Научная статья на тему 'Макроэкономическая и микроэкономическая среда институционального роста розничной торговли: концептуальный аспект'

Макроэкономическая и микроэкономическая среда институционального роста розничной торговли: концептуальный аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
834
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ СРЕДА / MACROECONOMIC ENVIRONMENT / МИКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ СРЕДА / MICROECONOMIC ENVIRONMENT / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / СПРОС / DEMAND / ПРЕДЛОЖЕНИЕ / SUPPLY / ПОКУПКА / PURCHASE / ПОТРЕБЛЕНИЕ / CONSUMPTION / TRADE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пиливанова Е.К.

В статье автор проводит дифференцированный анализ особенностей развития современной розничной торговли в макроэкономической и микроэкономической среде, которые характеризуются усилением волатильности рынка, ростом макроэкономических ограничений потребительского спроса на фоне повышения долговой нагрузки домохозяйств, а также трансформацией покупательских предпочтений в части выбора формата доступа к товару, структуры потребления. Научно-практическая оценка экзогенных условий совершения покупки в розничной торговле базируется на концептуальном обобщении особенностей этого процесса, что отображается в агрегированности выводов и априорных допущений автора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author spends a differentiated analysis of the characteristics of modern retailing in macroeconomic and microeconomic environment, characterized by increased market volatility, increasing consumer demand macroeconomic constraints on increased debt burden of households, as well as the transformation of consumer preferences in terms of format selection access to the product, the consumption structure etс. Scientific and practical evaluation of exogenous conditions of purchase in retail is based on a conceptual generalization of the features of this process is displayed in the aggregation of findings and a priori assumptions of the author.The author spends a differentiated analysis of the characteristics of modern retailing in macroeconomic and microeconomic environment, characterized by increased market volatility, increasing consumer demand macroeconomic constraints on increased debt burden of households, as well as the transformation of consumer preferences in terms of format selection access to the product, the consumption structure etс. Scientific and practical evaluation of exogenous conditions of purchase in retail is based on a conceptual generalization of the features of this process is displayed in the aggregation of findings and a priori assumptions of the author.

Текст научной работы на тему «Макроэкономическая и микроэкономическая среда институционального роста розничной торговли: концептуальный аспект»

Пиливанова Е.К.,

доцент кафедры коммерции и логистики РГЭУ (РИНХ), к.э.н. Эл. почта: fnauka@bk.ru

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ И МИКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ СРЕДА ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО РОСТА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

В статье автор проводит дифференцированный анализ особенностей развития современной розничной торговли в макроэкономической и микроэкономической среде, которые характеризуются усилением волатильности рынка, ростом макроэкономических ограничений потребительского спроса на фоне повышения долговой нагрузки домохозяйств, а также трансформацией покупательских предпочтений в части выбора формата доступа к товару, структуры потребления. Научно-практическая оценка экзогенных условий совершения покупки в розничной торговле базируется на концептуальном обобщении особенностей этого процесса, что отображается в агрегированности выводов и априорных допущений автора.

Ключевые слова: макроэкономическая среда, микроэкономическая среда, розничная торговля, спрос, предложение, покупка, потребление.

Pilivanova E.K.

MA CROECONOMIC AND

MICROECONOMIC AMONG INSTITUTIONAL RETAIL GROWTH: CONCEPTUAL ASPECTS

The author spends a differentiated analysis of the characteristics of modern retailing in macroeconomic and microeco-nomic environment, characterized by increased market volatility, increasing consumer demand macroeconomic constraints on increased debt burden of households, as

well as the transformation of consumer preferences in terms of format selection access to the product, the consumption structure ete. Scientific and practical evaluation of exogenous conditions of purchase in retail is based on a conceptual generalization of the features of this process is displayed in the aggregation of findings and a priori assumptions of the author.

Key words: macroeconomic environment, microeconomic environment, trade, demand, supply, purchase, consumption.

Важнейшим фактором современной трансформации условий функционирования розничной торговли являются макроэкономические факторы, а также политические и социальные, которые определяют динамику деловой активности в экономике, уровень доходов населения, структуру потребления домохозяйств [11].

Одним из традиционных способов рассмотрения факторов внешней среды является анализ состояния четырех основных компонентов: Р - политические и законодательные факторы; Е - экономические факторы; S - социальные и культурные факторы; Т - технологические факторы.

