О.П. Санжина, д-р экон. наук, проф., e-mail: osanzhina@yandex.ru О.А. Осодоева, д-р экон. наук, проф., e-mail: osodoeva_olga@mail.ru Дугер Гантуя, аспирант, e-mail: d.gantuya@mnu.edu.mn Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, г. Улан-Удэ
УДК 330.354(517.3)
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА МОНГОЛИИ
Современный экономический рост определяется не только уровнем дохода населения страны, основного капитала и человеческого капитала, уровнем образования, но и уровнем совокупной производительности факторов, которые зависят от институциональной среды, сложившейся в каждой стране. Целью данного исследования является изучение институциональной среды экономического роста Монголии. На основе исследования теорий экономического роста обосновано влияние институциональных факторов на экономический рост и экономическое развитие. Определены составляющие институциональной среды экономической системы. Проведен анализ политической среды, качества региональной политики. Отмечено, что человеческий капитал является одним из основных факторов, определяющих экономический рост. Несомненно, что наличие ресурсов и знаний является основным условием экономического развития, но при отсутствии развитых компетенций, знаний и ресурсов вряд ли удастся добиться высокого социального уровня жизни, при этом совершенствование институтов также определяется уровнем знаний. В статье приводится анализ характеристики воспроизводства человеческого потенциала, дающий возможность сделать вывод об уровне напряженности общества; проведен сравнительный анализ уровня жизни населения в региональном аспекте, позволяющий выделить наиболее отсталые регионы по уровню жизни населения; рассматривается политика государства по борьбе с бедностью и направления ее развития. На основе многофакторного анализа показано, что развитие потенциала каждого региона дает возможность экономического развития и обеспечения достойных условий жизни. Обосновано предложение для развития социальных программ, направленных на повышение. образования населения.
Ключевые слова: институциональная среда, социально-экономическое развитие, неравномерное региональное развитие, уровень жизни населения, уровень бедности, государственные социальные программы.
O.P. Sanzhina, Dr. Sc. Economics, Prof. O.A. Osodoeva, Dr. Sc. Economics, Prof. Duger Gantuya, P.G.
INSTITUTIONAL ENVIRONMENT OF ECONOMIC GROWTH OF MONGOLIA
Modern economic growth is determined not only by the level of income of the country's population, fixed capital and human capital, the level of education, but, to a greater extent, by the level ofaggregate productivity offactors that depend on the institutional environment prevailing in each country. The purpose of this study is to investigate the institutional environment for Mongolia's economic growth. Based on the study of theories of economic growth, the influence of institutional factors on economic growth and economic development is justified. The components of the institutional environment of the economic system are determined. The analysis of the political environment, the quality of regional policy is carried out. It is noted that human capital is one of the main factors determining economic growth. Undoubtedly, the availability of resources and knowledge is the main condition for economic development, but in the absence of developed competencies, knowledge and resources, it is unlikely to achieve a high social standard of living, while the improvement of institutions is also determined by the level of knowledge. The article analyzes the characteristics of the reproduction of human potential, which gives an opportunity to draw a conclusion about the level of tension in society; a comparative analysis of the standard of living of the population in the regional aspect, allowing to identify the most backward regions in terms of the standard of living of the population; The state policy on combating poverty and the direction of its development is considered. On the basis of multifactor analysis, it is shown that the development of the potential of each region gives an opportunity for economic development and the
provision ofdecent living conditions. The proposalfor the development of socialprograms aimed at increasing the education of the population is substantiated.
Key words: institutional environment, socio-economic development, uneven regional development, living standards of the population, poverty level, state social programs.
