Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ СФЕРЫ В ГОРОДЕ МОСКВЕ'

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ СФЕРЫ В ГОРОДЕ МОСКВЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1740
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ДОСУГ / КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ СФЕРА / РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ СФЕРЫ / УСЛУГИ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ / УСЛУГИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОСУГА / ДОСТУПНОСТЬ ПРЕДОСТАВЛЯЕМОЙ УСЛУГИ / КАЧЕСТВО ПРЕДОСТАВЛЯЕМОЙ УСЛУГИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мусинова Н. Н.

Обоснована особая значимость развития культурно-досуговой сферы для города Москвы. Дана характеристика организации системы управления данной сферой. Представлены итоги анализа основных направлений развития культурно-досуговой политики города Москвы по трем составляющим: содержательной, инфраструктурной и территориальной. Первостепенную важность в настоящее время приобретают вопросы обеспечения услугами учреждений культурно-досуговой сферы жителей периферийных территорий города Москвы. Вместе с этим отмечаются особенности создания условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами сферы культуры в условиях пандемии COVID-19. Выявлены наиболее существенные недостатки, препятствующие дальнейшему развитию культурно-досуговой деятельности на территории города Москвы и определены основные направления ее дальнейшего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE CULTURAL AND LEISURE SPHERE IN THE MOSCOW

The article substantiates the special significance of the development of the cultural and leisure sphere for the city of Moscow. The paper describes the organization of its management system. The author presents the results of the analysis of the main directions of the development of the cultural and leisure policy of the city of Moscow in three components: content, infrastructure and territorial. The issues of providing the services of cultural and leisure facilities to the residents of the peripheral territories of the city of Moscow are of paramount importance at the present time. At the same time, the study notes the peculiarities of creating conditions for organizing leisure activities and providing residents with cultural services in the context of the COVID-19 pandemic. The author identifies the most significant shortcomings that hinder the further development of cultural and leisure activities in the territory of the city of Moscow and determines the main directions of its further development.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ СФЕРЫ В ГОРОДЕ МОСКВЕ»

УДК 338.465.4 JEL J49

Мусинова Нина Николаевна

канд. экон. наук, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Финуниверситет), r. Москва, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-2194-7856 e-mail: [email protected]

DOI 10.26425/1816-4277-2021-3-74-81

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ СФЕРЫ В ГОРОДЕ МОСКВЕ

Аннотация. Обоснована особая значимость развития культурно-досуговой сферы для города Москвы. Дана характеристика организации системы управления данной сферой. Представлены итоги анализа основных направлений развития культурно-досуговой политики города Москвы по трем составляющим: содержательной, инфраструктурной и территориальной. Первостепенную важность в настоящее время приобретают вопросы обеспечения услугами учреждений культурно-досуговой сферы жителей периферийных территорий города Москвы. Вместе с этим отмечаются особенности создания условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами сферы культуры в условиях пандемии COVID-19. Выявлены наиболее существенные недостатки, препятствующие дальнейшему развитию культур-но-досуговой деятельности на территории города Москвы и определены основные направления ее дальнейшего развития.

Ключевые слова: культура, досуг, культурно-досуговая деятельность, культурно-досуговая сфера, развитие культурно-досуговой сферы, услуги учреждений культуры, услуги учреждений досуга, доступность предоставляемой услуги, качество предоставляемой услуги

Для цитирования: Мусинова Н.Н. Развитие культурно-досуговой сферы в городе москве//Вестник университета. 2021. № 3. С. 74-81.

