Емельянов А.И.1
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ
Ключевые слова: Латинская Америка, интеграционные процессы, интеграция, международные организации, политика.
Keywords: Latin America, intégration processes, intégration, international relations, politics.
В настоящее время Латинская Америка представляет собой образец формирования интеграционных образований, наблюдая за которыми можно проследить все этапы их формирования. Так как латиноамериканский регион является динамично развивающимся субъектом мировой политики, региональные организации становятся всё более значимыми акторами в межрегиональных отношениях, решении локальных проблем, а также выработки общего курса для стран региона.
Ввиду колониального прошлого Латинской Америки, диверсификация торговых связей является приоритетом для стран Латинской Америки, которые на протяжении большей части своего существования находились, а в некоторых случаях и продолжают находиться, в зависимости от государств англосаксонской цивилизации. В особенности это затрагивает экономическую составляющую, которая остаётся основной проблемой для стран региона. Страны Латинской Америки, близкие по языковой и культурной составляющим, стремясь избавиться от угроз их национальным интересам, выбрали путь интеграционного взаимодействия в целях обретения полного суверенитета во внешней политике. Можно сказать, что создание надгосударственных структур стало логическим шагом, отражающим завершение процесса деколонизации региона и снижение зависимости от США. За этим последовало взаимоприспособление государственных экономических, правовых, фискальных, социальных и прочих систем, вплоть до определенного сращивания управленческих структур. Таким образом, можно выделить следующие цели создания интеграционных объединений региона:
- исследование возможных сфер для межгосударственного сотрудничества;
- замена нерегиональных торговых партнёров региональными;
- обеспечение благоприятного влияния экономического сотрудничества на внешнеполитическую среду региона;
- ускорение темпов роста экономики;
- содействие структурной перестройке экономики.
По своему масштабу и охвату в Латинской Америке функционируют различные интеграционные проекты, которые можно подразделить на:
1. Субрегиональные объединения на правительственном уровне, в которых страны-участницы представлены главами государств или правительств. Их решения принимаются и реализуются на государственном уровне и являются обязательными или почти всегда обязательными для всех стран-членов таких организаций (например, Союз южноамериканских наций и др.).
2. Региональные организации на неправительственном уровне. В них страны представлены лидерами отдельных организаций, крупными общественными и политическими деятелями (например, Латиноамериканский парламент и др.).
3. Локальные организации, представленные отдельными группами населения, представителями различных культур (различные религиозные организации и др.).
На территории Латинской Америки присутствуют все три категории из вышеперечисленных, что указывает на масштаб и обилие сфер интеграционного взаимодействия на различных уровнях. Это говорит о том, что взаимодействие осуществляется на различных уровнях и в разнообразных сферах латиноамериканского общества, которое становится всё более монолитным при решении региональных проблем. Вместе с тем утверждение о полной латиноамери-канизации общества на континенте, согласно мнению ряда авторитетных специалистов, несколько неуместно в связи с незавершённостью его интеграции .
Стоит отметить, что интеграционные инициативы не затихают даже при наличии межгосударственных противоречий, возникших из-за конфликтов между политическими акторами региона. Имеются в виду конфликты, которые
1 Емельянов Антон Игоревич - к.полит.н., доцент кафедры политологии Института международных отношений и социально-политических наук Московского государственного лингвистического университета. E-mail: [email protected]
2 См.: Россия и ибероамериканский мир в XXI веке: горизонты развития и сотрудничества / Под ред. В.М Давыдова. - М.: ИЛА РАН, 2006; Шемякин Я.Г. Латинская Америка: традиции и современность. - М.: Наука, 1987 и др.
происходили в трёх важных геополитических ареалах: андском, амазонском и лаплатском1. Некоторые из них носят реликтовый или потенциальный характер.
К первой группе относятся напряжённости в отношениях между Аргентиной и Бразилией за влияние в Лаплат-ской низменности. Возникшие более полувека назад, они были улажены за счёт взаимовыгодного сотрудничества в рамках межгосударственных организаций и совместных проектов по развитию этого региона. Этому также способствуют «левый» дрейф в Латинской Америке, прагматизм в отношениях с Западом.
