ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 27. ГЛОБАЛИСТИКА И ГЕОПОЛИТИКА. 2018. № 3
А.В. Посашкова*
РОЛЬ БРАЗИЛИИ В РАЗВИТИИ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА ЮЖНОАМЕРИКАНСКОМ КОНТИНЕНТЕ1
A.V. Posashkova
THE ROLE OF BRAZIL IN DEVELOPING
INTEGRATION PROCESSES
ON THE SOUTH AMERICAN CONTINENT
Статья посвящена роли Бразилии в развитии региональной интеграции на южноамериканском континенте в рамках УНАСУР и МЕРКОСУР — двух крупнейших интеграционных проектов с ее участием. Автор подробно рассматривает историю формирования УНАСУР, созданные под его эгидой институты и основные проекты в области интеграции. Бразилия стремится укрепить собственные геополитические позиции в Южной Америке и на мировой арене через консолидацию МЕРКОСУР и УНАСУР, однако автор приходит к выводу о наличии ряда факторов, затрудняющих ход интеграции. Одна из ключевых проблем состоит в том, что вектор развития данных интеграционных объединений отличает высокая волатильность, связанная со сменой правящих политических кругов. В этой связи большую опасность для стабильности обоих блоков представляет раскол между Венесуэлой и другими членами МЕРКОСУР. В настоящее время Бразилия и ее партнеры столкнулись с новыми вызовами и должны искать более гибкие формы интеграции, чтобы преодолеть существующие противоречия и предотвратить интеграционный спад.
Ключевые слова: Латинская Америка, Бразилия, интеграционные процессы, УНАСУР, региональная интеграция, МЕРКОСУР.
This article describes the role of Brazil in promoting integration processes on the South American continent within MERCOSUR and UNASUR, two largest integration projects with the participation of Brazil. The author explicitly examines the history of establishment of UNASUR, a number of institutions created within its framework and major integration projects. Brazil aspires to strengthen its own geopolitical position in South America and on the international arena by means of consolidation of MERCOSUR and UNASUR but the author concludes that there is a range of factors impeding integration. One of the key problems is that the course of development of these integration groups is characterized by high volatility, which is caused by the replacement of ruling circles. In this regard, the stability of both integra-
*Посашкова Алла Вадимовна — аспирант ф-та глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: [email protected]
1См.: Вестн. Моск. ун-та. Сер. 27. Глобалистика и геополитика. 2018. № 2.
tion groups is endangered due to the rift between Venezuela and other MERCOSUR members. Right now Brazil and its integration partners are faced with new challenges and have to seek more flexible forms of integration in order to overcome existing contradictions and prevent an integration downturn.
Key words: Latin America, Braz.il, integration processes, UNASUR, regional integration, MERCOSUR.
Начало XXI в. стало для Латинской Америки временем интеграционного бума, когда на геополитической сцене появилось сразу несколько новых игроков. Еще в середине 1990-х гг. в руководящих кругах Бразилии появилась идея образования нового объединения в масштабах всего континента2. После совещания президентов 12 государств Южной Америки, прошедшего в 2000 г. в г. Бразилиа, южноамериканский гигант активизировал свою деятельность в этом направлении и в итоге сыграл роль пропагандиста и главного вдохновителя интеграционного проекта, названного Южноамериканским сообществом наций (исп. Comunidad de Naciones Suramericanas). Официальной датой учреждения Сообщества стало 8 декабря 2004 г., а в мае 2008 г. оно было преобразовано в Союз южноамериканских наций УНАСУР (исп. Union de Naciones Suramericanas, UNASUR). Попытку реализовать идею общеконтинентального единства с участием всех 12 южноамериканских государств можно считать ответом на активно продвигаемую Соединенными Штатами инициативу формирования общеконтинентальной зоны свободной торговли АЛКА, которая позволила бы вовлечь латиноамериканские страны в орбиту американского влияния и распространить на них нормы, действующие в рамках НАФТА3. Бразилия рассматривала УНАСУР прежде всего как политический инструмент расширения собственного влияния на континенте, поэтому одной из важных стратегических целей объединения объявлялась координация внешней политики государств — участников южноамериканского блока. Договор об образовании УНАСУР от 23 мая 2008 г. вступил в силу 11 марта 2011 г., что стало завершающей точкой институционализации блока и оформления его юридического статуса.
