Научная статья на тему 'Институционально-инструментарный аппарат обеспечения эффективной внешнеэкономической деятельности отраслевых систем экономики региона'

Институционально-инструментарный аппарат обеспечения эффективной внешнеэкономической деятельности отраслевых систем экономики региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
168
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ЭКСПОРТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ОТРАСЛИ / ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ / НЕДИСКРИМИНАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / PUBLIC SUPPORT / EXPORT-ORIENTED INDUSTRIES / CUSTOMS DUTIES / NON-DISCRIMINATORY CONDITIONS / CUSTOMS UNION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пугачева Людмила Валерьевна

В статье ставится задача проанализировать различные отрасли российской экономики на начальном этапе функционирования в рамках Всемирной Торговой Организации. На основе анализа предложены дальнейшие меры их развития как в России, так и в Ростовской области, в частности. Именно в этот переходный период можно заложить успешные основы для будущего развития отраслей народного хозяйства и снизить неизбежные негативные последствия вступления России в ВТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institutional-instrumentality apparatus of ensuring the effective foreign economic activity of sectoral systems of economy in the region

The author tries to analyze the various sectors of the Russian economy at the stage of the initial operation phase in the World Trade Organization. Further development measures both in Russia and in the Rostov region are proposed based on the analysis. Particularly in this transitional period the successful future development basis of the national economy sectors can be laid and the inevitable negative consequences of Russia's entry into the WTO can be reduced.

Текст научной работы на тему «Институционально-инструментарный аппарат обеспечения эффективной внешнеэкономической деятельности отраслевых систем экономики региона»

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №3. 2013

www.hjournal.ru

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАРНЫЙ АППАРАТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТРАСЛЕВЫХ СИСТЕМ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

ПУГАЧЕВА ЛЮДМИЛА ВАЛЕРЬЕВНА,

аспирант кафедры «Государственное и муниципальное управление и

экономическая теория», Южно-Российский Государственный Технический Университет,

e-mail: lesya.74@mail.ru

В статье ставится задача проанализировать различные отрасли российской экономики на начальном этапе функционирования в рамках Всемирной Торговой Организации. На основе анализа предложены дальнейшие меры их развития как в России, так и в Ростовской области, в частности. Именно в этот переходный период можно заложить успешные основы для будущего развития отраслей народного хозяйства и снизить неизбежные негативные последствия вступления России в ВТО.

Ключевые слова: государственная поддержка; экспортно-ориентированные отрасли;

таможенные пошлины; недискриминационные условия; Таможенный Союз.

INSTITUTIONAL-INSTRUMENTALITY APPARATUS OF ENSURING THE EFFECTIVE FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY OF SECTORAL SYSTEMS OF ECONOMY IN THE REGION

PUGACHEVA LYUDMILA, V.,

Post-graduate student of the Department «State and municipal management and

economic theory», South-Russian State Technical University, e-mail: lesya.74@mail.ru

The author tries to analyze the various sectors of the Russian economy at the stage of the initial operation phase in the World Trade Organization. Further development measures both in Russia and in the Rostov region are proposed based on the analysis. Particularly in this transitional period the successful future development basis of the national economy sectors can be laid and the inevitable negative consequences of Russia’s entry into the WTO can be reduced.

Keywords: public support; export-oriented industries; customs duties; non-discriminatory conditions; Customs Union.

JEL: L16, L41, L60.

Под российскими регионами в научной литературе понимают субъекты Российской Федерации, которым свойственны следующие общие черты: определенная политическая самостоятельность (наличие делегированных атрибутов государственной власти); региональная экономическая система; высокая степень концентрации финансовых ресурсов (как государственных, так и корпоративных);

© Л. В. Пугачева, 2013

наличие единой производственной и социальной инфраструктуры. Изучение региональной составляющей развития экономики государства является необходимым атрибутом исследования происходящих социально-экономических процессов при формировании и реализации различных целевых федеральных и региональных программ и проектов, при исследовании процессов интеграции России в мировое экономическое пространство (Бабурин, 2012).

Согласно Конституции РФ, к ведению региональных властей отнесены такие полномочия, как предоставление субсидий, государственные закупки, лицензирование, содействие инвестициям, предоставление индивидуальных налоговых льгот. Поэтому на региональном уровне осуществляется значительная часть регулирования внешнеторговых связей страны.

Как показало исследование Всемирного банка, которое проводилось в 13 регионах страны и охватило 70 компаний, основой успешного развития и формирования конкурентных преимуществ фирм стали местные программы поддержки бизнеса. Аналогичные исследования, проведенные Организацией по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР), так же показали, что региональные власти предпринимают большое количество защитных мер в различных областях экономики.

