Научная статья на тему 'Институт «Взыскания убытков» в свете конституционного правоприменения и модернизации гражданского законодательства'

Институт «Взыскания убытков» в свете конституционного правоприменения и модернизации гражданского законодательства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
377
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эффективность взыскание убытков заранее оцененные убытки конституционное правоприменение договорное регулирование / efficiency collecting losses in advance liquidated damages constitutional right application contractual regulation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Либанова Светлана Эдуардовна

Представлен единый концептуальный подход к институту «взыскания убытков», обеспеченный конституционным правоприменением, являющийся эффективным при презюмировании судами договорного регулирования отношений сторон, исключающего субъективное вмешательство и судебное усмотрение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTE «COLLECTING LOSSES» IN THE LIGHT OF THE CONSTITUTIONAL RIGHT APPLICATION AND MODERNIZATION OF THE CIVIL LEGISLATION

Uniform conceptual approach to institute «collecting losses», provided with the constitutional right application is effective at a prezyumirovaniye vessels of contractual regulation of the relations of the parties, excluding subjective intervention and a judicial discretion.

Текст научной работы на тему «Институт «Взыскания убытков» в свете конституционного правоприменения и модернизации гражданского законодательства»

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2014. № 3 (40). С. 84-90.

УДК 347.4

ИНСТИТУТ «ВЗЫСКАНИЯ УБЫТКОВ»

В СВЕТЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ И МОДЕРНИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

INSTITUTE «COLLECTING LOSSES» IN THE LIGHT OF THE CONSTITUTIONAL

RIGHT APPLICATION AND MODERNIZATION OF THE CIVIL LEGISLATION

С. Э. ЛИБАНОВА (C. YE. LIBANOVA)

Представлен единый концептуальный подход к институту «взыскания убытков», обеспеченный конституционным правоприменением, являющийся эффективным при презюмировании судами договорного регулирования отношений сторон, исключающего субъективное вмешательство и судебное усмотрение.

Ключевые слова: эффективность; взыскание убытков; заранее оцененные убытки; конституционное правоприменение; договорное регулирование.

Uniform conceptual approach to institute «collecting losses», provided with the constitutional right application is effective at a prezyumirovaniye vessels of contractual regulation of the relations of the parties, excluding subjective intervention and a judicial discretion.

Key words: efficiency; collecting losses; in advance liquidated damages; constitutional right application; contractual regulation.

Законодательное регулирование охватило все сферы общественной жизни. Однако, «как показала практика, само по себе увеличение удельного веса законов в системе актов, на что изначально было ориентировано правотворчество, ещё не позволяет характеризовать закон как главный и реальный социальный регулятор» [1].

В любом развивающемся обществе и го -сударстве на любых стадиях их развития всегда будет актуальной и востребованной модернизация (как идея, как практика правоприменения и как политика). Именно модернизация, по нашему мнению, является способом их эволюции в новых реалиях государственной деятельности и правовой системы, развития всех юридических понятий, правовых институтов публичной власти, законодательства, законотворчества и подзаконного нормотворчества.

Определимся с понятийным аппаратом исследуемой научной проблемы.

Термин «модернизация» (англ. modern -обновленный, современный) чрезвычайно

популярен и часто употребляется во всех сферах и слоях общества, в том числе в федеральных законах [2], в подзаконных актах [3], в международных соглашениях [4].

Следует отметить, что понятие «модерн» является многозначным и употребляется для обозначения определённых периодов или промежутков времени, а также духовных направлений, характеризующихся чем-то новым, отличным от старого или имевшего место ранее. С исторической точки зрения категория «модерн» достаточно давно используется для европейского «Нового времени» [5] и индустриального капитализма. Самое первое определение модернизации было сформулировано Ш. Эйзенштадтом. По его мнению, модернизация - это процесс изменения в направлении тренда развития типов политических, экономических и социальных систем, сформировавшихся с XVII по XIX в. в Северной Америке и Западной Европе, затем подобные процессы распространились на европейские страны, а также в XIX и XX в. - на азиатский, африканский

© Либанова С. Э., 2014

84

Институт «взыскания убытков» в свете конституционного правоприменения...

