Научная статья на тему 'Тенденции, проблемы и перспективы лоббизма в России'

Тенденции, проблемы и перспективы лоббизма в России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2297
460
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОББИЗМ / ЗАКОН О ЛОББИЗМЕ / GOVERNMENT RELATIONS / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА / РОССИЯ / LOBBYISM / LAW ON LOBBYISM / STATE-BUSINESS RELATIONS / RUSSIA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Павроз Александр Васильевич

В статье рассматриваются особенности развития и институционализации лоббизма в России. Автор анализирует проблемы российского лоббизма и отмечает перспективы его дальнейшего развития. В статье подчеркивается необходимость принятия закона о лоббизме в России и указывается на то, что лоббизм как социально-политический институт может стать средством системного решения многих проблем российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS, PROBLEMS AND PROSPECTS OF LOBBYING IN RUSSIA

His article considers the features of the development and institutionalization of lobbyism in Russia. The author analyzes the problems of Russian lobbyism and notes the prospects for its further development. The article emphasizes the need to adopt a law on lobbying in Russia and points out that lobbying, as a socio-political institution, can become a means of systemically solving many problems of Russian society.

Текст научной работы на тему «Тенденции, проблемы и перспективы лоббизма в России»

ВЕстн. Моск. ун-та. сер. 18. социология и политология. 2018. т. 24. № 4

DOI: 10 .24290/1029-3736-2018-24-4-151-162

ТЕНДЕНЦИИ, ПРОБЛЕМы И ПЕРСПЕКТИВЫ ЛОББИЗМА В РОССИИ

А.В. Павроз, докт. полит, наук, проф. кафедры российской политики факультета политологии Санкт-Петербургского государственного Университета, Университетская набережная, 7-9, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, 119034*

В статье рассматриваются особенности развития и институцио-нализации лоббизма в России. Автор анализирует проблемы российского лоббизма и отмечает перспективы его дальнейшего развития. В статье подчеркивается необходимость принятия закона о лоббизме в России и указывается на то, что лоббизм как социально-политический институт может стать средством системного решения многих проблем российского общества.

Ключевые слова: лоббизм, закон о лоббизме, Government Relations, взаимодействие государства и бизнеса, Россия.

TRENDS, PROBLEMS AND PROSPECTS OF LOBBYING IN RUSSIA

Pavroz Alexander v., Doctor of Political Sciences, Professor of the Department of Russian Politics, Faculty of Political Science, St . Petersburg State University, University Embankment, 7-9, St . Petersburg, Russian Federation, 119034, e-mail: sash79@rambler. ru

This article considers the features of the development and institutionalization of lobbyism in Russia. The author analyzes the problems of Russian lobbyism and notes the prospects for its further development. The article emphasizes the need to adopt a law on lobbying in Russia and points out that lobbying, as a socio-political institution, can become a means of systemically solving many problems of Russian society.

Key words: lobbyism, law on lobbyism, government relations, state-business relations, Russia.

Лоббизм представляет собой очень важный институт современных обществ . В широком смысле лоббизм можно определить как деятельность по отстаиванию интересов через влияние на должност-

* Павроз Александр Васильевич, e-mail: sash79@rambler. ru

ных лиц и органы публичной власти . Исторически лоббизм формировался параллельно с развитием демократических представительных органов, выступая в качестве одного из каналов, осуществляющих связь между обществом и государством . Лоббизм всегда дополнял традиционные демократические институты и помогал им функционировать И если изначально лоббистские практики имели неформальный характер, то в настоящее время во все большем количестве стран лоббизм получает официальный статус и признание в качестве неотъемлемого элемента демократии .

Значение и роль лоббизма в современных обществах постоянно возрастают. Все больше социальных субъектов прибегает к отстаиванию своих интересов в органах государственной власти . Масштабы лоббизма увеличиваются Возникают новые формы политического влияния . Растет число лоббистов . Их работа усложняется и профессионализируется Возникают лоббистские фирмы и ассоциации Лоббисты оказываются глубоко интегрированными в политику и государственное управление1. Происходит переосмысление и ре-брендинг лоббистской деятельности В настоящее время лоббизм нередко обозначают как government relations (GR) .

