Научная статья на тему 'Развитие государственного регулирования криптовалютного рынка'

Развитие государственного регулирования криптовалютного рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
43
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
развитие криптовалютного законодательства стран мира / хронология регулирования криптовалютного рынка / криптовалюта как платежное средство / налогообложение и регулирование криптовалютных инструментов / специальные государственные механизмы регулирования криптовалют / прогноз развития государственного регулирования криптовалют / development of crypto-currency legislation of the countries of the world / chronology of regulation of the crypto-currency market / taxation and regulation of crypto-currency instruments / special state mechanisms for regulating crypto-currencies / forecast for the development of state regulation of crypto-currencies

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Игорь Николаевич Чекун

Автором проанализированы подходы к регулированию криптовалютного рынка в ряде стран мира. Представ лена комплексная картина развития такого регулирования в динамике, выделены хронологические периоды исторического развития этого процесса, агрегированы сложившиеся подходы к регулированию и налогообложению отдельных институтов криптовалютного рынка, а также цифровых валют и их инструментов. Сделан прогноз в отношении дальнейшего развития государственного регулирования рынка криптовалют.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRYPTOCURRENCY MARKET REGULATION DEVELOPMENT

The author analyzes approaches to regulating the cryptocurrency market in a number of countries around the world. A comprehensive picture of the development of such regulation in dynamics is presented, chronological periods of the historical development of this process are highlighted, and existing approaches to the regulation and taxation of individual institutions of the cryptocurrency market, as well as digital currencies and their instruments, are aggregated. A forecast is made regarding the further development of government regulation of the cryptocurrency market.

Текст научной работы на тему «Развитие государственного регулирования криптовалютного рынка»

Развитие государственного регулирования криптовалютного рынка

И.Н. Чекун

управляющий директор группы компаний Xtrey Group (г. Москва)

Игорь Николаевич Чекун, checkoun@mail.ru

Криптовалюта «биткойн» была создана в 2009 году. За сравнительно короткое время с момента ее создания криптовалюты превратились в значимое явление в мировой экономике. Так, объем операций с криптовалютами в день достигает 100 миллиардов долларов США и выше, а капитализация существующих сегодня около 20 тысяч криптовалют и токе-нов на своем пике 10 ноября 2021 года превышала 2,977 триллиона долларов США (см. [1]). Это почти в 2,5 раза больше, чем текущий объем денежной массы М2 в России (см. [2]).

С февраля 2011 к 8 ноября 2021 года биткойн (на своем пике) вырос в 67,5 раза. Многие токены и криптовалюты демонстрируют аналогичные, а зачастую и большие показатели роста, привлекая новых пользователей. Развитие криптовалют приводит к эволюции инфраструктуры и связанных с ними инструментов. Так, развивается рынок майнинга криптовалют 1, обмена криптовалют (биржи, обменники), NFT 2 (невзаимозаменяемых то-кенов), ICO 3 (первичных размещений токенов), DeFi 4 (децентрализованных финансов). Появляются организации, специализирующиеся на такого рода деятельности или инвестирующие в них.

С учетом растущей значимости криптовалют внимание все большего количества стран направлено на формирование методов регулирования и налогообложения этого рынка. Новизна и особенности криптовалют приводят к тому, что зачастую страны реализуют противоположные подходы к такому регулированию. Некоторые страны находятся в процессе формирования таких подходов или столкнутся с такой необходимостью в дальнейшем. В частности, развивается регулирование криптовалютного рынка в России, что делает изучаемый вопрос особенно актуальным для нашей страны.

Вопросы регулирования криптовалютного рынка рассматриваются в работах ряда авторов. Однако такие исследования, как правило, охватывают только некоторые элементы регулирования или направлены на изучение соответствующих вопросов только в отдельных странах.

Так, в работе Д. Рили [3] анализируются особенности подхода к регулированию криптовалютного рынка в Китае. А Н. Наванг и И. Азми исследовали аналогичные вопросы криптовалютного рынка Малайзии (см. [4]). В работе Д. Кочергина и Н. Покровской [5] рассматриваются подходы к налогообложению криптоактивов в различных странах мира.

1 Mining (добыча, майнинг) - на криптовалютном рынке - выполнение вычислительных работ, обеспечивающих функционирование криптовалют (создание новых блоков в блокчейне), за вознаграждение в виде новых единиц криптовалюты.

2 Non-fungible token (невзаимозаменяемый токен) - криптографический сертификат в сфере цифровых объектов, который нельзя заменить или подделать.

3 Initial coin offering (первичное предложение токенов) - формат привлечения инвестиций через продажу/размещение специально выпущенных для этого токенов/цифровых валют.

4 Decentralized finance (децентрализованные финансы) - децентрализованные финансовые сервисы, основанные на смарт-контрактах (например платформы кредитования, протоколы выпуска синтетических активов и деривативов и т. п.).

Вопросы регулирования ICO и общих элементов такого регулирования в мире затронуты в публикации Д. Лаи и Л. Витлоу [6]. А. Тагдири в статье [7] рассматривает вопросы регулирования добычи криптовалюты для решения проблемы высокого потребления электричества в майнинге.

Таким образом, работы, в которых вопросы регулирования криптовалют рассматривались бы комплексно, практически отсутствуют. Это обусловливает востребованность и актуальность рассматриваемых в настоящей статье вопросов.

В рамках проведенного исследования были изучены международные подходы к регулированию криптовалютного рынка в динамике и выявлены основные направления их развития. В работе использовался комплекс исследовательских методов:

• комплексный анализ и системный подход;

• метод сравнительного анализа;

• синтез результатов анализа;

• исторический и описательный методы.

Выводы, сделанные по результатам проведенного анализа, могут быть использованы при формировании государственной политики на криптовалютном рынке, а также при прогнозировании международной работы криптовалютных бирж, инвесторов, обычных пользователей и прочих участников рынка.

