Научная статья на тему 'АНАЛИЗ KYT-СИСТЕМ КАК ИНСТРУМЕНТА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КРИПТОВАЛЮТ В РОССИИ'

АНАЛИЗ KYT-СИСТЕМ КАК ИНСТРУМЕНТА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КРИПТОВАЛЮТ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
79
19
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИПТОВАЛЮТА / БЛОКЧЕЙН / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ОТМЫВАНИЮ ДЕНЕГ И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА / ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ФИНАНСОВЫЕ СЕРВИСЫ / CRYPTOCURRENCY / DIGITAL FINANCIAL ASSETS / BLOCKCHAIN / LAW RELATION / ANTI MONEY LAUNDERING / KYC / DECENTRALIZED FINANCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Горбенко В. С., Рождественский С. И.

Криптовалюта-современный и технологичный финансовый актив, правовое регулирование которого находится в процессе становления в России и в мире. Ключевое требование к регулированию рынка криптовалюты состоит в противодействии отмыванию денег и финансированию противоправной деятельности. Реализация этой задачи использует автоматизированные системы проверки контрагента (KYC) и транзакций (KYT). В связи с текущей политикой стран Запада зарубежные решения в России либо недоступны, либо используются как инструмент политических санкций по отношению к легальным участникам рынка. В статье рассматриваются принципы работы существующих KYT-сервисов для криптовалютного рынка, перспективы развития, нормативного регулирования и использования надзорными и правоохранительными органами отечественных решений в этой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF KYT-SYSTEMS AS A LEGAL REGULATION TOOL FOR CRYPTOCURRENCIES IN RUSSIA

Ryptocurrency is a contemporary hi-tech nancial asset. Its regulations setup is still in progress in Russia and through the world. Key cryptocurrency regulations requirement is anti-money laundering and combating terrorism nancing. Market participants address these goals through technological solutions in the areas of Know Your Customer (KYC) and Know Your Transaction (KYT). Due to the sanctions from the West, foreign solutions in Russia are either unavailable or become sanctions weapon against the legal market players. The article discusses key features of modern cryptocurrency KYT solutions, perspectives of development, legislative regulation, usage by the law enforcement and supervising institutions of domestic solutions in this area.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ KYT-СИСТЕМ КАК ИНСТРУМЕНТА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КРИПТОВАЛЮТ В РОССИИ»

УДК 347.73

Анализ KYT-систем как инструмента правового регулирования криптовалют в России

ГОРБЕНКО ВИТАЛИЙ СЕРГЕЕВИЧ,

генеральный директор ООО «КоинКит» (e-mail: v.gorbenko@okft.ru); РОЖДЕСТВЕНСКИЙ СТАНИСЛАВ ИГОРЕВИЧ,

директор по аналитике ООО «КоинКит» (e-mail: s.rozhdestvenskiy@okft.ru)

АННОТАЦИЯ

Криптовалюта - современный и технологичный финансовый актив, правовое регулирование которого находится в процессе становления в России и в мире. Ключевое требование к регулированию рынка криптовалюты состоит в противодействии отмыванию денег и финансированию противоправной деятельности. Реализация этой задачи использует автоматизированные системы проверки контрагента (КУС) и транзакций (КУТ). В связи с текущей политикой стран Запада зарубежные решения в России либо недоступны, либо используются как инструмент политических санкций по отношению к легальным участникам рынка. В статье рассматриваются принципы работы существующих КУТ-сервисов для криптовалютного рынка, перспективы развития, нормативного регулирования и использования надзорными и правоохранительными органами отечественных решений в этой области. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: криптовалюта, блокчейн, правовое регулирование, противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма, КУС, КУТ, децентрализованные финансовые сервисы.