Общемировые тенденции развития лоббизма нашли отражение и в России . Возникновение лоббизма в России в современном смысле слова можно отнести к началу 90-х гг. XX в . Разумеется, и в Советском Союзе, и даже в дореволюционной России существовали некоторые лоббистские практики2 . Однако в силу имевших место в тот период политико-экономических отношений эти практики либо лишь в малой степени подпадали под классическое понимание лоббизма, либо их значение было невелико Современный же лоббизм появился в России вследствие радикальных рыночных реформ, связанных с разгосударствлением экономики В результате в стране сформировался класс независимых предпринимателей . У них возникли потребности в выстраивании отношений с органами государственной власти . И лоббизм в этой связи стал инструментом влияния вновь возникшего бизнеса на органы государственной власти

1 Павроз А.В. Лоббизм: институциональные основания и практики политического влияния в демократических обществах. СПб . , 2016; Baumgartner F., Berry J., Marie M., Kimball D., Leech B. Lobbying and policy change: who wins, who loses, and why Chicago, 2009; Berry J. The interest group society N .Y. , 2009; Birnbaum J. The lobbyists: how influence peddlers get their way in Washington . N . Y. , 1993; Hall R., Deadorff A. Lobbying as legislative subsidy // American Political Science Review. 2006. Vol. 100 . N 1. P. 69-84.

2 Лепехин В.А. Лоббизм . М. , 1995; Лоббизм в России: этапы большого пути . М. , 1995; Любимов А.П. История лоббизма в России . М. , 2005; Шапкин И.Н. Лоббистские союзы российского бизнеса: типы, организационные принципы и основные формы деятельности (вторая половина XIX — начало XX века // Историко-экономические исследования. 2015 . Т. 16. № 3 . С 559-576.

Более полное развитие лоббизма в России произошло уже в 2000-е гг в связи с приходом на российский рынок крупных иностранных компаний . Эти компании представляли собой транснациональные корпорации В ходе своей деятельности они осуществляли взаимодействие с органами власти очень многих государств . Лоббирование в подобных компаниях рассматривалось как необходимая часть бизнеса В структуре их организационных подразделений изначально предусматривались должности специалистов по government relations (GR). Такие корпорации имели богатый опыт лоббирования в других странах. И естественно они начали применять эти знания в России .

Во второй половине 2000-х гг. в России произошла институцио-нализация лоббистской деятельности . Лоббизм и government relations получили очень широкое распространение Большое число коммерческих корпораций и ассоциаций гражданского общества стали систематически прибегать к лоббированию своих интересов перед органами государственной власти В России сформировалось большое и устойчивое сообщество лоббистов и GR-специалистов3 . Лоббизм превратился в относительно массовый вид деятельности Многие люди, не являясь профессиональными лоббистами, рассматривают government relations как часть своей квалификации4. В России возникли профессиональные ассоциации лоббистов и GR-специалистов5 . Появились магистерские программы подготовки GR-специалистов и программы повышения квалификации в области GR-деятельности6 .

Можно сделать вывод, что лоббизм в России уже сформировался как отдельный социально-политический институт. Хотя из-за отсутствия профильного законодательства его существование и носит по преимуществу неформальный характер Смысл лоббизма понимается в обществе, даже если его оценки далеко неоднозначны В силу многочисленных сложностей политики и государственного управления лоббизм актуален и крайне востребован в современной России Можно констатировать, что лоббизм несмотря на отсутствие законодательного закрепления получил в России большее развитие,

3 Толмачева И.В. Количественное исследование института лоббизма в России // Вестник Финансового Университета. Гуманитарные науки. 2017. № 1 (25). С. 18-26; Толстых П.А. GR . Практикум по лоббизму в России . М. , 2007.

4 Там же .

5 GR-лига: Ассоциация специалистов по связям бизнеса и государства . URL: http://grliga. ru/ (дата обращения: 3.06.2018); Национальный союз лоббистов . URL: http://xn--90aamlmkjt1a.xn--p1ai/ (дата обращения: 3.06.2018).

