РАЗДЕЛ III. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
УДК 334.021:338.242
О.Н. Артёмова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В РЕГИОНЕ
Показано значение институционального обеспечения для эффективного развития предпринимательства в регионе. Рассмотрено современное состояние сложившейся системы поддержки предпринимательства на региональном уровне. Выделены основные институциональные деформации системы поддержки предпринимательства в регионе. Предложены направления по устранению данных деформаций. Обоснована необходимость изменения парадигмы государственной политики поддержки предпринимательства.
Ключевые слова: предпринимательство, государственное управление, институты, институциональное обеспечение, институциональные деформации.
O.N. Artyomova
INSTITUTIONAL SUPPORT FOR BUSINESS DEVELOPMENT IN THE REGION
The importance of institutional support for the effective business development in the region is shown. The current state of the existing system of business support at the regional level is considered. The main institutional deformations in the system of entrepreneurship support in the region are allocated. The directions to eliminate these deformations are proposed. The necessity of changing the state policy to support entrepreneurship paradigm is proved.
Key words: entrepreneurship, governance, institutions, institutional support, institutional deformation.
DOI: 10.17217/2079-0333-2017-39-86-96
Предпринимательство в современных условиях является важнейшим фактором, стимулирующим социально-экономическое развитие регионов Российской Федерации. В полной мере задействовать данный фактор позволит формирование системы институционального обеспечения - благоприятной институциональной среды, включающей соответствующие институты и механизм их функционирования.
Многие исследователи рассматривают институты в качестве главного ресурса развития и указывают на необходимость учитывать институциональный фактор при формировании эффективной экономической политики [1, 2]. Институты представляют собой «правила игры» в обществе, главная роль которых заключается в уменьшении неопределенности путем упорядочивания взаимодействия между людьми [1]. Именно поэтому институты привлекают внимание ученых при поиске стабильных источников экономического развития.
Общественные институты как неотъемлемый элемент системы регионального управления в силу относительного постоянства упорядочивают взаимоотношения между элементами данной системы, оформляя социокультурный контекст таких взаимоотношений. В результате происходит снижение порога неопределенности в социально-экономических взаимоотношениях между субъектами системы. Как следствие при наличии институтов, соответствующих поставленным целям и задачам управления, и целевом их использовании стабилизируется деятельность рассматриваемой системы и, что является важным фактором повышения эффективности системы, происходит оптимизация процесса использования ресурсов.
Элементы региональной институциональной среды взаимно дополняют друг друга: качество функционирования одного института напрямую зависит от состояния других институтов, а порой от самого факта их наличия [3]. Для развития предпринимательства в регионе необходим целый спектр финансово-экономических и социальных инструментов. В связи с вышеизложенным необходимо комплексное исследование проблематики становления системы институционального обеспечения процесса развития предпринимательства. Исследование отдельных аспектов данного процесса в отрыве от общего контекста функционирования системы управления социально-экономическим развитием региона не даст полной картины происходящего и, соответственно, не позволит объективно оценить эффективность поддержки, оказанной предпринимателям.
Характеристики сложившейся системы поддержки предпринимательства
В течение нескольких десятилетий в российских регионах формируется институциональная среда развития предпринимательства. В настоящее время она представлена целым спектром институтов как государственных, так и негосударственных; экономического и внеэкономического порядка (политико-правовых, социальных и др.), в той или иной мере влияющих на возникновение новых и деятельность существующих субъектов предпринимательства. В рамках целенаправленной государственной политики поддержки предпринимательства сформирована и продолжает совершенствоваться нормативная правовая база процесса развития предпринимательства в регионах. Сформирован институт Уполномоченных по правам предпринимателей при высших должностных лицах регионов, на всех уровнях управления функционируют профильные органы исполнительной власти, нацеленные на развитие предпринимательства. Подведомственные данным органам власти организации составляют инфраструктуру развития предпринимательства в регионе и реализуют масштабные государственные программы, включающие подпрограммы развития предпринимательства. На местном уровне поддержка предпринимателей осуществляется также в рамках реализации программных мероприятий.
В связи с необходимостью оценки результатов деятельности органов власти по развитию предпринимательства сформирована система оценки. Так, в состав показателей оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления включены число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек населения и доля среднесписочной численности работников малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций [4]. Эффективность исполнительной власти регионов оценивается, в том числе, по следующим показателям:
- прирост оборота продукции и услуг, производимых малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями и индивидуальными предпринимателями, в субъекте РФ;
- оценка предпринимательским сообществом эффективности реализации программы поддержки малого и среднего предпринимательства в субъекте РФ;
- прирост количества субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность на территории субъекта РФ;
- доля среднесписочной численности работников малых предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций;
- доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта [5, 6].
