Научная статья на тему 'Институциональное Обеспечение развития Донецкой Народной Республики'

Институциональное Обеспечение развития Донецкой Народной Республики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
509
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ / ДОКТРИНА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ЕДИНИЦЫ / STATE POLICY / SOCIAL AND ECONOMIC PROGRAMS / DOCTRINE / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT / ADMINISTRATIVE AND TERRITORIAL DEVELOPMENT / ADMINISTRATIVE AND TERRITORIAL UNITS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Поторочин С.О.

Статья посвящена институциональному обеспечению развития Донецкой Народной Республики. Проведен анализ правового регулирования и управленческого конституирования нормативно-правовых актов по разработке программных и доктринальных документов. Структурированно представлена Доктрина административно-территориального развития Донецкой Народной Республики, ее основные отличительные черты и функции. Определены основные направления государственной политики в сфере развития административно-территориальных единиц Донецкой Народной Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The institutional support of the development of Donetsk People’s Republic

The article is devoted to the institutional support for the development of the Donetsk People's Republic. The analysisof legal regulation and administrative constituting of normative legal acts on the development of program and doctrinal documents is carried out. The Doctrine of the administrative and territorial development of the Donetsk People's Republic, its main distinctive features and functions have been structurally presented. The main directions of the state policy in the sphere of developing the administrative and territorial units of the Donetsk People's Republic are determined.

Текст научной работы на тему «Институциональное Обеспечение развития Донецкой Народной Республики»

Институциональные проблемы социально-экономического

развития регионов

УДК 332.14

С.О. ПОТОРОЧИН, канд. экон. наук, доцент, заместитель начальника научно-исследовательского отдела, e-mail: serkenaz@list.ru ГВОУ «ДВ ОВКУ ВС ДНР», г. Донецк, ДНР

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Статья посвящена институциональному обеспечению развития Донецкой Народной Республики. Проведен анализ правового регулирования и управленческого конституирования нормативно-правовых актов по разработке программных и доктринальных документов. Структурированно представлена Доктрина административно-территориального развития Донецкой Народной Республики, ее основные отличительные черты и функции. Определены основные направления государственной политики в сфере развития административно-территориальных единиц Донецкой Народной Республики.

Ключевые слова: государственная политика, социально-экономические программы, доктрина, социально-экономическое развитие, административно-территориальное развитие, административно-территориальные единицы.

Potorochin S.O. The institutional support of the development of Donetsk People's Republic.

The article is devoted to the institutional support for the development of the Donetsk People's Republic. The analysis of legal regulation and administrative constituting of normative legal acts on the development of program and doctrinal documents is carried out. The Doctrine of the administra-

tive and territorial development of the Donetsk People's Republic, its main distinctive features and functions have been structurally presented. The main directions of the state policy in the sphere of developing the administrative and territorial units of the Donetsk People's Republic are determined.

Keywords: state policy, social and economic programs, doctrine, social and economic development, administrative and territorial development, administrative and territorial units.

В развитии экономики Донецкой Народной Республики основное место занимает процесс ресурсного обеспечения программы социально-экономического развития и входящих в нее проектов. От объема и состояния ресурсной базы зависит решение многих социально-экономических задач, связанных с обеспечением экономического роста, соответствием структуры производства социально-экономическому развитию рынка, приумножением благосостояния населения, макроэкономической стабильностью Республики. Проведение политики, направленной на эффективное государственное функционирование, требует бюджетных средств, трудовых, инвестиционных, материально-технических и законодательных ресурсов, которые относятся к

© С.О. Поторочин, 2018

социальной сфере, государственной безопасности, государственным социально-экономическим программам, ориентированным на сохранение социальной, экономической, финансовой, образовательной, культурной, научной, научно-технической, экологической, оборонной и правоохранительной целостности страны.

Вопросом формирования организационно-экономического механизма по управлению ресурсами региона занимались такие ученые, как И.В. Челноков, Б.И. Герасимов, В.В. Быковский [1]. Проблематика методологических исследований региональных экономических систем изложена в работе А.В. Акся-новой [2]. Основы развития периферийных регионов заложены в фундаментальных исследованиях А.Н. Пилясова [3].

