Научная статья на тему 'Институционализация интеграционных процессов в латинской Америке в современных условиях'

Институционализация интеграционных процессов в латинской Америке в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
427
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
региональная интеграция / Латинская Америка / международные отношения / политика. / regional integration / Latin America / international relations / politics.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — А. И. Емельянов

В статье исследуется институционализация интеграционных процессов Латинской Америки в современных условиях. Автор дает оценку результатам совместной деятельности государств для предотвращения общих вызовов и угроз. Делается вывод о том, что похожая цивилизационная идентичность стран региона является основой для институционализации интеграционных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL SCIENCE DEPARTMENT LATIN-AMERICAN INSTITUTIONALIZATION OF INTEGRATION PROCESSES WITHIN THE CURRENT CONDITIONS

This article is dedicated to the issue of f institutionalization of integration processes in Latin America within the current conditions. This article investigates the region’s integration processes, its issues and consequences. Author evaluates the results of the regional states common activity to prevent different threats and challenges. The author concludes that the similar civilization identity of the regional states is a good opportunity for integration processes institutionalization.

Текст научной работы на тему «Институционализация интеграционных процессов в латинской Америке в современных условиях»

УДК 327.35 А. И. Емельянов

аспирант кафедры политологии ИМО и СПН МГЛУ; e-mail: novogot@ya.ru

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В статье исследуется институционализация интеграционных процессов Латинской Америки в современных условиях. Автор дает оценку результатам совместной деятельности государств для предотвращения общих вызовов и угроз. Делается вывод о том, что похожая цивилизационная идентичность стран региона является основой для институционализации интеграционных процессов.

Ключевые слова: региональная интеграция; Латинская Америка; международные отношения; политика.

Emelianov A. I.

Post-graduate Student of the MSLU; e-mail: novogot@ya.ru

POLITICAL SCIENCE DEPARTMENT LATIN-AMERICAN INSTITUTIONALIZATION OF INTEGRATION PROCESSES WITHIN THE CURRENT CONDITIONS

This article is dedicated to the issue of f institutionalization of integration processes in Latin America within the current conditions. This article investigates the region's integration processes, its issues and consequences. Author evaluates the results of the regional states common activity to prevent different threats and challenges. The author concludes that the similar civilization identity of the regional states is a good opportunity for integration processes institutionalization.

Key words: regional integration; Latin America; international relations; politics.

Формирование цивилизационной идентичности в Латинской Америке имеет своим результатом не только формирование интеграционных образований на различных уровнях, но и создает предпосылки для выработки единого политического курса стран. Формирование многополярного мира, подкрепленное желанием народов Латинской Америки проводить самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику, стимулировало процессы активного межгосударственного взаимодействия и способствовало координации внешнеполитического курса.

Востребованность во взаимодействии в латиноамериканском регионе определяется необходимостью обеспечения безопасности,

поддержания политической стабильности и экономического благополучия. В регионе выделяется три наиболее проблемных вопроса: растущая криминализация населения, наркотрафик и терроризм.

Криминализация в регионах Латинской Америки обусловлена замедлением темпов экономического развития, ухудшением жизненных условий основной массы населения, ростом социального неравенства, распространением коррупции. Росту преступности способствовали также миграционные процессы. Криминал препятствует развитию институтов гражданского общества и построению социально ориентированной экономики. Согласно докладу комиссии ООН по наркотикам и преступности, «криминализация региона препятствует созданию гражданского общества, ведет к развитию латентных акторов влияния на экономическую и политическую сферы стран региона» [10].

Наркотрафик является традиционной проблемой для Латинской Америки и не имеет однозначного решения. По данным ООН, в 2013 г. объем изъятых наркотических средств в регионе достиг 2 млн т (без учета товара, который преступным организациям удалось реализовать). Общая площадь плантаций кокаинового куста в Латинской Америке в 2012 г. составила 153,7 тыс. га [3].

Терроризм в Латинской Америке в основном связан с деятельностью крайних левых революционных марксистских организаций. Их активность проявляется в пограничных районах между Аргентиной, Бразилией и Парагваем, на границе Бразилии, Колумбии и Венесуэлы, а также в Центральной Америке. Угрозу стабильности представляет так называемый леворадикальный экстремизм в странах с высокой социальной напряженностью (Боливия, Колумбия, Эквадор). Такую деятельность ведут, в частности, Революционные вооруженные силы Колумбии (ФАРК). Они видят свою цель в создании государства на основе марксистско-ленинской идеологии [9]. Террористические организации, как правило, содержатся за счет доходов от продажи наркотических средств. По экспертным оценкам, в 2012 г. поток наркотиков на территорию Венесуэлы, произведенных на плантациях, подконтрольных ФАРК, составлял около 100 т в год [13]. В концепциях же обороны и безопасности стран региона терроризм обоснованно рассматривается как «комплексное явление и следствие социально-политической напряженности, возникшее, в том числе, ввиду проблем криминализации в этом регионе» [8, с. 36].