ANALYSIS OF KYT-SYSTEMS AS A LEGAL REGULATION TOOL FOR CRYPTOCURRENCIES IN RUSSIA

GORBENKO VITALIY SERGEEVICH,

Director-General CoinKyt (v.gorbenko@okft.ru) ROZHDESTVENSKIISTANISLAV IGOREVICH,

Director of Analytics CoinKyt (e-mail: s.rozhdestvenskiy@okft.ru);

ANNOTATION

Cryptocurrency is a contemporary hi-tech financial asset. Its regulations setup is still in progress in Russia and through the world. Key cryptocurrency regulations requirement is anti-money laundering and combating terrorism financing. Market participants address these goals through technological solutions in the areas of Know Your Customer (KYC) and Know Your Transaction (KYT). Due to the sanctions from the West, foreign solutions in Russia are either unavailable or become sanctions weapon against the legal market players. The article discusses key features of modern cryptocurrency KYT solutions, perspectives of development, legislative regulation, usage by the law enforcement and supervising institutions of domestic solutions in this area.

KEYWORDS: cryptocurrency, digital financial assets, blockchain, law relation, anti-money laundering, KYC, KYT, decentralized finance.

В фокусе настоящей статьи находится ана- know your transaction, KYT). Эти системы яв-лиз систем «знай свою транзакцию» (от англ. ляются признанным в мире инструментом

регулирования криптовалют: позволяют отслеживать историю транзакций, классифицировать транзакции по степени их рискованности для легальных игроков рынка и в конечном счете выступают одним из инструментов в правовом регулировании криптовалют.

В статье дан обзор актуального законодательства РФ, регламентирующего оборот цифровых валют, к которым относятся крипто-валюты. Последовательно рассмотрены ключевые термины, необходимые для понимания рынка криптовалют и возможностей для его регулирования государственными агентами (банковские институты, финансовые институты, правоприменительные институты): криптовалюта, блокчейн, меры противодействия отмыванию денег и финансирования терроризма (ПОД/ФТ), системы «знай своего клиента» (от англ. know your customer, KYC) и «знай свою транзакцию».

Также в статье рассмотрены принципы работы современных KYT-сервисов для криптовалютного рынка, приведены перспективы развития и нормативного регулирования, использования надзорными и правоохранительными органами отечественных решений в этой области и представлены практические рекомендации для государства и бизнеса предпосылок и механизмов внедрения KYT-систем.

Тенденции правового регулирования криптовалют в России

Криптовалюты - один из современных и высокотехнологичных видов финансовых активов. Согласно данным Центрального банка [1; с. 9] на конец 2021 года объем рыночной капитализации криптовалют составил 2,3 трлн долларов США, это 1% от объема мировых финансовых активов. В 2020 году российский крипторынок был на 1-м месте из 154 по индексу глобального принятия криптовалют, к 2021-му он опустился на 18-е место по тому же индексу. На 2021 год до 14,5% посетителей сайтов криптобирж в мире были с территории Российской Федерации. В связи с активным использованием россиянами криптообменников и криптоинвестиций с конвертацией фиатных денег в криптовалюты ЦБ РФ в 2020 году выпустил рекомендации для

кредитных организаций по выявлению подозрительных карт и кошельков и применяемым к ним мерам [1, с. 19].

ЦБ РФ [1, с. 23-27] выделяет три группы рисков, связанных с криптовалютами: благосостояние граждан (в первую очередь утрата вложений), финансовая стабильность (сокращение фиатного сектора экономики, угроза суверенитету национальной валюты) и нелегальная деятельность (отмывание доходов, наркоторговля, финансирование терроризма, незаконная продажа оружия, нелегальный вывод средств за рубеж, вымогательство, коррупция).

Как отмечает правовед Р. М. Янковский [2, с. 43], дискуссия о криптовалютах в России проходит по трем направлениям: гражданско-правовому, финансово-правовому и уголовно-правовому. Это полностью пересекается с группами риска, выделенными ЦБ РФ. Результатом этих дискуссий по соответствующим направлениям можно считать следующее:

1. В 2019 году внесены изменения в Гражданский кодекс РФ [3], где должны были разъяснить «цифровые деньги» как криптовалюты (не вошло в итоговую редакцию) и «цифровые права» как блокчейн-токены (связь между понятиями в итоговой редакции утрачена; согласно изменениям в ст. 141.1 ГК РФ уравнено цифровое право и доступ к информационной системе и исключено состояние «доступ есть, а права нет», а также, согласно изменениям в ст. 128 ГК РФ, цифровые права отнесены в раздел имущественных) [2, с. 64-67].

