Научная статья на тему 'Институционализация профессиональной коллаборации педагогического сообщества'

Институционализация профессиональной коллаборации педагогического сообщества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
353
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛАБОРАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ / COLLABORATION IN EDUCATION / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ КОЛЛАБОРАЦИЯ / INSTITUTIONAL COLLABORATION / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ / PEDAGOGICAL UNIVERSITY / НАУЧНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / SCIENTIFIC INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матвиевская Елена Геннадиевна, Тавстуха Ольга Григорьевна

Обоснована актуальность организации профессиональных коллабораций в сфере образования как одного из способов взаимодействия педагогического сообщества. Охарактеризованы институционализация профессиональной коллаборации, ее среда и особенности в педагогическом вузе. Представлены примеры научной и профессиональной коллаборации в России и за рубежом, а также описан опыт коллаборативного взаимодействия в регионе. Предложен алгоритм коллаборативного процесса, на котором базируется профессиональная коллаборация педагогического сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институционализация профессиональной коллаборации педагогического сообщества»

DOI: 10.25586/RNU.HET.18.06.P.07 УДК 378

Е. Г. Матвиевская, О. Г. Тавстуха,

Оренбургский государственный педагогический университет

Институционализация профессиональной коллаборации педагогического сообщества

Активное внедрение инноваций в сферу высшего образования, оптимизация образовательной деятельности педагогических вузов расширяют возможности для профессионального развития педагогов на основе улучшения их взаимодействия в профессиональной области.

Экономическая логика развития образования в России заключается в объединении ресурсов образовательных организаций (знаний, продуктов, идей, технологий, кадров) с целью достижения новых, более качественных результатов. В связи с этим в образовательной практике происходит становление сетевого взаимодействия, социального партнерства и профессиональной коллаборации.

Идея перехода «от соперничества к сотрудничеству» возникла в ходе разработки концепции модернизации педагогического образования [5]. Так, С. Н. Рягин, анализируя проблемы высшего образования на современном этапе, указывает, что векторная модель модернизации педагогического образования разделена на три уровня: федеральный (законодательная база), региональный и муниципальный (стратегии развития и модели педагогического образования в регионах), институциональный (педагогический вуз) [6]. Наиболее значимым, на наш взгляд, выступает институциональный уровень, который связан с поиском новых форм педагогического партнерства и сетевого взаимодействия, организацией академической мобильности, включе-

© Матвиевская Е. Г., Тавстуха О. Г., 2018

Оренбургский государственный педагогический университет

нием педагогического сообщества в проблемы современной педагогической практики.

Раскрывая контексты изменений высшего образования в условиях модернизации, А. П. Тряпицына делает акцент на ключевых характеристиках современной модели профессиональной деятельности педагога: командный дух, сотрудничество, сочетание автономности и индивидуализма с коллективизмом и командной работой. В контексте развития педагогического образования она указывает на необходимость проектирования направляемых системных институциональных изменений по принципу «качество образования = качество жизни» [10]. Таким образом, в эпо-

ху глобализации («университеты для миллиардов»), непрерывности (значимость дополнительного образования), геймификации (игра как норма жизни) высшее образование стремится к укреплению связей и объединению имеющихся ресурсов вузов, создавая тем самым кластеры профессиональных сообществ, бизнеса и образовательных организаций. Роль исследовательских и предпринимательских вузов растет, что определяет необходимость создания мультикласте-ров между различными образовательными форматами, работодателями и сообществами.

Институционализация в образовании предопределяет социальный контекст и среду как средство об-

ЕЛЕНА

ГЕННАДИЕВНА

МАТВИЕВСКАЯ

доктор педагогических наук, доцент, проректор Оренбургского государственного педагогического университета. Сфера научных интересов: качество образования, мониторинг в высшем образовании, профессиональная подготовка специалистов. Автор 65 опубликованных научных работ

ОЛЬГА

ГРИГОРЬЕВНА

ТАВСТУХА

доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой дошкольного, коррекционного, дополнительного образования и проблем воспитания Оренбургского государственного педагогического университета. Сфера научных интересов: дополнительное образование детей и взрослых, дошкольное образование. Автор 89 опубликованных научных работ

Обоснована актуальность организации профессиональных коллабораций в сфере образования как одного из способов взаимодействия педагогического сообщества. Охарактеризованы институционализация профессиональной коллаборации, ее среда и особенности в педагогическом вузе. Представлены примеры научной и профессиональной коллаборации в России и за рубежом, а также описан опыт коллаборативного взаимодействия в регионе. Предложен алгоритм коллаборативного процесса, на котором базируется профессиональная коллаборация педагогического сообщества.