Эта группа слов создает хорошо запоминающуюся аббревиатуру PEST. Кроме нее существует ряд широко используемых аббревиатур, также основанных на мнемонических приемах, таких, как: STEP, PCDENT, SPELT и SLEPT. Однако это не исследование самих проблем, а оценка их потенциального влияния на будущий успех бизнеса, которое может сыграть решающую роль. Данные факторы становятся PEST только тогда, когда организации не удается установить те из них, которые могут иметь серьезное значение для коммерческой деятельности в будущем. Существует разница между незначительными «эволюционными» изменениями, которые могут быть приспо-

соблены к развивающейся стратегии, и крупными «революционными» изменениями, которые для сохранения конкурентоспособности требуют значительных сдвигов. Всем розничным организациям необходимо постоянно контролировать свою макросреду и оценивать потенциальный эффект от изменений в этой среде. Они должны стремиться выявить основные проблемы и затем прогнозировать влияние каждого конкретного фактора так, чтобы могли быть предприняты соответствующие действия. Одна из используемых некоторыми организациями методик заключается в создании различных сценариев, которые описывают будущее.

Например, «наиболее вероятный» сценарий или сценарий «в наихудшем случае». Это позволяет определить стратегию, применимую к различным прогнозам будущего. Подобный анализ требуется по отношению к каждому из факторов макросреды.

Политическая среда охватывает все действия правительства, которые оказывают влияние на коммерческую деятельность в сфере розничной торговли. Это влияние может осуществляться через официальное законодательство, такое как закон о реализации товаров, а также через политику в сфере конкуренции и систем планирования [6].

В экономике России по мере ослабления патерналистского начала в экономике для торгового бизнеса крайне важной является оценка степени участия государства в экономике, возможность прогнозирования результирующего вектора институциональной корректировки рыночной среды, влияние которой будет различным для каждого типа розничных предприятий [4]. Однако важно понимать, что многие правовые установки вводятся с целью защитить потребителей и проходят длительную стадию предварительных обсуждений. Адаптируясь к политической обстановке, можно предусмотреть не-

желательные последствия и предпринять соответствующие меры. У правительства есть власть над предпринимательской деятельностью и иногда, как в случае со спорами о высоких ценах, розничные предприятия могут стать худшими врагами самим себе.

Некоторые факторы влияют более чем на одну категорию макросреды. Так, законодательство о минимальной заработной плате, увеличивающее затраты на содержание персонала и в результате превращающееся во внутренний фактор экономической среды.

Можно выделить два основных канала трансляции экономических шоков в рыночной среде. Во-первых, уровень собственных доходов и инфляция сказываются на тратах потребителей. Во-вторых, непосредственно на ведение розничного бизнеса воздействует уровень налогов, арендной платы, затрат на содержание персонала и других расходов [21].

Экономические проблемы не ограничиваются исключительно местной экономикой. Глобализация розничной торговли через Интернет означает, что международная конкуренция, в значительной мере основывающаяся на цене, теперь становится реальностью для многих рынков. Широко известны также факты, когда потребители в целях экономии приобретают автомобили в континентальной Европе, а не в Великобритании. Еще один пример - увеличивающаяся популярность «круизов за спиртным», предпринимаемых для покупки пива и вина во Франции, где налоги и цены ниже.

Основной вопрос состоит в том, какие типы розничных предприятий могут извлечь действительно значительные экономические выгоды от глобализации так же, как и компании-производители. Преимущества некоторых розничных предприятий заключаются в небольших размерах, локальности, персональном обслуживании. Другие, такие как McDonald's, используя

франчайзинг, пытаются мыслить глобально, а действовать локально. Расширение таких рыночных практик вызывает унификацию потребления, которая закрепляется через расширение рыночного присутствия ТНК и активную рекламу, пропагандирующую стандартизацию предложения.

Вместе с тем существует ряд факторов воздействия на розничную деятельность более общего порядка. Одна из важных тенденций состоит в «старении» населения, и этот демографический сдвиг создает новые возможности для одних розничных предприятий и оказывается угрозой для бизнеса других. Так, изменение британского общества в сторону этнического смешения, связанное с высоким уровнем мобильности и международными путешествиями, ввело в обиход широкий круг экзотических видов пищи. В социальной среде уровень и структура потребления сегодня крайне подвижны, что требует от розничного бизнеса максимально адекватной оценки и прогнозирования происходящих изменений [24].