2. В 2020 году вышел закон «О цифровых финансовых активах» [4], под цифровой валютой понимается «совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей Российской Федерации, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей, и (или) в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует

лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных <...>» [4, ч. 3 ст. 1].

Данное определение оставляет место для неопределенности. Во-первых, никак не упоминается технология децентрализованного распределенного реестра, например «централизованные» электронные деньги (eMoney, Yandex. Money) тоже формально подпадают под него. Во-вторых, указывается, что цифровая валюта не является «денежной единицей иностранного государства». Однако есть прецедент: государство Сальвадор в июне 2021 года признало биткоин в качестве средства платежа [5]. В текущей правовой практике не ясно, перестает ли биткоин считаться цифровой валютой и становится ли валютой иностранного государства с точки зрения российского правоприменения.

Основная часть Закона посвящена регулированию цифровых финансовых активов, рассмотрение которых выходит за рамки нашей статьи. Регулированию цифровых валют в Законе посвящена одна из самых кратких статей [4, ст. 14], в которой:

- вводится определение выпуска и организации обращения цифровой валюты. Но требований к их регулированию нет, есть отсылка к федеральным законам, которые еще предстоит принять;

- запрещено использование цифровой валюты как средства платежа в России [4, ч. 5, ч. 7 ст. 14];

- требования, связанные с владением цифровой валютой, подлежат защите только при условии информирования налоговых органов [4, п. 6 ст. 14]. Также для целей ПОД/ФТ цифровые валюты признаются имуществом [4, п. 1 ст. 17].

3. С 2001 года действует закон, связанный с противодействием отмыванию денег и финансированию терроризма [6]. Согласно этому закону операторы денежных средств и иного имущества обязаны: идентифицировать клиента [6, п. 1 ст. 7], сообщать «в уполномоченный орган сведения о любых подозрительных операциях клиента, с указанием бенефициаров» [6, п. 3 ст. 7], замораживать имущество лиц, подпавших под санкции [6, п. 6 ст. 7].

Правовед Р. М. Янковский оценивает этот комплекс мер как «паллиативный» и отмечает его общий запретительный характер [2, с. 72]. Исследователь Б. А. Шахназаров говорит об отсутствии «в нашей стране специального регулирования блокчейн-технологий как таковых» [7, с. 84].

На недостаточную правовую базу указывает и Концепция законодательного регламентирования механизмов организации оборота цифровых валют, утвержденная Правительством России в феврале 2022 года. Она задает полемику с отчетом ЦБ того же года, отмечая, что игнорирование рынка криптовалют (отсутствие регулирования или установление запретов) «приведет к увеличению доли теневой экономики, росту случаев мошенничества и дестабилизации отрасли в целом» [8, с. 1]. Последнее говорит о том, что ранее запретительная риторика российских регуляторов и ведомств может изменить свой курс.

Если обратиться к прессе, с начала февраля по июнь 2022 года Минфин, ФНС, Центробанк публично высказываются по поводу криптовалют. Минфин и ФНС выступают с законотворческими инициативами [9-11], а Центробанк проявляет осторожность и концентрирует внимание на рисках [12].

По нашей оценке, ключевую сложность для внедрения криптовалют в реальный экономический оборот представляет их анонимный и децентрализованный характер, то есть невозможность напрямую определить юридического субъекта, владеющего крипто-валютой. Как следствие, криптовалюты могут быть использованы как для легальной экономической деятельности, так и для отмывания доходов, полученных преступным путем (наркоторговля, вымогательство и т. п.), или для финансирования терроризма и иной противоправной деятельности. Однако это не является неразрешимой проблемой. В мире существуют технологии, которые помогают определить не только принадлежность, но и источник криптовалютных активов. Взаимодействие с ними пока что не нашло своего отражения в законах. И именно на инструментах

регулирования этой сферы будет сосредоточена далее наша статья.

