Евдокимова М. К. |
Институциональная адаптация ^
организаций торговли
Евдокимова Марина Константиновна
Санкт-Петербургский государственный торгово-экономический университет Аспирант кафедры экономики организации и ценообразования [email protected]
РЕФЕРАТ
В статье рассмотрены современные подходы к определению содержательного инструментария институциональной адаптации организаций торговли. Подробно раскрывается содержание такой адаптации, ее формы, виды и классификация с учетом влияния внутренней и внешней институциональной среды. Определена ее связь с финансово-экономическими показателями хозяйственной деятельности предприятия, с положением организации на рынке, ее имиджем, целями развития, в том числе с институциональной политикой и институциональной стратегией организации. Сформулированы показатели для анализа процесса институциональной адаптации организаций торговли.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
институты, организации торговли, институциональная адаптация, содержание, формы, виды и классификация институциональной адаптации, институциональная политика и институциональная стратегия организации, показатели анализа процесса институциональной адаптации
Evdokimova M. K.
Institutional Adaptation of Trade Evdokimova Marina Konstantinovna
Saint-Petersburg State university of Trade and Economics (Saint-Petersburg, Russian Federation) Graduate Student of the Chair of Economics of the organization and pricing [email protected]
ABSTRACT
The article considers the modern approaches to the definition of a pithy institutional adaptation tools of trade organizations. The content of institutional adaptation, its forms, types and classification with the influence of internal and external institutional environment is considered in details. The relation of institutional adaptation to the financial and economic indicators of business is defined, as well as the position of the organization in the market, its image, the development objectives, including institutional policies and institutional strategies of the organization. The indicators for analysis of the process of institutional adaptation of trade organizations have been formulated.
KEYWORDS
institutions, trade organizations, institutional adaptation, content of institutional adaptation, forms, types and classification of institutional adaptation, institutional policy and institutional strategy of the organization, indicators of the analysis of the process of institutional adaptation
Формирование и развитие бизнеса в любом секторе народного хозяйства, в том числе в сфере торговли, напрямую определяется своевременностью и полнотой институциональной адаптации хозяйствующих субъектов. По сути, речь идет, с одной стороны, о приспособлении к нормам и правилам, определяющим функционирование организаций торговли извне и внутри организации, и, с другой стороны, о трансформации этих правил.
Исходя из так называемой «дуэтной», или «бинарной», трактовки институтов в формулировке А. Е. Шаститко, в соответствии с которой «...в дальнейшем институты будут рассматриваться, как наборы правил, выполняющих функцию ограничений, и соответствующих им механизмов обеспечения» [3, с. 84], при рассмотрении институциональной адаптации организаций торговли необходимо обратить внимание не только на важность приспособления хозяйствующих субъектов к имеющимся нормам развития бизнеса, но и на механизмы, способы, с помощью которых такое приспособление может быть достигнуто.
При этом будем исходить из широкой трактовки адаптивных механизмов или инструментов институциональной адаптации, которые представляют собой набор процедур анализа, планирования, прогнозирования, регулирования, стимулирования развития хозяйствующих субъектов торговли, которые, в свою очередь, можно рассматривать как подсистемы системы институциональной адаптации, затрагивающей широкий спектр итераций по установлению институционального состояния хозяйствующего субъекта, формулировке его институциональной стратегии и институциональной политики.
Институциональная адаптация теснейшим образом связана с динамикой продаж хозяйствующего субъекта, исчислением его финансовых результатов и, следовательно, определением различных моделей рентабельности, поскольку либо организация показывает весь объем продаж, либо «показывает только часть айсберга», реализуя так называемый «девиантный тип» поведения. В этом смысле можно говорить о том, что институциональная адаптация является важнейшим фактором, определяющим основные показатели хозяйственной деятельности предприятия.
Выбор конкретных форм институциональной адаптации хозяйствующим субъектом тесно связан с положением организации на рынке, ее имиджем, целями развития, в том числе с институциональной политикой и институциональной стратегией организации. Поэтому конкретные задачи институциональной адаптации не могут рассматриваться в отрыве друг от друга. Адаптивные механизмы могут преследовать самые разнообразные цели, затрагивающие элементы как внутренней, так и внешней институциональной среды. На примере такого адаптивного механизма предприятия торговли, как ценовые инструменты, можно утверждать, что и потребитель включается в этот адаптивный процесс, поскольку затрачивает материальные средства и моральные усилия на поиск необходимого ему товара и его приобретение.
