УДК 334.7(470.334)
Г.Д. Петрова, В.Ю.Давыдова*
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ МАЛЫМ БИЗНЕСОМ В РЕГИОНЕ
Статья посвящена проблемам институциональной организации региональной экономики, что является важнейшим фактором современного социально-экономического развития регионов.
Ключевые слова: институты, малый бизнес, регион, управление.
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена необходимостью институциональной организации региональной экономики. Главное сосредоточение в институциональной теории — это институты, создаваемые людьми когнитивные границы, которые структурируют политические, экономические и социальные взаимодействия. Во взаимодействии институты формализуют, закрепляют сложившуюся систему экономических отношений, которые, в свою очередь, развиваясь под воздействием институциональной среды, обуславливают необходимость совершенствования самих институтов. Институциональная организация региональной экономики является важнейшим фактором современного социально-экономического развития регионов. В этой связи на уровне регионов должны быть сформированы социально-экономические и институциональные фундаменты рыночной экономики, что предполагает отбор институтов взаимодействия органов власти, бизнеса и населения для дальнейшего поступательного экономического развития региона. От того, насколько оптимально сформированы структуры институтов согласования интересов государства, населения и бизнеса в регионе, зависит возможность эффективного развития экономики в нем. Формирование инфраструктуры малого бизнеса позволит этим предприятиям определять оптимальное сочетание и размещение по всем направлениям экономической деятельности.
Поддержка субъектов малого предпринимательства в регионах осуществляется путем предоставления комплекса услуг по следующим аспектам ведения предпринимательской деятельности: обеспечение доступа к финансовым ресурсам посредством предоставления займов, кредитов; информационная и юридическая поддержка; участие в совершенствовании законодательства и нормативно-правовой базы в интересах малого предпринимательства; отбор и продвижение бизнес-проектов; профессиональная подготовка кадров и т. д. В каждом регионе реализуется своя программа поддержки путем разработки модели институционально-факторной инфраструктуры малого бизнеса, внедрение и использование которой в полном объеме позволили бы регионам увеличить долю малого бизнеса в ВРП.
* © Петрова Г.Д., Давыдова В.Ю., 2012
Петрова Галина Дмитриевна ([email protected]), кафедра менеджмента Чувашского государственного педагогического университета имени И.Я. Яковлева, 428000, Российская Федерация, г. Чебоксары, ул. К. Маркса, 38.
Давыдова Вера Юрьевна ([email protected]), кафедра философии, истории и педагогики Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации, 428025, Российская Федерация, г. Чебоксары, пр. М. Горького, 24.
Институциональное обеспечение управления малым бизнесом в регионе 173
Власть на региональном уровне выступает в качестве агента федерального правительства в осуществлении функций гаранта по спецификации и защите прав отдельный: индивидов при производстве общественных благ и услуг. В рассматриваемом случае региональная власть выступает проводником согласованной в обществе социально-экономической политики, гарантом единого экономического пространства, соблюдая единые требования на всех территориях. Тем не менее региональная власть является однозначным агентом населения данного региона, который соблюдает интересы своей территории. Это говорит о том, что региональная власть с учетом региональной специфики и местных ресурсов должна дополнять определение прав, свобод и гарантий с учетом условий воспроизводства и использования местных ресурсов.
Согласно теории институциональных изменений Д. Норта, «субъектом институциональных изменений является индивидуальный предприниматель, реагирующий на стимулы, заложенные в нституциональной системе» [1, с. 108]. Исследуя среду деятельности экономических организаций в частном секторе, предпринимателя можно охарактеризовать как владельца прав собственности, ведущего отбор институтов для хозяйственной деятельности на основе сопоставления издержек и выгод их использования. «Предприниматели — в политике и в экономике — могут направить свои таланты или знания на поиск выгодных возможностей, оценивая при этом вероятность успеха и рискуя ресурсами организации в целях получения потенциального выигрыша» [1, с. 113].
Итак, можно сделать вывод, что развитие субъектов бизнеса находится в зависимости от институциональной среды в регионе. Взаимодействие экономических отношений и институциональной среды имеет диалектическую взаимосвязь и взаимозависимость, при этом роль институтов сводится к формализации и закреплению сложившихся экономических отношений, а роль экономических отношений, развитие которых зависит от состояния институциональной среды, заключается в воздействии на необходимость совершенствования самих институтов. Государственное регулирование институциональной среды на уровне федерации и регионов должно быть необходимым условием развития всех видов бизнеса. Следует также отметить, что возможны такие организационные, экономические и правовые ситуации, которые в принципе не совпадают по интересам между бизнесом, государством и обществом, когда сложно адекватно оценить интересы всех заинтересованных сторон.