Практики функционирования рынка крипто-валют в России и мире

Чтобы лучше понять, как можно было бы решить обозначенные в предыдущем разделе проблемы правового регулирования,рассмотрим подробнее, как устроены криптовалю-ты. Криптовалюты реализованы с помощью блокчейн-технологии (буквально «цепочка блоков», от англ. ЫоекеЬат). Блокчейн - технология хранения данных (или реестр), в которой все записи-блоки объединены в последовательность таким образом, что ни одну запись нельзя изменить без нарушения целостности всей базы данных. Это обеспечивается сложными алгоритмами шифрования, требующими значительных вычислительных мощностей («майнинга») [13, с. 9-13]. Наиболее популярны решения на распределенном блокчейне: в этом случае целостность системы поддерживается всеми участниками, а не кем-то одним.

Блокчейны крупнейших криптовалют, таких как ВТС (биткоин) и ЕТН (эфириум или эфир), также являются публичными (любой пользователь может просматривать любые транзакции) и псевдоанонимными (не содержат личных данных пользователей, только обезличенные идентификаторы кошельков) [14; 15, с. 7-27].

Единого оператора блокчейна не существует. Корректное состояние базы транзакций достигается за счет консенсуса тысяч участников, у которых хранится эта база. Ни один из них технически не может заблокировать транзакцию, в том числе нарушающую закон. Тем не менее ввиду публичности блокчейна любую транзакцию можно найти, узнать ее сумму, адрес (или публичный ключ) исходного и целевого кошелька. Приватный ключ известен только владельцу. Владельцем кошелька можно считать того, кто знает приватный ключ и может инициировать операции списания средств.

Все современные криптовалюты основаны на технологии блокчейна. Дискуссии об определении и сущности криптовалюты ведутся как среди экономистов [16], так

и в юридической среде [2, 15]. Поскольку детальное изучение тонкостей и спорных моментов понятия «криптовалюта» выходит за рамки данной статьи, для ее целей введем следующее описательное определение: криптовалюта - это вид электронных денег, все транзакции которых хранятся в блокчейне.

Обозначим также другие виды платежных средств (валют), которые используются в современном мире. Фиатные деньги - платежные средства, выпускаемые и обеспеченные центральными банками государств (российский рубль, доллар США и прочие). Могут иметь как бумажную, так и электронную форму. Электронные (цифровые) валюты выпускаются только в электронной форме. К электронным валютам можно отнести:

- виртуальные валюты - предназначены для использования в качестве средства платежа в виртуальной среде (например, в компьютерных играх);

- электронные деньги - используются как средства платежа в реальном мире, выпускаются централизованным, обычно частным оператором, их курс зафиксирован к фиатной валюте (яндекс-деньги, ОМ! и т. п.);

- и, собственно, криптовалюты. В отличие от других электронных валют они хранятся в децентрализованном реестре(блокчейне) и не имеют единого оператора. Криптовалюты традиционно разделяют на биткоины (ВТС) и альткоины (прочие криптовалюты, запущенные после появления биткоина).

С точки зрения экономических агентов криптовалюты имеют ряд преимуществ [14]. Во-первых, криптовалюты не требуют дорогостоящей рыночной инфраструктуры (банки, платежные системы). Во-вторых, их практически невозможно украсть без содействия владельца (как, например, можно взломать сейф в отсутствие владельца). И, в-третьих, эмиссия криптовалюты строго ограничена алгоритмом, который заложил автор. Это уменьшает инфляционные ожидания и делает криптовалюту ограниченным ресурсом с гарантированным потенциалом роста цены (при условии увеличения спроса) [17].

К основным участникам рынка криптова-лют относятся [14]: криптобиржи, обменники, кошельки, майнеры, децентрализованные финансовые площадки, цифровое искусство (NFT), игровые или социальные метавселен-ные с расчетами в криптовалютах.