6 GR и международный лоббизм: магистерская образовательная программа. URL: https://mgimo . ru/study/master/gr/ (дата обращения: 3.06.2018); GR-менеджмент (взаимодействие с органами государственной власти): Программа повышения квалификации. URL: http://www. ranepa. ru/index. php?option=com_zoo&view=item&layo ut=item&Itemid=2201 (дата обращения: 3.06.2018).

чем во многих других странах, где существуют правовые нормы, регулирующие лоббистскую деятельность .

Вместе с тем, существует ряд проблем, препятствующих развитию лоббизма в России . Главной из этих проблем, безусловно, является отсутствие правовой легализации лоббистской деятельности . В 1990-х и 2000-х гг. проводилась серьезная работа, направленная на принятия закона о лоббизме в России7 . В Государственную Думу было внесено несколько законопроектов, посвященных легализации и регламентации лоббистской деятельности8 . Однако все попытки законодательного утверждения лоббизма в России не увенчались успехом

Причины непринятия в России закона о лоббизме многообразны . В 1990-е — начале 2000-х гг. ключевым фактором, противодействующим утверждению этого закона, была позиция ведущих финансово-промышленных групп, которые не хотели терять имевшегося у них привилегированного политического представительства9 . В настоящее время эта причина все еще актуальна, но уже не имеет исключительного значения . Наряду с ней важную роль играют такие факторы, как негативное общественное восприятие лоббистской деятельности, нежелание политиков и чиновников терять свою монополию посредников при решении разного рода проблем бизнеса, а также боязнь того, что законом о лоббизме смогут воспользоваться оппозиционные субъекты гражданского общества для продвижения своих интересов в политической сфере

Так или иначе, закон о лоббизме в настоящее время в России отсутствует и перспективы его принятия крайне неопределенны Однако важно подчеркнуть, что к вопросу о правовом регулировании лоббистской деятельности постоянно возвращаются отсутствие соответствующего закона воспринимается как проблема Потреб-

7 Суровцев С.И. Российский закон о лоббизме: первые шаги на пути правовой регламентации лоббистской деятельности в России // Право и управление. XXI век. 2016. № 3 (40). С. 55-62; Толмачева И.В. Динамика формирования института лоббизма в России // Гуманитарные науки. Вестник Финансового Университета. 2017. № 6 (30). С 88-93.

8 О лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти: проект Федерального закона. 2003 // Толстых П .A. GR. Практикум по лоббизму в России . М. , 2007. С. 367-372; О правовых основах лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти: проект Федерального закона. 2001 // Толстых П .A. Указ. соч . С. 355-365; О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти: проект Федерального закона . 1995 // Лепехин В . A . Указ . соч . С 77-82; Проект Федерального закона N 833158-6 "О порядке продвижения интересов коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей в органах государственной власти и местного самоуправления". 2015 // КонсультантПлюс . 2015.08.07. URL: http://www. consultant, ru/law/hotdocs/43597.html/ (дата обращения: 10.06.2018).

9 Толстых П.А. Указ . соч . С. 183-193.

ность в законодательном регулировании лоббистской деятельности осознается . В частности, необходимость принятия закона о лоббизме была отмечена в Национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 г.10 Политики, бизнесмены и общественные деятели периодически заявляют о необходимости принятия закона, регулирующего лоббистскую деятельность11

Помимо отсутствия закона о лоббизме другой проблемой, препятствующей развитию лоббизма в России, является плохой имидж лоббизма в обществе . В СМИ превалирует негативное и саркастическое отношение к лоббизму12 . Часто лоббизм связывается с предосудительными или противоправными действиями, которые с настоящим лоббизмом имеют мало общего13 не редки случаи и совершенно необоснованного отождествления коррупции и лоббизма14 .

