Научная статья на тему 'Институциональное обеспечение экономической безопасности Уральского федерального округа'

Институциональное обеспечение экономической безопасности Уральского федерального округа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
263
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономическая безопасность / Уральский федеральный округ / институт развития / программа поддержки / макрорегион / economic security / Urals Federal District / development institute / support program / macroregion

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — К А. Сумарокова, Т А. Эскерова, К О. Яковлева, Ю В. Гусева

В статье рассмотрена отраслевая специализация субъектов Уральского федерального округа, вследствие этого указана необходимость обеспечения экономической безопасности макрорегиона в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Приведен перечень действующих институтов развития на территории УрФО. Выявлено отсутствие некоторых институтов развития в ряде регионов округа. Отмечено, что главным образом данный факт касается сельскохозяйственных институтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONAL SECURITY OF ECONOMIC SECURITY OF THE URAL FEDERAL DISTRICT

In the article the branch specialization of the subjects of the Urals Federal District is considered, therefore the necessity of ensuring the economic security of the macroregion in the system of ensuring the national security of the Russian Federation is indicated. The list of active development institutions on the territory of the Urals Federal District is given. The absence of some development institutes in a number of regions of the region is revealed. It is noted that mainly this fact relates to agricultural institutions.

Текст научной работы на тему «Институциональное обеспечение экономической безопасности Уральского федерального округа»

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

К.А. Сумарокова, студент

Т.А. Эскерова, студент

К.О. Яковлева, студент

Ю.В. Гусева, студент

Сибирский федеральный университет

(Россия, г. Красноярск)

DOI: 10.24411/2411-0450-2018-10036

Аннотация. В статье рассмотрена отраслевая специализация субъектов Уральского федерального округа, вследствие этого указана необходимость обеспечения экономической безопасности макрорегиона в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Приведен перечень действующих институтов развития на территории УрФО. Выявлено отсутствие некоторых институтов развития в ряде регионов округа. Отмечено, что главным образом данный факт касается сельскохозяйственных институтов.

Ключевые слова: экономическая безопасность, Уральский федеральный округ, институт развития, программа поддержки, макрорегион.

Уральский федеральный округ (УрФО) - один из крупнейших округов России с преобладанием в структуре ВРП добывающей и обрабатывающей промышленности.

В состав УрФО входят:

- Курганская область, ориентирующаяся на сельское хозяйство и добывающую промышленность;

- Свердловская область, специализирующаяся преимущественно на добывающей промышленности;

- Челябинская область, также специализирующаяся на добывающей промышленности;

- Тюменская область, в ВРП которой преобладают, причем в примерно равных долях, обрабатывающая и добывающая промышленность;

- Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (ХМАО - Югра), добыча нефти, газа и других полезных ископаемых которого составляет порядка 60%;

- Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯМАО), больше половины ВРП которого приходится также на добывающую промышленность. [1]

Такая специализация регионов УрФО обусловлена расположением значительных запасов всех потенциальных топливно-энергетических ресурсов страны. При этом сам УрФО находится на третьем месте по объемам ВРП.

Как округу с развитой добычей стратегически важных полезных ископаемых, помимо формирования нормативно-правовой базы УрФО необходимо применение специальных условий для внедрения инфраструктурных проектов путем создания институтов развития.

Минэкономразвития РФ определяет институт развития как инструмент государственной политики, стимулирующий инновационные процессы и развитие инфраструктуры. При этом основной целью институтов развития является сглаживание так называемых «провалов рынка» для решения таких задач, которые не могут быть оптимально реализованы рыночными механизмами, а также для обеспечения устойчивого роста экономики [2].

Для проведения качественного анализа институтов развития субъектов УрФО была сформирована соответствующая таблица (таблица 1).

Таблица 1 . Перечень действующих институтов развития на территории УрФО

Регион Институты развития промышленной политики и экспорта [9] Институты развития сельского хозяйства Институты развития по вопросам инвестиционной деятельности Институты развития по вопросам инновационной деятельности

Курганская область [3] Курганский региональный Центр поддержки экспорта Государственное унитарное предприятие «Бизнес-инкубатор Курганской области» Корпорация развития Зауралья ОАО «Курганский областной технопарк» ФГБУ "Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере"

Свердловская область [4] Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства Отсутствует Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Свердловской области; ОАО "Корпорация развития Среднего Урала" ФГБУ «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере»

Тюменская область [5] Фонд "Инвестиционное агентство Тюменской области" Отсутствует Фонд "Инвестиционное агентство Тюменской области" ФГБУ «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере»; ГБУ ТО "ЗападноСибирский инновационный центр"; Тюменский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук

Челябинская область [6] Фонд развития промышленности Челябинской области Отсутствует Агентство инвестиционного развития Челябинской области ФГБУ «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере»