Хотя изначально УНАСУР позиционировался как аналог Европейского союза, имел широкий спектр экономических целей и ориентировался на крупномасштабную «физическую» интеграцию в сфере энергетики, инфраструктуры, транспорта и связи4, многие проекты либо остались в подвешенном состоянии, либо продвигаются вперед слишком медленно. Экономическая повестка УНАСУР включала, например, создание Южно-
2 См.: Давыдов В.М., Бобровников А.В. Роль восходящих гигантов в мировой экономике и политике (шансы Бразилии и Мексики в глобальном измерении). М., 2009.
3 См.: Интеграционные процессы в Латинской Америке: Состояние и перспективы // Аналитические тетради ИЛА РАН. 2012. Вып. 22.
4 См.: Рыхтик М.И., Подгусков В.Н. МЕРКОСУР в системе союза Южноамериканских Наций (УНАСУР): Особенности, проблемы и перспективы // Вестн. Нижегород. ун-та им. Н.И.Лобачевского. 2010. № 5(1).
американской зоны свободной торговли, строительство крупнейшего газопровода Gasur, с помощью которого Венесуэла смогла бы поставлять свой газ на бразильский рынок, учреждение Банка Юга (исп. Banco del Sur), а также Инициативу по развитию южноамериканской региональной интеграции в области инфраструктуры (исп. Iniciativa para la Integración de la Infraestructura Regional Suramericana, IIRSA). Первые два проекта со временем перестали быть темой обсуждения на саммитах УНАСУР.
Что касается Банка Юга, задуманного как инструмент кредитования региональных проектов экономического развития с целью приобрести финансовую независимость от МВФ и Всемирного банка, процесс реализации этого плана был связан с многочисленными задержками. Проект этого финансового института был предложен У.Чавесом (1999—2013) и поддержан тогдашними президентами Бразилии и Аргентины — Л.И. Лу-лойда Силвой (2003—2011) и Н. Киршнером (2003—2007)5, а позже к нему присоединились Эквадор, Парагвай, Уругвай и Боливия. Предполагалось, что Банк Юга начнет осуществлять финансовые операции с 2013 г., однако дата неоднократно передвигалась, и 31 августа 2016 г. состоялось уже третье заседание Совета министров Банка Юга, на котором прошел очередной этап переговоров по запуску банка. Отчасти процесс тормозят противоречия среди государств — учредителей банка: если Бразилия и Аргентина настаивают на том, что Банк Юга должен финансировать крупные региональные проекты, то мелкие страны выступают за необходимость поддержки локальных проектов развития на льготных условиях6.
Экономическая инициатива IIRSA объединила 12 стран южноамериканского континента еще до образования УНАСУР, будучи впервые выдвинутой в 2000 г. на саммите государств Южной Америки, созванном по инициативе Бразилии и проведенном в ее столице. IIRSA включала 31 проект и была рассчитана на десятилетие, однако по окончании этого срока стало очевидно, что выделенного финансирования в размере 13,7 млрд долл. недостаточно, а число предлагаемых проектов превысило сотню, поэтому временные рамки осуществления программы IIRSA были сдвинуты. Новый план развития физической интеграции рассчитан на период с 2012 по 2022 г.7, заявленные объекты инфраструктуры включают в себя сети железных дорог от Тихого до Атлантического океана, автомобильные дороги, порты, газопроводы, мосты и каналы, и пока сложно оценить реальность выполнения этого плана и предположить, какие из проектов в действительности будут реализованы.
5 Banco del Sur La Razón (Edición Impresa). 17.09.2016. URL: http://la-razon.com/index.php ?_url=/opinion/editorial/Banco-Sur_0_2565343557.html (дата обращения: 12.12.2017).
6 Amadeo K.Banco del Sur: Definition, Members, Purpose, History//The Balance.08.09.2016. URL: https://www.thebalance.com/banco-del-sur-definition-members-purpose-history-3305910 (дата обращения: 20.12.2017).