и южноамериканский континенты [6]. Фердинанд Тённис указывал, что модернизация -переход от сообщества к обществу [7]. Исследования проблематики модернизации в зарубежной политологии начинаются с работ М. Вебера. По его мнению, модернизация -переход от ценностной рациональности к целерациональности [8].

По утверждению Г. В. Мальцева, применительно к праву модернизация - это осуществление серии целенаправленных преобразований, результатом которых является постепенное формирование новой правовой системы либо появление у действующей системы новых качеств, черт или существенных признаков [9].

Процессы модернизации законодательства в современных экономических мировых условиях тесно переплетаются с процессами и задачами инновационного развития России. С модернизацией государственно-правовой жизни связана инновационная деятельность, т. е. «совершенствование государства, общества и экономики, отвечающее современным требованиям» [10]. Признак новизны в понимании инновации соответствует по значению понятию «модернизация» и характеризует какие-либо преобразования. Параметры инновационного развития России на долгосрочную перспективу сформулированы в Программе инновационного развития до 2020 г. Решение поставленных в ней задач будет способствовать созданию экономики, основанной на интеллектуальном превосходстве и производстве уникальных знаний [11].

Наибольшей модернизации, на наш взгляд, в настоящее время подвергнуто именно гражданское законодательство. Это связано с принятием Федерального закона Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. № 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Следовательно, модернизация законодательства требует не только новых законов, но и новых подходов к решению стоящих перед государством и обществом проблем в современных экономических условиях. Представляется, что одним из вариантов решения является обеспечение государством конституционного правоприменения.

Применение права понимается нами в общепризнанном смысле как властно-органи-зующая деятельность компетентных органов и лиц, обеспечивающих в конкретных жизненных случаях реализацию юридических норм гражданами и их объединениями, и рассматривается на примере деятельности судов в цивилистических процессах.

Под конституционным правоприменением нами понимается обеспечение верховенства Конституции РФ над иными законами и соблюдение Россией ст. 1, 6, 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. [12], возлагающих на неё обязанность создать и обеспечить систему эффективных механизмов защиты прав человека, в том числе условий функционирования свободных и беспристрастных судов, применяющих конституционные принципы отправления правосудия. Полагаем, что практическую реализацию положений п. 1 ст. 6 Конвенции призван обеспечить принятый 20 мая 2011 г. № 657 Указ Президента Российской Федерации «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации». Автором статьи разработана концепция обеспечения «конституционности в правоприменении» через действие механизма обеспечения конституционных прав человека, основанного на трёх базовых принципах-гарантиях Конституции, обеспечивающих неизбежность реализации верховенства права путём эффективного надзора общества за неукоснительным применением судами решений Конституционного Суда РФ и постановлений Европейского Суда по правам человека (далее ЕСПЧ), осуществляемого правозащитными институтами гражданского общества, члены которых являются независимыми от государства экономически и организационно знатоками права [13].

В статье используется термин «эффективность», являющийся критерием особого качества предлагаемой концепции эфективной конституционнализации правоприменения.

Понятие эффективности вообще и эффективности юридического механизма обеспечения в частности предполагает элемент сравнения. Важно знать, какие методы, средства, условия, факторы дают ощутимые результаты, а какие действуют с меньшей отдачей [14].

85

С. Э. Либанова

Определению эффективности обеспечения прав и свобод в научной литературе посвящено немало страниц, но единый критерий не выработан. Само понятие эффективности напрямую зависит от предмета и объекта исследования. И. С. Самощенко и В. Н. Никитинский, например, предлагают рассматривать эффективность как адекватность положений закона потребностям жизни между намеченными и достигнутыми результатами [15].

A. В. Малько рассматривает понятие эффективности во взаимосвязи с социальными ценностями, определяет её в качестве степени реализации, достижения соответствующих ценностей. Он полагает, что сама эффективность выступает как осуществленная цель-ценность, результативная ценность или ценностная результативность, качество реализованной ценности (полезности) [16]. Исследовать эффективность, исключая цели и результаты, сложно. Это признают даже противники концепции соотношения фактического результата и цели. В частности, Л. Л. Попов, критикуя точку зрения М. Д. Шарогородского по данному вопросу, даёт общее определение эффективности через «мерило», степень достижения какой-либо цели (задачи) [17].

