Научная статья на тему 'ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ'

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
73
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«зеленая» экономика / рынок экологических товаров и услуг / региональная экономика / природопользование / экологическая безопасность / green economy / market for environmental goods and services / regional economy / environmental management / environmental safety

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Панасейкина Вероника Сергеевна, Беляева Елена Александровна

Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки механизма реализации задач экологизации российской экономики, закрепленных Указом Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2040 года». В статье рассмотрены основные институциональные предпосылки и проблемы развития рынка экологических товаров и услуг на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONAL ASPECTS OF ECOLOGIZATION OF ECONOMY

The relevance of the study is due to the need to develop a mechanism for implementing the tasks of greening the Russian economy, enshrined in the Decree of the President of the Russian Federation "On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2040". The article discusses the main institutional prerequisites and problems of the development of the market for environmental goods and services at the present stage.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ»

Научная статья Original article УДК 332.1

DOI:10.24412/2588-0209-2021-10360

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЗАЦИИ

ЭКОНОМИКИ

INSTITUTIONAL ASPECTS OF ECOLOGIZATION OF ECONOMY

Панасейкина Вероника Сергеевна, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, E-mail: vspjuly@mail.ru

Беляева Елена Александровна, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, E-mail: helenla@mail.ru

Panaseikina V.S. Belyaeva E.A.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки механизма реализации задач экологизации российской экономики, закрепленных Указом Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2040 года». В статье рассмотрены основные институциональные предпосылки и

Аннотация

проблемы развития рынка экологических товаров и услуг на современном этапе.

S u m m a r y

The relevance of the study is due to the need to develop a mechanism for implementing the tasks of greening the Russian economy, enshrined in the Decree of the President of the Russian Federation "On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2040". The article discusses the main institutional prerequisites and problems of the development of the market for environmental goods and services at the present stage.

Ключевые слова: «зеленая» экономика, рынок экологических товаров и услуг, региональная экономика, природопользование, экологическая безопасность

Keywords: green economy, market for environmental goods and services, regional economy, environmental management, environmental safety

В настоящее время проблемы развития рынка экологических товаров и услуг являются предметом исследований представителей различных наук: экономики, права, географии и региональной экономики, социологии и др. Научный интерес к инновационным механизмам, а также возможностям трансформации российской экономики под влиянием общемировых тенденций в природопользовании усилился в связи с присоединением Российской Федерации к Декларации стран БРИКС о соблюдении принципов «зеленой» экономики, а также принятием на Генеральной Ассамблеи ООН Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года и ее 17 целей, среди которых можно выделить развитие инноваций и инфраструктуры наряду с ответственным потреблением.

В обществе и экономике давно назрела необходимость признания рынка экологических товаров и услуг, который с одной стороны,

функционирует в русле общих предпринимательских тенденций, характерных для национальной и региональных экономики, а с другой, -является сугубо специфической его частью.

По мнению Н.Ф. Реймерса, экологический рынок - это подчиненная законам стоимости, спроса и предложения сфера трудового и товарно-денежного обращения, где свободно формируется спрос, предложение и цена на продукцию природоохранного назначения. Продукция природоохранного назначения - это товары (работы и услуги производственного и непроизводственного характера), использование которых

обеспечивает охрану окружающей среды и воспроизводство природных ресурсов [1].

В общем виде экологическая продукция может быть определена как искусственно воспроизводимая окружающая природная среда или отдельные ее элементы.

Пока не существует общепринятой международной

классификации экологического рынка. В разных странах в это понятие входит различная продукция. Например, по определению

Европейской комиссии, экологические отрасли - это производство товаров и услуг по измерению, предотвращению,

ограничению или исправлению экологического ущерба,

ликвидации отходов и снижению уровня шума, а также экологически чистые технологии, применение которых минимизирует использование сырья и загрязнение окружающей среды.

В других странах к рынку экологических товаров и услуг относят также потребительские товары, которые не содержат химических добавок, биотехнологии и нетрадиционные источники энергии (например, в Японии технологии использования солнечной энергии).

