М.Л. ТЕОДОРОВИЧ
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПРЕОДОЛЕНИЯ БЕДНОСТИ: КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА
Ключевые слова: концепция социального проекта, бедность, семья, система образования, средства массовой информации.
Исследована проблема формирования концепции социального проекта, направленного на преодоление бедности. Автор описывает полный цикл его разработки, уделяя особое внимание этапам реализации. В качестве основных институтов, с которыми необходимо осуществление взаимодействия государственных структур для решения проблем бедности в стране, рассматриваются: семья; система образования и средства массовой информации. Разработанная авторская модель была апробирована в Нижегородской области и заслужила высокую оценку как руководителей органов власти региона, так и экспертного сообщества.
M.L. TEODOROVICH
INSTITUTIONAL MODEL OF POVERTY REDUCTION: CONCEPT OF SOCIAL PROJECT
Key words: concept of social project, poverty, family, education system, mass media.
The article is dedicated to the creation of the concept of the social project for poverty reduction. The author describes the full cycle of the social project for poverty reduction giving special attention to the stages of realization. The family, the education system and the mass media are considered as the main social institutions which governments must cooperate with, for reducing the poverty in a country. The created model was approved in the Nizegorodskay region and has obtained the recognition of regional government and international experts.
Актуальность решения вопроса снижения и преодоления бедности в России сегодня не нуждается в системе развернутой аргументации и доказательства. Основной фокус общественных дискуссий и академических исследований смещается с описания проблемы, что такое бедность, в сторону решения вопроса, какие качественно новые стратегии должны быть использованы для ее преодоления.
Помимо традиционного программно-целевого метода социальные службы всё активнее используют в своей деятельности проектный подход, значимость которого состоит, прежде всего, в возможности получить качественно новые результаты в относительно сжатые сроки.
Социальное проектирование является одним из наиболее эффективных механизмов реализации государственной стратегии борьбы с бедностью. Внедрение стратегий сокращения и преодоления бедности в обществе в практику работы служб социальной защиты населения предполагает создание благоприятного общественного мнения и условий для проявления инновационной активности всех участников процесса, участвующих в реализации социальной политики.
Подобные результаты могут быть достигнуты в рамках разработанной автором концепции социального проекта «Институциональная модель преодоления бедности». Подобное название обусловлено необходимостью обращения государства (на основе прямого диалога) к представителям основных социальных институтов (институтов социализации), которые участвуют в трансляции норм, ценностей, образцов поведения, как продуктивных, так и непродуктивных, обеспечивающих воспроизводство и консервацию бедности, поддержание крайних форм социально-экономической зависимости. Таковыми в первую очередь являются: семья; школа (система образования); средства массовой информации (СМИ).
Миссия проекта: отвечает целям стратегического подхода к преодолению бедности.
Цель проекта: выявление, активизация и развитие, формирование институциональных механизмов борьбы с бедностью на уровне региона (Нижегородская область).
Принципы реализации проекта: ориентация на семью как базовый социальный институт, целостность, системность (комплексность), адресность, перевод взаимодействия с клиентами на договорную основу и подписание контрактов, социальное партнёрство.
Теоретическая база проекта: институциональная модель преодоления бедности базируется на структурно-системном и субъектно-поведенческом подходах (рисунок).
Задачи проекта:
1. Развитие прямого диалога между государственными социальными службами и представителями основных социальных институтов (семья, образование и СМИ) для совместной работы над решением проблемы бедности.
2. Активизация региональных органов власти к разработке и внедрению механизмов, формирующих структурные (системные) условия для реализации институциональной модели борьбы с бедностью.
3. Активизация потенциала семьи, системы школьного образования и СМИ для сотрудничества с государством в целях реализации институциональной модели борьбы с бедностью.
4. Разработка и апробация комплекса индивидуальных диагностических методик, позволяющих фиксировать социальное самочувствие граждан и семей, по шкале «экстремальная - относительная бедность»; по критериям экс-клюзии, депривации, уязвимости.
5. Проведение партисипаторных исследований с участием всех заинтересованных сторон (представителей научного сообщества, государственных служб, целевых социальных институтов).
