УДК 379.8
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРНОДОСУГОВОГО ТИПА И ВУЗОВ ПО РАЗВИТИЮ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ КУЛЬТУРООХРАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СКД)
© Андрей Алексеевич Перегудов
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, аспирант кафедры социально-культурной деятельности, e-mail:[email protected]
Представлена социально-педагогическая модель взаимодействия учреждений культурнодосугового типа и вузов по развитию толерантного сознания молодежи (на примере культуроохранных технологий СКД).
Ключевые слова: развитие толерантного сознания; культуроохранные технологии; модель; взаимодействие учреждений культурно-досугового типа и вузов.
Педагогические явления, в т. ч. и развитие толерантного сознания молодежи, относится к числу сложных, поэтому с целью изучения таких явлений в педагогике широко используется педагогическое моделирование.
Основным понятием в моделировании как методе является модель.
Сущность педагогического моделирования, по определению А.А. Остапенко, состоит в исследовании педагогических объектов посредством моделирования понятийных, процессуальных, структурных и концептуальных характеристик и отдельных «сторон» учебно-воспитательного процесса в пределах типично определенного социокультурного пространства на общеобразовательном, профессионально ориентированном или ином уровнях [1].
В западной философии эталонным является определение, которое дает В. А. Штофф, а именно: «под моделью понимается такая мысленно представляемая или материально реализуемая система, которая отражает или воспроизводит объект исследования и способна замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте» [2]. В наиболее общем виде модель определяют как систему элементов, воспроизводящую определенные связи, функции предмета исследования.
Развитие толерантного сознания молодежи в процессе взаимодействия учреждений культурно-досугового типа и вузов представляет собой последовательную смену этапов, направленных на достижение цели исследования. Педагогическая модель предполагает взаимосвязь учреждений культурно-
досугового типа и вузов, что позволяет на территории региона, области, города включать все расположенные на территории социальные институты, которые решают задачи формирования толерантного сознания молодежи. Взаимодействие учреждений культурно-досугового типа характеризуется взаимосвязью с другими социальными институтами разных форм собственности: государственномуниципальными, государственно-общест-
венными, государственно-частными и т. д.
Социально-педагогическая модель рассматривается как целостное образование, состоящее из следующих компонентов: целеполагающий - включает в себя социальный заказ на развитие толерантного сознания молодежи; организационно-содержательный -включает в себя учреждения, в процессе взаимодействия которых, по нашему мнению, будет достигнут желаемый результат, а также характеризующий принципы, направления деятельности, формы и методы развития толерантного сознания, на примере культуроохранных технологий социально-культурной деятельности; функциональный компонент включает в себя функции толерантности в структуре личности; результативный компонент характеризует критерии и уровни толерантного сознания молодежи.
Дадим краткую характеристику каждого из компонентов педагогической модели. Главным основанием моделирования развития толерантного сознания молодежи в процессе взаимодействия учреждений культурно-досугового типа выступает социальный заказ. Он отражен в подготовленной Министерством образования РФ Концепции модер-
низации российского образования до 2010 г. В соответствии с Концепцией важнейшими задачами гражданского образования является воспитание гражданина, способного к успешной социализации в демократическом обществе, т. е. обладающего сформированным толерантным сознанием, навыками межкультурного общения. Приоритетными направлениями Концепции также признаются формирование гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности и активной адаптации на рынке труда.
В решении этих задач важно создание наиболее благоприятных социально-культурных условий взаимодействия образовательных учреждений с учреждениями культурнодосугового типа, которые были и остаются одной из наиболее эффективных форм развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.
Поставленные цели и проведенный анализ деятельности учреждений культурнодосугового типа позволили предложить в качестве наиболее способствующих повышению уровня толерантного сознания следующие учреждения:
1) дома и дворцы культуры;
2) парки культуры и отдыха;
3) вузы;
4) музеи;
5) культурно-досуговые центры;
6) учреждения дополнительного образования.
Развитие толерантного сознания молодежи - сложный и многогранный процесс. Он функционирует на основе комплекса педагогических принципов. Принципами педагогического процесса называют определенную систему исходных, основных требований к обучению и воспитанию, выполнение которых обеспечивает необходимую эффективность решения задач формирования и развития личности.
Принципы в социально-культурной сфере - это исходные фундаментальные положения, правила, в которых отражаются наиболее характерные, существенные черты и закономерности социально-культурного процесса [3].
На трансформацию принципов социально-культурной деятельности оказывают
влияние процессы социально-экономи-
ческого и духовного обновления общества. Среди принципов социально-культурной деятельности выделяют следующие:
- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей;
- принцип плюрализма в социальнокультурной деятельности, альтернативности подходов в ее содержании и организации;
- принцип приоритета общечеловеческих интересов над классово-сословными в процессе освоения духовных и нравственных ценностей;
- принцип ориентации на культурноценностные отношения и организацию куль-туротворчества;
- принцип гуманизации содержания и всего воспитательного потенциала, их подчинения интересам, потребностям и установкам личности, задачам социальной и духовной реабилитации отдельных групп населения;
- принцип диалектического единства и
преемственности культурно-исторического,
социально-педагогического и национальноэтнического опыта, синтеза традиций и инноваций в развитии сферы культуры и досуга;
- принцип учета культурного многообразия взаимодействующих субъектов и объектов (затрагивает интересы большинства многонациональных по составу регионов Российской Федерации).