7 Lee T. Regional and Local governance within a Global space: An empirical case study of Inter-oceanic Highway in South America. ISA-FLACSO International Conference. Buenos Aires, 2014. URL:http://web.isanet.org/Web/Conferences/FLACS0-ISA%20BuenosAires%202014/Archive/ b52dab78-b11d-4d87-9e1d-4ce0c55530ab.pdf (дата обращения: 11.01.2018).
Отдельного внимания заслуживает учреждение в 2008 г. по совместной инициативе Бразилии и Венесуэлы Южноамериканского совета обороны (исп. Consejo Suramericano de Seguridad), имевшего своей целью укрепление региональной безопасности и разрешение региональных конфликтов. При этом Бразилия предложила сделать дополнительный акцент на сотрудничестве в военной сфере и совместном производстве вооружений8. Вопросы региональной безопасности традиционно имеют принципиально важное значение для южноамериканских стран из-за необходимости противодействовать наркотрафику и организованной преступности, а также из-за тлеющих территориальных споров между некоторыми государствами в регионе. С участием этого органа государствам УНАСУР удалось избежать эскалации эквадорско-колумбийского территориального конфликта 2008 г., венесуэльско-колумбийского дипломатического кризиса 2010 г. Кроме того, именно УНАСУР смог амортизировать попытки государственного переворота в Боливии (2008), Гондурасе (2009) и Эквадоре (2010), «парламентский переворот» в Парагвае (2012), выступил медиатором во время политического кризиса в Венесуэле, способствуя диалогу между властью и оппозицией9.
Представляется очевидным, что УНАСУР не ставит приоритетом торговую либерализацию и выдвигает на первый план политику, социальную сферу, вопросы региональной безопасности. Таким образом, логика развития УНАСУР противоречит теории американского экономиста Б. Балас-са (1928—1991), согласно которой интеграция должна развиваться поступательно от зоны свободной торговли, простейшей формы экономической интеграции, к более сложным интеграционным формам, а именно таможенному союзу, после общему рынку, далее экономическому и валютному союзу и, наконец, к политическому союзу10. Между тем пример Евросоюза ясно показал, что движение к полноценной политической интеграции возможно только после прохождения стадии экономической интеграции, поэтому высока вероятность, что УНАСУР зайдет в тупик как интеграционное объединение и неизбежно столкнется с потерей динамизма. Тем не менее эта платформа все же остается полезной формой политического диалога и эффективным механизмом координации политических позиций южноамериканских государств, а вместе с тем и площадкой, позволяющей Бразилии так или иначе корректировать внешнеполитические курсы своих соседей и оказывать на них влияние, а также сохранять региональную стабильность. Немаловажным достижением стало присутствие на саммите БРИКС, прошедшем в 2014 г. в Форталезе и Бразилиа, глав всех 12 южноамериканских государств в качестве официальных представителей
8 См.: Костюнина Г.М., Пронина ЛК.Эволюция концепции формирования общерегиональной зоны свободной торговли в Латинской Америке // Российский внешнеэкономический вестник. 2008. № 7.
9 Hoffmann A.M. Venezuela, the Crisis and South American Regionalism // Boletín del ISIAE. 2015. N60.
10 См.: Мировая экономика и международные экономические отношения / Под ред. А.С. Булатова. М., 2016.
УНАСУР11, т.е. данная встреча превратилась в своеобразный межблоковыш форум и стала индикатором политической консолидации стран — участниц УНАСУР.
В отличие от УНАСУР или, например, возглавляемого Венесуэлой Боливарианского альянса АЛБА (исп. Alianza Bolivariana para los Pueblos de Nuestra America, ALBA), которым является политизированным объединением, МЕРКОСУР делает акцент на экономической составляющей, но в то же время и не придерживается таких строгих неолиберальных концептов, как НАФТАили Тихоокеанский альянс. В отношениях с государствами — членами МЕРКОСУР для Бразилии остается приоритетом построение грамотной макроэкономической политики и повышение конкурентоспособности латиноамериканских товаров на международном рышке. За время своего существования МЕРКОСУР успел проявить себя как достаточно успешное интеграционное объединение и достиг немалых успехов, однако нельзя опускать ряд факторов, тормозящих его развитие и противодействующих подъему бразильской экономики.