6. Определение комплекса адресных социальных услуг (на основе изучения потребностей и запросов домохозяйств, ресурсной обеспеченности государственных социальных служб), необходимых для поддержки и сопровождения семей, участвующих в реализации проекта.
7. Определение «зон ответственности» (характера участия и конкретных действий) государственных социальных служб, представителей целевых социальных институтов в совместной работе по достижению базовой цели проекта.
8. Разработка критериев и оценка эффективности реализации социального проекта «Институциональная модель преодоления бедности».
Сроки реализации: проект предполагает среднесрочный период реализации.
Предполагаемые участники проекта:
- Департамент социальной защиты, труда и занятости населения области региона, внедряющего данный проект.
- Департамент образования области.
- Региональные/городские СМИ.
- учебно-исследовательские центры, расположенные на территории региона.
Социальный проект «Институциональная модель преодоления бедности» включает три основных раздела: исследовательский, практический и оценочный.
Этапы реализации проекта:
1. Создание рабочей (инициативной) группы.
Рабочая группа предполагает участие представителей департаментов социальной защиты и образования области; научного сообщества. Деятельность рабочей группы предполагает достижение договорённостей о сотруд-
ничестве; анализ ресурсной базы проекта; разработку программы исследовательской части проекта и разработку критериев эффективности.
Структурно-системны й уровень
Цель: исследование, понимание и преодоление бедности как явления в рамках культуры (изменение хабитуализированных социальных практик бедности).
Бедность как объективная реальность: конструкт национального сознания, образец поведения и социокультурная норма; бедность как габитус; бедность как дефицит социального капитала.
Механизмы:
Законотворчество.
Реформирование, проектирование, внедрение инновационных социальных практик (программы и проекты).
Формирование альтернативной социальной среды, стратегических социальных сетей.
Заключение индивидуальных социальных контрактов.
Адресная социальная поддержка.
Организация партиси паторных исследований.
н
н
ГОСУДАРСТВО
(конструирование и стратегическое решение проблемы бедности)
ШКОЛА
(образование и воспитание)
СОЦИАЛЬНЫЕ
СЛУЖБЫ
(помощь и поддержка)
СМИ
(конструирование и освещение проблемы)
И
Субъектноповеденческий уровень
Цель: исследование, понимание и преодоление бедности как явления в рамках субкультуры.
Бедность как субъективная реальность: социокультурная идентич-
ность, стандарт ролевого исполнения.
Бедность как комплекс «жертвы».
Установки и состояния социально-экономической зависимости (Е.С. Балабанова).
Заниженный уровень притязаний и ориентация на выживание в условиях экономической депривации (О. Льюис).
Механизмы:
Исследование субъективных и объективных оснований бедности как проблемы.
Осознание и понимание бедности как целостного явления.
Целерациональное действие - конструирование и реализация успешных индивидуальных социальных практик.________
Теоретическая схема институциональная модель преодоления бедности
Исследовательская часть.
2. Разработка комплекса индивидуальных диагностических методик.
Комплекс диагностических методик направлен на выявление на базе социальных служб тех семей, которые составят целевые группы проекта. Группы должны быть выделены с точки зрения различных подходов к определению бедности.
3. Определение состава целевых аудиторий.
На данном этапе рабочая группа составляет списки семей, средних общеобразовательных школ города и региональных/городских СМИ, которые будут принимать участие в проведении партисипаторных исследований и реализации практической части проекта.
4. Первичное закрепления взаимодействия между участниками проекта на договорной основе.
Данный этап предполагает ознакомление представителей целевых аудиторий с миссией, задачами, содержанием проекта «Институциональная модель преодоления бедности», проведение презентаций; разъяснение ролей и функций участников в достижении ключевой цели, развитие мотивации; выработку правил и норм совместной работы над реализацией проекта; определение механизмов поощрения; заключение соглашения между всеми заинтересованными сторонами.
5. Партисипаторные исследования с участием всех сторон.
