Научная статья на тему 'Институциональное обеспечение управления малым бизнесом в регионе'

Институциональное обеспечение управления малым бизнесом в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
185
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петрова Г. Д., Давыдова В. Ю.

Статья посвящена проблемам институциональной организации региональной экономики, что является важнейшим фактором современного социально-экономического развития регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONAL MAINTENANCE OF SMALL BUSINESS MANAGEMENT IN THE REGION

This article is devoted to the problems of institutional organization of regional economy which is the major factor of modern social-economic development of regions.

Текст научной работы на тему «Институциональное обеспечение управления малым бизнесом в регионе»

УДК 334.7(470.334)

Г.Д. Петрова, В.Ю.Давыдова*

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ МАЛЫМ БИЗНЕСОМ В РЕГИОНЕ

Статья посвящена проблемам институциональной организации региональной экономики, что является важнейшим фактором современного социально-экономического развития регионов.

Ключевые слова: институты, малый бизнес, регион, управление.

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена необходимостью институциональной организации региональной экономики. Главное сосредоточение в институциональной теории — это институты, создаваемые людьми когнитивные границы, которые структурируют политические, экономические и социальные взаимодействия. Во взаимодействии институты формализуют, закрепляют сложившуюся систему экономических отношений, которые, в свою очередь, развиваясь под воздействием институциональной среды, обуславливают необходимость совершенствования самих институтов. Институциональная организация региональной экономики является важнейшим фактором современного социально-экономического развития регионов. В этой связи на уровне регионов должны быть сформированы социально-экономические и институциональные фундаменты рыночной экономики, что предполагает отбор институтов взаимодействия органов власти, бизнеса и населения для дальнейшего поступательного экономического развития региона. От того, насколько оптимально сформированы структуры институтов согласования интересов государства, населения и бизнеса в регионе, зависит возможность эффективного развития экономики в нем. Формирование инфраструктуры малого бизнеса позволит этим предприятиям определять оптимальное сочетание и размещение по всем направлениям экономической деятельности.

Поддержка субъектов малого предпринимательства в регионах осуществляется путем предоставления комплекса услуг по следующим аспектам ведения предпринимательской деятельности: обеспечение доступа к финансовым ресурсам посредством предоставления займов, кредитов; информационная и юридическая поддержка; участие в совершенствовании законодательства и нормативно-правовой базы в интересах малого предпринимательства; отбор и продвижение бизнес-проектов; профессиональная подготовка кадров и т. д. В каждом регионе реализуется своя программа поддержки путем разработки модели институционально-факторной инфраструктуры малого бизнеса, внедрение и использование которой в полном объеме позволили бы регионам увеличить долю малого бизнеса в ВРП.

* © Петрова Г.Д., Давыдова В.Ю., 2012

Петрова Галина Дмитриевна (alibipro@mail.ru), кафедра менеджмента Чувашского государственного педагогического университета имени И.Я. Яковлева, 428000, Российская Федерация, г. Чебоксары, ул. К. Маркса, 38.

Давыдова Вера Юрьевна (veradavydova@mail.ru), кафедра философии, истории и педагогики Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации, 428025, Российская Федерация, г. Чебоксары, пр. М. Горького, 24.

Институциональное обеспечение управления малым бизнесом в регионе 173

Власть на региональном уровне выступает в качестве агента федерального правительства в осуществлении функций гаранта по спецификации и защите прав отдельный: индивидов при производстве общественных благ и услуг. В рассматриваемом случае региональная власть выступает проводником согласованной в обществе социально-экономической политики, гарантом единого экономического пространства, соблюдая единые требования на всех территориях. Тем не менее региональная власть является однозначным агентом населения данного региона, который соблюдает интересы своей территории. Это говорит о том, что региональная власть с учетом региональной специфики и местных ресурсов должна дополнять определение прав, свобод и гарантий с учетом условий воспроизводства и использования местных ресурсов.

Согласно теории институциональных изменений Д. Норта, «субъектом институциональных изменений является индивидуальный предприниматель, реагирующий на стимулы, заложенные в нституциональной системе» [1, с. 108]. Исследуя среду деятельности экономических организаций в частном секторе, предпринимателя можно охарактеризовать как владельца прав собственности, ведущего отбор институтов для хозяйственной деятельности на основе сопоставления издержек и выгод их использования. «Предприниматели — в политике и в экономике — могут направить свои таланты или знания на поиск выгодных возможностей, оценивая при этом вероятность успеха и рискуя ресурсами организации в целях получения потенциального выигрыша» [1, с. 113].