но есть и другая проблема Иногда коррупция действительно используется в российском лоббизме15 . Данное положение недопустимо, как и любые другие проявления коррупции С подобными практиками лоббизма необходимо бороться . Они компрометируют институт лоббизма и затрудняют его признание в обществе однако вина здесь лежит не только на недобросовестных лоббистах . Данная проблема связана в том числе и с общим высоким уровнем коррупции в россии

Впрочем, несмотря на отсутствие закона и иные сложности лоббизм так или иначе будет развиваться в России . Лоббизм стал очень важной частью российской экономики и политики . И отказаться от

10 Национальный план противодействия коррупции на 2012-2013 годы . 2012 .13 марта. URL: http://www.kremlin. ru/supplement/1172 (дата обращения: 4.06.2018).

11 Иванов С.Б. В лоббировании нет ничего плохого // РБК. 2007. 18 мая . URL: https://www. rbc . ru/economics/18/05/2007/5703c7a19a79470eaf7659d7 (дата обращения: 6.06.2018); Матвиенко В.И. Сессия закончилась, работа продолжается // Российская газета. 2015.16.07. URL: https://rg. ru/2015/07/16/matvienko.html (дата обращения: 6.06.2018).

12 Фельдман П.Я. Имидж лоббистской деятельности в современной России: проблемы информационного сопровождения // Труд и социальные отношения . 2014. № 8 . С 81-82 .

13 Рожкова Н. Дума без фильтра на лоббизм // Газета, ru. 2016.02.10. URL: https://www. gazeta . ru/politics/2016/10/02_a_10226903. shtml#page1 (дата обращения: 1.06.2018); Чуракова О. В Госдуме рассказали о прекращении ведомственного лоббизма // Ведомости. 2017. 30. 05. URL: https://www.vedomosti. ru/politics/ articles/2017/05/30/692084-prekraschenii-vedomstvennogo-lobbizma (дата обращения: 1.06.2018).

14 Савин Л. Лоббизм как высшая форма коррупции // Geoполитика.ru. 2014.21.09. URL: https://www. geopolitica . ru/article/lobbizm-kak-vysshaya-forma-korrupcii (дата обращения: 1.06.2018).

15 Толстых П.А. Лоббизм как коррупционная технология // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение . Вопросы теории и практики . 2012 . № 6-2 . С. 205-214.

него уже невозможно . Однако без законодательного закрепления лоббизм продолжит развиваться преимущественно как неформальный общественно-политический институт. Но при таком развитии весь позитивный потенциал института лоббизма не может быть реализован . Без профильного законодательства многие негативные проявления лоббистской деятельности невозможно преодолеть

Очевидно, что закон о лоббизме в России необходим . Принятие такого закона будет соответствовать общемировым тенденциям движения к более демократическому и эффективному правительству. Целью лоббистского законодательства является повышение прозрачности, открытости и подотчетности процессов формирования государственной политики . Р. Чари, Дж. Хоган и Г. Мерфи отмечали в это связи, что роль правового регулирования лоббизма состоит "в осведомлении общества о том, какие интересы стоят за конкретными предложениями и за связями лоббистов с политическими акторами Это позволяет более тщательно исследовать разработку политики и улучшить представления о том, как функционируют политическая система и политические акторы в ней Без такого наблюдения избирателям трудно судить, насколько их представитель при разработке политики заботится об общественных интересах или, наоборот, насколько он соглашается с превалированием в проводимой политике лоббистских интересов"16 .

П . Просс выделил три основополагающих принципа правового регулирования лоббизма: 1) транспарентность — раскрытие того, каким образом принимаются политические решения . Общественность следует информировать о результатах лоббирования органов государственной власти для того, чтобы все имели возможность принять необходимые меры предосторожности для защиты своих интересов; 2) честность — обеспечение равного доступа к правительству и недопущение всех форм коррупции В демократических странах уважение к государственным институтам зависит от уверенности граждан, что правительство действительно им служит, а не является частной собственностью тех, кто может заплатить; 3) эффективность — отсутствие препятствий на пути движению потоков информации . Коммуникация представляет собой сущность формирования государственной политики . Осведомленные граждане должны иметь возможность обращаться со своими предложениями к органам государственной власти17 .