Ко второй группе относятся напряжённые отношения между Венесуэлой и Колумбией. Если политика первой страны зиждется на идеях построения социализма в XXI в. и против деятельности США в регионе, то Колумбия, наоборот, стремится сотрудничать с США во всех сферах. Между этими двумя латиноамериканскими государствами до конца не разграничены месторождения нефти, что влечёт за собой проблемы во взаимоотношениях. Несмотря на эти проблемы Венесуэла и Колумбия стараются решать все вопросы в рамках Организации американских государств и Союза южноамериканских наций.
В настоящее время в Латинской Америке существует большое количество организаций, созданных с целью интенсификации процессов развития торговли, политического, экономического сотрудничества и интеграции. Из большого количества подобных организаций можно выделить региональные организации, которые являются ключевыми площадками для диалога в Латинской Америке:
1. Организация американских государств (ОАГ);
2. Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР);
3. Союз южноамериканских наций (УНАСУР);
4. Боливарианский альянс для народов нашей Америки (АЛБА);
Названные надгосударственные акторы имеют свои особые цели, кроме того в них создается политический климат, который закладывается в основополагающем документе организации. В основном деятельность этих организаций направлена на решение следующих геополитических задач:
1. интеграция латиноамериканских государств в политической и экономической сферах в целях проведения единой политики и защиты интересов стран региона на международной арене;
2. диверсификация торговых отношений с евразийскими и африканскими государствами и государствами Океании;
3. снижение роли США во внутренних латиноамериканских процессах.
Исторически усилия государств Латинской Америки по строительству региональных организаций сводились на «нет» политикой «доброго соседа» в лице США, преданных доктрине Монро2. Как отмечает У. Мид, подобный контроль в интеграционных процессах: «является одним из инструментов США по реализации своей внешнеполитической доктрины в регионе»3. В настоящее время контроль Вашингтона не так значителен, как ранее. В связи с переключением внимания США на проблемы в другом полушарии и развитием гражданского общества в Латинской Америке, латиноамериканские страны получили больше возможностей для самостоятельного решения региональных проблем и координации внешнеполитических действий.
Стоит особо выделить ОАГ - структуру, в которой большую роль играет США. Политическую оппозицию ОАГ составляют такие организации как МЕРКОСУР и УНАСУР. В рамках последней существует Южноамериканский совет обороны (ЮАСО), что говорит о большом потенциале данной организации, т.к. интеграционный процесс в ее рамках затрагивает не только политическую и экономическую сферы, но и вопросы военного сотрудничества. Подобных советов не существует в других организациях, что делает УНАСУР наиболее институционализированной организацией континента.
Анализ основополагающих документов данных организаций и совместных деклараций данных организаций, позволяет выделить общие факторы, которые способствуют координации деятельности государствами Латинской Америки4. Среди этих факторов можно выделить следующие:
1. Общая цивилизационной идентичность;
2. Общая языковая группа;
3. Католическая религия;
4. Общие корни;
5. Стремление сформировать новый центр силы5.
1 Речь идёт о вооружённых столкновениях между Перу и Эквадором за доступ к судоходным верховьям реки Амазонки, о самой кровопролитной войне за всю историю Латинской Америки между Боливией и Парагваем, за предположительно богатые нефтяные районы, и затяжном латентном конфликте между Венесуэлой и Колумбией, который связан с вопросом демаркации сопредельной территории. (См.: Бабуркин С.А. Армия и политика в Андских странах (Венесуэла, Колумбия, Эквадор): автореф. дис. ... д-ра полит. наук: 23.00.04. - М., 1994; Гавриков Ю.П. История изумрудной страны. - М.: Наука, 1985).
2 Политика «доброго соседа» принята правительством Ф.Д. Рузвельта в 1933 г. в качестве нового этапа в укреплении позиций США в западном полушарии. Она подразумевала экономическое и политическое доминирование США, их участие во внутренней и внешней политике стран Латинской Америки под предлогом строительства демократии и свободного рынка. Данная политика явилась логическим продолжением доктрины Монро, принятой в 1823 г.
3 Мид У.Р. Власть, террор, мир и война / Пер. с англ. А. Георгиева, М. Назаровой. - М.: Прогресс-Традиция, 2006. - С. 26-27.