Итак, можно сделать вывод, что развитие субъектов бизнеса находится в зависимости от институциональной среды в регионе. Взаимодействие экономических отношений и институциональной среды имеет диалектическую взаимосвязь и взаимозависимость, при этом роль институтов сводится к формализации и закреплению сложившихся экономических отношений, а роль экономических отношений, развитие которых зависит от состояния институциональной среды, заключается в воздействии на необходимость совершенствования самих институтов. Государственное регулирование институциональной среды на уровне федерации и регионов должно быть необходимым условием развития всех видов бизнеса. Следует также отметить, что возможны такие организационные, экономические и правовые ситуации, которые в принципе не совпадают по интересам между бизнесом, государством и обществом, когда сложно адекватно оценить интересы всех заинтересованных сторон.

В настоящее время в нашей стране экономические организационно-управленческие отношения субъектов хозяйствования представляют многообразие форм хозяйствования и экономических интересов, которые находятся в определенном противоречии между собой, что требует институционализации как самих экономических отношений, так и действующих и возможных механизмов их согласования. Властные институты в обществе призваны создавать не только общие правила игры, но и дополнять их комплексом нормативно-правовыгх документов, выгзванныгх реальной потребностью хозяйственной жизни. Это предполагает институционализацию многообразных экономических отношений между бизнесом, населением, органами власти и внутри них. Необходимо отметить, что институционализация как необходимое условие фиксации экономических отношений в обществе в различной степени обязательна для всех форм бизнеса. Малый бизнес как на государственном, так и на региональном уровне испытывает наибольшую потребность в институционализации отношений с обществом и государством. В отличие от других развитых стран, где процесс формирования малого предпринимательства, его развитие и роль в экономике носил больше эволюционный и естественный характер, в России в большинстве случаев происходило целенаправленное воздействие государства на формирование предприятий малого бизнеса путем разгосударствления и приватизации. Искусственный и не

продолжительный по времени процесс формирования малого бизнеса в регионах привел к властной зависимости от административных институтов, что фактически противоречит рыночной системе хозяйствования бизнеса, особенно малого. Немаловажной причиной потребности малого бизнеса в институционализации является тот факт, что доля малого бизнеса во всех экономически развитых странах в общем количестве предприятий колеблется от 55 до 95 %, а доля в объеме промышленной продукции и в целом в ВНП достигает 35 — 65 %. В нашей стране средний показатель примерно равен 13 %, в основном это торгово-посредническая деятельность, в то время как в остальных странах малый бизнес имеет инновационную и промышленную направленность.

Создавшаяся ситуация в России с низким уровнем развития малого бизнеса может привести к негативным последствиям в основном рыночного характера. Довольно высокая степень риска функционирования некоторых отраслей приводит к слабой реакции производства на быстро меняющийся рыночный спрос. В большинстве случаев несовершенство развития малого бизнеса в России кроется в слабой организационной базе, неустойчивой институционализации отношений с банками, крупными и средними предприятиями, а также государственными структурами. «...институт формируется в тех случаях, когда экономические отношения неэффективны, либо принятие рыночных отношений невозможно или затруднительно. С другой стороны, общественное предложение институтов может быть выражено через издержки по их созданию и функционированию, или как считал один из основоположников институциональной экономики Дж. Коммонс, издержки по созданию и обеспечению деятельности институтов могут быть определены как общественные затраты, или издержки коллективного действия» [2, с. 32—33]. Итак, отсутствие экономических институтов выражается посредством трансакционных издержек, характеризующих спрос на эти институты, при этом затраты на их создание определяют предложение институтов.

Исследуя процесс потребности в институционализации организационно-экономических отношений, издержках институционализации, экономических и социальных последствиях, приходим к выводу, что необходимо учитывать роль властных институтов, которые осуществляют этот процесс, придавая институционализации экономических отношений правовую и легитимную норму. Специфика российского федеративного устройства такова, что в институционализации экономических отношений принимают участие все ветви власти, но, как правило, это не всегда приводит к согласованности и оперативности принятия решений. Изучив процесс институционализации организационно-экономических отношений по уровням власти, необходимо отметить, что на федеральном уровне должны формироваться общие правила поведения участников хозяйственной деятельности с государственными органами.

По нашему мнению, в вопросах институционализации региональные власти должны институировать управленческие и организационно-экономические отношения по размещению производительных сил, формированию эффективных кластеров, оптимальному использованию природных ресурсов и эффективных форм отношений в бюджетной сфере, способствующих росту собственных доходов участников межбюджетных отношений. На муниципальном уровне органы местного самоуправления должны формировать организационно-экономические отношения, которые направлены на улучшение качества жизни населения и развитие поселений муниципальных образований. Следовательно, институционализация управленческих и организационно-экономических отношений должна создать такие условия, при которых на каждом уровне федеративного устройства можно было бы эффективно решать задачи, стоящие перед отдельными субъектами и территориями в рыночных условиях. Следующим шагом является формирование эффективной институциональной базы управ-

