Научная статья на тему 'Преодоление проявлений ксенофобии в молодежной среде: социокультурный'

Преодоление проявлений ксенофобии в молодежной среде: социокультурный Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
256
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
OVERCOMING / XENOPHOBIA / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / MEANS OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITY / YOUNG PEOPLE ENVIRONMENT / LEISURE INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Апанасюк Лариса Ахунжановна

Рассматриваются особенности реализации комплексной педагогической технологии, реализуемой учреждениями социально-культурной деятельности в целях преодоления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OVERCOMING OF XENOPHOBIA AMONG YOUTH: SOCIO-CULTURAL APPROACH

The features of a comprehensive educational technology realization, implemented in the institutions of social and cultural activities in order to overcome xenophobia among young people, are considered.

Текст научной работы на тему «Преодоление проявлений ксенофобии в молодежной среде: социокультурный»

УДК 374

ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРОЯВЛЕНИЙ КСЕНОФОБИИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД

© Лариса Ахунжановна АПАНАСЮК

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, докторант, кафедра социально-культурной деятельности, e-mail: [email protected]

Рассматриваются особенности реализации комплексной педагогической технологии, реализуемой учреждениями социально-культурной деятельности в целях преодоления ксенофобии в молодежной среде.

Ключевые слова: преодоление; ксенофобия; педагогическая технология; средства социальнокультурной деятельности; молодежная среда; учреждения досуга.

В условиях социально-культурной деятельности преодоление ксенофобии в молодежной среде требует поиска комплексных, наиболее эффективных и адекватных возрастным особенностям молодежи подходов, технологий, форм, методов и средств, направленных на развитие, прежде всего, их субъектности, способности самостоятельно реализовать толерантное отношение к людям инокультурного окружения как в трудовой и учебной, так и в досуговой деятельности.

В контексте настоящего исследования преодоление направлено на ксенофобию, понимаемую как любая постоянная, иррациональная или чрезмерная боязнь, неприязнь, нетерпимость (или ненависть) к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному. Возведенная в ранг мировоззрения, ксенофобия может стать причиной вражды на национальной, религиозной или социальной почве. Гораздо реже проявляется клинический аспект ксенофобии как навязчивый страх перед другими людьми. Следует рассматривать ксенофобию как негативный психологический феномен, который может закрепляться, перерастать в устойчивое свойство личности молодого человека, препятствуя росту толерантности, инициативного самостоятельного и ответственного взаимодействия с представителями других культур [1].

Способность к преодолению ксенофобии обеспечивается высокой лабильностью понимания молодым человеком фактов и событий окружающей жизни, происходящих социально-демографических и этнокультурных процессов; позитивным самоотношением, коммуникативной активностью, устойчивой

потребностью в самореализации и самоактуализации; успешным осознанно контролируемым взаимодействием и поведением в инокультурном окружении.

Предупреждение и преодоление ксенофобии в молодежной среде требует разработки и использования педагогических технологий, обеспечивающих ценностно-смысловое отношение молодых людей к меняющейся поликультурной ситуации и актуализирующих усилия личности по формированию собственной толерантной культуры.

Разработка и внедрение в практику учреждений досуга личностно-ориентированной педагогической технологии должны опираться на анализ исторически сложившегося опыта деятельности учреждений социально-культурной сферы по преодолению проявлений интолерантности и ксенофобии. Социально-культурные технологии располагают широкими возможностями для реализации личностно-ориентированного подхода.

Фундаментом данной технологии должна стать специально разработанная педагогическая концепция, декларирующая приоритет личности и индивидуальности, необходимость учета и стимуляции развития мотивационно-смысловых детерминант активности, свободу выбора способов самоактуализации и самореализации, а также принятия личностью полноты ответственности за осуществленный выбор [2].

Процесс преодоления ксенофобии окажется значительно более эффективным при условии реализации соответствующей педагогической модели, предполагающей формирование особой рекреационно-развивающей

среды, включающей взаимодействие молодых людей, интеграцию усилий различных социально-культурных учреждений.

Социокультурная среда учреждения досуга должна стать специфической средой, в которой целенаправленно и комплексно организована практика деятельности (интеллектуальной, социальной, коммуникативной, рекреационной), способствующей преодолению ксенофобии и интолерантности. Успешная реализация личностно-ориентированной модели и социально-культурной технологии преодоления ксенофобии позволит молодому человеку быстро адаптироваться и активно противодействовать ксенофобии как на личностном уровне, так и на уровне микросоциума в других социокультурных средах. Социально-культурная технология ориентирована на гармонизацию связей и отношений молодежи в среде досугового учреждения, а также рассчитана на экстраполяцию подобных моделей общения и взаимодействия вне стен досугового учреждения; направлена на выстраивание пространственно-временного континуума личности, отличающейся толерантным отношением к представителям иных культур.

