Научная статья на тему 'ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ И РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ И РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
310
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА КУЛЬТУРЫ / СФЕРА КУЛЬТУРЫ / ИНФРАСТРУКТУРА СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ / КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Каверина Надежда Александровна

Сфера культуры и культурной политики по своей значимости для общества представляет собой важное направление внутренней политики государства. Анализ институционального и ресурсного обеспечения сферы культуры и культурной политики Российской Федерации свидетельствует об изменениях установок государства в сторону стратегической значимости культуры в социально-экономическом развитии страны. Запуск Национального проекта «Культура», возможно, ознаменует собой конец периода декларативного нормотворчества в сфере культуры, а, значит, будут решены застарелые проблемы остаточного финансирования учреждений культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONAL AND RESOURCE SUPPORT OF THE SPHERE OF CULTURE IN THE RUSSIAN FEDERATION

The sphere of culture and cultural policy in its importance for society is an important direction of the internal policy of the state. An analysis of the institutional and resource provision of the sphere of culture and cultural policy of the Russian Federation testifies to changes in the state's attitudes towards the strategic importance of culture in the socio-economic development of the country. The launch of the National Project "Culture" may mark the end of the period of declarative rule-making in the field of culture, which means that the long-standing problems of residual funding of cultural institutions will be resolved.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ И РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 338.012

Институциональное и ресурсное обеспечения сферы культуры

в Российской Федерации

Каверина Н.А.

Кандидат философских наук, доцент кафедры политологии и социологии

Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (Москва)

Сфера культуры и культурной политики по своей значимости для общества представляет собой важное направление внутренней политики государства. Анализ институционального и ресурсного обеспечения сферы культуры и культурной политики Российской Федерации свидетельствует об изменениях установок государства в сторону стратегической значимости культуры в социально-экономическом развитии страны. Запуск Национального проекта «Культура», возможно, ознаменует собой конец периода декларативного нормотворчества в сфере культуры, а, значит, будут решены застарелые проблемы остаточного финансирования учреждений культуры.

Ключевые слова: государственная поддержка культуры, сфера культуры, инфраструктура сферы культуры, культурная политика, креативные индустрии, национальный проект

В 1942 г. в Великобритании Дж.М. Кейнс создал Совет по делам искусств, который стал заниматься субсидированием культуры. Многие с возмущением отнеслись к этому: какая поддержка культуры во время войны? Время показало, что Кейнс верно оценил истинную ценность и значимость культуры для общества. В эпоху глобализации, цифровизации проблемы в сфере культуры актуализируются как никогда. Культурная политика современных государств становится инструментом стратегического управления страной: гарантирует ее целостность, определяет перспективы социокультурного развития. Без развития сферы культуры невозможно осуществлять стратегию устойчивого развития, так как именно культура отвечает за формирование и развитие человеческого и социального капиталов. Уровень культурного развития территориального образования, включающий инфраструктуру сферы культуры, насыщенность культурной жизни и включенность в нее населения, становится важным показателем качества жизни в регионе.

По своей значимости в жизни общества культура представляет собой отдельное направление внутренней политики государства. Речь идет о государственной культурной политике, утверждённой Указом

Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808 «Основы государственной культурной политики» (далее - Основы ГКП). В этом документе «государство впервые возводит культуру в ранг национальных приоритетов и признает ее важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, залогом динамичного социально-экономического развития, гарантом сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности России» [1].

Культурная политика провозглашается «неотъемлемой частью стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [1]. Способствуя развитию гармонично развитой личности и солидарности российского общества, культурная политика тем самым противостоит искажению и уничтожению традиционных русских ценностей. Поэтому главной задачей Основ ГКП становится актуализация традиционной системы ценностей в современном обществе. Она осуществима при условии доступности культурных благ населению, его культурного просвещения и творческой самореализации личности.

Для реализации Основ ГКП в 2016 г. была принята «Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года». Стратегия является

документом стратегического планирования, разработанная в рамках целеполагания по межотраслевому принципу [2]. Планирование культурной политики содержит долговременные и текущие цели, приоритетные тенденции развития культуры, эффективные организационные и экономические механизмы для их реализации.

Ресурсное обеспечение сферы культуры представлено прежде всего инфраструктурой, которая включает в себя учреждения культуры и услуги/ обслуживание в сфере культуры. Развитие ресурсной базы предполагает увеличение количества учреждений культуры, инвестирование в основные фонды и в ресурсы текущего потребления. Рост активной части основных фондов культуры осуществляется посредством инвестирования в оборудование, аппаратуру, внедрения цифровых технологий. Реализация последнего способствует появлению новых видов культурных услуг, улучшению качества обслуживания в сфере культуры.

Инфраструктура сферы культуры представлена сетью учреждений по различным видам культурной деятельности. Количество учреждений культуры в РФ насчитывает 93 578 единиц [3].