В модели мы выделяем следующие основные принципы развития толерантного сознания.
Принцип целенаправленности. Процесс развития толерантного сознания требует четкого осознания целесообразности педагогических воздействий, четкого определения цели педагогом. Однако формирование данного качества, основой которого является активная социальная позиция и психологическая готовность, возможно только при наличии мотивации и осознании человеком того, зачем именно ему необходимо это качество (личная цель), и осознании значимости для общества (социальная цель). Единство целей педагога и воспитуемого является одним из важнейших факторов достижения успеха в поставленной цели. При этом педагог должен реализовывать персонифицированную цель (развитие конкретного человека). Отсюда необходимость соблюдения следующего принципа.
Принцип учета индивидуальных и половозрастных особенностей. Положительный результат в деле развития толерантного сознания во многом зависит от индивидуальных особенностей воспитанника: уже имеющихся моральных устоев поведения, этических установок, развитости интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, уровня развития психических процессов, характерологических черт, личного опыта взаимоотношений, наличия и развития природных и духовных способностей и т. д. Таким образом, следует учитывать также гендерные особенности и, прежде всего, различия в чертах личности и социальном поведении. При этом необходимо помнить и о возрастной динамике развития нравственных качеств.
Принцип культуросообразности. В формировании толерантного сознания необходимо учитывать культурную и этническую среду воспитания. Данный принцип отражается в интеграции воспитания в культуру народа, семьи, мира. Развитие толерантного сознания непосредственно связано с формированием умения строить свою жизнь в соответствии с правилами, обычаями и традициями своего народа, мировой культурой в целом, не теряя при этом своей индивидуальности.
Принцип связи воспитания толерантности с жизнью. Развитие толерантного сознания во многом зависит от того, насколько молодой человек осознает значимость этой категории и связь ее с жизнью, видит ее результаты или последствия интолерантности в мире. При этом необходимо ориентироваться не только на ситуации в обществе вообще, но и на жизненные ситуации, связанные с толерантным (интолерантным) взаимодействием в общении ребенка с близкими, друзьями, педагогами. Принцип заключается в единстве социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта, отсутствии расхождения слова с делом.
Принцип уважительного отношения к личности. При формировании толерантного сознания этот принцип приобретает двойную значимость. Уважая и принимая (не обязательно соглашаясь) позицию и мнение ребенка, но при необходимости корректируя их, мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир.
Принцип социальной обусловленности процесса воспитания толерантности.
Предполагает необходимость изучения социальной среды, в которой происходит воспитательный процесс, и перенесение в нее идеи толерантности, подбирая для этого соответствующие формы, методы и приемы работы.
Принцип единства знания и поведения. Данный принцип требует построения воспитательного процесса по развитию толерантного сознания на двух взаимосвязанных уровнях: информационном (предоставляющем знания о толерантности, ее составляющих, ее проявлениях, о многомерности человеческого бытия, формирующем установки на толерантность) и на поведенческом (вооружение умениями и навыками толерантного взаимодействия), составляющих единое целое. Основным критерием сформированно-сти толерантного сознания должно стать умение конструктивно, толерантно взаимодействовать с людьми и группами, имеющими определенные отличия.
Принцип создания толерантной среды в образовательном учреждении. Очевидно, что развитие толерантности возможно только в условиях толерантной образовательной среды.
Развитие толерантного сознания молодежи должно обеспечиваться соответствующими направлениями деятельности в процессе взаимодействия учреждений культурно-досугового типа и вузов. Рассматривая в качестве примера культуроохранные технологии социально-культурной деятельности, необходимо отметить, что в рамках нашего исследования мы считаем целесообразным рассмотреть типологию культуроохранных технологий, которые направлены на гражданское и интернациональное воспитание, сохранение исторической памяти. Рассматривая более детально механизмы реализации теории в практику, мы пришли к выводу, что наиболее эффективно можно использовать технологии организации краеведческой работы, технологии развития туристско-экскурсионных маршрутов, технологии возрождения традиционных форм социокультурной деятельности: народных промыслов, ремесел, обрядов и др. (И.И. Алпацкий, Е.И. Григорьева). Для достижения желаемого результата, а именно, повышения уровня толерантного сознания молодежи, необходимо ис-
пользовать различные формы активизации: индивидуальные, групповые, массовые и др.
Каждая форма социально-культурной деятельности содержит в себе четыре основных компонента: 1) содержание; 2) композицию, или гармоничное расположение элементов содержания; 3) характер аудитории и ее расположение в пространстве; 4) характеристику средств художественного воздействия.
Следует отметить, что тенденции, происходящие в обществе, заставляют специа-листов-технологов, работающих в социально-культурной сфере, находиться в постоянном поиске новых идей, форм, средств и методов работы с населением, организационноуправленческих действий, проводить анализ и переоценку своей деятельности, уточнять ее цели и задачи [4].
