Научная статья на тему 'Институциональная среда поддержки инновационной деятельности в Российской экономике'

Институциональная среда поддержки инновационной деятельности в Российской экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
191
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / INNOVATION / ENTREPRENEURSHIP / COMPETITIVENESS OF / THE REGIONAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Харитонова Наталья Геннадьевна

Статья посвящена исследованию особенностей развития поддержки инновационного предпринимательства, которая формирует общую картину и сложившийся климат для развития инновационного предпринимательства в российской экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Харитонова Наталья Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институциональная среда поддержки инновационной деятельности в Российской экономике»

Харитонова Н.Г.

Оренбургский государственный университет E-mail: ekt@mail.osu.ru

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

Статья посвящена исследованию особенностей развития поддержки инновационного предпринимательства, которая формирует общую картину и сложившийся климат для развития инновационного предпринимательства в российской экономике.

Ключевые слова: инновации, предпринимательство, конкурентоспособность, региональная экономика.

Инновационная деятельность - деятельность, направленная на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования. Результатом инновационной деятельности являются новые или дополнительные товары, услуги или товары, услуги с новыми качествами [3].

Основой для развития инновационной деятельности в России, а, следовательно, и для ускорения процессов модернизации экономики, является нормативно-правовая база в сфере инноваций.

В настоящее время в Российской Федерации отсутствует специальное законодательство об инновационной деятельности.

Разработанные в отдельных отраслях права нормативно-правовые акты регламентируют и обеспечивают государственное регулирование лишь некоторых аспектов инновационного процесса.

Правовую охрану и защиту результатов интеллектуальной деятельности обеспечивают: Гражданский кодекс РФ (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-Ф3 (ред. от 24.02.2010), Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ (ред. от 24.07.2007) «О коммерческой тайне», Федеральный закон от 25.12.2008 N 284-ФЗ «О передаче прав на единые технологии», Федеральный закон от 30.12.2008 N 316-ФЗ «О патентных поверенных».

В сфере регулирования институтов инновационной инфраструктуры действуют Федеральный закон от 07.04.1999 N 70-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О статусе наукограда Российской Федерации», Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от 25.12.2009) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», Федеральный закон от 19.07.2007 N 139-ФЗ

(ред. от 31.05.2010) «О Российской корпорации нанотехнологий».

В последнее время Правительством РФ реализован ряд законодательных инициатив по налоговому стимулированию научно-технической деятельности и развитию коммерческого обращения результатов интеллектуальной деятельности.

Федеральным законом от 19.07.2007 N 195-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части формирования благоприятных условий для финансирования инновационной деятельности» установлены следующие преференции:

- увеличен норматив выделяемых средств на НИОКР в форме отчислений на формирование Российского фонда технологического развития и иных отраслевых фондов с 0,5% до 1,5% от выручки организации;

- от обложения НДС освобождены операции по передаче исключительных прав и прав на основе лицензионного договора на изобретения, промышленные образцы, программы для ЭВМ, ноу-хау;

- расширен перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы;

- предусмотрена норма по применению ускоренной амортизации в отношении амортизируемых основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности [2].

Федеральным законом от 02.08.2009 N 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» дается

право вузам и НИИ создавать малые инновационные предприятия [2].

В 2010 году принята серия постановлений Правительства РФ по поддержке федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования: от 09.04.2010 N 218 «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства», от 09.04.2010 N 219 «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» и от 09.04.2010 N 220 «О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования». (Вузы регионов ПФО принимают активное участие в конкурсах, организованных согласно данным постановлениям. Всего регионами округа было подано 234 заявки на участие. Наиболее активно среди регионов ПФО в конкурсах принимают участие Республика Татарстан - 1/5 часть всех поданных округом заявок, Нижегородская область - 13%, Самарская область - 12%).

При всей значимости и необходимости этих нормативно-правовых актов следует отметить, что они направлены на поддержку ограниченного круга субъектов инновационной деятельности, а именно вузов, НИИ и тех предприятий, которые имеют возможность самостоятельно вести НИОКР.

Таким образом, существующей нормативно-правовой базы явно недостаточно для масштабного запуска инноваций в промышленности. Необходимы дополнительные меры по стимулированию бизнеса в направлении формирования спроса на инновации, на результаты научно-технической деятельности.