Субъектно-поведенческий подход предполагает обязательное участие
целевых аудиторий - семьи, представителей системы образования и СМИ в конструировании проблемы бедности и достижении согласия с представителями органов власти в её понимании. Партисипаторные исследования в рамках проекта должны быть ориентированы на решение следующих задач:
- конструирование содержания бедности как социальной проблемы, с учётом её субъективных и объективных характеристик;
- изучение, осознание и систематизацию институциональных (структурно-системных и субъектно-поведенческих) механизмов, способствующих воспроизводству и консервации бедности;
- изучение, осознание и систематизацию институциональных (структурно-системных и субъектно-поведенческих) механизмов, препятствующих воспроизводству бедности.
Партисипаторные исследования с участием представителей государственных служб, научного сообщества и основных целевых аудиторий позволят преодолеть традиционный разрыв между органами власти и гражданами, поскольку начало реализации проекта предполагает достижение согласия и подтверждение заинтересованности и готовности к совместной работе.
Организация многостороннего взаимодействия способствует снижению рисков, которые охарактеризовали М. Спектор и Дж. Китсьюз в рамках модели, описывающей стадии конструирования социальной проблемы [1]. После первой и второй стадий, в рамках которых инициативная группа определяет некие сложившиеся условия как неудовлетворительные, нежелательные и выдвигает соответствующие требования, а официальная организация или институт признаёт легитимность данной группы и высказывает намерение действовать, возникает опасность бюрократизации. Результатом подобной ситуации становится отказ «конструкторов проблемы» от взаимодействия с официальными структурами и формирование (поиск) альтернативных институтов (четвёртый этап).
Структура проекта отвечает пяти ключевым этапам конструирования социальной проблемы, согласно модели Г. Блумера. Деятельность рабочей группы соответствует стадии «возникновения» проблемы, согласие представителей органов власти принять участие в реализации проекта означает её легитимацию. Дальнейшие усилия участников проекта адекватны стадиям мобилизации действий; формирования официального плана работы и трансформации официального плана в ходе его эмпирического осуществления [3].
6. Презентация результатов партисипаторных исследований и подтверждение готовности участников к реализации практической части проекта.
Данный этап ориентирован, главным образом, на представителей целевых аудиторий проекта, в первую очередь те семьи, которые принимали участие в партисипаторных исследованиях. Экспертам необходимо убедиться, что «носители проблемы» заинтересованы в продолжении работы, ощущают себя равноправными партнёрами и готовы к действиям по улучшению своей жизненной ситуации на основе той информации, которая была получена и проанализирована ими в рамках совместных исследований.
7. Разработка официальной программы действий по проекту.
Партисипаторные исследования должны стать основой для формирования официального плана работы над проблемой. Программа действий, которая может быть разработана также с участием или с учётом пожеланий всех заинтересованных сторон, включает характеристику мероприятий как на макро-, так и на микро-социальном уровнях. Разработка программы действий подразумевает определение обязательств сторон, разделение (кодифицирование) ответственности.
В процессе работы над программой действий формируется и система оценки её эффективности. Новизна модели заключается в ориентации не на единицы «входа», а на те результаты, которые должны быть получены «на выходе». При этом целью работы является получение наилучшего результата при минимальных затратах.
Особую важность для реализации проекта представляют характеристики предполагаемых обязательств партнёров - участников проекта «Институциональная модель преодоления бедности», как его целевых аудиторий, так и представителей государственных социальных служб. Конкретные шаги для достижения ключевой цели проекта определяются с учётом специфики жизненных ситуаций домохозяйств, ресурсной базы проекта и т.д. Схема деятельности соответствует тем представлениям об институциональных механизмах воспроизводства и преодоления бедности (на субъектно-поведенческом и системно-структурном уровнях), которые были сформированы и систематизированы по итогам партисипаторных исследований.
Цель официальной программы действий, исходя из этого, состоит в активизации и формировании «позитивных» институциональных механизмов, и «подавлении» тех, которые рассматриваются как «негативные». К «негативным», в частности, следует отнести те составляющие, которые образуют «зависимые» жизненные стратегии [1].
Предполагаемые обязательства участников проекта
1. Семьи с детьми.