Nina N. Musinova

Cand. Sci. (Econ.), Financial University, Moscow, Russia ORCID: 0000-0002-2194-7856 e-mail: [email protected]

DEVELOPMENT OF THE CULTURAL AND LEISURE SPHERE IN THE MOSCOW

Abstract. The article substantiates the special significance of the development of the cultural and leisure sphere for the city of Moscow. The paper describes the organization of its management system. The author presents the results of the analysis of the main directions of the development of the cultural and leisure policy of the city of Moscow in three components: content, infrastructure and territorial. The issues ofproviding the services of cultural and leisure facilities to the residents of the peripheral territories of the city of Moscow are ofparamount importance at the present time. At the same time, the study notes the peculiarities of creating conditions for organizing leisure activities and providing residents with cultural services in the context of the COVID-19 pandemic. The author identifies the most significant shortcomings that hinder the further development of cultural and leisure activities in the territory of the city of Moscow and determines the main directions of its further development. Keywords: culture, leisure, cultural and leisure activities, cultural and leisure sphere, development of cultural and leisure sphere, services of cultural institutions, services of leisure institutions, availability of the provided service, quality of the provided service

For citation: Musinova N.N. (2021) Development of the cultural and leisure sphere in the Moscow. Vestnik universiteta, no. 3, pp. 74-81. DOI: 10.26425/1816-4277-2021-3-74-81

Введение

Сфера культуры и досуга во многом предопределяет стиль жизни граждан, уровень их образованности и психологического состояния. Благодаря этой сфере деятельности происходит социализация человека, реализация его творческих потребностей и его становление как личности. Не случайно правительством Российской Федерации принята стратегия культурной политики на период до 2030 г. [4]. Культурно-досуговая деятельность в современных социокультурных условиях в контексте формирования определенных стратегий жизни приобретает большое значение, наряду с образовательным процессом и непосредственно с работой, особенно для молодого поколения, поскольку она основана на самореализации, а значит, касается не только интересов отдельного индивида, но и всего общества.

© Мусинова Н.Н., 2021.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/). © Musinova N.N., 2021.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

Сущностная характеристика культурно-досуговой деятельности дается в работе А. Ю. Мухина [13]. Экономика социально-культурной сферы и специфика организации социально-культурной деятельности рассматривается в работах А. В. Каменец, М. В. Мазановой, Д. А. Гордеевой, А. А. Монетовой, ее финансовое обеспечение рассматривает Н. В. Молчанова. Создание условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами сферы культуры в городе Москве анализирует Мусинова Н.Н. [8-10; 12].

Организация управления культурно-досуговой сферой

Культурно-досуговую деятельность в самом общем виде можно определить, как особую сферу, отметив, прежде всего, что она связана с созданием и (или) потреблением созданных человеческой деятельностью материальных и духовных ценностей в свободное от работы время - это ничем не ограниченный выбор рода занятий, исходящий из предпочтений индивида [10].

В настоящее время наблюдается развитие многообразных форм культурно-досуговой деятельности. Ее основные виды подразделяют на развлекательные, интеллектуальные, эстетические и спортивно-оздоровительные. С точки зрения организации, досуговую деятельность подразделяют на специально организованную и основанную на традиционных формах проведения досуга. Организацией досуга занимаются специальные фирмы, учреждения культурно-досуговой деятельности, общественные организации, культурные сообщества, администрации трудовых коллективов, волонтерские ассоциации, религиозные структуры [8].

Управление культурно-досуговой сферой осуществляется системой органов власти федерального, регионального и муниципального уровней. На федеральном уровне определяются основные направления, цели и задачи культурно-досуговой политики, на региональном уточняются и конкретизируются способы реализации государственной политики в конкретном субъекте РФ, на муниципальном осуществляется «создание условий для организации досуга и обеспечения жителей муниципальных образований услугами организаций культуры» с учетом конкретных потребностей населения [1].

Формулировка вопросов местного значения, используемая базовым законом о местном самоуправлении, подразумевает право муниципального образования создавать и финансировать институты культурно-досу-говой деятельности [1]. Однако под «созданием условий...» можно понимать не только финансовую составляющую, но и ряд условий, способных отобразить, обеспечено ли население муниципального образования необходимыми услугами в сфере культуры и досуга. К числу таких условий относятся:

- доступность, включающая как ценовую доступность (учет уровня доходов как всего населения, так и отдельных социальных групп), так и транспортную, то есть учет дальности проживания или работы человека от места расположения учреждения культуры и/или досуга;

- предоставление услуг людям с ограниченными возможностями здоровья;

- информированность населения о предоставляемых услугах учреждениями культурно-досуговой сферы;

- качество оказания услуг учреждениями культурно-досуговой сферы [7; 13].

