Научная статья на тему 'ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ АКТИВОВ В РОССИИ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ, РИСКОВ И ПЕРСПЕКТИВ'

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ АКТИВОВ В РОССИИ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ, РИСКОВ И ПЕРСПЕКТИВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
13
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровые активы / законодательство / институциональное регулирование / цифровой рубль / криптовалюты / безопасность / законопроект / интернет-обменники / NiceHash / Mine Exchange / FCA / Великобритания / Россия / инвесторы / разногласия / риски / рекомендации / digital assets / legislation / institutional regulation / digital rouble / cryptocurrencies / security / draft law / internet exchanges / NiceHash / Mine Exchange / FCA / UK / Russia / investors / controversy / risks / recommendations

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Буркальцева Диана Дмитриевна, Михайлов Александр Викторович

В статье исследуется развитие цифровых активов в России в контексте нового законодательства, включая перспективы цифрового рубля. Актуальность темы подчеркивается стратегическими изменениями в законодательстве, в частности, законопроектом № 384598-8 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах (об интеграции в законодательство о налогах и сборах Российской Федерации положений о цифровом рубле)», свидетельствующим о стремлении России активно участвовать в глобальных экономических процессах. В статье представлены контрверсии по правовому статусу криптовалют и неопределенность в регулировании интернет-обменников в России. Сопоставление с Великобританией выделяет различия в подходах и продолжающуюся неопределенность в России относительно регулирования криптовалют. В результате исследования подчеркивается важность разработки четких правил в сфере цифровых активов. Ключевым выводом статьи является необходимость учета как формальных, так и неформальных правил игры для обеспечения эффективного функционирования системы цифровых активов в России. Рекомендации, основанные на мировых практиках, дополняют исследование, предоставляя практические указания для усовершенствования институционального регулирования в этой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONAL REGULATION OF DIGITALASSETS IN RUSSIA: ANALYZINGTRENDS, RISKSAND PROSPECTS

The article examines the development of digital assets in Russia in the context of new legislation, including the prospects for the digital ruble. The relevance of the topic is emphasized by strategic changes in legislation, in particular, by bill No. 384598-8 «On amendments to parts one and two of the Tax Code of the Russian Federation and certain legislative acts of the Russian Federation on taxes and fees (on integration into the legislation on taxes and fees of the Russian Federation provisions on the digital ruble)», indicating Russia’s desire to actively participate in global economic processes. The article presents counter-versions on the legal status of cryptocurrencies and uncertainty in the regulation of Internet exchanges in Russia. A comparison with the UK highlights the differences in approach and ongoing uncertainty in Russia regarding the regulation of cryptocurrencies. The result of the study emphasises the importance of developing clear rules for digital assets. The key conclusion of the article is the need to take into account both formal and informal rules of the game to ensure the effective functioning of the digital asset system in Russia. Recommendations based on global practices complement the study by providing practical guidance for improving institutional regulation in this area.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ АКТИВОВ В РОССИИ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ, РИСКОВ И ПЕРСПЕКТИВ»

ДЕНЬГИ, КРЕДИТ, БАНКИ

УДК 033;338

Буркальцева Диана Дмитриевна,

доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры финансов и кредита, Институт экономики и управления, директор Юго-Восточной академии (филиал),

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Симферополь, Российская Федерация. Михайлов Александр Викторович,

аспирант,

Институт экономики и управления,

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Симферополь, Российская Федерация.

Burkaltseva Diana Dmitrievna,

Doctor of Economic Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Finance and Credit, Institute of Economics and Management, Director of the South-Eastern Academy (branch), V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russian Federation. Mikhailov Alexander Viktorovich, Postgraduate Student, Institute of Economics and Management, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russian Federation.

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ РЕГУНЦИОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ АКТИВОВ В

INSTITUTIONAL REGULATION OF DIGITALASSETS IN RUSSIA: ANALYZING TRENDS, RISKS AND PROSPECTS

В статье исследуется развитие цифровых активов в России в контексте нового законодательства, включая перспективы цифрового рубля. Актуальность темы подчеркивается стратегическими изменениями в законодательстве, в частности, законопроектом № 384598-8 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах (об интеграции в законодательство о налогах и сборах Российской Федерации положений о цифровом рубле)», свидетельствующим о стремлении России активно участвовать в глобальных экономических процессах.

В статье представлены контрверсии по правовому статусу криптовалют и неопределенность в регулировании интер-нет-обменников в России. Сопоставление с Великобританией выделяет различия в подходах и продолжающуюся неопределенность в России относительно регулирования криптовалют.

В результате исследования подчеркивается важность разработки четких правил в сфере цифровых активов. Ключевым выводом статьи является необходимость учета как формальных, так и неформальных правил игры для обеспечения эффективного функционирования системы цифровых активов в России. Рекомендации, основанные на мировых практиках, дополняют исследование, предоставляя практические указания для усовершенствования институционального регулирования в этой области.

Ключевые слова: цифровые активы, законодательство, институциональное регулирование, цифровой рубль, крипто-валюты, безопасность, законопроект, интернет-обменники, NiceHash, Mine Exchange, FCA, Великобритания, Россия, инвесторы, разногласия, риски, рекомендации.

The article examines the development of digital assets in Russia in the context of new legislation, including the prospects for the digital ruble. The relevance of the topic is emphasized by strategic changes in legislation, in particular, by bill No. 384598-8

45

«On amendments to parts one and two of the Tax Code of the Russian Federation and certain legislative acts of the Russian Federation on taxes and fees (on integration into the legislation on taxes and fees of the Russian Federation provisions on the digital ruble)», indicating Russia's desire to actively participate in global economic processes.