Кроме того, Указом Президента РФ «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» также установлен показатель, касающийся сферы поддержки предпринимательства: снижение среднего числа обращений представителей бизнес-сообщества в орган государственной власти РФ (орган местного самоуправления) для получения одной государственной (муниципальной) услуги, связанной со сферой предпринимательской деятельности. Необходимо отметить, что какая-либо динамика в отношении данного показателя не предусматривается: на период 2011-2018 гг. установлен целевой индикатор - два обращения в год [7].
В региональных программах поддержки предпринимательства также предусматриваются целевые индикаторы и показатели. В частности, согласно паспорту государственной программы Камчатского края «Развитие экономики и внешнеэкономической деятельности Камчатского края на 2014-2020 годы» результаты реализации подпрограммы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства» должны оцениваться по следующим показателям:
- доля среднесписочной численности работников, занятых на микро-, малых и средних предприятиях и у индивидуальных предпринимателей, в общей численности занятого населения;
- количество субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 1 тыс. человек населения Камчатского края;
- количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку;
- количество вновь созданных рабочих мест в секторе малого и среднего предпринимательства при реализации подпрограммы [8].
С 2005 г. Министерство экономического развития Российской Федерации реализует специальную программу по предоставлению субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в целях оказания государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства на региональном уровне. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.12.2014 № 1605 по всем мероприятиям установлен индивидуальный показатель результативности использования федеральной субсидии: «количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку» [9].
В целях объективного отражения информации о действующих на региональном уровне системах поддержки предпринимательства необходимо отметить, что вышеперечисленными элементами они не ограничиваются. Все отраслевые министерства также разрабатывают и реализуют собственные меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в конкретной отрасли экономики региона. Кроме того, в каждом регионе функционирует целый ряд организаций, неподведомственных органам власти, в частности - некоммерческие организации, предоставляющие субъектам малого и среднего бизнеса меры финансовой поддержки, консалтинговые услуги и т. д. Кредитные организации различного уровня реализуют в регионах в рамках своей основной деятельности различные программы, нацеленные на субъекты малого и среднего предпринимательства. Так, в первом полугодии 2016 г. рынок кредитования субъектов малого и среднего бизнеса в России стабилизировался. Это произошло, в частности, во многом благодаря восстановлению активности крупных банков, которые на фоне адаптации предпринимателей к новым экономическим условиям и роста спроса со стороны субъектов малого и среднего бизнеса на заемные ресурсы выдали на 24% больше кредитов, чем годом ранее. Во втором квартале 2016 г. объем выданных кредитов малому и среднему бизнесу показал рост и составил 1,31 трлн рублей. При этом основной объем выдаваемых кредитов по-прежнему приходится на торговые предприятия (в течение 2012-2016 гг. - около 50% от общего объема) [10].
Важное место среди действующих инструментов, способствующих развитию предпринимательства в регионах, занимают институты развития - система организаций, целевым назначением которой является становление инновационной экономики в стране (институты федерального уровня, такие как Российский банк развития, федеральные институты на региональном уровне (региональные фонды) и собственно региональные институты - фонды поддержки малого и среднего бизнеса, региональные корпорации развития и агентства по привлечению инвестиций, свободные и специальные экономические зоны). Поддержка предпринимателей является одним из важнейших направлений деятельности институтов развития.
Необходимо отметить весомый вклад в формирование благоприятной предпринимательской среды, который вносят общественные объединения предпринимателей, прочно занявшие свою нишу в институциональной среде развития предпринимательства в регионе. Общественные объединения предпринимателей в настоящее время все активнее заявляют о себе, в том числе в связи с востребованностью со стороны органов власти и при их поддержке. При большинстве органов исполнительной власти регионов созданы общественные советы, советы по предпринимательству, различные комиссии, штабы, проектные офисы и т. п., в которые входят главным образом представители общественных объединений предпринимателей. Это и крупные объединения федерального уровня, имеющие региональные отделения в субъектах Российской Федерации, и организации, объединяющие предпринимателей конкретной территории.
