институциональное развитие торговли на базе системного подхода
Аннотация
В статье рассмотрены вопросы институционального развития торговли с выделением внешней и внутренней институциональной среды. Предложено два варианта моделирования развития торговли: на базе классического и системного подхода.
Ключевые слова: институциональная среда, регулирование, системный подход, потребительский спрос, внутренняя и внешняя среда, торговля,
Переверзева Татьяна Алексеевна
канд. экон. наук, доцент, кафедра экономики торговли, Санкт-Петербургский торгово-экономический институт [email protected]
Торговля отражает взаимодействия между людьми, которые происходят каждый день при покупке товаров. Постоянные изменения цен на конкретные товары и их разновидности приводят потребителей к пониманию, что они могли бы оказаться в большем выигрыше при альтернативных институциональных устройствах, в результате чего происходят институциональные изменения в торговле, которые являются следствием отраслевых и региональных преобразований.
Институциональные изменения в торговле зависят от траектории предшествующего развития и формируются под действием обратной связи между экономическими и политическими рынками. Предложенная парадигма объективного институционального развития торговли обозначает предпосылки и методы исследования задач, которые появляются в связи с возникновением и изменением институтов различных уровней. Возникает масса институциональных альтернатив, особенно в связи с пульсирующим спросом, что исключает поиск однозначных решений, возникает необходимость определения основных тенденции развития, что должно согласовываться с соответствующим правовым вектором.
Институты в торговле должны выступать не только как ограничители, но и как катализаторы развития потребительского спроса. В этом случае они не ограничивают альтернативы выбора, а расширяют их выбор.
В соответствии с выдвинутой парадигмой, мы должны выделить роль институциональной среды, которую, на наш взгляд, целесообразно подразделять на внутреннюю и внешнюю.
Что касается внешней институциональной среды, то она представляется множеством фундаментальных политических, социологических и юридических базовых норм, регулирующих экономическую, политическую деятельность и поведение более чем двух действующих лиц. Торговля не формирует внешнюю институциональную среду, но она это делает по отношению к своей внутренней институциональной среде, включающей определенные нормы функционирования хозяйствующего субъекта внутри предприятия, включая теневое регулирование.
Требования системной методологии
Институциональное регулирование торговли на базе общей теории систем должно быть основано на требованиях системной методологии, которая отличается от традиционной методологии и подразумевает следующие принципы исследования:
- объекты изучаются не сами по себе, а целенаправленно, с учетом всех взаимодействий как внутренних, так и внешних;
- критерием исследования является принцип холизма, а не редукцонизма;
- тенденция развития любого явления связана с процессами интеграции, а не специализации;
- законы и принципы развития систем выводятся на основе моделирования систем;
- системное исследование связано, прежде всего, с процессом выявления причин получения того или иного результата, а не объяснением частностей развития.
Предложенное понимание системной методологии основано на изучении работ по общей теории систем Богданова А.А. (начало 20 века) [1] , Людвига фон Берталанфи (пятидесятые годы 20 века) [3] и идей системного движения.
постоянные изменения цен на конкретные товары и их разновидности приводят потребителей к пониманию, что они могли бы оказаться в большем выигрыше при альтернативных институциональных устройствах.
Исходя из определения общей теории систем, данного Берталанфи Л., можно считать, что она представляет собой логико-математическую область исследования, задачей которой является формирование и выделение изоморфизмы законов, применяемых к системам вообще, разработка средств представления исследуемых объектов как систем, построение обобщенных моделей систем и свойств систем. Решение таких проблем возможно на основе такого базового понятия, как определение системы.
ГА Гм
тш\
ие
го п
институты
_в торговле должны
выступать не только _как ограничители,
но и как
катализаторы
развития
потребительского спроса
Объект как «система»
Понятие «система» является фундаментальным понятием системного анализа, к настоящему времени не существует единого определения «системы».
ак, Блюменфельд Л.А. определяет систему как совокупность любым способом выделенных из остального мира реальных или воображаемых элементов [2,37].
Иного рода формулировку системы приводит Клейнер Г.Б.: «Под системой будем понимать относительно устойчивую часть геометрического или функционального пространства, выделяемую исследователем при помощи одного или нескольких системообразующих признаков» [4, 27]. Таким образом, чтобы определить систему, необходимо, прежде всего, идентифицировать существование объекта. Существование объекта, на наш взгляд, связано с несколькими факторами. Рассмотрим это на примере развития институциональных процессов в торговле.
Прежде всего, следует отметить, что существование объекта как системы должно являться необходимым, оправданным. Например, существование торговых институтов является необходимым условием любого экономического и политического развития. Любой объект существует с определенной целью, решает конкретные задачи и оценивается по соответствующим критериям. На институциональном уровне целью институтов является определение соответствующих ограничений в соответствии с поставленными задачами. Критерием оценки функционирования института - системы как объекта могут быть экономические и социальные показатели. Торговые институты должны обеспечить населе-
нию экономию свободного времени за счет использования различных форматов реализации товаров. И последнее, объект как «система» должен состоять из подсистем. Деление системы на части зависит от цели исследования. Общая структуризация системы может состоять из представления институциональной среды торговли в виде внутренней и внешней институциональных сред.