В настоящее время в Латинской Америке существует ряд организаций, созданных с целью интенсификации развития торговли, политического, экономического сотрудничества, а также интеграции. Из них можно выделить наиболее влиятельные:

1) Организация американских государств (ОАГ);

2) Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР);

3) Союз южноамериканских наций (УНАСУР)

4) Боливарианский альянс для народов нашей Америки (АЛБА).

Цели и мотивы создания организаций отражаются в основополагающих документах, анализируя которые можно выявить, что в основном их деятельность сосредоточена на решении следующих геополитических задач:

1) интеграция в политической и экономической сферах в целях проведения единой политики и защиты интересов региона на международной арене;

2) диверсификация внешних торговых отношений с евразийскими и африканскими государствами;

3) снижение роли США во внутренних латиноамериканских процессах.

На практике реализацию этих задач осложняют США, которые осуществляют свое влияние на страны Латинской Америки напрямую, через дипломатическую службу и через участие в работе ОАГ. Усилия государств Латинской Америки по строительству своих региональных организаций сводилось на нет политикой «доброго соседа» США, которая является ничем иным, как продолжением доктрины Монро, подразумевающей политическое и экономическое доминирование США в Латинской Америке [1]. Чтобы преодолеть недопонимание и выстроить единую политическую линию, способную отстаивать свои национальные интересы в регионе, были совершены определенные шаги по созданию интеграционных группировок, включающих в себя различные государства. Изначально же все происходило под непосредственным контролем США, что согласно У. Миду: «является одним из приоритетов США по обеспечению своей внешней политики» [6]. Таким образом, если раньше деятельность региональных организаций была подконтрольна Вашингтону, то теперь, в связи с отвлечением США на проблемы в другом полушарии и развитием гражданского общества, латиноамериканские страны получили больше возможностей для

самостоятельного решения региональных проблем и координации внешнеполитических действий.

Анализ основополагающих документов вышеуказанных организаций и их совместных деклараций позволяет выделить факторы, которые способствуют координации деятельности членов этих организаций [2; 15]. Среди них можно выделить:

1) общую цивилизационную идентичность;

2) принадлежность к общей языковой группе;

3) влияние католицизма;

4) общие исторические корни;

5) стремление сформировать новый центр силы [2].

Интеграционные процессы в регионе являются признаком формирования в мировой политике нового совокупного субъекта со своими интересами. Возникающие в регионе организации имеют свою структуру управления и механизмы взаимодействия.

МЕРКОСУР - это одна из крупнейших организаций в регионе, включает Аргентину, Бразилию, Венесуэлу, Парагвай и Уругвай. Население составляет 241 млн чел., совокупный ВВП - 1,3 трлн долл. США, объем внешней торговли - 375 млрд долл. США. МЕРКОСУР - второй после Европейского Союза по размерам и экономическому потенциалу таможенный союз и одна из крупнейших зон свободной торговли [14]. Поступательная динамика развития этого объединения превращает его в центр притяжения для других стран: происходит процесс присоединения к нему Боливии и Эквадора. МЕРКОСУР имеет также политическое измерение, так как в эту организацию входят ключевые государства региона, в практику МЕРКОСУР вошло принятие совместных политических заявлений по наиболее важным международным проблемам [14]. Кроме того, МЕРКОСУР развивает экономическое взаимодействие с другими странами и организациями. Характерно, что страны БРИКС хотят установить зону свободной торговли с МЕРКОСУР, чтобы интенсифицировать процессы сотрудничества между странами Латинской Америки, Китаем, Индией, Россией и ЮАР [6].

Усилиями лидеров стран-участниц МЕРКОСУР в 2008 г. был создан Союз южноамериканских государств (УНАСУР), что способствовало формированию в регионе единого политического и экономического пространства. В рамках УНАСУР сформирован ряд механизмов сотрудничества: Южноамериканский совет обороны, Банк Юга, Университет Юга. УНАСУР - организация, обладающая

международной правоспособностью, которая включает в себя все суверенные государства Южной Америки. Основная цель сообщества - создание посредством демократических правительств и путем всеобщего участия и согласия единого интеграционного пространства для усиления процесса южноамериканской интеграции, без дискриминации всех его участников и потенциальных членов, с целью устранения социально-экономического неравенства, достижения социального партнерства и уменьшения различий на пути упрочения суверенитета и независимости государств. Кроме того, особо подчеркивается задача организации в формировании общей идентичности [19].