Развитие и основные направления регулирования криптовалютного рынка

Исторический анализ регулирования криптовалют позволяет выделить основные этапы развития регулирования криптовалютного рынка (см. табл. 1).

Таблица 1

Основные этапы регулирования криптовалютного рынка *

Этап Период, годы Краткая характеристика периода

I Январь 2009 - июнь 2011 Отсутствие регулирования и интереса к регулированию криптовалют

II Июнь 2011 - март 2013 Появление интереса государственных органов к рынку криптовалют, отсутствие регулирования

III Март 2013 - апрель 2017 Первые шаги в позиционировании государств в отношении криптовалютного рынка, первые законодательные акты, касающиеся его регулирования

IV Апрель 2017 - октябрь 2020 Активное развитие регулирования на фоне бума ICO и роста рынка криптовалют

V Октябрь 2020 -настоящее время Активное развитие регулирования на фоне бума криптовалютного рынка и развития его новых элементов (NFT, DeFi и т. п.)

Введение регулирования было тесно связано с динамикой развития криптовалют (развитие этапов регулирования можно увидеть, например, во взаимосвязи с капитализацией ключевого инструмента крипторынка - биткойна (см. рис. 1), а также с развитием отдельных элементов его инфраструктуры (институтов) и инструментов.

* Здесь и далее, если не оговорено особо, таблицы, схемы или графики построены автором на основе данных указанного в заголовке источника (если таковой использовался).

Рис. 1. Этапы введения государственного регулирования криптовалютного рынка на графике рыночной капитализации биткойна (логарифмическая шкала) [8]

Январь 2009 - июнь 2011 года

Первоначально рынок криптовалют развивался относительно медленно. Основными участниками рынка были криптоэнтузиасты, а инфраструктура рынка (например крипто-биржи) практически отсутствовала. Объем рынка был незначительным. Регуляторы не проявляли какой-либо интерес к этому рынку.

Июнь 2011 - март 2013 года

Впервые государственные органы обратили внимание на рынок криптовалют из-за растущего использования бикойнов в незаконной деятельности (в частности, в проекте по продаже наркотиков Silk Road). Так, Федеральное бюро расследований США одним из первых исследовало криптовалюту (см. [9]). В этот же период внимание на рынок обратили и регуляторы, в частности, Европейский центральный банк, который в своей работе «Схемы виртуальных валют» [10] рассмотрел возможные риски биткойна для центральных банков. Этот период характеризуется зарождением интереса к регулированию криптовалютного рынка, при этом практические шаги в таком регулировании не предпринимались.

Март 2013 - апрель 2017 года

В рамках этого этапа на фоне развития криптовалютного рынка, усиленного подорванным доверием к банковской системе в результате кризиса на Кипре (см. [11]), произошел переход к активному изучению этого рынка государственными органами во всем мире. Многие страны сформировали официальные позиции, которые, как правило, касались непринятия биткойна в качестве законного средства платежа, а также формулировки рисков, связанных с использованием криптовалют. Отдельные страны осуществили регулирование криптовалют.

Апрель 2017 - октябрь 2020 года

Взрывной рост ICO и сопровождающий его рост криптовалютного рынка привели к активному развитию государственного регулирования криптовалют. Помимо появления новых инструментов для регулирования (ICO), произошел заметный скачок потребления электричества майнерами, что обусловило необходимость решения вопросов, касающихся экологии и регулирования майнинга.

Октябрь 2020 года - настоящее время

Реализуемые на фоне пандемии коронавируса COVID-19 меры по стимулированию экономики сформировали ожидания инфляционного роста, подтолкнув людей к использованию криптовалют в качестве способа застраховать хотя бы часть своих активов от инфляции (см. [12]). Это вылилось в самый большой рост рынка за период его существования, а также в развитие его новых элементов, в частности DeFi, NFT. Были сформированы условия для принятия некоторыми странами криптовалюты в качестве законного платежного средства. Государственное регулирование инфраструктуры и инструментов рынка, в том числе новых, получило активное развитие.

К настоящему времени в 107 странах мира существует специализированное законодательство, касающееся криптовалют, или соответствующие разъяснения регуляторов. 39 стран публично заявляют о своих планах развития регулирования или его введения. Таким образом, несмотря на то что большинство стран мира уже занимаются регулированием криптовалютного рынка, оно находится на стадии активного развития.

Накопленный к настоящему времени мировой опыт позволяет выделить ряд ключевых направлений, в рамках которых осуществляется регулирование криптовалютного рынка:

1) регулирование непосредственно криптовалют:

• как платежного средства;

• как инвестиционного актива;

2) регулирование инфраструктуры/институтов и инструментов для создания/выпуска криптовалют и токенов:

• майнинг криптовалют;

• выпуск токенов для привлечения средств (ICO);

3) регулирование прочих институтов криптовалютного рынка (криптобиржи, обменники и т. п.);

4) регулирование прочих инструментов криптовалютного рынка:

• стейблкойны;

• NFT;

• DeFi и т. п.;

5) налогообложение в сфере криптовалют;

6) внедрение эффективных государственных механизмов регулирования рынка.

Соответствующие направления регулирования криптовалютного рынка можно объединить в три группы: криптовалютные институты, криптовалютные инструменты и прочие направления (см. рис. 2).

НАПРАВЛЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ КРИПТОВАЛЮТНОГО РЫНКА

Рис. 2. Основные направления регулирования криптовалютного рынка

В различных странах зачастую используются прямо противоположные подходы к регулированию указанных направлений.

Регулирование институтов криптовалютного рынка

Криптовалютные биржи

Первая криптовалютная биржа Bitcoinmarket.com, на которой цена определялась спросом и предложением, была запущена только спустя более чем год после запуска биткойна (подробнее см. [13]). А начиная с марта 2011 года начали активно образовываться новые биржи, осуществляющие обмен криптовалют между собой, а также на фиатные деньги. Многие из таких бирж (например Kraken, Bitstamp) существуют до сих пор, а всего сейчас насчитывается не менее 535 криптобирж (см. [14]).