Несмотря на проводимую масштабную работу и наличие определенных достижений, проблематика формирования благоприятной для развития предпринимательства институциональной среды по-прежнему остается актуальной. Сформированная многоуровневая система поддержки не является в полной мере эффективной. Основным аргументом в пользу данного утверждения является превалирование «режима ручного управления» [11, 12] в данной сфере. Система не работает автономно в формате текущей деятельности. Постоянно вскрываются новые проблемы,
которые решаются в режиме чрезвычайной ситуации при личном участии чиновников различного уровня. Об этом свидетельствуют постоянные обращения предпринимателей по поводу решения вопросов различного уровня и масштаба, а также постоянные нововведения, изменения в данной системе как реакция на данные обращения. Количество площадок, дающих предпринимателям возможность озвучить свои проблемы, растет, а вместе с ними - объемы деятельности органов власти, курирующих данную сферу. В целях иллюстрации современного состояния системы поддержки предпринимательства на региональном уровне ниже приведена информация об основных субъектах данной системы в Камчатском крае (табл. 1) по состоянию на 31.12.2016.
Масштаб рассмотренной системы не позволяет в полной мере согласовать и упорядочить деятельность всех составляющих системы, исключить полностью дублирование полномочий. Подробное рассмотрение данных фактов находится за рамками исследования. Для иллюстрации приведем отдельные примеры. Так, для формирования благоприятного инвестиционного климата в 2013 г. за счет средств регионального бюджета учреждена Корпорация развития Камчатского края. Одна из целей, обозначенных в Уставе, - создание условий для развития малого и среднего предпринимательства [13]. При этом по состоянию на 31.12.2016 информация о Корпорации развития Камчатского края на странице «Малый и средний бизнес Камчатского края» официального сайта Правительства Камчатского края, на Инвестиционном портале Камчатского края (предусмотрена вкладка «Институты развития») отсутствует.
Таблица 1
Основные составляющие системы поддержки развития предпринимательства в Камчатском крае
Уровень Субъекты системы поддержки Примечание
Местный Органы местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае, реализующие в том числе муниципальные программы поддержки развития малого и среднего предпринимательства Источники финансирования деятельности - местный бюджет. Программные мероприятия частично финансируются из бюджета Камчатского края
Региональный Уполномоченный при Губернаторе Камчатского края по защите прав предпринимателей Источник финансирования деятельности - бюджет Камчатского края
Общественный Представитель АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (далее - Агентство стратегических инициатив) в Камчатском крае, Инвестиционный Уполномоченный в Дальневосточном федеральном округе по Камчатскому краю
Правительство Камчатского края - Агентство инвестиций и предпринимательства Камчатского края (самостоятельный исполнительный орган государственной власти сформирован в 2015 г.), Министерство экономического развития и торговли Камчатского края, Министерство рыбного хозяйства Камчатского края, Министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края, Министерство спорта и молодежной политики Камчатского края, Министерство строительства Камчатского края, Министерство образования и науки Камчатского края, Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края, Министерство здравоохранения Камчатского края Источник финансирования деятельности - бюджет Камчатского края. Программные мероприятия поддержки предпринимательства частично дополнительно финансируются из федерального бюджета
Краевые государственные автономные учреждения (КГАУ) «Камчатский центр поддержки предпринимательства», КГАУ «Камчатский выставочно-инвестиционный центр», Микрофинансовая организация «Камчатский государственный фонд поддержки предпринимательства», Гарантийный фонд развития предпринимательства Камчатского края Организации региональной инфраструктуры развития предпринимательства, подведомственные Агентству инвестиций и предпринимательства Камчатского края. Источник финансирования деятельности КГАУ -бюджет Камчатского края
Постоянно действующие коллегиальные органы, сформированные Правительством Камчатского края с привлечением представителей бизнес-сообщества и органов власти различного уровня:
Совет в сфере развития малого и среднего предпринимательства при Правительстве Камчатского края, Инвестиционный совет в Камчатском крае В Инвестиционном совете созданы также рабочие и отраслевые группы
Окончание табл. 1
Уровень Субъекты системы поддержки Примечание
Совет при Губернаторе Камчатского края по развитию конкуренции в Камчатском крае В рамках внедрения Агентством стратегических инициатив Стандарта развития конкуренции в субъектах РФ