Базирующаяся на указанных концепции и модели авторская педагогическая технология должна стать ценностно-смысловым ядром жизнедеятельности молодежи, консолидирующим ориентиром в практике организационной, психологической, педагогической, социально-педагогической и культурно-досуговой деятельности учреждений

культуры.

Эта технология должна отражать актуальные с точки зрения современного этапа развития социально-культурной деятельности содержательные направления, основанные на личностно-ориентированном педагогическом подходе. Подобное педагогическое воздействие имеет целью преодоление и снятие психологических нарушений социализации, а также комплексное развитие способности и психологической готовности молодого человека к преодолению ксенофобии [3].

В условиях учреждений досуга необходимо организовать комплексное развитие способности молодого человека к преодолению ксенофобии, заключающееся в формировании молодыми людьми положительной интерпретации фактов и событий жизни, по-

зитивного самоотношения, выработке успешных моделей поведения, контролируемых самой личностью, обретении новых личностных ценностей и смыслов.

Кроме того, необходимо развитие социальной инициативы и активности, потребности в самореализации и самоактуализации в условиях поликультурного окружения. Такие психолого-педагогические личностные преобразования становятся внутренними условиями для формирования способности к преодолению психологических нарушений социализации, приводящих к ксенофобии.

Сформированная средствами социальнокультурной деятельности способность личности к преодолению ксенофобии выполняет следующие функции:

менталеобразующую, предназначенную для активизации толерантного мировосприятия, миропонимания, мироотношения и стимулирования рефлексирующих процессов поликультурного сознания;

интегративную, способствующую взаимодополнению и взаимообогащению знаний об этнических культурах через осмысление заложенных в них общечеловеческих ценностей;

- коммуникативную, обеспечивающую

конструктивное общение и взаимодействие представителей различных культур, развитие диалоговых отношений на индивидуальном и социально-групповом и межкультурном

уровнях;

- стабилизирующую, предназначенную для уравновешивания ценностей, мировоззренческих и нравственных позиций молодых людей в процессе социально-культурной деятельности.

Разработка комплексной педагогической технологии должна обеспечивать преодоление ксенофобии на ее биологическом, психологическом и социально-психологическом уровнях, что предполагает оптимальное воздействие на личность молодого человека средствами социально-культурной деятельности, ориентированное на позитивные преобразования на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях проявления в условиях диалогового взаимодействия [4].

Преодоление ксенофобии можно обеспечить только при условии использования системы культурно-досуговых мероприятий коррекционной направленности, предусмат-

ривающих формирование толерантности за счет активной практики межкультурного взаимодействия, в процессе которого происходит овладение умениями и навыками толерантного взаимодействия и общения. При этом особую актуальность приобретают информационно-просветительные и художественно-массовые мероприятия интерактивного характера, позволяющие организовать многогранные взаимодействия диалогического характера субъектов педагогического процесса на основе дифференцированного и индивидуального подходов.

Данная педагогическая технология предполагает реализацию программы социальнокультурного воспитания молодежи, способствующей развитию у молодых людей необходимых ментальных доминант, ценностных приоритетов, мотивов социально-инициативной деятельности в поликультурной среде.

В учреждениях культуры должна целенаправленно реализовываться программа устранения психологических барьеров, возникающих в молодежной среде при формировании толерантности, - программа, которая ориентируется на преодоление адаптационных, смысловых, эмоциональных, мотивационных барьеров и барьеров общения.

Интегративная по своему характеру педагогическая технология предполагает преодоление коммуникативных барьеров посредством включения в педагогический процесс инновационных технологий социальнокультурной деятельности, конкретных методических разработок, позволяющих проводить коррекционную работу в условиях соответствующей рекреационно-развивающей среды. Внедрение педагогической технологии должно сопровождаться комплексным диагностическим обследованием процесса формирования толерантной культуры.

Преодоление психологических барьеров, приводящих молодых людей к проявлению ксенофобии на эмоциональном или деятельностном уровнях, в процессе целенаправленного социально-культурного воспитания становится более эффективным при реализации следующих условий:

- выявление и преодоление межличностных противоречий, возникающих между личностью и окружением, а также внутренних противоречий личности молодого человека;

- коррекция мотивационной сферы, исключающая негативное (на уровне страха. неприязни, пренебрежения) отношение к другим членам общества;

- разработка и реализация комплексной социально-культурной технологии, направленной на преодоление психологических барьеров в процессе взаимодействия молодежи - представителей различных культур, конфессий и рас.