Целью данного исследования является определение ключевых инструментов институционального обеспечения развития Донецкой Народной Республики.

Донецкий регион испытывает социально-экономические, политические и институциональные нагрузки, что, в первую очередь, обусловлено стремительными изменениями в геополитическом пространстве. В условиях ведения военных действий Донецкий регион оказался в патовой ситуации: с одной стороны, для экономического развития необходима активизация инвестиционной деятельности, а с другой - основным условием является экономический рост и воспроизводство капитала всех субъектов хозяйственной сферы. Поэтому новую государственную социально-экономическую политику необходимо выстраивать в условиях поиска и реализации эффективных путей преодоления существующих угроз на базе разработки системных мер по всем основным направлениям развития Республики.

Ключевым инструментом в данном направлении являются государственно-управленческие документы высшего уровня - программные и доктринальные,

принятие которых началось с момента образования Донецкой Народной Республики. Первым таким документом, принятым Верховным Советом Донецкой Народной Республики, была Конституция Донецкой Народной Республики. В дальнейшем принятие программных документов перешло в основном под юрисдикцию Парламента Донецкой Народной Республики (Народного Совета).

В Конституции Донецкой Народной Республики упоминаются программы социально-экономического развития (п. 7 ст. 69) и основные направления развития Донецкой Народной Республики (п. 3 ст. 56), определяемые Главой Донецкой Народной Республики [4]. Однако в тексте Конституции лишь названы документы, но не указывается их юридический статус.

Под программными и доктриналь-ными документами следует понимать документы, определяющие цели, задачи, средства, порядок действий, которые направлены на решение задач развития общества и государства, оформленные нормативно-правовыми актами органов государственной власти. Согласно ст. 1 Закона «О республиканских программах» «республиканская программа - это комплекс взаимосвязанных задач и мероприятий, направленных на решение важнейших проблем экономики и социальной сферы Донецкой Народной Республики в целом, отдельных отраслей экономики или отдельных административно-территориальных единиц, осуществляющийся с использованием средств Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики и других источников финансирования, согласованных по срокам реализации, составу исполнителей и ресурсному обеспечению» [5]. Вопрос решения проблемы ресурсного обеспечения развития административно-территориальных единиц необходимо рассматривать в контексте социально-экономического развития Республики.

Дальнейшее правовое регулирование и управленческое конституирование нормативно-правовых актов по разработке программных документов получили на уровне исполнительной власти:

Постановление Совета Министров ДНР от 17.12.2016 г. № 13-2 «Об утверждении Порядка разработки и реализации республиканских программ Донецкой Народной Республики» [6];

Приказ Министерства экономического развития Донецкой Народной Республики от 23.05.2017 г. № 78 «Об утверждении Порядка формирования и ведения перечня республиканских программ в Донецкой Народной Республике» [7].

Зачастую затруднительно определить разницу между такими документами и их местом в иерархии нормативно-правовых актов. Так, например, документы, определяющие основные направления развития, программы социально-экономического развития как государственно-управленческие документы отсутствуют, а действующие нормативно-правовые акты перекрывают юрисдикции друг друга. При этом не определены основные направления развития, и принятие социально-экономических программ не произошло, о чем свидетельствует перечень республиканских программ в Донецкой Народной Республике [8].

Практически отсутствуют государственно-управленческие документы обеспечения эффективного функционирования административно-территориальных единиц Донецкой Народной Республики. Актуальные проблемы развития Республики пытаются решить с помощью документов исполнительной власти, а не законодательной, управленческий эффект нивелирован, что в конечном итоге отображается на управленческом качестве как документов, так и исполнителей.

Примером тому является «Порядок осуществления мониторинга основных социально-экономических показателей

развития административно-территориальных единиц Донецкой Народной Республики», утвержденный приказом Министерства экономического развития Донецкой Народной Республики от 17.10.2017 г. № 155 [9]. Одними из основных целей данного документа определены анализ количественной и качественной оценки территориального, экономического, социального и политического развития административно-территориальных единиц Донецкой Народной Республики, а также эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления; принятие эффективных управленческих решений для социально-экономического развития административно-территориальных единиц и Донецкой Народной Республики в целом.

