Научная статья на тему 'ИНСТИТУТ ВОЗМЕЩЕНИЯ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ПРАВОМЕРНЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФ'

ИНСТИТУТ ВОЗМЕЩЕНИЯ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ПРАВОМЕРНЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
214
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
возмещение вреда / компенсация ущерба / правомерно причиненный вред / государственные органы / ОВД РФ. / compensation for harm / compensation for damage / lawfully caused harm / state bodies / internal affairs of the Russian Federation.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Наталия Александровна Малышева

Рассматривается значение института возмещения вреда, причиненного правомерными действиями государственных органов, в деятельности сотрудников ОВД РФ. Анализируется содержание ст. 16.1 ГК РФ и иных нормативных актов, регулирующих вопросы компенсации ущерба, причиненного правомерными действиями сотрудников ОВД РФ. Делается вывод, что сотрудники ОВД РФ, выполняя служебные задачи в рамках предоставленных прав, становятся субъектами правомерного причинения вреда, однако, механизм возмещения такого вреда, подлежит совершенствованию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Наталия Александровна Малышева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTE OF DAMAGES FOR HARM INFLICTED BY LAWFUL ACTIONS OF THE PUBLIC AUTHORITIES IN THE ACTIVITIES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

The importance of the institution of compensation for damage caused by lawful actions of state bodies in the activities of employees of the Department of Internal Affairs of the Russian Federation is considered. The content of art. 16.1 of the Civil Code of the Russian Federation and other regulatory acts regulating the issues of compensation for damage caused by lawful actions of employees of the Department of Internal Affairs of the Russian Federation is analyzed. It is concluded that employees of the Department of Internal Affairs of the Russian Federation, performing official tasks within the framework of the granted rights, become subjects of lawful harm, however, the mechanism for compensating such harm is subject to improvement

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУТ ВОЗМЕЩЕНИЯ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ПРАВОМЕРНЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФ»

УДК 347.42 ББК 67.404

Научная специальность 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

DOI 10.24411/2073-0454-2020-10393 © Н.А. Малышева, 2020

ИНСТИТУТ ВОЗМЕЩЕНИЯ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ПРАВОМЕРНЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФ

Наталия Александровна Малышева, адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: malyshNA95@mail.ru

Научный руководитель: профессор кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, профессор А.Н. Кузбагаров

Аннотация. Рассматривается значение института возмещения вреда, причиненного правомерными действиями государственных органов, в деятельности сотрудников ОВД РФ. Анализируется содержание ст. 16.1 ГК РФ и иных нормативных актов, регулирующих вопросы компенсации ущерба, причиненного правомерными действиями сотрудников ОВД РФ. Делается вывод, что сотрудники ОВД РФ, выполняя служебные задачи в рамках предоставленных прав, становятся субъектами правомерного причинения вреда, однако, механизм возмещения такого вреда, подлежит совершенствованию.

Ключевые слова: возмещение вреда, компенсация ущерба, правомерно причиненный вред, государственные органы, ОВД РФ.

INSTITUTE OF DAMAGES FOR HARM INFLICTED BY LAWFUL ACTIONS OF THE PUBLIC AUTHORITIES IN THE ACTIVITIES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

Nataliya A. Malysheva, Adjunct of Faculty of Preparation of Scientific and Pedagogical and Scientific Personnel Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: malyshNA95@mail.ru

Supervisor: Professor of the Department of Civil and Labor Law, Civil Process of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor of Legal Sciences, Professor A.N. Kuzbagarov

Abstract. The importance of the institution of compensation for damage caused by lawful actions of state bodies in the activities of employees of the Department of Internal Affairs of the Russian Federation is considered. The content of art. 16.1 of the Civil Code of the Russian Federation and other regulatory acts regulating the issues of compensation for damage caused by lawful actions of employees of the Department of Internal Affairs of the Russian Federation is analyzed. It is concluded that employees of the Department of Internal Affairs of the Russian Federation, performing official tasks within the framework of the granted rights, become subjects of lawful harm, however, the mechanism for compensating such harm is subject to improvement.

Keywords: compensation for harm, compensation for damage, lawfully caused harm, state bodies, internal affairs of the Russian Federation.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Малышева Н.А. Институт возмещения вреда, причиненного правомерными действиями государственных органов, в деятельности органов внутренних дел РФ. Вестник Московского университета МВД России. 2020;(7): 100— 103.

Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятого Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1979 г. (резолюция № 34/169), закрепляет положение о том, что должностные лица по поддержанию правопорядка призваны защищать права и свободы других лиц с высокой степенью ответственности, которой требует их профессия [4, с. 320]. В современном механизме защиты прав и свобод личности органы внутренних дел РФ (далее — ОВД РФ) занимают особую роль.

