовой дискриминации: опыт России и ЕС// Экономические и гуманитарные науки. 2013. № 9 (260). С. 57-61.
5. Смирнова О.О. Ценовая дискриминация и рыночная власть фирмы: теоретический анализ// Крымский научный вестник. — №3 — 2015 г., с. 25-33. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://krvestnik.ru/pub/2015/07/SmirnovaOO1.pdf
6. Смирнов О.А., Смирнова О.О. Математическое моделирование показателей ценовой дискриминации методом деревьев классификации Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2014. № 10. С. 42-47.
7. Смирнова О.О. Практика доказывания злоупотреблений доминирующим положением на рынке// Современная конкуренция. 2010. № 1 (19). С. 39-45.
8. Смирнова О.О. Биржевая торговля нефтепродуктами и ценовая дискриминация// Глобальный научный потенциал. 2015. № 4 (49). С. 99-100.