B. В. Лазарев признает достижение цели «мерилом» эффективности, а саму цель - критерием эффективности, утверждая, что нельзя отказывать в этом качестве средствам, которые ведут к данной цели в силу их диалектического единства и взаимообусловленности. Без средств цели не реальны, не осуществимы, равно как и при отсутствии целей действительные средства не приводят ни к какому результату [18].

Эффективность в рамках настоящего исследования определяется нами как оптимизация [19] процесса конституционного правоприменения и законотворчества, основанная на принципах и гарантиях Конституции РФ (признанных в демократическом обществе стандартах), обеспечивающих реализацию высшей конституционной ценности, создающих правовые условия неизбежности восстановления и невозможности нарушения конституционных прав как человека, так и гражданского общества, обеспеченная деятельностью институциональных систем государства и гражданского общества в сфере конституционного гарантирования прав человека [20].

Законы должны быть четкими, иметь экономическую основу, финансовое обеспечение, а правоприменение норм гражданского права должно стать конституционным.

Обеспечить конституционное единообразие правоприменения возможно при наличии максимальной чёткости изложения нормы права и неукоснительном следовании всеми правоприменителями конституционным принципам. Действующей норму права делает наличие объективных условий для её реального применения.

Модернизации законодательства решается через конституционное правоприменение в деятельности судов.

Чем чётче изложен закон, тем меньше требуется его толковать. Существует два легитимных, применяемых судом вида толкования: по духу закона и по букве закона.

В силу ст. 56 ГПК РФ и ст. 65 АПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований. В соответствии со ст. 71 АПК РФ и ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем и полном исследовании имеющихся в деле доказательств без поиска истины. Главной его задачей является оценка представленных сторонами в дело доказательств.

Представляется, что одна из проблем, требующая срочного инновационного решения, кроется в том, что перевод судебной системы на принцип состязательности осуществлен в отсутствие в процессуальной науке однозначных, равнопонимаемых и единообразно применяемых критериев определения элементов такого правового феномена, как доказывание.

Эффективность правоприменения зависит от его взаимодействия с законотворчеством. Новые процессуальные кодексы освободили суд от установления истины по делу. Англо-американская концепция состязательности в российском правоприменении существенно ущемляет конституционные права человека.

Одним из ключевых элементов нового концептуального подхода является презюми-рование судами договорного регулирования отношений сторон, исключающее субъективное вмешательство и судебное усмотре-

86

Институт «взыскания убытков» в свете конституционного правоприменения...

ние, основанное на конституционных принципах.

Данное предложение базируется на новой тенденции конституционного развития современной России по усилению частноправовых начал публичного права. Права и свободы, обеспечиваемые и защищаемые с помощью частно-правовых механизмов, получили публично-правовое оформление и защиту. Данное взаимодействие оценивается в науке двояко: как усиление частно-правовых начал публичного права и как «публици-зация частного права» [21].

Обозначенный процесс протекает не только между конституционным и гражданским правом, но и между гражданским правом и иными отраслями права. Усиление роли конституционных принципов как источников правового регулирования гражданских правоотношений свидетельствует о внедрении в отечественную правовую систему общемировых правовых ценностей. Конститу -ционные принципы, имея объективную природу, обладают предельной юридической насыщенностью содержания, предполагающей возможность многообразных интерпретаций с учётом изменения общественно-политической жизни, в том числе направления развития гражданского права и процесса в долгосрочной перспективе. Они должны непосредственно применяться при разрешении конкретных дел всеми общими и специальными судами. При признании судом несоответствия нормативного акта (закона) принципу он обязан решать дело на основе принципа права, что отражено в решениях ЕСПЧ.

Недостатки законодательного, правоохранительного и правоприменительного процессов влекут издание и иногда длительное правоприменение неконституционных правовых решений. В решениях Конституционного Суда РФ затрагиваются вопросы права частной собственности и права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной незапрещённой экономической деятельности. Фактически новым словом в экономической характеристике конституционного статуса личности явилось обоснование Конституционным Судом РФ конституционно-правовой природы принципа свободы договора [22], что, на наш взгляд, полностью соответствует

ст. 18 Конституции РФ и имеет актуальнейшее значение как для единообразия конституционного правоприменения гражданского законодательства, так и для экономики России.