Современный научно-технический прогресс часто приводит к революционным изменениям рынка [7]. Речь идет уже не столько о трансформации существующих товарных линеек и продукции, сколько о создании принципиально новых, расширении ассортиментных линеек, принципиальном обновлении функционального качества товара. Мо-дернизационные изменения происходят не только в производстве, но и в дис-трибьюции, примером чего является появление электронной коммерции, открывшей новое окно умножающихся возможностей мультиформатной многоканальной торговли. Несмотря на относительно низкую скорость роста продаж в офлайн - торговле, ее появление постепенно трансформирует традиционную розницу, а сами каналы становятся взаимно дополняемыми.

На некоторых рынках упрочившие свое положение электронные магазины, возможно, будут предлагать услуги в дополнение к уже существующим, на других - инициативу полностью возьмут на себя новые поставщики. Электронная розничная торговля все ещё находится на ранней стадии своего развития, ключевые направления ее развития и применения технологий только формируются. Вероятно, что Интернет и электронная торговля, скорее всего, бесповоротно изменят многие традиционные методики ведения бизнеса, оказав намного более значительное влияние, чем переход к совершению покупок за пределами городов, импульсом для развития которого стало увеличение использования автотранспорта. Розничным предприятиям, которые сделали значительные инвестиции в стационарные материальные активы, такие как здания, по-видимому, придется пересмотреть уместность этих активов в новой среде маркетингового гиперпространства [23].

В то время как Интернет производит в розничной торговле революцию, другие технологические достижения все в большей степени помогают розничным предприятиям более эффективно выполнять свои задачи, повышая устойчивость традиционных каналов дистрибуции. Использование штрих-кодов изменило систему контроля количества товаров на складе, а также упростило подведение торгового баланса и ускорило процесс подсчета стоимости покупок. Небольшие пластиковые карточки постоянных покупателей, использующие технологию кодирования, предоставляют массу возможностей для стимулирования многих направлений розничной рыночной активности. Прогресс в технологии охлаждения пищи («цепь охлаждения») позволяет расширить ассортимент продукции и увеличивать срок хранения. Можно отыскать множество подобных примеров в прошлом. Для розничной торговли становится важным, какими

будут новейшие технологические разработки, как они улучшат или изменят деятельность в будущем [25].

Микросреда, иногда идентифицируемая как «среда задач» или «ближайшая среда», включает в себя все силы, действие которых имеет непосредственное отношение к деятельности компании, влияя на её способность обслуживать клиентов. Классической моделью, рассматривающей структуру промышленности, является предложенная в 1980 г. модель Майкла Портера, включающая пять факторов влияния.

Существует множество внешних факторов, влияющих на розничное предприятие, от прямой и непрямой конкуренции до финансово или как-то иначе заинтересованных сторон, которые могут напрямую ограничивать деятельность компании, используя имеющуюся у них власть. Но очевидно, что значительное внешнее влияние, помимо собственно покупателей, исходит от конкурентов, которые делают предложения этим же покупателем.

На рынке существуют три аспекта конкурентной деятельности, которые могут повлиять на розничное предприятие и которые являются следствием влияния пяти сил Портера: существующая конкуренция между фирмами; угроза проникновения новых конкурентов и угроза замещающих предложений.

В рамках анализа последних весьма показательно усиление конкурентного напряжения на рынке среди торговых операторов, важным фактором роста которой сегодня является расширение сетевых форм организации бизнеса и экспансивный рост форматного ритейла.

Безусловно, что главный объект внимания любого розничного предприятия - непосредственные конкуренты, способные предложить сопоставимые товары или услуги. Однако идентификация целевых потребительских сегментов и управление спросом сегодня имеют крайне важное значение, которое по-

стоянно возрастает [14,15]. То, что воспринимается как сопоставимое покупателем, может таковым и не являться с точки зрения розничного предприятия. К примеру, покупатель, отправившийся покупать новую одежду, может случайно встретить в продаже привлекательную дамскую сумочку и купить ее взамен. Так как большинство покупателей ограничены в финансовых ресурсах, каждый раз им приходится принимать трудное решение в отношении расходов (правда, им может помочь использование кредитных карт или каких-либо иных способов отсрочки платежа, предусмотренных маркетинговой политикой розничного предприятия).