Подобные цели стремится достичь и АЛБА. В его состав входят девять стран, в том числе Боливия, Венесуэла, Гондурас, Куба, Никарагуа, Эквадор. Создание АЛБА было ответом на политику США, которые стремились создать новое интеграционное объединение - Межамериканскую зону свободной торговли (АЛКА). США старались включить латиноамериканские страны в интеграционный процесс под своим руководством и распространить зону НАФТА, которая могла бы привести к снижению промышленных мощностей Латинской Америки, ввиду отмены пошлин и открытия границ для свободного передвижения промышленной продукции.

Замысел США потерпел фиаско, хотя разговоры о его реализации продолжают вестись, например, в рамках ОАГ. Причиной тому стала позиция ряда руководителей стран региона, которые в ходе заседания МЕРКОСУР выступили против расширения этого блока из-за угрозы, которую несла АЛКА развитию всех интеграционных объединений, включая и МЕРКОСУР. По предложению президента Венесуэлы Уго Чавеса была создана организация АЛБА, которая объединила страны Латинской Америки, негативно настроенные к США. При этом подчеркивалось, что этот проект не просто союз, а объединение стран, идентифицирующих себя в едином латиноамериканском цивилизационном ключе. Согласно совместному заявлению членов этого блока, сделанному в 2006 г. «АЛБА позиционирует себя воплощением проекта интеграции региона в рамках единой цивилизационной сущности» [12, с. 7].

Результаты интеграции под лозунгами латиноамериканизма дают и эффект. Внутрирегиональная торговля среди членов этих организаций за небольшой промежуток времени выросла до 30 %

суммарного экспорта в 2013 г., увеличившись с 294 млрд долл. США в 1999 г. до 683 млрд долл. США в 2013 г. [19]. Кроме того, этот процесс сочетается с динамикой увеличения доли внутренней региональной торговли с 16 до 25 % за последнее десятилетие [4, с. 92].

Анализируя принципы этих международных интеграционных объединений, можно заключить, что ОАГ и НАФТА, с одной стороны, и МЕРКОСУР, УНАСУР, АЛБА - с другой, зиждутся на двух принципах: панамериканском и латиноамериканском. Поддержка лидерами Латинской Америки интеграции по второму сценарию объясняется, во-первых, самоидентификацией латинамериканскими государствами цивилизационной близости; во-вторых, неприятием политики США (см. таблицу 1). Однако это не исключает экономического взаимодействия с североамериканским актором, поскольку экономики стран региона нуждаются в инвестициях. Например, самым крупным покупателем нефти Венесуэлы является США [18].

Таблица 1

Особенности идеологических течений в Латинской Америке

Истоки Панамериканизм Латиноамериканизм

культура Западной Европы смесь культуры Западной Европы и древней американской культуры

Отношение к другим нациям покровительственное равноправное

Тип воздействия на другие культуры поглощение, унификация, вплоть до культурной интервенции (Макдоналдс, Голливуд) включение, обобщение, отказ от культурной унификации

Направление воздействия единое (идея прогресса, примат либеральных ценностей) многонаправленное (идея самостоятельного развития народов)

Приоритетные ценности материальные нематериальные

Отношение личности и коллектива индивидуализм коллективизм, общинность

Типологический прообраз в новой истории колонизация зависимость от западных государств, неоднократные попытки интеграции

МЕРКОСУР и УНАСУР являются международными организациями, ориентированными на интеграцию государств Латинской Америки вне зависимости от политической ориентации их членов. В отличие от них ОАГ, особенно в середине XX в., видело необходимостью наличие на американских континентах исключительно проамериканских либеральных правительств. В этой ситуации АЛБА представляется идеологическим противовесом ОАГ, обеспечивающим идеологическое разнообразие региона (см. табл. 2).

Таблица 2

Различия интеграционных объединений в Латинской Америке

Мотивы организации

Идеологическое обоснование

сближения_

Экономическое строительство

Наличие

постоянно действующих надго-сударственных органов Перспективы развития организаций

Политика в сфере безопасности

ОАГ

образована под императивом США в целях создания зоны свободной торговли

создание единого экономического пространства, введение беспошлинного режима торговли есть

в организацию входят почти все страны Западного полушария

договор о защите стран-членов от внешней агрессии

АЛБА

оппозиция США в Латинской Америке, всесто ронняя политическая и экономическая интеграция_

содействие торговле и политической кооперации между ее членами

есть

организация открыта для новых членов, стремящихся к социальной справедливости_

политика носит декларативный характер

МЕРКОСУР

коллективное принятие решений в экономической и политической сферах

клуб самых развитых стран

региона_

формирование единой экономической политики

есть

целью организации является координация между самыми развитыми странами региона политика носит декларативный характер

панамериканизм, боливаризм, политика социализм

«доброго соседа» в XXI в.