Экономический рост является показателем результативности функционирования национальной экономики, одной из важнейших задач устойчивого развития и повышения уровня жизни населения. Поэтому вопросы экономического роста на современном этапе остаются одними из главных для любого государства. Проблеме экономического роста посвящены теоретические разработки ученых-экономистов разных времен и направлений, а именно А. Смита, Д. Рикардо, К. Маркса, Й. Шумпетера, С. Кузнеца, П. Самуэльсона, У. Нордхауса, Г. Мюрдаля, Р. Нуреева и др. Эволюция экономической мысли показывает разницу подходов к определению факторов, влияющих на экономический рост и экономическое развитие. Так, например, сторонники «факторов предложения экономического роста» особо выделяют факторы, влияющие на повышение производственных возможностей экономики, а вместе с тем сторонники «факторов спроса экономического роста» видят причину низкого темпа экономического роста в несоответствующем уровне совокупных расходов. Ранние неоклассики исследовали общественные и культурные истоки производительности и изменения факторов, таких как рост населения и социокультурные привычки, способствующие накоплению капитала.
Модели экономического роста не учитывают влияние многих институтов на экономический рост, а также изменчивость этих институтов, в то время как именно эти факторы оказывают существенное воздействие на темп экономического роста. 1 Институциональные факторы экономического роста впервые отметил А. Смит, который считал, что заработную плату в некотором образе определяют «естественно-культурные» факторы. Институциональные факторы экономического роста рассматривались во всех теориях экономического роста, но при этом второстепенно: Й. Шумпетер «Теория экономического развития» (1982), институтам как фактору экономического роста внимание стало уделяться благодаря развитию неоинституциональной теории, основы которой были заложены Д. Нортом (1973). Д. Норт «Институты, институциональные изменения, и функционирования» (1997), Т. Веблен «Теория праздного класса» (1980), Д. Родрик «Институты главенствуют» (1999) и т.п.
Считаем, что институциональная среда развития экономики определяет ее эффективность. Под институциональной средой понимается совокупность основополагающих политических, социальных и юридических правил, которые формируют базис для производства, обмена и распределения и определяют рамки человеческого поведения.2 Иными словами, институты, отвечающие за производство, потребление, обмен, распределение благ, а также институты экономической политики и работы политической системы будут определять возможности экономического роста. Развитие институциональной среды определяется количественными и качественными характеристиками институтов, поэтому исследование формирования институциональной среды экономических систем является актуальным, так как позволяет ответить на множество вопросов: какие институты обеспечивают экономический рост и экономическое развитие, какова должна быть совокупность институтов для конкретной экономической системы, как интерпретировать институциональные изменения для выработки алгоритма институционального анализа и институционального проектирования?
1 Сухарев О.С. Институциональная теория экономического роста: основные императивы // Журнал экономической теории. - 2015. - № 3. - С. 186-202.
2 Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория: учебник / под общ. ред. А.А. Аузана. - М.: ИНФРА-М, 2006. - С. 38.
Немаловажным моментом в обеспечении оптимальности институциональной среды является уровень обоснованности институционализации отношений с точки зрения ценности ресурсов, направляемых на создание и использование институтов. Институциональная среда подвергается постоянной трансформации, что связано с институциональными изменениями, обусловленными несоответствием между имеющимися институтами и изменившимися условиями, внешней средой. В связи с этим исследование трансакционных издержек особенно актуально в процессе трансформации экономической системы, когда меняются природа и направления воздействия институциональной среды на поведение экономических субъектов.
Отметим, что в процессе формирования институциональной среды развития национальной экономики актуальными являются не столько задачи создания, проектирования, импорта институтов, сколько диагностика их зрелости и соответствия существующему уровню развития экономических отношений. Таким образом, необходимо рассмотреть институциональные условия экономического роста Монголии как правила игры, включающие основные формальные правила (конституция, указы, законы, соглашения и т.п.), как политическую среду и неформальные правила (обычаи, традиции, условности, привычки и т.п.), как среду социальную.
Политическая среда. Существует широкий спектр моделей экономического роста, рассматривающих политическое устройство общества, где значительную роль играют детерминанты, определяемые субъективным поведением людей, общества и государства.
Сегодня Монголия - демократическая парламентарная республика, высшим законодательным органом которой является Великий государственный хурал, численность населения 3120,9 тыс. чел. Административно Монголия делится на 21 аймак и столицу Улан-Батор.
Анализ сменяемости правительства и президента показывает высокую нестабильность политической среды Монголии.