Институциональное обеспечение управления малым бизнесом в регионе 175

ленческих и организационно-экономических отношений в регионе, которая включает систематизацию правовых норм, совершенствование организационных форм (предполагающие объединение, слияние, поглощение экономических ресурсов, факторов экономического роста и формирование организационно-правовых форм институцио-нализации). Проведенный анализ показывает, что институционализация — это согласование экономических интересов всех участников экономических отношений в виде организационно-правовых управленческих решений. Институциональная недостаточность как на федеральном, так и на региональном уровне, по нашему мнению, большей частью вызвана факторами субъективного характера, лоббированием экономических интересов отдельных финансовых структур. «...институциональная недостаточность связана не только и не столько с противоречивостью в системе институтов, сопротивлением действию формальных норм, законодательных актов со стороны неформальных, традиций, привычек, менталитета экономических субъектов, сколько противостоянием групп экономических интересов в процессе институционализации экономики...» [3, с. 8].

Недостаточность институциональных норм вызывает необходимость правового регулирования управленческих и организационно-экономических отношений для эффективного функционирования малого бизнеса. В этой связи необходимо формировать соответствующую нормативно-правовую базу региона, позволяющую эффективно вести бизнес. На наш взгляд, сюда следует отнести следующее: предоставление участникам бизнеса различных льгот для реализации инвестиционных проектов; развитие инфраструктуры для предпринимательства, которая бы рассматривала систему кредитования малого бизнеса за счет средств местного сообщества; формирование региональной информационной системы, правового зонирования территории; доступность информационных ресурсов; систему гаранта и соблюдение законных интересов предпринимателей; организацию на уровне региона союза предпринимателей для эффективного диалога между бизнесом и властью.

Вместе с тем избыточность институциональных норм для малого бизнеса дает право на законное существование институтов и правил, которые, возможно, уже утратили свое значение или их появление было преждевременным, но они требуют затрат на свое воспроизводство и на сегодняшний день являются тормозом в развитии экономических отношений. В связи с этим к избыточности институциональных норм необходимо отнести получение разрешений, согласований, постановку на учет только после проведения платного исследования; оплату постановки на учет в контролирующих и государственных органах; принудительное оформление договорных отношений с определенными структурами и хозяйствующими субъектами; частые внеплановые проверки контролирующих органов; долгое разбирательство в принятии административных решений по заявлениям предпринимателей и множество подобных институциональных норм, не способствующих эффективности бизнеса.

Отличительной для отечественного бизнеса является еще одна институциональная особенность, характеризующаяся соотношением формальных и неформальных институтов. Здесь, с одной стороны, устоявшиеся и востребованные обществом нормы и правила экономического поведения и, с другой стороны, ограничивающие действие тех неформальных институтов, которые могут ослабить действие формальных и сформировать определенный, негативный, неформальный тип экономических отношений. «.во всех звеньях хозяйственного механизма — на рынке капитала, на рынке труда, в отношениях между предприятиями и государством, между различными ветвями и уровнями власти — неписаные правила и договоренности преобладают над требованиями законов, условиями контрактов и другими формальными ограничениями. Даже те

договоры, которые заключаются с соблюдением всех формальностей, воспринимаются участниками как некая условность и исполняются по обстоятельствам.» [4, с. 140].

Мы приходим к мнению, что участие исключительно только органов власти в решении вопросов институционализации экономических отношений ни в коем случае не сможет в полном объеме учесть интересы как власти, так и бизнеса. Это может привести к институционализации экономических интересов только властных структур или только бизнеса. На наш взгляд, рассуждая об институционализации взаимоотношений малого бизнеса и власти, следует придать определенному ряду этих отношений строгий нормативно-правовой статус как принудительный инструмент регулирования отношений малого бизнеса и власти, но с условием контроля соблюдения данной правовой базы.

Библиографический список

1. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997. 180 с.

2. Горбачев A.B. Институционализация корпоративных интересов в условиях трансформирующейся экономике: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.01. Ярославль, 2003. 136 с.

3. Институты и экономические отношения / Н.П. Гибало [и др.]. Кострома: Изд-во КГУ, 2003. 288 с.

4. Капелюшников Р. «Где начало того конца?..» (к вопросу об окончании переходного периода в экономике) // Вопросы экономики. 2001. № 1. С. 138—156.

G.D. Petrova, V.Yu. Davydova*

INSTITUTIONAL MAINTENANCE OF SMALL BUSINESS MANAGEMENT IN THE REGION

This article is devoted to the problems of institutional organization of regional economy which is the major factor of modern social-economic development of regions.

Key words: institutes, small business, region, management.

* Petrova Galina Dmitrievna (alibipro@mail.ru), the Department of Management, Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, 428000, Russian Federation.

Davydova Vera Yurievna (veradavydova@mail.ru), the Department of Philosophy, History and Pedagogy, Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation, Cheboksary, 428025 Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.