Научная статья на тему 'Формирование институциональной торговой политики'

Формирование институциональной торговой политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
374
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
институциональная торговая политика / институциональная среда

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Переверзева Т. А.

В статье рассмотрены вопросы определения институциональной торговой политики, как механизма управления, оказывающего влияние на институты, институциональную среду. Предложена общая схема составляющих институциональной торговой политики, включающая цель, задачи и частные механизмы реализации институциональных изменений. Оценка результативности институционального регулирования производится на основе данных постоянного мониторинга институциональной среды с помощью рейтинговых таблиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование институциональной торговой политики»

ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ

Т.А. Переверзева,

доцент кафедры экономики торговли Санкт-Петербургского торгово-экономического института, кандидат экономических наук aterina30@ramЫer.ru

В статье рассмотрены вопросы определения институциональной торговой политики, как механизма управления, оказывающего влияние на институты, институциональную среду. Предложена общая схема составляющих институциональной торговой политики, включающая цель, задачи и частные механизмы реализации институциональных изменений. Оценка результативности институционального регулирования производится на основе данных постоянного мониторинга институциональной среды с помощью рейтинговых таблиц.

Ключевые слова: институциональная торговая политика, институциональная среда

УДК 339.008.2 ББК 65.42

Институциональная политика рассматривается в экономической литературе неоднозначно. Одни авторы говорят о целесообразности включения институциональной составляющей в стратегию развития предприятия [2, 5], другие, применительно к экономической организации, пытаются выделить два вида институциональной политики: внешнюю (общефедеральную, региональную, муниципальную, межфирменную) и внутреннюю (внутрифирменную, внутрипроизводственную).

Расхождение существует в трактовке взаимодействия институциональной среды и институциональной политики. Например, А.Д. Максимов считает, что совокупность адаптационных реакций и воздействий на институциональную среду формирует институциональную политику, при этом институциональная политика производна от влияния противодействующих факторов [1]. Д. Мэхон и др. [2] считают, что в ряде случаев традиционные технологии оказываются неэффективными, поскольку определяющим фактором, влияющим на деятельность организации, оказываются изменения в политической и социальной составляющих окружающей среды.

На наш взгляд, такой широкий спектр суждений связан с отсутствием попыток использовать положения фундаментальной теории политики [4]. Нам представляется более предпочтительным для исследований использование определения, характеризующего политику как деятельность институтов, в которых воплощается власть. Отсюда формируется определение институциональной политики как управления институтами, институциональной средой с помощью различных методов.

Приведенное определение институциональной политики изначально предполагает необходимость формирования механизма управления, оказывающего влияние на институты, институциональную среду, с использованием различных комбинаций методов воздействия на порядок институционализации.

Содержание институциональной политики в торговле предполагает, с одной стороны, обеспечение действенности институтов, с другой — совокупность направлений и методов контроля за функционированием институтов. Этот процесс должен носить ситуативный характер и учитывать реально сложившиеся ограничения в организации работы институтов, исходя из: целей развития хозяйствующих субъектов; источников возникновения неформальных институтов; несостоятельности рынка в решении конкретных проблем, например, кредитно-финансовых; реальных возможностей формальных институтов.

Институциональная политика должна исходить из экономической политики, т.к. она отражает общественный строй и экономическую структуру общества. Экономическую систему невозможно понять без объяснений того, кто и с какими целями осуществляет институциональную власть. Этот тезис мы выдвигаем исходя из теоретических положений В. Ойкена об экономической теории и экономической власти. Он пишет: «Если экономическая теория разработана правильно, то она не только совместима с проявлениями экономической власти, но и абсолютно необходима для познания феномена экономической власти» [3, с.252]. Следовательно, важной характеристикой институциональной политики является ее зависимость от принятого экономического порядка, который проявляется в

существовании различных конкретных экономических условий на федеральном, региональном, отраслевом уровнях, а также на уровне хозяйствующих субъектов.

Все многообразие устремлений отдельных отраслевых, региональных, межотраслевых групп должно получить свое отражение в институциональной торговой политике, которая становится главным механизмом, приводящим в действие институциональную среду. То есть институциональная политика — это не адаптация к институциональной среде, не производная от результатов различных противодействий. Она — механизм отстаивания интересов субъектов рынка в формируемой институциональной среде.