The article presents counter-versions on the legal status of cryptocurrencies and uncertainty in the regulation of Internet exchanges in Russia. A comparison with the UK highlights the differences in approach and ongoing uncertainty in Russia regarding the regulation of cryptocurrencies.

The result of the study emphasises the importance of developing clear rules for digital assets. The key conclusion of the article is the need to take into account both formal and informal rules of the game to ensure the effective functioning of the digital asset system in Russia. Recommendations based on global practices complement the study by providing practical guidance for improving institutional regulation in this area.

Keywords: digital assets, legislation, institutional regulation, digital rouble, cryptocurrencies, security, draft law, internet exchanges, NiceHash, Mine Exchange, FCA, UK, Russia, investors, controversy, risks, recommendations.

ВВЕДЕНИЕ

В современной экономической парадигме цифровые активы занимают важное место, подчеркивая необходимость эффективного институционального регулирования. Институциональное регулирование, в данном контексте, представляет собой сложный комплекс формальных и неформальных правил игры, регулирующих взаимодействие участников в цифровых активах. Формальные правила, установленные законодательством и регулирующими органами, сочетаются с неформальными, опирающимися на социальные нормы. Необходимость ясных и прозрачных правил игры обеспечивает стабильность, безопасность и защиту прав участников в данной сфере. Настоящее исследование направлено на всесторонний анализ институционального регулирования цифровых активов в России с выделением вызовов, сопоставлением с мировыми практиками и выработкой рекомендаций для оптимизации данной системы. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Постановка задачи в данной статье заключается в проведении всестороннего анализа институционального регулирования цифровых активов в России, с акцентом на криптовалюты. Основные задачи включают в себя изучение существующего законодательства, сравнительный анализ с мировыми практиками, выявление противоречий в российских законах, оценку перспектив развития данной области и формулирование рекомендаций для улучшения институционального регулирования цифровых активов в контексте российских реалий. МЕТОДЫ

В статье использован метод системного анализа для изучения институционального регулирования цифровых активов в России. Данный метод включает в себя анализ законодательных актов, сравнительный анализ регулирования в других странах, анализ прецедентов. Этот подход обеспечил всестороннюю оценку существующей ситуации, выявление тенденций и формулирование рекомендаций для улучшения институционального регулирования цифровых активов в России. РЕЗУЛЬТАТЫ

В динамичной области цифровых активов в России, законодательная среда претерпевает значительные изменения в периоде, отражая технологический прогресс и стремление к эффективному регулированию. Однако, относительно динамичный этап развития внимания к цифровым активам в России наступил с 2014 года. В явлении современных вызовов — одним из ключевых событий последних, начиная с 2023 года, стало внедрение цифрового рубля [1], инициатор—Банк России. В июле 2023 года—принят Федеральный закон №2 340-ФЗ [2], устанавливающий юридическую основу для использования цифрового рубля в России. Этот закон выступает важным элементом стратегии регулирования, направленной на замену криптовалюты [3, с. 143] цифровым рублем.

Сравнение событий 2014 года и последующего внедрения цифрового рубля может быть проведено через призму эволюции внимания к цифровым активам. В то время, как предыдущий этап представлял собой период относительного замедления в развитии, начиная с 2023 года, наблюдается резкое ускорение событий, что подчеркивает стремление к инновациям в данной сфере.

Значимыми результатами проекта по внедрению цифрового рубля, осуществленного Банком России, стали более чем 13,7 тыс. операций, проведенных через почти 14 тыс. транзакций, с участием 13 банков. Ключевым шагом на пути к максимальной интеграции цифрового рубля в

46

экономическую систему страны является план по расширению участвующих банков до 30 к 2024 году. Данные результаты демонстрируют серьезную заинтересованность государства в развитии цифровых активов. Россия, таким образом, выходит в лидеры стран, успешно реализовавших концепцию цифровой национальной валюты.

Сравнение результата пилотного проекта с числом участвующих банков и планами на будущее -позволяет выделить резкое увеличение активности в данной сфере. Это сопоставление отражает не только текущие достижения, но и стратегические амбиции государства в создании современной финансовой инфраструктуры.

Параллельно с внедрением цифрового рубля в декабре 2023 года, Госдума приняла законопроект №2 384598-8 [4], ориентированный на интеграцию цифрового рубля в налоговое законодательство. Этот законопроект определяет счет цифрового рубля, и его роль в системе налогообложения. В соответствии с законопроектом, счет цифрового рубля рассматривается, как эквивалент банковского счета для налогооблагаемых операций. Также предусмотрены механизмы взыскания налоговых задолженностей с использованием цифровых рублей, и временной остановки операций по счетам цифрового рубля в случае необходимости.

Сравнение роли цифрового рубля в системе налогообложения с традиционными банковскими счетами выявляет стремление к созданию унифицированной, и эффективной системы. Предусмотренные механизмы также подчеркивают гибкость, и современность нового подхода.

Важным аспектом анализа нормативного поля становится оценка подзаконных актов, способствующих регулированию цифровых активов. Законопроект №2 384598-8, принятый Госдумой, представляет значительное дополнение к законодательству в области налогообложения операций с цифровым рублем. Этот правовой инструмент устанавливает структуру счета цифрового рубля, и его функциональные возможности, обеспечивая более четкую классификацию операций, и их налогообложение. Такие шаги способствуют устойчивости и ясности в регулировании области цифровых активов, способствуя их дальнейшему развитию, демонстрируя созидательное настроение государства в области цифровых финансовых активов (далее — ЦФА).