4 См.: Objetivos específicos de la UNASUR. - http://www.unasursg.org/node/48; Centro de Estudios Estratégicos de Defensa del Consejo de Defensa Suramericano (CEED-CDS) de la UNASUR. - http://www.ceedcds.org.ar/Espanol/01-CEED/01-Mision.html; Resultados de las cumbres de la UNASUR. - http://unasursg.org/reuniones
5 См.: Статья 8 декларации УНАСУР. - http://unasursg.org/node/48; Заявление генерального секретаря МЕРКОСУР. -http://www.mercosur.int/t_generic.jsp?contentid=5635&site=1&channel=secretaria
Первым успешным интеграционным проектом в данном регионе можно признать МЕРКОСУР, одну из крупнейших организаций в Южной Америке, включающую Аргентину, Бразилию, Венесуэлу, Парагвай и Уругвай. По количеству населения и объёму национальных экономик МЕРКОСУР - второй после ЕС по размерам и экономическому потенциалу таможенный союз и третья после ЕС и НАФТА зона свободной торговли1. Поступательная динамика развития этого объединения превращает его в центр притяжения для других стран: происходит процесс присоединения к нему Боливии и Эквадора. МЕРКОСУР имеет также политическое измерение. В состав МЕРКОСУР, помимо пяти полноправных участников объединения, входят пять ассоциированных членов (Боливия, Колумбия, Перу, Чили и Эквадор). В практику этой организации вошло принятие совместных политических заявлений по наиболее важным международным проблемам2. Кроме того, МЕРКОСУР стремится проводить активную внешнеэкономическую политику. Например, МЕРКОСУР пытается интенсифицировать процессы сотрудничества со странами БРИКС3.
На основе конвергенции Андского сообщества, экономической организации региона, объединяющего страны андского региона, и МЕРКОСУР в 2008 году был создан УНАСУР, включающий в себя все государства Южной Америки, что способствовало формированию в регионе единого политического и экономического пространства. В рамках УНАСУР сформирован ряд механизмов сотрудничества: Южноамериканский совет обороны, Банк юга, Университет юга и др. УНАСУР - организация, обладающая международной правоспособностью, которая включает в себя все суверенные государства Южной Америки. Основная цель сообщества - создание единого южноамериканского интеграционного пространства без дискриминации участников организации и её потенциальных членов с целью устранения социально-экономического неравенства, достижения социального партнерства и уменьшения различий на пути упрочения суверенитета и независимости государств. Кроме того, среди целей и задач организации особо подчёркивается задача формирования общей латиноамериканской идентичности4.
Подобные цели стремится достичь и «Боливарианский альянс для народов нашей Америки» (АЛБА). В его состав входят девять стран, среди них Боливия, Венесуэла, Гондурас, Куба, Никарагуа, Эквадор. Создание АЛБА было ответом на политику США, которая старалась создать новое интеграционное объединение - Межамериканскую зону свободной торговли (АЛКА). США старались включить латиноамериканские страны в интеграционный процесс под своим руководством и распространить зону Североамериканскую зону свободной торговли (НАФТА), которая могла бы привести к деградации промышленности Латинской Америки в результате отмены пошлин и открытия границ для свободного передвижения промышленной продукции.
Замысел США потерпел фиаско, хотя разговоры о его реализации продолжают вестись, например, в рамках ОАГ. Против выступили все государства МЕРКОСУР ввиду угрозы, которую несла АЛКА для развития всех интеграционных объединений региона, включая сам МЕРКОСУР. По предложению президента Венесуэлы, Уго Чавеса, была создана организация АЛБА, которая объединила страны Латинской Америки, негативно настроенные в отношении США. При этом подчеркивалось, что этот проект не просто союз, а объединение стран, идентифицирующих себя в едином латиноамериканском цивилизационном ключе. Согласно заявлению членов этого блока, сделанного во время совместного заседания в 2006 году. «АЛБА позиционирует себя воплощением проекта интеграции региона в рамках единой цивилизации»5.
Интеграция под лозунгами латиноамериканизма имеет и экономические последствия. Внутрирегиональная торговля среди членов этих интеграционных группировок всего за недолгое время выросла более чем в два раза6. Кроме того, по мнению А.И. Евдокимова и Л.В. Грук, «этот процесс сочетается с динамикой увеличения доли внутренней региональной торговли» .