По сведениям, приводимым Bloomberg [18], россияне владеют около 12% всей мировой криптовалюты. Доля майнинговых мощностей, приходившихся на Россию, в середине 2021 года превышала 11% общемировых [19]. По данным крупной международной KYT-ком-пании Chainalysis [20, с. 3-4], криптовалютные транзакции, связанные с криминальной деятельностью, в 2021 году составили 14 млрд долларов. Это менее 1% от всего оборота криптовалюты, что соответствует доле незаконных транзакций в фиатных деньгах.

Нелегальные участники рынка криптова-лют схожи с таковыми для фиатных денег [21, с. 22]: вымогатели, мошенники, финансирование преступной и/или террористической деятельности и миксеры (специфические для отрасли участники, которые помогают бороться с публичностью блокчейна,перемешивая средства с разных кошельков и усложняя отслеживание от отправителя до бенефициара).

Инструменты и политики, регулирующие криптовалюты: AML, KYC и KYT

Термин AML (anti-money laundering) обозначает принципы противодействия отмыванию денежных средств, полученных или используемых в преступной деятельности. Официально термин закрепился в 1989 году после создания Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (англ. Financial Action Task Force, FATF) и публикации ее политики [22].

Одним из основных инструментов AML-политики в финансовой сфере является KYC-система (know your customer, или «знай своего клиента»). Суть KYC как инструмента заключается в идентификации клиента непосредственно перед совершением финансовой операции: проверка личности по всем базам административных органов, через Бюро кредитных историй и налоговые органы. Что

соответствует Закону о ПОД/ФТ [6], разделу про обязательства кредитных организаций идентифицировать бенефициаров транзакций.

KYC является неотъемлемой частью AML-политики, однако с популяризацией и активным развитием блокчейн-технологий одной KYC стало недостаточно. Стало необходимо не только идентифицировать самого клиента, но и обезопасить себя от опасных транзакций.

Для идентификации конкретно транзакций были разработаны новые аналитические инструменты, такие как KYT (know your transaction, или «знай свою транзакцию»). Это сервисы, позволяющие осуществлять мониторинг криптотранзакций в реальном времени.

В научной литературе можно встретить такую классификацию криптотранзакций [23, с. 35-36]: опасные (относящиеся к любого вида противоправной деятельности - финансирование терроризма,наркоторговля, мошенничество, теневой интернет, санкции и другая противоправная деятельность), подозрительные (их проводят участники рынка, не следующие или не поддерживающие AML, KYC и KYT), надежные (их реализуют участники рынка, поддерживающие AML, KYC и KYT).

В блокчейне KYT-сервис работает по принципу разметки криптовалютных кошельков и транзакций, объединении обезличенных кошельков в кластеры. В подобных системах эти кластеры адресов называют внутренним термином «сущность» (англ. entity). Каждый из них оценивается системой в соответствии с их возможной причастностью к преступной деятельности в процентном выражении. Этот показатель чаще всего называют уровнем risk score (RS, от англ. «оценка риска»).

В силу огромного количества криптовалютных адресов сложно отнести тот или иной адрес к определенной сущности. Для этого существуют сложные эвристические алгоритмы, которые в автоматическом режиме исследуют блокчейн и позволяют выявить кластеры (множества) связанных между собой адресов, объединяя их в сущность.

Также сложные инциденты, связанные с криптовалютой, могут анализироваться

экспертами вручную с помощью специальных инструментов визуализации транзакций.

Высокорисковые сущности получают показатель RS, равный 100%, и далее все входящие и исходящие из этих сущностей транзакции будут также помечены высоким показателем риска. Это помогает участникам рынка, которые используют KYT-сервисы, обезопасить себя от получения на свою платформу высокорискованных активов, а благодаря KYC-серви-сам можно также определить и личность клиента, который получает подобные транзакции.

Одной из самых сложных задач KYT-серви-сов является выявление миксеров [21, с. 20]. Этот сервис помогает мошенникам занижать реальный risk score транзакции путем массовой автоматической рассылки «грязных» (полученных нелегальным путем) активов по сотням адресов с «чистыми» (не нарушающими закон) кошельками. Если KYT-сервис не выявил миксер, то на выходе получается относительно «чистая» транзакция,которую далее можно обменять на фиатные денежные средства на биржах или в обменниках.