Сравнение этих шагов с предыдущими нормативными актами выделяет не только текущие усовершенствования, но и стратегическое углубление в регулировании цифровых активов. Этот сравнительный анализ подчеркивает эволюцию подхода государства к регулированию в цифровой сфере, отражая активное стремление к созданию благоприятной среды для развития цифровых активов в России.

В данном контексте, особое внимание уделяется позиции криптовалют в стране, что можно сопоставить с ситуацией в глобальной экономике, где новаторские технологии часто вынуждают страны и организации пересматривать свои стратегии и политики. Аналогично многим развитым странам, сталкивающимся с вызовами цифровой трансформации, Россия сталкивается с необходимостью приспособления своего законодательства к быстро меняющейся обстановке в области цифровых активов.

По итогам 2023 года в России должным образом урегулированы правовое положение ЦФА и цифрового рубля, а также их оборота, есть планы по использованию данных инструментов для проведения трансграничных расчетов. Этот шаг сравнивается с стратегическими решениями, принимаемыми в мировой экономике для адаптации к новым цифровым реалиям. В то время как глобальные игроки обсуждают и принимают меры по интеграции цифровых инструментов в финансовую систему, Россия, внедряя правовые нормы для ЦФА и цифрового рубля, выражает стремление к активному участию в глобальных экономических процессах и обеспечению собственной финансовой устойчивости.

Что касается криптовалютной сферы, то для нее подобное правовое регулирование еще не принято. Так, в 2023 году различные государственные органы так и не смогли определиться с правовой природой криптовалют, стоит ли их легализовать или полностью запретить в России. Эта неопределенность аналогична ситуации в глобальной экономике, где страны мира пока не сформировали единое мнение относительно будущего криптовалют. Раздаются противоположные мнения от Правительства, выступающего скорее за легализацию оборота криптовалют, и

47

Банка России, традиционно являющегося противником. Эта дилемма внутренней позиции страны схожа с тем, как глобальные финансовые институты разделяются во взглядах на будущее крипто-валют и их место в финансовой системе.

В рамках рассмотрения интернет-обменников в России, следует освещение реакции государства на данные практики, включая внимание к платформе bestchange.ru [5], предоставляющей информацию о различных обменниках. Несмотря на потенциальные нарушения законодательства, принципиальная позиция России касательно обменников варьируется и остается объектом дискуссий.

В контексте использования интернет-обменников, государство осознает, что подобные платформы, включая bestchange.ru, предоставляют гражданам возможность обхода традиционных финансовых каналов и регулирования. Например, согласно данным bestchange.ru, гражданин может обменять криптовалюту на рубли, обходя официальные банковские каналы. Это позволяет избежать некоторых финансовых ограничений и налоговых обязательств, что может рассматриваться как нарушение нормативов в области финансовой стабильности и налогообложения.

Тем не менее, несмотря на осознание этих практик, фактические шаги государства в ответ на деятельность обменников, включая bestchange.ru, остаются ограниченными и малоэффективными. Это может быть обусловлено не только сложностью мониторинга децентрализованных операций через платформы, но и общей неопределенностью в правовом статусе криптовалют в России.

Например, существует дилемма внутренней позиции страны по вопросу криптовалют, подобная той, которая наблюдается в глобальных финансовых институтах. В данном контексте, действия государства могут быть направлены на разработку более четкого законодательства в сфере цифровых активов, чем на активное преследование конкретных обменников.

Анализируя деятельность одного из самых крупных обменников «Mine Exchange» [6] в контексте законодательства России, следует обратить внимание на ряд ключевых аспектов, включая местоположение штаб-квартиры в Москве и особенности правового положения платформы.

На первый взгляд, наличие штаб-квартиры в Москве подразумевает, что платформа «Mine Exchange» действует в соответствии с законами Российской Федерации. Однако, важно отметить, что информации о наличии лицензии на проведение обменных операций на сайте mine. exchange не обнаружено. Тем не менее, партнерство с Perfect Money [7], выходившим ранее под названием «Шахта. com», может свидетельствовать о наличии определенных регуляторных механизмов.

Согласно пользовательскому соглашению, подача заявки на обмен считается общественным (публичным) предложением, совершенным гражданином. Платформа обязуется выполнить обмен денежных средств, а затем направить эти средства пользователям, желающим их приобрести в рамках установленных направлений обмена.

Однако, несмотря на видимую прозрачность процессов, возникают вопросы относительно соответствия деятельности «Mine Exchange» законам России о криптовалютах и обмене. Например, пункты, касающиеся работ с иностранными картами и процедуры урегулирования споров, могут стать объектом внимания со стороны регулирующих органов.

С учетом отсутствия явной лицензии на сайте и потенциальных противоречий в деятельности, вопросы безопасности и соответствия законодательству России при использовании «Mine Exchange» остаются предметом особого внимания и требуют дополнительного исследования.

В контексте регулирования ЦФА, сравнение подходов России и Великобритании предоставляет интересную динамику, особенно в свете решительных действий британского регулятора FCA (Финансового кондуктора) [8] и длительного периода неопределенности в России. Анализ этих двух стратегий может помочь понять, почему Россия так долго не может принять четкую позицию по отношению к криптовалютам.