Ключевые слова: коллаборация в образовании, институциональная коллаборация, педагогический вуз, научное взаимодействие.

The article considers the relevance of organizing professional collaborations in the field of education as one of the ways of interaction between the pedagogical community. The institutionalization of the professional collaboration, its environment and features in the pedagogical university are revealed. There are interesting examples of scientific and professional collaboration in Russia and abroad, as well as the described experience of collaborative interaction in the region. Strategic strategy of the collaborative process, on which the professional collaboration of the pedagogical community is based.

Key words: collaboration in Education, Institutional Collaboration, pedagogical university, scientific interaction.

щения и обмена информацией. Методология институционализма, по мнению Е. С. Заир-Бек и А. Н. Ксено-фонтовой, обеспечивает стабильное развитие образовательной организации, создает возможность прогнозирования результатов ее деятельности посредством введения термина «устойчивость изменений» (фактор легитимизации миссии организации) [3]. Институциональные отношения обеспечивают построение сетей в организациях и за их пределами (формальные и неформальные сообщества), которые позволяют более успешно адаптироваться к изменениям внешней среды образовательной организации.

Такого рода институциональная мысль исследователей связана с появлением и широким распространением разнообразных организационных форм взаимодействия педагогического сообщества: кластеры, консорциумы, коллаборации. Эволюция организационных структур происходит в связи с обновлением задач, стоящих перед

современной системой образования, особенно высшего. Педагогические вузы утратили свою конкурентоспособность на рынке высшего образования, что обусловило изучение новых возможностей, раскрытие природы новых связей, способствующих укреплению преимуществ и сильных сторон образовательной организации.

На сегодняшний день в научной литературе сложилось определенное понимание коллаборации как категории, представляющей особую форму сотрудничества (С. Г. Яку-наева, Ю. Е. Кошурникова [11]), совместной работы (Е. А. Антипина [1]), сетевого взаимодействия (О. В. Иншаков [4], Н. В. Смородин-ская [8]), проектной деятельности (О. Г. Тихомирова [9]). В образовании специфика коллаборации изучена недостаточно, однако работы ряда авторов раскрывают сетевую коллаборацию в контексте решения задач институционального подхода.

Понятие «коллаборация» произошло от английского collaboration -сотрудничество. Поэтому боль-

шинство подходов к ее определению уточнены и дополнены с учетом данного происхождения: «кооперация в глобальной среде» (О. В. Иншаков [4]), «совместный труд для достижения единой цели» (Н. Ю. Самсонов [7]), «децентрализованная модель предпринимательства» (С. Г. Якунаева, Ю. Е. Кошурникова [11]), «создание совместных проектов в единстве целей» (О. Г. Тихомирова [9]), «сообщество, объединяющее результаты интеллектуального труда для создания продукта» (Н. В. Смородинская [8]). Таким образом, любая коллаборация предназначена для созидания чего-то нового с помощью межпредметных компетенций ее участников.

Коллаборация отличается от любых форм рыночных или иерархических отношений, так как предполагает взаимодействие «на равных» и по интересам. Объединение ресурсов участников приводит в данной форме в конечном итоге к определенному единому результату (продукту, знанию).

Производство «на равных» позволяет более мощно использовать навыки и интеллект участников, вырабатывать решения в нестандартных ситуациях, развивать мастерство и проявлять его. Так, профессиональная коллаборация наиболее распространена в научной сфере, например в России коллаборация Института ядерных исследований РАН «Байкал», а за рубежом международное сообщество физиков и инженеров «Calorimeter for the Linear Collider with Electrons», объединяющее 300 ученых из 17 стран.

Наиболее распространенным видом коллаборации, теоретически осмысленным и практически доказавшим свою эффективность как продуктивного сотрудничества, выступает научная коллаборация. Инфраструктура инновационного развития науки и образования, а вместе с тем и общества в целом, зависит от деятельности научного сообщества. Современная академическая среда объединяет ученых из разных го-

родов и стран в контексте общей области исследования, требующей решения научной задачи. Таким образом, научная коллаборация - это «укрупненный инфраструктурный элемент» [2] профессиональной академической системы, действующий в единстве научных взглядов ученых и институтов.

Примерами научных коллабо-раций выступают: Large Hadron Collider (Швейцария) - включает в себя более 100 стран, ученые которых опубликовали 328 научных статей и провели 20 конференций по результатам экспериментальной работы; Clinical Research Collaboration (Великобритания) -национальная коллаборация в сфере здравоохранения, осуществляющая клинические исследования. В России актуальность организации профессиональной коллабо-рации в образовании обусловлена низкой степенью согласованности в деятельности партнеров, связанной с институциональными и нормативно-правовыми особенностями. Потребность интеллектуальной интеграции вызвана дифференциацией научных задач (решение которых требуется в коллаборатив-ном взаимодействии) и выработкой моделей управления сетевым взаимодействием (внедрение кол-лаборативных форм сотрудничества педагогического сообщества).

