А.А. Ляпина
ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПРОДУКТА В РОССИИ Аннотация
Анализ инновационного процесса в рамках институционального подхода позволяет рассмотреть его как совокупность правил, согласно которым осуществляется создание новшеств и их продвижение на рынок. Данная модель позволяет учитывать в процессе прохождения стадий инновационного цикла затраты не только чисто экономического свойства, но и связанные с обменом информацией, так называемые
2009 № 2
Вестник Ростовского государственного экономического университета «РИНХ»
S1
тражакционные издержки. Цель данной статьи - выявить основные причины формирования высоких трансакционных издержек процесса коммерциализации инновационного продукта в России, что имеет особое значение при построении бюджетных и финансовых механизмов управления с целью снижения «трения» внутренних трансакций организации и взаимодействия с внешними субъектами.
Annotation
The analysis of innovative process in frameworks of institutional approach allows to consider it as a set of rules, according to which the creation of innovations and their advancement on the market is carried out. In the course of passing of innovative cycle stages the given model allows to consider the expenses not only of purely economic property, but also connected with information interchange, so-called transactional expenses. The purpose of given article - to reveal principal causes of high transactional expenses formation of an innovative product commercializing process in Russia that has special value at constructioning of budgetary and financial mechanisms of management for the purpose of decreasing "the friction" of internal transaction of organisation and interaction with external subjects.
Ключевые слова
Инновация, инновационная экономика, коммерциализация технологий,
трансакционные издержки.
Key words
The Innovation, innovative economy, kommertsialization of technologies, transaktsionnye costs.
Динамика научно-технического прогресса ведет к структурным перестройкам механизма мирового хозяйства в пользу
высокотехнологичных отраслей.
Глобальный экономический кризис, переживаемый в настоящее время во всем мире и российским обществом в том числе, во многом объясняется тем, что мобилизационный тип развития достиг своего предела и необходим переход к инновационному типу развития.
В связи с этим важнейшей социально-экономической задачей в настоящее время является повышение эффективности использования научных разработок и инноваций в
производстве.
Термин «инновация» впервые был введен в научный оборот Й.Шумпетером в его работе «Теория
экономического развития» (1912 г.). Оно означает новшество, нововведение в каком-либо виде деятельности человека.
Понятие инновации нельзя отождествлять с открытиями или изобретениями. Чаще всего открытием может быть полученное новшество в сфере чисто научных, преимущественно фундаментальных изысканий, в то время как инновация представляет собой технологически оформленное открытие.1 «Новшество» приобретает новое качество и становится «инновацией» (нововведением) только с момента принятия его к распространению.
Neveling S., Bumke S., Ansatze wirtschaftswissenschaftlicher und soziologischer Innovationsforschung. - Auflage Speyer. - 2000. - S. 4
Таким образом, инновацию
следует рассматривать не как единичное действие, а как процесс
последовательного прохождения всех стадий инновационного цикла (рис.1). (см. ниже).
Примером локально
завершенного нововведения является его реализация в единичном экземпляре. Инновационный процесс в результате которого приобретенное или разработанное новое оборудование
(технология) не используется в постоянном режиме, то есть если не достигнута заключительная стадия -рутинизация, не считается
завершенным.
По мнению российских
отраслевых экспертов, инновационный
сектор экономики России в настоящее время обладает одним из самых мощных потенциалов в мире. Однако проблема заключается в отсутствии опыта по коммерциализации, международному патентованию и выводу на рынок перспективных разработок. В экономике, основанной на инновациях, «возможность и
способность получить доступ к знаниям или присоединиться к связям по поводу обладания ими определяют социальноэкономическое положение фирм и индивидов».1
В стране действует более 4000 научно-исследовательских институтов и около 40 000 независимых инновационных компаний, ведущих разработки по всему спектру наиболее востребованных на мировом рынке технологических направлений.
Инновационный сектор получает финансовую поддержку, которая только в текущем году составила около 1,3 трлн. рублей, из которых 945 млрд.
