Научная статья на тему 'ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ЛОББИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ЛОББИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
208
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОББИЗМ / ИНСТИТУТ ЛОББИЗМА / ЛОББИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГРУППЫ ИНТЕРЕСОВ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Манохина Алина Владимировна

В современной России практики лоббизма законодательно не закреплены и лоббистская деятельность находится вне правового поля. Тем не менее предпринимались попытки изменить ситуацию, но при этом ключевой особенностью предлагаемых проектов было использование и адаптация положений закона о лоббизме США, установление схожих принципов и норм, связанных с регистрацией лоббистской деятельности и контролем за ней. Целью данной статьи является анализ современного этапа развития лоббизма в России. Для ее достижения был проведен анализ факторов, которые влияют на степень институционализации лоббистской деятельности. Было установлено, что существует тенденция лоббирования интересов отдельных компаний, которая осложняется отсутствием исторической преемственности акторов лоббизма, их непубличностью, отсутствием понимания принципов и целей лоббистской деятельности у населения. Были выделены ключевые характеристики современного этапа институционализации лоббистской деятельности: превалирующие неформальные связи, повышенные коррупционные риски, наличие профессиональных сообществ при отсутствии самой профессии, а также отсутствие освещения проблемы на федеральном уровне с целью разъяснения принципов лоббистской деяятельности гражданам России. Исходя из особенностей данного этапа, были составлены рекомендации, направленные на совершенствование лоббистской деятельности в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONALIZATION OF LOBBYING ACTIVITIES IN RUSSIAN FEDERATION

Institutionalization of lobbying in Russian Federation: despite the presence of lobbying as such in Russia, it is not legally enshrined and is not an oficial profession. Attemps to consolidate this activity in legislative acts did not end successfully. Initiatives were withdrawn either by authors themselves, or they were not fully spelled out and could not fully regulate the activities of lobbyists. A key feature of the proposed projects is the copying of the American lobbying law and the establishment of the same registration and control standards. The purpose of this article is to establish the current stage of development of lobbying Russia. In order to do this, an analysis of the factors that inuence the degree of institutionalization of the activity itself, which are proposed by A. Suchkova. During the analysis of the proposed factors, it was found that there is a tendency for deputies to lobby the interests of certain companies, lack of historical experience for full implementation, non-publicity of people with high “lobbying” potential and lack of understanding of lobbying activities among the population. Also, on the basis of findings of the current stage of development of the institutionalization of lobbying activities were identied: prevailing informal ties, increased corruption risks, the presence of profession itself, as well as the lack of coverage of the problem at the federal level for the broad masses. Were made recommendations based on these characteristics, which include raising the level of public awareness, overcoming the conflict of elites between the use of legal or shadow forms of communication with society, and also creation of full-fledged lobbying legislation

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ЛОББИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Государственная политика

УДК 328.184 ББК 66.03

А.В. Манохина

Институционализация лоббистской деятельности

в Российской Федерации

В современной России практики лоббизма законодательно не закреплены и лоббистская деятельность находится вне правового поля. Тем не менее предпринимались попытки изменить ситуацию, но при этом ключевой особенностью предлагаемых проектов было использование и адаптация положений закона о лоббизме США, установление схожих принципов и норм, связанных с регистрацией лоббистской деятельности и контролем за ней. Целью данной статьи является анализ современного этапа развития лоббизма в России. Для ее достижения был проведен анализ факторов, которые влияют на степень институциона-лизации лоббистской деятельности. Было установлено, что существует тенденция лоббирования интересов отдельных компаний, которая осложняется отсутствием исторической преемственности акторов лоббизма, их непубличностью, отсутствием понимания принципов и целей лоббистской деятельности у населения. Были выделены ключевые характеристики современного этапа институционализации лоббистской деятельности: превалирующие неформальные связи, повышенные коррупционные риски, наличие профессиональных сообществ при отсутствии самой профессии, а также отсутствие освещения проблемы на федеральном уровне с целью разъяснения принципов лоббистской деятельности гражданам России. Исходя из особенностей данного этапа, были составлены рекомендации, направленные на совершенствование лоббистской деятельности в России.