В Великобритании, FCA предпринял решительные шаги, вводя запрет на торговлю фьючерсами и опционами [9, с. 198] на криптовалюты для розничных инвесторов. Этот шаг мотивирован опасениями по поводу неопытности любителей инвестирования в криптовалюты, которые могут столкнуться с «внезапными и неожиданными потерями». FCA обращает внимание на отсутствие понимания рынка, высокую степень нестабильности криптовалют и широко распространенные

48

случаи «рыночных злоупотреблений и финансовых преступлений». Это действие направлено на защиту широкой публики, включая тех, кто мог быть привлечен в мир криптовалют под влиянием сенсационных новостей и легкости входа в этот сектор.

Решение гиганта облачного майнинга NiceHash [ 10] полностью уйти с рынка Великобритании говорит о том, что предшествуемое вступлению в силу новых правил Управления по финансовому регулированию и надзору Великобритании (FCA) в октябре, отражает влияние ужесточения нормативной среды на криптовалютную индустрию в том числе. В день 27 сентября компания уведомила всех своих пользователей из Великобритании об изменениях, которые вступили в силу с 10 октября 2023 года, в связи с предстоящими изменениями в законодательстве Великобритании. Однако, компания столкнулась с трудностями в решении: кого из пользователей считать пользователями из Великобритании. Пытаясь быстро решить данную проблему, NiceHash использует фильтрацию ip-адресов, но в результате, под ограничения попали пользователи, которые использовали VPN-соединение из Соединенного Королевства. Чтобы решить возникшую проблему, компания реагировала на жалобы пользователей и в ручном режиме снимала ограничения с каждого из них по мере обращения, если изначальная страна была установлена не Великобритания в профиле аккаунта. С примером обращения пользователя NiceHash можно ознакомиться на рисунке 1.

«- Мои запросы поддержки

Помечен как UK из-за VPN

Ю.залрсса: S.J Создано: 2623 1' lis Обновлен»: 2С23 Г СI.]Iу;,: . ..

Дополнительные данные

вы Tran её ctioin Туре;

:гз:з-|-|-:8 13 -5

External : . >

Я извиняюсь, случайно ] г öpayaepa. где было актиБно VI -расширение, теперь па меня наложили

рфаничемн^ ..к снимите их пожалуйста

Команда поддержки

iJij-11-Jtl ¿J jb

Здравствуйте.

Пожалуй ста, испробуйте выйти йз своего аиаунта и войти в него заново

Если проблема останется, прикрепите скриншот, на котором будет аидно, что на ваш а ккаунт наложены а^аничения.

PUe 1. Пример обращения в техническую поддержку компании NiceHash (Составлено по материалам [10])

NiceHash не является единственным участником криптоиндустрии, который принял подобное решение. Другие крупные компании, включая PayPal [11], ByBit [12] и Luno [13], также закрыли свою деятельность в Великобритании из-за изменений в законодательстве. Даже Binance [14] отказалась от попыток зарегистрироваться в FCA в начале этого лета.

NiceHash объявила о своем решении в контексте предстоящих изменений в законодательстве Великобритании и отметила, что жители этой страны больше не смогут открывать новые счета на платформе, а существующие пользователи столкнутся с ограничениями по торговле, пополнению и выводу средств и у них будет ограниченное количество времени, чтобы завершить все свои операции. Компания выразила надежду на скорейшее восстановление своей деятельности в Великобритании.

49

Новые правила FCA, вступающие в силу, запрещают криптовалютные реферальные схемы и предусматривают суровые санкции, включая неограниченные штрафы и тюремное заключение до двух лет. Такие меры вписываются в общую тенденцию ужесточения регулирования крипто-валютной сферы и свидетельствуют о влиянии нормативных актов FCA на весь криптовалютный ландшафт. Пользователи в Великобритании, сталкиваясь с изменениями в деятельности крупных компаний, вынуждены приспосабливаться к закрывающейся криптовалютной экосистеме.

Можно привести аналогию с рынком автомобилей. В Великобритании, запрещая розничным инвесторам совершать сделки с криптовалютными деривативами, регулятор подобен продавцу автомобилей, который ограничивает доступ к покупке гоночных автомобилей для обычных водителей. Это можно сравнить с желанием предотвратить возможные финансовые «аварии» неопытных инвесторов, подобно тому, как продавец автомобилей может ограничивать доступ к высокоэффективным автомобилям, чтобы защитить клиентов от возможных неприятностей.

Запрет на торговлю криптовалютными деривативами для розничных инвесторов в Великобритании может быть рассмотрен как мера, направленная на удержание финансовых средств в стране. Регулятор выражает осторожность и ответственность, возможно, в стремлении предотвратить отток средств из страны через рискованные финансовые операции с криптовалютами. Это сопоставимо с ситуацией, когда государство стремится удержать свои финансовые ресурсы внутри национальной экономики, обеспечивая стабильность и предотвращая возможные финансовые потери своих граждан. В России, напротив, отсутствие четкого регулирования криптовалют может создавать условия для аккумуляции финансовых средств в данной сфере.

В контексте Великобритании и ее запрета на торговлю криптовалютными деривативами для розничных инвесторов, актуальной становится дилемма между стремлением обеспечить финансовую стабильность и предотвратить отток капитала, как это делается в данном случае, и подходом России, где отсутствие четкого регулирования криптовалют оставляет пространство для накопления финансовых ресурсов в данной сфере. В Великобритании регулятор проявляет осторожность и ответственность, возможно, стремясь избежать рискованных финансовых операций с крип-товалютами, в то время как Россия пока не приняла четкого решения относительно статуса крип-товалют, оставляя бизнес и общество в состоянии правовой неопределенности и, следовательно, финансовой неопределенности.