Прежде всего, это проблемы финансово-экономического характера. Их суть заключается в том, что карта Южной Америки представлена странами с очень разным уровнем экономического развития, но относительно низкой взаимодополняемостью экономик12. Нельзя не учесть и слаборазвитую инфраструктуру, а именно транспорт и связь, что также противодействует объединительным тенденциям. Кроме того, Аргентина достаточно часто в одностороннем порядке прибегает к мерам протекционистского характера в торгово-экономических отношениях с Бразилией и прочими странами блока.
Помимо этого, имеется расхождение взглядов относительно будущего МЕРКОСУР среди самих членов группировки. Так, на 46-м саммите МЕРКОСУР, прошедшем в 2014 г., явственно проявилось несовпадение позиций стран-участниц по вопросу траектории движения интеграционного блока. Президент Бразилии Д. Руссефф выступила за приоритетность торгово-экономического развития и включение экономик объединения в глобальную хозяйственную систему, заявив, что МЕРКОСУР «не есть ограниченное экономическое пространство», а также напомнила о необходимости возобновления переговоров о зоне свободной торговли с Евросоюзом, которые с переменным успехом ведутся уже с 1999 г.13 Такая позиция Бразилии диктуется, вероятно, высокой концентрацией в этой стране транснациональных корпораций, именуемых «мультилатинас»14, которые нуж-
11 См.: Пятаков А. UNASUR: Прагматичная мечта о единой Южной Америке // Российский совет по международным делам. 21.08.2014. URL: http://russiancouncil.ru/inner/ ?id_4=4227#top-content (дата обращения: 24.01.2018).
12 См.: Разумовский Д.В. Новые пути региональной интеграции: Латиноамериканский и восточноазиатский опыт // Вестн. Ин-та экономики РАН. 2014. № 1.
13 Vior E.J. El Mercosur oscila entre la integración y el libre comercio. Instituto Argentino para el desarrollo economico. 03.08.2014. URL: http://www.iade.org.ar/noticias/el-mercosur-oscila-entre-la-integracion-y-el-libre-comercio (дата обращения: 15.01.2018).
14 См.: Яковлев П.П. «Мультилатинас»: Трансграничный рывок латиноамериканского бизнеса // Латинская Америка. 2013. № 6.
даются в выходе на внешние рынки за пределы МЕРКОСУР. Но солидарность с Бразилией проявили лишь Уругвай и Парагвай, поэтому заключительная резолюция ограничилась исключительно общими формулировками, в которых говорилось о необходимости продолжить обмен мнениями с европейскими партнерами по спорным позициям и выражалась надежда получить от Евросоюза конкретные предложения. Связана эта ситуация в значительной степени с тем, что Аргентина и Венесуэла имеют разное видение стратегии развития блока МЕРКОСУР, уделяя большее внимание политико-идеологической составляющей. Венесуэла же, «хозяйка» обсуждаемого саммита, выступила с собственной инициативой по формированию Взаимодополняемой экономической зоны (ВЭЗ) в составе МЕРКОСУР, государств — членов АЛБА и союзников Венесуэлы, вошедших в организацию РеШеагЬг, которая была создана совместными усилиями Венесуэлы и Кубы с целью осуществления поставок энергоресурсов в страны Карибского бассейна и некоторые государства Центральной Америки по низким ценам и на льготных условиях15. Хотя предложение Венесуэлы и вошло в текст совместного коммюнике по итогам саммита в Каракасе, большинство экспертов сразу скептически отнеслись к перспективе построения ВЭЗ и расценили этот пункт как пропагандистское заявление.
Наконец, отдельная проблема заключается в крайне нестабильной политической обстановке внутри некоторых стран и дрейфующем внешнеполитическом курсе латиноамериканских государств. Первый пункт касается прежде всего Венесуэлы, политическое противостояние внутри которой наносит удар не только по руководству страны, но и по всей «боливари-анской оси» (речь идет о партнерах Венесуэлы по АЛБА, а именно Кубе, Боливии, Никарагуа, Эквадоре) и радикальным левым режимам. В 2012 г. Венесуэла вступила в МЕРКОСУР, по сути, в качестве финансового донора, теперь же вследствие пошатнувшейся экономической конъюнктуры ее присутствие в интеграционном объединении не несет никаких существенных экономических выгод для блока.
