Научная статья на тему 'Трансформация образовательной среды для повышения эффективности обучения социальных партнёров'

Трансформация образовательной среды для повышения эффективности обучения социальных партнёров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПАРТНЁРОВ / КОЛЛАБОРАЦИЯ / ГЕЙМИФИКАЦИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / TRAINING OF SOCIAL PARTNERS / COLLABORATION / GAMIFICATION / SOCIAL LEARNING / BLENDED LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калинина Наталия Николаевна

Коллаборативное обучение социальных партнёров направлено на «выращивание» передовых практик в сфере повышения эффективности сотрудничества партнёров. Оно превращает локальные инициативы в проектную работу, масштабирует инновации. Трансформация образовательного процесса возможна через использование интерактивных форматов, смешанное обучение и актуализацию потенциала социальных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transformation Of The Educational Environment To Improve The Effectiveness Of Training Of Social Partners

Collaborative training of social partners is aimed at «growing» best practices in improving the efficiency of cooperation between partners. It turns the local initiative in project work and scales of innovation. Transformation of the educational process is possible through the use of interactive formats, blended learning and actualization of the potential of social resources.

Текст научной работы на тему «Трансформация образовательной среды для повышения эффективности обучения социальных партнёров»

ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПАРТНЁРОВ

Калинина Наталия Николаевна,

доктор экономических наук, кандидат педагогических наук, заведующая сектором научных разработок Учебно-исследовательского центра Московской федерации профсоюзов, Москва, e-mail: NNKalinina@yandex.ru

КОЛЛАБОРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПАРТНЁРОВ НАПРАВЛЕНО НА «ВЫРАЩИВАНИЕ» ПЕРЕДОВЫХ ПРАКТИК В СФЕРЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОТРУДНИЧЕСТВА ПАРТНЁРОВ. ОНО ПРЕВРАЩАЕТ ЛОКАЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ В ПРОЕКТНУЮ РАБОТУ, МАСШТАБИРУЕТ ИННОВАЦИИ. ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВОЗМОЖНА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМАТОВ, СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ И АКТУАЛИЗАЦИЮ ПОТЕНЦИАЛА СОЦИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ.

• обучение социальных партнёров • коллаборация • геймификация • социальное обучение

• смешанное обучение

Одна из самых важных компетенций будущего — коллаборация с другими людьми для решения комплексных задач и проблем. Коллаборация является одним из успешных инструментов эффективного менеджмента во всех сферах жизни [1]. Поэтому использование такого инструмента в образовании, в управлении учебной деятельностью может быть очень полезным.

Коллаборация отличается от простого сотрудничества наличием взаимного доверия, генерированием идей, постоянной заинтересованностью участников при сохранении их независимости. Но главное — коллаборации свойственна проектная деятельность.

Совместное обучение социальных партнёров в системе дополнительного профессионального образования (ДПО) может стать потенциальной площадкой коллабо-рации в сфере социального партнёрства и особой формой созидательной деятельности партнёров проектного характера.

Цель коллаборации заключается в выработке и реализации прорывной идеи, проектировании и применении альтернативного инновационного способа разрешения имеющейся проблемы.

Коллаборация социальных партнёров через образовательную деятельность может повысить эффективность их коммуникаций и обмен продуктивной информацией. Она будет содействовать развитию исследований и дискуссий о перспективах развития института социального партнёрства [2].

Модель коллаборации при совместном обучении социальных партнёров представляет собой систему передачи образовательной информации, формирования и совершенствования компетенций на первоначальном этапе. По завершении обучения это уже инициирование проектной деятельности в сфере социального партнёрства, разработка плана проекта, его апробация в реальных условиях.

Преимущества такого нового формата обучения определяются взаимными выгодами для участников коллаборации: привлекательность проектных результатов и более полное обеспечение ресурсами, используемыми в создании коллаборативного образовательного продукта — инициированного проекта.