В контексте России с 2014 года продолжается неопределенность и отсутствие ясного правового статуса криптовалют. Различные государственные органы выражают противоположные мнения относительно легализации или запрета криптовалют. Несмотря на это, страна все еще не пришла к четкому решению, оставляя бизнес и общество в состоянии неопределенности.

Сравнивая две стратегии, можно сделать вывод, что Великобритания, основываясь на опыте и осознавая риски, предпринимает конкретные шаги для защиты инвесторов. В то время как Россия, возможно, сталкивается с сложностью принятия решений из-за внутренних разногласий между государственными органами, что создает длительную неопределенность в регулировании крип-товалютных активов.

В условиях продолжающейся неопределенности в регулировании криптовалют в России, перспективы интеграции новых технологий в систему институционального контроля представляются актуальными. Однако, для понимания этого вопроса необходимо рассмотреть актуальные тенденции и потенциальные сценарии развития.

Блокчейн [15, с. 957], с его свойствами децентрализации и прозрачности, может стать ключевой технологией для повышения эффективности институционального контроля в сфере цифровых активов. Разработка систем, основанных на блокчейне, может обеспечить более прозрачные и надежные механизмы мониторинга и регулирования, снижая риски манипуляций и неправомерных действий.

Применение искусственного интеллекта для анализа данных и мониторинга финансовых операций может существенно улучшить способности регуляторов. Алгоритмы машинного обучения могут автоматизировать процессы обнаружения аномалий, предоставляя более высокую точность в выявлении потенциальных нарушений. Это также позволит более оперативно реагировать на изменения в динамике цифрового рынка.

50

Создание единых стандартов и правил для технологических инноваций представляет собой вызов, который требует внимательного внимания регуляторов. Недостаток четкой нормативной базы может привести к правовой неопределенности и замедлению процессов интеграции новых технологий.

В свете анализа технологических инноваций в контексте институционального регулирования в России, можно предположить, что успешная интеграция новых технологий может стать ключевым моментом в улучшении эффективности и ответственности цифрового рынка. Однако, необходимо учесть, что сопряженные с этим вызовы требуют внимательного исследования и разработки комплексных стратегий их управления для обеспечения устойчивости, и надежности регулирования цифровых активов в России.

В контексте российской экономики, блокчейн может служить инструментом для повышения прозрачности и эффективности различных отраслей. Например, модель Швейцарии в активной поддержке блокчейн-проектов и создании благоприятного налогового окружения может быть адаптирована для стимулирования инноваций в России. Опыт Швейцарии в внедрении цифрового франка может служить образцом для успешной реализации цифровой национальной валюты. Оптимальное использование технологии блокчейн в цифровом рубле и создание благоприятного законодательного окружения могут способствовать успешному внедрению.

Опыт Сингапура в создании четкого и благоприятного законодательства для цифровых активов представляет собой ценный образец, который может вдохновить российских законодателей. Внедрение четких нормативных актов, способствующих развитию цифрового рынка, и обеспечение юридической определенности для участников рынка могут эффективно поддержать развитие отрасли в России, способствуя созданию благоприятной среды для инноваций и инвестиций. Опыт Сингапура также может послужить образцом в создании условий для легкого развития стартапов в сфере цифровых активов в России. Внедрение упрощенных процедур регистрации, предоставление налоговых преференций и обеспечение легкого доступа к финансированию могут стать ключевыми инструментами в поддержке инновационных идей. Подобный подход может способствовать активному притоку капитала в индустрию и созданию благоприятных условий для роста цифрового предпринимательства в России, аналогично успешному опыту Сингапура в этой области.

Пример Японии в активной поддержке стартапов в сфере цифровых активов и предоставлении налоговых льгот может быть вдохновением для российского законодательства. Государственные программы по финансированию и инвестициям могут содействовать развитию инновационных проектов. Опыт Японии в ужесточении мер по предотвращению незаконной деятельности и создание эффективных механизмов идентификации участников рынка может быть примером для России.

Кроме того, стоит отметить, что Япония достигла успеха не только в создании благоприятной экосистемы для стартапов, но и в разработке четкого и прозрачного законодательства относительно криптовалют. Ясное определение статуса криптовалют, механизмы их обмена и защиты интересов инвесторов является важным аспектом для устойчивого развития рынка. Этот опыт Японии может послужить образцом для России, особенно в условиях, когда стремление к прозрачности и правовой ясности в криптовалютной сфере становится все более актуальным на мировом уровне. Поэтому российские законодатели могут обратить внимание на прецеденты Японии при формировании своей стратегии регулирования цифровых активов.

Опыт Сингапура и Японии в области создания благоприятного законодательства для цифровых активов имеет некоторые сходства, но также существенные различия. Оба государства предоставляют ценные уроки для стран, стремящихся разработать эффективную регулировку в этой сфере. Сингапур и Япония демонстрируют успешные подходы к созданию четкого законодательства, что способствует развитию цифровых рынков и обеспечивает юридическую определенность для участников индустрии. Обе страны также акцентируют внимание на мерах по предотвращению незаконной деятельности и обеспечению безопасности рынка.