Семьи с детьми являются ключевой целевой аудиторией проекта «Институциональная модель преодоления бедности». С одной стороны, именно они образуют самую массовую группу бедных в РФ, а с другой стороны, представляют группу риска с точки зрения воспроизводства бедности, перехода к крайней бедности и эксклюзии. Поэтому на этапе определения состава участников проекта важно обратить особое внимание на неполные и многодетные семьи, для которых характерна длительная, глубокая, крайняя бедность. Отдельной целевой аудиторией могут стать относительно бедные семьи, более активная жизненная позиция которых может стать стимулом к действию для других участников проекта. Проблема женской бедности и социально-экономической зависимости женщин также является центральной для инициаторов проекта.
Одна из основополагающих идей проекта в отношении семей с детьми заключается в формировании альтернативной для них социокультурной среды, «преодолении обыденности» за счёт участия в событии, объединяющем во многом разных людей. Партисипаторные исследования предполагают совместный анализ конкретных жизненных ситуаций, оценку потребностей, запросов, ресурсности семьи для выявления тех факторов, которые способствуют или могут способствовать выходу из состояния бедности. Это предполагает поиск ответов на ряд вопросов, в том числе: что значит быть бедным? Что помогает быть бедным? Что мешает не быть бедным?
В отношении семьи исследовательская часть проекта направлена на осознание и понимание участниками внешних и внутренних условий, формирующих бедность как явление, поскольку, на наш взгляд, именно подобная
интеллектуальная деятельность создаст условия для реализации более успешных жизненных стратегий. Этап разработки официальной программы действий реализуется с учётом итогов первой части проекта.
Для каждой семьи, принимающей участие в социальном проекте, может быть сформирован индивидуальный план работы, который включает в себя характеристику действий, предполагаемых к выполнению. Акцент, в соответствии с результатами исследований, должен быть сделан на активизации и апробации тех механизмов, которые способствуют преодолению бедности.
Кроме индивидуальных планов работы этап разработки официальной программы действий включает также формирование совместного плана работы. Он предполагает привлечение всех семей-участниц проекта к реализации его практической части. Помимо индивидуальных действий практическая часть предполагает проведение семинаров, конференций, выступлений, дискуссий, встреч, презентаций проекта в СМИ, мастер-классов, социально-психологических тренингов и марафонов, индивидуальных и групповых консультаций, ярмарок вакансий, «дней карьеры» и т.д. Это способствует, во-первых, поддержанию той особой атмосферы проекта, которая складывается в результате совместной поисковой, исследовательской работы, а во-вторых, служит решению такой задачи, как помощь участникам в формировании успешных жизненных стратегий. Если первым шагом на пути к достижению подобной цели является осознание тех способов мышления и поведения, которые препятствуют и способствуют преодолению бедности, то следующий этап - приобретение, апробация необходимых для решения проблемы умений и навыков.
В данном случае теоретической базой проекта выступают различные психологические и социально-психологические концепции, в первую очередь представление о целостности человеческой личности, согласно которому основой для совершенствования поведенческого репертуара всегда служит коррекция когнитивных установок и изменение отношения к себе и окружающим (эмоциональная сфера). Поэтому практический этап реализации проекта должен носить комплексный характер и ориентироваться сразу на несколько уровней: внутри-личностный и межличностный; микросоциальный и макросоциальный. Такая цель, как помощь в формировании успешных жизненных стратегий, может быть достигнута с помощью ряда терапевтических и консультативных методов индивидуальной и групповой работы. Среди них можно выделить следующие [6, 7]:
Поведенческая терапия
Цель поведенческой терапии состоит в том, чтобы помочь клиентам в отказе от неадаптивных форм поведения, обучить их новым навыкам и сформировать более эффективные поведенческие паттерны. При этом глобальные и широкие цели разбиваются на ряд более мелких и конкретных. Терапевт функционирует как эксперт в области модификации поведения, он может быть директивным и часто выступает в роли тренера. Базовые техники основаны на принципах научения и бихевиоральных принципах, они включают различные виды коммуникативных тренингов, программы обучения навыкам социального функционирования, методики ролевого проигрывания жизненных ситуаций (ключевые компоненты - моделирование, инструктаж и подкрепление). От членов группы ожидают активности, применения того, чему их обучают, в повседневных ситуациях.