Большая часть крупнейших криптобирж зарегистрирована в таких, например, офшорных юрисдикциях, как Каймановы острова, Сейшелы (см. табл. 2).

Таблица 2

Юрисдикции крупнейших по объему торгов мировых криптобирж [15, 16]

Криптобиржа Юрисдикция Объем дневных торгов, млрд долл. США

Binance Каймановы острова 25,51

Deepcoin Сейшелы 8,60

TOKENCAN Гонконг 6,71

FTX Антигуа и Барбуда 6,44

WhiteBIT Украина 5,14

P2PB2B Великобритания 4,91

BitMart Каймановы острова 4,86

XT.com Exchange Сейшелы 4,81

CITEX Южная Корея 4,67

Coinbase США 4,28

Учитывая высокую значимость криптобирж как института рынка, связывающего виртуальные валюты с традиционными фиатными деньгами, то есть с реальной экономикой, криптобиржи явились одним из основных объектов, на которые нацелено регулирование во многих странах мира. Сегодня основными целями регулирования криптобирж являются:

• обеспечение безопасности пользователей/защиты прав;

• обеспечение противодействия отмыванию денежных средств и финансированию терроризма.

В рамках первой цели существует проблема, связанная с потерями пользователей в результате мошеннических действий, хакерских атак, взломов, отсутствием защиты прав пользователей. Эта проблема проявилась практически с самого начала развития криптобирж. За всю историю криптовалюты с криптобирж были украдены активы на сумму свыше 2,5 миллиарда долларов США, как минимум 49 криптобирж были подвержены успешным атакам хакеров (см. [17]).

Вторая цель - борьба с использованием криптовалют для незаконной деятельности, включая отмывание денежных средств и финансирования терроризма. Так, в 2021 году с помощью криптовалют были отмыты 8,6 миллиарда долларов США (см. [18]), объем незаконной деятельности за год составил 14 миллиардов долларов США (см. [19]).

В мире были выработаны следующие основные подходы к регулированию криптобирж.

Регулирование в рамках текущего законодательства

Криптобиржи приравниваются, например, к финансовым институтам со всеми соответствующими требованиями. Такой подход используется, в частности, в США, где криптобиржи подпадают под регулирование Закона о банковской тайне, в рамках которого они должны внедрить программы KYC 5 и AML 6 и получить лицензию Управления Министерства финансов США по борьбе с финансовыми преступлениями. Аналогичного подхода придерживаются в Новой Зеландии, Люксембурге и ряде других стран.

Введение специального регулирования

В этом случае регулирование также направлено на формирование определенных требований к криптобиржам, например к минимальному капиталу, необходимости получения лицензии, к политикам KYC и AML, обмену информацией, хранению информации о сделках. В некоторых странах вводятся специфические требования, например возможность торговли только через неанонимные банковские счета (Южная Корея). Такой подход используется в Узбекистане, Индонезии, Бахрейне и других странах.

Деятельность криптобирж имеет международный характер, поэтому очевидно их стремление к регистрации в странах с наиболее благоприятным налогообложением и регулированием (см. табл. 2), однако это не дает возможность эффективного регулирования в других странах, в связи с чем в законодательство обычно включаются требования к локализации их бизнеса.

Запрет криптобирж

Соответствующий подход практикуется, например, в Китае, Марокко, Ливии и других странах.

Отсутствие регулирования

До сих пор существуют много стран (Гватемала, Йемен, Бруней и т. д.), в которых регулирование криптобирж еще не осуществляется. Как правило, это страны, законодательство которых совсем не затрагивает вопросы криптовалютного рынка. В странах, в которых уже планируется развитие специального регулирования криптовалют, криптобиржи являются одними из центральных объектов будущего регулирования.

Майнинговые компании

Развитие криптовалютного рынка привело к взрывному росту майнинга, особенно явно он обозначился начиная с 2017 года (см. рис. 3).

Стандартное компьютерное оборудование стало неэффективным для майнинга ряда криптовалют, появилось специальное энергоемкое оборудование - так называемые ASIC 7. Также появились крупные, в том числе публичные, компании, специализирующиеся на майнинге (Marathon Digital Holdings, Bitfarms и т. д.). В результате такого развития объем потребляемой майнингом электроэнергии стал сравнимым с потреблением сред-

5 Know your customer (знай своего клиента) - необходимость определить личность контрагента, прежде чем осуществлять операцию/сделку.

6 Anti-money laundering (противодействие отмыванию денег) - процедуры, направленные на противодействие отмыванию денежных средств.

7 Application-specific integrated circuit - интегральная схема для конкретного применения. В отношении криптовалют - специальное оборудование, оптимизированное и используемое исключительно для майнинга криптовалют.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и 1 | | | | | | | | | | 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 год

Рис. 3. Динамика потребления электричества при майнинге биткойна [20]

ней страны (уже превосходит, например, потребление Бельгии [21]) и создает энергетические кризисы в странах с развитым майнингом (в Казахстане, Кыргызстане и т. д.). По некоторым оценкам один только майнинг биткойна может поднять температуру на планете на 2 градуса (подробнее см. [22]). Это не могло остаться незамеченным государствами, которые начали задумываться над вопросами регулирования или ограничения майнинга криптовалют.

Несмотря на то, что регулирование майнинга находится на начальной стадии, можно выделить основные сложившиеся подходы к такому регулированию.