Немалую опасность для МЕРКОСУР таят в себе и политические противоречия, коснувшиеся самой Бразилии. Вслед за серией судебных дел против высших должностных лиц страны, в том числе и из ближайшего окружения Лулы, в2013 г. страну сотрясли массовые протесты, и хотя большая часть требований протестующих была удовлетворена, Бразилия вступила в полосу политической напряженности16. На президентских выборах 2014 г. Д. Руссефф обошла своего оппонента А. Невиса с разрывом всего в 3,28%, что свидетельствовало о расколе общества и о накалявшейся борьбе двух моделей развития: государственного дирижизма, пропаганди-
15 См.: Яковлева Н.М. Латиноамериканская интеграция в зеркале МЕРКОСУР //Российский совет по международным делам. 28.08.2014. URL: http://russiancouncil.ru/inner/ ?id_4=4259 (дата обращения: 14.01.2018).
16 См.: Окунева Л.С. Бразилия: Политический кризис вступает в решающую фазу // Российский совет по международным делам. 31.03.2016. URL: http://russiancouncil.ru/inner/ ?id_4=7484#top-content (дата обращения: 17.01.2018).
руемого правительством, и усиления рыночных рычагов, за что ратовал Невис. С весны 2015 г. в Бразилии вновь активизировались протестные движения, а к концу лета рейтинг Д. Руссефф упал до рекордно низких 7%, осенью того же года было найдено юридическое основание для импичмента президента. 18 апреля 2016 г. Национальный конгресс Бразилии проголосовал за импичмент Руссефф в связи с нарушением бюджетного закона, после чего глава государства покинула свой пост на 180 дней, а ее обязанности стал исполнять вице-президент М. Темер17. 31 августа Федеральный сенат принял решение об окончательном отстранении от должности преемницы Лулы. В контексте региональной интеграции все эти события означали, что теперь Бразилия всецело сосредоточится на разрешении внутренних проблем в ущерб внешней политике.
Импичмент президента Бразилии Д. Руссефф, а также поражение на президентских выборах 2015 г. в Аргентине проправительственного кандидата Д. Сциоли, ставленника бывшего президента К. Киршнер (2007—2015), и победа М. Макри, бизнесмена-политика либерального направления, свидетельствуют о смене политических ориентаций этих государств и отклонении от «левого дрейфа», наметившегося на рубеже ХХ—ХХ1 вв. Становится очевидным, что умеренные режимы «левого фланга» (Бразилия и Аргентина) ныне переходят к более прагматичной политике и отходят от конфронтации с США при одновременном усилении националистических тенденций. Так, например, Макри, выступая перед аргентинскими избирателями, заявил, что одной из его главных целей будет объединение аргентинской нации18. Как отметил новоизбранный президент, серьезными шагами в экономике должны стать либерализация валютного рынка, отказ от усиленного вмешательства государства в экономику, снижение экспортных пошлин на зерно. Стоит отметить, однако, что Макри одержал победу на выборах с разницей всего лишь в 2,68% голосов, что является подтверждением факта сильной поляризации аргентинского общества. Таким образом, можно констатировать, что и Бразилия, и Аргентина стоят на пороге выбора дальнейшей экономической траектории, и от этого выбора во многом будет зависеть и та модель развития, которой в дальнейшем будет придерживаться МЕРКОСУР.
Еще одна серьезная проблема, стоящая сегодня перед группой стран Южного конуса, — это наметившийся раскол между Венесуэлой и другими членами блока. После своего избрания президент М. Макри заявил, что первый свой визит в качестве главы государства он совершит в Бразилию, являющуюся основным союзником Аргентины, а также подтвердил свое намерение требовать приостановления членства Венесуэлы в блоке
17 Lo que significa la aprobación del "impeachment" a la presidenta de Brasil, Dilma Rous-seff // BBC. 12.05.2016. URL: http://www.bbc.com/mundo/noticias/2016/05/160512_dilma_ rousseff_brasil_impeachment_apartada_senado_votacion_presidente_temer_amv (дата обращения: 16.12.2017).