Однако, в контексте стартапов в сфере цифровых активов, опыт Сингапура подчеркивает упрощенные процедуры регистрации, предоставление налоговых преференций и легкий доступ к финансированию, что создает благоприятные условия для инноваций. В то время как опыт Япо-

51

нии фокусируется на активной поддержке стартапов и предоставлении налоговых льгот. Однако, хотя обе страны и стремятся создать поддерживающую среду для цифровых активов, Сингапур более акцентирует на упрощении процедур и стимулировании инноваций в стартап-сфере, в то время как Япония скорее фокусируется на поддержке инновационных проектов и предоставлении налоговых льгот.

Стоит также упомянуть опыт Сальвадора, так как он достаточно уникальный в виду того, что государство утвердило только одну криптовалюту, как законное платежное средство официально в сентябре 2021 года, когда страна приняла принципиальное решение приравнять криптовалюту, в частности биткоин, к платежному средству наравне с национальной валютой—долларом США. Это значительное изменение в финансовой парадигме вызвало смешанные реакции внутри страны, проявившиеся в форме протестов и критики.

Государственное регулирование криптовалют в Сальвадоре осуществляется через центральный банк, а именно, Банк Сальвадора [16] (Banco Central de Reserva de El Salvador). Он играет ключевую роль в разработке и реализации политики, направленной на интеграцию и управление использованием криптовалют в экономике страны. Коммерческие организации и предприятия активно внедряют биткоин в качестве формы оплаты за услуги и товары. Этот процесс поддерживается правительством, которое разработало специальное приложение под названием Chivo [17] с целью стимулирования использования виртуальной валюты. Граждане могут установить приложение Chivo, где новые пользователи получают приветственный бонус в виде $30 в биткоинах. Приложение Chivo в Сальвадоре представляет собой цифровую платформу, разработанную правительством для облегчения транзакций с использованием биткоина. В контексте этого приложения успешно реализованы KYC-процедуры, направленные на идентификацию и верификацию личности пользователей, с целью обеспечения безопасности и соблюдения нормативных требований. Каждый пользователь, желающий воспользоваться преимуществами Chivo, обязан предоставить подробные личные данные и соответствующие документы для подтверждения своей личности. Этот процесс KYC не только служит средством предотвращения мошенничества, но и создает основу для персонализированных профилей пользователей внутри приложения. Персонализированные профили включают в себя ключевые идентификационные данные, а также могут содержать дополнительную информацию, улучшающую пользовательский опыт. Такие профили обеспечивают необходимую прозрачность и достоверность в рамках деятельности с цифровыми активами. Внедрение KYC-процедур в приложение Chivo подчеркивает стремление правительства Сальвадора к созданию безопасной и регулированной среды для использования биткоина в повседневных финансовых операциях. Это также способствует укреплению доверия пользователей к цифровым активам, способствуя их более широкому принятию в экономике страны.

Внедрение банкоматов для работы с приложением Chivo в Сальвадоре свидетельствует о государственной инициативе по обеспечению более широкого и удобного доступа к определенным цифровым активам, в данном случае — к биткоину, для местных жителей. Этот шаг подчеркивает стремление государства интегрировать цифровые активы в финансовую структуру страны и обеспечить гражданам разнообразные и удобные способы взаимодействия с криптовалютами.

Одним из ключевых аспектов данной инициативы является увеличение доступности. Установка банкоматов обеспечивает возможность проведения криптовалютных транзакций даже тем, кто не обладает смартфонами или доступом к интернету. Это создает дополнительные каналы для использования биткоина, делая его более доступным и востребованным среди различных слоев населения. Такой шаг также является практичным способом содействия широкому распространению цифровых финансовых технологий в стране. Государственная поддержка внедрения банкоматов для Chivo подчеркивает стратегическое видение Сальвадора в области финансовых инноваций и использования криптовалют в повседневной экономической деятельности.

Государство Сальвадор осуществляет контроль над компаниями, работающими с цифровыми активами, путем установления и регулирования процедур получения лицензии. Эти процедуры позволяют государству внедрить механизмы контроля, обеспечивая безопасность, соблюдение законодательства и предотвращение незаконной деятельности в сфере криптовалют.

52

KYC-процедуры представляют собой всестороннюю систему идентификации клиентов, направленную на предотвращение отмывания денег и финансовых преступлений. Однако стоит отметить, что с внедрением приложения Chivo, предназначенного для облегчения транзакций с бит-коином, KYC уже встроено в эту платформу. Это означает, что пользователи Chivo проходят процедуру идентификации при регистрации в приложении, предоставляя необходимые личные данные и документы.

Процесс начинается с запроса основных личных данных, таких как полное имя, адрес и дата рождения. Пользователи обязаны предоставить соответствующие документы, такие как паспорт или водительское удостоверение, для подтверждения своей личности. После предоставления документов система Chivo проводит тщательную верификацию, проверяя их подлинность и соответствие установленным стандартам. Одновременно с этим осуществляется проверка наличия клиента в международных и местных черных списках, связанных с финансовым мошенничеством или терроризмом. С целью обеспечения дополнительной безопасности внедрены системы мониторинга транзакций, которые автоматически анализируют финансовые операции, выявляя подозрительные транзакции. Сотрудники предприятий, принимающие другие способы оплаты помимо Chivo, также обязаны проводить KYC-процедуры для своих клиентов. Это включает в себя запрос необходимых личных данных и документов, верификацию подлинности и проверку наличия в черных списках.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На текущий момент сложно сделать окончательные выводы о положительных или отрицательных результатах внедрения криптовалюты в Сальвадоре, поскольку изменения в финансовой системе требуют времени для полного проявления своего влияния. Однако стоит отметить, что внедрение криптовалюты вызвало интерес бизнес-сектора и стимулировало экономическую активность в стране, однако данный интерес не со проводился, на данный момент, никакими глобальными финансовыми трансформациями и заметными улучшениями экономической ситуации в контексте государства Сальвадор.