1 David P., Foray D. Assessing and Expanding the Science and Technology Knowledge Base // STI Review №16. Paris: OECD. - 1995. - P. 44
рублей поступило из госбюджета.2 Однако столь мощный потенциал не получает должного уровня реализации, поскольку российские разработчики все еще слабо разбираются в механизмах коммерциализации инновационных идей. Так, из 108 «проектных» заявок, поданных в Российский
инвестиционный фонд информационнокоммуникационных технологий, только 2% соответствуют общепринятым для венчурных фондов формальным
требованиям с точки зрения технологического и экономического обоснования.
Примером локально завершенного нововведения является его реализация в единичном экземпляре.
Инновационный процесс в результате которого приобретенное или
разработанное новое оборудование
(технология) не используется в постоянном режиме, то есть если не достигнута заключительная стадия -рутинизация, не считается
завершенным.
По мнению российских
отраслевых экспертов, инновационный
сектор экономики России в настоящее время обладает одним из самых мощных потенциалов в мире. Однако проблема заключается в отсутствии опыта по коммерциализации, международному патентованию и выводу на рынок перспективных
разработок. В экономике, основанной на инновациях, «возможность и
способность получить доступ к знаниям или присоединиться к связям по поводу обладания ими определяют социальноэкономическое положение фирм и индивидов».3
2 Семенова А. Потери российского рынка инноваций с начала кризиса составили 250 млрд. рублей http://hitechbloghi.ru/archives/5055
3 David P., Foray D. Assessing and Expanding the Science and Technology Knowledge Base // STI Review №16. Paris: OECD. - 1995. - P. 44
S3
зарождение (осознание потребности и возможности инноваций)
освоение (использование в производстве, эксперимент)
диффузия (тиражирование)
рутинизация (реализация нововведений в стабильных условиях)
Рис.1. Стадии инновационного цикла
В стране действует более 4000 научно-исследовательских институтов и около 40 000 независимых инновационных компаний, ведущих разработки по всему спектру наиболее востребованных на мировом рынке технологических направлений.
Инновационный сектор получает финансовую поддержку, которая только в текущем году составила около 1,3 трлн. рублей, из которых 945 млрд. рублей поступило из госбюджета.1 Однако столь мощный потенциал не получает должного уровня реализации, поскольку российские разработчики все еще слабо разбираются в механизмах коммерциализации инновационных идей. Так, из 108 «проектных» заявок, поданных в Российский
инвестиционный фонд информационнокоммуникационных технологий, только 2% соответствуют общепринятым для венчурных фондов формальным
требованиям с точки зрения
Семенова А. Потери российского рынка инноваций с начала кризиса составили 250 млрд. рублей http://hitechbloghi.ru/archives/5055
технологического и экономического обоснования.
Коммерциализацией технологий называется процесс экспертного отбора разработок для финансирования, привлечения инвестиций, разделение и юридическое закрепление прав на будущую интеллектуальную
собственность, внедрение результатов в производство, сопровождение
интеллектуального продукта.
В России же до сих пор наблюдается оторванность науки от бизнеса. В большинстве случаев процесс коммерциализации начинается в результате счастливой встречи ученого или инженера, носителя некоторой первой идеи, и
предпринимателя, способного идею оценить и поддержать в финансовом плане. Ученые воспринимают коммерциализацию своих идей, прежде всего, как поиск финансовых средств для продолжения исследований и слишком поверхностно относятся к вопросам оценки окупаемости своих разработок и необходимости учета интересов инвесторов.
Эти обстоятельства, безусловно, осложняют поиск перспективных для
коммерческого использования
технологий в России.