Согласно мнению многих экспертов, к факторам, влияющим на международную конкурентоспособность экономики региона, относятся такие, как степень диверсификации его экономики, интенсивность его участия во внешнеторговой деятельности, баланс соотношения экспорта и импорта. Именно такие регионы смогут получить большие плюсы от присоединения за счет роста притока прямых иностранных инвестиций, повышения производительности регионального производства на основе импортных технологий, а также на основе улучшения режима доступа производимой ими продукции на зарубежные рынки (Бабкин, 2012).

Последствия для экономики Ростовской области в

условиях членства России в рамках ВТО

Положительные

последствия

*

Отрицательные

последствия

я

получение лучших (по сравнению с существующими), недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки; создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции, в том числе за счет уменьшения пошлин на ввоз иностранных товаров, услуг и инвестиций, в том числе имеющих научнотехнологичный характер и способствующих модернизации производств;

создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения российской законодательной системы в соответствие с нормами стран ВТО; улучшение имиджа России в целом, и Ростовской области в частности, как полноправного участника международной торговли.

доступ к международному механизму разрешения торговых споров; участие в выработке правил международной торговли с учётом своих национальных интересов

* открытие рынков по нормативам ВТО может снизить конкурентоспособность местных производителей товаров и услуг, так как высокотехнологичные и конкурентоспособные производства в регионе единичны.

* снижение пошлин на продукцию импортного производства неминуемо может привести к росту объемов поставок более дешевых зарубежных товаров, что может привести к свёртыванию некоторых отраслей производства, поскольку некоторые местные товаропроизводители еще пока не готовы к жёсткой конкуренции с иностранными производителями.

Рис. 1. Последствия членства России в ВТО для экономики Ростовской области Источник: составлено автором по данным Официального сайта Правительства Ростовской области (http//www.donland.ru); (Горячева, 2011. С. 167-172).

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №3. 2013

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №3. 2013

Сегодня в России сформировалась группа потенциально успешных регионов, способных получить преимущества от глобализации. К ним относится и ряд регионов ЮФО, в частности - Ростовская область (см. рис. 1).

Выявив потенциально «слабые» территории РФ, отметим, что к ним относятся регионы, узкоспециализированные в направлении относительно низко конкурентоспособных отраслей (автомобилестроение, легкая и пищевая промышленность, животноводство) (Бендиков, 2002. С. 43). Кроме того, в

неустойчивом положении могут оказаться регионы с большим количеством так называемых монофункциональных городов, имеющих в качестве своего экономического ядра относительно неконкурентоспособные промышленные предприятия. В этих городах, как правило, не развит рынок жилья, они небольшие по размеру, в их окружении отсутствуют близко расположенные альтернативные источники занятости для маятниковой миграции. В качестве примеров можно отметить такие области, как Ивановская и Нижегородская, в состав которых входят соответственно 75 и 68% монофункциональных городов. Также высоки риски для регионов, где одновременно наблюдаются высокая доля работающих в относительно неконкурентоспособных отраслях, высокая занятость в сельском хозяйстве, не развит малый и средний бизнес. К ним можно отнести ряд регионов Приволжского федерального округа (Радюкова и Шамаев, 2011. С. 194-198).

Однако негативные последствия не являются абсолютно неотвратимыми. Присоединение к ВТО не произошло в режиме «шоковой терапии», переходный период составляет от 1 до 7 лет в зависимости от отрасли экономики, а в случае с филиалами зарубежных страховых компаний - 9 лет. А это достаточный срок, чтобы подготовиться. Помимо переходного периода, по многим позициям предполагается защита рынков товаров и услуг чувствительных секторов российской экономики. Это достигается как за счет сохранения барьеров, так и за счет их снятия. В частности, сохраняются тарифные квоты на импорт говядины, свинины и мяса птицы, сохраняются на существующем уровне пошлины на сыры, сливочное масло.

С другой стороны, будут снижены или отменены пошлины на кожевенное и меховое сырье, а также на шерсть и текстильное сырье (в рамках программы поддержки российских текстильщиков и обувщиков), будут заметно снижены или отменены ставки пошлин на технологическое, строительное, научное и измерительное оборудование.