Ключевые слова: лоббизм, институт лоббизма, лоббистская деятельность, группы интересов, взаимодействие общества и государства

В настоящее время наблюдается острая необходимость в разработке современного механизма, который смог бы обеспечивать легальное воздействие групп интересов на органы государственной власти. Пандемия и связанные с ней ограничения наглядно продемонстрировали, насколько сфера частного бизнеса в кризисных условиях зависит от власти. Встреча В.В. Путина с предпринимателями показала, что они нуждаются в помощи как материальной в виде субсидий и мер непосредственной поддержки, так нематериальной (формирования «правил игры», правового пространства, способствующего развитию предпринимательства)1.

© Манохина А.В., 2021

Встреча с представителями предпринимательского сообщества [Электронный ресурс] // Президент России. URL: http://kremlin.ru/ events/president/news/63069 (дата обращения 08.01.2021).

Во время пандемии 2020 г. институт лоббирования в России показал свою недостаточную эффективность для целых рыночных сегментов, переживающих острое падение доходов (например, сферы общепита, проведения досуговых мероприятий, туризм и т. д.) -многие предприятия этих отраслей были вынуждены закрыться, а их сотрудники остались без работы. Проблемы становления, регулирования и осуществления лоббизма в России не находят отклик со стороны государства, что сказывается на развитии бизнеса. Взаимоотношения неформальных лоббистов с государственными структурами находятся нередко вне правового поля в силу отсутствия регулирующих лоббистскую деятельность законов. Очень часто лоббизм граничит с таким понятием, как «коррупция». Именно поэтому формализация лоббистской деятельности необходима и в контексте противодействия коррупции - проблемы, которая является в России ключевой и острой.

Первые законодательные инициативы, легализующие лоббизм, стали появляться во второй половине 1990-х гг., но, как правило, не прописывали полномочия и ограничения лоббистов, ограничиваясь только мерами, направленными на их регистрацию. В 2003 г. политическая партия «Союз правых сил» разработала и представила собственный законопроект о лоббизме, который, однако, был отозван в 2005 г.2 В январе 2019 г. заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный выступил с инициативой разработки законопроекта о легализации института лоббизма в России3. Но данная инициатива также не получила развития.

Стоит отметить, что, как правило, предложенные законопроекты базировались на американской модели, основой которой является полная отчетность о предпринятых действиях со стороны лоббистов, регистрация их деятельности. Обязательной также является регистрация клиентов и ежеквартальный отчет, который раскрывает сумму дохода клиента. Также обязательным пунктом является указание конкретных лоббированных государственных органов, а также проблемы и тематики лоббирования. В предоставляемых отчетностях фиксируется каждый предпринятый шаг для того, чтобы избежать коррупции4.

По мнению Р.В. Зелепукина, ряд проблем, которые препятствуют построению системы правового регулирования лоббирования в России, можно решить с «помощью правовой институционали-зации, например, монополизации различных экономических и общественных сфер деятельности экономически и (или) политически сильными субъектами5. Соглашаясь с этой позицией, рассмотрим, что можно понимать под понятием «институционализация лоббистской деятельности». Это явление можно рассматривать как «организованный процесс влияния заинтересованных лиц и их групп на институты публичной власти с целью учета своих интересов в решениях правотворческого характера, содержащих общеобязательные, формально определенные предписания»6. Возможности же для деятельности профессиональных лоббистов показывают степень институционализации самого лоббизма в том или

Когда ты сталкиваешься с убийством - ты об этом сообщаешь, когда с коррупцией - нет [Электронный ресурс] // Znak. URL: https://www.znak. com/2020-10-15/pochemu_v_ rf_ne_prinimayut_zakon_o_ lobbizme_i_chto_s_drugimi_ antikorrupcionnymi_ iniciativami (дата обращения 05.01.2021). В Госдуме сообщили о проработке проекта о легализации лоббизма для борьбы с коррупцией [Электронный ресурс] // ТАСС. URL: https://tass.ru/ politika/5981098 (дата обращения 15.09.20). Government lobbying in USA [Электронный ресурс] // Lexology. URL: https://www. lexology.com/library/detail. aspx?g=cb17b241-9bcc-419a-93f0-0fe44c878d64 (дата обращения 05.01.2021). Зелепупкин Р.В. Лоббирование в правотворчестве: вопросы теории и практики: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Тамбов, 2013. Там же.