Основными действующими
лицами этого рынка являются, прежде всего, авторы технологических разработок, которых можно представить несколькими разнородными группами:
- активно развивающиеся научные направления и институты, которым удалось найти адекватное финансирование, в основном в виде международных грантов, прямых иностранных инвестиций, создания коммерческих предприятий. Это наиболее успешная группа, которая является источником значительного количества новых перспективных технологий и ноу-хау. Однако следует отметить, что разработки данной группы имеют своего адресата, что закреплено либо юридически, либо просто результаты исследований передаются финансирующей стороне в виде отчетов;
- научные коллективы, разработки которых еще не заинтересовали инвесторов, но уже близко подошли к этому рубежу. Такие коллективы серьезно ограничены в средствах и существуют в основном на энтузиазме ученых. Однако эта группа имеет наибольший потенциал коммерциализации технологий;
- малые инновационные компании. Ученые и инженеры, которые сами прошли путь коммерциализации своих разработок, сейчас являются владельцами небольших фирм, специализирующихся в узком сегменте рынка. Их изделия высокотехнологичны и имеют значительную долю добавленной стоимости. Эта группа часто нуждается в оборотных средствах и в постановке грамотного менеджмента для расширения сферы деятельности и дальнейшего продвижения на рынок;
- ученые и изобретатели, которые по различным причинам
выбыли из процесса организованной научной деятельности и перешли в разряд «одиночек». Они чрезвычайно ограничены в средствах, но продолжают работать и патентовать свои разработки на свой страх и риск. Среди этой группы встречаются перспективные идеи и технические решения, однако современный научный прогресс невозможен без кооперации и концентрации большого количества финансовых и людских ресурсов.
Другую группу участников процесса коммерциализации
составляют потенциальные инвесторы:
- государственные международные фонды и программы. К таковым относятся, например, Российский фонд фундаментальных исследований, Международный научнотехнический центр, TACIS и другие. Эта группа предоставляет значительный объем финансирования, аккумулирует гигантское количество научно -технической информации и оказывает существенное влияние на тенденции развития российской науки;
- негосударственные фонды, гранты, программы. К таковым относятся крупные международные проекты, вроде системы фондов Сороса, а также масса более мелких фондов и грантов;
- венчурные фонды, «бизнес -
ангелы». Члены этой группы преимущественно «иностранцы»,
осваивают ограниченное количество разработок, часто специализируются в определенной области науки и техники;
- промышленные компании, финансирующие научные исследования с целью их дальнейшего использования в собственной деятельности. Эта группа состоит из крупных российских и иностранных компаний, имеющих собственные научные бюджеты.
Механизм коммерциализации и возможные типы сделок можно представить следующим образом.
На начальном этапе разработке придается «товарный вид»,
демонстрируются ее возможности и основные преимущества, определяется потенциальный рынок, происходит активная реклама и маркетинг. На этом этапе появляется промежуточный инвестор, который вкладывает небольшие средства в «доведение» технологии, создание опытных образцов, патентование, проведение маркетинга. Сделки, которые промежуточный инвестор заключает с коллективом разработчиков, могут быть оформлены как научно-технические проекты, создание совместных
предприятий либо совместное
патентование, в котором каждой стороне принадлежит определенная доля на результаты работы. Конечной целью промежуточного инвестора является продажа технологии
стратегическому инвестору, который на втором этапе обеспечит ее доведение до стадии массового производства. Продажа технологии может
происходить различными путями: в
виде продажи патента, ноу-хау, передачи лицензии, организации
научно-технического проекта или других форм. В общем виде процесс коммерциализации интеллектуального продукта можно представить следующим образом (рис. 2). (см. ниже)
Однако в целом инфраструктура рынка интеллектуальной собственности в России развита слабо, и широкомасштабная деятельность по коммерциализации технологий не ведется. Это можно объяснить, прежде всего, отсутствием таких
распространенных на западе форм бизнеса, как венчурные фонды и
компании, слабо развита и
посредническая сеть.
Таким образом, в сложившихся условиях, на всех этапах работы,
начиная от поиска технологий и кончая их внедрением и дальнейшим сопровождением, возникают различные проблемы, что объективно несет за собой различные затраты, а в некоторых случаях и серьезные потери,
составляющие квинтэссенцию аналитической категории трансакционных издержек.
В экономической теории Р. Коузом была предложена концепция
трансакционных издержек, которая позволяет рассмотреть функционирование экономик и их агентов с информационной точки зрения. Здесь решающую роль играет обмен информацией между рыночными агентами, стремление преодолеть неполноту информации.