Конечно, государственная поддержка будет необходима предприятиям не только в переходный период, но и в дальнейшем (Глазьев, 2007). Для поддержания конкурентоспособности и стимулирования экономического роста мы можем применять огромное количество инструментов. Это, прежде всего, меры денежнокредитной политики, поддержка экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью через банки развития, налоговые стимулы для инвестиций в модернизацию экономики. То есть мы располагаем огромным количеством мер, которые возможно применять, находясь внутри ВТО. Надо это понимать и к этому готовиться. Например, по правилам ВТО нельзя выделять из госбюджета кредиты для поддержки экспорта, но кто мешает это делать через экспортно-импортный банк. Да, запрещено субсидировать из бюджета те или иные отрасли промышленности, а также программы, влияющие на конкурентоспособность нашей продукции. Но мы можем это делать через российские банки развития.

Результаты для регионов, функционирующих в экономическом поле ВТО, в определяющей степени будут зависеть от того, насколько они подготовятся к присоединению, какие инструменты смогут использовать для успешного и конкурентоспособного ведения экономической деятельности. Наиболее серьёзные последствия могут возникнуть в тех регионах, где предприятия отраслей, испытывающие вытеснение с локальных рынков, являются бюджетообразующими (для субъекта федерации) или градообразующими для местных бюджетов. В этом случае последствия могут носить двоякий характер: с одной стороны, снижение доходов бюджетов из-за сокращения объемов производства, а с другой - рост расходов

бюджетов на социальные программы из-за возможного роста безработицы и других социальных проблем в регионах1.

Стратегически важным условием экономического развития любого региона является его торгово-экономическое сотрудничество с зарубежными партнёрами, роль этого условия особенно усиливается при вступлении России в ВТО. Ростовская область по-прежнему остается привлекательной для иностранных партнеров как стабильный и перспективный регион на юге России. Регион является членом Организации Черноморского Экономического Сотрудничества. В г. Ростове-на-Дону открыто Представительство МИД РФ, работает Управление Министерства промышленности и торговли Российской Федерации по Северо-Кавказскому региону.

В международной специализации Ростовская область в настоящее время является регионом, ввозящим товары массового потребления и продукции производственно-технического назначения с высокой добавленной стоимостью, и поставщиком продовольственных товаров, сельскохозяйственного сырья и иных сырьевых товаров с низкой добавленной стоимостью (преимущественно в страны вне СНГ) и, в меньшей степени, поставщиком машин, оборудования и транспортных средств, а также продукции металлообработки (преимущественно в страны СНГ).

Структура экспорта Ростовской области отражает высокую степень диверсификации экономики региона. В разрезе товарных групп в 2005-2011 годах основная доля экспорта Ростовской области приходится на:

• продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье — 43-44%;

• металлы и изделия из них — 20-21%;

• машины, оборудование и транспортные средства — 20-21%.

Основу импорта составляет продукция машиностроения, черные и цветные металлы, продукция химической отрасли. Очевидно, что присоединение страны к ВТО для экономики Ростовской области будет означать дальнейшую интеграцию в мировую экономическую систему (Сапрыка, 2012. С. 38-43).

Несмотря на сложность и длительность процесса присоединения России к ВТО, членство во Всемирной торговой организации может дать России в целом, и Ростовской области в частности, ряд экономических преимуществ:

• получение лучших (по сравнению с существующими) недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;

• создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции, в том числе за счет уменьшения пошлин на ввоз иностранных товаров, услуг и инвестиций, в том числе имеющих научнотехнологичный характер и способствующих модернизации производства;

• создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения российской законодательной системы в соответствие с нормами стран ВТО; улучшение имиджа России в целом, и Ростовской области в частности, как полноправного участника международной торговли;

• доступ к международному механизму разрешения торговых споров; участие в выработке правил международной торговли с учётом своих национальных интересов;

Что касается отрицательных последствий присоединения России к ВТО, то для Ростовской области они могут быть следующими:

• открытие рынков по нормативам ВТО может снизить конкурентоспособность местных производителей товаров и услуг, так как высокотехнологичные и конкурентоспособные производства в регионе единичны;

• снижение пошлин на продукцию импортного производства неминуемо может привести к росту объемов поставок более дешевых зарубежных товаров, что в свою очередь может привести к свёртыванию некоторых отраслей

1 См.: Участие России во Всемирной торговой организации и в Таможенном союзе: перспективы и влияние на экономику России / сост. Т. А. Миронова и др. // Аналитический вестник / Совет Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации, 2012, № 7, с. 3-67.

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №3. 2013

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №3. 2013

производства, поскольку некоторые местные товаропроизводители еще пока не готовы к жёсткой конкуренции с иностранными производителями.