Алгоритм и успешные кейсы применения KYT-систем

Рассмотрим подробно высокоуровневый алгоритм работы современного KYT-сервиса для криптовалют. Все начинается со сбора первичной информации, который реализуется по двум направлениям:

1. Кластеризация кошельков. Специальные алгоритмы эвристического анализа проверяют все транзакции в блокчейне, выявляя группы кошельков, которые, вероятно, принадлежат одному физическому или юридическому лицу. Например, если несколько кошельков используются в одной транзакции, то с высокой вероятностью они принадлежат одной сущности. В результате этого шага получаем группы кошельков (кластеры), принадлежащие одному владельцу, однако владельца еще предстоит установить.

2. Сбор данных о принадлежности кошельков и связанных с ними правонарушениях. Используются данные правоохранительных органов, списки лиц, находящихся под

санкциями [24], открытые платформы для сбора жалоб пострадавших (от англ. victim reports), профильные форумы, чаты и т. п. На этом же этапе выявляются и легитимные владельцы кошельков (биржи, обменники и прочие). На выходе этого шага имеем кошельки каждого кластера, привязанные к определенным сущностям (физическим или юридическим лицам).

Разметка кошельков. Данные о крипто-валютных кошельках, собранные на первом этапе, группируются и сохраняются в единой базе данных:

- кошелек (если его принадлежность установлена) привязан к определенной сущности (юридическому или физическому лицу) - владельцу;

- сущность привязана к определенной группе участников рынка: биржа, обменник, казино, миксер, мошенник и т. п. Даже если личность владельца не установлена, на основании данных о правонарушениях или эвристического анализа можно определить род его деятельности;

- для каждой группы участников установлен уровень риска. Уровень риска может корректироваться в соответствии с нормами локального законодательства либо потребностями конкретных участников (частные компании, правоохранительные органы и т. п.).

Проверка транзакций, осуществляемая в двух режимах:

- автоматическая проверка через программный интерфейс (API). Например, каждой поступающей на биржу транзакции от клиента в режиме реального времени присваивается определенный уровень риска, в соответствии с которым она может быть обработана либо заблокирована и передана надзорным органам;

- ручная проверка с помощью инструмента визуализации. Сотрудник правоохранительных органов либо службы безопасности коммерческой организации могут просмотреть всю последовательность движения средств и выяснить их источник. Результаты такого анализа могут в том числе использоваться и как доказательство в суде.

За рубежом результаты работы подобных аналитических сервисов успешно применяются для борьбы с экономическими преступлениями. Для примера рассмотрим два случая.

7 мая 2021 года хакеры DarkSide зашифровали данные американского оператора трубопроводов Colonial Pipeline и потребовали выкуп 75 биткоинов (на тот момент эквивалентно 3,2 млн долларов США) [25]. Выкуп был выплачен. KYT-сервисы проследили движение средств и нашли кошелек, где находилась большая часть. 7 июня 2021 года было заявлено, что сотрудники ФБР физически захватили серверы хакеров, получили доступ к кошельку и вернули 63,69 биткоина (эквивалентно 2,3 млн долларов США).

Также KYT-технологии применяются и для противодействия терроризму на государственном уровне. В начале 2021 года зафиксирован рост пожертвований криптовалют на деятельность ХАМАС [26] в связи с новым витком конфликта с Израилем. Часть средств выводилась через биржи, что привлекло внимание KYT-сер-висов. В июле 2021 года Израиль объявил о конфискации средств ХАМАС с криптовалютных кошельков.

