ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ СОГЛАСОВАНИЯ ИНТЕРЕСОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ И НАУКОЕМКОГО БИЗНЕСА В РОССИИ
КОСТЫЛЕВА СВЕТЛАНА ЮРЬЕВНА ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», Тамбовский филиал, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Исследование проведено в рамках темы НИР Госзадания: Проведение оценки состояния региональных систем образования и их сопоставление (на примере не менее 10 субъектов Российской Федерации)» (утверждено Правительством РФ 07.04.2015 г. № 2048н-П17 (Часть 2 «Выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований»). Тема НИР: Влияние результатов проводимых трансформаций систем образования на социально-экономические показатели развития регионов (Приказ РАНХиГС 01-2686 от 22.06.2015 г.).
Основная цель проведенного исследования заключается в анализе проблем и процессов согласования интересов высшей школы и наукоемкого бизнеса с институционально-экономической точки зрения, которая предполагает взаимосвязь существующих формальных и неформальных правил и экономических методов адаптации и изменений в направлении создания благоприятной среды коммерциализации университетских инноваций в целях экономического развития России. Выбор институционально-экономического подхода для анализа проблемы и формирования механизма согласования интересов высшей школы и наукоемкого бизнеса является новым для отечественной экономической мысли. Институциональная компонента анализа рассматривается только с точки зрения снижения издержек взаимодействия экономических агентов, связанных с использованием научного потенциала исследовательских университетов, проблемы прав собственности на продукт интеллектуального труда, а также несовершенства формальных и неформальных правил, контрактов и институтов, регулирующих взаимодействие хозяйствующих субъектов. Анализ проблемы построения эффективного институционально-экономического механизма согласования интересов в процессе коммерциализации результатов вузовской науки проведен в контексте интересов государства, ученых-разработчиков, университетских отделов трансфера технологий и бизнеса. Предложено два направления создания институционально-экономического механизма согласования интересов высшей школы и наукоемкого бизнеса в России, основное их отличие заключается в организационных формах взаимодействия и установлении первоисточника инициативы процесса передачи наукоемкой информации. Эти направления, основанные на практическом отношении к экономическим вопросам, позволяют учитывать различные интересы участников, принимать во внимание ограниченность рациональности экономических агентов, важность создания атмосферы высокого доверия исследователей и коммерческих организаций при решении перспективных проблем коммерциализации, являются важным практическим заделом создания институционально-экономического механизма согласования интересов высшей школы и наукоемкого бизнеса в России.
Ключевые слова: институционально-экономический механизм, коммерциализация университетских инноваций.
Можно утверждать, что самым замечательным открытием мог бы стать универсальный способ превращения новых научных разработок в полноценные коммерческие продукты, особенно в больших масштабах. Пути и методы подобных превращений - предмет особого интереса и представителей научного сообщества и представителей бизнеса. И те и другие сегодня осознают от-
крывающиеся перспективы совместной деятельности, согласование и взаимосвязанность интересов становится основой полезного и плодотворного сотрудничества обеих сторон [1]. Как правило, разработчики и инноваторы, обращающиеся в коммерческий сектор за помощью, ожидают, что руководство фирмы (основываясь на привлекательных характеристиках нового продукта, его
ценности и возможностях реализации предлагаемой научной разработки) быстро и охотно возьмет на себя всю организацию сложного этапа процесса доведения идеи разработчиков до производства готовых продуктов. Бизнесмены также связывают свои ожидания с тем, что ученые и технологи предложат готовый опытный образец, прошедший испытания, со всей необходимой сопроводительной документацией, продукт, готовый к серийному производству, который необходимо только правильно позиционировать на рынке и продать с максимальной прибылью. Однако практически никогда процесс взаимодействия разработчиков технологии и наукоемкого бизнеса не выглядит столь простым [2].