Направление развития культурно-досуговой деятельности задают такие документы стратегического планирования, как стратегии социально-экономического развития, отраслевые стратегии развития, государственные и муниципальные программы и другие.

Самый высокий спрос на культурные мероприятия среди крупных российских городов в 2020 г. отмечен в Москве, в то же время это город с высоким качеством жизни [16]. Для Москвы, имеющей статус города федерального значения, являющейся крупнейшим мегаполисом, а также популярным местом для туристов, деятельность культурно-досуговых учреждений и проводимых ими мероприятий в сфере организации досуга и отдыха имеет особую значимость. В то же время на Москву возложена еще и реализация столичных функций. Поэтому, формируя свой индивидуальный культурный образ, Москва одновременно влияет и на культурный образ всей России, что делает столичные культурные мероприятия эталонными для остальных российских городов и регионов.

Москва сталкивается с постоянной необходимостью в развитии культурно-досуговой сферы, поскольку только за последние 10 лет численность зарегистрированных в городе граждан выросла с 11 504 тыс. человек до 12 678 тыс. человек (на 1 174 тыс. человек), и тренд на протяжении всего периода был только восходящим. Вместе с тем, согласно данным Мосстата, рост среднедушевых доходов населения Москвы в последнее время сопровождался ростом доли расходов на культурно-досуговые мероприятия. В структуре

потребительских расходов на услуги на одного жителя г. Москвы они выросли с 24,7 % в 2018 г. до 33,1 % в 2019 г., что свидетельствует о востребованности данных услуг у населения и развитии сектора услуг досуга и культуры в мегаполисе [14].

Правительство Москвы придает большое значение развитию культуры и уделяет внимание формированию условий для организации досуга и обеспечения жителей города услугами культуры. Вместе с тем, можно говорить о смене приоритетов деятельности городских организаций культуры и досуга: если еще несколько десятилетий назад эти учреждения выполняли исключительно просветительскую деятельность, то сейчас они призваны обеспечивать доступность культурных благ и досуговых услуг населению города. Современная модель оказания культурно-досуговых услуг населению по большей степени ориентирована на организацию развлекательных мероприятий и создание условий для эмоциональной разрядки жителей той или иной территории [12].

Развитие культурно-досуговой сферы Москвы осуществляется с использованием программно-целевого механизма. Приоритетные направления развития содержательной и инфраструктурной составляющей культурно-досуговой политики Москвы определены государственными программами в соответствии со стратегическими документами федерального уровня [2-6].

Анализ статистических показателей развития культурно-досуговой сферы

Рассмотрим развитие отдельных видов объектов культурно-досуговой сферы в г. Москве.

На рисунке 1 представлена динамика количества федеральных и городских театров и числа их посещений за 2015-2019 гг.

99 -,

8,4

8,2

- 8,0

- 7,!

- 7,6

7,4

7,2

7,0

Число профессиональных театров, ед.

Численность зрителей театров, млн чел.

Источник: [14]

Рис. 1. Динамика количества профессиональных театров г. Москвы и численности их зрителей за 2015-2019 гг.

Всего в Москве работают около 250 театров, 13 из которых - федеральные и 82 - городские. В 2016 г., несмотря на уменьшение числа подведомственных учреждений г. Москвы, отмечен рост посещения театров с 7,5 до 8,2 млн человек. В последующие годы число посещений снизилось и в 2019 г составило 7,7 млн человек. Снижение посещаемости театров в г. Москве связывают с тем, что в эти годы отмечалось снижение реальных доходов населения при росте цен на билеты в московские театры.

Неотъемлемой составляющей культурной среды г. Москвы выступают музеи и выставочные залы, привлекающие внимание не только москвичей, но и формирующие туристический потенциал города.

На рисунке 2 представлена динамика количества музеев федерального и городского подчинения и числа их посещений за 2015-2019 гг.