Когнитивная терапия (группы рационально-эмоциональной поведенческой терапии А. Эллиса)
Цель РЭПТ - помощь клиентам в отказе от иррациональных и пораженческих взглядов на свою жизнь; замена их рациональными и толерантными. Основная техника - активное обучение, в процессе которого терапевт помогает членам группы увидеть, как можно противостоять алогичным формам мышления. Он структурирует групповой процесс таким образом, чтобы члены
группы столкнулись с необходимостью самоконфронтации и конструктивных изменений. Члены группы несут ответственность за критическое отношение к непродуктивным способам мышления как у себя, так и у других членов группы. Применяется широкий спектр поведенческих техник, таких как ролевая игра, исследование поведения, домашняя работа и тренинг уверенности в себе.
Проблемно-ориентированная терапия
В центре внимания терапевта находится жизненная проблема клиента. Теоретической основой данного метода являются гуманистическая и бихевио-ральная психология, поэтому базовыми принципами проблемно-ориентированной терапии служат опора только на позитивное в жизни клиента, развитие его ресурсного потенциала. Цель метода состоит в оказании поддержки в решении проблемы с помощью анализа ситуации и формирования плана действий. В задачи терапии входит развитие недостающих навыков (преодоление жизненных трудностей, умение противостоять стрессу и лишениям, организации собственного времени и т.д.); повышение коммуникативной компетентности; развитие стремления к максимальной независимости. В ходе процесса используется ряд терапевтических методик, в частности, клиенту предлагают найти новое, позитивное название для проблемы, перейти от конфронтации с ней к её диалектическому принятию; его внимание переключают с негативных проявлений проблемы на её значение для личностного роста.
В рамках практического этапа внимание акцентируется на взаимодействии между людьми, которые имеют различный жизненный опыт и представляют различные социальные группы. В определённой степени это позволит сформировать основу для «подключения» представителей целевых аудиторий проекта к стратегическим социальным сетям. Могут быть созданы условия для неформального общения, поскольку в процессе неформального диалога участники имеют возможность более подробно обсудить и проанализировать полученную информацию, обменяться мнениями, завязать более длительные взаимовыгодные контакты.
2. Школа
В проекте предполагается участие одной или нескольких городских общеобразовательных средних школ (лицеев, гимназий). Обязательным в данном случае является наличие оптимальных условий для продолжительной работы с детьми из семей, составляющих целевые группы проекта. К таковым условиям следует отнести, во-первых, согласие и готовность школьного руководства и педагогического состава к участию в разработке и дальнейшей реализации программы по формированию образовательной среды, ориентированной на развитие установок и образцов поведения, препятствующих воспроизводству бедности и зависимости. Во-вторых, учреждение должно обладать достаточной материальной и ресурсной базой (современный дизайн аудиторий, наличие оборудования, например, мультимедийных проекторов для проведения занятий и презентаций, компьютерные классы с доступом в Интернет и т.д.). Даже на визуальном уровне те условия, в которых будет проходить реализация данной части проекта, должны стать стимулом для развития у подростков жизненной, социальной активности и уверенности в себе. Статус участника проекта обязательно «подтверждается» различными представительскими подарками (бейджи, блокноты, майки, бейсболки и т.д.), что также может стать стимулом для ребят, участвующих в проекте, основой для повышения самооценки.
Основными задачами программы по формированию прогрессивной образовательной среды являются просвещение (информирование); обучение и социально-психологическая работа с детьми и подростками из малообеспеченных семей. Просветительская часть включает проведение занятий, темы которых
могут быть разработаны педагогами, а также другими участниками проекта в рамках партисипаторных исследований. В рамках занятий ученикам предлагается совместно с учителями, в режиме дискуссии найти ответы на ряд вопросов. «Что такое бедность?». «Что такое жизненный успех?». «Что помогает противостоять бедности?» и т.п. Возможно проведение телеконференций и Интернет-конференций на аналогичные темы со сверстниками из других городов России и зарубежных стран. Овладение навыками работы на компьютере и Всемирной сети создаст основу для установления разнообразных контактов в виртуальной среде. Индивидуальная работа заключается в выполнении творческих домашних заданий, которые могут быть разнообразными по своему характеру (написание небольших сочинений, рассказов, работа над упражнениями и т.д.). Содержание просветительской части во многом аналогично задачам партисипаторных исследований у взрослых и также направлено на формирование у детей и подростков сознательных установок, препятствующих воспроизводству бедности. Наибольший эффект может быть получен в том случае, если в своей семье дети и взрослые смогут обмениваться мнениями и впечатлениями о ходе проекта, вести семейный дневник, в котором будут отражены точки зрения и оценки участников. Важным разделом программы может стать посещение ребятами образовательных, научных, культурных центров, государственных и частных компаний в целях встречи с людьми, успешно реализующими свой потенциал в жизни и карьере, специалистами и руководителями, представляющими различные сферы деятельности. Очевидно, что подобные встречи, презентации, мастер-классы сыграют свою роль в развитии кругозора, формировании определённой системы ценностей, выборе жизненной позиции.