По количеству самым крупным типом учреждений (45,5 %) [3] является культурно-досуговый. Он представлен сетью клубов и домов культуры, которые обеспечивают доступность культурных благ широким слоям населения, в том числе проживающим в самых отдаленных пунктах. Тем не менее с 2012 г. культурно-досуговых учреждений стало меньше на 1000 единиц. Поэтому возрождение домов культуры стало основным направлением работы по развитию инфраструктуры. Всего в 2018 г. были осуществлены модернизация и реновация 106 домов культуры, что не составило даже 1 % от числа культурно-досуговых учреждений, находящихся в аварийном состоянии. Из Федерального бюджета РФ на эти цели было выделено 1,5 млрд руб. [4].

Вторым по количеству сегментом учреждений культуры являются библиотеки (44,6 %). Темп сокращения библиотечной сети в 2016-2018 гг. снизился: ежегодные потери составили 500 библиотек (для сравнения, в 2015 г. было закрыто свыше 1000 библиотек) [3]. Будущее библиотечной инфраструктуры остается неясным. С одной стороны, в ускоренном темпе происходит процесс цифровизации библиотечных фондов с переходом на дистанционное обслуживание читателей. С другой стороны, на государственном уровне вводятся нормативы количества библиотек по числу жителей на территории муниципальных образований.

На третьем месте по количеству учреждений культуры находятся детские школы искусств (далее - ДШИ) (5 %) [3] - это творческие и просветительские центры музыкального, хореографического, художественного образования для подрастающего

поколения. К началу 2000-х гг. ДШИ стали выполнять функцию досуговых учреждений, что привело к оптимизации учреждений. С 2012 г. было закрыто и реорганизовано 460 ДШИ [3].

Положительную динамику показывает развитие сети музеев (3 %) и театров (0,7 %): музеев с 1990 г. стало больше в 2 раза, а театров - в 1,7 раза. В период с 2012 по 2018 гг. появилось 123 новых музея и 15 новых театров. При этом посещаемость этих учреждений культуры остается низкой — менее одного посещения в год на человека [3].

Вопросы ресурсного обеспечения сферы культуры непосредственно связаны с выбором «модели государственной поддержки культуры (субсидиарная, инвестиционная, стимулирующая)» [5]. В период с 2004 по 2014 гг. государство выполняло роль мецената, субсидируя культуру как общественное благо. Это время по праву можно назвать «золотым десятилетием» финансирования культуры [5]. В 2015 г. государство начинает выступать инвестором и со-инвестором сферы культуры. Как результат - резкое сокращение расходов на культуру.

Снижение объемов финансирования культуры в 2015 г. обусловлено рядом причин: «первая связана с ухудшением социально-экономического положения России на фоне введения санкций» [5], что привело к сокращению социальных расходов. Вторая причина вызвана реформой бюджетного сектора. Уменьшить нагрузку на бюджет в сфере культуры получилось за счет сокращения количества культурно-досуговых центров и библиотек.

2016 г. становится точкой отсчета нового этапа в финансировании культуры: с 2016 г. мы наблюдаем увеличение расходов на культуру. Если «золотое десятилетие» финансирования культуры (20042014 гг.) было ознаменовано принятием Основ ГКП, то «новый золотой период» субсидирования культурной сферы отмечен запуском Национального проекта «Культура» (2019-2024 гг.).

Цель проекта - «увеличение к 2024 г. число граждан, вовлеченных в культуру, путем

• создания современной инфраструктуры культуры («на 2500 объектов культуры станет больше в 85 субъектах РФ»),

• внедрения в деятельность организаций культуры новых форм и технологий («в 10 раз вырастет число обращений к цифровым ресурсам культуры»),

• широкой поддержки культурных инициатив, направленных на укрепление российской гражданской идентичности» [6].

Для развития ресурсного потенциала культурной сферы сформировано три федеральных проекта - «Культурная среда», «Творческие люди», «Цифровая культура». Наиболее значимым из них по объему финансирования является проект «Культурная среда». 82,6 млрд руб. (из 107,2 млрд руб., выделенных в целом на нацпроект «Культура»), бу-

дут направлены на модернизацию инфраструктуры и реновацию учреждений культуры.

Доля расходов на культуру в ВВП является главным критерием реализации Стратегии государственной культурной политики. Она, в свою очередь, предполагает 3 сценария: инерционный - совокупные расходы на культуру 0,57 % от ВВП, инновационный - 1,5 % от ВВП, базовый - 0,8 % от ВВП к 2020 г., 1,4 % от ВВП к 2030 г. [5, с. 19]. В настоящее время расходы на культуру находятся на уровне базового сценария (в 2018 г. 0,6 % от ВВП [4]). Достижение «1,4 % ВВП к 2030 г. невозможно без внебюджетных источников финансирования культуры: института меценатства и государственно-частного партнерства» [см.: 5, с. 19].