Научно-обоснованная технология преодоления психологических барьеров, вызванных ксенофобией, в процессе социальнокультурного воспитания молодежи направлена на развитие навыков положительной адаптации, умений анализировать трудные ситуации общения и принимать обоснованные решения, навыков рефлексии собственных эмоций для определения ранних признаков трудной ситуации, навыков построения позитивных планов своей жизнедеятельности в процессе взаимодействия с представителями иных культур.

Эффективному преодолению ксенофобии в молодежной среде способствуют следующие педагогические условия:

- создание в воспитательном процессе досугового учреждения необходимой психо-лого-педагогической среды, способствующей преодолению ксенофобии и формированию толерантного поведения молодежи;

- расширение когнитивного компонента нравственной сферы молодых людей в ходе целенаправленного психолого-педаго-гического воздействия (проблемный тренинг, индивидуальное и групповое консультирование, дискуссионный клуб, информационные и игровые программы и т. п.), формирование осознанного отношения к выбору и закреплению субъективной толерантной нравственной позиции;

- осуществление оперативной диагно-

стики и динамики изменений состояния толерантности молодых людей (развитие познавательной сферы, сформированности

компонентов досуговой деятельности);

- составление на основе данных диаг-

ностики индивидуальных программ преодоления ксенофобии, разработка вариативного содержания социально-культурных про-

грамм и технологии преодоления ксенофобии в процессе досуговой деятельности;

- повышение профессиональной компетентности по преодолению ксенофобии в молодежной среде работников досугового учреждения через внедрение профильной технологии и реализацию многоуровневой системы досуговых общностей (любительские объединения в досуговом учреждении, городские объединения, ассоциации и организации на уровне региона).

Вышеизложенные теоретические положения послужили основой для реализации комплексной экспериментальной работы в Тамбовском государственном университете им. Г. Р. Державина и Тольяттинском государственном университете, направленной на преодоление ксенофобии в молодежной среде. В ходе экспериментальной работы, предпринятой в 2006-2012 гг., была апробирована педагогическая модель преодоления ксенофобии в молодежной среде, включающая цель, принципы, задачи, технологию, предполагающую цикличность рекреационноразвивающей деятельности, а также включающую диагностический и оценочно-результативный блоки. Модель позволяет эффективно организовать досуговую деятельность, способствующую преодолению ксенофобии, агрессивности и экстремизма в молодежной среде. Результативность модели выражается в повышении мотивации к изучению и знакомству с другими культурами, формировании навыков эффективного взаимодействия с представителями других культур, развитии познавательной сферы молодежи, повышении общей культуры, участии

молодежи в мероприятиях, предусмотренных комплексной социально-культурной технологией (соответствующая динамика показателей с низкого уровня толерантности на высокий) [5-7].

В ходе внедрения предложенной модели и социально-культурной технологии удалось создать особую педагогическую среду, обеспечивающую предупреждение и преодоление ксенофобного поведения молодежи, ее успешную социализацию на основе развития толерантного потенциала личности.

1. Григорьева Е.И., Кузьмин А.В. Профилактика экстремизма: от криминологической к социально-культурной концепции: монография / Тамбов, 2012.

2. Реан А.А. Агрессия в структуре поведения возбудимой и демонстративной личности // Ананьевские чтения-97. СПб., 1997. № 2. С. 13-16.

3. Беличева С.А. Основы превентивной психологии М., 1994.

4. Асмолов А.Г., Солдатова Г.У., Макарчук А.В. Искусство жить с непохожими людьми М., 2009.

5. Долженкова М.И., Григорьева Е.И., Гладких В.В. Гражданско-патриотическое воспитание молодежи в системе образования: монография. Тамбов, 2011.

6. иКЬ: http://www.efremova.info.

7. иКЬ: http://vidahl.agava.ru.

Поступила в редакцию 16.01.2013 г.

UDC 374

OVERCOMING OF XENOPHOBIA AMONG YOUTH: SOCIO-CULTURAL APPROACH

Larisa Akhunzhanovna APANASYUK, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Candidate for Doctoral Degree, Socio-cultural Activity Department, e-mail: [email protected]

The features of a comprehensive educational technology realization, implemented in the institutions of social and cultural activities in order to overcome xenophobia among young people, are considered.

Key words: overcoming; xenophobia; pedagogical technology; means of socio-cultural activity; young people environment; leisure institutions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.