Проанализировав опыт стран, таких как Швейцария, Сингапур, Япония, и других, можно сделать вывод о том, что успешная адаптация и внедрение лучших практик в российских условиях может стать ключевым фактором для развития цифровых активов в стране. Не исключено, что возможен и комплексный подход по адаптации таких практик под индивидуальные условия и требования государства.

ВЫВОДЫ

Исследование институционального регулирования цифровых активов в России позволило выделить несколько ключевых моментов. Страна сталкивается с длительной неопределенностью в отношении криптовалют, вызванной разногласиями между государственными органами. В отличие от этого, более традиционный и консервативный опыт Великобритании, осуществляющей решительные шаги через FCA для защиты инвесторов, подчеркивает необходимость четких и последовательных действий. В противовес этому, имеется опыт Сальвадора, рассматривая который, наблюдается выделение предпочтения одной детерминированной области в рамках цифровых активов, где фокус внимания государства смещается на привлечение инвестиций и на ожидание возрастания финансового удобства для граждан. Более того, само государство занимается холдингом цифрового актива, подобно тому, как если бы это делал частный инвестор.

Вторым важным аспектом является перспективное развитие цифровых активов в России, поддерживаемое новым законодательством и запуском цифрового рубля в 2023 году. Однако неопределенность в отношении криптовалют, лишенных ясного правового статуса, создает сложности для бизнеса и общества. Откладывание этого вопроса не решает его самим по себе, так как спустя десятилетие, определенный интерес к криптовалютам у граждан России сохраняется.

Третьим ключевым выводом является необходимость адаптации лучших практик и технологий, рассмотренных в опыте других стран. Швейцарская модель поддержки блокчейн-проектов, опыт Японии в борьбе с незаконной деятельностью и создании благоприятного окружения для стартапов, а также прозрачное законодательство Сингапура — все эти элементы могут стать образцами для успешного развития цифровых активов в России.

53

Следует разработать четкое законодательство, определяющее статус криптовалют и их место в финансовой системе. Это поможет устранить неопределенность и создать основу для устойчивого развития финотрасли.

Государству следует активно изучать и адаптировать лучшие практики других стран в области регулирования цифровых активов. Это включает в себя опыт Великобритании, Швейцарии, Сингапура и Японии.

Россия может инвестировать в развитие технологической инфраструктуры, такой как блокчейн, чтобы обеспечить более эффективное использование цифровых активов и повысить прозрачность в различных секторах экономики.

Введение программ по повышению финансовой грамотности населения поможет снизить риски для инвесторов и предотвратит возможные случаи мошенничества в области цифровых активов.

Применение эффективных мер по предотвращению незаконной деятельности, основанных на опыте успешных стран, сделает рынок цифровых активов более безопасным и надежным.

Государственная поддержка стартапов и инновационных проектов в области цифровых активов через финансовые программы и льготы поможет создать благоприятную среду для развития новых идей.

Внедрение этих рекомендаций способствует улучшению институционального регулирования цифровых активов в России и созданию благоприятного окружения для их устойчивого развития в будущем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Цифровой рубль [Электронный ресурс] / Центральный банк Российской Федерации. — Режим доступа: cbr.ru/fintech/dr/. (дата обращения: 18.10.2023).

2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2023 № 340-Ф3 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: publication.pravo.gov.ru/Document/View/ 0001202307240024?index=2. (дата обращения: 18.10.2023).

3. Ким, М. С. Гражданско-правовой режим криптовалюты: соотношение криптовалюты и безналичных денежных средств / М. С. Ким // Вопросы российской юстиции. — 2022. — № 20. — С. 142-148. — EDN MJEJLB.

4. О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах: Законопроект № 384598-8 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: sozd.duma.gov.ru/bill/384598-8. (дата обращения: 18.10.2023).

5. Bestchange [Электронный ресурс] / Мониторинг обменников BestChange. — Режим доступа: www.bestchange.ru (дата обращения: 18.10.2023).

6. Mine.Exchange [Электронный ресурс] / Автоматический обмен электронных валют. — Режим доступа: mine.exchange. (дата обращения: 20.12.2023).

7. Perfect Money [Электронный ресурс] / Perfect Money предоставляет уникальные возможности как для бизнес, так и для личных счетов. — Режим доступа: perfectmoney.com/fees.html. (дата обращения: 18.10.2023).

8. FCA [Electronic Resource] / About the fCa. — Access Mode: www.fca.org.uk/about/what-we-do/the-fca (date of the application: 20.12.2023).

9. Крупенина, А. Г. Опционы, свопы и фьючерсы, их развитие на современном этапе / А. Г. Крупенина, Д. Л. Минин // Global and Regional Research. — 2019. — Т. 1, № 2. — С. 197-200. — EDN CBXWXS.

10. NiceHash [Электронный ресурс] / Все, связанное с криптовалютами, в одном месте. — Режим доступа: www.nicehash.com/About (дата обращения: 18.10.2023).