Когда два предложения товара одинаковы, они становятся равноценными как продукты потребления: в сегменте масс-маркета реакцией потребителя будет покупка наиболее дешевого. Можно сказать, что задачей маркетинга является обеспечение различия двух предложений, возможно, за счет добавления дополнительной ценности. Это может быть повышение уровня обслуживания покупателей, увеличение доступности, продление срока гарантии или любой другой из множества способов, с помощью которых может быть увеличена ценность товара. Многие розничные предприятия осуществляют локальные опросы с целью обеспечить сопоставимость предложений с другими в радиусе, в котором они конкурентоспособны. Некоторые даже предлагают возместить разницу (или еще большую сумму), если тот же товар будет обнаружен в определенных пределах по более низкой цене. Такие гарантии даются с целью создать у покупателей доверие к себе и способствовать принятию решения о покупке.

По мере насыщения рынка торговой недвижимости увеличения числа торговых операторов и усиления конкуренции для розничных организаций важно изучить другие организации

внутри конкурентного рыночного пространства, на котором они действуют [7]. Это означает исследовать радиус конкуренции розничного предприятия. Когда-то он определялся географическим месторасположением, но глобализация расширила эти границы. Впрочем, для некоторых товаров, заинтересованность в которых низка, и для тех сфер, где поставка из отдаленных точек невозможна, таких, как розничные предприятия по продаже бензина, зоной конкуренции остаётся определённое место. Но на многих рынках, начиная с предоставления страховки и завершая покупкой компьютера, существует прямая конкуренция между стационарными магазинами и телефонными и Интернет-поставщиками.

Значительная часть нового проникновения основана на новых способах охвата покупателей. Впрочем, использует ли вновь проникший на рынок участник традиционную или новую технологию, ему придется создавать покупательскую базу и стимулировать покупателей к смене поставщиков. Это может занять время, так как в начальный период деятельности новой компании многие покупатели не знают о существовании нового предложения или неохотно прибегают к новому поставщику. Однако розничное предприятие должно узнать о вновь появившейся фирме как можно раньше, чтобы успеть оценить степень угрозы и разработать план действий, способных вывести конкурента из игры до того, как он закрепится на рынке. Этого можно достигнуть путем усиленной рекламо-стимулирующей деятельности, затрудняя быстрое достижение конкурентом точки безубыточности.

Как показывает практика, конкуренция с Интернет-конкурентами оказалась весьма не простой. Но классическая модель распространения новшеств предполагает, что существует различие в степени готовности различных групп поку-

пателей опробовать любой новый товар (или розничное предприятие). «Новаторы» и «раннее меньшинство», возможно, уже сейчас используют Интернет для совершения покупок, но многих людей, которые относятся к категории «позднего большинства», еще придется убеждать в его преимуществах.

Имея дело с уже существующими конкурентами и при появлении новых, предприятия розничной торговли должны отыскать ответы на несколько основных вопросов:

- Где и как конкурент соперничает с организацией?

- Влияет ли их стратегия на результаты собственного бизнеса?

- Каковы ресурсы и потенциал конкурента?

- Какие у него относительно сильные и слабые стороны?

- Какой должна быть реакция на этого конкурента?

Традиционно на первые два вопроса отвечают, основываясь на анализе результатов внешних наблюдений, поскольку остальные аспекты деятельности конкурента требуют серьезного и более глубокого анализа. Важно, чтобы любая оценка конкурента была как можно более объективной и полной. Если организация в состоянии дать адекватную оценку своего внутрифирменного потенциала и рыночной позиции (сильные и слабые стороны, достоинства и недостатки конкурента), то соответствующая стратегия будет разработана на более твёрдых основаниях [24].