Организационный штаб и рабочие группы, Проектный офис по улучшению инвестиционного климата в Камчатском крае В рамках формирования Агентством стратегических инициатив совместно с деловыми объединениями Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ
Региональный Экспертная группа по мониторингу внедрения Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Камчатском крае В рамках внедрения Агентством стратегических ини-
циатив данного Стандарта
ОАО «Корпорация развития Камчатского края» (далее - Корпорация развития Камчатского края) Уставный фонд сформирован в 2013 г. за счет средств бюджета Камчатского края (75 млн рублей [13])
Управляющая компания Территории опережающего развития «Камчатка» (создана в 2015 г.) Создана в целях формирования благоприятной среды для работы резидентов
Общественные объединения предпринимателей Камчатского края, в которые входят субъекты предпринимательства из различных сфер деятельности (дошкольное образование, строительная отрасль, рыбо-хозяйственная отрасль, агропромышленный комплекс и др.), Союз индивидуальных предпринимателей Камчатки и т. п., региональные отделения общероссийских общественных организаций («ОПОРА России», «Деловая Россия», Торгово-промышленная палата и др.). Более 20 организаций
Фонд поддержки малого и среднего бизнеса «Содружество» (часть Проекта Программы Организации Объединенных Наций и Глобального экологического Фонда) Некоммерческая организация
Федеральный Министерство экономического развития РФ Взаимодействует с Правительством Камчатского края по вопросам развития предпринимательства в регионе, в частности в рамках субсидирования региональных расходов
Министерство РФ по развитию Дальнего Востока, Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона, АО «Корпорация развития Дальнего Востока» Федеральные структуры, целевое назначение которых - развитие Дальнего Востока
Агентство стратегических инициатив, Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства, Фонд развития промышленности, Российский фонд прямых инвестиций, Российский экспортный центр
Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» Предоставляет кредиты, гарантии и поручительства по проектам
Источники: [14, 15].
В 2011 г. учреждено Агентство стратегических инициатив, осуществляющее крупномасштабную деятельность и на федеральном, и на региональном уровнях. Организация реализует проекты, сравнимые по масштабам с проектами федеральных министерств (разработка и реализация дорожных карт в рамках национальной предпринимательской инициативы, разработка и внедрение Стандарта развития конкуренции в субъектах РФ и др.) [16]. Таким образом, процесс функционирования региональной системы поддержки предпринимательства курируют и федеральные органы власти, и Агентство стратегических инициатив.
В данной системе все более активную роль играют общественные объединения предпринимателей, которые не просто формулируют животрепещущие проблемы (расходы предпринимателей Камчатского края на обеспечение северных льгот работникам, неравноправие предприни-
мателей края в сравнении с участниками из других регионов в процедуре государственных закупок из-за завышенных расходов на заработную плату по этой же причине и т. д.), предлагают пути их решения, но и постоянно контролируют и активизируют работу в данном направлении. При этом представители предпринимательского сообщества частично выполняют функции исполнительных органов государственной власти по выработке и реализации региональной политики, нормативному правовому регулированию, контролю в сфере инвестиционной деятельности, предпринимательства, создания территорий опережающего развития, государственно-частного партнерства. Следует отметить, что результаты деятельности и общественных объединений предпринимателей и, например, Фонда поддержки малого и среднего бизнеса «Содружество» (субъект предпринимательства) не учитываются при подведении итогов деятельности на региональном уровне в сфере оказания поддержки предпринимателям.
Необходимо отметить, что анализ экономических показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию входит в полномочия Агентства инвестиций и предпринимательства Камчатского края [14]. Приведенные ниже данные (табл. 2) размещены на официальном сайте Правительства Камчатского края на странице Агентства инвестиций и предпринимательства Камчатского края на вкладке «Анализ состояния малого и среднего предпринимательства». Какая-либо иная аналитическая информация по данной тематике на сайте по состоянию на 31.12.2016 не размещалась.
При всей масштабности системы поддержки, функционирующей в регионе, данные, характеризующие состояние сектора предпринимательства в Камчатском крае (табл. 2), не позволяют оценить влияние на полученные результаты конкретного субъекта данной системы поддержки и общественную эффективность оказанной поддержки. Возможно констатировать лишь тот факт, что показатели, по которым в настоящее время оценивается состояние сферы предпринимательства в регионе на официальном сайте Правительства Камчатского края, кардинальных изменений не претерпели.