18 Выборы в Аргентине показали, что страна разделена // РИА Новости. 23.11.2015. URL: https://ria.ru/world/20151123/1326707432.html (дата обращения: 16.12.2017).
МЕРКОСУР в связи с нарушением прав человека19. После того как место Д. Руссефф на президентском посту занял вице-президент М. Темер, который будет возглавлять страну до конца 2018 г.20, в Бразилии последовала смена политического курса. Новый президент сразу ясно дал понять, что не будет ориентироваться ни на Венесуэлу, ни на другие политические режимы. В итоге Бразилия и Аргентина солидаризовались с Парагваем, который воспрепятствовал вступлению Венесуэлы в МЕРКОСУР в качестве полноправного члена еще в 2005 г. Лишь временная приостановка членства противника Каракаса в блоке в 2012 г. позволила Венесуэле стать полноправной участницей объединения. Сославшись на подписанный в 2005 г. Асунсьонский протокол об обязательствах по продвижению и защите прав человека в странах МЕРКОСУР, позволяющий приостанавливать членство в организации государств, где наблюдается систематическое нарушение прав человека21, бывшие союзники Боливарианской Республики заявили, что Венесуэла не отвечает требованиям, возложенным на нее в момент присоединения к блоку. Венесуэле был поставлен ультиматум, согласно которому ей предоставлялся срок до 1 декабря 2016 г., чтобы выполнить необходимые для членства в МЕРКОСУР требования, в случае же их невыполнения последует исключение из объединения22. События, связанные с импичментом президента Бразилии Д. Руссефф нанесли серьезный удар по бразильско-венесуэльским отношениям: в мае 2016 г., вслед за первым отстранением Руссефф от должности, посол Венесуэлы был временно отозван из Бразилии, после же финального решения об импичменте Каракас окончательно отозвал своего посла и заявил о том, что замораживает отношения с Бразилией. Таким образом, Венесуэла, ротационное председательство которой в МЕРКОСУР не было признано Бразилией, Аргентиной и Парагваем, оказалась в полной изоляции. В результате 2 декабря 2016 г. государства, входящие в объединение, официально объявили о временной приостановке членства Венесуэлы в организации в связи с невыполнением выдвинутых требований, а также несоответствием торговым и экономическим стандартам блока. В тот же день от Министерства иностранных дел Венесуэлы последовало заявление о том, что власти страны не признают данного решения организации. 5 августа 2017 г. состоялась встреча министров иностранных дел стран — участниц МЕРКОСУР, по итогам которой
19 El tema económico en Argentina lleva a Mauricio Macri a dar primeros pasos //El Universo. 24.11.2015. URL: http://www.eluniverso.com/noticias/2015/11/24/nota/5259384/tema-economico-argentina-lleva-macri-dar-primeros-pasos (дата обращения: 16.12.2017).
20 Brasil: el Senado destituyo a Dilma Rousseff por amplia mayoría //LaNacion. 31.08.2016. URL: http://www.lanacion.com.ar/1933259-impeachment-en-brasil-senado-dilma-rousseff-presidencia-michel-temer (дата обращения: 18.12.2017).
21 Protocolo de Asuncion sobre compromiso con la promocion y proteccion de los derechos humanos del MERCOSUR. Art. 4, 5. URL: http://www.cartillaciudadania.mercosur.int/uploads/ DEC_017-2005_ES_Protocolo%20DD-HH-MCS.pdf (дата обращения: 23.12.2017).
22 МЕРКОСУР поставил Венесуэле ультиматум для выполнения условий членства // Деловая газета «Взгляд». 14.09.2016. URL: http://www.vz.ru/news/2016/9/14/832335.html (дата обращения: 23.12.2017).
было принято единогласное решение об окончательной приостановке членства Венесуэлы в блоке23.