В настоящее время в нашей стране экономические организационно-управленческие отношения субъектов хозяйствования представляют многообразие форм хозяйствования и экономических интересов, которые находятся в определенном противоречии между собой, что требует институционализации как самих экономических отношений, так и действующих и возможных механизмов их согласования. Властные институты в обществе призваны создавать не только общие правила игры, но и дополнять их комплексом нормативно-правовыгх документов, выгзванныгх реальной потребностью хозяйственной жизни. Это предполагает институционализацию многообразных экономических отношений между бизнесом, населением, органами власти и внутри них. Необходимо отметить, что институционализация как необходимое условие фиксации экономических отношений в обществе в различной степени обязательна для всех форм бизнеса. Малый бизнес как на государственном, так и на региональном уровне испытывает наибольшую потребность в институционализации отношений с обществом и государством. В отличие от других развитых стран, где процесс формирования малого предпринимательства, его развитие и роль в экономике носил больше эволюционный и естественный характер, в России в большинстве случаев происходило целенаправленное воздействие государства на формирование предприятий малого бизнеса путем разгосударствления и приватизации. Искусственный и не
продолжительный по времени процесс формирования малого бизнеса в регионах привел к властной зависимости от административных институтов, что фактически противоречит рыночной системе хозяйствования бизнеса, особенно малого. Немаловажной причиной потребности малого бизнеса в институционализации является тот факт, что доля малого бизнеса во всех экономически развитых странах в общем количестве предприятий колеблется от 55 до 95 %, а доля в объеме промышленной продукции и в целом в ВНП достигает 35 — 65 %. В нашей стране средний показатель примерно равен 13 %, в основном это торгово-посредническая деятельность, в то время как в остальных странах малый бизнес имеет инновационную и промышленную направленность.
Создавшаяся ситуация в России с низким уровнем развития малого бизнеса может привести к негативным последствиям в основном рыночного характера. Довольно высокая степень риска функционирования некоторых отраслей приводит к слабой реакции производства на быстро меняющийся рыночный спрос. В большинстве случаев несовершенство развития малого бизнеса в России кроется в слабой организационной базе, неустойчивой институционализации отношений с банками, крупными и средними предприятиями, а также государственными структурами. «...институт формируется в тех случаях, когда экономические отношения неэффективны, либо принятие рыночных отношений невозможно или затруднительно. С другой стороны, общественное предложение институтов может быть выражено через издержки по их созданию и функционированию, или как считал один из основоположников институциональной экономики Дж. Коммонс, издержки по созданию и обеспечению деятельности институтов могут быть определены как общественные затраты, или издержки коллективного действия» [2, с. 32—33]. Итак, отсутствие экономических институтов выражается посредством трансакционных издержек, характеризующих спрос на эти институты, при этом затраты на их создание определяют предложение институтов.
Исследуя процесс потребности в институционализации организационно-экономических отношений, издержках институционализации, экономических и социальных последствиях, приходим к выводу, что необходимо учитывать роль властных институтов, которые осуществляют этот процесс, придавая институционализации экономических отношений правовую и легитимную норму. Специфика российского федеративного устройства такова, что в институционализации экономических отношений принимают участие все ветви власти, но, как правило, это не всегда приводит к согласованности и оперативности принятия решений. Изучив процесс институционализации организационно-экономических отношений по уровням власти, необходимо отметить, что на федеральном уровне должны формироваться общие правила поведения участников хозяйственной деятельности с государственными органами.
По нашему мнению, в вопросах институционализации региональные власти должны институировать управленческие и организационно-экономические отношения по размещению производительных сил, формированию эффективных кластеров, оптимальному использованию природных ресурсов и эффективных форм отношений в бюджетной сфере, способствующих росту собственных доходов участников межбюджетных отношений. На муниципальном уровне органы местного самоуправления должны формировать организационно-экономические отношения, которые направлены на улучшение качества жизни населения и развитие поселений муниципальных образований. Следовательно, институционализация управленческих и организационно-экономических отношений должна создать такие условия, при которых на каждом уровне федеративного устройства можно было бы эффективно решать задачи, стоящие перед отдельными субъектами и территориями в рыночных условиях. Следующим шагом является формирование эффективной институциональной базы управ-
Институциональное обеспечение управления малым бизнесом в регионе 175
ленческих и организационно-экономических отношений в регионе, которая включает систематизацию правовых норм, совершенствование организационных форм (предполагающие объединение, слияние, поглощение экономических ресурсов, факторов экономического роста и формирование организационно-правовых форм институцио-нализации). Проведенный анализ показывает, что институционализация — это согласование экономических интересов всех участников экономических отношений в виде организационно-правовых управленческих решений. Институциональная недостаточность как на федеральном, так и на региональном уровне, по нашему мнению, большей частью вызвана факторами субъективного характера, лоббированием экономических интересов отдельных финансовых структур. «...институциональная недостаточность связана не только и не столько с противоречивостью в системе институтов, сопротивлением действию формальных норм, законодательных актов со стороны неформальных, традиций, привычек, менталитета экономических субъектов, сколько противостоянием групп экономических интересов в процессе институционализации экономики...» [3, с. 8].