Запрет майнинга

В некоторых странах существует запрет на любую криптовалютную деятельность, который таким образом косвенно распространяется и на майнинг (например в Ираке). Также некоторые страны или отдельные регионы в них пошли по пути прямого запрета майнинга (например Китай, штат Нью-Йорк в США). Причем может использоваться временный мораторий на майнинг (в период большого энергопотребления в летний период это практиковалось в Иране, на период проведения исследований (2 года) мораторий принят в Нью-Йорке).

Регулирование через экономические стимулы (налогообложение и тарифы на электроэнергию)

Повышенные тарифы на электроэнергию или налоги для майнинговых компаний способны ограничить развитие майнинга в стране. Они могут вводиться одновременно с благоприятствующим тарифом или налогом для определенных направлений майнинга. К примеру, правительства некоторых стран считают, что электроэнергия, используемая для майнинга, должна поставляться от возобновляемых источников энергии, и имеются примеры стимулирующих условий для такого майнинга (например в Казахстане, Узбекистане).

Внедрение специального регулирования (контроль и ограничение майнинга посредством введения лицензирования или специальных требований) Регулирование может включать необходимость удовлетворять требованиям к мини-

мальным объемам потребления электроэнергии майнерами (Лаос), необходимость лицензирования (Иран), требования к работе только через национальный пул (Венесуэла) и т. д.

Необходимо отметить, что для многих стран вопросы регулирования майнинга не являются актуальными в связи с высокими тарифами на электроэнергию и неразвитостью рынка майнинга. В связи с этим во многих странах такое регулирование отсутствует, и можно ожидать, что оно не будет развиваться в этих странах и в дальнейшем.

Регулирование инструментов криптовалютного рынка

ICO

Создание блокчейна Ethereum позволило пользователям реализовывать так называемые «смарт-контракты» и выпускать собственные токены для финансирования новых криптовалютных проектов (проводить ICO).

Рост популярности ICO приходится на 2017-2018 годы, когда объем привлеченных средств достигал почти 7 миллиардов долларов США в квартал (см. рис. 4).

1 кв. 2017

2 кв. 2017

3 кв. 2017

4 кв. 2017

1 кв. 2018

2 кв. 2018

3 кв. 2018

4 кв. 2018

1 кв. 2019

2 кв. 2019

10

] 950

2 040

3 450

340

□ 120 ] 48

]1 100

4 300

]6 880

0 1 000 2 000 3 000 4 000 5 000 6 000 7 000

млн долл. США

Рис. 4. Сумма привлеченных средств в ICO в мире [23]

На рынке ICO очень часто выявлялись мошеннические действия организаторов - по некоторым оценкам 78 процентов от ICO были мошенническими (см. [24]). На фоне бума рынка это привлекло внимание регуляторов к этому инструменту. В мире сложились следующие основные подходы к регулированию рассматриваемого инструмента.

Запрет на проведение ICO

Китай, Южная Корея и ряд других стран использовали механизм запрета первичного размещения токенов.

Регулирование в рамках существующего законодательства

Это - распространенное направление регулирования ICO, которое в соответствующих странах рассматривается в качестве аналога первичных размещений акций (IPO). Размещаемые токены могут признаваться ценными бумагами, а процесс их размещения - регулироваться как размещение ценных бумаг. Тем самым обеспечивается защита инвесторов

и предотвращается возможность использования инструмента для противозаконной деятельности. США, Великобритания и ряд других стран выбрали такой путь регулирования.

Введение специального регулирования

Регулирование может быть направлено на создание специальных правил проведения ICO, включающих порядок раскрытия информации, соответствие минимальным требованиям к персоналу и организации, условия рекламирования, реализацию политик KYC/ AML, необходимость размещения токенов только через определенные площадки, различные условия в зависимости от суммы привлекаемых средств, а также от вида токена и т. д. По такому пути регулирования пошли, например, Беларусь, Сербия и ряд других стран.

NFT

Рост криптовалютного рынка в 2020-2021 годах привел к развитию еще одного инструмента - NFT (невзаимозаменяемых токенов), продажи которого достигали 10 миллиардов долларов США в месяц (см. рис. 5). NFT применяются для подтверждения владения цифровыми активами, используются в цифровом искусстве, играх и т. д.

<

В

О ц

ц

о ч

ч

а ц

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

— —

т

ППППП

2 0 2

m

ск

2 0 2

m

CD

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 СМ

2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 см

0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 о

2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 см

£± £± I ц LJ Н CK m

со 1= со Q Q m CD ^ о CD I

5 со 5 со О О CK

СМ

о

см

m

CD

2 2 2 СМ

2 2 2 см

0 0 0 о

2 2 2 см

£± £± I

со 1= со Q

5 со 5

Рис. 5. Продажи NFT в мире, помесячно [25]

В настоящее время регулирование ЫРТ находится в самом начале формирования. Некоторые страны распространяют на них уже существующее законодательство, например, в сфере ценных бумаг или виртуальных активов. Однако существующие пробелы в законодательстве в связи с особенностями инструмента заставляют многие страны рассматривать именно специальное регулирование ЫРТ. Вопросы такого регулирования возникают, в частности, в России, Израиле, ЮАР и других странах.

Ключевыми целями регулирования ЫРТ являются:

• защита пользователей - защита прав владельцев интеллектуальной собственности, лежащей в основе ЫРТ, обеспечение раскрытия информации при выпуске новых ЫРТ и т. д.;

• противодействие отмыванию денежных средств и финансированию терроризма.

Ключевыми направлениями специального регулирования ЫРТ, можно ожидать, будут:

1) законодательные требования к эмитентам ЫРТ (в части раскрытия информации и т. п.);

2) законодательные требования к площадкам по выпуску и торговле ЫРТ (в части политик ^О/АМ^ и т. п.);

3) регулирование прав и ответственности пользователей и других участников рынка ЫРТ.

DeFi

Еще одним инструментом, получившим развитие на фоне роста рынка после 2020 года, стал рынок йеР! - децентрализованных финансовых сервисов. Объем средств в проектах РеР1 достигал 100 миллиардов долларов США (см. рис. 6).