Кроме того, для покупателя важны затраченное время и ценовой уровень, а именно последний показатель — «ценовой уровень» — является сосредоточением институциональных отношений — через формирование затратного механизма и официальной выручки, размера превышения средних цен и т. д. Поэтому именно через данный показатель происходит непосредственный выход на потребителя и именно с его помощью потребитель принимает решение о покупке.
В зависимости от того, какой признак положен в основу классификации институциональной адаптации, ее виды можно дифференцировать (табл. 1). Выбор того или иного вида институциональной адаптации зависит, в значительной степени, от особенностей внутренней и внешней институциональной среды хозяйствующего субъекта, их структуры.
Если речь идет о внутренней институциональной среде, то у хозяйствующего субъекта возникает широкий спектр возможностей, реализация которых связана с достижением оптимального функционирования в результате тщательного обоснования хозяйственной деятельности и ее нормопроцессов в областях маркетинга, планирования, бюджетирования, стимулирования, учетной политики и т. д. Выбор тех или иных вариантов этих процессов достаточно обширен и требует перманентных расчетов эффективности хозяйственной деятельности организации.
Таблица 1
Классификация видов институциональной адаптации
Признак классификации Вид институциональной адаптации
По содержанию сегмента институциональной среды Институциональная адаптация к внешней институциональной среде и институциональная адаптация к внутренней институциональной среде
В зависимости от характера государственного регулирования Свободная адаптация (осуществляемая хозяйствующим субъектом) и адаптация, регулируемая государством
В зависимости от содержания производимых преобразований Пассивная адаптация и активная адаптация
В зависимости от вида используемых инструментов Формальная адаптация, неформальная адаптация, смешанная адаптация
По способу установления Институциональная адаптация с помощью анализа, институциональная адаптация с помощью планирования, институциональная адаптация с помощью прогнозирования, институциональная адаптация с помощью регулирования, институциональная адаптация с помощью стимулирования, институциональная адаптация с помощью бюджетирования и т. д.
С учетом фактора времени Перманентная адаптация и адаптация единовременная
По объекту трансформации Параметрическая адаптация и структурная адаптация
Что касается конкретной модели эффективности институциональной адаптации организации, то, в зависимости от конкретной ситуации, могут быть использованы различные механизмы оценки. При наладке институциональной адаптации внутри организации речь идет, по сути, об отработке норм эффективного функционирования хозяйственной деятельности по различным социально-экономическим сферам, будь то социальное планирование организации торговли, если оно реализуется в организации, или разработка новой системы стимулирования работников по результатам их труда [2, а 56].
Если же речь идет о внешней институциональной среде, то способов для маневров на социально-экономическом поле у организации торговли становится меньше, коль скоро весь спектр обязательств перед институтами органов государственной власти известен организациям априори и в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть выполнен в полном объеме. Основными институтами, реализующими функции контроля на этом поле, являются Федеральная налоговая служба, Федеральная антимонопольная служба, Государственный комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации, Федеральная таможенная служба, Санитарно-эмидемиологический государственный надзор, Министерство внутренних дел РФ.
В то же время, нельзя не обратить внимания на то обстоятельство, что не все хозяйствующие субъекты в равной мере и в полном объеме выполняют соответствующие обязательства. Некоторые организации, реализуя так называемый «де-виантный тип поведения», стараются минимизировать налоговое бремя, занижают размеры выручки, в итоге, с одной стороны, недоплачивают в государственный
бюджет НДС, налог на прибыль, а с другой стороны, нарушают оптимальные пропорции между заниженными результатами и фактически сложившимися затратами. Так возникают структурные диспропорции в системе корпоративных финансов. Такое положение препятствует объективной оценке деятельности организации, затрудняет прогнозирование показателей институциональной адаптации. Хотя нельзя не признать наличия в этом случае элементов «отрицательной адаптации» организаций.
Говоря об институциональной адаптации хозяйствующего субъекта, функционирование которого нацелено на длительную перспективу, следует указать не только на социальную ответственность бизнеса за участие в реализации социально-экономических программ, но и на необходимость формирования критерия институциональной адаптации. На наш взгляд, роль такого критерия может выполнить обеспечение устойчивости социально-экономического развития организации торговли.
В зависимости от характера государственного регулирования можно выделить так называемую «свободную адаптацию», определяемую управленческими решениями исключительно хозяйствующего субъекта, его приказами, распоряжениями и т. д., и адаптацию, регулируемую государством, определяемую законодательством РФ. В рамках последней хозяйствующему субъекту важно очертить набор институциональных препятствий, сдерживающих его социально-экономическое развитие. Здесь для хозяйствующего субъекта происходит реализация функций социальной ответственности бизнеса, осуществляется выбор типа предпринимательства.