не вызывает сомнений, что подобное лоббистское законодательство крайне актуально для России Оно будет полезно и власти,

16 Чари Р., Хоган Дж., Мерфи Г. Мировая компаративистика регулирования лоббистской деятельности. М. , 2011. С. 20 .

17 Pross P. Lobbing: models for regulation . P. , 2007. P. 8-10 .

и бизнесу, и гражданскому обществу и самим лоббистам . М . Мал-лоун писала по этому поводу: "В тех государствах, где неформальные практики и традиции продолжают преобладать, вопрос более формального регулирования лоббистов довлеет над политической повесткой дня . Совершенно типично, что политические скандалы, становясь достоянием общественности, выдвигают на первый план чрезмерное влияние определенных групп интересов на лиц, принимающих политические решения В этой связи имеется большое общественное и политическое давление в пользу усиления формального регулирования . И это не всегда вызывает сопротивление у лоббистов . Есть основания полагать, что некоторые лоббисты готовы приветствовать больший контроль для того, чтобы отделить себя от тех, чьими стараниями лоббизм снискал дурную славу"18 .

Следует подчеркнуть, что закон о лоббизме в России может не только способствовать повышению прозрачности, подотчетности и открытости политического процесса, работая на преодоление таких дисфункций как теневой характер принятия решений, торговля влиянием, сращивание власти и бизнеса, коррупция и т. п . Он может стать основой системы правил взаимодействия бизнеса и государства Определить, что можно, а чего нельзя делать бизнесу в отношениях с правительством . Указать допустимые методы воздействия на органы государственной власти . Четко отделить цивилизованный лоббизм от коррупции и прочих противоправных действий

Подобные правила очень важны для современной России, где существует значительная неопределенность в политико-экономических отношениях Институт лоббизма в этой связи может стать основой для эффективного диалога между государством и бизнесом . В настоящее время имеется огромное число проблем, усложняющих ведение предпринимательской деятельности и препятствующих развитию российской экономики (плохие законы, произвол чиновников, коррупция и пр . ) . И лоббизм как институт взаимодействия государства, бизнеса и гражданского общества может стать средством системного решения этих проблем

для реализации подобного сценария необходимо усиление самоорганизации и укрепление политических позиций бизнеса Осознание предпринимателями своей конструктивной роли в обществе Объединение бизнес-сообщества для совместного решения общих проблем, в том числе и прежде всего посредством политического давления на органы государственной власти Также требуется консолидация сообщества лоббистов и СЯ-специалистов .

18 Malone M. Regulation of lobbyists in developed countries: current rules and practices. Dublin, 2004. P. 23 .

Их более четкое позиционирование как особой профессиональной группы . Развитие соответствующих ассоциаций и активизация их деятельности . Нужны и дополнительные исследования лоббизма, теории и практики взаимодействия государства и бизнеса для более грамотного преодоления проблем и последовательного внедрения передового опыта

Лоббизм в России получил широкое развитие . Однако отсутствие должного правового закрепления лоббистской деятельности препятствует полной реализации позитивного потенциала этого института . России нужен закон о лоббизме . Без закона о лоббизме невозможно преодолеть многие негативные аспекты лоббистской деятельности, в том числе и коррупцию . Этот закон может стать основой для системы правил в отношениях между государством и бизнесом . Лоббизм как институт взаимодействия государства, бизнеса и гражданского общества способен помочь в решении многих актуальных проблем современной России

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

GR и международный лоббизм: магистерская образовательная программа. URL: https://mgimo. ru/study/master/gr/ (дата обращения: 3. 06.2018).

GR-лига: Ассоциация специалистов по связям бизнеса и государства. URL: http://grliga. ru/ (дата обращения: 3.06.2018).

GR-менеджмент (взаимодействие с органами государственной власти): Программа повышения квалификации . URL: http://www. ranepa. ru/index. php?option=com_zoo&view=item&layout=item&Itemid=2201 (дата обращения: 3.06.2018).

Иванов С.Б. В лоббировании нет ничего плохого // РБК. 2007. 18 мая. URL: https://www. rbc. ru/economics/18/05/2007/5703c7a19a79470eaf7659d7 (дата обращения: 6 06 2018)

Лепехин В.А. Лоббизм . М . , 1995.