Важное значение в договорном регулировании взаимоотношений хозяйствующих субъектов имеют экономические критерии. Анализируя процесс обмена между товаровладельцами, К. Маркс отметил: «Это юридическое отношение, формой которого является договор, - всё равно закреплён ли он законом или нет - есть волевое отношение, в котором отражается экономическое отношение. Содержание этого юридического, или волевого, отношения дано самим экономическим отношением» [23].

Именно гражданско-правовой договор создаёт механизм саморегулирования, основанный на конституционных нормах с учётом соблюдения экономических интересов сторон.

Посредством презюмирования судами выполнения условий договора, руководствуясь конституционными принципами, возможно решение множества правовых коллизий, а в итоге - экономических проблем всего общества. Эффективность реализации права путём единообразия конституционного правоприменения незамедлительно увеличит эффективность процесса модернизации гражданского законодательства.

Критическая оценка достижений циви-листической науки в исследовании такой меры ответственности, как взыскание убытков, позволяет прийти к выводу о необходимости модернизации многих прежних теоретических положений.

Пришло время и в российском праве для смены акцентов в концепции гражданской ответственности. В правоприменении основное значение необходимо придавать не санкции, применяемой к виновному лицу, а праву потерпевшего на получение возмещения.

Появление п. 3 в ст. 401 ГК РФ как законодательная возможность отступления от принципа вины является первым признаком и подтверждает обоснованность предлагаемого принципиального изменения порядка доказывания причинной связи между поведением должника и наступившими убытками.

Нами отмечалась необходимость выработки рекомендаций, направленных на совершенствование практики применения гра-

87

С. Э. Либанова

жданско-правовых норм, регулирующих институт «взыскания убытков», являющийся межотраслевым и универсальным (теоретическая возможность взыскания практически при любом нарушении прав и законных интересов в различных отраслях права) [24]. Но взыскать убытки в настоящее время в полном объёме невозможно, несмотря на требования ст. 15 ГК РФ, так как сложно определить их размер даже при доказанности факта причинения и наличия причинной связи. Анализ судебно-арбитражной практики свидетельствует о значительных колебаниях при рассмотрении дел о взыскании убытков [25]. Возмещение убытков является одной из форм гражданско-правовой ответственности, под которой понимается форма выражения дополнительных обременений, возлагаемых на правонарушителя. В соответствии с п. 1 ст. 393 ГК РФ возмещению подлежат лишь убытки, причинённые противоправным поведением должника. Добросовестный кредитор (истец по делам о взыскании убытков) обязан представить доказательства в обоснование своих требований (как по поводу нарушенного права, так и в отношении самого нарушения), в том числе «разумности» установленного в договоре метода и размера исчисления убытков, при отсутствии чёткого определения «разумности» в законе и науке. Поэтому недобросовестному должнику (ответчику) не требуется прилагать усилий для состязательности в суде. Одним из негативных последствий судебного решения является существенное отличие суммы реальных и номинальных убытков, возникших у истца, порождающих неверие в справедливое правосудие и судебную реформу, прогрессирование правого нигилизма, повсеместное неисполнение обязательств, упадок экономики.

Одной из концепций конституционного правоприменения и модернизации гражданского законодательства, ведущей к гармоничному развитию цивилизованного рынка, является утверждение о том, что недобросовестным должником должно быть не выгодно, в первую очередь экономически. Возможны два пути решения данной проблемы: законодательный и правоприменительный [26]».

Для решения проблем возмещения убытков полагаем возможным использовать категорию, известную в англо-американском

праве - «заранее оцененные убытки». Согласно ЕТК США «убытки, подлежащие возмещению при нарушении договора, называются заранее оцененными, если в договоре указана либо подлежащая уплате при нарушении договора сумма, либо способ исчисления такой суммы» [27].

Представляется, что в России в условиях инновационной модернизации действующего гражданского законодательства и обеспечения единообразия конституционного правоприменения следует упразднить негативное отношение к штрафным убыткам и предоставить сторонам сделки возможность указывать в договоре сумму, взыскиваемую в качестве «компенсации» за нарушение обязательств, не подлежащую снижению судом, назвав её «заранее оцененными убытками».

Эффективность реализации данного предложения очевидна, преимущества бесспорны: сократится количество неисполненных обязательств; право выбора останется за стороной, имеющей возможность не платить сумму убытков, выполнив обязательства надлежащим образом (ст. 307 ГК РФ); упростится расчёт рисков, снизится стоимость доказательств. Для истца это может оказаться единственной возможностью компенсировать убытки и даже избежать их возникновение из-за экономической нецелесообразности спора для должника.