Начиная с 2014 г., было принято более 10-ти различных государственных программных документов (без учета ведомственных). Однако все они неоднородны как по структуре, так и по содержанию. При этом необходимо отметить, что в отношении сферы регулирования программные документы за последнее время претерпели определенные изменения по сравнению с состоянием на 2014-2015 гг., что объясняется изменением как социально-экономической, так и геополитической ситуации. Так, основная часть документов 2014-2015 гг. принималась по вопросам неотложных мер социальной защиты граждан, безопасности, специальных мер защиты интересов Донецкой Народной Республики. К таким документам можно отнести:

Закон Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики от 20 июня 2014 г. № 15-5 ВС «О неотложных мерах социальной защиты граждан, проживающих на территории Донецкой Народной Республики в условиях агрессии Вооруженных Сил и вооруженных формирований Украины» [10].

Закон Донецкой Народной Республики «О безопасности» [11].

Закон Донецкой Народной Республики «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Донецкой Народной Республике» [12].

Закон Донецкой Народной Республики «О специальных мерах защиты интересов Донецкой Народной Республики (санкциях)» [13].

Среди документов, принятых в последующих периодах, встречаются нормативно-правовые акты по развитию отраслей промышленности, укреплению оборонно-промышленного комплекса, развитию правовой системы, реформированию экономики и социальной политики, а именно:

Указ Главы Донецкой Народной Республики от 19.02.2016 г. № 36 «О Классификаторе нормативных правовых актов» [14];

Указ Главы Донецкой Народной Республики от 22.11.2016 г. № 399 «О применении стандартов на территории Донецкой Народной Республики» [15];

Указ Главы Донецкой Народной Республики от 26.10.2017 г. № 287 «Об утверждении программы «Обеспечение горюче-смазочными материалами землепользователей и собственников земельных участков площадью более 500 га и самостоятельно их обрабатывающих» [16].

Таким образом, вопросам социальной политики посвящена значительная часть принятых нормативно-правовых документов.

Для структурирования управления и развития должны формироваться комплексы управленческих решений. Однако последующая реализация управленческих действий становится недостаточно системной, организованной, прогнозируемой, зачастую неуправляемой и, соответственно, неэффективной. Свидетельством тому является и то, что за три года были сменены более 100 представителей исполнительной, законодательной и су-

дебной власти, при этом львиную долю данного значения составляют государственные служащие исполнительной власти (министры, заместители министров, главы администраций городов и их заместители, государственные служащие высшего ранга).

Реформирование в сфере административно-территориального и социально-экономического развития Республики невозможно без четкого понимания бюджетного планирования. Бюджетная система любого государства представляет собой совокупность бюджетов, находящихся в определенной взаимосвязи друг с другом. Состав бюджетов, входящих в бюджетную систему, зависит от типа государственного устройства страны. Учитывая, что Республика имеет административно-территориальное устройство, последнее определяет деление страны на административно-территориальные единицы и соответствующие им органы местного самоуправления [4]. Бюджетная система Донецкой Народной Республики состоит из республиканского и местных бюджетов, построена с учетом экономических отношений, государственного и административно-территориального устройства и состоит из общего и специального фондов республиканского и местных бюджетов [17].

Республиканская исполнительная власть (Совет Министров) разрабатывает проект бюджета Донецкой Народной Республики и проекты программ социально-экономического развития Донецкой Народной Республики (согласно п. 5 ст. 77 Конституции Донецкой Народной Республики) [4]. В качестве исходных показателей для разработки проекта бюджета как основного документа, планирующего текущее экономическое развитие государства, используются только доходы и расходы. Так, согласно Временному положению о бюджетной системе Донецкой Народной Республики «доходная часть бюджета формируется

на основании прогнозных показателей поступления налогов, сборов и других обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты. Расходная часть формируется в разрезе ведомственной (для главных распорядителей средств республиканского бюджета), функциональной и экономической классификации расходов бюджета» [17]. При этом объем валового внутреннего продукта на очередной финансовый год, темп его роста в очередном финансовом году не учитываются. Иных макроэкономических показателей для составления проекта бюджета в действующем законодательстве Республики не указано, о чем свидетельствует и принцип достоверности формирования бюджета и экономического управления. Однако даже при таком управлении от того, как точно и объективно определяются эти показатели (доходы и расходы), каково представление органов государственной власти и органов местного самоуправления о факторах, влияющих на указанные параметры, об их природе, зависят основное содержание и эффективность социально-экономической политики Республики.