Анализируя принципы этих международных интеграционных объединений, можно заключить, что ОАГ и НАФТА с одной стороны, МЕРКОСУР, УНАСУР, АЛБА с другой - зиждутся на двух разных принципах: панамериканском и латиноамериканском. Поддержка лидерами Латинской Америки интеграции по второму сценарию объясняется следующими причинами. Во-первых, это самоидентификация латиноамериканскими государствами цивилизаци-онной близости. Во-вторых, это неприятие политики США, которое не исключает экономического взаимодействия с североамериканским актором, поскольку экономики стран региона нуждаются в инвестициях. Например, самым крупным покупателем нефти Венесуэлы являются США8. Результатом всего этого является возрастание роли межгосударственного взаимодействия в рамках латиноамериканских международных организаций (см. табл. 1).
1 См.: Estudio económico de América Latina y el Caribe 2014: Desafíos para la sostenibilidad del crecimiento en un nuevo contexto externo. - http://www.cepal.org/es/publicaciones/36970-estudio-economico-de-america-latina-y-el-caribe-2014-desafios-para-la
2 Там же.
3 Китай предложил Латинской Америке кредит в $10 млрд. // Известия. - М., 2012. - 27 июня.
4 См.: Tratado Constitutivo de UNASUR. - http://unasursg.org/node/6
5 Azzi D.H. ALBA. Venezuela's answer to «free trade»: the Bolivarian alternative for the Americas. - Sao Paulo: Alianza Social Continental, 2006. - P. 7.
6 См.: Weisbrot M., Johnson J. The Gains From Trade: South American Economic Integration and the Resolution of Conflict. -Washington, 2010. - P. 1. (International trade statistics 2009). - http://www.wto.org/english/res_e/statis_e/its2013_e/its09_world_trade_ dev_e.htm
7 Евдокимов А.И., Грук Л.В. Интеграционные процессы в странах Латинской Америки: проблемы и перспективы // Проблемы современной экономики. 2011. - № 2. - С. 92-96.
8 См.: The RPC and Latin America and the Caribbean: Towards a Strategic Relationship // ECLAC report. - P. 12. - http://www. eclac.org/publicaciones/21.02.2012
Таблица 1
Особенности идеологических течений в Латинской Америке
Показатель Панамериканизм Латиноамериканизм
Истоки культура западной Европы смесь культуры западной Европы и древней Американской культуры
Отношение к другим нациям покровительственное равноправие
Тип воздействия на другие культуры поглощение, унификация, вплоть до культурной интервенции (Макдоналдс, Голливуд) включение, обобщение, отказ от культурной унификации
Ценностные основания на основе незыблемости неолиберальных ценностей многонаправленное (признание права самостоятельного развития народов)
Приоритетные ценности материальные нематериальные
Отношение личности и социума индивидуализм коллективизм, общинность
Типологический прообраз в новой истории колонизация зависимость от западных государств, неоднократные попытки интеграции
Есть основания утверждать, что в Латинской Америке существуют наднациональные организации, ведущие свою деятельность, базируясь на тех или иных идеологических принципах. Анализ показывает, что принцип панамериканизма является более консервативным и обращённым, прежде всего, на предпринимательские круги латиноамериканского региона, для которых важны контакты с рынками США. В то же время латиноамериканизм направлен на широкие массы латиноамериканцев, желающих превращения Латинской Америки в одного из ключевых акторов мировой политики.
МЕРКОСУР и УНАСУР являются международными организациями, ориентированными на интеграцию государств Латинской Америки вне зависимости от политической ориентации стран членов. В отличие от них ОАГ, созданная в середине прошлого столетия, признавала необходимым наличие на американских континентах исключительно проамериканских либеральных правительств. В этой ситуации АЛБА представляется идеологическим противовесом ОАГ, который уравновешивает чашу весов в идеологическом разнообразии региона (см. табл. 2).