Необходимо отметить некоторые особенности идентификации сильных и слабых сторон, а также проведения SWOT-анализа в целом. Определение этих факторов является только первым шагом. SWOT - это форма анализа, простота которого обманчива. Она часто используется и слишком часто используется неправильно. Анализ не должен вылиться в некритичные перечни множества данных. Он должен быть

сжатым и концентрироваться только на ключевых факторах. Такими факторами будут главные отличительные признаки сильных и слабых сторон, требующие внимания именно с точки зрения конкуренции. Каждый пункт должен сопровождаться оценкой воздействия, которое этот фактор способен оказать на результаты деятельности в будущем. В конце анализа должна иметься объективная оценка конкурентоспособности предприятия, которая может быть подтверждена независимыми покупателями. Хорошо проработанный, критический SWOT-анализ может составить основу успешной стратегии.

Большинство розничных предпринимателей, конечно, понимает, что быть хорошим корпоративным членом означает извлекать определенную выгоду для себя. Поддержка местных благотворительных организаций или предоставление бесплатной общественной доски объявлений, или выплата небольших поощрений при проведении местных мероприятий - всё это помогает снискать доброжелательное отношение и обеспечивает хороший PR при весьма незначительных расходах. Многие розничные предприниматели понимают также, что они несут ответственность перед обществом, в котором работают, в вопросе сохранения, если возможно, улучшения состояния окружающей среды, и что это можно делать более эффективно, сотрудничая с местными организациями. В некоторых случаях поддержка может быть более значительной, чем деятельность на местном уровне. Крупные магазины с разветвлённой структурой рассматривают выгоды, которые влечет «общественный маркетинг» как один из компонентов их планов по рекламно-стимулирующей деятельности в целом [12].

Существует большое количество различных заинтересованных сторон, каждая из которых имеет мотивированный интерес к деятельности конкретной розничной организации. Среди них ин-

весторы этой организации (акционеры, банки и частные владельцы), служащие (менеджеры и персонал), покупатели и поставщики (которые зависят от розничного предприятия в вопросе получения средств для продолжения своей деятельности) и более широкий круг общественности, на который деятельность розничного предприятия также оказывает воздействие (организации потребителей или органы власти местного и государственного уровня, профсоюзы).

Обязательным условием является понимание каждым розничным предприятием того, что оно участвует в рыночных товарных отношениях с каждой заинтересованной стороной. Следует оценить и сравнить значимость конкретных отношений с каждой отдельной стороной и преимущества полного удовлетворения заинтересованной стороны. Наличие множества таких сторон может привести к возникновению противоречивых стремлений, и, следовательно, маловероятно, чтобы все заинтересованные структуры были бы целиком удовлетворены.

Рыночная практика содержит в себе примеры, когда производители рассматривали розничные предприятия как пассивный канал, ведущий к конечному потребителю. Такие времена на большинстве рынков миновали, и у розничных предприятий теперь есть достаточно способов и возможностей для контроля над событиями. Однако это не отменяет влияния поставщиков, которые, с одной стороны, обеспечивают доступность существующего ассортимента товаров согласно запросам, с другой - выступают в качестве новаторов, разрабатывающих новые товары для будущего [24].

Особенно существенный вред розничным продажам может нанести непредвиденное увеличение цены, так что могут оказаться выгодными долгосрочные контракты по установленной цене. Непредвиденные обстоятельства,

возникшие у поставщика, могут оказать больше влияния на розничные предприятия, дефицит товаров может привести к возникновению у покупателей чувства неудовлетворения, в котором они будут винить розничное предприятие, а не поставщика. Можно создать хорошие партнерские отношения между поставщиком и розничным предприятием, однако не следует ими злоупотреблять. В настоящее время распространенными являются ситуации, когда розничное предприятие крупнее своих поставщиков.

Крупные объемы в розничной торговле дают розничному предприятию потенциальную власть над многими аспектами покупательных отношений. Эта власть несет с собой также и ответственность за её использование или неиспользование. Проблема объемов состоит в том, чтобы установить, в какой степени, для какой цели и как должна быть использована власть канала распределения в отношениях с поставщиками. Управление этими взаимоотношениями требует наличия определенного административного опыта, накопление которого иногда требует времени [20].