Бюджетная политика должна формироваться, исходя из приоритетов государственной социально-экономической политики. В то же время на практике, особенно в условиях кризиса, все происходит с точностью до наоборот - бюджетная политика довлеет над социально-экономической политикой [18, с. 10]. В связи с существующим положением необходимо дифференцирование условий хозяйствования по видам экономической деятельности, для чего они должны быть в правовом смысле легализованы на управленческом уровне.

При этом дефиниция доктринальных документов в действующем законодательстве Донецкой Народной Республики отсутствует: на сегодняшний день по-прежнему не определен юридический статус доктринальных документов; не выра-

ботан соответствующий механизм соотношения между существующими нормативно-правовыми актами и необходимым им управленческим наполнением, что приводит к управленческому и исполнительскому коллапсу. Таким образом, ожидать активного воздействия имеющейся нормативно-правовой базы на эффективность государственного управления при таком положении не приходится.

Соответственно, для исправления существующей ситуации необходимо формирование и развитие фундаментальной базы государственно-управленческих документов, что позволит обеспечить: системность целеполагания; ценностность ориентирования; формирование основ государственной политики в том или ином направлении развития.

Документом, позволяющим решить существующую проблему, может быть Доктрина административно-территориального развития Донецкой Народной Республики, которая должна быть закреплена на законодательном уровне. Эффективность реализации государственно-управленческих документов напрямую зависит от правовой формы их утверждения. Наличие такого юридического статуса, как Закон у доктринальных документов позволит выстроить систему и иерархию нормативно-правового регулирования и в полном объеме реализовать его на практике. В результате последующая реализация управленческих действий будет системной, организованной, прогнозируемой, управляемой и, соответственно, эффективной.

Необходимость выбранной правовой формы и принятия Доктрины объясняется тем, что форма Закона предполагает широкие возможности публичного обсуждения, достижения общественного консенсуса по основным положениям документа, привлечения к дискуссии научной и экспертной общественности, представителей бизнеса, а также всех уровней

государственной власти. Юридическая сила Доктрины в этом случае существенно повышает вероятность реализации данного документа и гарантии его обеспечения. Обеспечиваются прозрачность исполнения Доктрины, возможность контроля ее исполнения различными уровнями государственной власти (Советом Министров, Народным Советом, Главой Донецкой Народной Республики). Таким образом, достигаются устойчивость от воздействий политической конъюнктуры, системность и гибкость, а содержательная составляющая предлагаемого документа нового типа отличается от имеющейся нормативно-правовой базы. Так, основные отличительные черты Доктрины заключаются в следующем:

1. Системность формирования документа в управленческой иерархии: интересы - ценности - цели - проблемы -задачи - управленческие решения - государственно-управленческие документы -программы социально-экономического развития - эффективность.

2. Ценностное формирование целе-полаганий.

3. Строгость и унификация терминологии.

4. Прозрачность системы формирования социально-экономической политики Республики.

5. Особый юридический статус документа.

6. Устойчивость административно-территориальной политики в долгосрочной перспективе и механизм ее обновления [19, с. 16].

Структурировано предлагаемую Доктрину можно представить следующим образом:

1. Закон «О Доктрине административно-территориального развития Донецкой Народной Республики», который легитимизирует Доктрину, определяет ее юридический статус и механизм реализации.

2. «Доктрина административно-территориального развития Донецкой Народной Республики», состоящая из пяти разделов.

Первый раздел - «Общие положения» - содержит описание юридического статуса Доктрины, методологию ее формирования и реализации.

Второй раздел - «Текущее и целевое состояние административно-территориального развития и административно-территориальной политики Донецкой Народной Республики» - содержит оценку текущего состояния и задает принципы переходного процесса и целевые ориентиры административно-территориального развития Донецкой Народной Республики в долгосрочной перспективе.