Каждый участник коллаборации в рамках образовательного процесса привносит что-то характерное, связанное со спецификой

HO 11 il[ hun и, твдили, просит

его профессиональной либо социально значимой деятельности. А наличие особой образовательной среды становится основным фактором успешности совместной работы в рамках коллаборации.

В коллаборативной среде обучения обучающиеся развиваются и в социальном, и в эмоциональном плане. Социальные партнёры выслушивают различные точки зрения, защищают свои идеи. При этом они могут создавать собственные уникальные концептуальные рамки, а не полагаться только на экспертов или регламенты документов.

Какие же есть дополнительные ресурсы у нового формата обучения, которые могли бы повысить мотивированность социальных партнёров к обучению, более активно вовлечь их социальный ресурс в коллабо-рационный образовательный процесс?

Современное обучение локализируется вокруг обучающегося. Экономике, как и институту социального партнёрства, нужны люди, способные креативно мыслить, принимать нестандартные решения, постоянно учиться и выходить за рамки стереотипного мышления. Уже недостаточно на занятии просто дать новый материал — важно встроить его в существующий объём знаний индивида, оптимально спроектировать образовательный процесс, который позволит сформировать новое поведение взрослого человека. Такая трансформация образовательного процесса возможна только через использование интерактивных форматов [3].

Геймификация, как интеграция игровых элементов и механик в программы обучения, отлично помогает в решении реальных неигровых образовательных задач и является актуальным инструментом повышения мотивации к обучению и продуктивному вовлечению взрослых людей в учебный процесс [4]. Её внедрение в образовательную практику социальных партнёров даёт системе образования дополнительный технологический ресурс, провоцирует активность обучающихся и актуализирует результаты обучения.

Как метод, повышающий эффективность обучения, геймификация способствует раз-

витию креативности слушателей, обеспечивает качественную обратную связь в процессе обучения.

Как инструмент визуализации успехов и достижений слушателей через бейджи, очки, виртуальные доски почёта эта технология даёт возможность обучающимся в любой момент получить свидетельство полезности своих учебных действий — и не только со стороны преподавателей, но также и своих коллег. А широкий спектр техник, применяемых в геймификации, обеспечивает активное социальное взаимодействие обучающихся.

Если рассматривать совместное обучение социальных партнёров как активный обмен информацией и опытом, их совместное участие в формировании контента программы, активную коллаборацию во время обучения, то можно предположить, что такое обучение будет стремиться по форме к социальному обучению [5]. Безусловно, в этом случае имеются определённые сложности, которые связаны с соотношением социального и формализованного элементов, структурированных в образовательных программах.

Но вместе с тем социальное обучение делает образовательный процесс более открытым и доступным, повышает уровень социальных взаимодействий и вовлечённости обучающихся. В процессе передачи социального опыта каждым участником обучения реализуется продуктивный информационный потенциал социума.

Совместное обучение партнёров формирует социальную активность слушателей и умение трансформировать приобретённые навыки в практическую социальную активность. Конечным результатом социального обучения может стать и определённое изменение самой личности, связанное со способностью уже самостоятельно усваивать социальный опыт, адекватно на него реагировать и активно использовать его в профессиональной сфере.

Новая для обучения социальных партнёров технология Edutainment относится к практикам, в которых учебный процесс совмещается с развлечением [6]. Образовательный контент, сопроводительная информация,

надпрофессиональные навыки могут извлекаться из самых разных источников, в том числе из тех, которые первоначально не задуманы как образовательные материалы. В своей структуре и в наборе современных средств, таких как компьютерные, настольные и видео игры, фильмы, музыка, веб-сайты, мультимедийные программы и прочее, Edutainment имеет все элементы современной технологии обучения.

С помощью этой технологии сложно получить фундаментальные знания или новую профессиональную квалификацию, но обучающийся может стать более эрудированным, может закрепить знания и развить «сквозные» надпрофессиональные компетенции, а главное — будет положительно настроен на освоение основного контента программы.

