- культурно-досуговая среда, обладающая ярко выраженным педагогическим потенциалом дает возможность учитывать возрастные и индивидуально-личностные особенностей молодых людей, которые приобретают навыки социально-культурных компетенций, являются активными участниками воспитательного процесса с использованием туристко-рекреационных кластеров;
- культурно-досуговая среда способствует построению педагогического процесса на основе разработанной программы по формированию социально-культурных компетенций будущих работников туристко-рекреационных кластеров.
Таким образом, можно сделать вывод, что культурно-досуговая среда туристко-рекреацион-ных кластеров обладает большим воспитательным и педагогическим потенциалом.
Литература
1. Дашковская О.Д. Организация досуговой деятельности: текст лекций /О.Д.Дашковская; Яросл. гос. ун-т. Ярославль: ЯрГУ, 2009.- 45 с.
2. Жарков А.Д., Чижиков В.М. Культурно-досуговая деятельность: уч.пос. [Текст]МГУКИ - М., 1998- 340 с.
3. Максютин Н.Ф. Культурно-досуговая деятельность: Уч.. пос./ Максютин Н.Ф.: Медицина, 1995. -140 с.
4. Новаторов В.Е. Современные технологии культурно-досуговой деятельности: состояние, проблемы, перспективы развития / Новаторов В.Е. -Вестник Омского университета - 2005. Вып. 3.- С. 109-114.
5. Шамсутдинова Д.В. Социально-культурная интеграция личности в сфере досуга / Шамсутдинова Д.В.: Медицина - Казань, 2001. - 256 с.
УДК 37.035
О.А.Филиппова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ИНСТИТУТОВ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА
Институциональное взаимодействие социокультурных институтов выступает в качестве необходимого условия формирования социально-культурной толерантности студенческой молодежи в образовательной среде вуза. Целью институционального взаимодействия вуза, институтов гражданского общества, государства и власти, является формирование единого социально-культурного пространства за счет интегрированного использования воспитательного потенциала субъектов взаимодействия как условие формирования социально-культурной толерантности студенческой молодежи.
Ключевые слова: институциональное взаимодействие, социокультурные институты, социально-культурная толерантность, воспитательный потенциал, студенческая молодежь.
Oksana Filippova INSTITUTIONAL INTERACTION OF SOCIAL CULTURAL INSTITUTIONS AS A FACTOR OF SOCIAL-CULTURAL TOLERANCE FORMATION OF STUDENTS IN THE UNIVERSITY EDUCATIONAL ENVIRONMENT
Institutional interaction of social cultural institutions is a necessary condition for the formation of social cultural tolerance of students in the university educational environment. The goal of institutional interaction of university, civil society, the state and the government institutions is the formation of a common social and cultural space through the integrated use of interaction subjects educational potential as a condition for the social and cultural tolerance formation of students.
Keywords: institutional interaction, social cultural institutions, social cultural tolerance, educational potential, students.
Развитие коммуникативной культуры и открытие границ между различными слоями и группами обострили проблемы понимания и принятия взаимных различий в жизни общества. Осознание всех аспектов различий: конфессиональных, этнических, политических, образовательных, социальных более четко и остро обнаруживает барьеры в формировании толерантных отношений.
В ситуации, характеризующейся ростом социального разнообразия в обществе именно сфера образования может наиболее эффективно выполнить задачу конструирования социально-культурных норм толерантности как инструмента, обеспечивающего достижение согласия, гармоничного сосуществования различных социальных групп, формирования взаимопонимания и доверия в обществе.
С целью снятия напряженности в обществе и формирования установок толерантного сознания разработаны различные технологии и программы, среди которых возможно выделить следующие:
- образовательные учебные программы, нацеленные на формирование толерантности школьников и студентов;
- программы дополнительного профессионального образования, целью которых является повышение уровня профессиональной компетентности в аспекте формирования толерантных отно-
шений в обществе и противодействия экстремизму. Целевой группой такого рода программ являются учителя, преподаватели вузов, социальные работники, руководители разных уровней, работники СМИ, государственные и муниципальные служащие, представители правоохранительных органов;
- социально-психологические тренинги, проводимые с целью осознания и изменения негативных социальных установок и формирования установок толерантного взаимодействия у представителей различных социальных групп;
- социокультурные технологии проведения социальных кампаний, социальной рекламы, нацеленные на снижение уровня социальной напряженности в обществе и формирование толерантных установок в массовом сознании;
- технологии проведения переговоров в ситуациях социальной напряженности, направленные на устранение и предотвращение различного рода конфликтов (социальных, межэтнических, межконфессиональных).
Эффективность использования описанных выше технологий в деятельности институтов и центров толерантности подтверждена на практике.