В настоящее время благотворительные пожертвования и спонсорские средства образуют не более 2,2 % [см.: 7, с. 213] в общем объеме финансирования сферы культуры. Государственно-частное партнерство в сфере культуры представлено небольшим количеством проектов. В отношении объектов культурного наследия с 2012 г. по 2018 г. было осуществлено 28 проектов, 20 из которых в Московской области.

Решение вопросов финансирования сферы культуры сегодня связывают с развитием креативных индустрий. В России понятие «творческие индустрии» впервые было представлено в Основах ГКП [1]. Сегодня это понятие признается устаревшим, не способным дать четкого понимания, что представляют собой креативные индустрии и какие сферы экономики к ним относятся.

Исследования последних лет [8; 9] констатируют, что креативные индустрии способствуют региональному развитию благодаря своему социально-экономическому потенциалу. Особое внимание в регионах уделяется строительству соответствующей инфраструктуры - креативным кластерам. Они обычно располагаются на заброшенных и депрессивных территориях. На их месте возникают оригинальные креативные комплексы: центры дизайна, туризма, образования или культуры. Самые известные примеры креативных кластеров в России - культурные центры «Гараж», «Флакон» и «Артплей» в Москве, «Севкабель Порт» в Санкт-Петербурге, «Октава» в Туле, арт-завод «Доренберг» в Иркутске и Ярославская большая мануфактура. Развитие креативных индустрий стало приоритетом в «Стратегии Татар-стан-2030», «Стратегии социально-экономического развития Свердловской области до 2030 года».

Анализ институционального и ресурсного обеспечения сферы культуры и культурной политики Российской Федерации свидетельствует об изменениях установок государства в сторону стратегической значимости культуры в социально-экономическом развитии страны. Запуск Национального проекта «Культура», возможно, ознаменует собой

Социология

конец периода декларативного нормотворчества в сфере культуры, а, значит, будут решены застарелые проблемы остаточного финансирования учреждений культуры. Это потребует изменений в ряде законов, исключающих специфику сферы культуры, завершение работы над новым федеральным законом о культуре. Помимо требования увеличения и нормативного закрепления объемов финансирования гуманитарного сектора экономики, необходимо вести работу по диверсификации источников финансирования [развитая система налоговых преференция, введение специальных (маркированных) налогов, проведения национальных лотерей, создание эндаумент-фондов (фондов целевого капитала) [10], институт меценатства, государственно-частное партнёрство в сфере культуры, креативные индустрии].

Литература:

1. Основы государственной культурной политики. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_172706/

2. Стратегия государственной культурной политики. - URL: http:// govern-ment.ru/media/files/AsA 9RAyYVAJnoBuKgH0qEJA9IxP7f2xm

3. АИС «Статистическая отчетность отрасли» ГИВЦ Минкультуры России. - URL: http:// https://stat.mkrf.ru/indicators/

4. Федеральное казначейство. - URL: http:// www.roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/ konsolidirovannyj-byudzhet/

5. Каверина Н.А. Модели государственной поддержки культуры в Российской Федерации и проблемы их функционирования // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. - 2017. - № 5 (95). - С. 12-20.

6. Национальный проект «Культура». - URL: https:// rounb.ru/uploads/userfiles/pdf/2018/nacionalnyi-proekt-kultura.pdf

7. Музычук В. Ю. Финансирование культуры в России: шаг вперед и два назад... // Журнал НЭА. -2019. - № 1 (41). - С. 208-215.

8. Каверина Н.А. Креативные индустрии - драйвер инновационного развития города // Социально-политический менеджмент в цифровом обществе. - М.: ООО «Издательские решения», 2020. - С. 41-54.

9. Каверина Н.А., Гретченко А.И., Гретченко А.А. Современное развитие креативных индустрий в России (опыт столицы и регионов) // Вестник

Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2019. - № 1 (75).

- С. 58-64.

10. Институты общественной поддержки культурной деятельности / Под ред. А.Я. Рубинштейна.

- М.: Государственный институт искусствознания, 2015. - 264 с.

Institutional and Resource Support of the Sphere of Culture in the Russian Federation

Kaverina N.A.

Russian University of Economics G.V. Plekhanova

The sphere of culture and cultural policy in its importance for society is an important direction of the internal policy of the state. An analysis of the institutional and resource provision of the sphere of culture and cultural policy of the Russian Federation testifies to changes in the state's attitudes towards the strategic importance of culture in the socio-economic development of the country. The launch of the National Project "Culture" may mark the end of the period of declarative rule-making in the field of culture, which means that the long-standing problems of residual funding of cultural institutions will be resolved.

Key words: state support of culture, the sphere of culture, infrastructure of the sphere of culture, cultural policy, creative industries, national project

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.