В настоящее время к Интернету подключён каждый второй житель Земли. По количеству пользователей Интернета Россия занимает первое место в Европе и шестое — в мире. Информационное общество активно развивается, а цифровая экономика является его главной составляющей.

твие участников образовательного процесса, фиксируется весь ход и результаты образовательной деятельности.

По накапливаемой в среде информации на основе использования больших массивов данных по всей образовательной системе могут производиться диагностика индивидуальных достижений и затруднений, даваться рекомендации обучающимся, формироваться информация актуальным и будущим работодателям.

Онлайн-обучение как форма получения знаний и навыков при помощи компьютера или другого гаджета, подключённого к Интернету, позволяет обучающемуся полностью погрузиться в образовательную среду, смотреть и слушать лекции, выполнять задания, консультироваться с преподавателями, общаться с одногруппниками.

При запуске электронного обучения в совместном обучении социальных партнёров важна последовательность шагов: подбор формата контента, определение инструментов и методов для повышения мотивации слушателей.

Это основа, которая позволяет создавать качественно новые модели развития организаций в различных индустриях, изменяет формат образования и коммуникаций между людьми. Цифровая грамотность граждан, которая складывается из компетенций, необходимых для безопасного и эффективного использования цифровых технологий, даёт возможность экономически активному населению рационально использовать ресурсы Интернета в своей профессиональной жизни и социальных практиках.

Цифровые компетенции — это уверенное и эффективное использование информационно-коммуникационных технологий для работы, общения. Это комплекс важных для карьеры и развития социальных взаимодействий надпрофессиональных навыков, которые отвечают за высокое качество работы в любой профессиональной сфере и социальной деятельности.

Ключевым элементом цифровой экономики становится сетевая информационная образовательная среда [7]. В ней осуществляются учебная деятельность и взаимодейс-

Наличие различных форматов: аудио, видео, текст с гиперссылками, инфографика, программы, игры, инструменты и материалы для получения знаний через дополненную реальность — даёт неоспоримые преимущества. Это и индивидуальный темп обучения, и доступность учебных материалов в любое время дня и ночи, и эффективная обратная связь с преподавателями в ходе всего периода обучения.

При формировании онлайн-системы обучения решаются и вопросы повышения мотивированности слушателей. Например, успешные кейсы в онлайн-обучении используют так называемую осмысленную гейми-фикацию. Игровые элементы не просто внедряются в канву обучения, а выстраиваются в целую историю, по которой можно с помощью этих элементов перемещаться по курсу. Это даёт геймификации «смысл», поддерживающий желание слушателей взаимодействовать с образовательной системой.

Для более глубоких результатов нужны и дополнительные инструменты. Награждение

нонет тодш, прошы

обучающихся бейджами, очками, виртуальными подарками и вовлечение их в «историю» повышает заинтересованность в продолжении обучения. Эти инструменты гей-мификации могут служить и автоматическим счётчиком-напоминателем, который показывает обучающемуся, сколького он уже достиг, и тем самым стимулируют достигать большего [4].

Внедрение рейтингов, онлайн-соревнова-ний между участниками учебного процесса формирует образовательное пространство, в котором обучающийся мотивируется на развитие при условии роста его достижений.

Перспективными являются онлайн-курсы с асинхронным доступом в любой момент, в том числе и с мобильного телефона.

Для совместного обучения социальных партнёров асинхронный доступ в течение нескольких недель может стать основным базовым форматом. Все теоретические знания, которые уже отделены от преподавателя и эксперта-носителя, становятся доступными слушателям в информационной среде по их первому требованию, а режим совместной горизонтальной работы позволяет им активно коммунициро-вать, создавать учебные проектные группы.

Таким образом, активное использование мобильных устройств в процессе обучения становится особенно перспективным направлением для системы дополнительного профессионального образования.