Третий раздел - «Направления административно-территориальной политики и административно-территориального развития Донецкой Народной Республики» - содержит анализ проблем в сфере административно-территориального развития и предлагаемых решений в различных сферах государственного управления; указание на правовые формы решения проблем.

Четвертый раздел - «Механизм реализации Доктрины административно-территориального развития Донецкой Народной Республики» - содержит целе-полагающие принципы реализации государственных функций прогнозирования, планирования, мониторинга и контроля административно-территориального развития.

Пятый раздел - «Программа нормативно-правового обеспечения реализации Доктрины административно-территориального развития Донецкой Народной Республики» - представляет собой структурированную программу реализации Доктрины по основным направлениям административно-территориальной политики; сроки принятия тех или иных решений; органы государственной вла-

сти, ответственные за разработку нормативно-правового обеспечения.

Доктрина основывается на принципе последовательного и повсеместного присутствия ценностного подхода в политике государственного управления, который предполагает подчинение государственной политики в сфере административно-территориального развития ценностному выбору, основанному на традиционных для общества и государства, цивилизационно и морально обусловленных высших ценностях, признаваемых как общественное благо. Высшие ценностные установки определяют ценности в конкретных сферах управления (направлениях административно-территориальной политики), являются основополагающим критерием для идентификации проблем, препятствующих их реализации. Выявление текущих проблем позволяет точно определить административно-правовые цели управления, выработать решения, придать им нормативно-правовую форму и обеспечить их реализацию.

Среди основных ценностей, заложенных в фундамент Доктрины, необходимо выделить следующие:

1. Достойный уровень качества жизни и свободное развитие каждого гражданина Республики на всей ее территории.

2. Увеличение народного благосостояния, стабильность численности населения и сбалансированность заселенности всей территории Республики.

3. Доступность основных материальных и духовных благ, государственная и экономическая безопасность, территориальная целостность Республики.

Специфика ценностных ориентиров заключается в общесоциальном консенсусе. Заданные ценности административно-территориального развития Республики определяют дальнейшую разветвленную систему целеполагания и расставляют приоритеты государственного управления в данной сфере, зарождая критерии

оценки результатов любых решений или действий в рамках политики государственного управления. С целью предметного мониторинга и контроля их реализации Доктрина содержит перечень параметров административно-территориального развития, которые являются ре-перными точками и подлежат мониторингу в ходе государственной управленческой деятельности. При этом необходимо придерживаться принципа, что детальное проектирование целевых количественных параметров задается в процессе исполнения Доктрины.

Ценности, указанные в первом разделе Доктрины, преобразуются в основные цели, реализуемые в каждом отдельном направлении административно-территориальной политики (раздел 3 Доктрины), а также являются критерием для выявления проблем административно-территориального развития и выработки вариантов их решения в конкретной сфере. Таким образом, документ (Доктрина) системно подчинен целям развития, реализации высших ценностей, а выработанные в итоге решения направлены на их практическое воплощение в краткосрочной (1-3 года), среднесрочной (3-5 лет) и долгосрочной (5-15 лет) перспективе.

Доктрина является гибким ажюстированным документом, позволяющим оперативно реагировать на изменение внутренних и внешних социально-экономических условий, для чего предусмотрен механизм ее актуализации в связи с меняющимися обстоятельствами. Доктрина становится документом бессрочного действия, процедура принятия Закона не позволяет трансформировать ее в переменчивый и изменяемый «по случаю» документ.

Содержательную часть Доктрины необходимо формировать на основе детального анализа существующей социально-экономической ситуации в административно-территориальном спектре,

итогом анализа должно стать выявление существующего социально-экономического положения административно-территориальных единиц Донецкой Народной Республики (раздел 3 Доктрины). Соответствующий детальный анализ необходим на начальном этапе для постановки комплексного «диагноза» существующему положению дел и выработки комплексных решений. Однако закрепление оценки существующей социально-экономической ситуации в сфере административно-территориального развития и ее проблем в самой Доктрине не означает статичности и нечувствительности документа к изменениям. Напротив, предлагаемый механизм корректировки Доктрины содержит баланс двух основных свойств: адаптивности и стабильности.