В зависимости от масштабности можно выделить институциональную торговую политику: государственную (на макроуровне), региональную, отраслевую и субъектов хозяйствования. Все они находятся в тесной взаимосвязи при ведущей роли институциональной торговой политики государства, которая определяет условия формирования институциональной деятельности на всех уровнях. Общий механизм функционирования институциональной среды, представленный в виде институциональной торговой политики, предполагает наличие частных механизмов, обеспечивающих жизнедеятельность институциональной среды. Для целей нашего исследования представляет интерес механизм, обеспечивающий эволюционность, последовательность функционирования норм и институтов, и обеспечивающий порядок в организации функционирования институциональной среды при постоянной организационной ее трансформации в целом и по ее составляющим в лице хозяйствующих субъектов.

Общая схема составляющих институциональной торговой политики для всех уровней может быть представлена следующим образом — определение цели, задач и механизмов реализации институциональных изменений.

Целью является развитие институциональной деятельности, направленной на подъем экономики и повышение ее эффективности.

К задачам следует отнести:

— обеспечение сбалансированности воспроизводственной структуры экономики;

— реализация программы по эффективному мониторингу институциональной среды;

— формирование и поддержка устойчивости институциональных систем и сред;

— обеспечение сочетания интересов хозяйствующих субъектов, групп специальных интересов с публичными интересами;

— выбор и поддержка отдельных интересов и норм;

— формирование и разработка институтов — показателей, характеризующих функционирование институциональной деятельности;

— трансплантация институтов и норм;

— проектирование институтов и норм.

Общий механизм управления институциональной средой, очерченный принятой институциональной политикой, одновременно предполагает частные механизмы по реализации власти, определяющие порядок, эволюционность развития и условия

Система определения рейтинга институциональной среды

Таблица 1

Показатели Методы расчета

1.Рост объемов деятельности (В) В = Впрог/ Вфак, где Впрог — прогнозируемый объем деятельности; Вфак — фактический объем деятельности.

2.Доля институтов внешней институциональной среды, имеющих отношение к торговле (Де) Де = ^ТИе / ^Ие, где ТИе — институты внешней институциональной среды, имеющие отношение к торговле; Ие — институты внешней среды.

3. Комплексная оценка положительного влияния внутренней институциональной среды на торговлю (КВу) п п КВу = ХТИу+ / £ТИу , i=1 i=1 где ТИу+ — институты внутренней среды, положительно влияющие на развитие торговли; ТИу — институты внутренней среды, имеющие отношение к торговле.

4. Комплексная оценка положительного влияния внешней институциональной среды на торговлю (КВе) п п КВе = ХТИе+ / £ТИе, i=1 i=1 где ТИе+ — институты внешней среды, положительно влияющие на развитие торговли; ТИе — институты внешней среды, имеющие отношение к торговле.

5. Доля неформальных торговых институтов во внутренней институциональной среде (Дну) п п Дну = £Ину / £Иу , i=1 i=1 где Ину — неформальные институты внутренней среды; Иу — институты внутренней среды.

6. Доля внутренних институциональных ловушек (Лу) п п Лу = £Иу- / £Иу , i=1 i=1 где Иу- — институты внутренней среды отрицательно влияющие на развитие торговли; Иу - институты внутренней среды.

7. Доля внешних институциональных торговых ловушек (Ле) п п Ле = ХИе- / ХИе, i=1 i=1 где Ие- — институты внешней среды отрицательно влияющие на развитие торговли; Ие — институты внешней среды.

8. Доля системообразующих институтов внутренней институциональной среды (Дсу) п п Дсу = £Ису / £Иу , i=1 i=1 где Ису — системообразующие институты внутренней среды; Иу- институты внутренней среды.

9. Доля системообразующих институтов внешней институциональной среды (Дсе) п п Дсе = £Исе / £Ие , i=1 i=1 где Исе — системообразующие институты внешней среды; Ие - институты внешней среды.

10. Устойчивость внешней институциональной среды, определяемая с помощью коэффициента алиенации (Ае) Ае = 100 (1 - Де), где Де — коэффициент детерминации внешней институциональной среды.

11. Устойчивость внутренней институциональной среды, определяемая с помощью коэффициента алиенации (Ау) Ау = 100 (1 - Ду), где Ду — коэффициент детерминации внутренней институциональной среды.

12. Уровень открытости институциональной среды (Уо) п п Уо = ^Итр / £И , i=1 i=1 где Итр — институты-трансплантанты; И - общее количество формальных институтов внешней и внутренней среды, обеспечивающих развитие торговли.

13. Формальная институциональная власть внутренней среды (Вфу) п п Вфу = £Ифу / £Ифну , i=1 i=1 где Ифу — формальные институты внутренней среды, обеспечивающие развитие торговли; Ифну - общее количество формальных и неформальных институтов внутренней среды, обеспечивающих развитие торговли.

14. Формальная институциональная власть внешней среды (Вфе) п п Вфе = £Ифе / £Ифну , i=1 i=1 где Ифе — формальные институты внешней среды, обеспечивающие развитие торговли; Ифне - общее количество формальных и неформальных институтов внешней среды, обеспечивающих развитие торговли.