Низкая оценка инвестиционной среды определяется политической неустойчивостью и в первую очередь неустойчивостью правительства страны. За 17 лет сменились 15 премьер-министров и только два из них отработали полный срок избрания.
Монгольские политологи по-разному определяют формы политической среды Монголии: «переходный», «промежуточный», «неразвитый» «сравнительно развитый» [2].
Региональная политика. Основной целью экономического развития стран и их регионов является улучшение качества жизни населения. В качестве целей социально-экономического развития ставятся увеличение доходов, доступность образования, повышение качества питания и здравоохранения, уменьшение нищеты, оздоровление окружающей среды. Данные показатели не бывают одинаковыми по всей стране и зависят от множества факторов, определяющих развитие каждого региона. В связи с этим научный интерес представляет исследование уровня жизни населения Монголии в региональном разрезе.
Экономика Монголии достаточно специфична для анализа, так как население страны составляет 2 977 365 чел., которые проживают на территории 1 564 116 км2, т.е. 1,8 чел. на 1 км2. В связи с влиянием географических, климатических, природных факторов социально-экономическое развитие регионов неравномерно. Также большую роль при анализе социально-экономического развития Монголии в региональном разрезе играет концентрация экономики в столице страны. Основная доля населения 45,9% проживает в г. Улан-Баторе, здесь же сконцентрирована промышленная и финансовая инфраструктура.
Одним из важных показателей уровня жизни является ВВП на душу населения. Анализ данного показателя для Монголии по годам показывает большую нестабильность (рис. 1).
■ ВВП на душу населения в долл, США 4217,6
3856,8 3959,3
2487,9
lili
2000 2005 2010 2015 2016 2017
Рисунок 1 - Темпы прироста ВВП на душу населения в Монголии (2000-2017)*
* Ежегодный сборник Национального статистического комитета Монголии. Социально-экономическое положение Монголии. www.1212.mn
Экономика Монголии очень сильно зависит от мировых цен на медь и золото, также высока зависимость от иностранных инвестиций, вкладываемых в горнорудную отрасль, в частности в такие объекты, как Оюутолгой и Тавантолгой, что дает такую нестабильность в темпах прироста на душу населения. Так, например, зависимость от поступления иностранного капитала в разработку месторождения Оюутолгой влияет на курс валюты и активизацию экономики страны.
Неравномерность социально-экономического развития районов страны определяется прежде всего их экономической специализацией, отсутствием инфраструктуры и, как следствие, неразвитостью производства, низкой занятостью населения. Наличие транспортной инфраструктуры играет огромную роль в развитии регионов, так как в силу специфики страны (большая площадь и низкая численность населения), это влияет на пространственную региональную организацию экономики страны.
Так, например, Западный район является сельскохозяйственным районом, где в основном развито пастбищное животноводство. Почти полное отсутствие транспортной инфраструктуры, сообщение авиацией, потребности в электроэнергии обеспечиваются в основном за счет дизельных электростанций, небольшая доля электроэнергии импортируется из Красноярска, высокий уровень миграционных процессов.
Восточный район также является сельскохозяйственным, но в отличие от Западного района имеет доступ к единой энергетической системе. В будущем планируется строительство железной дороги, но в настоящий момент Восточный и Западный районы являются наименее развитыми и, соответственно, имеющими наиболее низкий уровень жизни населения.
Хангайский район характеризуется высокой долей промышленного производства, развито сельское хозяйство, строительство, строятся автомобильные дороги. Район подключен к единой энергетической системе для импорта электроэнергии, есть и своя ТЭЦ.
В Центральном районе аккумулированы основные отрасли промышленности, развито сельское хозяйство. Район обеспечивает себя собственной электроэнергией и имеет доступ к единой энергетической системе, здесь проходят центральная автомобильная дорога, железнодорожная магистраль.
Город Улан-Батор, который в статистических данных выделяется в отдельный район, является центром экономической, финансовой, промышленной и политической жизни страны. За последние 20 лет население города увеличилось в 2,5 раза [3].