Адаптивность Доктрины к существующей ситуации достигается за счет выстраивания вертикали ее реализации через среднесрочные и долгосрочные программы в сфере административно-территориального развития и значительного количества принимаемых в соответствии с ней управленческих решений. В данные решения заложены различные механизмы взаимодействия: контроль и мониторинг, периодические отчеты, позволяющие своевременно выявлять проблемы реализации и реагировать на них путем корректировки принятых решений или выработки новых. За счет того, что Доктрина содержит большое пространство для маневра при разработке социально-экономических программ в сфере административно-территориального развития, юстировка самой Доктрины не всегда необходима - для этого достаточно корректировать отдельные решения или сами программы развития.

Стабильность Доктрины достигается за счет ее принятия и утверждения на законодательном уровне как Закона. Для изменения ее нормативно-правовых предписанных характеристик необходимо пройти законодательную процедуру

между государственными ветвями власти - Глава Донецкой Народной Республики, Народный Совет, Совет Министров - с целью достижения общегосударственного консенсуса. Таким образом, концептуальная часть Доктрины гарантированно защищается от изменений под воздействием политической конъюнктуры.

Основные содержательные положения механизма реализации Доктрины и государственного управления административно-территориальным развитием (раздел 4 Доктрины) заключаются в следующем:

1. Приоритет Доктрины для всех решений в сфере управления административно-территориальным развитием на территории Донецкой Народной Республики (республиканском и местном уровнях), который предполагает ценностный выбор и принципы построения государственного управления административно-территориальным развитием.

2. Устойчивость Доктрины при смене политических циклов (выборы Главы Донецкой Народной Республики и Народного Совета) за счет усложненного порядка внесения изменений в нее.

3. Введение посланий Главы Донецкой Народной Республики (форма взаимодействия законодательной и исполнительной ветвей власти) как программного политико-правового документа, выражающего видение Главой основных направлений развития Донецкой Народной Республики.

4. Утверждение на основе Доктрины программ социально-экономического развития в сфере административно-территориального развития Донецкой Народной Республики на среднесрочную и долгосрочную перспективу, ежегодный контроль их реализации.

5. Введение обязательного прогнозирования, планирования и мониторинга административно-территориального развития в соответствии с перечнем параметров, установленным в Доктрине.

6. Структурные изменения в системе государственной исполнительной власти: усиление роли Министерства экономического развития Донецкой Народной Республики в формировании и реализации государственной административно-территориальной политики.

7. Наделение органов местного самоуправления полномочиями, сопряженными с полномочиями органов государственной власти, для достижения эффективности реализации государственной административно-территориальной политики в конкретных административно-территориальных единицах Донецкой Народной Республики.

Таким образом, Доктрина выполняет следующие функции в системе государственного управления административно-территориальным развитием:

1. Целеформирующая. Формирование конкретных управленческих целей и стратегических задач на основе ценностного подхода, предполагающего устойчивость ценностных установок в стратегическом периоде. Заложенные в Доктрине основы являются своего рода эталоном, согласно которому формируются управленческие цели и задачи на практике.

2. Декларативная. Содержание четкого и открытого посыла, поясняющего цели и принципы формирования административно-территориального развития Республики. Утверждение Доктрины в форме Закона поясняет управленческие действия в указанной сфере.

3. Интегрирующе-консолидирую-щая. Создание прозрачного механизма формирования целей и реализации административно-территориальной политики Донецкой Народной Республики на основе согласия общества относительно базовых ценностей. Законодательная правовая форма принятия и утверждения Доктрины является инструментом достижения этого согласия.

4. Контрольная. Использование механизмов политического (при выборах),

государственного (разделение власти), общественного (гражданское общество) контроля административно-территориального развития на основе ценностных ориентиров, заложенных в Доктрине. Открытость и доступность Доктрины позволяет повысить уровень социальной ответственности должностных лиц, принимающих управленческие решения.

5. Гарантирующая. Закрепление Доктрины как Закона с целью гарантии соблюдения государственных интересов. При достижении общесоциального согласия Доктрина является максимально доступной правовой формой гарантии обществу стабильного административно-территориального развития.