Что касается новых товарных предложений, то поставщики все активнее вовлекают розничные компании в сферу опытно-конструкторских разработок. Хотя осуществляют разработки по-прежнему поставщики, розничное предприятие, находясь ближе к конечному покупателю, лучше других способно выявить возникающие тенденции и изменения в спросе. Деятельность розничных закупщиков и способы, которыми они достают товар и работают с поставщиками, отражаются на широте ассортимента, уровне цен и рекламно-стимулирующей деятельности, а также на успехе розничного предприятия в целом. Следовательно, влияние поставщика и его предпочтения в работе с розничным предприятием могут оказаться решающим фактором.

Существуют четыре ключевых аспекта внутреннего влияния, которые

являются частью микросреды розничного предприятия:

- служащие «на переднем крае», которые взаимодействуют с покупателями напрямую;

- другие служащие, которые вносят свой вклад в эффективную работу розничного предприятия;

- формальные группы, такие как профсоюзы или кадровые ассоциации;

- материальные ресурсы, имеющиеся у розничного предприятия.

В 1990-е гг. специалисты в области маркетинга заинтересовались вопросом, чего можно достичь, обратив внимание на внутренние проблемы организации. Данное направление получило название внутреннего маркетинга и подразумевает применение маркетинговых навыков и методик в целях создания соответствующих отношений со служащими.

Потенциал влияния покупателей на розничный бизнес или на любой вид предпринимательства трудно переоценить. Но дело заключается не только в этом. Сначала покупатель должен быть привлечен в магазин или на розничный рынок, а затем его нужно стимулировать к тому, чтобы он потратил деньги. Если после этого покупатель остался удовлетворен, он может вернуться, чтобы сделать покупки снова. Он также может рассказать своим друзьям и знакомым о розничном предприятии. Успешная розничная торговля требует наличия критической массы постоянных покупателей, и розничный маркетинг должен быть нацелен на достижение этой цели. Безусловно, не все покупатели вернутся, для того чтобы снова купить. К примеру, существует товар, который в принципе покупается редко (товары длительного пользования). Для товара такого типа рекомендации прежних покупателей могут стать основанием для превращения просто торговли в прибыльную торговлю. Даже если предлагаемый товар относится к типу,

который покупается вновь и вновь, покупатель, хотя и удовлетворенный, возможно, просто не относится к типу людей, которые становятся постоянными покупателями или рекомендуют конкретную розничную фирму. Это не составит проблемы, если розничное предприятие понимает особое поведение и влияние различных групп своих клиентов и реагирует адекватно [11].

Наихудший сценарий для розничной торговли возникает тогда, когда покупатель не удовлетворен предложением, а затем рассказывает об этом друзьям или даже вступает в контакт с одной из программ СМИ для потребителей. Считается, что неудовлетворенные покупатели рассказывают о своем неудачном опыте десяти-двадцати другим. Такая антиреклама наносит большой вред, поэтому необходимо стимулировать покупателя вступать в диалог с розничной фирмой. Согласно исследованиям, покупатель вполне способен признать, что никто не застрахован от ошибки, и если его жалоба рассматривается быстро и качественно, хорошие взаимоотношения фирмы с клиентом могут быть восстановлены.

Таким образом, современные форматы коммуникационного доступа к потребителю, изменчивость внешней среды, расширение спектра фундаментальных и конъюнктурных факторов, определяющих волатильность спроса, требуют повышения эффективности управления в системе розничных продаж. Данный аспект формирует рыночную силу розницы, которая автоматически проявляется в процессе товарно-сбытовой кооперации.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Альбеков А.У. Проблемы логистики торговли средствами производства. - Ростов н/Д: Изд-во РГЭА, 1998.

2. Альбеков А.У., Костоглодов Д.Д. Введение в коммерческую логистику: учеб. пособие. - Ростов н/Д: Изд-во РГЭА, 1996.

3. Альбеков А.У., Федько В.П., Митько О.А. Логистика коммерции. -Ростов н/Д: Феникс, 2001.

4. Альбеков, У. Макроэкономические условия как фактор институциональной инверсии условий развития цепочек накопления стоимости в экономике России [Текст] / А.У. Альбеков, А.А. Ротэрмель // Финансовые исследования. - 2013. - № 3.

5. Авдашева С.Б. Анатомия власти // Российский журнал менеджмента. -2011. - Т. 9. - № 4.

6. Акопова Е.С. Феноменология экстерналий: смена институциональной системы хозяйствования // Актуальное обществоведение: проблемы и параметры. В 2-х томах, 2 т. / Под ред. Ю.М. Осипова, В.В, Чекмарева, Е.С. Зотовой.