Обучение и социально-психологическую работу целесообразно выстраивать с учётом специфики жизненной ситуации и личностных особенностей каждого ребёнка, а также с использованием подходов и методов практической психологии. В работе с детьми принцип адресности также должен являться одним из основополагающих, поскольку проект в данном случае может дать детям то, что не всегда предлагает массовая школа - индивидуальный подход. Социально-психологическая часть программы по формированию прогрессивной образовательной среды предполагает проведение психодиагностики личностных (познавательных, эмоционально-волевых, мотивационных и характерологических) особенностей детей и подростков. Следующим этапом может стать помощь в профориентации, что особенно актуально для учащихся старших классов и их родителей. [5] Знание собственных профессиональных склонностей и способностей, умение планировать профессиональную карьеру, владение навыками поиска работы и знакомство с основами законодательства в сфере образования, труда и занятости также помогут детям и подросткам в формировании успешных жизненных стратегий. Диагностическая работа завершается выработкой психологами и педагогами рекомендаций для родителей по дальнейшему развитию способностей и наклонностей детей, работе над проблемами, вызванными сложным подростковым возрастом, трудной жизненной ситуацией семьи.
Этап обучения навыкам и успешным стратегиям поведения предполагает совместную работу ребят с педагогами и психологами по программам социально-психологических тренингов. Современная практическая психология предлагает широкий спектр подобных программ, разработанных специально для подросткового возраста. Предлагаются следующие темы: «Мотивационный тренинг», «Тренинг развития жизненных целей», «Я - подросток. Я среди других людей», «Тренинг предупреждения вредных привычек у детей» и др. В рамках проекта «Институциональная модель преодоления бедности» может быть использован тренинг «Активизация внутренних ресурсов подростка» [4]. Базовой целью тренинговой программы является создание условий, в которых подрос-
ток будет заинтересован во всех позитивных изменениях в себе и своей жизни. Структура тренинга определяется тремя циклами занятий, в задачи первого входит изучение и раскрытие подростками своих внутренних ресурсов, осознание самого себя, других людей и окружающей действительности. В ходе работы используются игровые методы, проективные методики рисуночного и вербального типов, арттерапевтические технологии. Второй цикл решает задачи тренировки мыслительных и речемыслительных действий в целях рефлексии собственных действий и поступков. В рамках данного этапа подростки просматривают художественные фильмы, выполняют задания, упражнения, отвечают на проблемные вопросы, обсуждают предложенные темы. Третий цикл посвящён изучению языка зрительно-образного мышления (языку рисунка), основной акцент сделан на развитие взаимосвязи двух режимов мышления - вербального и невербального. Для этого применяются техники «спонтанного», быстрого и медленного рисования, визирования, поиска ошибок восприятия и т.д. [4].
3. Средства массовой информации.
Предполагаемые обязательства региональных СМИ, участвующих в проекте, связаны с теми задачами, которые они выполняют в процессе конструирования бедности как актуальной социальной проблемы. На СМИ, прежде всего, возлагается ответственность за освещение всех мероприятий, реализуемых по проекту «Институциональная модель преодоления бедности». Кроме того, совместно с представителями государственных служб и участниками партиси-паторных исследований представители прессы и телевидения разрабатывают стратегию отражения в СМИ проблемы бедности, в целях формирования общественного мнения, преодоления стереотипов, поддерживающих её воспроизводство. Для этого могут быть использованы различные тактические приёмы, которые в своей работе «Размышления о социальных проблемах: введение в конструкционистскую парадигму» охарактеризовал Д.Р. Лазик [8]. Это, в частности, конструирование отличного в рамках знакомого. Цель подобного приёма состоит в том, чтобы представить массовой аудитории новый взгляд на проблему, может быть, в чём-то провокационный, противоречащий таким традиционным установкам, которые консервируют деструктивные явления.