Стоит принять во внимание, что в 2005 г. именно Бразилия и Аргентина в лице Лулы да Силвы и Н. Киршнера активно выступали в пользу вступления Венесуэлы в МЕРКОСУР, поскольку идеология и политические симпатии в то время ставились выше национальных интересов24. После смены руководящих кругов в этих странах последовал отход от прежних концептов интеграции, что в очередной раз подчеркивает волатильность политического вектора в латиноамериканских странах в зависимости от того, каких политических взглядов придерживается глава государства. Сложившаяся вокруг членства Венесуэлы в МЕРКОСУР ситуация побуждает многих экспертов говорить о кризисе МЕРКОСУР и региональной интеграции в Латинской Америке, потому что венесуэльский кризис в некоторой степени можно считать следствием нежизнеспособности УНАСУР и Сообщества стран Латинской Америки и Карибского бассейна СЕЛАК (исп. Comunidad de Estados Latinoamericanos y Caribeños, CELAC), созданного в 2010 г. в качестве платформы для политического сотрудничества на региональном уровне и объединяющего все 33 латиноамериканских государства. Тем не менее было бы неправильно утверждать, что регион исчерпал свой интеграционный потенциал, представляется более корректным воспринимать текущую ситуацию как вызов, стоящий перед Бразилией и всем южноамериканским континентом.
Итак, в усилении региональной интеграции Бразилия видит путь к укреплению собственных геополитических позиций в мире, поэтому в течение последних двух с половиной десятилетий Бразилия упорно придерживалась стратегии, направленной на группирование южноамериканских стран вокруг Южного конуса и противодействие монопольному присутствию США на континенте. Являясь ядром МЕРКОСУР и УНАСУР, Бразилия рассматривает консолидацию этих интеграционных объединений как осевое направление своей внешней политики и в целях сближения со своими латиноамериканскими соседями опирается на сотрудничество в широком ряде областей, как то: торговля и инвестиции, энергетика, региональная инфраструктура, защита окружающей среды, вопросы образования и культуры25. Тем не менее нельзя игнорировать существующие между южноамериканскими партнерами идеологические, политические и экономические разногласия, а также потенциальные колебания во внешнеполитическом курсе стран МЕРКОСУР, связанные со сменой руководящих кругов в некоторых государствах блока. Все это требует от участников региональной интеграции, прежде всего Бразилии как ее локомотива,
23 Mercosur suspende a Venezuela indefinidamente //El Español. 05.08.2017. URL: https:// www.elespanol.com/mundo/20170805/236726653_0.html (дата обращения: 24.12.2017).
24 Malamud C. La crisis de Mercosur es la crisis de la integración regional latinoamericana // Infolatam. 07.08.2016. URL: http://www.infolatam.com/2016/08/07/la-crisis-de-mercosur-es-la-crisis-de-la-integracion-regional-latinoamericana/ (дата обращения: 15.01.2018).
25 См.: Ильин И.В., Леонова О.Г. Политическая глобалистика: Учебник и практикум для академического бакалавриата. М., 2017.
поиска более гибких форм партнерства, не требующих жесткой дисциплины, возможно с участием ограниченного числа стран, и поиска путей разрешения имеющихся противоречий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Выборы в Аргентине показали, что страна разделена// РИА Новости. 23.11.2015. URL: https://ria.ru/world/20151123/1326707432.html
Давыдов В.М., Бобровников А.В. Роль восходящих гигантов в мировой экономике и политике (шансы Бразилии и Мексики в глобальном измерении). М., 2009.
Ильин И.В., Леонова О.Г. Политическая глобалистика: Учебник и практикум для академического бакалавриата. М., 2017.
Интеграционные процессы в Латинской Америке: Состояние и перспективы // Аналитические тетради ИЛА РАН. 2012. Вып. 22.
Костюнина Г.М., Пронина Н.К. Эволюция концепции формирования общерегиональной зоны свободной торговли в Латинской Америке // Российский внешнеэкономический вестник. 2008. № 7.
МЕРКОСУР поставил Венесуэле ультиматум для выполнения условий членства // Деловая газета «Взгляд». 14.09.2016. URL: http://www.vz.ru/news/2016/9/ 14/832335.html
Мировая экономика и международные экономические отношения / Под ред. А.С.Булатова. М., 2016.