Если спустя некоторое время после принятия Доктрины прописанные в ней проблемы не перестанут быть актуальными, то вывод об эффективности управления будет очевиден. Фактическое состояние административно-территориальное развития описывается в Доктрине на момент ее утверждения и каждой последующей корректировки, тем самым постоянно обновляется содержательный аспект и практическая актуальность.

Исходя из вышеизложенного, государственная политика в сфере развития административно-территориальных единиц:

создаст равные социальные и экономические возможности для реализации прав и свобод граждан, независимо от места их проживания на территории Республики;

выработает меры по сбалансированному расселению населения по территории Республики;

позволит развивать социально-экономическую инфраструктуру в административно-территориальных единицах Республики;

обеспечит сокращение диспропорций в социально-экономическом развитии административно-территориальных единиц по таким показателям, как объе-

мы инвестиций на душу населения, доходы населения, уровень занятости, обеспеченность населения необходимыми социальными благами и гарантиями;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

позволит сформировать финансово-экономическую состоятельность административно-территориальных единиц, характеризующуюся стабильной налогооблагаемой базой, развитой инфраструктурой.

Список использованной литературы

1. Региональная экономика: организационно-экономический механизм управления ресурсами развития региона / под науч. ред. Б.И. Герасимова. -Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2002. - 112 с.

2. Аксянова, А.В. Кластерная методология исследования региональных экономических систем по уровню инвестиционной привлекательности / А.В. Аксянова // Вестник Казанского технологического университета. - 2011. -№ 1. - С. 247-253.

3. Пилясов, А.Н. И последние станут первыми: Северная периферия на пути к экономике знания / А.Н. Пилясов. -М.: Либроком, 2009. - 544 с.

4. Официальный сайт «Донецкая Народная Республика». Конституция Донецкой Народной Республики от

14.05.2014 г. [Электронный ресурс]. -URL: https://dnr-online.ru/konstituciya-dnr/. - (Дата обращения: 15.12.2017).

5. Официальный сайт «Донецкая Народная Республика». Закон Донецкой Народной Республики «О республиканских программах» (Постановление от

02.10.2015 г. № 1-369П-НС) [Электронный ресурс]. - URL: http://doc.dnr-online.ru/wp-content/uploads/2016/05/Zako n_DNR_O_respublikanski_programmah_36 9P_NS.pdf. - (Дата обращения: 09.01.2018).

6. Официальный сайт «Донецкая Народная Республика». Постановление Сове-

та Министров ДНР от 17.12.2016 г. № 13-2 «Об утверждении Порядка разработки и реализации республиканских программ Донецкой Народной Республики» [Электронный ресурс]. - URL: http://doc.dnr-online.ru/wp-content/uploads/2017/04/Posta nov_N13_2_17122016.pdf. - (Дата обращения: 09.01.2018).

7. Официальный сайт «Донецкая Народная Республика». Приказ Министерства экономического развития Донецкой Народной Республики от 23.05.2017 г. № 78 «Об утверждении Порядка формирования и ведения перечня республиканских программ в Донецкой Народной Республике» [Электронный ресурс]. -URL: http://doc.dnr-online.ru/wp-content/ uploads/2017/06/PrikazMER_N78_2305201 7.pdf. - (Дата обращения: 09.01.2018).

8. Официальный сайт «Министерство экономического развития Донецкой Народной Республики». Перечень республиканских программ в Донецкой Народной Республике [Электронный ресурс]. -URL: http://mer.govdnr.ru/index.php7op ti on=com_content&vi ew=arti cle&id=3208.-(Дата обращения: 10.01.2018).

9. Официальный сайт «Донецкая Народная Республика». Приказ Министерства экономического развития Донецкой Народной Республики от 17.10.2017 г. № 155 «Об утверждении Порядка осуществления мониторинга основных социально-экономических показателей развития административно-территориальных единиц Донецкой Народной Республики» [Электронный ресурс]. - URL: https:// old.dnr-online.ru/wp-content/uploads/2017/ 11/PrikazMER_N155_17102017.pdf. -(Дата обращения: 13.12.2017).