Регионы представили широкий спектр предложений по внесению соответствующих изменений в законодательную базу (практически все они включены в проект протокольного решения заседания Совета). Это в основном новации, направленные на установление налоговых, таможенных преференций и иных мер поддержки в отношении инновационно-активных предприятий, в том числе предприятий малого бизнеса.

Целый блок предложений направлен на развитие 127-ФЗ в целях повышения эффектив-

ности его применения, в том числе по предоставлению малым предприятиям, создаваемым при вузах и НИИ, налоговых льгот, возможности применения упрощенной системы налогообложения; по предоставлению вузам и НИИ права без конкурсных процедур предоставлять в аренду помещения и оборудование созданным малым предприятиям, вносить в их уставный капитал иное имущество, кроме результатов интеллектуальной собственности, становиться участниками уже существующих хозяйствующих обществ и т. д.

И, наконец, все регионы отметили необходимость принятия базового, специализированного закона об инновационной деятельности, который давал бы четкие определения понятиям «инноваций», «инновационной продукции», «инновационной технологии», определял критерии отнесения компаний к инновационным.

Принятие такого закона положительно скажется на эффективности действующей нормативно-правовой базы, в том числе регионального уровня. Поскольку в регионах осуществляется активное формирование нормативноправовой базы в сфере инноваций. Законы об инновационной деятельности приняты более чем в половине субъектов ПФО, при этом регионы самостоятельно определяют трактовку терминов в инновационной сфере и направления государственной поддержки.

В большинстве регионов планирование инновационного развития территорий осуществляется в рамках комплексных документов по социально-экономическому развитию.

Общепринятой практикой в регионах является разработка инновационной политики в рамках региональных Стратегий социальноэкономического развития на период до 20202030 гг. (в 11 регионах).

Специализированные Стратегии по развитию инноваций разработаны и реализуются в 2 регионах - в Республиках Башкортостан и Татарстан.

Большинство регионов Приволжского федерального округа (11 регионов) имеют специализированные целевые программы развития инновационной деятельности [1].

Наиболее системно (с учетом стратегии и целевых программ) планирование инновационного развития осуществлено в таких регионах, как Республика Татарстан, Республика Башкор-

тостан, Чувашская Республика. Эти регионы планируют мероприятия по поддержке и стимулированию инновационной деятельности на долгосрочную и среднесрочную перспективы.

Таким образом, планирование инновационного развития в том или ином виде осуществляется во всех регионах Приволжского федерального округа.

Вместе с тем, следует отметить отсутствие единых подходов к формированию системной инновационной политики. В связи с этим целесообразно на федеральном уровне разработать и утвердить методические требования по разработке региональных стратегий и целевых программ инновационного развития, а также разработать федеральную программу поддержки реализации таких региональных программ.

Практически во всех регионах Приволжского федерального округа созданы специализированные подразделения, занимающиеся вопросами формирования инновационной политики. В Республике Мордовия - это министерство науки, информатизации и новых технологий; в Кировской области - это департамент; в Чувашской Республике, Пермском крае, Пензенской, Самарской и Саратовской областях - управления, в остальных регионах округа - отделы. Численность работающих в региональных органах исполнительной власти, курирующих вопросы инновационной политики, колеблется от 2 человек в Республике Марий Эл до 39 человек (в 7 отделах при различных министерствах) - в Республике Татарстан.

Для обеспечения взаимодействия органов исполнительной власти, промышленных предприятий и научных организаций в целях проведения единой эффективной научно-технической, инновационной и промышленной политики во многих регионах созданы советы по науке и инновационной политике.

Целый ряд регионов имеют положительный опыт заключения соглашений о сотрудничестве с федеральными органами власти и институтами развития в сфере развития инноваций.

Развивается межрегиональное взаимодействие в инновационной сфере. Ярким примером является инициатива руководителей нескольких регионов РФ об учреждении Межрегиональной Ассоциации инновационных регионов России, Меморандум о создании которой был

подписан в рамках проводимого в мае 2010 года XIII Томского инновационного форума [1].