Таблица 2
Различия интеграционных объединений в Латинской Америке
Характеристика ОАГ АЛБА Меркосур
Цели образования организаций функционирует под патронажем США в целях создания зоны свободной торговли оппозиция США в Латинской Америке, всесторонняя политическая и экономическая интеграция коллективное принятие решений в экономической и политической сферах
Идеологическое обоснование сближения «панамериканизм», политика «доброго соседа» «боливаризм», социализм в XXI в. клуб самых развитых стран региона
Экономическое строительство создание единого экономического пространства, введение беспошлинного режима торговли содействие торговле и политической кооперации между странами-членами Формирование единой экономической политики
Постоянно действующие надгосударственные органы есть есть есть
Возможность расширения в организацию входят почти все страны западного полушария организация открыта для новых членов, стремящихся к социальной справедливости целью организации, прежде всего, является координация между самыми развитыми странами региона
Политика в сфере безопасности договор о защите стран-членов организации от внешней агрессии политика имеет декларативный характер политика имеет декларативный характер
В результате проведённого анализа можно сделать вывод, что активный диалог государств латиноамериканского региона в рамках многих организаций, стремящихся стать активными политическими акторами и являющимися инструментами взаимодействия в различных сферах, начиная от защиты политико-экономической интеграции и заканчивая взаимодействием в гуманитарной сфере, ведёт к повышению значимости и потенциала этих организаций, а также их числа.
Востребованность во взаимодействии в латиноамериканском регионе определяется необходимостью обеспечения безопасности региона, политической стабильности и экономического благополучия. Цивилизационная близость и забота о будущем региона побуждает государства Латинской Америки активно сотрудничать для решения важных проблем, среди которых выделяются: растущая криминализация населения, наркотрафик и терроризм.
Проблема криминализации вызвана замедлением темпов экономического развития, ухудшением жизненных условий основной массы населения в странах Латинской Америки, ростом социального неравенства, распространением коррупции. Росту преступности способствовали также миграционные процессы. Криминализация препятствует развитию институтов гражданского общества и построению социально-ориентированной экономики. Согласно докладу
комиссии ООН по наркотикам и преступности, «криминализация региона препятствует созданию гражданского общества, ведёт к развитию латентных акторов влияния на экономическую и политическую сферы стран региона»1.
Наркотрафик является традиционной проблемой для региона и не имеет однозначного решения. Так, согласно данным ООН, в 2013 году объём изъятых наркотических средств в регионе достиг 2 млн. т., без учёта товара, который преступным организациям удалось реализовать. Общая площадь плантаций кокаинового куста в Латинской Америке в 2012 году составляла 153,7 га2.
Терроризм в Латинской Америке в основном связан с деятельностью крайне левых революционных марксистских организаций. Их активность проявляется в пограничных районах между Аргентиной, Бразилией и Парагваем, на границе Бразилии, Колумбии и Венесуэлы, а также в Центральной Америке. Угрозу стабильности представляет так называемый «леворадикальный экстремизм» в странах с высокой социальной напряжённостью, например, в Боливии, Колумбии и Эквадоре. Одной из известных организаций являются Революционные вооружённые силы Колумбии (ФАРК). Они видят своей целью создание государства на основе марксистско-ленинской идеологии3. Характерно, что террористические организации, как правило, содержатся за счёт доходов от продажи наркотических средств. По экспертным оценкам «в 2012 году поток наркотиков на территорию Венесуэлы, произведенных на плантациях, подконтрольных ФАРК, составлял около 100 тыс. тонн в год»4. В концепциях же обороны и безопасности стран региона терроризм обоснованно рассматривается как «комплексное явление и следствие социально-политической напряжённости, в том числе ввиду проблем криминализации в этом регионе»5.
В то же время существуют причины, препятствующие эффективному функционированию региональных организаций:
1. территориально-ресурсные различия,
2. блоковые и национальные расхождения в целях развития,
3. преобладание частнопредпринимательских субъективных интересов участников объединений;
4. недостатки организационно-практической работы в проектировании дальнейших шагов институционализа-ции региональных организаций;
5. традиционное политическое и финансово-экономическое давление со стороны США.
Кроме того, ни одна крупная страна региона (Мексика, Аргентина, Бразилия) не является центром притяжения региональных сил, противостоящих гегемонии Вашингтона, т.к. не желают вступления в активную фазу конфронтации с могущественной державой. Другие государства, ведущие активную антиамериканскую политику - Венесуэла, Куба, Никарагуа, Боливия, Эквадор, Уругвай, Парагвай - не могут создать эффективный геополитический блок для противодействия политике США, т. к. их потенциал несравним с ресурсами ведущих стран Латинской Америки.