Окунева Л.С. Бразилия: Политический кризис вступает в решающую фазу // Российский совет по международным делам. 31.03.2016. URL: http://russiancouncil.ru/ inner/?id_4=7484#top-content
Пятаков А. UNASUR: Прагматичная мечта о единой Южной Америке // Российский совет по международным делам. 21.08.2014. URL: http://russiancouncil.ru/ inner/?id_4=4227#top-content
Разумовский Д.В. Новые пути региональной интеграции: Латиноамериканский и восточноазиатский опыт // Вестн. Ин-та экономики РАН. 2014. № 1.
Рыхтик М.И., Подгусков В.Н. МЕРКОСУР в системе союза Южноамериканских Наций (УНАСУР): Особенности, проблемы и перспективы // Вестн. Ниже-город. ун-та им. Н.И. Лобачевского. 2010. № 5(1).
Яковлев П.П. «Мультилатинас»: Трансграничный рывок латиноамериканского бизнеса //Латинская Америка. 2013. № 6.
Яковлева Н.М. Латиноамериканская интеграция в зеркале МЕРКОСУР // Российский совет по международным делам. 28.08.2014. URL: http://russiancouncil.ru/ inner/?id_4=4259
Amadeo K. Banco del Sur: Definition, Members, Purpose, History // The Balance. 08.09.2016. URL: https://www.thebalance.com/banco-del-sur-definition-members-purpose-history-3305910
Banco del Sur La Razon (Edicion Impresa). 17.09.2016. URL: http://la-razon.com/ index.php?_url=/opinion/editorial/Banco-Sur_0_2565343557.html
Brasil: el Senado destituyo a Dilma Rousseff por amplia mayoría // La Nacion. 31.08.2016. URL: http://www.lanacion.com.ar/1933259-impeachment-en-brasil-senado-dilma-rousseff-presidencia-michel-temer
El tema economico en Argentina lleva a Mauricio Macri a dar primeros pasos // El Universo. 24.11.2015. URL: http://www.eluniverso.com/noticias/2015/11/24/nota/ 5259384/tema-economico-argentina-lleva-macri-dar-primeros-pasos
Hoffmann A.M. Venezuela, the Crisis and South American Regionalism. Boletín del ISIAE. 2015. N 60. URL: http://www.cari.org.ar/pdf/boletin60.pdf
Lee T. Regional and Local governance within a Global space: an empirical case study of Inter-oceanic Highway in South America. ISA-FLACSO International Conference. Buenos Aires, 2014. URL: http://web.isanet.org/Web/Conferences/FLACSO-ISA%20BuenosAires%202014/Archive/b52dab78-b11d-4d87-9e1d-4ce0c55530ab.pdf
Lo que significa la aprobación del "impeachment" a la presidenta de Brasil, Dil-ma Rousseff // BBC. 12.05.2016. URL: http://www.bbc.com/mundo/noticias/2016/05/ 160512_dilma_rousseff_brasil_impeachment_apartada_senado_votacion_presidente_ temer_amv
Malamud C. La crisis de Mercosur es la crisis de la integration regional latinoamericana//Infolatam. 07.08.2016. URL: http://www.infolatam.com/2016/08/07/la-crisis-de-mercosur-es-la-crisis-de-la-integracion-regional-latinoamericana/
Mercosur suspende a Venezuela indefinidamente // El Espanol. 05.08.2017. URL: https://www.elespanol.com/mundo/20170805/236726653_0.html
Protocolo de Asuncion sobre compromiso con la promotion y protection de los derechos humanos del MERCOSUR, 19.06.2005. URL: http://www.cartillaciudadania. mercosur.int/uploads/DEC_017-2005_ES_Protocolo%20DD-HH-MCS.pdf
Vior E. J. El Mercosur oscila entre la integration y el libre comercio. Instituto Argentino para el desarrollo economico. 03.08.2014. URL: http://www.iade.org.ar/noticias/ el-mercosur-oscila-entre-la-integracion-y-el-libre-comercio