- Москва-Кострома, 2001.

7. Акопова Е.С. Неопарадигмаль-ный этап исследования международного разделения труда / Е.С. Акопова // Известия вузов Северо-Кавказского региона. Общественные науки. - 2002. - №1.

8. Борисова В.В. Проблемы устойчивости в моделях межрегионального товарообмена: моногр. - Ростов н/Д : Изд-во РГЭУ «РИНХ», 2001.

9. Бурмистров М.Б. Ключевыми формами для российских ритейлеров в 2010м году стали дискаунтер и гипер-маркет // Современная торговля. - 2011.

- Январь.

10. Бурмистров М.Б. Тенденции розницы // РОСТ. - 2011. - № 31 (12).

11. Васенева К., Панюкова В. «Критические дни» розницы // Российская торговля. - 2010. - № 9-10.

12. Винокурова О.С. Анализ перспектив развития формата гипермаркет на российском рынке // Экономический анализ: теория и практика. - 2010. - № 8

(173).

13. Государственное регулирование деятельности торговых сетей: основы и противоречия: сб. науч. ст. / Отв. ред. сер. В.В. Радаев; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики»; Лаб. эко-

ном.-социол. исслед. - М.: изд. дом Высшей школы экономики, 2011.

14. Дудакова И., Федько В. Развитие инфраструктуры розничной торговли // Маркетинг. - 2010. - № 2 (111).

15. Дудакова И.А. Изучение рынка как фактор развития розничной торговли // Российский внешнеэкономический вестник. - 2009. - № 11. - Ноябрь.

16. Итоги 2012го года и прогноз экономического развития на среднесрочную перспективу // Обзор макроэкономических тенденций № 73 (подготовлен в рамках программы фундаментальных научных исследований НИУ ВШЭ в 2013м году). - URL: http://www.forecast.ru/_ARCHIVE/Presen tations/LINK2012/Link2012_rus.pdf (дата обращения: 04.04.2013)

17. Климова М. Глобализация и инфраструктура: новые тенденции во взаимоотношениях государства и бизнеса // Вопросы экономики. - 2008. - № 8.

18. Княгинин В.Н., Щедровицкий П.Г. Промышленная политика России: кто оплатит издержки глобализации. -М.: Европа, 2005.

19. Князев Ю. Регулирующая деятельность современного государства в сфере экономики, или Все хорошо в меру // Общество и экономика. - 2008. -№ 6.

20. Куликова И.В., Митько О.А. Сетевая организация логистических цепей потребительского рынка и надежность их функционирования: моногр. / Рост. гос. эконом. ун-т «РИНХ». - Ростов н/Д, 2005.

21. Леонов Д.И., Бурмистров М.Д. История и прогноз развития розничных торговых сетей в России // Управление каналами дистрибуции. - 2012. -№ 01 (29).

22. Мартынов А. О теоретической трактовке современного рынка и российских реалиях // Общество и экономика. - 2012. - № 1.

23. Пиливанова Е.К. Логистические проблемы формирования про-

странственной сети предприятий торговли // Логистика: теория и практика: Материалы второго Южно-российского логистического форума / Рост. гос. эконом. ун-т «РИНХ». - Ростов н/Д, 2004.

24. Пиливанова, Е. Особенности макро- и микросреды функционирования современного розничной торговли [Текст] / Е. Пиливанова // Современные логистические технологии и стратегии (торговый комплекс) : монография / науч. ред. А.У. Альбеков. - Ростов н/Д : Издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ), 2013.

25. Пучкова Е.М. Трансформация структуры торговых процессов на современном этапе // Региональная экономика: теория и практика. - 2010. - № 22 (157).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. Радаев В.В. Захват российских территорий: деловые стратегии розничных компаний в 2000-е гг.: Препринт WP4/2005/03. - М.: ГУ ВШЭ, 2005.