Таблица 2
Основные показатели деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства Камчатского края (2012-2015 годы)
№ п/п Показатели Единица измерения 2012 2013 2014 2015
1 Общее количество субъектов малого и среднего предпринимательства - всего: единиц 18414 17293 17413 17389
в том числе:
малые предприятий (включая микропредприятия) и единиц 5165 5173 5198 5185
средние предприятия, из них:
малые предприятия единиц 645 648 649 639
микропредприятия единиц 4473 4487 4513 4513
средние предприятия единиц 47 38 36 33
индивидуальные предприниматели без образования человек 13249 12120 12215 12204
юридического лица
2 Численность занятых на малых предприятиях (включая микропредприятия) и средних предприятиях, в том числе: человек 31264 31327 30954 30591
малые предприятия (без внешних совместителей) человек 16746 16709 16345 16247
микропредприятия (без внешних совместителей) человек 10303 11116 11084 11084
средние предприятия (без внешних совместителей) человек 4215 3502 3525 3260
3 Оборот организаций по малым предприятиям (включая микропредприятия) и средних предприятий млн. руб. 79567,9 84117,3 86972,5 91899,9
в том числе (без внешних совместителей):
малые предприятия млн руб. 41584,5 47227,9 48237,4 53823,3
микропредприятия млн руб. 20110,1 21080,5 22220,3 22220,3
средние предприятия млн руб. 17873,3 15808,9 16514,8 15856,3
4 Количество организаций, получивших единиц 1057 2262 3129 3652
прибыль единиц 838 2150 2432 2937
убыток единиц 219 512 697 715
Источник: [14].
Информация, приведенная в табл. 2, позволяет проанализировать отдельные изменения, причины которых различны и не всегда напрямую соотносятся с качеством мер поддержки. При этом аналитические материалы, позволяющие оценить эффективность государственной поддержки развития предпринимательства в Камчатском крае с позиции вклада предпринимателей, получивших данную поддержку, в социально-экономическое развитие региона, на сайте Правительства Камчатского края, впрочем, как и в каких-либо иных источниках общедоступной информации, отсутствуют. Это не позволяет определить, насколько цели предпринимателей - получателей поддержки - соотносятся с целями развития региона. При рассмотрении итогов деятельности исполнительных органов государственной власти региона цель сопоставления объемов расходов бюджетов различного уровня в полном объеме и полученного общественного эффекта не ставится. Также в открытом доступе невозможно получить информацию о том, как изменилась деятельность получателей поддержки, продолжительное ли время они функционировали или прекратили деятельность через какое-то время после получения поддержки. Подобные статистические данные отсутствуют.
На основании вышеизложенного необходимо констатировать, что результаты деятельности официально созданной системы поддержки предпринимательства, которые по формальным показателям оцениваются на различных уровнях власти, включают результаты более масштабной деятельности, направляемой различными субъектами экономики также на поддержку предпринимательства. При этом, соответственно, происходит значительное занижение объемов ресурсов, затрачиваемых на достижение полученных результатов.
Без четкого контроля использования общественных ресурсов, сопоставления затрат и конкретных полученных при этом результатов, говорить об эффективной работе созданной системы поддержки не представляется возможным. Вместе с тем исследователи, рассматривая современное состояние подсистемы предпринимательства в системе региональной экономики, констатируют «отсутствие заметной позитивной динамики в развитии данной подсистемы, что свидетельствует о наличии сложных проблем» [17, 18]. По-прежнему, в качестве ключевой задачи управления развитием регионального предпринимательства в современных условиях выдвигается проектирование и конструирование соответствующей институциональной среды [19].
По мнению А.Е. Шаститко, в управленческой практике подготовки и принятия основополагающих решений не всегда наблюдается понимание роли институтов [20]. Вероятно, и в сегменте становления институционального обеспечения развития предпринимательства в регионах основные причины неэффективности кроются именно в этом. Факт влияния институтов на важнейшие аспекты социально-экономического развития региона не вызывает сомнения у экономистов. Вместе с тем в практике государственного управления понимание важности институционального фактора развития только формируется.
В сформированной системе поддержки предпринимательства присутствует целый ряд институциональных деформаций отдельных параметров. Во-первых, наибольшее влияние на дестабилизацию работы системы оказывает деформация такого параметра системы, как масштаб. Приходится констатировать наличие многочисленных институтов, организаций, дублирующих отдельные аспекты деятельности друг друга - от направлений до конкретных мероприятий. При значительной формализации различных аспектов деятельности, направленной на поддержку предпринимательства, разрабатываются и внедряются многочисленные программы, стандарты, правовые акты, регламентирующие процесс их реализации. Система продолжает расширяться. Парадигма развития ее не нацелена на оптимизацию масштаба. При одновременном расширении спектра негосударственных элементов в целом система продолжает наращивать параметры (количество субъектов управления и проводимых ими мероприятий, разрабатываемых документов, объемы финансирования и т. д.).