Государства Латинской Америки, самоидентифицирующие себя с единой цивилизацией, становятся субъектами мирового политического процесса. Показателем обретения признаков субъектности региона в мировой политике становится повышение внимания к нему со стороны ключевых акторов, а также влияние, которое оказывает Латинская Америка на процессы регионального уровня, что проявляется, в том числе в их внешнеполитических стратегиях.
Такую возможность предсказывал ещё в XX в. Ф. Бродель. В своём труде «Грамматика цивилизаций» он утверждал, что «близость стран региона в конечном итоге должна привести к институционализации стран региона, а в итоге к становлению единой самобытной цивилизации»6. Подобную позицию разделяет представитель современной французской политической школы, Жан-Жак Курляндски. Он утверждает, что: «интеграционные процессы в Латинской Америке неминуемо приведут к развитию внешнеполитических связей региона со странами Азии, Африки и России. В дальнейшем же это приведёт к политике, направленной против США и Европы и ставящей во главу угла благосостояние народов Латинской Америки»7.
Латиноамериканские интеграционные процессы основаны на так называемом принципе десаррольизма8. Данное интеграционное течение в отечественной и зарубежной политической науке считается примером открытого ре-гионализма9. В рамках этого варианта регионализма, который также называется «плюралистическим регионализмом», представлено многообразие группировок, моделей и концепций интеграции. Примечательна точка зрения отечествен-
1 Управление ООН по наркотикам и преступности. - http://www.unodc.org/unodc/ru/index.html
2 См.: Доклад международного комитета по контролю над наркотиками за 2013 год при ООН. - http://www.incb. org/ documents/Publications/AnnualReports/AR2013/Spanish/AR_2013_S.pdf
3 См. Официальный сайт революционных вооружённых сил Колумбии. - http://farc-ep.co/
4 Blasco E. El final de Hugo Chávez destapa su vinculación con el narcotráfico // ABC. 2012. - 30 de abril.
5 Давыдов В.М. Вопросы национальной безопасности в Латинской Америке // 2013 год. Научно-методические вопросы международной безопасности / Под. ред. Н.Н. Успенского. - М.: Известия, 2014. - С. 36.
6 Бродель Ф. Грамматика цивилизаций. - М.: Весь Мир, 2008. - С. 436.
7 Kourliandsky J. Renouveau politique et nouvelle donne diplomatique en Amérique latine // La revue internationale et stratégique. -Paris: Le monde diplomatique, 2010. - N 78. - P. 57.
8 От исп. desarrollo - развитие. Идейное течение, сформировавшееся в 1950-х - начале 1960-х. гг. Десаррольизм - условное обозначение широкого спектра реформистских течений в экономической науке латиноамериканских стран, подразумевавших латиноамериканскую версию кейнсианства с большой долей экономического национализма. См.: Давыдов В. М. Латиноамериканская периферия мирового капитализма. - М., Наука, 1991; Шестопал А.В. Леворадикальная социология в Латинской Америке. Критика основных концепций. - М.: Мысль, 1981.
9 См.: Пребиш Р. Периферийный капитализм: есть ли ему альтернатива. - М.: ИЛА РАН, 1992; Пшеворский А. Демократия и рынок. Политические и экономические реформы в Восточной Европе и Латинской Америке. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2000.
ного исследователя А.А. Лавут, которая отмечает, что «наличие схожих черт в культуре народов Латинской Америки, близость позиций на международной арене являются отражением центростремительных интеграционных импера-тив»1. Таким образом, финальная стадия единения государств латиноамериканского региона может быть достигнута лишь при институциональном оформлении межгосударственных отношений.
По убеждению латиноамериканского публициста К. Рохаса, «работа надгосударственных образований, которые опираются на мнение населения региона, не продвигая при этом империалистические идеи глобализации Латинской Америки с западным миром, может стать залогом развития региона, как в экономическом, так и в геополитическом плане»2. Принимая во внимание эти высказывания, можно предположить, что интеграционные процессы в регионе продолжат охватывать всё новые сферы. В свою очередь, это может превратить латиноамериканский регион в новый политической центр мира, с которым Россия могла бы более активно противостоять давлению США и других стран.
1 Лавут А.А. Поиски латиноамериканской модели // Латинская Америка. - М., 2011. - № 2. - С. 5.
2
Рохас К. Латинская Америка на распутье. Социальные движения и смерть современной политики. -
М.: Кругъ, 2012. -
160 с.