2

3

4

5

6

ином государстве, так как именно государство регламентирует методы, способы и саму деятельность лоббистов.

В современной России процесс институционализации лоббистской деятельности не завершен, но в то же время мы можем наблюдать процесс увеличения лоббистских практик, формирования каналов и методов отстаивания интересов. Уже появляются профессиональные сообщества, занимающиеся деятельностью, которую можно в некоторых аспектах рассматривать как схожую с лоббистской (например, деятельность Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти)7.

На само же становление лоббизма как института влияет множество факторов. А.А. Сучкова предлагает выделять следующие:

1) политические, которые включают в себя особенности режима, взаимодействия общества и государства, а также механизм принятия решения;

2) исторические - традиции взаимоотношений государства и граждан;

3) социальные - наличие или отсутствие групп, которые готовы с помощью лоббистских методов отстаивать свои интересы;

4) институциональные - особенности государственного управления, его эффективность;

5) правовые;

6) идеологические - представление лоббизма в обществе8.

В нашей работе мы будем опираться на вышеприведенные факторы для того, чтобы понять, насколько развит институт лоббизма в России.

Анализируя первый фактор, стоит отметить, что, несмотря на существующий диалог между властью и бизнесом, процесс принятия решений в интересах бизнеса недостаточно прозрачный, так как компании, которые могли бы быть заинтересованы во влиянии на органы законодательной и исполнительной власти государства, не афишируют свою связь с персонами и структурами, которые занимаются продвижением их интересов. У некоторых депутатов Государственной думы может просматриваться тенденция внесения законопроектов, которые связаны с интересами определенных компаний (например, ряд экспертов относят А. Макарова к лоббистам транспорта, топливной промышленности, так как депутат последовательно вносит законопроекты о налоговых преференциях в сфере логистики и транспортировки грузов и товаров9), но сами компании эту информацию не делают публичной.

Что касается исторического фактора (традиции взаимоотношений государства и бизнеса), то он один из самых противоречивых. Формально говорить о лоббизме как институте в рамках плановой экономики СССР некорректно, хотя отраслевые интересы в органах государственной власти, безусловно, продвигались заинтересованными сторонами. Подобная деятельность могла осуществляться посредством секретарей областных и краевых комитетов КПСС. Отстаивание интересов крупных предприятий шло через представителей в коллегиях советских министерств. В то же время, естественно, не существовало никаких специализированных орга-

Центр по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти [Электронный ресурс]. URL: http://www.gr.ru/ (дата обращения 27.09.2020). Сучкова А.А. Институци-онализация лоббистской деятельности в России как фактор повышения эффективности взаимодействия общества и государства // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2018. Т. 18. Вып. 1. С. 111-116.

Оборонка, пиво, формация и дороги: что лоббируют в Госдуме депутаты от Татарстана? [Электронный ресурс] // Бизнес Online. URL: https://www.business-gazeta.ru/article/440813 (дата обращения 05.01.2021).

7

8

9

низаций подобного «квазилоббизма» и соответствующего законодательства, которое бы регулировало эту деятельность10. Поэтому, с одной стороны, не существует какой-либо исторической преемственности для полноценной институционализации лоббизма, а с другой, сохраняется традиция, неформальных коммуникаций и «решения вопросов» в неправовом пространстве.

Анализируя наличие или отсутствие групп, которые готовы с помощью лоббистских методов отстаивать свои интересы, особое внимание следует уделить возможностям лоббирования в контексте GR - Government Relations. Можно наблюдать множество деловых ассоциаций и объединений, которые способствуют продвижению интересов различных предприятий (например, Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата, «Опора России» и др.), а также создание специальных отделов GR в подавляющем большинстве крупных предприятий, которые на постоянной основе осуществляют коммуникацию с государственными институтами и представляют при взаимодействии с ними свои интересы. По мнению ряда экспертов, наиболее активны в этой сфере компании, которые занимаются табачными и алкогольными изделиями11.