В зависимости от содержания производимых преобразований различают пассивную и активную институциональную адаптацию. В первом случае речь идет о постепенных эволюционных преобразованиях бизнеса посредством внесения некоторых изменений в законодательство РФ, осуществления изменений в учетной политике, внесения корректив в нормопроцессы в части процедур маркетинга, финансового и налогового планирования и т. д. В то время как активная адаптация, на наш взгляд, ассоциируется с качественным преобразованием нормопроцессов бизнеса, с его содержательной трансформацией.
В зависимости от вида используемых инструментов институциональную адаптацию можно представить как формальную, неформальную и смешанную. Известно, что институциональное поле развития хозяйствующих субъектов представлено совокупностью формальных и неформальных правил и норм, составляющих институциональные ограничения организаций отрасли. Формальная институциональная адаптация предприятий торговли предусматривает их функционирование в соответствии с федеральными и региональными законами, указами президента, постановлениями правительства, подзаконными актами, нормативными актами государства, относящимися к деятельности торговых систем, институциональными соглашениями (контрактами) в секторах регулирования.
В свою очередь, неформальная институциональная адаптация связана с использованием таких институциональных инструментов, как привычки, обычаи, традиции, социальные нормы поведения, теневые нормы. В то же время на практике предприятия отрасли сталкиваются с элементами и формальной, и неформальной адаптации, что, в свою очередь, представляет смешанную адаптацию. При этом скорость и качество социально-экономического развития организаций в значительной степени определяются эффективностью сочетания указанных элементов. Примат в этой комбинации с точки зрения институционального развития организаций принадлежит формальной адаптации, определяющей базовые принципы функционирования бизнеса.
Обоснование выбора прогрессивных и современных инструментов формальной и неформальной адаптации подчиняется задаче защиты экономических интересов предприятий торговли и вышеназванному критерию устойчивости развития хозяй-
ствующих субъектов торговли. Общая тенденция развития соотношения между формальной и неформальной институциональной адаптацией связана с вытеснением неэффективных неформальных институтов и минимизацией девиантности хозяйствующих субъектов.
Формальная адаптация хозяйствующего субъекта является набором ответных действий на институциональное государственное регулирование, отраслевое, региональное, корпоративное регулирование, а также регулирование малого предпринимательства. Неформальная институциональная адаптация, в свою очередь, является реакцией предприятия на институциональное регулирование в указанных пяти блоках, с добавлением ответных действий на правила теневой экономики.
Необходимо отметить положительную роль неформальной адаптации, не противоречащей закону, которая занимает нишу, не заполненную формальной адаптацией, и содействует экономическому росту предприятий торговли в указанных секторах. Таким образом, вариант смешанной институциональной адаптации встречается в развитии предприятий торговли весьма часто. При этом структура институциональной базы адаптации предприятий торговли включает формальные и неформальные взаимодействия организаций с налоговыми инспекциями, таможенными службами, организациями государственной статистики, регистрационными палатами, государственным нотариатом, органами сертификации и лицензирования и т. д.
Критерий достижения оптимального соотношения между формальной и неформальной институциональной адаптацией проявляется через устойчивость исследуемой экономической системы. При этом нельзя недооценивать влияние бизнеса на социально-экономическое развитие общества в условиях свободы социальной ответственности при сохранении привычек, обычаев и традиций отечественного ритейла.
По способу установления можно выделить такие виды институциональной адаптации, как институциональная адаптация с помощью анализа, институциональная адаптация с помощью планирования, институциональная адаптация с помощью прогнозирования, институциональная адаптация с помощью регулирования, институциональная адаптация с помощью стимулирования, институциональная адаптация с помощью бюджетирования и т. д.
Институциональная адаптация с помощью анализа (примеры показателей для анализа представлены в табл. 2) [1, а 465] является предшествующей фазой принятия управленческих решений по вопросам институционального проектирования организации торговли. С помощью анализа можно описать эволюцию изменения характеристик и переменных параметров институциональной системы за предшествующий период. Этот вид институциональной адаптации является основой для реализации институциональной адаптации с помощью планирования и прогнозирования. При этом может быть использована гипотеза о том, что основные тенденции институционального развития предприятия сохраняются на период планирования и прогнозирования. В противном случае возникает необходимость обосновать направление их изменений в перспективе, т. е. основной предпосылкой является инерционность институциональной системы.