< 100

о ^

с; о ч ч

а с;

80

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

60

40

20

окт. 2017

апр. 2018

окт. 2018

апр. 2019

окт. 2019

апр. 2020

окт. 2020

апр. 2021

окт. 2021

апр. 2022

Рис. 6. Объем средств, заблокированных в проектах йеР1 [26]

В рамках этого инструмента можно выделить несколько основных проблем, которые определяют направления регулирования.

Во-первых, это проблемы защищенности пользователей. Децентрализованность инструментов создает возможности для мошенничества и отсутствия ответственности. Только в 2021 году потери пользователей в йеР1 в результате краж и мошенничества составили более 10,5 миллиарда долларов США (см. [27]).

Во-вторых, децентрализованность, отсутствие регулирования и анонимность затрудняют возможность контроля за использованием йеР1 для отмывания денежных средств и финансирования терроризма.

В целом, отсутствие централизации создает трудности для введения регулирования таких инструментов, однако некоторые эксперты считают, что существует иллюзия их децентрализации - например, в них все равно существуют центры принятия решения или поддержки протокола (см. [28]), создатели, владельцы или операторы йеР1 могут оказывать влияние и контроль, в связи с чем все равно могут быть определены лица, которые могут являться объектами регулирования и контроля.

Сегодня регулирование йеР1 находится в самом начале формирования. Однако о необходимости такого регулирования прямо заявляют многие страны в том числе исходя из понимания возможности угроз финансовой стабильности при дальнейшем развитии таких инструментов, например в странах Европейского союза (см. [29]). Соответствующие вопросы поднимаются в Объединенных Арабских Эмиратах, США и других странах.

Можно ожидать, что основными направлениями регулирования йеР1 будут следующие:

0

• законодательные требования к контролирующим лицам йеР1 и определение их ответственности;

• внедрение предварительного одобрения запуска конкретных протоколов;

• законодательные требования к деанонимизации пользователей йеР1 и проведению ОТО/АМЬ

Стейблкойны

Стейблкойны - криптовалюты, курс которых стараются сделать низковолатильным, например, за счет привязки к фиатным деньгам, золоту и т. п. В настоящее время капитализация 125 таких криптовалют превышает 150 миллиардов долларов США (рост в 7 500 раз с начала 2017 года [30]), а объем торгов с их участием составляет более 76 миллиардов долларов США в день (см. [1]) (более 93 процентов от общего объема торгов на криптова-лютном рынке).

Рис. 7. Динамика капитализации стэйблкойнов [31]

Высокий рост стейблкойнов (см. рис. 7) и их значимость на рынке обеспечили интерес регуляторов к этому инструменту. Коллапс алгоритмического стейблкойна Terra, в результате которого он лишился практически всей своей капитализации (45 миллиардов долларов США) в мае 2022 года (см. [32]) дал дополнительный толчок к их регулированию (см. [33]).

Сегодня регулирование стейблкойнов, как и других инструментов рынка, получивших ускоренное развитие после 2020 года, находится на самой ранней стадии. Тем не менее уже можно судить о его основных будущих направлениях по передовым странам в таком регулировании (США, Япония [34], Европейский союз [35] и т. д.).

Основными целями регулирования этого инструмента являются:

• обеспечение безопасности пользователей (гарантии обеспечения стейблкойнов);

• обеспечение снижения рисков финансовой стабильности.

Можно ожидать, что основными направлениями регулирования будут:

• законодательные требования к эмитентам стейблкойнов (ограничение категорий эмитентов, например только банковские структуры с соответствующими лицензиями или структуры со специальными лицензиями);

• законодательные требования к обеспечению стейблкойнов (структура активов, отчетность, порядок обмена и т. п.).

Прочие направления регулирования

Регулирование криптовалют как платежного средства

Биткойн и другие криптовалюты изначально задумывались в качестве альтернативы национальным валютам - они рассматривались не столько как актив, сколько именно как средство платежа. В настоящее время выработались несколько основных подходов к возможности использования криптовалют для совершения платежей.

Принятие криптовалют в качестве законного средства платежа

Две страны уже признали биткойн законным средством платежа, то есть национальной валютой (Сальвадор - c сентября 2021 года и Центральноафриканская Республика -с апреля 2022 года).

Запрет на использование криптовалют для платежей

Всего в рамках исследования были определены 44 страны, в которых введен такой запрет, в том числе Россия где в июле 2022 года был принят прямой закон, запрещающий использовать цифровые финансовые активы в качестве средства платежа (см. [36].

Отсутствие регулирования использования криптовалют для платежей

Пользователями отсутствие регулирования обычно воспринимается как возможность их использования для платежей. В эту группу входят большинство стран мира.

Использование криптовалют для платежей разрешено

При этом криптовалюта не признается так называемым законным средством платежа. Например, использование криптовалют для платежей возможно в Австралии, США, Японии, Новой Зеландии и других странах. В некоторых государствах предусматриваются специальные возможности для таких платежей. Так, в Швейцарском кантоне Цуг можно оплатить налоги биткойнами, а в Гондурасе оплата криптовалютой возможна в специальной экономической зоне Prospera.

Исходя из пессимистических результатов уже осуществленного внедрения криптовалюты в Сальвадоре (см. [37]) и официальных заявлений многих стран о том, что криптовалюта не является и не может быть рассмотрена как национальная валюта, можно не ожидать какого-либо массового признания криптовалют в качестве законного средства платежа в ближайшее время.

Регулирование криптовалют как инвестиционного актива

Высокий рост криптовалют и положительные эффекты диверсификации инвестиционных портфелей с включением в них криптовалют (см. [38]) создают предпосылки для их использования в качестве объекта инвестиций.