В результате проведенного анализа можно сделать вывод, что активный диалог государств региона происходит в рамках многих организаций, которые действуют как в рамках надгосударствен-ных объединений, стремящихся стать активными политическими акторами, так и являющимися инструментами взаимодействия в различных сферах, начиная от защиты политико-экономической интеграции и заканчивая взаимодействием в гуманитарной сфере. И. Л. Шершнёв считает, что: «это взаимодействие происходит при активном участии общественной дипломатии, которая играет всё более важную роль в укреплении сотрудничества, атмосферы доверия, достижения согласия и взаимопонимания между народами» [11, с. 188].

Принимая во внимание процессы, происходящие в Латинской Америке в настоящее время, можно сделать вывод о том, что в регионе наблюдается активное сотрудничество государств в политической и других сферах, которые направлены на сближение позиций стран по ключевым проблемам. Кроме того, рассматривается инсти-туциализация позиции региональных организаций в политической сфере для формирования оппозиции США в латиноамериканском регионе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белозёров В. К. Геополитические смыслы Военной доктрины Российской Федерации // Геополитика и безопасность. - 2015. - № 1 (29). -С. 9-14.

2. Декларация УНАСУР [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// unasursg.org/node/48

3. Доклад международного комитета по контролю над наркотиками за 2013 г. при ООН [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.incb.org/documents/Publications/AnnualReports/AR2013/Spanish/ AR_2013_S.pdf

4. Евдокимов А. И., Грук Л. В. Интеграционные процессы в странах Латинской Америки: проблемы и перспективы // Проблемы современной экономики. - 2011. - № 2. - С. 92-96.

5. Заявление генерального секретаря МЕРКОСУР [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.mercosur.int/t_genericjsp?contentid=5635&si te=1&channel=secretaria

6. Китай предложил Латинской Америке кредит в $10 млрд // Известия от 27.06.2012 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://izvestia.ru/ news/528681

7. Мид У. Р. Власть, террор, мир и война / пер. с англ. А. Георгиева, М. Назаровой. - М. : Прогресс-Традиция, 2006. - 208 с.

8. Научно-методические вопросы международной безопасности / под. ред. Н. Н. Успенского. - М. : Известия, 2014. - 140 с.

9. Официальный сайт революционных вооруженных сил Колумбии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://farc-ep.co/

10. Управление ООН по наркотикам и преступности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.unodc.org/unodc/ru/index.html

11. Шершнёв И. Л. Направления деятельности общественной дипломатии во внешней политике России в эпоху глобализации // Актуальные проблемы внешней и внутренней политики Российской Федерации. -М. : МГЛУ, 2015. - С. 184-195. - (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 2 (713). Сер. Общественные науки).

12. Azzi D., Harris D. ALBA. Venezuela's answer to "free trade": the Bolivarian alternative for the Americas. - Brazil, Sao Paulo : Alianza Social Continental. 2006. - 28 с.

13. El final de Hugo Chávez destapa su vinculación con el narcotráfico // «ABC» de 30/04/2012. - URL: http://www.abc.es/20120430/internacional/abci-chavez-narcotrafico-venezuela-201204301654.html

14. Estudio económico de América Latina y el Caribe 2014: Desafíos para la sostenibilidad del crecimiento en un nuevo contexto externo. - URL: http:// www.cepal.org/es/publicaciones/36970-estudio-economico-de-america-latina-y-el-caribe-2014-desafios-para-la

15. Objetivos específicos de la UNASUR. - URL: http://www.unasursg.org/ node/48; Centro de Estudios Estratégicos de Defensa del Consejo de Defensa Suramericano (CEED-CDS) de la UNASUR. - URL: // http://www.ceedcds. org.ar/Espanol/01-CEED/01-Mision.html;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Resolución de la MERCOSUR de la cumbre 2013. - URL: http://www. mercosur.int/innovaportal/v/5623/1/secretaria/resoluciones_2013/node_5

17. Resultados de las cumbres de la UNASUR. - URL: http://unasursg.org/ reuniones

18. The RPC and Latin America and the Caribbean: Towards a Strategic Relationship // ECLAC report. P. 12. - URL: http://www.eclac.org/ publicaciones/21.02.2012.

19. Tratado Constitutivo de UNASUR. - URL: http://unasursg.org/node/6

20. Weisbrot M., Johnson J. The Gains From Trade: South American Economic Integration and the Resolution of Conflict. Washington, 2010, p. 1; International trade statistics 2009. - URL: http://www.wto.org/english/res_e/ statis e/its2013 e/its09 world trade dev e.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.