В целях развития взаимодействия и организации обмена лучшей практикой органам исполнительной власти предлагается осуществлять подготовку и публикацию на официальных сайтах регионов ПФО ежегодного доклада «Об итогах инновационной деятельности», посвященного анализу основных итогов развития сферы НИОКР, реализации региональных программ, инновационного развития, оценке эффективности инфраструктуры поддержки инноваций и другим вопросам, связанным с решением проблем инновационного развития.

Следует отметить положительный опыт активного взаимодействия университетов и НИИ Приволжского федерального округа с целью развития новых форм инновационной и научно-образовательной деятельности. В июне 2005 года ведущими вузами был создан Консорциум по поддержке инновационной деятельности. На сегодняшний день членами Консорциума являются 15 университетов и один НИИ из 12 регионов ПФО.

Одним из наиболее важных направлений деятельности Консорциума является организация работ по коммерциализации результатов научно-технической деятельности вузов, включая их нормативное и финансовое обеспечение, подготовку кадров собственно для членов Консорциума, формирование механизмов межрегионального трансферта технологий.

Предлагается использовать ресурс Консорциума для координации и методического сопровождения работ вузов по участию в конкурсах, организуемых в рамках постановлений Правительства РФ №№218, 219, 220 [1].

Одним из инструментов государственного управления инновациями являются федеральные целевые программы (далее ФЦП) [1].

ФЦП инновационной направленности способствуют финансированию развития фундаментальной науки, выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в соответствии с Приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и Перечнем критических технологий Российской Федерации.

В регионах ПФО реализуются 8 из 10 отраслевых ФЦП инновационной направленности. Объем федеральных средств, привлечен-

ных в округ в рамках ФЦП за период с 2007 по 2009 г. увеличился в 2 раза. Больше всего средств было направлено в Нижегородскую область, Пензенскую область, Пермский край, Саратовскую область.

Наиболее активно (по объемам привлекаемых средств федерального бюджета) регионы ПФО принимают участие в реализации следующих программ: ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы», ФЦП «Национальная технологическая база» на 2007-2011 годы, ФЦП «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники» на 2008-2015 годы и ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы.

При всей привлекательности ФЦП как инструмента государственного регулирования в научно-инновационной сфере, регионы отмечают следующую проблему их реализации.

Финансирование ФЦП осуществляется в рамках государственного заказа. Конкурсы на заключение государственных контрактов в рамках ФЦП проводятся, как правило, не ранее второго квартала, а выделение финансирования обычно начинается со второго полугодия. Время выполнения исследований и разработок сокращается, что оказывает непосредственное влияние на их результативность.

В этой связи предлагается внести изменения в Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», предусматривающие возможность заключения долгосрочных государственных и муниципальных контрактов на выполнение НИОКР.

Кроме этого, следует отметить еще одну проблему реализации ФЦП, связанную с тем, что результаты профинансированных НИОКР практически не используются в дальнейшем в промышленном производстве.

В связи с этим, представляется необходимым изучить опыт создания Единой системы государственного учета и хранения результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения Республики Татарстан с целью определения возможностей создания межрегиональной базы данных (с web-интерфей-

сом) научно-исследовательских организаций округа, содержащей информацию о специализации организаций, уникальных возможностях (наличие специального оборудования, лабораторий, специалистов), потребностях в ресурсах, научных достижениях. Организацию этой работы поручить аппарату полномочного представителя Президента Российской Федерации в ПФО.

Еще одним инструментом поддержки инновационной деятельности являются федеральные институты развития. Регионы ПФО сотрудничают с 5 из 8 таких федеральных структур. Эффективное взаимодействие осуществляется с Российским фондом фундаментальных исследований и Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Также в последнее время регионы округа начали активное сотрудничество с Государственной корпорацией «Российская корпорация нанотехнологий».

Регионам ПФО необходимо налаживать взаимодействие и с другими федеральными институтами развития. С такими, как ОАО «Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий» и Российский фонд технологического развития. За период с 2007 по 2009 г. регионам ПФО не оказывалась финансовая поддержка вышеназванными структурами.