В зоне повышенного риска окажется малый и средний бизнес, так как более широкий доступ на рынок зарубежных производителей существенно обострит конкуренцию в незащищенных сегментах экономики, барьеры входа на которые минимальны, где работают в основном малые и средние предприятия.

После присоединения России к ВТО в Ростовской области наименее защищенными в конкурентном отношении остаются многие предприятия машиностроения, других обрабатывающих производств, сельского хозяйства, транспорта, сферы услуг, финансово-кредитного сектора. Большинство предприятий в этих сферах деятельности имеют недостаточный уровень работы по повышению конкурентоспособности продукции и услуг. В связи с отсутствием оборотных средств и сложным финансовым состоянием, на многих предприятиях модернизацией производства не занимаются вообще. Проблема также заключается в том, что значительная часть трудоспособного населения либо непосредственно занята в проблемных отраслях, либо косвенно связана с ними.

Присоединение к ВТО может в значительной степени подорвать позиции регионального машиностроения, нуждающегося в дорогостоящей и долговременной модернизации из-за высокой степени износа основных фондов. Предприятия, ориентированные на гарантированный (благодаря прямой или косвенной государственной поддержке) внутренний рынок пострадают в первую очередь, так как значительно уступают потенциальным конкурентам из-за рубежа в производительности труда и эффективности производства. Рост внутренних цен на энергоносители еще более ослабит позиции машиностроителей.

В то же время значительных негативных последствий ожидать не следует, ввиду особенностей регионального машиностроительного комплекса, значительную долю которого составляют предприятия оборонного комплекса и транспортного машиностроения, ориентированные на специфические потребности внутреннего рынка и вполне конкурентоспособные на мировом уровне (вертолеты, электровозы, самолеты-амфибии и др.).

С целью минимизации возможных негативных последствий в отрасли машиностроения необходимо ходатайствовать перед федеральными органами власти о разработке единой международной нормативно-технической системы документации на производимую в области промышленную продукцию (стандарты, методики испытаний, сертификация), что будет способствовать продвижению сбыта продукции в странах - членах ВТО; разработать меры государственной поддержки промышленных предприятий с учетом правового поля ВТО (в связи с планируемой отменой ряда мер государственной поддержки), направленных на повышение их конкурентоспособности. Так как функционирование экономики Российской Федерации в рамках Всемирной торговой организации, в первую очередь, подразумевает снижение ставок таможенных пошлин на импортируемую продукцию и снятие административных барьеров на допуск иностранных компаний к отечественным рынкам, доступ на российский рынок продукции иностранных производителей будет максимально открыт. Более того, последующее сокращение объемов господдержки отечественных производителей будет способствовать уменьшению их доли на потребительском рынке. Присоединение России к ВТО может негативно сказаться на деятельности большого количества неэффективных производств пищевой промышленности в малом и среднем бизнесе (хлебопекарен, молочных заводов и мясокомбинатов), поддерживаемых усилиями территориальных администраций и сохранением монопольных позиций на поставки для муниципальных нужд (Bowen, Hollander and Viaene, 1998).

В целях снижения рисков, связанных с присоединением России к ВТО, в Ростовской области организована работа по развитию каналов прямой доставки сельхозпродукции потребителю посредством розничных рынков, ярмарок выходного дня, передвижной торговли; содействию предприятиям областной пищевой и

перерабатывающей промышленности.

Россия является одним из основных экспортеров зерна на мировом рынке. Цены на мировых биржах зерна гораздо выше, чем внутри страны. Кроме того, страна производит зерна больше необходимой потребности. Россия по прежнему останется экспортоориентированной по зерну. Таким образом, негативные последствия присоединения России к ВТО затронут зернопроизводство незначительно.

Однако присоединение России к Всемирной торговой организации негативно отразиться на развитии животноводства. В отрасли животноводства продукции в целом по России производится меньше, чем необходимо для удовлетворения потребностей перерабатывающей промышленности и населения. Усугубляет ситуацию и тот факт, что значительная часть (порядка 36%) мяса производится личными подсобными хозяйствами. Качество производимой продукции данным сектором не удовлетворяет потребности перерабатывающих предприятий.

Велика вероятность размещения на территории области филиалов иностранных производителей пищевой продукции, которые могут использовать сырье только своей страны. Обозначенные общероссийские тенденции развития ситуации характерны и для Ростовской области.

Кроме того, со вступлением России в ВТО все санитарные, фитосанитарные меры будут разработаны и применены в соответствии с Соглашением ВТО. Все законодательство в области технического регулирования, стандартов и процедуры оценки соответствия должно удовлетворять нормам Соглашения ВТО о техническом регулировании.