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра [7] Фонд "Центр координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства ХМАО - Югры"; Центр поддержки экспорта ХМАО - Югры Фонд поддержки предпринимательства ХМАО - Югры; ГНИУ "Окружной научно- исследовательский экспериментальный институт проблем Обского Севера"; ГНУ "Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Северного Зауралья" Фонд развития ХМАО - Югры; Бюджетное учреждение автономного округа "Региональный центр инвестиций"; Фонд поддержки предпринимательства ХМАО - Югры Фонд развития ХМАО -Югры

Ямало- Ненецкий автономный округ [8] Отсутствует Муниципальное автономное учреждение «Бизнес-инкубатор»» Некоммерческая организация "Региональный инновационно- инвестиционный фонд "Ямал"; Некоммерческая организация «Фонд поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства»; Инвестиционный совет Ямало-Ненецкого автономного округа Некоммерческая организация "Региональный инновационно-инвестиционный фонд "Ямал"; Некоммерческая организация «Фонд «Окружной инновационно- технологический центр «Старт»; Департамент по науке и инновациям Ямало-Ненецкого автономного округа; Некоммерческая организация «Фонд «Окружной инновационно- технологический центр «Технопарк Ямал»

Представленные данные позволяют сделать вывод о том, что почти в каждом субъекте УрФО были приняты различные стратегии и программы, по направлениям развития инвестиционной и инновационной деятельности, промышленного комплекса и сельского хозяйства.

В целях контроля и содействия реализации упомянутых программ и стратегий в каждом регионе УрФО создавались различные фонды, агентства и некоммерческие организации, наделенные ресурсами для стимуляции и поддержки определенных отраслей экономики и участников рынка, чье функционирование связано с инвестиционной и инновационной деятельностью.

При этом не представляется возможным сказать, что во всех регионах есть институты развития по всем ранее перечисленным направлениям деятельности.

Так, например, не во всех регионах есть институты развития сельского хозяйства или промышленной политики. Однако это не означает, что тоже выращивание зерновых культур, например, или скотоводство в субъекте не развито. К примеру, Челя-

бинская область считается одним из главных центров машиностроения и тяжелой промышленности в России, но при этом доля сельского хозяйства в структуре ВРП области составляет около 7% ежегодно. [1]

В большинстве регионов УрФО один конкретный фонд, агентство или некоммерческая организация может специализироваться в нескольких направлениях, например, в развитии инновационной деятельности и инвестиционной и т.д. Такая консолидация схожих видов деятельности позволяет фондам более эффективно контролировать реализацию проектов и управление ими.

Таким образом, большинство регионов УрФО поддерживает программы и стратегии развития отдельных отраслей промышленности и направлений деятельности путем создания фондов, агентств и некоммерческих организаций, имеющих предоставленные государством ресурсы. Однако не в каждом субъекте имеются упомянутые институты развития, что несколько тормозит прогресс в некоторых отраслях экономики УрФО, например, в сельском хозяйстве.

Библиографический список

1. Валовой региональный продукт субъектов РФ [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: www.gks.ru/free_doc/doc_2017/region/reg-pok17.pdf

2. Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/instdev/institute/

3. Официальный сайт Правительства Курганской области [Электронный ресурс] -Режим доступа - URL: http://kurganobl.ru

4. Официальный сайт Правительства Свердловской области [Электронный ресурс] -Режим доступа - URL: http://www.midural.ru

5. Официальный портал органов государственной власти Тюменской области [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: https://admtyumen.ru/ogv_ru/index.htm

6. Официальный сайт Правительства Челябинской области [Электронный ресурс] -Режим доступа - URL: http://pravmin74.ru

7. Официальный портал органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: https://admhmao.ru

8. Официальный сайт Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: https://www.yanao.ru

9. Перечень региональных институтов развития, оказывающих поддержку инвестиционным проектам в промышленности в субъектах Российской Федерации [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http://minpromtorg.gov.ru/common/upload/files/docs/Regionalnye_instituty_podderzhki[1].pdf

INSTITUTIONAL SECURITY OF ECONOMIC SECURITY OF THE URAL

FEDERAL DISTRICT

K.A. Sumarokova, student T.A. Eskerova, student K.O. Yakovleva, student Yu.V. Guseva, student Siberian federal university (Russia, Krasnoyarsk)

Abstract. In the article the branch specialization of the subjects of the Urals Federal District is considered, therefore the necessity of ensuring the economic security of the macroregion in the system of ensuring the national security of the Russian Federation is indicated. The list of active development institutions on the territory of the Urals Federal District is given. The absence of some development institutes in a number of regions of the region is revealed. It is noted that mainly this fact relates to agricultural institutions.

Keywords: economic security, Urals Federal District, development institute, support program, macroregion.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.