Описание системы и выделение ее сущностных свойств
Следующим положением системной методологии является описание системы с целью опознания системной действительности. На наш взгляд, из существующих подходов для этих целей следует выделить подход, связанный с построением модели объекта как черного ящика.
В зависимости от характера институциональной системы в нее могут поступать из внешней среды импульсы в виде информационных факторов, сигналов и стимулов, что оказывает существенное влияние на систему. С их помощью внешняя среда влияет на состояние системы. Информация, введенная в систему, подвержена влиянию внутренней среды, под действием которой она преобразуется. В результате функционирования системы образуется выходной конечный продукт. Им может быть: польза, благо, которые может принести деятельность данной системы человеку; реакция системы на вводимые импульсы; оптимизация и улучшение работы самой системы и т.д. При этом обратная связь является процессом, с помощью которого осуществляется целый ряд операций по корректированию и проектированию системы.
Следующим этапом исследования институциональной системности является выделение сущностных свойств для развития конкретной системы, которые будут проявляться как законы и закономерности. Изучение изоморфизма системных закономерностей позволяет нам выделить следующие закономерности, которые дают возможность исследовать институциональные процессы в торговле: закономерность прохождения всех этапов эволюционного развития; закономерность пирамиды; закономерность неравномерного развития элементов; внутренняя и межсистемная конвергенция.
...существование торговых
институтов является необходимым условием любого экономического и политического развития
рговые институты должны обеспечить аселению экономию свободного времени счет использования
еализации товаров
Рассмотренная совокупность методологических принципов и их возможность применения в институциональном развитии позволяет говорить о возможности использования системного подхода в предложенной парадигме объективного институционального развития торговли. Исходя из цели нашего исследования (торговый институционализм) мы считаем, что познавательная ценность системного подхода проявляется при таком методе исследования, как моделирование.
Моделирование институциональной торговой системы
При моделировании институциональной торговой системы на основе редукционизма отбираются исходные институты под локальную цель, которая сражает какую - то отдельную сторону институционального процесса. На базе этих целей формируются некоторые компоненты, совокупность которых составляет модель институциональной торговой системы. При этом увеличивающийся ассив исходной информации, необходимость чета сложных стохастических связей в системе и
__воздействие внешней среды подводят к необходи-
изучать сложный объект не изолированно, а во взаимодействии с внешней средой, а также в совокупности с другими системами. Одним из наиболее важных аспектов построения модели-системы является проблема цели. Подобие процесса, протекающего в модели, реальному процессу, является не целью, а условием правильного функционирования модели, поэтому в качестве цели должна быть поставлена задача изучения какой - либо стороны функционирования объекта. Модель должна отвечать заданной цели, поэтому отдельные части должны компоноваться взаимно, исходя из единой системной задачи. Цель может быть сформулирована качественно, тогда она будет обладать большей содержательностью и длительное время может отображать объективные возможности данной системы. При количественной формулировке цели возникает целевая функция, которая отображает наиболее существенные факторы, влияющие на достижение цели.
При изучении институциональной системности в торговле целью системы, на наш взгляд, должно
быть стремление создать возможность принятия правильного решения о состоянии институциональной среды, способствующей нормальному функционированию экономической системы. Количественная формулировка цели предполагает, что использование институциональной среды должно приводить к снижению трансакционных издержек по ее содержанию.
Выводы
Таким образом, предложено две модели построения институциональных торговых систем. Первая вытекает из общей теории систем и представлена как модель черного ящика. Вторая модель институциональной торговой системы построена на основе системного подхода. Как в первом, так и во втором случае, подчеркивается роль институциональной среды. Институциональная среда является важнейшим элементом, обеспечивающим успешное функционирование институциональной торговой системы.
Литература
1. Богданов А.А. Всеобщая организация науки (тек-тологоия) - Ч.1. - Л., М.: Книга, 1925, - 343 с.
2. Блюменфельд Л.А. Системные исследования: Ежегодник. - М., 1970.
3. Берталанфи Л. История и статус общей теории систем // Системные исследования: Ежегодник. - М.: Наука, 1974, -С.20 - 37.
4. Клейнер Г.Б. Эволюция институциональных систем. - М.: Наука, 2004.-240с.
Tatiana A. Pereverzeva
Cand. of Econ. Sci, Associate Professor, Chair of Trade Economics, Saint Petersburg Institute of Trade and Economics
Institutional Development of Trade on the Basis of a Systematic Approach
Abstract
T\he article examines the institutional development of trade, emphasizing the foreign and domestic institutional environments. The author suggests two options for modeling the development of trade - on the basis of the classical and systematic approaches.
Keywords: institutional environment, regulation, systematic approach, consumer demand, internal and external environment, trade, trade insti-tutionalism