Эффективное сотрудничество между исследовательскими университетами и бизнесом стало бы возможным, если бы заинтересованные стороны знали и учитывали взаимные потребности и ожидания. Например, университетским исследователям следовало бы внимательнее отслеживать актуальные производственные потребности и специфические требования бизнеса, а бизнесменам -серьезно относиться к инновационным проектам, которые часто имеют отложенный экономический эффект, а также самостоятельно формировать запрос научно-исследовательскому сообществу по направлениям, которые наиболее интересны бизнесу в плане коммерциализации. Необходимо ориентироваться на выбор гибкой стратегии, в которой будут учитываться возможные изменения требований экономической ситуации и конъюнктуры рынка наукоемкой продукции. Такой результат может обеспечить междисциплинарная творческая команда специалистов, обладающих научными идеями, коммерческим мышлением и организаторскими способностями [3]. Качественными и количественными показателями эффективности избранной стратегии в инновационных проектах могут служить реальные «преобразования» лабораторного научного результата в технологию, производящую коммерчески значимый продукт. Такая стратегическая цель может быть достигнута только в результате выверенной, организованной и согласованной работы функциональной и обеспечивающей подсистем институционально-экономического механизма согласования интересов высшей школы и наукоемкого бизнеса [4].
Институциональная компонента анализа рассматривается с точки зрения снижения трансак-ционных издержек (издержек взаимодействия сторон), которые неизбежны в процессе использования инновационных технологий в условиях недостаточной проработки организационно-
экономических связей, спецификации и разграничения прав собственности на инновации, а также несовершенства формальных и неформальных правил или институтов, обеспечивающих контрактные отношения научно-образовательных и коммерческих организаций.
Институциональное обеспечение трансфера научных достижений, успех коммерциализации инновационной технологии зависит, прежде всего, от правильно организованной последовательности действий и эффективно работающей команды профессионалов, а не от выбора организации (научной или коммерческой), которая будет формально осуществлять общее руководство [5]. Цель и задачи процесса реализации любого инновационного проекта должны опираться на то, как согласована система взаимодействия, в ходе осуществления многочисленных действий и операций, приводящая к созданию законченной, готовой технологии. Нестандартные, конвергентные технологии (информационно-коммуникационные технологии, биотехнологии, нанотехнологии и когнитивные технологии), основанные на междисциплинарном подходе, требуют особой инфраструктуры их внедрения. В этом видится основная сложность создания эффективного институционально-экономического механизма согласования интересов высшей школы и наукоемкого бизнеса.
В процессе разработки и внедрения институциональной основы механизма согласования интересов высшей школы и наукоемкого бизнеса необходимо учитывать тот факт, что процесс создания инновационных технологий сопряжен с недостатком опыта по согласованию интересов всех участников проекта, что сопровождается частыми ошибками, заблуждениями и переоценкой возможностей. Конфликты интересов всех участников инновационного проекта могут приводить к абсолютному провалу и закрытию интересных капиталоемких проектов. Напротив, высокое организаторское искусство предпринимателя, руководителя проектом может стать значимым и решающим в постановке и достижении именно таких сложных целей и многоуровневых задач.
Профессиональный состав руководящей группы коммерциализации инновационного проекта должен удовлетворять общим и специальным требованиям, обычно предъявляемым к высшим менеджерам практически в любой стратегической отрасли науки и технологии. Приступая к внедрению новейших технологий, т. е., реализации инновационного проекта, следует учитывать, насколько члены команды удовлетворяют задачам успешного менеджмента.
8. УИ. К08ТУЬБУЛ
Институционально -экономический механизм согласования интересов высшей школы и наукоемкого бизнеса (его также можно назвать «техникой выращивания новых возможностей») должен вобрать в себя различные аспекты, что позволит одновременно учитывать особенности научного творчества, человеческих амбиций (общественного признания научных достижений) и интересы бизнеса в плане сохранения коммерческой тайны, установления цены и распределения прибыли. Согласование интересов в таких сложных взаимоотношениях позволит создать эффективный механизм коммерческого освоения университетских научных исследований разработок.