Работа сотрудников ОВД непредсказуема, зачастую связана с риском для их жизни и здоровья. В условиях напряженности, высокой физической и психической нагрузки сотрудники ОВД обязаны соблюдать и выполнять требования закона1, не выходить за

1 Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 (ред. от 16 декабря 2019 г.) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 1 января 2020 г.) // СПС «Консультант Плюс».

^¡¡^ ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ ^¡¡^

рамки правового поля. Отметим, что масштабная реформа МВД России 2009-2011 гг. значительно повысила требования к морально-нравственному облику сотрудников, соблюдению ими служебной дисциплины и законности [7, с. 128]. В результате проведенной всесторонней работы отмечается значительное снижение противоправных действий со стороны сотрудников. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, за 2019 г. 83% опрошенных граждан не сталкивались с действиями полиции, нарушающими права человека (аналогичный показатель в 2009 г. составлял 62%)2. Также существенно возрос уровень общественного доверия граждан к сотрудникам полиции [3, с. 4]. Р.Д. Галиева отмечает, что в современных условиях формируются новые стандарты полицейской деятельности, требующие перехода ее главной контрольной функции к обслуживающей [1, с. 55]. При таком подходе важным показателем профессионализма сотрудников становится состояние законности и служебной дисциплины.

ОВД РФ представляют собой многоуровневую систему правоохранительных органов в системе Министерства внутренних дел РФ (далее — МВД России). Каждое подразделение ОВД РФ включает многочисленный штат сотрудников, многие из которых выполняют свои служебные обязанности в условиях, опасных для жизни и здоровья. Поскольку деятельность по охране прав и свобод граждан зачастую связана с опасностью для жизни самих сотрудников, нередко они вынуждены принимать нестандартные решения, а иногда идти на крайние меры в пределах предоставленных прав. Однако, принятые решения не всегда влекут положительные последствия. В результате совершенных действий сотрудников ОВД имуществу граждан и юридических лиц может быть причинен вред, возмещение которого предусмотрено ст. 16.1 ГК РФ.

Институт возмещения вреда, причиненного правомерными действиями государственных органов, был известен еще отечественному законодательству советского периода. Декрет СНК РСФСР от 17 октября 1921 г. «О порядке реквизиции и конфискации имущества частных лиц и обществ»3 предусматривал принудительное возмездное отчуждение имущества граждан в силу государственной необходимости. Отчуждение производилось по постановлениям Совета Труда и Обороны и только в крайних случаях. Граждане получали вознаграждение за отчуждаемое имущество, этим подчеркивалась правомерность действий государственных органов.

Принятый в 1994 г. ГК РФ не устанавливал механизм возмещения вреда, причиненного имуще-

ству граждан или юридических лиц правомерными действиями государственных органов. Кодекс содержал лишь отдельные положения о возможности возмещении такого вреда, например, при реквизиции имущества.

С принятием Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», ГК РФ был дополнен ст. 16.1 «Компенсация ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления». Важно отметить, что возмещение вреда, причиненного правомерными действиями, возможно лишь в случаях, предусмотренных законом, о чем свидетельствуют ст. 16.1 и ч. 3 ст. 1064 ГК РФ. Однако, ни одна из названных норм не указывает конкретного нормативного акта, который бы содержал перечень правомерных действий или случаев, позволяющих возместить причиненный вред. А.В. Макси-менко и Т.С. Колесова считают, что принятых законодателем изменений по вопросу возмещения вреда, причиненного сотрудниками ОВД РФ, недостаточно для полного обеспечения баланса прав и интересов граждан в этой области [6, с. 69].

Мы полностью согласны с обозначенной позицией, поскольку считаем, что законодательство должно отвечать требованиям действительности, так как ОВД РФ являются первоочередными субъектами причинения вреда правомерными действиями. В их структуру входят оперативные и следственные подразделения, службы участковых уполномоченных полиции, подразделения патрульно-постовой службы, ГИБДД. Сотрудники названных подразделений регулярно работают с гражданами, юридическими лицами или с их имуществом. Кроме того, правовой статус многих сотрудников включает права по вынужденному причинению вреда. Например, Устав патрульно-постовой службы полиции, утвержденный приказом МВД России от 29 января 2008 г. № 80, предусматривает право сотрудников ППСП при несении службы на применение физической силы специальных средств и огнестрельного оружия, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнения возложенных на них4.

2 Общественное мнение. Работа полиции: доверие и оценки // URL://https://мвд.рф/publicopinion

3 Декрет СНК РСФСР от 17 октября 1921 г. «О порядке реквизиции и конфискации имущества частных лиц и обществ» // СПС «Консультант Плюс».

4 Приказ МВД России от 29 января 2008 г. № 80 (ред. от 12 февраля 2015 г.) «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции» (вместе с «Уставом патрульно-постовой службы полиции») (зарег. в Минюсте России 5 марта 2008 г. № 11290) // СПС «Консультант Плюс».