Возможно законодательно закрепить данную концепцию в ст. 15 ГК РФ, указав: «Сторонами могут быть предусмотрены заранее оцененные убытки, размер которых не подлежит пересмотру судом, за исключением случаев, прямо указанных в законе».

Законодательное нововведение концепции «заранее оцененных убытков», размер которых согласован в договоре и признается судом как подлежащий взысканию, позволит устранить наличие субъективности в оценочной деятельности суда по определению экономической категории, увеличить число удовлетворенных исков добросовестных кредиторов и, в конечном счёте, искоренить недобросовестных должников, сделав надлежащее исполнение обязательств правилом, а не исключением. Например, германское законодательство предусматривает возможность требовать даже компенсацию так назы-

88

Институт «взыскания убытков» в свете конституционного правоприменения...

ваемого «интереса» (п. 250 Германского гражданского уложения) [28].

Признавая целесообразность и актуальность внедрения концепции «заранее оцененных убытков», нельзя не отметить, что такая возможность была известна дореволюционному российскому законодательству и судебной практике. Положениями о поставках продукции и товаров народного потребления 1988 г. рассматривалась возможность включения твердых убытков в текст договора. Пунктом 65 этого Положения предусмотрены форма их выражения, преимущества применения и вероятные ограничения. Соглашение об ограничении размера убытков является легитимным и соответствует природе гражданско-правовых отношений (ст. 421 ГК РФ), норма п. 2 ст. 9 ГК РФ также не препятствует таким договоренностям. Следовательно, право сторон на формирование условий соглашения включает в себя и возможность определять режим ответственности. Ограничения размера компенсации, установленные национальной правовой системой, могут быть преодолены в результате действия международных правил (например, ст. 41 Конвенции о защите прав человека и основных свобод). Представляется, что кредитор-истец должен быть освобожден от обязанности принятия каких-либо мер по предотвращению убытков при наличии в договоре размера «заранее оцененных убытков», презюмируемого судом при отсутствии доказательств должником наличия неосновательного обогащения у кредитора и его размера.

Решение описанной проблемы требует законотворческого подхода, но уже сегодня возможно в порядке разъяснений, например, совместным постановлением Пленума ВАС РФ и ВС РФ, объединяющихся в настоящее время в единый суд, определить порядок правоприменения договорного регулирования института «заранее оцененных сторонами убытков», отметив не только их легитимность, но и презумпцию, соответствующую конституционным принципам при определении размера, подлежащего взысканию в суде, и признания Конституционным Судом РФ конституционно-правовой природы принципа свободы договора. С помощью судебных разъяснений, обеспечивающих единообразие конституционного правоприменения значи-

мых положений закона можно ускорить внедрение норм, требующих незамедлительно закрепления в законе в силу изменившихся экономических условий жизни. Стороны ци-вилистических процессов получат реальную возможность осуществлять защиту своих прав самостоятельно, сократится загруженность судов, не выполнять договорные обязательства станет экономически не выгодно.

Предлагаем следующую редакцию ст. 15 ГК РФ: «1. Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в ином размере. 2. Убытки - это уже имеющиеся либо предстоящие имущественные потери, возникшие в результате правонарушения, подлежащие возмещению по выбору кредитора либо в натуральном виде, либо в денежном выражении в размере, предусмотренном законом или договором.

Сторонами могут быть предусмотрены “заранее оцененные убытки”, размер которых не подлежит пересмотру судом, за исключением случаев, прямо указанных в законе. Защита прав должника обеспечивается доказыванием неосновательного обогащения кредитора».

Предлагаемый подход является вариантом национальной концепции презюмирова-ния договорного регулирования института «заранее оцененных убытков» как эффективного способа модернизации гражданского законодательства, обеспечивающего единообразие конституционного правоприменения. 1 2 3

1. Хабриева Т. Я. Стабильность закона, модернизация законодательства и задачи юридической науки // Закон: стабильность и динамика : материалы заседания Международной школы-практикума молодых учёных-юристов (Москва, 1-3 июня 2006 г.) / отв. ред. Т. Я. Хабриева. - М. : Юридическая фирма КОНТРАКТ, 2007.