90 -,

г 30

- 20

- 10

I Число музеев, ед.

Число посещений музеев, млн ед.

Источник: [14]

Рис. 2. Динамика количества музеев и числа их посещений в г. Москве за 2015-2019 гг.

Данные, представленные на рисунке 2, свидетельствуют о снижении количества музеев на территории Москвы за 2015-2018 гг. с 84 ед. до 68 ед., что вызвало сокращение количества посещений с 26,1 млн человек в 2015 г. до 18 млн человек в 2018 г. Ситуация улучшилась в 2019 г. вследствие увеличения на 2 единицы количества музеев, а также по причине увеличения темпов роста числа посещений, связанных с повышением популярности музейных учреждений среди горожан и туристов, - с 18 млн посещений до 24,6 млн. Рост популярности музеев как объектов посещения и видов досуга у жителей города и туристов обусловлен увеличением разнообразия и качества предлагаемых ими услуг, регулярному проведению дней открытых дверей с бесплатным посещением выставок и основных экспозиций, постоянному обновлению последних.

Государственные музеи и выставочные залы Москвы ведут активный обмен выставочными проектами. В 2019 г. московские музеи провели 133 выставки в различных музеях и выставочных залах России и приняли 35 выставочных проектов из регионов. Количество предметов передвижного фонда музеев Москвы в 2019 г. составило 3 506 единиц [14].

Рост посещаемости также обусловлен успешной реализацией проекта «Музей-детям» Кроме того, растет число посетителей государственных музеев и выставочных залов города Москвы в дни проведения межмузейных проектов. В 2019 г. посещаемость общегородских культурно-просветительских акций превысила 4,2 млн человек.

По данным Фонда кино в 2019 г. в Москве действовало 113 кинотеатров и 647 кинозалов, их посетило 29,3 млн зрителей. В городскую сеть Москино входит 13 кинотеатров и 23 кинозала. В 2019 г. кинотеатры и проекты Москино посетило более 1 млн зрителей. В сравнении с 2018 г., посещаемость кинотеатров сети Москино за 2019 г. выросла на 24,7 % [15].

По итогам 2019 г. Москва заняла пятое место среди мегаполисов мира в рейтинге доступа граждан к культурно-досуговым объектам, что положительно характеризует уровень развития городской инфраструктуры.

Проблемы развития культурно-досуговой сферы

Имеются и недостатки в развитии культурно-досуговой сферы в г. Москве. В настоящее время в их составе на первом плане - территориальное развитие культурно-досуговой сферы, поддержка культурной деятельности и развития инфраструктурных объектов культуры, а также обеспечение развития коммуникационного взаимодействия между участниками культурно-досуговой сферы города.

Территориальное развитие как предмет культурно-досуговой политики г. Москвы определяется тем, что до недавнего времени традиционным местом размещения объектов культурно-досуговой сферы являлись центральные районы города. Однако ввиду необходимости активного развития остальных территорий (в том числе присоединенных к городу Москве в 2012 г.) вопросы обеспечения их культурно-досуговой инфраструктурой приобретают первостепенную важность. Это означает, что при разработке и корректировке программ развития территории районов, а также выдаче разрешений на строительство жилых зданий, необходимо в обязательном порядке предусмотреть и внести в территориальный план размещение объектов социально-культурной сферы. Заметим, что при этом ставится задача не только обеспечения доступности культурных институций, досуговых услуг и событий для жителей районов, но и выявления особенностей территории каждого района и поиск ее «культурного лица». В отношении выполнения задачи территориального развития культурно-досуговой сферы следует признать, что сроки введения инфраструктурных объектов нарушаются, подтверждением чего является то, что окраины города по-прежнему ощущают острую нехватку таких учреждений, как библиотеки, театры, клубы и т. п.