Например, в данном случае категорию бедности можно связать с феноменом социально-экономической зависимости, представив точку зрения на языке, понятном массовой аудитории. Эта тема может стать дискуссионной в рамках партисипаторных исследований, поскольку в отечественной традиции состояние бедности связывается преимущественно с влиянием обстоятельств, а сами бедные выступают скорее в роли жертв.
В зарубежной, и в последние годы в отечественной социологии тема социально-экономической зависимости разрабатывается достаточно активно, но результаты подобных академических исследований очень редко предлагаются для размышления массовой аудитории. В СМИ нужны критические дискуссии, ориентированные на определённые социальные группы и формирующие общественное мнение, дискуссии, связанные с различными аспектами бедности как социокультурного явления и социальной проблемы.
Конструирование индивидуальных причин и персонализация проблемы -ещё один тактический приём, широко используемый масс-медиа. В последнее время внимание российских СМИ акцентировано на проблеме алкогольной зависимости, телевизионные передачи посвящены историям личного характера, рассказам о жизни знаменитостей и простых людей, страдающих заболеванием. Аудитории и сегодня интересна тема личностного преодоления - зависимости, болезни, нищеты. В частности, тема бедности активно используется как иллюстрация в повествованиях о жизненном пути успешных и популярных людей. Так, например, практически все материалы о супермодели Наталье Водяновой содержат упоминания о её прошлой жизни «в бедном квартале Автоза-
вода» и чудесном превращении из Золушки (продавщицы на рынке) в принцессу. Рассказы о менее известных персоналиях могут быть также интересны в случае обращения к чувствам аудитории. Цель персонализации проблемы бедности должна отвечать содержанию проекта, служить осознанию тех механизмов, которые способствуют и препятствуют её воспроизводству.
Конструирование жертв, принадлежащих к среднему классу, в рамках представления проблемы в СМИ может стать одним из наиболее эффективных приёмов. Основной целевой аудиторией в данном случае выступают представители власти, государственных структур. Задача масс-медиа состоит при этом в конструировании проблемы относительной бедности и выдвижении таких утверждений-требований, которые призывают государство обратить внимание на более адаптированные по сравнению с традиционно бедными социальные группы, нуждающиеся не столько в материальной помощи, сколько в предоставлении консультативных услуг и доступе к инновационным механизмам поддержки. В материалах СМИ должна быть представлена точка зрения, согласно которой государственные программы, направленные на данные целевые аудитории, могут стать основой для укрепления российского среднего класса.
4. Государственные социальные службы.
Роль представителей государственных социальных служб как инициаторов реализации социального проекта «Институциональная модель преодоления бедности», определяется их статусом и задачами деятельности. Потенциальными участниками проекта являются представители региональной исполнительной власти различных уровней. Руководители и специалисты областных департаментов несут ответственность за организацию и проведение мероприятий, поиск и привлечение участников, ресурсное обеспечение. Представители областных департаментов осуществляют планирование и общий контроль работы по проекту, взаимодействуют со всеми заинтересованными организациями и лицами. Важной частью работы является подведение итогов, оценка промежуточных и окончательных результатов реализации проекта, а также выдвижение предложений и законодательных инициатив, в целях создания структурных условий, обеспечивающих преодоление бедности. В целом миссия представителей исполнительной власти состоит в активном содействии формированию и развитию институциональных механизмов борьбы с бедностью как на субъектно-поведенческом, так и на структурно-системном уровнях. Итогом всей деятельности может стать разработка аналогичной проекту целевой социальной программы, рассчитанной на продолжительный период времени.