Мобильные устройства портативны, удобны и доступны. Использование их в образовательном процессе оптимизирует его, делает своевременным и индивидуализированным. Технологии мобильного обучения трансформируют организацию процесса обучения, активизируя участие слушателей в собственном образовании [8].

Мобильное обучение отличается доступностью по времени и в пространстве, постоянным доступом к обучающему контенту, что позволяет сделать образование действительно непрерывным, способным сопровождать человека в течение всей его жизни.

Разработка образовательных мобильных материалов, которые будут осваиваться через введение инновационных форм обучения: учебный микроблог, новостную ленту, курс-касты, — даёт ряд преимуществ в виде высокого дидактического потенциала. Технологии мобильного обучения смогут создать новую модель обучения в системе ДПО.

Повысить вовлечённость слушателей в процесс обучения возможно и за счёт комплексного применения всего спектра информационных ресурсов: средств массовой информации — от различных новостных сайтов до электронных версий СМИ; электронных библиотек и баз данных.

Профильную информацию удобней всего получать с корпоративных и тематических образовательных сайтов. Эта информация узкотематической направленности, глубина её раскрытия может варьировать от ознакомительной, поверхностной до высокопрофессиональной, а информационные порталы, организованные как многоуровневые объединения различных ресурсов и сервисов, дают возможность использования более интегрированной и разнообразной информации в сочетании с различного рода дополнительными электронными услугами и продуктами.

Массовые открытые онлайн-курсы также должны стать актуальным ресурсом в системе дополнительного профессионального образования. Их финансирование многоканально, различные источники могут софи-нансировать целевую подготовку слушателей [9]. Результаты такого обучения смогут восполнить профессиональные и социальные дефициты цифровой экономики.

Распространение массовых открытых он-лайн-курсов набирает обороты. Поэтому становится актуальным вопрос персонали-зации обучения, в решении которого могут помочь адаптивные образовательные технологии: сервисы, приложения, программы и платформы для адаптивного обучения, в которых электронный учебный контент подстраивается под обучающегося и предлагается в удобной форме в оптимальной последовательности.

Отметим, что цифровая экономика предусматривает оптимизацию образовательных

маршрутов и использование человеческого потенциала как позитивного элемента обучения.

Таким образом, для обучающегося выстраивается индивидуальная образовательная траектория. Но онлайн-обучение, для повышения мотивации к обучению, лучше дополнять общением с живым преподавателем, и это позволяют сделать технологии смешанного обучения.

Интеграция смешанного формата обучения в учебный процесс является, по сути, гибридной моделью обучения, структура которого может варьировать и требует определённых организационных условий для его реализации, но это одна из основных тенденций развития системы образования во всём мире.

Смешанное обучение выстраивает по-настоящему индивидуальную образовательную траекторию, даёт обучающимся возможность управления своим обучением, индивидуально собирать курс из частей разных курсов. При этом у преподавателя есть оперативная и качественная обратная связь, которую можно активно реализовать во время аудиторных занятий через технологию «перевёрнутого обучения».

Смешанное обучение приобретает ещё и новые социальные функции. Полученные знания можно обсудить с коллегами и преподавателем, сравнить себя с другими, поделиться успехами с друзьями, транслировать результаты исследований и проектов во внешний мир.

Цифровой образовательный профиль человека сможет в будущем стать хорошим сопровождением его профессиональной карьеры и социального развития. Накапливаемые в цифровой среде данные об учебной и профессиональной деятельности человека сформируют его индивидуальную карьерную цифровую историю. □

Литература

1. Василенко Н.В. Институциональные особенности коллаборации в организационных структурах инновационной экономики // Экономический портал.

[Электронный ресурс]. — URL: http:// institutiones.com/innovations/2866-institucionalnye-osobennosti-kollaboracii. html (Дата обращения: 05.09.2018). Дыханов В.Я. Институциональные основы социального партнёрства в российских регионах // Власть. — 2015. — № 4.