Во-вторых, деформирована система оценки результатов деятельности системы. При наличии затрат общественных ресурсов на функционирование системы должны быть сформированы критерии оценки действий субъектов именно данной системы. Вместе с тем действующая система оценки нацелена на показатели сферы предпринимательства, которые изменяются под воздействием не только государственных программ. Оцениваемые показатели обобщенно характеризуют результаты деятельности, по масштабам значительно превосходящей оцениваемую систему. Кроме того применяемые показатели оценки не позволяют адекватно сопоставить результаты проделанной работы с затраченными на данные цели общественными ресурсами. Действующая
система дезавуирует обоснованность и эффективность оказываемой поддержки с точки зрения общественных интересов и социально-экономического развития региона.
В-третьих, деформирует систему поддержки предпринимательства чрезмерная визуализация действий органов управления в средствах массовой информации в контексте приоритета «формы над содержанием» в отрыве от реальных результатов, от суммарного объема затраченных ресурсов и вне контекста ранее проводимой и планируемой в дальнейшем деятельности.
Во-четвертых, деформация системы связана с характером использования институтов (чрезмерная формализация, нецелевое использование). Нецелевое использование существующих институтов происходит, в том числе, из-за наличия пробелов в институциональной среде («неполный институциональный режим» [3]) развития предпринимательства. Например, институт оценки предпринимателями решений, принимаемых в системе регионального управления, в связи с незрелостью социальных институтов на современном этапе развития зачастую используется в целях максимизации частного выигрыша отдельных представителей бизнес-сообщества. Данные предприниматели уже практически на регулярной основе участвуют в работе различных структур, созданных при органах регионального управления. Риск оппортунистического поведения представителей как исполнительных органов власти, так и бизнеса присутствует и зачастую приводит к формальному характеру реализуемых мероприятий.
Исследователи обращают внимание на важность феномена «предпринимательской солидарности» и предпринимательской активности в качестве важнейшего его проявления, который, по сути, выступает критерием оценки предпринимательским сообществом качества регионального управления и является результатом согласования интересов взаимодействующих сторон, механизмом запуска процессов самоорганизации, что наиболее характерно для предпринимательской среды [18].
По мере становления и повышения качества самого института предпринимательства рассмотренные выше деформации системы институционального обеспечения отнюдь не способствуют повышению уровня доверия экономических агентов к проводимой политике. Вместе с тем доверие является важной составляющей для эффективной работы данной системы [21].
Предложения по устранению институциональных деформаций системы поддержки
предпринимательства
Институциональные деформации системы развития предпринимательства оказывают искажающее влияние на сам институт предпринимательства. По сути, патерналистская политика государства в отношении субъектов экономики, которые по определению должны действовать «на свой страх и риск», не соответствует сущности такого феномена, как «предпринимательство». Происходит подмена компонентов мотивационной сферы деловой активности субъектов предпринимательства. Анализ моделей предпринимательского поведения не входит в задачи данного исследования, но следует обратить внимание на способность предпринимателя использовать нестабильные ситуации, выгодные комбинации и условия, уже имеющиеся в рыночной среде, как сущностную характеристику данного института. Многие исследователи (Ф. Хайек, Й. Шумпетер, Ф. Найт, Л. Мизес) указывают на уникальное качество предпринимателя, являющееся фактором достижения успеха, которое практически не поддается рациональной реконструкции, - предчувствие предпринимателя [22]. Предприниматель всегда рискует, действуя в условиях неопределенности. Поэтому сомнительна целесообразность выбора в качестве основных показателей качества системы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства количества вновь созданных субъектов предпринимательства и объема оказанной финансовой поддержки.
Для адекватной оценки эффективности системы поддержки предпринимательства необходимы показатели, которые позволят оценить результаты деятельности получателей поддержки в сравнении с затратами общественных ресурсов и показателями социально-экономического развития региона. Показательны будут и результаты сопоставления эффективности поддержки в рамках государственной системы с эффективностью аналогичных мер за рамками данной системы. Важным критерием эффективности оказанной поддержки является реальный вклад в развитие региона конкретного получателя государственной поддержки, причем в контексте как количественных и качественных параметров, так и времени функционирования субъекта предпринимательства. Отдача должна быть максимальной и долговременной. Вместе с тем нет
однозначного ответа на вопрос о том, что лучше для региона - новый местный субъект предпринимательства или инвестор из другого региона, который оценил качество инвестиционного климата территории.