15. Уровень инновационной составляющей институциональной среды (Ун) п п Ун = ^Ин / £И , i=1 i=1 где Ин — институты инновационные; И — общее количество формальных институтов, обеспечивающих развитие торговли.

Таблица 2

Балловая классификация показателей по определению рейтинга институциональной среды

Показатели Нормативные значения уровней развития показателей институциональной среды

1 уровень (3 балла) 2 уровень (2 балла) 3 уровень (1 балл)

1. Рост объемов деятельности — В Увеличение Отсутствует рост Уменьшение

2. Доля институтов внешней институциональной среды, имеющих отношение к торговле — Де Присутствует Присутствует незначительно Отсутствует

3. Комплексная оценка положительного влияния внешней институциональной среды на торговлю — Кве Присутствует Почти присутствует Отсутствует

4. Комплексная оценка положительного влияния внутренней институциональной среды на торговлю — Кву Присутствует Почти присутствует Отсутствует

5. Доля неформальных торговых институтов во внутренней институциональной среде — Дну Присутствует Почти присутствует Отсутствует

6. Доля внутренних институциональных торговых ловушек — Лу Присутствует Почти присутствует Отсутствует

7. Доля внешних институциональных торговых ловушек — Ле Присутствует Почти присутствует Отсутствует

8. Доля системообразующих институтов внутренней институциональной среды — Дсу. Присутствует Почти присутствует Отсутствует

9. Доля системообразующих институтов внешней институциональной среды — Дсе. Присутствует Почти присутствует Отсутствует

10. Устойчивость внешней институциональной среды, определяемая с помощью коэффициента алиенации — Ае До 0,25 0,25-0,75 >0,75

11. Устойчивость внутренней институ-циональной среды, определяемая с помощью коэффициента алиенации — Ау До 0,25 0,25-0,75 >0,75

12. Уровень открытости институциональной среды — Уо Присутствует Почти присутствует Отсутствует

13. Формальная институциональная власть внутренней среды — Вфу Присутствует Почти присутствует Отсутствует

14. Формальная институциональная власть внешней среды — Вфе Присутствует Почти присутствует Отсутствует

15. Уровень инновационной составляющей институциональной составляющей — Ун Присутствует Почти присутствует Отсутствует

функционирования институциональной среды при постоянной ее трансформации.

Прежде чем рассматривать указанные механизмы управления институциональной средой, необходимо произвести общую оценку состояния институциональной среды. Результативность общего механизма управления должна получить отражение на основе данных постоянного мониторинга институциональной среды с помощью рейтинговых таблиц.

Предлагаемая методика определения рейтинга институциональной среды представляет собой способ агрегации частных показателей в более общий, характеризующий относительные позиции хозяйствующих субъектов или территорий в части влияния на экономическое развитие. Она включает следующие этапы.

Первый этап — отбор рейтинговых показателей, значения которых постоянно связаны с количественной оценкой институциональной среды. Отбор осуществляется на основе теоретического и практического анализа. Каждый показатель должен характеризовать свойство или фактор институциональной среды. С учетом рассмотренных факторов, оказывающих влияние на институциональную среду, мы считаем

Классы рейтинга

целесообразным использовать следующие показатели, представленные в табл. 1.

Второй этап методики формирования рейтинга институциональной среды предполагает начисление баллов по каждому из факторов (показателей), исходя из принятого размера шкалирования. Суть шкалирования состоит в приведении показателей, измеренных в разных единицах к безразмерным величинам. Балловую классификацию показателей по определению рейтинга институциональной среды предполагается проводить по трехбалльной системе (табл. 2).

Третий этап — агрегирование шкалированных показателей в итоговый сводный, который представляет собой арифметическую сумму баллов, рассчитанных на втором этапе. Мы предлагаем следующую классификацию рейтинга институциональной среды.

Безусловно, приведенные характеристики классов рейтинга институциональной среды не могут жестко выполняться, возможны и скачки по уровням отнесения показателей. Сводные балловые оценки и соответствующие им классы рейтинга институциональной среды позволяют властным структурам оценивать свои возможности по управлению экономическими процессами.