Мухаметжанова А.О., Айдарбекова К.А., Мухаметжанова Б.О. Интерактивные методы обучения в вузе // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2016. — № 2-1. — С. 84-88. [Электронный ресурс]. URL: https://applied-research.ru/ru/ article/view?id=8432 (Дата обращения: 04.09.2018).

Фетисова А.В. Применение игровых механик в электронном обучении // Научное сообщество студентов XXI столетия. Технические науки: сб. ст. по мат. LII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4 (51). [Электронный ресурс]. URL: https://sibac.info/archive/technic/4(51).pdf (Дата обращения: 05.09.2018). Шаповалов В.К. Социальное обучение взрослых: история, теория, технология. — М.: Дашков и К, 2018. — 264 с. Кобзева Н.А. Edutainment как современная технология обучения// Ярославский педагогический вестник. — 2012 — № 4. [Электронный ресурс]. URL: https:// cyberleninka.ru/article/v/edutainment-kak-sovremennaya-tehnologiya-obucheniya. Мнацаканян О.Л. Особенности использования сетевой образовательной среды в профессиональной деятельности педагога // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. — 2015 — № 11-12. [Электронный ресурс]. URL: http://www.vipstd.ru/nauteh/index. php/ru/--gn15-11/1850-a. Логинова А.В. Использование технологии мобильного обучения в образовательном процессе // Молодой учёный. — 2015. — № 8. — С. 974-976. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/ archive/88/17087/ (Дата обращения: 05.09.2018).

Лебедева М.Б. Массовые открытые он-лайн-курсы как тенденция развития образования // Человек и образование. — 2015. — С. 105-108.[Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/ massovye-otkrytye-onlayn-kursy-kak-tendentsiya-razvitiya-obrazovaniya

Ноши, тодш, ппвеиты

References

1. Vasilenko N.V. Institutional features of collaboration in organizational structures of innovative economy // Economic portal. [Electronic resource.] URL: http://institu-tiones.com/innovations/2866-institucional-nye-osobennosti-kollaboracii.html (date accessed: 05.09.2018).

2. Breath V.J. Institutional framework of social partnership in Russian regions // the Power. — 2015. — № 4.

3. Mukhametzhanova A.O., Aydarbekova K.A., Mukhametzhanova B.O. Interactive teaching methods in higher education // International journal of applied and fundamental research. — 2016. — № 2-1. — P. 84-88. [Electronic resource.] URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=8432 (date accessed: 04.09.2018).

4. FetisovA.V. Application of game mechanics in e-learning // Scientific community of students XXI century. Engineering science: collection of articles on the Mat. LII international. stud. scientific.-prakt. Conf. № 4 (51). [Electronic resource.] URL: https://sibac.info/archive/technic/4(51).pdf (date accessed: 05.09.2018).

5. Shapovalov V.K. Social education of adults: history, theory, technology. — Moscow: Dashkov and K, 2018. — 264 p.

6. Kobzeva NAh. Edutainment as a modern technology of education // Yaroslavl pedagogical Bulletin. — 2012 — № 4. [Electronic resource.] URL: https://cyberleninka. ru/article/v/edutainment-kak-sovremen-naya-tehnologiya-obucheniya.

7. Mnatsakanyan O.L. Features of the use of the network educational environment in the professional activity of the teacher // Modern science: actual problems of theory and practice. — 2015 — № 11-12. [Electronic resource.] URL: http://www.vipstd.ru/nau-teh/index.php/ru/--gn15-11/1850-a.

8. Loginov A.V. The Use of technology mobile learning in the educational process // the Young scientist. — 2015. — № 8. — P. 974-976. [Electronic resource.] URL: https://moluch.ru/archive/88/17087/ (accessed: 05.09.2018).

9. Lebedeva M. Mass open online courses as a trend in the development of education. — 2015. — P. 105-108. [Electronic resource.] URL: https://cyberleninka.ru/article/v/masso-vye-otkrytye-onlayn-kursy-kak-tendentsiya-razvitiya-obrazovaniya

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.