11. PayPal [Электронный ресурс] / C PayPal вы можете отправлять и получать денежные платежи. — Режим доступа: www.paypal.com/ru/home. (дата обращения: 18.10.2023).

12. ByBit [Electronic Resource] / Catch your next trading opportunity. — Access Mode: www.bybit.com/en/ (date of the application: 18.10.2023).

13. Luno [Electronic Resource] / Buy, store and explore crypto. — Access Mode: www.luno.com/en/gb (date of the application: 18.10.2023).

14. Binance [Электронный ресурс] / Добро пожаловать на Binance. — Режим доступа: accounts.binance.com/ (дата обращения: 18.10.2023).

15. Шамрин, М. Ю. Роль блокчейна в совершенствовании публичного управления / М. Ю. Шамрин, М. В. Галкина // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. — 2023. — Т. 27, № 4. — С. 956-968. — DOI 10.22363/2313-2337-2023-27-4-956-968. — EDN KGLPFL.

16. Banco Central de Reserva [Electronic Resource] / BCR GOB. — Access Mode: www.bcr.gob.sv/ (date of the application: 18.10.2023).

54

17. Chivo [Electronic Resource] / Епута y Recibe Bitcoin con Chivo Wallet. — Access Mode: www.chivowallet.com (date ofthe application: 18.10.2023).

SPISOKLITERATURY

1. Tsifrovoy rubl' [Elektronnyy resurs] / Tsentral'nyy bank Rossiyskoy Federatsii. — Rezhim dostupa: cbr.ru/ fintech/dr/. (data obrashcheniya: 18.10.2023).

2. O vnesenii izmeneniy v otdel'nyye zakonodatel'nyye akty Rossiyskoy Federatsii: Federal'nyy zakon ot 24.07.2023 № 340-FZ [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: publication.pravo.gov.ru/Document/View/ 0001202307240024?index=2. (data obrashcheniya: 18.10.2023).

3. Kim, M. S. Grazhdansko-pravovoy rezhim kriptovalyuty: sootnosheniye kriptovalyuty i beznalichnykh denezhnykh sredstv / M. S. Kim // Voprosy rossiyskoy yustitsii. — 2022. — № 20. — S. 142-148. — EDN MJEJLB.

4. O vnesenii izmeneniy v chasti pervuyu i vtoruyu Nalogovogo kodeksa Rossiyskoy Federatsii i otdel'nyye zakonodatel'nyye akty Rossiyskoy Federatsii o nalogakh i sborakh: Zakonoproyekt № 384598-8 [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: sozd.duma.gov.ru/bill/384598-8. (data obrashcheniya: 18.10.2023).

5. Bestchange [Elektronnyy resurs] / Monitoring obmennikov BestChange. — Rezhim dostupa: www.bestchange.ru (data obrashcheniya: 18.10.2023).

6. Mine.Exchange [Elektronnyy resurs] / Avtomaticheskiy obmen elektronnykh valyut. — Rezhim dostupa: mine.exchange. (data obrashcheniya: 20.12.2023).

7. Perfect Money [Elektronnyy resurs] / Perfect Money predostavlyayet unikal'nyye vozmozhnosti kak dlya biznes, tak i dlya lichnykh schetov.—Rezhim dostupa: perfectmoney.com/fees.html. (data obrashcheniya: 18.10.2023).

8. FCA [Electronic Resource] / About the FCA. — Access Mode: www.fca.org.uk/about/what-we-do/the-fca (date of the application: 20.12.2023).

9. Krupenina, A. G. Optsiony, svopy i f'yuchersy, ikh razvitiye na sovremennom etape / A. G. Krupenina, D. L. Minin // Global and Regional Research. — 2019. — T. 1, № 2. — S. 197-200. — EDN CBXWXS.

10. NiceHash [Elektronnyy resurs] / Vse, svyazannoye s kriptovalyutami, v odnom meste. — Rezhim dostupa: www.nicehash.com/About (data obrashcheniya: 18.10.2023).

11. PayPal [Elektronnyy resurs] / C PayPal vy mozhete otpravlyat' i poluchat' denezhnyye platezhi. — Rezhim dostupa: www.paypal.com/ru/home. (data obrashcheniya: 18.10.2023).

12. ByBit [Electronic Resource] / Catch your next trading opportunity. — Access Mode: www.bybit.com/en/ (date of the application: 18.10.2023).

13. Luno [Electronic Resource] / Buy, store and explore crypto. — Access Mode: www.luno.com/en/gb (date of the application: 18.10.2023).

14. Binance [Elektronnyy resurs] / Dobro pozhalovat' na Binance. — Rezhim dostupa: accounts.binance.com/ (data obrashcheniya: 18.10.2023).

15. Shamrin, M. Yu. Rol' blokcheyna v sovershenstvovanii publichnogo upravleniya / M. Yu. Shamrin, M. V. Galkina // Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Yuridicheskiye nauki. — 2023. — T. 27, № 4. — S. 956-968. — DOI 10.22363/2313-2337-2023-27-4-956-968. — EDN KGLPFL.

17. Banco Central de Reserva [Electronic Resource] / BCR GOB. — Access Mode: www.bcr.gob.sv/ (date of the application: 18.10.2023).

18. Chivo [Electronic Resource] / Envra y Recibe Bitcoin con Chivo Wallet. — Access Mode: www.chivowallet.com (date ofthe application: 18.10.2023).

Статья поступила в редакцию 30 октября 2023 года Статья одобрена к печати 14 ноября 2023 года

55

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.