Коллаборативные процессы всегда практико-ориентированы, поэтому они возникают исключительно в профессиональных сферах деятельности человека. Профессиональная коллаборация педагогического сообщества может быть представлена отдельными исследователями, научными коллективами, а также институтами (несколькими образовательными организациями любого типа). Сегодня эффективными следует считать профессиональные коллаборации в системе «наука - правительство - бизнес», так как именно в этих сферах формируются политические и социально-экономические факторы развития науки и общества.

Основу институциональной среды профессиональной коллаборации составляет нетворкинг как результат совместной деятельности участников. Нетворкинг объединяет в себе социальную и профессиональную деятельность, организуемую в сети и направленную на быстрый поиск эффективного решения сложной или нестандартной проблемы в определенной области. Концепция нетворкинга в образовании (Ъ. Biggiero, Р. Р. АщеИш) обусловливает развитие кейс-мышления и бизнес-эрудиции педагогического сообщества [12]. Педагогический нетворкинг проводится чаще всего в неформальных сообществах (социальные сети, семинары в онлайн-и офлайн-режимах, конференции и форумы) по обмену профессиональным опытом с коллегами. Результатом такого взаимодействия выступает получение полезного и проверенного практикой знания.

Педагогические вузы организуют нетворкинги во взаимодействии с другими образовательными организациями. Для этого проводятся научно-педагогические форумы, методические семинары в школах, конференции для студентов бакалавриата, магистрантов и аспирантов с участием ведущих ученых, практико-ориентированные веби-нары для педагогического сообщества, коучинг-сессии для менеджеров в образовании, а также массовые открытые онлайн-курсы. В 2017 году Оренбургский государственный педагогический университет орга-

низовал образовательный форум «Медийно-информационная грамотность современного педагога», объединивший педагогическое сообщество всех уровней образования (от дошкольного до университетского). Профессиональная коллаборация была проведена с целью объединения педагогического сообщества в процессе перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты, обсуждения и выпуска учебно-методических рекомендаций по формированию взаимопроникающих медиакомпетенций современного человека. Мероприятие объединило специалистов различных отраслей, имеющих научные представления о медиапортрете педагога, медиа-центрах и инфоуроках. На форуме были представлены ассоциация специалистов медиаобразования, независимые медиаэксперты союза издателей, независимая ассоциация исследователей масс-медиа, руководители профильных программ.

Кроме того, в сфере высшего образования распространена практика применения стратегий кол-лаборации как формы интеграции знаний через создание ситуаций естественного учения. Эффект совместности в данном случае реализуется за счет создания учебных ситуаций и интеграции знаний и компетенций. Взятое в целом, коллаборативное обучение является моделью динамического создания знания в ходе продвижения от скрытой до открытой формы (рис.).

Рис. Процесс коллаборации

Профессиональная коллаборация имеет тот же алгоритм, связанный с взаимодействием педагогического сообщества и переходом одной формы знания в другую в процессе творческой активности каждого участника. Целостный коллабора-тивный процесс состоит из перехо-

да скрытых знаний в скрытые (обмен опытом), из скрытых в явные (создание аналогий, гипотез, моделей), из явных в явные и, наконец, из явных в скрытые (усвоение).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что профессиональная коллаборация педагогического

сообщества представленная четким алгоритмом действий, призвана обеспечить стимулирование успехов участников, обучить необходимым компетенциям, включить в групповой процесс на основе эффективных взаимоотношений для достижения единой цели.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антипина Е.А. Региональная политика нового поколения: постановка задачи в сфере человеческого капитала // Человеческий капитал. 2014. № 4(64). С. 41-45.

2. Богатое В. В., Сыроежкина Д. С. Коллаборации научных организаций как элемент инфраструктуры науки // Наука. Инновации. Образование. 2016. № 4. С. 30-44.

3. Заир-Бек Е. С, Ксенофонтова А. Н. Методология институализма в исследованиях образования // Вестник ЧГАКИ. 2013. № 1 (33). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/metodologiya-institualizma-v-issledovaniyah-obrazovaniya

4. Иншаков О. В. Коллаборация как глобальная форма организации экономики знаний // Экономика региона. 2013. № 3(35). С. 38-44.

5. Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций: утверждена Правительством Российской Федерации 28 мая 2014 г. № 3241п-П8 // Проект модернизации педагогического образования: [сайт]. URL: http://педагогическоеобразование.рф'documents/show/48

6. Рягин С. Н. Модернизация педагогического образования в России: проблемный анализ практики первого года реализации // Управление образованием: теория и практика. 2015. № 2 (18). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modernizatsiya-pedagogicheskogo-obrazovaniya-v-rossii-problemnyy-analiz-praktiki-pervogo-goda-realizatsii

7. Самсонов Н.Ю. Коллаборация вузов и корпораций: что, кому, зачем? // ЭКО. 2013. № 10(472). С. 51-56.

8. Смородинская Н.В. Смена парадигмы мирового развития и становление сетевой экономики // Экономическая социология. 2012. Т. 13. № 4. С. 95-115.

9. Тихомирова О.Г. Корпоративная коллаборация и взаимодействие: решение проблемы самоорганизации социально-экономических систем // Фундаментальные исследования. 2014. № 9-5. С. 1082-1086.

10. Тряпицына А. П. Взаимообусловленность модернизации общего и педагогического образования // Педагогическая наука и современное образование: сб. ст. Всерос. науч.-практ. конф. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. С. 193-197.

11. Якунаева С.Г., Кошурникова Ю.Е. Доверие и клиентоориентированность как факторы успеха фирмы // Фундаментальные исследования. 2013. № 6-4. С. 971-975.

12. Biggiero L, Angelini P.P. Hunting scale-free properties in R&D collaboration networks: self-organization, power-law and policy issues in the european aerospace research area // Technological Forecasting and Social Change, 2015. Vol. 94. P. 2-143.

LITERATURA

1. Antipina E.A. Regional'naya politika novogo pokoleniya: postanovka zadachi v sfere chelovecheskogo kapitala // CHelovecheskij kapitaL. 2014. № 4(64). S. 41-45.

2. Bogatov V. V., Syroezhkina D.S. Kollaboracii nauchnyh organizacij kak ehlement infrastruktury nauki // Nauka. Innovacii. Obrazovanie. 2016. № 4. S. 30-44.

3. Zair-Bek E.S., Ksenofontova A. N. Metodologiya institualizma v issledovaniyah obrazovaniya // Vestnik CHGAKI. 2013. № 1 (33). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/metodologiya-institualizma-v-issledovaniyah-obrazovaniya

4. Inshakov 0. V. Kollaboraciya kak global'naya forma organizacii ehkonomiki znanij // EHkonomika regiona. 2013. № 3(35). S. 38-44.

5. Kompleksnaya programma povysheniya professional'nogo urovnya pedagogicheskih rabotnikov obshcheobrazovatel'nyh organizacij: utverzhdena Pravitel'stvom Rossijskoj Federacii 28 maya 2014 g. № 3241p-P8 // Proekt modernizacii pedagogicheskogo obrazovaniya: [sajt]. URL: http://pedagogicheskoeobrazovanie.rf'documents/show/48

6. Ryagin S.N. Modernizaciya pedagogicheskogo obrazovaniya v Rossii: problemnyj analiz praktiki pervogo goda realizacii // Upravlenie obrazovaniem: teoriya i praktika. 2015. № 2 (18). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modernizatsiya-pedagogicheskogo-obrazovaniya-v-rossii-problemnyy-analiz-praktiki-pervogo-goda-realizatsii

7. SamsonovN.Yu. Kollaboraciya vuzov i korporacij: chto, komu, zachem? // EHKO. 2013. № 10(472). S. 51-56.

8. Smorodinskaya N. V. Smena paradigmy mirovogo razvitiya i stanovlenie setevoj ehkonomiki // Ehkonomicheskaya sociologiya.

2012. T. 13. № 4. S. 95-115.

9. Tihomirova 0. G. Korporativnaya kollaboraciya i vzaimodejstvie: reshenie problemy samoorganizacii social'no-ehkonomicheskih sistem // Fundamental'nye issledovaniya. 2014. № 9-5. S. 1082-1086.

10. Tryapicyna A.P. Vzaimoobuslovlennost' modernizacii obshchego i pedagogicheskogo obrazovaniya // Pedagogicheskaya nauka i sovremennoe obrazovanie: sb. st. Vseros. nauch.-prakt. konf. SPb.: RGpU im. A. I. Gercena, 2014. S. 193-197.

11. Yakunaeva S. G., Koshurnikova Yu.E. Doverie i klientoorientirovannost' kak faktory uspekha firmy // Fundamental'nye issledovaniya.

2013. № 6-4. S. 971-975.

12. Biggiero L., Angelini P.P. Hunting scale-free properties in R&D collaboration networks: self-organization, power-law and policy issues in the european aerospace research area // Technological Forecasting and Social Change, 2015. Vol. 94. P. 2-143.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.