Рассматривая институциональный фактор, следует отметить, что наиболее действенные инструменты для продвижения интересов дает взаимодействие с персонами, занимающими посты председателя или заместителя председателя профильных комитетов или комиссий Государственной думы. По данным исследований Transparency International, именно руководители комитетов и комиссий в силу полномочий и статуса обладают более высоким «лоббистским» потенциалом, а также влиянием на законотворческий процесс12. Тем не менее механизм регулирования подобной деятельности отсутствует, что может создавать высокие коррупционные риски.

Анализ правового фактора приводит к заключению о необходимости регулирования лоббистской деятельности, тем более что уже существуют предпосылки для юридического закрепления механизмов, методов и каналов лоббирования.

Идеологический фактор, связанный с образом лоббизма в обществе, показывает, что понимания сути лоббистской деятельности у населения нет. Лоббизм практически не освещается в СМИ, институтов, занимающихся популяризацией лоббизма, практически нет, просвещения общества с целью объяснения факторов, возможностей, перспектив и ограничений лоббизма не происходит.

На наш взгляд, институционализация лоббизма находится на этапе развития, для которого характерны:

1) превалирующие неформальные связи между бизнесом и властью;

2) повышенные коррупционные риски из-за отсутствия публичности в деятельности членов экспертных советов при комитетах Государственной думы;

3) наличие профессиональных сообществ при отсутствии профессии лоббиста как таковой;

Кургаева Ж.Ю., Хали-лова Т.В. Отраслевой и корпоративный лоббизм в деятельности предприятий по добыче и переработке углеводородного сырья // Вестник Казанского технологического университета. 2013. Т. 16. № 14. С. 274.

11 ТетерюкА.С. Роль деловых ассоциаций в GR-менедж-менте в России // Вестник МГИМО-Университета. 2016. № 10. С. 125-130.

12 Басманова Е., Березовская О., Тельнова С. Лоббизм в Государственной Думе Федерального собрания: [Доклад] [Электронный ресурс]. URL: https:// dumabingo.ru/Лоббизм%20 в%20Госдуме^£ (дата обращения 19.04.2021). С. 12.

4) отсутствие освещения проблемы лоббизма на федеральном и региональном уровнях в СМИ, отсутствие понимания механизмов лоббировании у населения.

Для того чтобы перейти к следующему этапу институциализа-ции лоббистской деятельности, представляется необходимым:

1) повышение уровня осведомленности общества об институте лоббирования, его функционировании, заниматься привлечением граждан к общественной дискуссии о лоббизме и лоббистских практиках;

2) формирование позитивного образа лоббизма как универсального способа отстаивания интересов;

3) формирование и трансляция единой позиции государства, которая бы демонстрировала четкое понимание роли лоббирования в системе представительства потребностей различных групп интересов;

4) активная борьба с неправовыми методами продвижения интересов;

5) создание целостного лоббистского законодательства, которое бы в первую очередь основывалось на международном опыте, адаптированного в соответствии со национальными особенностями представительства групп интересов.

В настоящее время проект закона о лоббировании необходим государству для того, чтобы вывести этот процесс из «серой» зоны, преодолеть коррупционные риски, сформировать новую отрасль, генерирующую прибыль и являющуюся объектом налогообложения (по оценкам экспертов в случае легализации объем рынка лоббизма мог бы достигать 10-20 млрд руб. в год13). Также при отсутствии регулирования понижается прозрачность работы экспертных советов при комитетах Государственной думы, которая должна обеспечивать независимый анализ законопроектов.

У института лоббизма в России есть большой потенциал развития, но так как современная система представительства групп интересов адаптировалась к существующим реалиям, его легализация и переход к следующему этапу институциализации требует политической воли на уровне высшего руководства страны.

13 Оборонка, пиво, формация и дороги: что лоббируют в Госдуме депутаты от Татарстана? // Бизнес Online [Электронный ресурс]. URL: https://www.business-gazeta. ru/article/440813 (дата обращения 05.01.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.