С целью привлечения средств этих структур на решение задачи инновационного развития промышленности регионов ПФО целесообразно предложить аппарату полномочного представителя Президента Российской Федерации в ПФО организовать координацию взаимодействия органов государственной власти регионов округа с федеральными институтами развития [1].

Среди мер различного характера, направленных на цели инновационного развития регионов, особое место занимают меры оказания финансовой поддержки субъектов инновационной деятельности.

На протяжении 2007-2009 гг. целенаправленного финансирования инноваций не производилось в двух регионах - Ульяновской и Оренбургской областях.

Наиболее эффективными региональными мерами финансовой поддержки инновационного развития, по мнению регионов, являются:

- налоговые преференции;

- прямые инвестиции в инновационные проекты;

- субсидии;

- субсидирование процентных ставок по кредитам, направленным на техническое перевооружение и инновационное развитие предприятий;

- установление льготных ставок арендной платы за пользование находящимся в государственной собственности имуществом (включая земельные участки).

В то же время практика использования различных инструментов финансовой поддержки далеко не всегда соответствует представлению об их эффективности [2].

Сегодня в ПФО наблюдается динамичный процесс становления инфраструктуры для поддержки инновационной деятельности.

В настоящее время в ПФО действуют и находятся на стадии создания около 330 объектов инфраструктуры инновационной деятельности. В большинстве своём это организации, направленные на коммерциализацию инновационных продуктов.

По данным регионов, 70 действующих инфраструктурных объектов имеют финансирование из федерального бюджета (40 из них расположены на территории Республики Татарстан).

Наиболее распространёнными элементами инфраструктуры являются центры подготовки кадров (71 объект, из которых 60 сосредоточены на территориях Республики Татарстан и Чувашской Республики), инновационные бизнес-инкубаторы (49), технопарки (42), а также организации по оказанию информационно-

консультационной поддержки (43). Весомое представительство имеют центры коллективного пользования (24), центры трансфера технологий (27), инновационные кластеры (18), венчурные фонды (14) [2].

Таким образом, на основе проведенного анализа можно сделать вывод, что действующая инфраструктура поддержки инновационной деятельности пока не дает существенного эффекта для экономического развития регионов.

В какой-то степени это объясняется незавершенностью формирования или малыми сроками функционирования объектов инфраструктуры, а также неэффективным использованием их возможностей. Есть вероятность, что органы исполнительной власти не обладают полной информацией по показателям деятельности объектов инфраструктуры.

Вместе с тем, по мнению регионов необходимы дополнительные меры поддержки предприятий, пользующихся услугами инновационной инфраструктуры. В связи с вышеизложенным, регионам рекомендуется организовать полноценный сбор информации по показателям деятельности объектов инновационной инфраструктуры, усилить контроль за деятельностью тех объектов, которые созданы и функционируют с использованием бюджетных средств. Правительству Российской Федерации предложить рассмотреть возможность предоставления налоговых льгот, льгот по страховым взносам, механизмов благоприятного таможенного регулирования для резидентов особых экономических зон технико-внедренческого типа, федеральных и региональных технопарков, научно-технических центров и инновационных бизнес-инкубаторов.

10.11.2012

Список литературы:

1. Областная целевая программа «О развитии малого и среднего предпринимательства в Оренбургской области на 2012— 2014 годы» Принят постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 29 августа 2008 г. №2403.

2. Социально-экономическое развитие. 2011 // Финансово-экономический бюллетень. - 2012. - № 139. - С. 30-36.

3. Индикаторы инновационной деятельности: 2011: стат. сб. - М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2011. - 456 с. - ISBN 978-5-7218-1205-7.

4. Монографический отчет о научно-исследовательской деятельности кафедры статистики и эконометрики за 2006-2011 гг. / Под ред. проф. В. Н. Афанасьева. - Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2012. - 379 с.

5. Статистический ежегодник Оренбургской области. 2010: Стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области. - Оренбург, 2010. - ISBN 978-5-9901823-1-8.

6. Города и районы Оренбургской области: Стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области. - Оренбург, 2011. - 274 с.

Сведения об авторе:

Харитонова Наталья Геннадьевна, старший преподаватель кафедры экономической теории Оренбургского государственного университета 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, тел. 8 (3532) 372452, e-mail: ekt@mail.osu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.