Таблица 3

туциональной среды

Класс рейтинга Характеристика институциональной среды Расположение показателей по уровням оценок Сумма баллов

Высокий Рост объема деятельности. Отличные характеристики функционирования внешней и внутренней институциональной среды. Все показатели относятся к первому уровню оценок. 45

Первый Общие экономические показатели и показатели внешней институциональной среды создают благоприятные условия развития. Показатели внутренней институциональной среды свидетельствуют о наличии трудностей в ее развитии. Показатели развития внутренней институциональной среды относятся ко второму уровню оценок, остальные к первому. 44-35

Второй Затухающие темпы роста всех показателей после достижения пиковых уровней их развития в прошлом Все показатели относятся ко второму уровню оценок 34-25

Третий Имеются признаки напряженности развития общих показателей и показателей внутренней и внешней институциональной среды Почти все показатели находятся в третьей зоне 24-15

Литература

1. Максимов А.Д. Экономические организации и институциональные аспекты их развития. — Екатеринбург: ИЭ, 2002. Ч.2. Институциональная среда и институциональная политика. 2003. — 75 с.

2. Мэхон Д., Биджелоу Б., Фаэй Л. Политическая стратегия: управление политической и социальной средой // Курс МБА по стратегическому менеджменту / Под ред. Л.Фаэя, Р.Рэнделла. — М.: Альпина Паблишер, 2002 — 608 с.

3. Ойкен В. Основы национальной экономики. — М.: Экономика, 1996 — 349 с.

4. Теория политики / Под ред. Б.В. Исаева. — СПБ.: Питер, 2008. — 460 с.

5. Татаркин А.И., Романова О.А., Ткаченко И.Н. Становление и развитие внутрифирменных институтов корпоративного управления // Экономическая наука современной России. — 2000. — № 3-4. — С.22-34.

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВЛИЯНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ФАКТОРОВ

Э.А. Омаров,

доцент кафедры промышленного и гражданского строительства Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета, докторант Дальневосточного государственного университета путей сообщения, кандидат экономических наук

О.К. Цапиева,

заместитель директора по научной работе Института социально-экономических исследований Дагестанского научного центра Российской академии наук (г. Махачкала),

доктор экономических наук, профессор t-ok@rambler.ru

В статье представлены математические модели влияния различных факторов на уровень использования производственного потенциала

Ключевые слова: математическое моделирование, производственный потенциал, интенсивность, качественные и количественные переменные

ББК У9(2)-57(2Р)

Математическое моделирование является одним из главных инструментов исследования взаимосвязей различных явлений и процессов. Технологические связи, как известно, моделируются с помощью методов одно- и многофакторного корреляционного и регрессионного анализа. Для социально-экономических связей характерны корреляционные, так как процессы в этой сфере протекают под влиянием различных неучтенных, неуправляемых факторов.

Математическое моделирование причинно-следственных взаимосвязей предполагает прохождение следующих этапов:

1) Спецификация модели — это определение формы модели (одно- или многофакторная, линейная или нелинейная) и выбор факторов, в наибольшей степени влияющих на данный показатель.

2) Параметризация модели, которая состоит в определении оценок параметров, входящих в модель.

3) Верификация модели, заключающаяся в определении характеристик для проверки значимости составленной модели.

На повышение интенсивности использования производственного потенциала (У) влияют различные составляющие производственного процесса. Таких факторов несколько. В данной работе акцентируется внимание на пяти из них. Эти факторы основываются на данных, полученных органолептическим методом. Они основаны на результатах деятельности предприятия и восприятия администрацией фирм влияния на уровень использования производственного потенциала этих факторов и выражаются через индексы. Эти индексы разложены по степеням, которые легли в основу расчетов математической модели.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проведем расчеты, исходя из параметров представленных в табл.1. Данные таблицы составлены экспертным путем. Расчеты сделаны на примере предприятия ООО «Каскад» и использован только один фактор — индекс использования административного ресурса.

Каждая составляющая (их всего пять) по разному влияет на повышение интенсивности использования производственного потенциала (У) и имеет разные уровни значимости.

Обозначим фактор — процент использования производственного потенциала через Х. Это количественная экономическая переменная, представленная в баллах 0 < Х < 1.

На составляющие У влияют также качественные характеристики (структурные переменные). Обозначим одну из этих характеристик как степень уверенности. Степень уверенности имеет следующие градации: А — абсолютная; В — уверен; С — предполагаю. Тогда количественное значение зависимой переменной У (представлена в балльной системе 0 < У < 1) зависит от показателя — фактора степени важности Х и качественной переменной 7 (уровень уверенности).

Составим математическую модель, связывающую данные факторы в предположении, что показатель У линейно зависит от них.

Тогда,

У, = Л, + Ь1 х X + С1 х ^ + d| х г2 + I,,

(1)

где i = 1, 2, 3, 4, 5 (составляющие производственного процесса); Ai, Ы, С, dl — неизвестные параметры каждого вида модели, подлежащие определению с помощью метода наименьших квадратов среднеквадратичного приближения функций; I — случайная

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.