Перенос сроков выполнения поставленных задач во многом объясняется сложными условиями, вызванными пандемией СОУГО-19. Условия пандемии накладывают свой отпечаток на развитие культурно-до-суговой сферы районов, особенно в части обеспечения безопасности и введения ограничительных мер по передвижению в городе в 2020 г. В период пандемии большинство запланированных мероприятий были приостановлены. Большая часть культурной жизни переместилась в «онлайн». Пожилые люди могли заниматься любимым хобби и изучать языки, компьютеры и йогу в программе «Московское долголетие», которая проводилась дистанционно. Музеи запустили онлайн-экскурсии по экспозициям, в Интернете читались лекции по культуре и искусству, транслировались кинофильмы и театральные постановки.

Всеобщая самоизоляция в период пандемии кардинально изменила сферу культуры. Среди основных вызовов в области культуры прежде всего следует отметить финансовые потери. Это во многом обусловило стремление к скорейшему возобновлению работы учреждений искусства и проведению отмененных ранее событий, а также побудило отрасль к организации мероприятий с использованием цифровых площадок и применению технологий виртуальной реальности. Экстремальная ситуация, вызванная пандемией, напомнила о фундаментальной значимости творчества в жизни общества, важности сохранения культуры как средства неформального взаимодействия между людьми для их психологического комфорта [11].

Перспективы развития культурно-досуговой сферы

После окончания пандемии возможен заметный рост интереса зрителей к офлайн-культурным событиям, несмотря на то, что многие протестированные в период самоизоляции онлайн-практики, зарекомендовавшие себя как определенно успешные и с контентной, и с коммерческой точек зрения, продолжат действовать и в дальнейшем, но не смогут полностью заменить живое общение. Вместе с тем рост интереса к цифровым продуктам в сфере культуры влечет за собой и ряд проблем, которые предстоит решить, например, вопрос авторских прав и всплеск «пиратства» в кино после введения ограничительных мер.

Важным направлением деятельности государственных ведомств в культурно-досуговой сфере должно стать обеспечение доступа к объектам культуры в условиях «новой нормальности», что способно придать дальнейший импульс активной цифровизации данной сферы, формированию и обновлению культурной онлайн-среды. Зачастую прогресс во внедрении технологических решений для возобновления активности в сфере культуры опирался на тенденции предшествующего развития, однако пандемия придала динамику процессу их внедрения и адаптации. Виртуальные туры в музеях, галереях и библиотеках способствуют доступу к электронным версиям книг, картин и других произведений искусства. Доступность культуры для граждан также повышает организация регулярных прямых онлайн-трансляций театрами и концертными залами выступлений артистов.

Государственная поддержка учреждений культурно-досуговой сферы, а также независимых деятелей искусства, требует тщательного контроля со стороны высших органов аудита. При этом, проводя в реальном времени аудит мер, принимаемых в ответ на пандемию СОУГО-19, правительство Москвы должно оценивать не только финансовые последствия расходования средств бюджета, но и стратегическое значение сохранения культуры, ее наследия, влияния культуры на устойчивость общества.

В период пандемии деятельность учреждений в культурно-досуговой сфере также, как и в здравоохранении или образовании, становится убыточной, но их значение и важность для устойчивого развития не может измеряться лишь объемами затраченных финансовых средств. По мере стабилизации эпидемиологической обстановки и постепенной отмены ограничений необходимо введение органами власти специальных правил возобновления массовых культурных мероприятий и деятельности объектов культуры, предполагающих повышенные меры защиты здоровья и безопасности организаторов, участников и зрителей. Новые форматы оказались приемлемы как для зрителей, позволив им удовлетворить культурные потребности и справиться с последствиями социальной изоляции, так и для организаторов и участников, предоставив альтернативные каналы профессиональной коммуникации.

В контексте повышения доступности как театров, так и любых иных культурно-досуговых мероприятий основной проблемой выступает наличие черного рынка, который формирует все условия для спекуляции. В настоящее время развитие мобильных сервисов и билетных агрегаторов способствовали повышению доступности билетов на культурно-досуговые мероприятия, но не решили проблему целиком, в связи с чем рекомендовано использование института именного билета.