Для успешного массового применения KYT-технологий для криптовалют в России можно выделить две основные сложности. Во-первых, нет надежного механизма установления личности владельца (KYC), даже если определены его кошельки и род деятельности. И, во-вторых, западные KYT-сервисы на основании санкционных списков размечают легальных участников рынка как высокорисковых. С учетом санкционного давления на Россию применять их сейчас затруднительно. Выводы и рекомендации Чтобы эффективно регулировать крипто-валюту, необходимо гармонизировать нормативную базу и существующие технологические решения по противодействию противоправной деятельности. На основании рассмотренных норм законодательства и функций KYT-систем предлагаются следующие подходы к эффективному регулированию криптовалют:

1. Закрепить обязанности по противодействию отмыванию доходов и финансированию

противоправной деятельности за организованными участниками рынка, которые непосредственно привлекают клиентов (биржами, банками и т. п.).

2. Закрепить требования к проверке личности (KYC) за организованными участниками криптовалютного рынка и распространять их информацию для нужд KYT-сервисов.

3. Ввести понятие, требования и процедуру лицензирования для отечественных KYT-сервисов.

4. Ввести требование к участникам рынка по обязательной проверке транзакций и установить единый стандарт оценки рисков (risk score).

5. Наладить двустороннее взаимодействие между поставщиками KYT-услуг и правоохранительными органами:

- единая база и интерфейс от правоохранительных органов для загрузки данных о неблагонадежных участниках рынка в KYT-системы;

- унифицированный программный и визуальный интерфейс от лицензированных KYT-систем для использования правоохранительными органами.

Для правового регулирования KYT-си-стемы можно использовать по нескольким направлениям:

1. Выявление уголовных и административных правонарушений, пресечение финансирования противоправной и антигосударственной деятельности. Кошельки нелегальных участников отмечаются как высокорисковые, все транзакции с их участием блокируются регулируемыми участниками рынка с помощью автоматических проверок (API), правоохранительные органы могут проводить расследования (ручные проверки) движений средств для выявления преступной сети.

2. Выявление базы для налогообложения дохода от криптовалют. Налоговые органы могут проводить оценку остатков криптова-люты на размеченных кошельках организаций и физических лиц.

3. Снижение рисков использования криптовалюты для населения и организаций. Упрощенный интерфейс для широкого

использования (например, телеграм-бот) может проверять надежность тех или иных кошельков.

4. Защита суверенитета финансовой системы. На разметку и уровень риска криптоко-шельков будет влиять только отечественная санкционная политика.

Перед Россией, как и перед всеми странами мира, стоит выбор, каким образом включать

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Криптовалюты: тренды, риски, меры. Доклад для общественных консультаций // Центральный банк Российской Федерации. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cbr.ru/content/document/file/132241/ consultation_paper_20012022.pdf (дата обращения: 13.07.2022).

2. Янковский Р. М. Криптовалюты в российском праве: суррогаты, «иное имущество» и цифровые деньги//Право. Журнал Высшей школы экономики. - 2020. - №. 4. - С. 43-77.

3. Федеральный закон от 18.03.2019 № 34-Ф3 (последняя редакция) «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации».

4. Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

5. Сальвадор первым в мире узаконил биткоин как средство платежа// Forbes, 09.06.2021. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.forbes.ru/newsroom/ finansy-i-investicii/431775-salvador-pervym-v-mire-uzakonil-bitkoin-kak-sredstvo-platezha (дата обращения: 13.07.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

7. Шахназаров Б. А. Правовое регулирование использования блокчейн-технологий в трансграничных отношениях и трансграничные расчеты с использованием цифровых активов

криптовалюты в законное поле. Те, кто первыми внедрят эффективную схему регулирования криптовалют на стыке технологий и права, могут стать лидерами новой сферы мировой экономики. Однако неосмотрительный подход к регулированию, пробелы в законодательстве могут повлечь значительные риски как для экономики, так и для политической стабильности государства.

// Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. -2018.- № 4 (17).-С. 78-86.

8. Концепция законодательного регламентирования механизмов организации оборота цифровых валют // Правительство Российской Федерации, 08.02.2022. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://static.government. ru/media/files/Dik7wBqAubc34ed649ql2Kg6HuTA NrqZ.pdf (дата обращения: 13.07.2022).