Иными словами, в исключительных случаях закон позволяет прибегать сотрудникам ППСП к насильственным способам. Очевидно, что при реализации таких прав последствия могут быть самыми разнообразными. Действия сотрудников полиции, безусловно, должны быть рассмотрены на предмет законности, ведь выявление гражданско-правовой противоправности поведения участников имеет значение в решении вопроса об одноименной ответственности [5, с. 81].

Подавляющее число сотрудников ОВД относятся к числу сотрудников полиции, деятельность которых регулируется Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»5. Именно этот закон гарантирует сотрудникам полиции право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Вред, причиненный при их правомерном применении, не подлежит возмещению. Закон прямо устанавливает запрет на возмещение такого вреда, что лишает граждан возможности компенсации ущерба. Это влечет за собой недовольство со стороны общества, подрывает имидж и авторитет сотрудников ОВД РФ и всей системы МВД России в целом. Граждане должны видеть в сотрудниках ОВД правовую поддержку, надежду на защиту их прав, а не источник причинения вреда, не подлежащего возмещению. Однако, сегодняшние реалии вынуждают заключать обратное. С одной стороны, закон наделяет представителей государственных органов полномочиями по применению специальных средств, физической силы, с другой стороны, государство не обеспечивает гражданам эффективную защиту их прав. Хотя, именно права и свободы граждан должны определять смысл и содержание деятельности органов государственной власти, к числу которых относятся ОВД РФ. Как отмечает Е.М. Гинц, положения Закона «О полиции» необходимо дополнить нормами о возмещении вреда, причиненного правомерными действиями правоохранителей [2, с. 54]. Мы полностью согласны с мнением Е.М. Гинц и считаем, что закон должен предусматривать специальные случаи возмещения правомерно причиненного вреда. На наш взгляд, отсутствие таких норм выражает несовершенство законодательства, оказывает негативное влияние на баланс частных и публичных интересов.

Особый интерес вызывает законопроект о внесении поправок в Закон «О полиции», который был разработан с целью уточнения полномочий полиции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности6. Один из пунктов законопроекта предусматривает право сотрудников полиции вскрывать автомобили граждан для спасания их

жизни, для предотвращения преступлений, обеспечения безопасности граждан при массовых беспоряд-ках7. Мы считаем, что подобное расширение прав сотрудников полиции необходимо для эффективного выполнения служебных задач и полностью поддерживаем такую поправку. В законопроекте прямо указан термин «вскрывать автомобиль», который изначально предполагает, что автомобиль гражданина будет поврежден. Вместе с тем, законодатель не указывает возможность возмещения такого вреда. Более того, в законопроекте ни слова не сказано о возмещении вреда, причиненного правомерными действиями сотрудников полиции, хотя приведенная формулировка законопроекта явно свидетельствует о намерении законодателя расширить полномочия сотрудников в сфере правомерного причинения вреда, что явно противоречит принципу соблюдения баланса прав участников отношений. В.Д. Зорькин считает, что «баланс интересов между государством и правами и свободами отдельной личности является самым болезненным аспектом проблемы конституционных ценностей»8.

Именно поэтому законодателю следует уделить особое внимание вопросам возмещения вреда, причиненного правомерными действиями, поскольку включение нормы о возможности причинения вреда неизбежно должно содержать ответы о порядке его возмещения. В противном случае наблюдается излишнее публичное вмешательство в частноправовую сферу, что негативно сказывается на балансе частных и публичных интересов. Кроме того, снижается уровень доверия граждан как к законодателю, так и к деятельности сотрудников полиции.

В свою очередь, Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» устанавливает, что возмещение вреда, причиненного противоправными действиями сотрудников ОВД при выполнении ими служебных обязанностей, осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством РФ9. Хотя ука-

5 Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (ред. от

6 февраля 2020 г.) «О полиции» // СПС «Консультант Плюс».

6 Распоряжение Правительства РФ от 25 декабря 2018 г. № 2935-р «О плане законопроектной деятельности Правительства РФ на 2019 год» // ПС «Гарант».

7 Эксперты прокомментировали поправки в закон «О полиции» // URL://https://rg.ru/2020/05/07/eksperty-prokommentiro-vaH-popravki-v-zakon-o-poHrii.html

8 Закатнова А. Что имеем — храним // URL://https://rg.ru/-2008/06/21 /forum.html

9 Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ (ред. от 16 декабря 2019 г.) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 1 января 2020 г.) // СПС «Консультант Плюс».