Институциональное взаимодействие в процессе формирования социально-культурной толерантности студенческой молодежи мы рассматриваем как скоординированную систему взаимообусловленных социальных связей, благодаря которой происходит трансформация спонтанного поведения индивидов в поведение ожидаемое и предсказуемое.
Институциональное взаимодействие социокультурных институтов рассматривается нами в качестве необходимого условия формирования социально-культурной толерантности студенческой молодежи в образовательной среде вуза. Понятие «социально-культурные институты» мы определяем не только как постоянно действующие традиционные структуры государства и власти, но и неформальные общественные организации, группы, молодежные движения, центры, которые по своей сути представляют сложные многомерные институты, способствующие формированию развивающихся в современных условиях новых норм и моделей поведения [1]. Взаимодействие рассматривается нами как согласованная деятельность, направленная на достижение общих целей и результатов, в процессе решения участниками значимой для них проблемы или задачи. Важнейшим аспектом взаимодействия является активизация саморазвития и самоактуализации личности. Базируясь на межиндивидуальном влиянии, в качестве дополнительного эффекта взаимодействия выступает принятие ценностей и интересов партнеров [2].
Взаимодействие социально-культурных институтов выступает в нашем исследовании в качестве системы скоординированных отношений субъектов взаимодействия.
На основании изучения концепций социально-культурных институтов и опыта их взаимодействия в современном обществе [3-9] мы выделили основания взаимодействия, а именно:
- наличие у социально-культурных институтов воспитательного потенциала, содержание которого обусловлено функциональными и целевыми составляющими, что позволяет рассматривать их в аспекте решения задач воспитания;
- ориентация на взаимодействие, основаниями которой выступают принципы дополнительности и партнерства, что способствует интеграции воспитательного потенциала социокультурных институтов.
С целью осуществления институционального взаимодействия по формированию социально-культурной толерантности студенческой молодежи в образовательной среде вуза нами был определен комплекс организационно-педагогических условий:
• диагностика исходного уровня сформированности уровня социально-культурной толерантности студенческой молодежи;
• выявление внутренних и внешних факторов, влияющих на формирование социально-культурной толерантности молодежи;
• активизация деятельности институтов и центров толерантности;
• организация скоординированного целенаправленного воздействия социокультурных институтов на сознание студенческой молодежи;
• учет социально-психологических особенностей студенческой молодежи как особой социальной группы.
Необходимо подчеркнуть значимость проектного характера в процессе взаимодействия вузов и институтов гражданского общества, государства и власти, который мы определяем, как совокупность мероприятий, объединенных одной программой организации целенаправленной деятельности [10-11].
Механизм осуществления институционального взаимодействия по формированию социально-культурной толерантности студенческой молодежи в образовательной среде вуза имел следующие этапы:
- диагностический этап - определение характера взаимодействия субъектов социокультурных институтов;
- подготовительный этап - определение целей и задач взаимодействия социокультурных институтов;
- завершающий этап - непосредственная реализация механизма взаимодействия и анализ результатов взаимодействия.
Целью институционального взаимодействия Кемеровского государственного университета культуры и искусств, институтов гражданского общества, государства и власти, является формирование единого социально-культурного пространства за счет интегрированного использования воспитательного потенциала субъектов взаимодействия как условие формирования социально-культурной толерантности студенческой молодежи.
При организации институционального взаимодействия решались следующие задачи:
- разработка и апробирование механизма взаимодействия вузов и субъектов микросоциума;
- выявление особенностей взаимодействия вузов и субъектов микросоциума в едином социально-культурном пространстве;
- определение условий реализации механизма взаимодействия вуз - институты гражданского общества - институты государства - институты власти;
- характеристика изменений динамики развития установок толерантного сознания студенческой молодежи.
Анализ воспитательного потенциала субъектов взаимодействия позволил разработать механизм взаимодействия: вуз - институты гражданского общества - институты государства - институты власти, реализация которого окажет стимулирующее воздействие на формирование социально-культурной толерантности студенческой молодежи.
В нашем исследовании данный механизм представляет собой процесс информационного взаимодействия Кемеровского государственного университета культуры и искусств, институтов гражданского общества, государства и власти, осуществляемый с целью реализации воспитательных задач, а именно формирования социально-культурной толерантности студенческой молодежи.
Перейдем к рассмотрению функций субъектов взаимодействия по формированию социально-культурной толерантности студенческой молодежи.
Департамент образования и науки Кемеровской области. Департамент осуществляет деятельность, направленную на обеспечение благоприятных условий для социализации молодежи, содействует гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию, повышению научно-инновационной и гражданско-патриотической активности молодежи.