Недостаточность институциональных норм вызывает необходимость правового регулирования управленческих и организационно-экономических отношений для эффективного функционирования малого бизнеса. В этой связи необходимо формировать соответствующую нормативно-правовую базу региона, позволяющую эффективно вести бизнес. На наш взгляд, сюда следует отнести следующее: предоставление участникам бизнеса различных льгот для реализации инвестиционных проектов; развитие инфраструктуры для предпринимательства, которая бы рассматривала систему кредитования малого бизнеса за счет средств местного сообщества; формирование региональной информационной системы, правового зонирования территории; доступность информационных ресурсов; систему гаранта и соблюдение законных интересов предпринимателей; организацию на уровне региона союза предпринимателей для эффективного диалога между бизнесом и властью.
Вместе с тем избыточность институциональных норм для малого бизнеса дает право на законное существование институтов и правил, которые, возможно, уже утратили свое значение или их появление было преждевременным, но они требуют затрат на свое воспроизводство и на сегодняшний день являются тормозом в развитии экономических отношений. В связи с этим к избыточности институциональных норм необходимо отнести получение разрешений, согласований, постановку на учет только после проведения платного исследования; оплату постановки на учет в контролирующих и государственных органах; принудительное оформление договорных отношений с определенными структурами и хозяйствующими субъектами; частые внеплановые проверки контролирующих органов; долгое разбирательство в принятии административных решений по заявлениям предпринимателей и множество подобных институциональных норм, не способствующих эффективности бизнеса.
Отличительной для отечественного бизнеса является еще одна институциональная особенность, характеризующаяся соотношением формальных и неформальных институтов. Здесь, с одной стороны, устоявшиеся и востребованные обществом нормы и правила экономического поведения и, с другой стороны, ограничивающие действие тех неформальных институтов, которые могут ослабить действие формальных и сформировать определенный, негативный, неформальный тип экономических отношений. «.во всех звеньях хозяйственного механизма — на рынке капитала, на рынке труда, в отношениях между предприятиями и государством, между различными ветвями и уровнями власти — неписаные правила и договоренности преобладают над требованиями законов, условиями контрактов и другими формальными ограничениями. Даже те
договоры, которые заключаются с соблюдением всех формальностей, воспринимаются участниками как некая условность и исполняются по обстоятельствам.» [4, с. 140].
Мы приходим к мнению, что участие исключительно только органов власти в решении вопросов институционализации экономических отношений ни в коем случае не сможет в полном объеме учесть интересы как власти, так и бизнеса. Это может привести к институционализации экономических интересов только властных структур или только бизнеса. На наш взгляд, рассуждая об институционализации взаимоотношений малого бизнеса и власти, следует придать определенному ряду этих отношений строгий нормативно-правовой статус как принудительный инструмент регулирования отношений малого бизнеса и власти, но с условием контроля соблюдения данной правовой базы.
Библиографический список
1. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997. 180 с.
2. Горбачев A.B. Институционализация корпоративных интересов в условиях трансформирующейся экономике: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.01. Ярославль, 2003. 136 с.
3. Институты и экономические отношения / Н.П. Гибало [и др.]. Кострома: Изд-во КГУ, 2003. 288 с.
4. Капелюшников Р. «Где начало того конца?..» (к вопросу об окончании переходного периода в экономике) // Вопросы экономики. 2001. № 1. С. 138—156.
G.D. Petrova, V.Yu. Davydova*
INSTITUTIONAL MAINTENANCE OF SMALL BUSINESS MANAGEMENT IN THE REGION
This article is devoted to the problems of institutional organization of regional economy which is the major factor of modern social-economic development of regions.
Key words: institutes, small business, region, management.
* Petrova Galina Dmitrievna ([email protected]), the Department of Management, Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, 428000, Russian Federation.
Davydova Vera Yurievna ([email protected]), the Department of Philosophy, History and Pedagogy, Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation, Cheboksary, 428025 Russian Federation.