Регулирование криптовалют как инвестиционного актива направлено прежде всего на регулирование возможностей таких инвестиций со стороны частных и институциональных инвесторов.

Основными текущими направлениями регулирования являются следующие.

Предоставление возможности создавать классические инструменты

в криптовалютах

Прежде всего это простые, понятные и защищенные инструменты финансового рынка -

ЕТР 8. До недавнего времени позиция государственных институтов заключалась в запрете или отсутствии согласования криптовалютных ЕТР. Однако в настоящее время позиция некоторых регуляторов смягчается, и ожидается дальнейшее развитие таких инструментов (наиболее ожидаемые инструменты - прямые криптовалютные ЕТР в США).

Предоставление возможности инвестировать в криптовалюты или связанные с ними инструменты со стороны институциональных инвесторов

Предоставление такой возможности, например, для пенсионных фондов и страховых компаний способно значительно увеличить криптовалютный рынок. Такие инвестиции уже возможны в Германии, где фонды, в которые вкладываются институциональные инвесторы, могут держать до 20 процентов от своих активов в криптовалютах. Можно ожидать, что другие страны могут последовать примеру Германии.

Налогообложение в сфере криптовалют

С четом накопленного опыта можно выделить две основные задачи регулирования в сфере налогообложения криптовалютной деятельности:

• получение бюджетных доходов;

• стимулирование развития рынка криптовалют.

В рамках первой задачи государственные органы, как правило, выступают с разъяснениями в отношении налогообложения такой деятельности, чтобы участники рынка понимали необходимость и порядок уплаты налогов в этой сфере. Причем такие разъяснения могут быть детализированы вплоть до нюансов и инструментов рынка. Так, например, Налоговая служба США разъясняет необходимость уплаты налогов по «эйрдропам» 9, Норвежская налоговая служба разъясняет порядок оплаты налогов на доходы от продаж NFT. Обычно согласно таким разъяснениям использование криптовалюты предусматривается существующей системой налогообложения, в них детализируется порядок расчета налогов. Основными направлениями налогообложения деятельности в сфере криптовалют являются:

• налогообложение доходов;

• налог на доходы от операций с криптоактивами (майнинг, купля-продажа криптоак-тивов) физических и юридических лиц;

• налог на доход от прироста стоимости криптоактивов физических и юридических лиц;

• косвенное налогообложение (НДС, НСП и т. п.).

Что касается стимулирующей роли налогообложения, то использование благоприятствующей системы налогообложения позволяет ряду стран выделяться на международном рынке криптовалют и привлекать игроков рынка. Среди таких стран, например, Сингапур, Мальта, Малайзия.

Страны могут вводить специальные условия налогообложения, стимулирующие развитие рынка криптовалют или его определенных сегментов. Так, в Беларуси принято законодательство, согласно нормам которого резиденты страны полностью освобождаются от доходов в криптовалютной деятельности, в Грузии от НДС освобождена деятельность по продаже майнинговых мощностей за рубеж, также резиденты не платят налоги с доходов от продажи криптовалют.

Необходимо отметить, что налогообложение может использоваться и в роли запретительного или ограничивающего механизма. В качестве примера можно привести высокий

8 Exchange-traded fund (торгуемый на бирже фонд) - биржевой/публичный инвестиционный фонд.

9 Airdrop (эйрдроп) - бесплатная раздача криптовалюты в маркетинговых целях.

налог (30 процентов) на прибыль от криптовалют и NFT в Индии или повышение до 25 раз налога на майнеров в Казахстане с 1 января 2023 года.

Введение специальных государственных механизмов

Рынок криптовалют развивается настолько динамично, что регуляторная база не успевает за таким развитием. Для того чтобы можно было эффективно и своевременно вносить необходимые нормы или тестировать новые продукты и сервисы, в различных странах используются специальные государственные механизмы.

Специальные органы

Основными органами, которые вовлечены в процесс регулирования рынка криптовалют, являются локальные центральные банки. Однако ряд аспектов регулирования криптовалют, как показывает практика, могут относиться и к другим органам (например SEC, CFTC, FinCEN в США). Широкий перечень регуляторов потенциально затрудняет формирование единой государственной политики в этом направлении. В связи с этим в США, например, уже ведется работа по определению основного органа регулирования. В некоторых странах создаются специализированные подразделения (Управление криптоактивов и связанной с ними деятельности в Венесуэле, Национальное агентство перспективных проектов в Узбекистане и т. д.).

Регулятивные песочницы

Регулятивные песочницы позволяют провести тестирование услуг и продуктов в контролируемой среде без риска нарушения финансового законодательства, не дожидаясь их регулирования. Такой механизм в сфере криптовалют используется, например, в Великобритании, США, ЮАР, Бутане и других странах. Он также используется Центральным банком Российской Федерации - в 2020 году в рамках регулятивной песочницы он протестировал три сервиса в сфере цифровых валют (см. [39]).

Специальные зоны

Еще одним механизмом, использующимся на криптовалютном рынке, является создание специальных зон, в которых формируется более благоприятное регулирование криптовалют. За счет внедрения такого механизма государства могут способствовать развитию криптовалютного рынка и тестировать его на практике, при этом ограничивая возможные риски только специальной зоной. В дальнейшем лучшие практики уже могут быть распространены на всю страну.

Специальные зоны, ориентированные на криптовалютный рынок, уже существуют в Филиппинах (Freeport Area of Bataan - FAB), Гондурасе (Honduras Prospéra), Беларуси (Парк высоких технологий) и других странах.

Выводы

Развитие информационных технологий в сфере блокчейнов послужило технологической основой для появления нового класса рынков. Сложившиеся направления его регулирования явились откликом на особенности криптовалют и происходящие события на этом новом рынке.

В настоящее время регулирование криптовалютного рынка находится еще в стадии развития, тем не менее уже сформировались основные подходы к его регулированию, а ключевыми направлениями такого регулирования являются криптовалютные институты,

криптовалютные инструменты и налогообложение.