Создание институционально-экономического механизма согласования интересов высшей школы и наукоемкого бизнеса в России возможно по двум направлениям. Согласно первому направлению, такой механизм должен содержать алгоритм правильного использования результатов академических исследований, и содержать эффективную систему инструментов их организации, правового сопровождения и финансирования. В интересах финансирующих институтов стоит задача проведения анализа собственных потребностей и выбор конкретных целей, на основании которых принимается решение, например, о создании совершенно новой технологии, доведения уже готового лабораторного продукта до новой технологии и внедрения в производственное освоение или решение о получении научной информации о неизвестных процессах и идеях, требующих патентования. Каждая задача требует индивидуального подхода. Как правило, ставится конкретная цель в определенной области знаний, далее финансирующие ведомства по имеющимся базам данных на конкурсной основе ведут поиск исполнителей и определяют долю своего участия (финансирование коллектива исследователей, организация специализированных центров и лабораторий, организация инфраструктурных связей для совместного освоения технологий) [6].
Второе направление создания институционально-экономического механизма согласования интересов высшей школы и наукоемкого бизнеса основано на более активном подходе к использованию академических разработок. Этот подход предполагает использование инициативы наукоемкого бизнеса: промышленные предприятия или отдельные представители бизнеса становятся организаторами или инициаторами процесса передачи инноваций. Успех может иметь применение таких форм и методов, как организация научно-практических конференций, форумов и симпозиу-
мов (для создания системы реальных взаимодействий с академическими учреждениями и центрами передачи технологий при университетах), поддержка конкретных исследований, грантовая поддержка талантливых, перспективных студентов.
В силу двух возможных путей создания институционально-экономического механизма согласования интересов высшей школы и наукоемкого бизнеса непосредственная коммерциализация академических исследований представляется сложным процессом, в котором множество элементов институциональной и экономической систем должны соответствовать четким функциональным требованиям. Успешный процесс передачи результатов академической разработки в производство трудно описать единой идеализированной моделью (прежде всего, из-за большого числа «игроков» и «элементов» процесса), поэтому мы предлагаем его схематическое описание, в котором основное внимание уделяется элементам, а не процессу в целом.
Современные университеты являются основным источником новых разработок и инновационных технологий. Это стало возможным благодаря адресной поддержке прикладной науки в рамках правительственных контрактов по приоритетным направлениям [7]. К сожалению, отсутствие инфраструктурных связей оставляет такие работы малоизвестными или малодоступными для широкого круга заинтересованных предпринимателей и инвесторов. Сложность проблемы научных разработок и технологий связана еще и с тем, что их внедрение, зачастую, требует крупных капиталовложений и команды талантливых исследователей. В настоящее время в научных лабораториях получено множество интересных результатов (по результатам приоритетных направлений развития науки, техники и технологий), и на современном этапе перед предпринимателями и инвесторами стоит реальная задача - найти ценные идеи и превратить их в коммерческие товары и услуги.
Процесс коммерциализации наукоемких технологий специалисты называют передачей, трансфертом, диффузией технологий. Формально и на практике этот процесс осуществляют отделы передачи технологий или отделы лицензирования и патентования при университетах. В идеализированном варианте процесс передачи имеет следующие правила, содержание, формы и методы (т. е. элементы институционально-экономического механизма):
1. Научный сотрудник, профессор обнаруживает новое интересное явление, «открытие», имеющее отношение к технологии.
2. Открытие регистрируется в специализированных отделах передачи технологий университета.
3. Отдел передачи технологий проводит процедуру получения предварительного патента (англ. - provisional patent) с целью соблюдения прав на открытие фиксацию интеллектуальной собственности.
4. Отдел выставляет открытие на продажу или документально оформляет право представлять коммерческие интересы ученых-разработчиков тем лицензиатам, которые заинтересованы в разработке и готовы взять на себя расходы по ее патентованию, внедрить технологию в коммерческое освоение и получить прибыль от ее реализации.
В ходе разработки инструментария передачи технологий необходимо учитывать ряд сложившихся формальных и неформальных институциональных практик и особенностей контрактных взаимоотношений научной и бизнес-среды.