Авторы технологических разработок
Научные
направления и
институты ' /'
Научные
коллективы
Малые инновационн ые компании
Ученые и изобретатели
Трансакционный сектор, в рамках которого происходит обмен правами собственности на интеллектуальны й продукт
Потенциальные инвесторы
государственные международные фонды и программы
Негосударственные фонды, гранты, программы
Венчурные фонды, «бизнес-ангелы»
Промышленные
компании
Рис. 2. Схема процесса коммерциализации интеллектуального продукта
I
Трансакционные издержки:
- издержки поиска информации;
- издержки измерения;
- издержки ведения переговоров;
- издержки оппортунистического поведения;
- издержки спецификации прав собственности.
Трансакционный сектор
Рис.3. Структура трансакционных Трансакционные издержки - это затраты на обмен информацией с целью уменьшения ее неполноты и связанной с
издержек
ней неопределенности. В структуру трансакционных издержек входят:
издержки поиска информации,
издержки измерения, издержки ведения переговоров, издержки оппортунистического поведения, издержки спецификации прав собственности (рис.3). 1
Издержки поиска информации. На самом первом этапе работы необходимо определить те области науки и научные учреждения, где следует искать интересные и перспективные разработки. Однако в силу исторически сложившейся
«запутанности» структуры российской науки очень трудно выявить, в какой ее сфере и в каком научном учреждении ведутся интересующие инвестора исследования. Почти любой крупный институт, независимо от его
специализации, имеет в своем составе массу разнородных лабораторий, которые могут заниматься всем: от математики до биологии.
Соответственно разработки в какой-либо определенной области знаний могут встретиться в самых неожиданных местах.
Издержки измерения. Сложность адекватной коммерческой оценки
российских технологий. Если попросить авторов разработки представить небольшой бизнес-план по ее внедрению в производство, то они, скорее всего, вместо этого представят план финансирования своих
исследований, что свидетельствует об отсутствии делового прагматического взгляда со стороны авторов на свои разработки.
Для профессионального
экономиста также не просто подготовить проработанный бизнес-
план по внедрению российской
технологии в производство. В данном
случае адекватной оценке препятствуют многочисленные факторы
неопределенности, связанные с
1 Couse R. The Problem of Social Cost // Journal of Law and Economics. - 1960. - № 4.
интеллектуальными продуктами и спецификой российской экономики, оценка их текущего состояния, необходимость проведения дополнительных исследований, планирование научного проекта, подбор кадров, оценка риска незавершения проекта в предусмотренные сроки и т. д.
Издержки ведения переговоров. Российские ученые, изобретатели и авторы ноу-хау слабо осведомлены о различных путях, какими может быть осуществлен процесс передачи технологий. Они недостаточно знакомы с возможными видами контрактов, способами защиты своих прав и со своими будущими обязанностями. Все это порождает у них подозрительность и опасения относительного того, что предприниматели пытаются их обмануть, незаконным путем получив у них информацию о разработках. Данное обстоятельство сильно затрудняет переговоры с авторами разработок. Порой требуется несколько месяцев только на то, чтобы завоевать их доверие и приступить к практической работе.
Издержки оппортунистического поведения. Неадекватность автора разработок, которая появляется, в первую очередь, в том, что он часто не считает необходимым свое участие в процессе доработки результатов собственных исследований. Но мировая практика показывает, что только превращение первоначальной
разработки в товар или технологию позволяет автору получить основную часть вознаграждения в виде дивидендов от их реализации.
Издержки спецификации прав собственности. Следует отметить, что ситуация с правами на
интеллектуальную собственность в России является чрезвычайно запутанной. До введения в 1992 году Патентного закона права на изобретения оформлялись в виде так
называемых авторских свидетельств, которые, по сути, передавали их в собственность государства. После введения вышеупомянутого закона
начался процесс переоформления
авторских свидетельств в патенты,
который не завершен до сих пор.
В результате большинство
сложных технических решений оказались защищены патентами лишь частично, в то время как некоторая доля прав на них формально остается в собственности государства. Ситуация может усугубиться еще и тем, что авторские свидетельства и патенты
традиционно оформляются в России на большое число лиц, часть из которых являются руководителями или чиновниками и не имеют прямого отношения к изобретению, а другая часть может уже не работать в этой сфере и даже не проживать в России.