В то же время эта продукция не выделяется в отдельную графу ни международной, ни национальной статистикой, Международные

организации пока только разрабатывают единую международную классификацию рынка экологических товаров и услуг. В этой связи возникают серьезные методологические проблемы, т.к нет критериев отнесения к экологически чистой продукции технологий по предотвращению загрязнений. Если технологии по прямой борьбе с загрязнениями еще относительно легко идентифицировать, то новую продукцию,

технологии и промышленный дизайн, разработанный с учетом природоохранных требований, обычно относят к соответствующей отрасли промышленности, а не к экологической индустрии.

Научные дискуссии, идущие в настоящее время, посвящены степени ее самостоятельности, но уже сегодня считается бесспорным научным фактом наличие весьма значительных его отличий. Данное направление было отмечено в числе приоритетных в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации, реализуемых в целях обеспечения устойчивого развития экономики страны [2]. В общем смысле, под экологическим предпринимательством стали понимать деятельность по производству и реализации товаров, осуществлению работ и услуг, направленных на предупреждение вреда окружающей среде и здоровью населения. Следует говорить о безусловной самостоятельности индустрии, включающей самый широкий спектр товарной продукции (промышленные установки, реагенты, приборы, технологии, включая информационные и т.д.) и услуг. К сожалению, организационно-экономические механизмы функционирования данного направления деятельности не могут учитывать имеющуюся специфику, что крайне негативно отражается на ее эффективности. В этой связи актуальной видится разработка и создание таких инновационных механизмов, которые в полной мере соответствовали бы задачам системы экологического развития страны и ее регионов, а также учитывали бы национальные и экономические интересы всех участников данного рынка. При этом следует учитывать специфическую характеристику

рынка экологических товаров и услуг, охватывающего чрезвычайно широкий круг задействованных в нем субъектов.

Российская Федерация активизировала деятельность в сфере «зелёного» регулирования с 2007 г. Основополагающими нормативными правовыми актами, регламентирующими развитие «зеленого» рынка товаров и услуг являются:

- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г, которая регламентирует развитие частно -государственного партнерства, направленного на снижение предпринимательских и инвестиционных рисков, прежде всего в сферах исследований и разработок, распространения новых технологий, развития транспортной, энергетической и коммунальной инфраструктуры; модернизацию сырьевого и перерабатывающего производства, увеличение глубины переработки сырья, снижение энергоемкости производства и повышение его экологичности, расширение присутствия на мировых рынках сырьевых товаров; ускорение роста высоко- и среднетехнологичного производства, экономики интеллектуально емких услуг, выход предприятий на внешние и внутренние рынки с новой конкурентоспособной продукцией с высокой долей добавленной стоимости [3].

- Указ Президента РФ от 4 июня 2008 г. № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики», регламентирующий принятие мер по техническому регулированию, направленные на повышение энергетической и экологической эффективности таких отраслей экономики, как электроэнергетика, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, а также обеспечение перехода к единым принципам выработки нормативов допустимого воздействия на окружающую среду [4].

- Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2040 года»,

регламентирующий формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, включая ликвидацию свалок и рекультивацию территорий, на которых они размещены, создание условий для вторичной переработки всех запрещенных к захоронению отходов производства и потребления; применение всеми объектами, оказывающими значительное негативное воздействие на окружающую среду, системы экологического регулирования, основанной на использовании наилучших доступных технологий; повышение качества питьевой воды посредством модернизации систем водоснабжения с использованием перспективных технологий водоподготовки, включая технологии, разработанные организациями оборонно-промышленного комплекса; сохранение биологического разнообразия, включая увеличение площади особо охраняемых природных территорий на 5 млн. гектаров, реинтродукцию редких видов животных, создание инфраструктуры для экологического туризма в национальных парках, а также сохранение лесов, в том числе на основе их воспроизводства на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений [5].