Отметим, мэром Москвы введена система грантов на отдельные программы и мероприятия в сфере культуры и досуга. Грантовый фонд мэра Москвы в области культуры и искусства за 2020 г. составил 3,74 млн руб. [15]. Такая система поддержки одаренных детей значительно увеличила их интерес к участию в творческих конкурсах. Эту практику целесообразно продолжить.

Заключение

Для повышения доступности культурно-досуговых услуг необходимо обратить внимание как на инфраструктурную оснащенность каждого учреждения, обеспечивающую доступность для маломобильных категорий граждан, так и на ценовую доступность театральных постановок и концертных мероприятий. В связи с этим целесообразно рассмотреть для более широкого использования инструмент именных билетов как способ борьбы со спекуляциями на «концертно-театральном рынке». Притом работа должна проводиться как на уровне самих учреждений, так и со стороны городских органов власти.

Перспективным направлением для мегаполиса может стать модернизация библиотечных учреждений в культурно-досуговой сфере, а точнее - модернизация их пространства под концепции развития дополнительных услуг досуга и отдыха.

Особо важное значение имеет работа по культурной адаптации мигрантов в Москве, предусматривающая поддержку обучения русскому языку и русской культуре детей и взрослых, поддержка национальных, этнических и религиозных общин. Подобные меры, направленные на формирование толерантности в муль-тикультурной среде мегаполисов, способствуют снижению остроты проблем национализма.

Библиографический список

1. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 № 131-Ф3 // СПС «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_44571/ (дата обращения: 20.01.2021).

2. Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «Об утверждении Стратегии национальной безопасности» // СПС «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/ (дата обращения: 20.01.2021).

3. Указ Президента РФ от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» // СПС «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172706/ (дата обращения: 20.01.2021).

4. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2016 г. N° 326-р «Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года» // СПС «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_194820/ (дата обращения: 20.01.2021).

5. Постановление Правительства Москвы от 20.09.2011 г. № 431-ПП «Об утверждении Государственной программы города Москвы «Культура Москвы на 2012-2018 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mos.ru/kultura/ documents/gosudarstvennye-programmy/view/146488220/ (дата обращения: 20.01.2021).

6. Постановление Правительства Москвы от 07 октября 2011 г. № 476-1 II I «Об утверждении Государственной программы города Москвы «Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012-2018 годы». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mos.ru/dgkh/documents/deistvuiushchie-normativnye-pravovye-akty/view/40705220/ (дата обращения 16.01.2021).

7. Приказ Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 25 мая 2006 г. № 229 «Об утверждении Методических указаний по реализации вопросов местного значения в сфере культуры городских и сельских поселений, муниципальных районов ...» // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902048212 (дата обращения: 16.01.2021).

8. Каменец, А. В. Экономика социально-культурной сферы: монография. - М.: КНОРУС, 2020. - 230 с.

9. Мазанова, М. В., Гордеева, Д. А., Монетова, А. А. Сущность и специфика организации социально-культурной деятельности // Инновационные технологии научного развития: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа, 2016. - С. 247-249.

10. Меркульева, А. В. Специфика организации культурно-досуговой деятельности в городской локальной среде // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. - 2019. - № 2 (39). - С. 103-110.

11. Молчанова, Н. В. Финансовое обеспечение культурно-досуговой деятельности как фактор развития культурно-досуговой сферы // Передовое развитие современной науки как драйвер роста экономики и социальной сферы. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. - 2020. - С. 4-7.

12. Мусинова, Н. Н. Создание условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами сферы культуры в городе Москве // Вестник университета. - 2019. - № 7. - С. 76-81.

13. Мухин, А. Ю. Сущностная характеристика понятия «культурно-досуговая деятельность». // Ученые записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств) - 2017. - № 2 (12). - С. 65-68.

14. Мосстат. Официальная статистика 2020 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mosstat.gks.ru/folder/64495 (дата обращения: 20.01.2021).

15. Официальный сайт Правительства г. Москвы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mos.ru/ (дата обращения: 20.01.2021).

16. По итогам 2020 года города с самым высоким качеством жизни - это Москва, Санкт-Петербург, Грозный, Калуга и Казань [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fa.ru/Documents/98_Life_Quality_2020.pdf (дата обращения 10.01.2021).