Современное российское
патентное законодательство не может гарантировать владельцу патента защиту его интеллектуальной собственности. Прежде всего, это обусловлено тем, что в России существует три вида патентования: идеи, научно-исследовательской
разработки и опытно-конструкторской разработки. На любом из этапов можно взять за основу запатентованную разработку, видоизменить ее и запатентовать как собственную. Если идея уникальна и при этом запатентована, но не реализована, то через достаточно короткое время она может быть полностью технически исследована какой-нибудь
организацией, имеющей мощную научную и финансовую структуру, запатентована уже как научноисследовательская разработка не только в России, но и за рубежом и воплощена в конкретном продукте. В этом случае доказать свои права на инновацию при нынешнем уровне российской законодательной базы, а также при
неэффективной работе арбитражных судов практически невозможно.
Поэтому текущая статистика
государственных регистрационных органов, как правило, не является репрезентативной. Российские
инноваторы, работающие над крупными проектами, прибегают к патентованию только в случае, когда инновация полностью готова к массовому производству или продаже за рубеж.
В то же время патенты регистрируются достаточно
продолжительное время (иногда до года). В процессе анализа разработки исследуются множеством экспертов, через которых возможны "утечки". Организация, купившая "инсайдерскую" информацию, может запатентовать ее в других странах, что автоматически лишает истинного владельца
возможности в дальнейшем
экспортировать ее как на лицензионной основе, так и в качестве продукта на основе запатентованной в России технологии.
В большинстве своем участники процесса коммерциализа-ции
исследований неадекватно оценивают свою роль, свои интересы и свое место. Поэтому нахождение баланса
интересов участников инновационного бизнеса требует значительных затрат. Трансакционные издержки существенно усложняют взаимодействие
хозяйствующих субъектов на рынке интеллектуального продукта в России, что снижает активность экономических агентов на данном рынке и как следствие тормозит дальнейшее
развитие инновационной сферы в нашей стране.
Таким образом, основная проблема российского рынка интеллектуального продукта и в целом инновационного развития экономики -институциональная. Ведь именно роль институтов состоит в уменьшении неопределенности путем установления
устойчивой структуры взаимодействия между экономическими субъектами; определении и ограничении набора альтернатив, которые имеются у каждого человека.
Следовательно, на сегодняшний день одна из главных задач государства и каждого члена общества - создать институциональную основу управления инновационным развитием. В условиях высокого уровня трансакционных затрат особенно актуально использовать именно трансакционные подходы при построении бюджетных и финансовых механизмов управления с целью снижения «трения» внутренних трансакций организации и
взаимодействия с внешними
субъектами.
Библиографический список
1.Патентный закон РФ, 23 сентября 1992г. №3571-1 // Российская газета. -1992. -№225.
2.Couse R. The Problem of Social Cost // Journal of Law and Economics. - 1960. -№4.
3.David P., Foray D. Assessing and Expanding the Science and Technology Knowledge Base // STI Review №16. Paris: OECD. - 1995.
9
4.Neveling S., Bumke S., Ansatze
wirtschaftswissenschaftlicher und
soziologischer Innovationsforschung. Auflage Speyer. - 2000.
5. Семенова А. Потери российского рынка инноваций с начала кризиса составили 250 млрд. рублей // http: //hitechbl oghi. ru/archive s/5055
Bibliographic list
1.The patent law of the Russian Federation, on September, 23rd 1992r. №3571-l//the Russian newspaper. - 1992. -№225.
2.Couse R. The Problem of Social Cost//Journal of Law and Economics. -1960. -№ 4.
3. David P., Foray D. Assessing and Expanding the Science and Technology Knowledge Base//STI Review №16. Paris: OECD. - 1995.
4. Neveling S., Bumke S., Ansatze
wirtschaftswissenschaftlicher und
soziologischer Innovationsforschung. -Auflage Speyer. - 2000.
5. Semenova A. losts of the Russian market of innovations from the crisis beginning have made 250 billion roubles//http://hitechbloghi.ru/archives/505 5