Оптимизация системы институционального обеспечения возможна на основе качественной обратной связи. По мере становления и развития института предпринимательства как такового, формирования человеческого и социального капитала, гражданского общества, качество обратной связи в данной сфере будет повышаться. Административными мерами решить данную проблему не представляется возможным. В частности, данное положение касается и становления отношений внутри предпринимательского сообщества, на основе которых возможна консолидация данного сообщества для выработки корректного мнения большинства по вопросам государственной политики поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в регионе. Необходимо отдать должное проведению многочисленных мониторингов, опросов в данной сфере. Вместе с тем такая социальная группа, как предприниматели, трудно доступна для обследования в связи со спецификой деятельности (в частности, до настоящего времени остается актуальной проблематика «незаконного предпринимательства»), незрелостью с точки зрения потенциала общественной активности и профессионализма в смысле экспертной оценки. Проблема качества института предпринимательства, который сам является важным фактором формирования институциональной среды для дальнейшего развития, требует пристального внимания.
Оказание поддержки предпринимателям и оценка эффективности системы данной поддержки должны коррелировать с качеством предпринимательской деятельности в регионе, с условиями ведения хозяйственной деятельности.
Перед государством на повестке дня по-прежнему стоит задача обеспечить рамочные условия, при которых предприниматели смогут эффективно функционировать, причем именно с позиции оценки их реального вклада в социально-экономическое развитие региона. Общественные ресурсы прежде всего должны обеспечивать создание общественных благ, а не появление успешных бизнес-проектов как таковых. Нецелесообразно смещение акцента государственной политики по развитию регионов на поддержку предпринимательства как такового. При определении направлений формирования качественной системы институционального обеспечения развития предпринимательства в регионе необходимо оценивать качество общественных институтов, оказывающих как прямое, так и опосредованное влияние на данный процесс, обеспечивать комплексное рассмотрение системы, включающей все субъекты, воздействующие на развитие предпринимательства, оценивать результаты и целесообразность дальнейшего их функционирования. Недопустимо сужать спектр рассматриваемых вопросов, оставляя за рамками те или иные субъекты экономики, оказывающие воздействие на развитие предпринимательства в регионе, сбрасывая со счетов активную роль, которую играют в данных процессах некоммерческие организации и коммерческие структуры, способные в формате аутсорсинга выполнять значительный спектр задач, которые сегодня полностью возложены на многочисленные государственные структуры и их подведомственные организации. При расширении спектра субъектов в системе поддержки необходимо пересматривать параметры деятельности органов власти в данной сфере.
Формирование качественной системы институционального обеспечения развития предпринимательства возможно исключительно на основе глубокого системного анализа проделанной работы («история имеет значение» [1]). Именно в контексте ретроспективы развития следует оценивать ресурсы и потенциал развития предпринимательства в регионах. Современная государственная политика, нацеленная на развитие предпринимательства, должна формироваться с учетом целесообразности соотношения частной инициативы и государственного регулирования в целях максимальной реализации потенциала самого института предпринимательства. Формирование соответствующей благоприятной институциональной среды должно происходить на основе четкой концепции, основанной на понимании актуальности минимизации государственного влияния на процесс предпринимательской деятельности как таковой. В рамках данной деятельности необходимо учитывать роль каждого института в существующей системе поддержки и оценивать целесообразность его дальнейшего функционирования в прежнем формате.
Одним из главных приоритетов в деятельности органов государственной власти должно быть развитие государственных институтов в целом. Повышение качества государственного управления более позитивно воздействует на экономику в отличие от селективных мер поддержки и, несомненно, более существенно воздействует на формирование институциональной среды для предпринимательства.
Институциональные изменения в сфере поддержки предпринимательства необходимо планировать с учетом выгод, издержек и рисков в контексте социально-экономического развития региона в целом. Целевые установки данных изменений должны располагаться выше сегмента развития предпринимательства как такового.
Литература
1. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. -М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997. - 178 с.
2. Чепель С. Как повысить эффективность экономической политики: эмпирический анализ роли государственных институтов // Вопросы экономики. - 2009. - № 7. - С. 62-74.
3. Полищук Л. Нецелевое использование институтов: причины и следствия // Вопросы экономики. - 2008. - № 8. - С. 28-44.
4. Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов (с изменениями и дополнениями): указ Президента РФ от 28.04.2008 № 607 [Электронный ресурс]. - URL: http://base.garant.ru/193208/#ixzz4X2nNTMwA
5. О Перечнях показателей оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности (до 2018 года) и методиках определения целевых значений показателей оценки эффективности их деятельности: распоряжение Правительства Российской Федерации от 10.04.2014 № 570-р [Электронный ресурс]. - URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70534064/
6. Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации: указ Президента РФ от 28.06.2007 № 825 [Электронный ресурс]. - URL: http://ppt.ru/newstext.phtml?id=20641
7. Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления: указ Президента РФ от 07.05.2012 № 601 [Электронный ресурс]. - URL: http://base.garant.ru/ 70170942/
8. О государственной программе Камчатского края «Развитие экономики и внешнеэкономической деятельности Камчатского края на 2014-2020 годы»: постановление Правительства Камчатского края от 29.11.2 013№ 521-П [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kamgov.ru/ aginvest/malyj-i-srednij-biznes-kamcatki/realizaciya_podprogrammy
9. О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства: постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2014 № 1605 [Электронный ресурс]. - URL: http://economy.gov.ru/ minec/activity/sections/smallBusiness/
10. Кредитование малого и среднего бизнеса в России: вышли в ноль [Электронный ресурс] / А. Ионова, А. Сараев, Р. Коршунов, С. Волков // Эксперт РА Рейтинговое агентство. - URL: http://raexpert.ru/docbank/e2d/50f/c3a/54d94e1505aa90fbf298fff.pdf (дата обращения: 29.11.2016).
11. WedGround Проект мониторинга Рунета: Владимир Путин разрешил правительству включить режим ручного управления экономикой [Электронный ресурс]. - URL: http://webground.su/ topic/2014/12/25/t291/
12.Мартынов А.В. Российское государство в режиме «ручного управления» [Электронный ресурс]. - URL: http://nebug-jurclubadmin.ru/content/rossiiskoe-gosudarstvo-v-rezhime-%C2% ABruchnogo-upravleniya%C2%BB.html (дата обращения: 25.11.2016).
13. Устав Акционерного общества «Корпорация развития Камчатского края» [Электронный ресурс] // Инвестиционный портал Камчатского края. - URL: http://invest.kamchatka.gov.ru/ oao_korporaciya_razvitiya_kamchatskogo_kraya/ (дата обращения: 29.09.2016).
14. Малый и средний бизнес Камчатского края // Официальный сайт Правительства Камчатского края. - URL: http://www.kamgov.ru/aginvest/smb (дата обращения: 20.06.2016).
15. Инвестиционный портал Камчатского края (актуальная редакция) [Электронный ресурс] -URL: http://investkamchatka.ru/ (дата обращения: 03.10.2016).
16. Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов [Электронный ресурс] // Официальный сайт Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов. - URL: http://asi.ru/ (дата обращения: 05.09.2016).
17.Артемова О.Н. Институциональные аспекты развития энергетического предпринимательства в регионе // Российское предпринимательство. - 2012. - № 11 (209). - С. 99-103.
18. Исаев С.Ю., Сазонов Д.В. Методологические подходы к формированию подсистем предпринимательства в регионах России // Российское предпринимательство. - 2011. - № 7-1 (187). -С. 102-107. - URL: http://bgscience.ru/lib/6924/ (дата обращения: 27.04.2015).
19.Маликов Р.И., Гришин К.Е., Мухаметова Д.Д. Институциональная конфигурация региональной деловой среды как фактор развития предпринимательства [Электронный ресурс] // Российское предпринимательство. - 2016. - Т. 17, № 16. - С. 1849-1866. - URL: https://bgscience.ru/ lib/36489/ (дата обращения: 27.07.2016).
20. Шаститко А.Е. Институциональная среда предпринимательской деятельности // Общественные науки и современность. - 2008. - № 2. - С. 24-35.
21. Гнилитская Е.В. Институционально-психологические основания успешного развития предпринимательства // Российское предпринимательство. - 2006. - № 5 (77). - С. 14-20.
22. Попова Л.А. Эволюция теорий о предпринимательском поведении и предпринимательских функциях // Вестник КамчатГТУ. - 2009. - № 10. - С. 96-106.
Информация об авторе Information about the author
Артёмова Ольга Николаевна - Петропавловск-Камчатский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ; кандидат экономических наук, доцент кафедры экономических и социально -гуманитарных наук; [email protected]
Artyomova Olga Nikolaevna - Petropavlovsk-Kamchatskу Branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Economic, Social and Human Sciences Chair; [email protected]