Во-первых, необходимо участие всех заинтересованных сторон в последовательных операциях передачи инноваций и согласовании контрактных отношений (ученых-разработчиков, контролирующих и регистрирующих организаций и коммерческих компаний), такое сотрудничество необходимо на всех этапах деятельности, от технической разработки опытного образца до коммерческого производства. Нарушение условий контрактов (например, ущемление интересов при согласовании условий лицензирования) может привести к невыполнению условий относительно временных рамок появления товара на рынке или срыву патентования новой технологии.
Во-вторых, полученное открытие в виде продукта может попасть из университетской лаборатории в торговую сеть и другими путями, например, вследствие утечки информации.
Третье, наиболее серьезное препятствие, состоит в сложности процесса продажи открытия или инновации. Торговля научно-техническими идеями и разработками носит достаточно специфический характер и происходит в условиях противоречивого информационного поля и недостаточной проработанности системы контрактных отношений. С одной стороны, отделы передачи технологий университетов выставляют предложения новых разработок, гарантируя соблюдение режима секретности, а со стороны самих разработчиков информация о новом открытии распространяется посредством научных публикаций, сообщений на интернет-ресурсах, составляемыми авторами, журналистами, выпускниками вузов.
Приведем примеры некоторых особенностей, закономерностей и «ловушек» процесса трансфера технологий, которые необходимо учитывать при формировании институционально-экономического механизма передачи информации из академической среды в промышленное освоение.
Практика показывает, что не может быть стандартных методов передачи технологий. Отличительной особенностью трансфера технологий является их разнообразие и неповторимость. Удачное развитие отдельно взятой блестящей инновационной компании основывается на сочетании множества разнородных элементов и случайностей.
В процессе коммерческого освоения инновационных проектов организационный механизм должен учитывать ожидания научного персонала, согласовывать интересы в решении научно -технической задачи, согласовывать сроки работ и их финансирование, учитывать изменения внешних факторов рыночной среды и многое другое.
Основополагающими факторами успеха часто выступают отношения между всеми заинтересованными участниками проекта. Необходимо координировать не только взаимосвязи исследователей и руководства (администрации университета), но и отношения университетской администрации с коммерческими структурами.
На сегодняшний день имеется некоторый опыт организации процесса передачи технологий. Определим его особенности. Как правило, администрация университета с участием ученых-разработчиков проводит процедуру оформления временного, или даже полноценного патента на открытие или перспективный научный результат, затем (как описано в первом направлении создания институционально-экономического механизма согласования интересов высшей школы и наукоемкого бизнеса) коммерческая структура берет на себя обязательства по внедрению открытия или научного результата и его промышленное освоение. Для начала организации этой деятельности с университетом заключается лицензионное соглашение. Лицензионное соглашение является основанием для создания старт-апов (стартовая инновационная компания) с участием ученых исследовательского университета. Соглашение содержит договоренности относительно условий оплаты, в зависимости от вида лицензии они могут предполагать выплату единовременной суммы, авторского гонорара после внедрения изобретения.
На практике такой механизм согласования интересов бизнеса и науки несколько усложняется ввиду наличия нескольких дополнительных
S. YU. KOSTYLEVA
факторов. Прежде всего, успешное внедрение любого серьезного научного открытия зависит (помимо обладания патентом или лицензией) от конкретных технических знаний и приемов, так называемого «ноу-хау», которыми обладают сами исследователи и изобретатели, научный коллектив. Из этого следует, что помимо лицензии фирма должна привлечь к процессу производства научный коллектив разработчиков. В этом случае заключается соответствующее соглашение о сотрудничестве или договор возмездного оказания услуг. Отсутствие сопроводительной информации по использованию «ноу-хау» нередко делает использование патента бессмысленным.
Обеспечивающая подсистема институционально-экономического механизма согласования интересов высшей школы и наукоемкого бизнеса в России (это методологическое, информационное, организационное, правовое кадровое обеспечение) должна функционировать с учетом необходимости создания атмосферы доверия.