занный федеральный закон является основным документом, регулирующим правила прохождения службы в ОВД, но он не обозначает вопросы возмещения вреда, причиненного правомерными действиями сотрудников ОВД. Выходит, что ни нормы федерального закона, ни ГК РФ не содержат случаи, с которыми законодатель связывает возможность возмещения вреда, причиненного правомерными действиями. Такое отношение законодателя вряд ли можно назвать ответственным, поскольку указанные формулировки больше напоминают профанацию, нежели действенный механизм обеспечения прав и свобод граждан. Кроме того, Конституционный суд в своем постановлении от 22 июня 2017 г. № 16-П разъяснил, что правовая определенность закона является одним из необходимых условий стабильности в сфере гражданского оборота, надлежащего уровня взаимного доверия между его участниками10. Однако, подобные формулировки трудно назвать определенными.

В связи с этим, можно сказать, что институт возмещения вреда, причиненного правомерными действиями государственных органов, занимает важное место в деятельности сотрудников ОВД РФ, поскольку, выполняя служебные задачи в рамках предоставленных прав, они являются субъектами причинения вреда правомерными действиями. Действующий ГК РФ не содержит перечень правомерных действий, влекущих причинение вреда и позволяющих его компенсировать. В этой связи механизм возмещения правомерно причиненного вреда сотрудниками ОВД РФ требует дальнейшего совершенствования.

Литература

1. Галиева Р.Д. Новые задачи профессиональной подготовки кадров для службы в полиции // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2014. № 2 (27). С. 55-57.

2. Гинц Е.М. Возмещение вреда, причиненного сотрудниками полиции // Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 6. С. 52-54.

3. Казначеева Е. Стояла задача: сохранить хорошее, взять лучшее // Щит и меч. 2016, 3 марта.

4. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (принят 17 декабря 1979 г. Резолюцией 34/169 на 106-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Международная защита прав и свобод человека: Сб. документов. М.: Юридическая литература, 1990.

5. Кузбагаров А.Н., Кузбагарова В.А. К вопросу о гражданско-правовой противоправности поведения лица в обязательстве вследствие причинения вреда // В сб.: Актуальные проблемы частного и пуб-

личного права (к юбилею кандидата юридических наук, профессора, заслуженного юриста Российской Федерации М.Г. Марковой): Мат. межвуз. науч.-практ. конф. / Сост. В.А. Максимов. М., 2019.

6. Максименко А.В., Колесова Т.С. Вопросы возмещения вреда, причиненного гражданину действиями сотрудников органов внутренних дел // Проблемы правоохранительной деятельности. 2014. № 4. С. 67-71.

7. Требенок А.А. Реформа МВД России 20092011 годов: идеи и некоторые итоги // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации. 2016. № 4 (40). С. 124-129.

References

1. Galiyeva R.D. Novyye zadachi professional'noy podgotovki kadrov dlya sluzhby v politsii // Vestnik Barnaul'skogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2014. № 2 (27). S. 55-57.

2. Gints E.M. Vozmeshcheniye vreda, prichinen-nogo sotrudnikami politsii // Vestnik Moskovskogo uni-versiteta MVD Rossii. 2012. № 6. S. 52-54.

3. Kaznacheyeva E. Stoyala zadacha: sokhranit' kho-rosheye, vzyat' luchsheye // Shchit i mech. 2016, 3 marta.

4. Kodeks povedeniya dolzhnostnykh lits po pod-derzhaniyu pravoporyadka (prinyat 17 dekabrya 1979 g. Rezolyutsiyey 34/169 na 106-om plenarnom zasedanii General'noy Assamblei OON) // Mezhdunarodnaya za-shchita prav i svobod cheloveka: Sb. dokumentov. M.: Yuridicheskaya literatura, 1990.

5. KuzbagarovA.N., Kuzbagarova V.A.K voprosu o grazhdansko-pravovoy protivopravnosti povedeniya litsa v obyazatel'stve vsledstviye prichineniya vreda // V sb.: Aktual'nyye problemy chastnogo i publichnogo prava (k yubileyu kandidata yuridicheskikh nauk, professora, zasluzhennogo yurista Rossiyskoy Federatsii M.G. Markovoy): Mat. mezhvuz. nauch.-prakt. konf. / Sost. V.A. Maksimov. M., 2019.

6. Maksimenko A.V., Kolesova T.S. Voprosy voz-meshcheniya vreda, prichinennogo grazhdaninu deyst-viyami sotrudnikov organov vnutrennikh del // Problemy pravookhranitel'noy deyatel'nosti. 2014. № 4. S. 67-71.

7. Trebenok A.A. Reforma MVD Rossii 20092011 godov: idei i nekotoryye itogi // Vestnik Vserossiy-skogo instituta povysheniya kvalifikatsii sotrudnikov Ministerstva vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii. 2016. № 4 (40). S. 124-129.

10 Постановление Конституционного Суда РФ от 22 июня 2017 г. № 16-П «По делу о проверке конституционности положения пункта 1 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.Н. Ду-бовца» // СПС «Консультант Плюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.