Несмотря на широкий спектр подходов (от запрета криптовалют до отсутствия ограничений), преобладающим направлением регулирования криптовалютных институтов и криптовалютных инструментов представляется именно введение специального регулирования, направленного на обеспечение защиты пользователей, противодействие отмыванию денежных средств и финансированию терроризма, а также контроля за рисками для экономики (рисков финансовой стабильности). При формировании инструментов регулирования странами используется опыт регулирования финансовых рынков.

Можно ожидать усиления регулирования инструментов и институтов рынка, которые еще не успели получить достаточное регулирование (например стейблкойны, DeFi, май-нинг) или которые могут появиться и развиться в дальнейшем.

В отношении непосредственно регулирования можно сделать вывод о его централизации на базе мегарегуляторов или специализированных органов.

Также важным направлением регулирования является налогообложение. Можно ожидать усиления роли налоговых органов на рынке криптовалют и использования налоговых инструментов для стимулирования или, наоборот, дестимулирования развития отдельных инструментов и институтов рынка.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Today's Cryptocurrency Prices by Market Cap. URL: http://www.coinmarketcap.com (дата обращения: 11.08.2022).

2. Денежная масса (национальное определение). URL: https://www.cbr.ru/statistics/ms/ (дата обращения: 01.06.2022).

3. Riley J. The Current Status of Cryptocurrency Regulation in China and Its Effect around the World // China and WTO Review. 2021. № 7 (1). P. 135-152. DOI: 10.14330/cwr.2021.7.1.06.

4. Nawang N., Azmi I. Cryptocurrency: An insight into the Malaysian regulatory approach // Hamdard Islamicus. 2020. № 43 (2). P. 262-271.

5. Кочергин Д. А., Покровская Н. В. Международный опыт налогообложения криптоак-тивов // Экономический журнал ВШЭ. 2020. № 24 (1). С. 53-84. DOI: 10.17323/1813-86912020-24-1-53-84.

6. Lai J., Whitlow L. (2020). The Spaghetti Effect of ICO Regulations: An Introduction to the Developing Regulatory Frameworks of Initial Coin Offerings Around the World. CLCT. 2020. URL: https://papers.ssrn.com/sol3/Delivery.cfm/SSRN_ID3702522_code3704989.pdf?abstrac tid=3702522&mirid=1 (дата обращения: 14.06.2022).

7. Taghdiri A. The Cost of Innovation: Why Bitcoin Mining Requires International Regulation // Texas Environmental Law Journal. 2020. № 50 (1). P. 181-197.

8. Blockchain.com. URL: https://www.blockchain.com/charts/market-cap (дата обращения: 20.07.2022).

9. Bitcoin Virtual Currency: Intelligence Unique Features Present Distinct Challenges for Deterring Illicit Activity. FBI. 2012. URL: https://www.wired.com/images_blogs/threatlevel/2012/05/ Bitcoin-FBI.pdf (дата обращения: 14.06.2022).

10. Virtual Currency Schemes. European Central Bank. 2012. URL: https://www.ecb.europa. eu/pub/pdf/other/virtualcurrencyschemes201210en.pdf (дата обращения: 14.06.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Durgun O, Timur M. The Effects of Electronic Payments on Monetary Policies and Central Banks // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. № 195. P. 680-685.

12. Sarkodie S., Ahmed M., Owusu P. COVID-19 pandemic improves market signals of cryp-tocurrencies - evidence from Bitcoin, Bitcoin Cash, Ethereum, and Litecoin // Finance Research Letters. 2022. № 44 (102049). P. 1-10.

13. Tskhadadze K. Cryptocurrencies Perspectives And Challenges In The Global Market // Ecoforum Journal. 2022. № 11 (2). P. 1-12.

14. Goforth C. Critiquing the SEC's On-Going Efforts to Regulate Crypto Exchanges // 14 William & Mary Business Law Review. 2022. URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers. cfm?abstract_id=4194986 (дата обращения: 14.06.2022)

15. Statista. URL: https://www.statista.com/statistics/864738/leading-cryptocurrency-exchan ges-traders/ (дата обращения: 14.06.2022).

16. Wikipedia. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_largest_cryptocurrency_exchanges (дата обращения: 14.06.2022).

17. Lee A, Hon H. Safeguarding Your Crypto Assets. Crypto.com. 2022. URL: https://content-hub-static.crypto.com/wp-content/uploads/2022/05/20220506_cryptodotcom_1_Public_Safe guarding-Your-Crypto-Assets.pdf (дата обращения: 14.06.2022)

18. Sun N., Zhang Y., Liu Y. A Privacy-Preserving KYC-Compliant Identity Scheme for Accounts on All Public Blockchains // Sustainability. 2022. № 14 (21). P. 1-18.

19. Rotundu V. Impact of Blockchain Technology: Benefits and Security Risk and Threats // Informatica Economica. 2022. № 26 (2). P. 37-45.

20. Roland Berger. URL: https://www.rolandberger.com/en/Insights/Publications/How-crypto-mining-will-transform-the-energy-industry.html (дата обращения: 01.06.2022).

21. Hajipour E., Khavari F., Hajiaghapour-Moghimi M., Hosseini K., Vakilian M. An economic evaluation framework for cryptocurrency mining operation in microgrids // International Journal of Electrical Power & Energy Systems. 2022. № 142 (B). P. 1-10.

22. Mora C, Rollins R., Taladay K. et al. Bitcoin emissions alone could push global warming above 2°C // Nature Climate Change. 2018. № 8. P. 931-933.

23. Statista. URL: https://www.statista.com/statistics/804748/worldwide-amount-crytocurren cy-ico-projects/ (дата обращения: 01.06.2022).