9. Минфин предложил схему налогообложения криптовалют // Forbes, 09.06.2021. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www. forbes.ru/finansy/455545-minfin-predlozil-shemu-nalogooblozenia-kriptovalut (дата обращения: 14.02.2022).

10. «Известия» узнали об идее ФНС разрешить криптовалюту для внешней торговли //РБК, 20.04.2022. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.rbc.ru/finances/ 20/04/2022/625f97c99a79476e31194115 (дата обращения: 13.07.2022).

11. Минфин доработал свой законопроект по криптовалютам //Ведомости, 27.05.2022. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/finance/articles/2022/ 05/27/923934-minfin-dorabotal-svoi-zakonoproekt-po-kriptovalyutam (дата обращения: 13.07.2022).

12. Центробанк напомнил о рисках использования криптовалют в России //РИА Новости, 31.05.2022. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ria.ru/20220531/kriptovalyuty-1792075247.html (дата обращения: 31.05.2022).

13. Huang C., Chung-Trangle A. Anti-Money Laundering and Blockchain Technology //Harvard University, Cambridge, USA. - 2020.

14. Блокчейн //TAdvisor, 15.06.2022. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Блок-чейн_%28Blockchain%29 (дата обращения: 13.07.2022).

15. Применение технологий распределенного реестра в государственном управлении: возможностии правовые риски: монография / Э. В. Талапина, В. Н. Южаков, А. А. Ефремов, И. А. Черешнева.М.: Издательский дом «Дело» РАНХИГС, 2021. 314 с.

16. ПещеровА. И. Понятие и место криптова-люты в системе денежных средств //Юридическая мысль. - 2016. - № 3. - С. 130-138.

17. 14 главных «за» и «против» биткоина. Инструкция для новичка //РБК, 24.06.2020. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www. rbc.ru/crypto/news/5ef32adf9a794737b468126c (дата обращения: 13.07.2022).

18. Russia Values Local Crypto at $200 Billion as Rules Near //Bloomberg, 01.02.2022. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www. bloomberg.com/news/articles/2022-02-01/russia-values-local-crypto-market-at-200-billion-as-rules-near?srnd=premium-europe&sref=Y0jVLcFo (дата обращения: 13.07.2022).

19. Bitcoin Mining Map. Cambridge Bitcoin Electricity Consumption Index //Cambridge Centre for Alternative Finance. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://ccaf.io/cbeci/mining_map (дата обращения: 13.07.2022).

20. The Chainalysis 2022 Crypto Crime Report //Chainalysis, 01.02.2022. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://go.chainalysis.

com/2022-crypto-crime-report.html (дата обращения: 13.07.2022).

21. Follow the Money: Understanding the money laundering techniques that support large-scale cyberheists //SWIFT Bae Systems, 02.02.2020. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www. swift.com/resource/follow-the-money (дата обращения: 13.07.2022).

22. What is Money Laundering?//Financial Action Task Force. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.fatf-gafi.org/faq/ moneylaundering/ (дата обращения: 13.07.2022).

23. Бурак П. И., Бауэр В. П., Чайкина Е. В. Финансовый мониторинг криптотранзакций в условиях правовой неопределенности деятельности контрагентов // Вестник РАЕН Учре -дители: Российская академия естественных наук. - 2022. - Т. 22. - №. 1. - С. 46-57.

24. Проверка контрагентов по санкционным спискам //Контур Призма. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://kontur.ru/prizma/ features/sankcii (дата обращения: 13.07.2022).

25. Colonial Hackers Stole Data Thursday Ahead of Shutdown //Bloomberg, 09.05.2021. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www. bloomberg.com/news/articles/2021-05-09/colonial-hackers-stole-data-thursday- ahead-of-pipeline-shutdown (дата обращения: 13.07.2022).

26. Israeli Government Seizes Cryptocurrency Addresses Associated with Hamas Donation Campaigns //Chainalysis, 08.07.2021. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://blog.chainalysis. com/reports/israel-hamas-cryptocurrency-seizure-july-2021/Colonial (дата обращения: 13.07.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.