904
450
В связи с такой неоднородностью регионального развития возникает проблема расслоения населения по благосостоянию, которая, на взгляд авторов, является одной из самых острых проблем социально-экономического развития страны. По данным статистических органов, в Монголии 27,4% (почти одна треть населения) находятся за чертой бедности. Уровень бедности наиболее высок в сельской местности, в отдаленных районах.
Политика в направлении выравнивания экономики регионов, их социально-экономического развития является одной из задач государственного регулирования и обозначена в Стратегии развития Монголии до 2020 года (Указ Великого государственного хурала от 24 июня 2001 г. «Концепция регионального развития Монголии»). Ставится задача повышения благосостояния населения через развитие и использование потенциала каждого региона. Анализ показывает, что для развития регионов прежде всего нужно развивать транспортную инфраструктуру.
С целью увеличения уровня занятости в Монголии действуют социальные программы: «Монголия с хозяином», «Программа поддержки трудоспособности для граждан старше 40 лет и выше», «Программа поддержки граждан, занятых частным бизнесом и формирования кооперативов», «Программа по организации занятости скотоводов», «Программа поддержки работодателей», «Программа поддержки людей с ограниченными возможностями», «Программа по подготовке к труду» [6].
Все программы направлены на поддержку развития предпринимательства и самозанятости, но, считаем, недостаточно внимания уделяется вопросам повышения образованности населения.
Повышение образованности общества. Эмпирические исследовательские работы Р.Дж. Барро посвящены прямой связи уровня образования и экономического роста и служат научно-теоретическим обоснованием моделей человеческого капитала.
На современном этапе тенденция развития мировой экономики определяется переходом стран к постиндустральной стадии, где преобладает способ производства и передачи знаний, и, несомненно, сфере образования передается огромное значение. Образование является одним из приоритетных направлений внутренней политики социально-экономического развития Монголии, и уровень образования связан с показателями экономического развития и с благосостоянием населения.
За рассматриваемый период количество образовательных учреждений увеличилось в три раза (рис. 2). Численность учащихся увеличилась в 40 раз. В 2017-2018 гг. на начало учебного года численность учащихся достигла 1 млн. чел. и по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 27,9 тыс. учащихся. Темпы роста составили 2,8 %. В 1416 детских садах воспитываются 256,7 тыс. детей. По сравнению с предыдущим годом количество детских садов увеличилось на 62, темпы роста составили 4,6%. В средних 798 школах обучаются 572,8 тыс. учащихся. По сравнению с предыдущим годом количество средних школ увеличилось на 20, темпы роста составили 2,6%, численность учащихся увеличилась на 20,8 тыс., темпы роста составили 3,8% (рис. 3).
Сегодня в Монголии основная масса расходов на образование осуществляется из средств государственного бюджета. Поэтому увеличение финасирования образовательных учреждений, которое должно оказать непосредственное, положительное влияние на развитие самой системы образования, решается на государственном уровне. К сожалению, расходы на образование в целях повышения условий и качества образования, выделяемые из средств государственного бюджета, в последнее время снижаются (рис. 4).
1222
1940 1950 1960 1970 1980 16990 1995 2000 2005 2010 2015 2016 2017
Рисунок 2 - Образовательные учреждения Монголии*
* Ежегодный сборник Национального статистического комитета Монголии. Социально-экономическое положение Монголии. www.1212.mn
965,8
992,6 1020'5
516,3 458,4 455,6
276,1
131
73,8 25,8 73,8
1940 1950 1960 1970 1980 1990 1995 2000 2005 2010 2015 2016 2017
Рисунок 3 - Численность учащихся в учебных заведениях Монголии*
* Ежегодный сборник Национального статистического комитета Монголии. Социально-экономическое положение Монголии. www.1212.mn
Расходы сферы образования до 1990 г. занимали 25% государственного бюджета, 64% ВВП страны. Но с переходом на рыночную экономику состояние образовательной сферы ухудшилось. На 2016 г. расходы на образование составляют 12,8%, а затраты на одного обучающегося составляют 396,8 тыс. тугриков. Как видно, за расматриваемые периоды расходы на образование в госбюджете страны снижены на 2,8%. Однако темпы экономического роста в значительной мере должны опреляться темпами и масштабами развития приоритетных направлений науки и техники или уровнем подготовки квалифицированных специалистов, т.е. развитой системой образования. Финансирование в образование не только оказывает влияние на развитие творческих способностей, но и
воздействует на воспроизводство интеллектуального потенциала страны в целом. А темпы экономического роста в Монголии соответствуют увеличению финансирования расходов на образования из средств госбюджета.