Департамент молодежной политики и спорта Кемеровской области. Функциональное предназначение Департамента заключается в содействии охране и защите прав и интересов молодежи; реализации социально значимых мероприятий в сфере государственной молодежной политики; поддержке и развитии деятельности общественных молодежных объединений; организации взаимодействия деятельности общественных и благотворительных организаций, занимающихся вопросами молодежной политики и органов государственной власти Кемеровской области.
Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области осуществляет деятельность, направленную на содействие национально-культурному и социально-экономическому развитию народов, проживающих на территории Кемеровской области; сохранению и развитию национальных языков, национальной культуры, традиций и обычаев народов Кемеровской области; профилактике возникновения межнациональных конфликтов и созданию условий для укрепления межнационального культурного сотрудничества на территории Кемеровской области.
Общественные объединения Кемеровской области.
Осуществляя работу по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию населения Кемеровской области общественные организации руководствуются принципами сотрудничества и взаимодействия друг с другом, а также с другими субъектами микросоциума, способствуя повышению культурного и духовного уровня населения, при этом особое внимание уделяется патриотическому воспитанию.
Союз Молодежи Кузбасса.
Главная цель организации - создание условий для всестороннего развития молодежи в различных сферах общественной жизни, раскрытие и реализация ее потенциала. Деятельность Союза Молодежи Кузбасса направлена на воспитание патриотов России, знающих историю своей страны,
историю Кузбасса, готовых к службе по защите Отечества. Союз Молодежи Кузбасса Российского Союза Молодежи на постоянной основе осуществляет сотрудничество со студенческими советами вузов Кемеровской области, а также со школами, оказывает организационную и методическую помощь студсоветам вузов, привлекает студенческую молодежь и школьников к участию в различного рода добровольческой деятельности.
Кемеровская региональная общественная организация «Центр славянской культуры «Лад».
Главная цель организации - создание условий для практического осуществления программ сохранения, возрождения, развития и пропаганды самобытных славянских культур, культурных и духовных ценностей славянских народов; изучение и популяризация языков, традиций, обычаев, ремёсел, народного творчества славян, поддержки инициатив самодеятельных коллективов и содействия их реализации, повышения культурного уровня жителей региона.
Координационный Совет по взаимодействию с национальными общественными осуществляет деятельность, направленную на содействие развитию и возрождению национальных традиций и обычаев; сохранение имеющих национально-культурное значение памятников истории и культуры; занимается разработкой и реализацией благотворительных и социально-культурных программ; осуществляет информационно-аналитическое обеспечение деятельности администрации города Кемерово по вопросам, затрагивающим сферу взаимоотношений с национальными общественными объединениями.
Научно-исследовательский институт межкультурной коммуникации осуществляет деятельность, направленную на развитие и укрепление национально-культурных контактов, преодоление разрыва между технократической и гуманитарной культурами, продвижение русского языка, объединяющего разные культуры народов России, его изучение иностранными студентами.
Таким образом, основу взаимодействия Кемеровского государственного университета культуры и искусств с институтами гражданского общества, государства и власти составляет наличие у них воспитательного потенциала, реализация которого будет способствовать формированию социально-культурной толерантности студенческой молодежи.
В качестве приоритетных направлений в осуществлении взаимодействия выступали следующие: разработка программ, проектов, проведение тренингов, конференций, семинаров, посвященных проблеме толерантности в области науки, образования, искусства, информационной культуры.
Развитие взаимодействия способствовало систематизации осуществляемой в направлении формирования социально-культурной толерантности студенческой молодежи воспитательной деятельности вуза, институтов гражданского общества и институтов власти, включению в совместные форумы, проекты, дискуссии, научно-практические конференции, такие как: «Дни толерантности», «Толерантность - школа жизни», «Диалог культур: глобализация, традиции, толерантность», «Толерантность в пространстве культуры». Это, на наш взгляд, является свидетельством формирующегося единого воспитательного пространства, что, в свою очередь, доказывает, что в основе структуры взаимодействия лежат принципы дополнительности и партнерства, способствующие интеграции воспитательного потенциала данных социокультурных институтов.
Показателями интеграции воспитательного потенциала вуза как социально-культурного института, институтов гражданского общества, государства и власти, явилось также возникновение и закрепление новых моделей отношений как между субъектами взаимодействия, так и между преподавателями и студентами, внутри студенческого коллектива, преподавательского коллектива; трансформация субъект-объектных отношений в студенческо-преподавательской среде в субъект-субъектные, ценностные, смысловые. Данные показатели мы рассматриваем в качестве следствия осуществляемого взаимодействия, объединенного общей целью, ценностями, совместно выполняемой деятельностью. Появление в процессе осуществления взаимодействия новых групповых субъектов, таких как творческие группы студентов, преподавателей, участвующих во взаимодействии; возникновение и закрепление новых личностно-ориентированных моделей взаимоотношений для всех субъектов взаимодействия позволяет оценивать взаимодействие вуза и институтов гражданского общества, государства и власти как эффективное средство, способствующее формированию социально-культурной толерантности студенческой молодежи.