Развитие толерантного сознания молодежи в процессе взаимодействия учреждений культурно-досугового типа осуществляется на основе целостного педагогического воздействия на когнитивно-познавательную, мотивационно-ориентационную, поведенческую и творческо-деятельностную сферу молодежи.
Выделяют четыре уровня педагогического обеспечения:
1) интеллектуальный уровень, ориентированный преимущественно на знания;
2) идентификационный уровень, отражающий преимущественно достижение личностью определенных социальных и социально-психологических статусов;
3) поисковый уровень, ориентированный преимущественно на ценности и смыслы гражданского поведения личности;
4) интегративный уровень, обеспечивающий целостность интеллектуального, идентификационного и поискового уровней.
В качестве основных функций модели развития толерантного сознания молодежи в процессе взаимодействия учреждений культурно-досугового типа и вузов мы выделяем такие, как: социально-адаптативная, коммуникативная, гуманитарная, прогностическая, идентификации.
Гуманитарная функция способствует формированию ценностных ориентаций и интересов подростков с целью развития духовно богатой личности, умеющей противостоять технократизму и бесчеловечности. Гуманитарная функция толерантности реали-
зуется посредством самопонимания, взаимопонимания, способности к диалогу, общению, сотрудничеству.
Функция идентификации детерминируется таким параметром, как идентичность. Именно идентичность позволяет осознать свою индивидуальность, аутентичность, способность самоопределяться, в т. ч. и в образовательной сфере. Функция идентичности проявляется в процессе развития толерантного сознания, т. к. человек постоянно меняет собственные представления о самом себе.
Адаптационная функция помогает молодежи приспособиться к изменяющимся условиям, развивает способность убедительного диалога и обеспечивает продуктивное взаимодействие.
Развитость данной функции позволяет молодому человеку реально оценивать собственный потенциал, адекватно соотнося его с ожиданиями в среде общения, следовательно, содействует формированию фундамента постоянного саморазвития и самосовершенствования в целях успешной самореализации.
Прогностическая функция позволяет на основе анализа и оценки педагогических процессов давать направления развития педагогических явлений.
Коммуникативная функция позволяет устанавливать контакт с людьми и транслировать необходимые знания, убеждения, способствует взаимодействию между субъектами деятельности.
В педагогической литературе при выделении критериев результативности какого-либо процесса часто используется уровневый подход, фиксирующий переход, последовательность некоторых этапов, ступеней развития. В нашем исследовании выделяются репродуктивный, т. е. воспроизводящий (низкий), интерпретирующий (средний), креативный (высший) уровни. Данные уровни можно охарактеризовать количественными и качественными показателями. В этом случае критерии рассматриваются как этапы, ступени перехода от более низких уровней к более высоким, более сложным, что характеризует формирование, развитие какого-либо педагогического явления. Как отмечает А.М. Новиков, в качестве критериев того или иного педагогического явления используются или уровни сформированности каких-либо качеств, как правило, низкий, средний, высо-
кий, или уровни принципиально, качественно отличающиеся друг от друга [5]. Крите -рии при таком подходе выступают как качества, свойства изучаемого объекта, которые дают возможность судить о его состоянии и уровне развития, а показатели характеризуют меру сформированности того или иного критерия.
Таким образом, мы выделяем такие критерии развития толерантного сознания, как устойчивость личности, эмпатия, дивер-гентность мышления, мобильность поведения, социальная активность. Также в модели даны показатели, характеризующие сформи-рованность каждого из критериев.
Данная модель предлагает рекомендуемый путь организации педагогической работы по развитию толерантного сознания молодежи, оптимальное сочетание методов и прие-
мов позволит, на наш взгляд, достичь максимального результата в данном процессе.
1. Остапенко А.А. Моделирование многомерной педагогической реальности: теория и технологии. М., 2005.
2. Штофф В.А. Проблемы методологии научного познания: монография. М., 1978. С. 35.
3. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы
социально-культурной деятельности. М.,
1995. С. 21-22.
4. Новикова Г.Н. Инновационная направленность социально-культурных технологий // Совершенствование подготовки кадров сферы культуры: традиции и новации. М., 2004. С. 110.
5. Новиков А.М. Как работать над диссертацией. М., 1996. С. 63.
Поступила в редакцию 14.08.2010 г.
UDC 379.8
PEDAGOGIC MODEL OF INTERACTION OF SOCIO-CULTURAL INSTITUTES AND UNIVERSITIES AS A WAY OF TOLERANT CONSCIOUSNESS OF YOUTH (ON AN EXAMPLE OF CULTURE-GUARDED TECHNOLOGIES OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITY)
Andrey Alekseevich Peregudov, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Russia, Post-graduate Student of Socio-cultural Activity Department, e-mail: [email protected]
The article presents the social-pedagogical model of interaction of socio-cultural institutes and universities as a way of tolerant consciousness of youth (on an example culture-guarded technologies socio-cultural activity).
Key words: improvement of tolerant consciousness; culture-guarded technologies; model; interaction of socio-cultural institutes and universities.