BIBLIOGRAPHICAL LIST

1. Albekov A.U. Problems of trade logistics means of production. - Rostov n / D Univ. RGEA, 1998.

2. Albekov A.U., Kostoglodov D.D. Introduction to business logistics: Proc. allowance. - Rostov n / D. Univ. RGEA, 1996.

3. Albekov A.U., Fedko V.P., Mitko O.A. Logistics commerce. - Rostov n/D: Phoenix, 2001.

4. Albekov, A. Macroeconomic conditions as a factor in the institutional conditions for the development of inversion chain cost savings in the economy of Russia [Text] / A.U. Albekov, A.A. Rotermel // Financial Research. - 2013. - № 3.

5. Avdasheva S.B. Anatomy authorities // Russian Management Journal. - 2011 - T. 9. - № 4.

6. Akopova E.S. Phenomenology of externalities: the change of the institutional system of managing // Actual social science: Issues and Options. In 2 volumes, 2

vol. / Ed. YM Osipov V.V., Chekmareva E.S., Zotov. - Moscow-Kostroma, 2001.

7. Akopova E.S. Neoparadigmalny investigation phase of the international division of labor [Text] / E.S. Akopova // Proceedings of the universities of the North Caucasus region. Social sciences. -2002. - №1.

8. Borisova V.V. Problems of stability in models of inter-regional exchange of goods: monograph. - Rostov n / D Univ. RGEU "RINH", 2001.

9. Mikhail Burmistrov. The key forms for Russian retailers in 2010 were discounters and hypermarkets // Modern trade. - 2011 - January.

10.Burmistrov M.B. Trends in retail // GROWTH. - 2011. - № 31 (12).

11. Vaseneva K., Panyukova V. "Critical Days" retail // Russian trade. -2010. - № 9-10.

12.Vinokourov O.S. Analysis of prospects for the development of hypermarket format in the Russian market // economic analysis: theory and practice. - 2010. - № 8 (173).

13. State regulation of retail chains: fundamentals and contradictions: Coll. scientific. Art. / Ed. Ed. Ser. VV Radaev; Nat. issled. Univ. 'Higher school of economics'; Lab. ekonom.-sotciol. issled. - M .:. House Higher School of Economics, 2011.

14. Dudakov I., V. Fedko Infrastructure Development retailers // Marketing. -2010. - № 2 (111).

15. Dudakov IA Market research as a factor in development of retail trade // Russian Foreign Economic Bulletin. - 2009. -№ 11. - Nov.

16. The results of the 2012 and the forecast of economic development in the medium-term macroeconomic trends // Overview number 73 (prepared as part of the program of basic research in the HSE 2013). - URL: http://www.forecast.ru/_ARCHIVE/Presen tations/LINK2012/Link2012_rus.pdf (date accessed: 04.04.2013)

17. Klimov M. Globalization and infrastructure: new trends in the relations between the state and business // Economic Issues. - 2008. - № 8.

18. Knyaginin, V.N., Schedrovitsky P.G. Industrial Policy in Russia: who will pay the costs of globalization. - M .: Europe, 2005.

19. Knyazev Y. Regulatory activities of the modern state in the economy, or All is good in moderation // Society and Economy. - 2008. - № 6.

20. Kulikova I.V., Mitko O.A. Network organization of logistics chains of the consumer market and the reliability of their operation: monograph. / Growth. State. Economy. Univ "RINH." - Rostov n/D, 2005.

21. Leonov D.I., Burmistrov M.D. History and forecast of retail chains in Russia // Management distribution channels. - 2012. - № 01 (29).

22. Martynov A. Theoretical interpretation of the modern market and the Russian reality // Society and Economy. -2012. - № 1.

23. Pilivanova E.K. Logistical problems of formation of the spatial network of trade // Logistics: Theory and Practice: Proceedings of the Second South-Russian logistics Forum / Height. State. Economy. Univ "RINH." - Rostov N / A, 2004.

24. Pilivanova, E. Features of macro-and micro-functioning of modern retailing [Text] / E. Pilivanova // modern logistics technologies and strategies (shopping mall): monograph / scientific. Ed. AU Al-bekov. - Rostov N / A: Publishing and Printing Complex RGEU (RSEU), 2013.

25. Puchkova E.M. Transformation of the structure of trade processes at the present stage // Regional economy: theory and practice. - 2010. - № 22 (157).

26. Radaev V.V. Russian seizure of territories: the business strategies of retailers in the 2000s .: Preprint WP4 / 2005/03. - M.: HSE, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.