Проводимый в процессе осуществления взаимодействия анализ промежуточных результатов формирования социально-культурной толерантности студенческой молодежи, показал изменения динамики развития установок толерантного сознания студенческой молодежи, что является следствием целостности и единой направленности воспитательных воздействий субъектов взаимодействия.
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что развитие институционального взаимодействия вуза, институтов гражданского общества, институтов государства и институтов власти, определяемое приоритетами социально-культурной среды, способствует формированию социально-
культурной толерантности студенческой молодежи.
Литература
1. Ахиезер А.С. Социально-культурные проблемы развития России. М.: ИНИОН, 1992. 82с.
2. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов: под ред. Н.Б.Крылова. М.: Ин-т педагогич. инноваций РАО, 1995. 115с.
3. Вульфов Б.З. Основы педагогики: учебное пособие. М.: Изд-во УРАО, 1999. 614 с.
4. Семенов П.П. Развитие инновационного образовательного учреждения как открытого социально-воспитательного института: дис. канд. пед. наук: 13.00.06. М., 1999. 218 с.
5. Андреев Ю.П. Категория «социальный институт: научные доклады высшей школы. // Философские науки. 1984. №1. С. 134-137.
6. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта (социокультурная динамика России). Новосибирск: Сибирский хронограф, 1997. 319 с.
7. Луман Н. Теория общества, Теория общества: фундаментальные проблемы: под ред. А.Ф.Филиппова. М., 1999. С. 196-235.
8. Парсонс Т. О структуре социального действия. М., 2000. 880 с.
9. Шереги Ф.Э. Социология образования: прикладные исследования. М.: Akademia, 2001. 463 с.
10. Бедерханова В.П., Бондарев П.Б. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности : учеб. пособие. Краснодар, 2000. 54с.
11. Монахов В.М. Педагогическое проектирование - современный инструментарий дидактических исследований / / Школьные технологии. 2001. №5. С. 75-89.
УДК 37.026.032:78
Е.А.Дыганова, З.МЯвгильдина
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ДИРИЖЕРСКО-ХОРОВЫХ ДИСЦИПЛИН В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ САМООБРАЗОВАНИЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-
МУЗЫКАНТА
В статье рассматривается культура самообразования педагога-музыканта как профессионально необходимое качество современного специалиста в сфере музыкального образования. Авторами предлагаются уточненные определения основных понятий - самообразование педагога-музыканта, культура самообразования пе-агога-музыканта. Посредством характеристик содержания дирижерско-хоровых дисциплин, условий и форм их освоения, процесса и результатов учебно-профессиональной деятельности студента-музыканта выявляется потенциал дирижерско-хоровых дисциплин в формировании культуры самообразования будущего педагога-музыканта.
Ключевые слова: самообразование, культура самообразования, педагог-музыкант, дирижерско-хоро-вые дисциплины, педагогический потенциал.
E.A.Dyganova, Z.M.Yavgildina PEDAGOGICAL POTENTIAL OF CONDUCTOR'S AND CHORAL DISCIPLINES IN FORMATION OF SELF-EDUCATIONAL CULTURE OF THE STUDENT-MUSICIAN
In article the culture of self-education of the teacher-musician as professionally necessary quality of the modern expert in the sphere of music education is considered. Authors offer the specified definitions of the basic concepts (self-education of the teacher-musician, culture of self-education of the teacher-musician). By means of characteristics of the content of conductor's and choral disciplines, conditions and forms of their development, process and results of educational professional activity of the student musician the potential of conductor's and choral disciplines in formation of culture of self-education of future teacher-musician comes to light.
Keywords: self-education, culture of self-education, teacher-musician, conductor's and choral disciplines, pedagogical potential.
В современном профессиональном образовании все большее значение приобретает системное самообразование студентов, которое обусловлено заказом общества и определяется нормативными документами - Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, Федеральной целевой программой развития образования на 2016-2020 годы, Федеральными государственными образовательными стандартами третьего поколения [1].
Профессиональная подготовка педагога-музыканта отличается ярко выраженной спецификой: во-первых - это необходимый уровень довузовской музыкальной подготовки (начальное профессиональное или среднее профессионального музыкальное образование), позволяющий осуществлять подготовку педагога-музыканта в вузе; во-вторых - многопрофильность профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта, которая определяется их будущей профессиональной деятельностью (конструктивная, музыкально-исполнительская, коммуникативно-организаторская,