Лоббизм в России: этапы большого пути . М . , 1995.

Любимов А.П. История лоббизма в России . М . , 2005.

МатвиенкоВ.И. Сессия закончилась, работа продолжается // Российская газета. 2015.16. 07. URL: https://rg.ru/2015/07/16/matvienko.html (дата обращения: 6.06.2018).

Национальный план противодействия коррупции на 2012-2013 годы . 2012 . 13 марта. URL: http://www. kremlin .ru/supplement/1172 (дата обращения: 4.06.2018).

Национальный союз лоббистов. URL: http://xn--90aamlmkjt1a.xn--p1ai/ (дата обращения: 3 06 2018)

О лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти: проект Федерального закона. 2003 // Толстых П .А. GR. Практикум по лоббизму в России . М . , 2007. С . 367-372.

О правовых основах лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти: проект Федерального закона. 2001 // Толстых П .А. GR. Практикум по лоббизму в России . М . , 2007. С . 355-365.

О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти: проект Федерального закона. 1995 // Лепехин В . А . Лоббизм. М. , 1995. С 77-82.

Павроз А.В. Лоббизм: институциональные основания и практики политического влияния в демократических обществах. СПб. , 2016 .

Проект Федерального закона N 833158-6 "О порядке продвижения интересов коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей в органах государственной власти и местного самоуправления" 2015 // Кон-сультантПлюс. 2015.08.07. URL: http://www. consultant.ru/law/hotdocs/43597. html/ (дата обращения: 10. 06.2018).

Рожкова Н. Дума без фильтра на лоббизм // Газета, ru. 2016.02.10. URL: https://www. gazeta . ru/politics/2016/10/02_a_10226903. shtml#page1 (дата обращения: 1 06 2018)

Савин Л. Лоббизм как высшая форма коррупции // Geoполитика. ru. 2014.21.09. URL: https://www. geopolitica . ru/article/lobbizm-kak-vysshaya-forma-korrupcii (дата обращения: 1.06.2018).

Суровцев С.И. Российский закон о лоббизме: первые шаги на пути правовой регламентации лоббистской деятельности в россии // Право и управление XXI век . 2016 . № 3 (40). С . 55-62.

Толмачева И.В. Динамика формирования института лоббизма в России // Гуманитарные науки . Вестник Финансового Университета. 2017. № 6 (30). С 88-93.

Толмачева И.В. Количественное исследование института лоббизма в России // Вестник Финансового Университета. Гуманитарные науки . 2017. № 1 (25). С . 18-26 .

Толстых П.А. GR. Практикум по лоббизму в России . М . , 2007.

Толстых П.А. Лоббизм как коррупционная технология // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение Вопросы теории и практики 2012 № 6-2 С 205-214

Фельдман П.Я. Имидж лоббистской деятельности в современной России: проблемы информационного сопровождения // Труд и социальные отношения. 2014 . № 8. С 79-84.

Чари Р., Хоган Дж., Мерфи Г. Мировая компаративистика регулирования лоббистской деятельности . М . , 2011.

Чуракова О. В Госдуме рассказали о прекращении ведомственного лоббизма // Ведомости . 2017.30. 05. URL: https://www.vedomosti. ru/politics/ articles/2017/05/30/692084-prekraschenii-vedomstvennogo-lobbizma (дата обращения: 1 06 2018)

Шапкин И.Н. Лоббистские союзы российского бизнеса: типы, организационные принципы и основные формы деятельности (вторая половина XIX — начало XX века // Историко-экономические исследования. 2015 . Т. 16. № 3. С 559-576.

REFERENCES

GR i mezhdunarodnyj lobbizm: magisterskaya obrazovatel'naya programma [GR and international lobbying: masters educational program]. URL: https://mgimo. ru/study/master/gr/ (data obrashcheniya: 3.06.2018) (in Russian).

GR-liga: Associaciya specialistov po svyazyam biznesa i gosudarstva [GR-league: Association of specialists in business and state relations]. URL: http://grliga. ru/ (data obrashcheniya: 3. 06.2018) (in Russian).