Необходимо отметить, что в течение последнего года экспертным сообществом был подготовлен целый ряд аналитических материалов, создающих основу для экологизации российской экономики:

- доклад «Становление рынка зеленых облигаций в России с учетом лучшей международной практики. Итоги опроса членов Российского совета по первичному рынку капитала», подготовленный саморегулируемой организацией «Национальная финансовая ассоциация» (СРО НФА) в целях определения текущего состояния рынка зеленых облигаций и перспектив его развития;

- глоссарий «Зеленая экономика: определения и понятия», представляющий собой перевод основных терминов и понятий в области

ответственного финансирования, а также описание основных инициатив и организаций, которые занимаются развитием этого сектора финансов;

- аналитическая записка Группы Всемирного банка «Зеленое финансирование в России: создание возможностей для «зеленых» инвестиций», обозначающая проблемы, возможности и потенциальные пути мобилизации финансовых средств для экологизации российской экономики, институциональные и рыночные препятствия для развития «зеленого» финансирования, а также области для наращивания потенциала финансовой системы в целях мобилизации капитала для «зеленых» инвестиций;

- «Рекомендации в области устойчивого развития и зеленых инвестиций», подготовленные Национальной ассоциацией концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ), а также периодические обзоры «Устойчивое развитие и зеленые инвестиции», представляющие исследование ключевых событий в области «зеленого» финансирования, устойчивого развития и «зеленых» инвестиций в России и за рубежом;

- диагностическая записка «Зеленые финансы: повестка дня для России», представленная Рабочей группой по вопросам ответственного финансирования (ESG-fmance), в том числе «зеленого» финансирования, Экспертного совета по рынку долгосрочных инвестиций при Банке России, подробно анализирующая «зеленые» тренды в мировой экономике, предпосылки создания рынка «зеленых» финансов в России, организационно-правовые основы его формирования и развития.

На сегодняшний день важным аспектом развития экологизации экономики является вовлечение гражданского общества в проблемы экологии. Так, главной целью Орхусской конвенции (1998г) является содействия защите права каждого человека нынешнего и будущих поколений жить в окружающей среде, благоприятной для его здоровья и благосостояния, каждая Сторона гарантирует права на доступ к информации,

на участие общественности в процессе принятия решений и на доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды. В соответствии с данной Конвенцией обеспечивается:

- право широкого доступа к информации о состоянии окружающей среды;

- усиление участия общественности в принятии решений относительно утверждения проектов промышленных объектов через вовлечение в процесс оценки воздействия промышленных объектов на окружающую среду;

- усиление участия общественности в разработке планов, политики и общего законодательства в области охраны окружающей среды;

- право каждого гражданина или заинтересованных лиц оспаривать государственные решения в суде.

НКО имеют большое влияние на экологическую политику и деятельность крупных корпораций во всех странах мира. Так, крупнейшие международные природоохранные организации не только проводят исследования в области экологии, но и способствуют решению серьезных экологических вопросов.

Статья выполнена при финансовой поддержке Российского Фонда Фундаментальных исследований, проект № 17-02-00249-ОГН.

Литература

1. Реймерс Н.Ф. Теоремы экологии // Наука и жизнь. 1992. № 10. С. 130137.

2. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года // http: //government .ru/rugovclas sifier/628/events/

3. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/

4. Указ Президента РФ от 04.06.2008 N 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» // http: //www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_112413/

5. Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2040 года» // http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027

Literatura

1. Reimers N.F. Teoremy ehkologii // Nauka i zhizn'. 1992. № 10. S. 130-137.

2. Osnovnye napravleniya deyatel'nosti Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii na period do 2024 goda // http://government.ru/rugovclassifier/628/events/

3. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 17.11.2008 N 1662-r (red. ot 28.09.2018) «O Kontseptsii dolgosrochnogo sotsial'no-ehkonomicheskogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii na period do 2020 godA» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/

4. Ukaz Prezidenta RF ot 04.06.2008 N 889 «O nekotorykh merakh po povysheniyu ehnergeticheskoi i ehkologicheskoi ehffektivnosti rossiiskoi ehkonomikl» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_112413/

5. Ukaz Prezidenta RF ot 07.05.2018 g. № 204 «O natsional'nykh tselyakh i strategicheskikh zadachakh razvitiya Rossiiskoi Federatsii na period do 2040 godA» // http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027

© Панасейкина В. С, Беляева Е.А, 2021. International agricultural journal, 2021, № 5, 85-93.

Для цитирования: Панасейкина В.С, Беляева Е.А., Институциональные аспекты экологизации экономики // International agricultural journal. 2021. № 5, 85-93.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.