2. О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства : Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ (ред. от 23 июля 2013 г.) // СЗ РФ. - 2007. - № 30. -Ст. 3799.

3. О Президентской программе повышения квалификации инженерных кадров на 2012-2014 годы : Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 594 // СЗ РФ. 2012. - № 19. - Ст. 2331 ; О Национальной стратегии противодействия

89

С. Э. Либанова

коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы : Указ Президента РФ от 13 апреля 2010 г. № 460 (ред. от 13 марта 2012 г.) ; Об утверждении Стратегии развития геологической отрасли Российской Федерации до 2030 года : Распоряжение Правительства РФ от 21 июня 2010 г. № 1039-р // СЗ РФ. - 2010. - № 26. - Ст. 3399.

4. Протокол между Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством коммерции Китайской Народной Республики о механизме реализации Меморандума между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области модернизации экономики (подписан в г. Москве 6 декабря 2012 г.). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Гегель Г. В. Ф. Философия права. - М., 1990. - С. 228.

6. Eisenstadt S. Modernization: Protest and

Change. - New York, 1966. - С. 1.

7. Frisby D. Fragments of Modernity. - Cambridge, 1986. - С. 9.

8. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. - М., 1990. - С. 206.

9. Мальцев Г. В. Понимание права. Подходы и проблемы. - М. : Прометей, 1999. - С. 386387.

10. Белых В. С. Модернизация российской экономики и предпринимательского законодательства: вопросы теории и практики : монография / под общ. ред. А. И. Татаркина. - Екатеринбург, 2011. - С. 17.

11. Базовым в регулировании инновационной деятельности является Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (Белоусов А. Л. Правовые аспекты формирования инновационной инфраструктуры экономики // Право и бизнес : сборник статей I Ежегодной междунар. науч.-практ. конф., приуроченной к 80-летию со дня рождения профессора В. С. Мартемьянова / М. Ю. Абрамкина, М. Г. Абрамова, А. А. Алпатов и др.; под ред. И. В. Ершовой. - М. : Юрист, 2012).

12. Распоряжение Президента РФ от 13 февраля 1996 г. № 66-рп // СЗ РФ. - 1996. - № 8. -Раздел третий. - Ст. 743.

13. Либанова С. Э. Адвокатура в механизме обеспечения конституционных прав человека в Российской Федерации: конституционно-правовое исследование : дис. ... д-ра юрид. наук.

- Екатеринбург, 2013. - 482 с.

14. Лазарев В. В. Эффективность правоохранительных актов. - Казань, 1975. - С. 91.

15. Самощенко И. С., Никитинский В. Н. О понятии эффективности правовых норм. -

Вып. 18. - М., 1969. - С. 17-18.

16. Малько А. В. Теория государства и права в вопросах и ответах. - М., 2002. - С. 116.

17. Попов Л. Л. Эффективность административно-правовых санкций. - М., 1976. - С. 85.

18. Лазарев В. В. Эффективность правоприменительных актов. - М., 1975. - С. 97.

19. См.: Ожегов С. И., ШведоваН. Ю. Толковый словарь русского языка : 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. - 4-е изд., доп. - М. : ООО «ИНФОТЕХ», 2010. - С. 424.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Либанова С. Э. Адвокатура в механизме обеспечения конституционных прав человека в Российской Федерации: конституционно-правовое исследование : дис. . д-ра юрид. наук.

- Екатеринбург, 2013. - 482 с.

21. Саватье Р. Теория обязательств. - М., 1972. -С. 201-217.

22. См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 24 февраля 2004 г. № 3-П // СЗ РФ. -2004. - № 9. - Ст. 830.

23. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т. 25, ч. 1. - С. 373.

24. Либанова С. Э. Особенности возмещения убытков в различных отраслях права : учеб. пособие. - Курган : Изд-во КГУ 2007. -С. 62-195.

25. Там же.

26. Либанова С. Э. Особенности возмещения убытков в различных отраслях права. - С. 42.

27. Ансон В. Договорное право / под ред. О. Н. Садикова. - М., 1984. - С. 346.

28. Jauerning. Schlechtriem-Sturner. Teichmann-Vollkommer. BGB. Burgerliches Gesetzbuch. -7 Auflage. - 1994. - S. 227.

90

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.