GR-menedzhment (vzaimodejstvie s organami gosudarstvennoj vlasti): Pro-gramma povysheniya kvalifikacii [GR-management (interaction with public authorities): Professional development program]. URL: http://www. ranepa. ru/ index. php?option=com_zoo&view=item&layout=item&Itemid=2201 (data obrash-cheniya: 3 06 2018) (in Russian)

Baumgartner F., Berry J., Marie M., Kimball D., Leech B. Lobbying and policy change: who wins, who loses, and why. Chicago, 2009.

Berry J. The interest group society. N . Y. , 2009.

Birnbaum J. The lobbyists: how influence peddlers get their way in Washington . N .Y. , 1993.

Chari R., Hogan J., Murphy G. Mirovaya komparativistika regulirovaniya lobbistskoj deyatel'nosti [Regulating lobbying: a global comparison]. M . , 2011 (in Russian)

Churakova O.V. V Gosdume rasskazali o prekrashchenii vedomstvennogo lobbizma [The State Duma was told about the termination of departmental lobbying] // Vedomosti [Vedomosti]. 2017.30. 05. URL: https://www.vedomosti . ru/politics/articles/2017/05/30/692084-prekraschenii-vedomstvennogo-lobbizma (data obrashcheniya: 1 06 2018) (in Russian)

Fel'dman P.Ja. Imidzh lobbistskoj deyatel'nosti v sovremennoj Rossii: pro-blemy informacionnogo soprovozhdeniya [Image of lobbying activity in modern Russia: problems of information support] // Trud i social'nye otnosheniya [Labor and Social Relations], 2014. N 8 . P. 79-84 (in Russian).

Hall R., Deadorff A. Lobbying as legislative subsidy // American Political Science Review. 2006. Vol. 100 . N 1. P. 69-84.

Ivanov S.B. V lobbirovanii net nichego plohogo [There is nothing wrong with lobbying] // RBC. 2007 May 18 . URL: https://www.rbc. ru/economics/18/05/2007/ 5703c7a19a79470eaf7659d7 (data obrashcheniya: 6.06.2018) (in Russian).

Lepekhin V.A. Lobbizm [Lobbyism]. M. , 1995 (in Russian).

Lyubimov A.P. Istoriya lobbizma v Rossii [History of lobbyism in Russia]. M . , 2005 (in Russian).

Lobbizm v Rossii: ehtapy bol'shogo puti [Lobbyism in Russia: the stages of a long journey]. M. , 1995 (in Russian).

Malone M. Regulation of lobbyists in developed countries: current rules and practices Dublin, 2004

Matvienko V.I. Sessiya zakonchilas', rabota prodolzhaetsya [The session is over, the work is continuing] // Rossiyskaya Gazeta 2015 07 16 URL: https:// rg ru/2015/07/16/matvienko html (data obrashcheniya: 6 06 2018) (in Russian)

Nacional'nyj plan protivodejstviya korrupcii na 2012-2013 gody 2012 13 marta [National anti-corruption plan for 2012-2013.2012. March 13]. URL: http:// www.kremlin.ru/supplement/1172 (data obrashcheniya: 4.06.2018) (in Russian).

Nacional'nyj soyuz lobbistov [National Union of lobbyists]. URL: http://xn--90aamlmkjt1a.xn--p1ai/ (data obrashcheniya: 3.06.2018) (in Russian).

O pravovyh osnovah lobbistskoj deyatel'nosti v federal'nyh organah gosudarstvennoj vlasti: proekt Federal'nogo zakona . 2001 [On legal bases of lobbying activity in federal public authorities: the draft Federal law. 2001] // Tolstyh P. A . GR Praktikum po lobbizmu v Rossii [GR Practice on lobbying in Russia]. M . , 2007. P. 355-365 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

O lobbistskoj deyatel'nosti v federal'nyh organah gosudarstvennoj vlasti: proekt Federal'nogo zakona . 2003 [On lobbying activities in federal public authorities: the draft federal law 2003] // Tolstyh P.A. GR. Praktikum po lobbizmu v Rossii [GR Practice on lobbying in Russia]. M . , 2007. P. 367-372 (in Russian).