С учетом фактора времени можно выделить такие виды адаптации хозяйствующего субъекта, как единовременную институциональную адаптацию и перманентную адаптацию. При единовременной институциональной адаптации хозяйствующий субъект в соответствии с законодательством сталкивается с необходимостью выполнения его норм, в частности, в области регистрации, лицензирования, банкротства в части законодательства о предпринимательстве. Если же речь идет о постоянной институциональной адаптации, то здесь следует понимать перманентные приспособления к изменяющимся нормам бизнеса, например, изменениям налогового законодательства.
Таблица 2
Показатели для анализа институциональной адаптации
Направление (процедуры) анализа адаптации Показатель
1. Институты инновационные Ин — количество инновационных институтов
2. Формальные институты, обеспечивающие развитие торговли И — общее количество формальных институтов, обеспечивающих развитие торговли
3. Уровень освоения инновационных институтов институциональной среды (Ун) Ин : И
4. Формальные институты внешней среды, обеспечивающие развитие торговли Ифе — количество формальных институтов внешней среды, обеспечивающих развитие торговли
5. Формальные и неформальные институты внешней среды, обеспечивающие развитие торговли Ифне — общее количество формальных и неформальных институтов внешней среды, обеспечивающих развитие торговли
6. Уровень использования формальных институтов внешней среды, обеспечивающих развитие предприятия торговли (Уф) Ифе : Ифне
7. Формальные институты внутренней среды, обеспечивающие развитие торговли Ифу — количество формальных институтов внутренней среды, обеспечивающих развитие торговли
8. Формальные и неформальные институты внутренней среды, обеспечивающие развитие торговли Ифну — общее количество формальных и неформальных институтов внутренней среды, обеспечивающих развитие торговли
9. Уровень использования формальных институтов внутренней среды, обеспечивающих развитие предприятия торговли (Уфу) Ифу : Ифну
10. Институты-трансплантанты Итр — общее количество институтов-трансплантантов
11. Уровень использования институтов-трансплантантов в хозяйственной деятельности предприятия торговли Итр : И
12. Институты внутренней среды, отрицательно влияющие на развитие торговли Иувн — количество институтов внутренней среды, отрицательно влияющих на развитие торговли
13. Институты внутренней среды Иу — количество институтов внутренней среды
14. Доля внутренних институциональных ловушек (Ду) Иувн : Иу
Направление (процедуры) анализа адаптации Показатель
15. Институты внешней среды, отрицательно влияющие на развитие торговли Иео — количество институтов внешней среды, отрицательно влияющих на развитие торговли
16. Институты внешней среды Ие — количество институтов внешней среды
17. Доля внешних институциональных ловушек (Де) Иео : Ие
По объекту трансформации можно выделить параметрическую институциональную адаптацию и структурную институциональную адаптацию. Первая позволяет оценить институциональное состояние хозяйствующего субъекта с помощью совокупности показателей, а не только вербально. Структурная институциональная адаптация позволяет оценивать изменения в институциональных средах предприятия — внутренней и внешней.
Представленные соображения по классификации видов адаптации составляют теоретические предпосылки при принятии управленческих решений по формированию институциональной политики социально-экономического развития хозяйствующих субъектов торговли.
Литература
1. Переверзева Т. А. Формирование институциональной торговой политики // Проблемы современной экономики. 2010. № 3.
2. Переверзева Т. А. Методические основы структуризации институциональной торговой среды и оценка ее влияния на развитие предприятий торговли // Вестник Российской академии естественных наук. 2011. № 1.
3. Шаститко А. Е. Неоинституциональная экономическая теория. М. : Теис, 1998. 419 с.
References
1. Pereverzeva T. A. Formation of an institutional trade policy [Formirovanie institutsional'noi tor-govoi politiki] // Problem of modern economy [Problemy sovremennoi ekonomiki]. 2010. N 3.
2. Pereverzeva T. A. Methodical bases of structurisation of the institutional trade environment and assessment of its influence on development of trade enterprises [Metodicheskie osnovy struk-turizatsii institutsional'noi torgovoi sredy i otsenka ee vliyaniya na razvitie predpriyatii torgovli] // Bulletin of the Russian Academy of Natural Sciences [Vestnik Rossiiskoi akademii estestvennykh nauk]. 2011. N 1.
3. Shastitko A. E. Neoinstitutional economic theory [Neoinstitutsional'naya ekonomicheskaya teo-riya]. M. : Teis, 1998. 419 p.