Нормативная техническая документация предприятий должна будет соответствовать требованиям международных стандартов. В этой связи уже сегодня необходимо проведение консультационной, методологической работы с предприятиями по внедрению стандартов, приведению их в соответствие с международными требованиями, а также по разъяснению сроков и основных направлений внесения изменений.

Начиная с 2017 года органам власти необходимо привести государственную поддержку в соответствие с требованиями ВТО. В соответствии с данными требованиями, доля субсидий на возмещение прямых затрат производителей должна быть уменьшена.

Присоединение к ВТО позволит выйти на новые рынки, но и будет способствовать усилению конкуренции с западными производителями. Поэтому при «открытых дверях» появляется угроза вытеснения российского производителя.

Для нивелирования данного процесса необходимо стимулировать сбыт продукции донских производителей, продвижение продукции в крупноформатные торговые сети, в кооперативную торговлю в сельской местности; использовать хозяйствующими субъектами преимущества от членства в ВТО, «играть по заданным правилам» возможно при наличии квалифицированных кадров. Этому способствуют мероприятия Программы по возмещению затрат сельхозтоваропроизводителей и организаций АПК на проведение профессиональной подготовки кадров.

В целом в регионе сформировался достаточно мощный конгломерат сельскохозяйственных производителей, представляющих из себя в большей части крупные вертикально интегрированные агрохолдинги, ведущие диверсифицированную деятельность, в том числе, реализующие свою продукцию на экспорт. Несомненный урон будет нанесен фермерству и малым предприятиям, тогда как более крупные предприятия будут иметь больше возможностей по защите своих позиций и развитию собственного бизнеса. При этом процесс укрупнения предприятий (на основе технологий M&A) продолжится.

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №3. 2013

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №3. 2013

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бабкин К. (2012). ВТО: масштабы и последствия // Busines Аналитик. № 5-6.

Бабурин В. (2012). Границы в России — понятие растяжимое.

Бендиков М. А (2002). Некоторые проблемы адаптации российских предприятий к условиям ВТО // Менеджмент в России и за рубежом, № 1, с. 42-61.

Глазьев С. (2007). Перспективы российской экономики в условиях глобальной конкуренции // Экономист, № 5, с. 3-16.

Горячева Т. В. (2011). Негативные и позитивные аспекты вступления России в ВТО // Вестник Воронежского государственного технического университета, Т. 7, № 4, с. 167-172.

Радюкова Я. Ю. и Шамаев И. Н. (2011). Экономическая безопасность страны как многоуровневая система элементов и отношений // Социально-экономические явления и процессы, № 1-2, с. 194-198.

Сапрыка В. А. (2012). Проектное и программное управление при реализации моделей межрегионального приграничного сотрудничества // Региональная экономика: теория и практика, № 10, с. 38-43.

Участие России во Всемирной торговой организации и в Таможенном союзе: перспективы и влияние на экономику России / сост. Т.А. Миронова и др. // Аналитический вестник /Совет Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации, 2012, № 7, с. 3-67.

Bowen H. R., Hollander A. and Viaene J.-M. (1998). Applied International Trade analysis. L.: Macmillan Press.

REFERENCES

Babkin K. (2012). WTO: the scale and consequences. Business Analyst, no. 5-6. (in Russian).

Babourine V. (2012). Border in Russia - a loose concept. (in Russian).

Bendikov M. A (2002). Some problems of Russian enterprises adapting to the WTO conditions. Management in Russia and abroad, no. 1, pp. 42-61. (in Russian).

Glazyev S. (2007). Prospects of the Russian economy in the global competition conditions. The Economist, no. 5, pp. 3-16. (in Russian).

Goryacheva T. V. (2011). Negative and positive aspects of Russia's accession to the WTO. Herald of the Voronezh State Technical University, vol. 7, no. 4, pp. 167-172. (in Russian).

Radyukova Ya.Yu. and Shamaev J. N. (2011). The economic security of the country as a multi-level system of elements and relationships. Social-economic phenomena and processes, no. 1-2, pp. 194-198. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Sapryka V. A. (2012). Project and program management in the implementation of inter-regional cross-border cooperation models. Regional Economics: Theory and Practice, no. 10, pp. 38-43. (in Russian).

Russia's participation in the World Trade Organization and the Customs Union: Prospects and the impact on the economy of Russia / Comp. by T. A. Mironova and others. Analytical Bulletin / Council of the Federation Feder. Coll., 2012, no. 7, pp. 3-67. (in Russian).

Bowen H. R., Hollander A. and Viaene J.-M. (1998). Applied International Trade analysis. L.: Macmillan Press.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.