O regulirovanii lobbistskoj deyatel'nosti v federal'nyh organah gosudarstvennoj vlasti: proekt Federal'nogo zakona 1995 [On the regulation of lobbying activities in federal public authorities: the draft federal law 1995] // Lepekhin V.A. Lobbizm [Lobbyism], M . , 1995. P. 77-82 (in Russian).

Pavroz A.V. Lobbizm: institucional'nye osnovaniya i praktiki politicheskogo vliyaniya v demokraticheskih obshchestvah [Lobbyism: institutional foundations and practices of political influence in democratic societies]. SPb. , 2016 (in Russian).

Proekt Federal'nogo zakona N 833158-6 "O poryadke prodvizheniya interesov kommercheskih organizacij i individual'nyh predprinimatelej v organah gosudarstvennoj vlasti i mestnogo samoupravleniya". 2015 [Draft Federal Law No. 833158-6 "On the procedure for promoting the interests of commercial organizations and individual entrepreneurs in public authorities and local self-government" 2015' // Konsul'tantPlyus [ConsultantPlus], 2015.07.08. URL: http://www consultant.ru/ law/hotdocs/43597.html/ (data obrashcheniya: 1. 06.2018) (in Russian).

Pross P. Lobbing: models for regulation. P. , 2007.

Rozhkova N. Duma bez fil'tra na lobbizm [Duma without a filter for lobbying] // Gazeta. ru. 2016.02.10. URL: https://www gazeta. ru/politics/2016/10/02_a_10226903. shtml#page1 (data obrashcheniya: 1. 06.2018) (in Russian).

Savin L. Lobbizm kak vysshaya forma korrupcii [Lobbyism as the highest form of corruption] // Geopolitics. 2014. 09.21. URL: https://www.geopolitica.ru/ article/lobbizm-kak-vysshaya-forma-korrupcii (data obrashcheniya: 1.06.2018) (in Russian)

Shapkin I.N. Lobbistskie soyuzy rossijskogo biznesa: tipy, organizacionnye principy i osnovnye formy deyatel'nosti (vtoraya polovina XIX — nachalo XX veka [Lobbyist unions of Russian business: types, organizational principles and basic forms of activity (the second half of the XIX — the beginning of the XX century)] // Istoriko-ehkonomicheskie issledovaniya [Historical and economic studies]. 2015. Vol. 16 . N 3. P. 559-576 (in Russian).

Surovcev S.I. Rossijskij zakon o lobbizme: pervye shagi na puti pravovoj reglamentacii lobbistskoj deyatel'nosti v Rossii [Russian law on lobbyism: the first steps in the way of legal regulation of lobbying activities in Russia] // Pravo i upravlenie [Law and government. XXI Century]. 2016 . N 3 (40). P. 55-62 (in Russian)

Tolmacheva I.V. Dinamika formirovaniya instituta lobbizma v Rossii [A quantitative study of the institute of lobbyism in Russia] // Gumanitarnye nauki.

Vestnik Finansovogo Universiteta The Humanities [Bulletin of the Financial University], 2017. N 1 (25). P. 18 (in Russian).

Tolmacheva I.V. Kolichestvennoe issledovanie instituta lobbizma v Rossii [The Dynamics of the formation of the lobbyism institute in Russia] // Vestnik Finansovogo Universiteta . Gumanitarnye nauki [The Humanities . Bulletin of the Financial University], 2017. N 6 (30). P. 88-93 (in Russian).

Tolstyh P.A. GR. Praktikum po lobbizmu v Rossii [GR. Practice on lobbying in Russia]. M . , 2007 (in Russian).

Tolstyh P.A. Lobbizm kak korrupcionnaya tekhnologiya [Lobbyism as corrupt technology] // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki [Historical, Philosophical, Political and Legal Sciences, Cultural Studies and Art History. Questions of theory and practice], 2012 . N 6-2 . P. 205-214 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.