10. Официальный сайт «Донецкая Народная Республика». Закон Донецкой Народной Республики «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики от 20 июня 2014 г. № 15-5 ВС «О неотложных мерах социальной защиты граждан, проживающих на территории Донецкой Народной Республики

в условиях агрессии Вооруженных Сил и вооруженных формирований Украины» [Электронный ресурс]. - URL: http://doc.dnr-online.ru/wp-content/uploads/ 2015/03/Zakon_DNR_O_vnesenii_izmeneni y_v_VS15_5_2006_02092014.pdf. - (Дата обращения: 10.01.2018).

11. Официальный сайт «Донецкая Народная Республика». Закон Донецкой Народной Республики «О безопасности» (Постановление № 17) [Электронный ресурс]. - URL: http://doc.dnr-online.ru/wp-content/uploads/2014/07/%D0%97%D0%B 0%D0%BA%D0%BE%D0%BD-%D0%9E-%D0%B 1%D0%B5%D0%B7%D0%BE%D 0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0% BE%D1%81%D1%82%D0%B8.pdf. - (Дата обращения: 10.01.2018).

12. Официальный сайт «Донецкая Народная Республика». Закон Донецкой Народной Республики «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Донецкой Народной Республике» (Постановление №1-62П-НС) [Электронный ресурс]. - URL: http: //doc.dnr-online.ru/wp-content/uploads/2015/03/Zakon_DNR_o_m obilizatsionnoy_podgotovke_i_mobilizatsii. pdf.- (Дата обращения: 10.01.2018).

13. Официальный сайт «Донецкая Народная Республика». Закон Донецкой Народной Республики «О специальных мерах защиты интересов Донецкой Народной Республики (санкциях)» (Постановление № 1-400П-НС) [Электронный ресурс]. - URL: http://doc.dnr-online.ru/ wp-content/uploads/2016/05/Zakon_DNR_ 0_SpetsZashite_Sanktsiah_400P_NS.pdf. -(Дата обращения: 10.01.2018).

14. Официальный сайт «Донецкая Народная Республика». Указ Главы Донецкой Народной Республики от 19.02.2016 г. № 36 «О Классификаторе нормативных правовых актов» [Электронный ресурс]. - URL: http://doc.dnr-online.ru/wp-content/uploads/2016/05/Uka z_N36_19022016.pdf. - (Дата обращения: 10.01.2018).

15. Официальный сайт «Донецкая Народная Республика». Указ Главы Донецкой Народной Республики от

22.11.2016 г. № 399 «О применении стандартов на территории Донецкой Народной Республики» [Электронный ресурс]. - URL: http://doc.dnr-online.ru/wp-content/uploads/2016/ 12/Ukaz_N399_2211 2016.pdf. - (Дата обращения: 10.01.2018).

16. Официальный сайт «Донецкая Народная Республика». Указ Главы Донецкой Народной Республики от

26.10.2017 г. № 287 «Об утверждении программы «Обеспечение горючесмазочными материалами землепользователей и собственников земельных участков площадью более 500 га и самостоятельно их обрабатывающих» [Электронный ресурс]. - URL: http://doc.dnr-online.ru/wp-content/uploads/2017/11/Uka

z_ N287_26102017.pdf. - (Дата обращения: 10.01.2018).

17. Официальный сайт «Донецкая Народная Республика». Постановление Совета Министров ДНР от 17 декабря 2016 г. № 13-18 «Об утверждении Временного положения о бюджетной системе Донецкой Народной Республики» [Электронный ресурс]. - URL: http: // doc.dnr-online.ru/wp-content/uploads/2017/ 03/ Postanov_N13_18_17122016_ch.pdf. -(Дата обращения: 22.12.2017).

18. В поисках выхода из кризиса / А.А. Френкель [и др.] // Международный научно-практический журнал «Экономика. Налоги. Право». - 2015. - № 5/2015. -С. 6-17 [Электронный ресурс]. - URL: http://elib.fa.ru/mag/ENP/ENP_05-2015.pd f/download/ENP_05-2015.pdf. - (Дата обращения: 22.12.2017).

19. Доктрина регионального развития Российской Федерации: макет-проект: монография / [Сулакшин С.С. и др.]; под общ. ред. Малчинова А.С.; Центр проблемного ан. и гос. упр. - М.: Научный эксперт, 2009. - 256 с.

Статья поступила в редакцию 29.01.18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.