Это обосновано, во-первых, тем, что в коммерческой среде разработки патентуют с целью сохранения секретов, связанных с исключительной собственностью на информацию, полученную исследователями фирмы. В академических кругах патентование не играет столь важной роли, поскольку сам общий дух исследований в университетах подразумевает обмен и распространение знаний, вследствие чего новые открытия часто быстро становятся общим достоянием. Напротив, в коммерческой среде секреты охраняются с особой серьезностью, включая подписание документов о неразглашении информации. В этой связи представителям академического сообщества сложно связывать себя с коммерческой системой секретности.
И, во-вторых, основой любой успешной программы передачи технологий является наличие доверия между представителями коммерческой организации, с одной стороны, и руководством и исследователями университета - с другой. Только доверие может обеспечить эффективное внедрение и использование научного открытия.
Институционально-экономический механизм согласования интересов высшей школы и наукоемкого бизнеса должен быть гибким, поскольку инновационные технологии внедряются в производство разными путями и задействуют различные группы интересов. Иногда преимущества новых технологий явно определимы, иногда процесс их коммерциализации требует дополнительной экспертной оценки, финансового обоснования проекта, в некоторых случаях приходится пре-
одолевать недоверие к официальной процедуре передаче технологий, привлекая личные контакты заинтересованных сторон.
Рассматривая проблему согласования интересов высшей школы и наукоемкого бизнеса в контексте государственных интересов, необходимо подчеркнуть, что институционально-экономический механизм действительно масштабной и эффективной системы внедрения открытий, в первую очередь, требует создания эффективной системы контрактов заинтересованных сторон, атмосферы высокого доверия исследователей и ученых к отделам трансферта технологий университетов и коммерческому сектору. Речь идет о формализации отношений сотрудничества специалистов разных областей научного знания (конвергенции научных взаимосвязей), специалистов в области продвижения инновационных технологий, потенциальных покупателей лицензий, коммерческих организаций, заинтересованных в освоении инноваций и совершенствования инфраструктуры рынка инновационных продуктов.
Литература
1. Балацкий Е., Сергеева В. Научно-практическая результативность российских университетов // Вопросы экономики. № 2. 2014. С. 145-146.
2. Макаров И. Н. Основные формы государственно-частного партнерства в мировой практике и российской экономике // Экономические науки. 2008. № 8(45). Вып. 1. С. 83-87.
3. Костылева С. Ю. Институциональная теория анализа трансформации экономических отношений в высшей школе России // Политическое управление: научный информационно-образовательный электронный журнал. 2013. № 3 (06). С. 85-95.
4. Макаров И. Н., Костылева С. Ю. Где выращивают бизнес? Партнерство бизнеса и государства: роль системы высшего образования в инновационном развитии страны // Креативная экономика. 2009. № 5. С. 13-21.
5. Костылева С. Ю. Экономические отношения субъектов образовательного пространства в Российской Федерации // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. № 5 (97). С. 52-60.
6. Пивнюк В. А. Проблемные вопросы участия бизнеса в крупномасштабных инновационных проектах // Инновации. 2008. № 4. С. 11-15.
7. Законодательное обеспечение инновационного развития экономики. Наукоемкие технологии // Материалы парламентских слушаний. 12 мая 2008 г. М.: Издание Государственной Думы, 2008.
References
1. Balatskij E., Sergeeva V. Nauchno-prakticheskaya rezul'tativnost' rossijskikh universitetov [Scientific and
C. ro. KOCTMHEBA
41
practical productivity of the Russian universities] // Vo-prosy ekonomiki. № 2. 2014. S. 145-146.
2. Makarov I. N. Osnovnye formy gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v mirovoj praktike i rossijskoj ekonomike [The main forms of public-private partnership in world practice and the Russian economy] // Ekonomich-eskiye nauki. 2008.№ 8(45). Vyp. 1. S. 83-87.