Задачи представителей социальных служб на местах также определяются спецификой их деятельности. В качестве участников проекта могут выступить социальные учреждения различного профиля. Предполагаемые обязательства центров занятости населения заключаются в предоставлении услуг, связанных с поиском и выбором работы, профориентацией в рамках реализации индивидуальных мероприятий семьями с детьми, проведением ярмарок вакансий и дней карьеры. Центры предоставления мер социальной поддержки населению могут отвечать за определение размеров и выплату дифференцированного денежного пособия после заключения социального контракта с семьёй. Центры социальной и психологической помощи семье и детям участвуют в определении комплекса и предоставлении услуг конкретным семьям после оценки их потребностей и запросов. Важной частью их деятельности может стать совместная работа с представителями школы по реализации социально-психологической части проекта, ориентированной на проведение тренингов, диагностическую, консультационную и терапевтическую работу с подростками и взрослыми.
Учреждения социального обслуживания населения также несут ответственность за определение состава услуг, предоставляемых семьям по адресно-
му принципу, представители всех социальных учреждений выполняют необходимую часть работы при подготовке и проведении семинаров, конференций, выступлений, дискуссий, встреч, индивидуальных и групповых консультаций.
В целом цели и задачи проекта предполагают участие социальных служб в реализации мероприятий по двум основным направлениям, к которым следует отнести социальное обслуживание и социальную работу. Ключевым из них является последнее, так как социальная работа предполагает ориентацию инициаторов проекта не на ограниченный набор услуг, а на индивидуальные потребности семьи и формирование более разнообразного пакета услуг, включающего информирование, консультирование, работу по формированию мотивации и обеспечению внешних стимулов.
Реализация дальнейших мероприятий по проекту «Институциональная модель преодоления бедности» осуществляется в рамках следующих этапов:
1. Вторичное контрактирование взаимодействия с участниками (предваряет реализацию индивидуальных планов и общей программы работы).
2. Реализация основной части проекта.
3. Оценка результативности и эффективности проекта.
4. Совместное обсуждение итогов работы по проекту (участвуют все заинтересованные стороны).
5. Разработка целевой социальной программы «Институциональная модель преодоления бедности».
Социальный проект «Институциональная модель преодоления бедности» прошел апробацию в рамках реализации программы Партнерства Правительства Нижегородской области и Министерства международного развития Великобритании [9]. Достигнутые результаты получили высокую оценку как руководителей органов власти Нижегородской области, так и зарубежных специалистов.
Литература
1. Балабанова Е.С. Социально-экономическая зависимость: теория, история и современность / Е.С. Балабанова. Н. Новгород, 2004. С. 162-187.
2. Бендюков М.А. Ступени карьеры: азбука профориентации / М.А. Бендюков, И.Л. Соломин. СПб.: Речь, 2006. 240 с.
3. Блумер Г. Социальные проблемы как коллективное поведение / Г. Блумер // Контексты современности - II. Казань, 2001. С. 153-158.
4. Кунигель Т.В. Тренинг «Активизация внутренних ресурсов подростка» / Т.В. Кунигель. СПб.: Речь, 2006. 101 с.
5. Спектор М. Конструирование социальных проблем / М. Спектор, Дж. Китсьюз // Контексты современности - II. Казань, 2001. С. 163.
6. Старшенбаум Г.В. Психотерапия в группе / Г.В. Старшенбаум. М.: Изд-во ин-та психотерапии, 2005. С. 177-186.
7. Старшенбаум Г.В. Тренинг навыков практического психолога / Г.В. Старшенбаум. М.: Изд-во ин-та психотерапии, 2006. 416 с.
8. Loseke D.R. Thinking About Social Problems: An Introduction to Constructionist Perspectives / D.R. Loseke. N.Y., 1999. Р. 81-93. Цит. по: Ясавеев, И.Г. Конструирование социальных проблем средствами массовой коммуникации. Казань, 2004. С. 64-72.
9. http://www.government.nnov.ru/?id=18997&query_id=293320.
ТЕОДОРОВИЧ МИХАИЛ ЛЕОНИДОВИЧ родился в 1956 г. Окончил Горьковский политехнический институт, Волго-Вятскую академию государственной службы, курс «Управление финансами» в Университете Джорджа Мэйсона (Вашингтон, США). Кандидат технических наук, доцент. Область научных интересов - экономика и налоговая политика.