18,5
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Рисунок 4 - Государственные расходы на образование в Монголии (%)*
* Ежегодный сборник Национального статистического комитета Монголии. Социально-экономическое положение Монголии. www.1212.mn
Мировая практика показывает, что эффективным средством защиты от бедности является образование. Образование является мощным социальным лифтом и инструментом перемешивания общества. Кроме того, это обеспечение экономики более грамотными специалистами, это также поиск и отбор наиболее талантливых детей, которые потом смогут развивать экономику страны. Реализация программ, направленных на повышение образованности общества, позволит усилить эффективность перечисленных программ, уже реализуемых государством.
С увеличением темпов экономического роста возрастает потребность в высококвалифицированных специалистах, способных разрабатывать и внедрять новые методы и технологии. Таким образом, развитая система образования, которая приводит к увеличению численности высококвалифицированных специалистов, должна способствовать экономическому росту страны.
Формирование новых институциональных условий экономического роста Монголии, направленных на повышение благосостояния жизнедеятельности каждого человека, и должно стать реальным конечным результатом социально-экономического развития Монголии, т.е. улучшением и увеличением таких взаимосвязанных понятий, как жизнедеятельность, качество жизни, уровень жизни, стоимость жизни, стандарт жизни, образ жизни, стиль жизни, уклад жизни, условия жизни, продолжительность жизни.
Библиография
1. Сухарев О.С. Институциональная теория экономического роста: основные императивы // Журнал экономической теории. - 2015. - № 3. - С. 186-202.
2. Даваасурэн А. Пространственная организация экономики Монголии: теория и практика: дис. ... д-ра экон. наук. - Улан-Удэ, 2014. - С. 132-144.
3. Очбадрах Н., Очиржав О. Анализ социально-экономического развития аймаков Монголии // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1, ч. 1. - URL: http://www.science-educa-tion.ru/ru/article/view?id= 17474
4. Санжина О.П., Дугер Гантуя. Сравнительный анализ уровня жизни населения Монголии в региональном аспекте // Экономический вестник Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления. - 2016. - № 2. - С. 6-15.
5. Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория: учебник / под общ. ред. А.А. Аузана. - М.: ИНФРА-М, 2006. - С. 38.
6. Ежегодный сборник Национального статистического комитета Монголии. Социально-экономическое положение Монголии. www.1212.mn
7. Статистические материалы Всемирного банка: TrendEconomy http://data.trendeconomy.ru-/indicators/Death_Rate/MongoHa
Bibliography
1. Sukharev O.S. Institutional theory of economic growth: basic imperatives // Journal of Economic Theory. - 2015. - N 3. - P. 186-202.
2. Davaasuren A. The spatial organization of the economy of Mongolia: Theory and Practice: Theses. Dr. of Economics. - Ulan-Ude, 2014. - P. 132-144.
3. Ochbadrakh N., Ochirdzhav O. Analysis of the socio-economic development of the aimags of Mongolia // Modern problems of science and education. - 2015. - N 1, p. 1/ - URL: http://www.science-educa-tion.ru/ru/article/view?id=17474
4. Sanzhina O.P., Duger Gantuya. Comparative analysis of the living standards of Mongolia in regional perspective // Economic Bulletin of East Siberia State University of Technology and Management. - 2016. -N 2. - P. 6-15.
5. The annual of the National Statistical Committee of Mongolia. Socio-economic situation of Mongolia. www.1212.mn
6. Statistical materials of the World Bank. TrendEconomy http://data.trendeconomy.ru/indica-tors/Death_Rate/Mongolia