3. Kostyleva S. Yu. Institutsional'naya teoriya analiza transformatsii ekonomicheskikh otnoshenij v vysshej shkole Rossii [The institutional theory of the analysis of transformation of the economic relations at the higher school of Russia] // Politicheskoye upravleniye: nauchnyj informatsionno-obrazovatel'nyj elektronnyj zhurnal. 2013. № 3 (06). S. 85-95.
4. Makarov I. N., Kostyleva S. Yu. Gde vyrashchiv-ayut biznes? Partnerstvo biznesa i gosudarstva: rol' sistemy vysshego obrazovaniya v innovatsionnom razvitii strany [Where does business grow up? Partnership of business and state: a role of system of the higher education in inno-
vative development of the country] // Kreativnaya ekonomika. 2009. № 5.S. 13-21.
5. Kostyleva S. Yu. Ekonomicheskiye otnosheniya sub"yektov obrazovatel'nogo prostranstva v Rossijskoj Federatsii [The economic relations of subjects of educational space in the Russian Federation] // Vestnik Tam-bovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2011. № 5 (97). S. 52-60.
6. Pivnyuk V. A. Problemnye voprosy uchastiya biznesa v krupnomasshtabnykh innovatsionnykh proyektakh [Problematic issues of participation of business in large-scale innovative projects] // Innovatsii. 2008. № 4. S. 11-15.
7. Zakonodatel'noye obespecheniye innovatsionnogo razvitiya ekonomiki. Naukoyemkiye tekhnologii [Legislative ensuring innovative development of economy. High technologies] // Materialy parlamentskikh slushanij. 12 maya 2008 g. M.: Izdaniye Gosudarstvennoj Dumy, 2008.
* * *
INSTITUTIONAL AND ECONOMIC MECHANISM OF COORDINATION OF INTERESTS OF THE HIGHER SCHOOL AND THE KNOWLEDGE-INTENSIVE BUSINESS IN RUSSIA
KOSTYLEVA SVETLANA YURYEVNA Tambov Branch of Russian Presidential Academy of National Economy
and Public Administration, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
Research is conducted within subject of SRW of State task: Carrying out of assessment of a state regional education systems and their comparison (on the example of not less than 10 subjects of the Russian Federation) (approved by the Government of the Russian Federation of 07.04.2015 № 2048n-P17 (Part 2 «Performance of basic and applied scientific researches»). Subject SRW: Influence of results of the carried-out transformations of education systems on socio-economic indexes of development of regions (The order of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration 01-2686 from 22.06.2015).
The main objective of the conducted research consists in the analysis of problems and processes of coordination of interests of the higher school and the knowledge-intensive business from the institutional and economic point of view which assumes interrelation of the existing formal and informal rules and economic methods of adaptation and changes in the direction of creation of the favorable environment of commercialization of university innovations for economic development of Russia.
The choice of institutional and economic approach for the analysis of a problem and formation of the mechanism of coordination of interests of the higher school and the knowledge-intensive business is new to domestic economic thought. The author considered institutional component of the analysis only from the point of view of decrease in expenses of interaction of the economic agents connected with use of scientific capacity of research universities, problems of the property rights to a product of intellectual work, and also imperfection of the formal and informal rules, contracts and institutes regulating interaction of economic entities.
The author made the analysis of a problem of creation of the effective institutional and economic mechanism of coordination of interests in the course of commercialization of results of high school science in a context of interests of the state, scientists-developers, university departments of a transfer of technologies and business.
The article offered two directions of creation of the institutional and economic mechanism of coordination of interests of the higher school and the knowledge-intensive business in Russia, their main difference consists in organizational forms of interaction and establishment of the primary source of an initiative of process of transfer of the knowledge-intensive information.
These directions founded on the practical relation to economic problems allow to consider various interests of participants, to take into account limitation of rationality of economic agents, importance of creation of
S. YU. KOSTYLEVA
the atmosphere of high trust of researchers and the commercial organizations at the solution of perspective problems of commercialization, are an important practical reserve of creation of the institutional and economic mechanism of coordination of interests of the higher school and the knowledge-intensive business in Russia. Key words: institutional and economic mechanism, commercialization of university innovations.