References

1. Federal Law No. 131-FZ dated on October 6, 2003 "On General Principles of Organization of Local Self-Government in the Russian Federation", Legal reference system "Consultant Plus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_44571/ (accessed 20.01.2021). (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Decree of the President of the Russian Federation No. 683 dated on December 31, 2015 "On Approval of the National Security Strategy", Legal reference system "Consultant Plus". Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/ (accessed 20.01.2021). (In Russian).

3. Decree of the President of the Russian Federation No. 808 dated on December 24, 2014 "On Approval of the Fundamentals of the State Cultural Policy", Legal reference system "Consultant Plus". Available at: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_172706/ (accessed 20.01.2021). (In Russian).

4. Order of the Government of the Russian Federation No. 326-r dated on December 29, 2016 "On Approval of the Strategy of the State Cultural Policy for the Period up to 2030", Legal reference system "Consultant Plus". Available at: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_194820/ (accessed 20.01.2021). (In Russian).

5. Resolution of the Moscow Government No. 431-PP dated on September 20, 2011 "On Approval of the State Program of the City of Moscow "Culture of Moscow for 2012-2018". Available at: https://www.mos.ru/kultura/documents/gosudarstvennye-pro-grammy/view/146488220/ (accessed 20.01.2021). (In Russian).

6. Resolution of the Moscow Government No. 476-PP, dated on October 7, 2011 "On Approval of the State Program of the City of Moscow "Development of the Recreation and Tourism Industry for 2012-2018". Available at: https://www.mos.ru/dgkh/ documents/deistvuiushchie-normativnye-pravovye-akty/view/40705220/ (accessed 16.01.2021). (In Russian).

7. Order of the Ministry of Culture and Mass Communications of the Russian Federation No. 229 dated on May 25, 2006 "On Approval of Guidelines for the Implementation of Issues of Local Importance in the Field of Culture of Urban and Rural Settlements, Municipal Areas ...", Electronic Fund of Legal and Normative-Technical Documentation. Available at: http://docs.cntd. ru/document/902048212 (accessed 16.01.2021). (In Russian).

8. Kamenets A. V. Economy of the socio-cultural sphere: monograph, Moscow, KNORUS, 2020, 230 p. (In Russian).

9. Mazanova M. V., Gordeyeva D. A., Monetova A. A. The essence and specifics of the organization of social and cultural activities, Proceedings of the international scientific and practical conference "Innovative technologies of scientific development", Ufa, 2016, pp. 247-249. (In Russian).

10. Merkul'eva A. V Specificity of the organization of cultural and leisure activities in the urban local environment, Bulletin of Saint Petersburg State University of Culture, 2019, no. 2 (39), pp. 103-110. (In Russian).

11. Molchanova N. V. Financial support of cultural and leisure activities as a factor in the development of the cultural and leisure sphere, Advanced Development of Modern Science as a Driver of Economic and Social Growth. Collection of Articles of the All-Russian Scientific and Practical Conference, 2020, pp. 4-7. (In Russian).

12. Musinova N. N. Creation of conditions for organizing leisure and providing residents with cultural services in the city of Moscow, Vestnik universiteta, 2019, no. 7, pp. 76-81. (In Russian).

13. Mukhin A. Yu. Essential characteristics of the concept of "Cultural and leisure activities", Uchenye zapiski (Altaiskaya gosu-darstvennaya akademiya kul'tury i iskusstv), 2017, no. 2 (12), pp. 65-68. (In Russian).

14. Mosstat. Official Statistics 2020. Available at: https://mosstat.gks.ru/folder/64495 (accessed 20.01.2021). (In Russian).

15. Official website of the Moscow Government. Available at: https: //www.mos.ru/ (accessed 20.01.2021). (In Russian).

16. At the end of2020, the cities with the highest quality of life are Moscow, St. Petersburg, Grozny, Kaluga and Kazan. Available at: http://www.fa.ru/Documents/98_Life_Quality_2020.pdf (accessed 10.01.2021). (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.