24. Richard R., Prabowo H., Trisetyarso A., Soewito B. How Blockchain Will Change Leadership Strategies for Effectively Managing Organizational Change // Frontiers in Psychology. 2022. № 13. P. 1-5. DOI: 10.3389/fpsyg.2022.907586.

25. The Guardian. URL: https://www.theguardian.com/technology/2022/jul/02/nft-sales-hit-12-month-low-after-cryptocurrency-crash (дата обращения: 03.07.2022).

26. DeFi Pulse. URL: https://www.defipulse.com/ (дата обращения: 20.07.2022).

27. Kshetri N. The Rise of Blockchains: Disrupting Economies and Transforming Societies. Cheltenham : Edward Elgar Publishing. 2022. P. 1-216.

28. Aramonte S., Huang W., Schrimpf A. DeFi risks and the decentralisation illusion // BIS Quarterly Review. 2021. URL: https://www.bis.org/publ/qtrpdf/r_qt2112b.pdf (дата обращения: 14.06.2022)

29. Born A., Simon J. A deep dive into crypto financial risks: stablecoins, DeFi and climate transition risk. ECB. 2022. URL: https://www.ecb.europa.eu/pub/financial-stability/macropruden tial-bulletin/html/ecb.mpbu202207_1~750842714e.en.html (дата обращения: 14.06.2022)

30. Forehand A. Coin Rush in the Virtual Wild West: The SEC as the New Sheriff in Town // Seton Hall Law Review. 2022. № 53 (1). P. 387-411.

31. The Block. URL: https://www.theblock.co/data/decentralized-finance/stablecoins/total-stablecoin-supply-daily (дата обращения: 01.08.2022).

32. Bloomberg. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2022-05-14/terra-s-45-billion-face-plant-creates-a-crowd-of-crypto-losers (дата обращения: 05.08.2022).

33. Benedetti H., Smith S. An Examination of Stablecoin Reporting, Economic Impact & Policy Forecasts. SSRN. 2022. URL: https://ssrn.com/abstract=4142625 (дата обращения: 14.06.2022)

34. Japan passes stablecoin law giving protection to crypto investors. URL: https://www.ft.com/

content/7f8130e9-abfa-407b-b04f-2f9f5e47d0df (дата обращения: 05.08.2022).

35. Proposal for a Regulation of the European Parliament and of the Council on Markets in Crypto-assets, and amending Directive (EU) 2019/1937. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A52020PC0593 (дата обращения: 05.08.2022).

36. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений статьи 5-1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» : Федеральный закон от 14 июля 2022 года № 331-ФЗ. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207140083?index=14 (дата обращения: 07.08.2022).

37. Alvarez F., Argente D., Patten D. Are Cryptocurrencies Currencies? Bitcoin as Legal Tender in El Salvador // National Bureau of Economic Research. 2022. № w29968. P. 1-30.

38. Kumaran S. Portfolio diversification with cryptocurrencies - Evidence from Middle Eastern stock markets // Investment Analysts Journal. 2022. № 51 (1). P. 14-34.

39. Годовой отчет Банка России за 2020 год. URL: https://www.cbr.ru/Collection/Collection/ File/32268/ar_2020.pdf (дата обращения: 12.08.2022).

С 1 января 2024 года регистрационное ведомство полностью перейдет на электронное взаимодействие с юридическими лицами, заявил руководитель Росреестра Олег Скуфин-ский. Как переход на электронную регистрацию сделок с недвижимостью отразится на физлицах и насколько это выгодно застройщикам и банкам, выяснили специалисты федерального портала МИР К6ВАРТИР.

По словам Олега Скуфинского, абсолютный приоритет в этой работе - жилищное строительство. Для этого Росреестр запустил 20 новых сервисов, в том числе «ИЖС», «Градостроительная проработка», «Земля для стройки» и другие. С юридическими лицами все более или менее понятно. А как переход на электронную регистрацию сделок с недвижимостью отразится на физлицах, застройщиках и банках? Этим вопросом задались специалисты федерального портала МИР КВАРТИР. Эксперты заверили, что если вы планируете продать свою квартиру, которой владеете как физическое лицо, то для вас в регистрации недвижимости ничего принципиально не изменится. Останутся в обороте и бумажные договоры, которые, впрочем, уже сейчас нужны лишь сторонам сделки. В Росреестр отправляются только их сканы. Документы по объекту недвижимости тоже больше не требуются.

Как объяснил исполнительный директор Клуба инвесторов Москвы (КИМ) Владислав Преображенский, «заявление и необходимые документы на регистрацию сделки, как и прежде, могут быть поданы в Росреестр одним из следующих способов»:

• лично в орган регистрации прав или МФЦ, в том числе при выездном приеме;

• через нотариуса, засвидетельствовавшего подлинность подписи на заявлении о государственной регистрации прав;

• в форме электронных документов через интернет, например, официальный сайт Росреестра или личный кабинет Госуслуг с использованием ЕСИА.

Бояться потери записи о вашем объекте недвижимости в электронных базах теперь точно не стоит. Потому что они многократно дублируются на различных автономных серверах. Процедура электронной регистрации сделок с недвижимостью уже многократно отработана Сбером и рядом других банков, причем как с физлицами, так и с застройщиками. Удобство работы электронной системы ощутили все участники процесса. Снижение затрат на этапе регистрации сделки позволило банкам предоставлять для заемщиков

* * *

QEP3

Единый С НОВОГО ГОДА РОСРЕЕСТР ПОЛНОСТЬЮ

ресурс ПЕРЕЙДЕТ НА ЭЛЕКТРОННУЮ РЕГИСТРАЦИЮ

застройщиков СДЕЛОК С НЕДВИЖИМОСТЬЮ: ЧТО ЭТО ДАСТ ФИЗЛИЦАМ, ЗАСТРОЙЩИКАМ И БАНКАМ

Окончание на с. 98

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.