Научная статья на тему 'ИНСТИТУТ УСЫНОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ: ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ'

ИНСТИТУТ УСЫНОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ: ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
580
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ДЕТИ / УСЫНОВЛЕНИЕ (УДОЧЕРЕНИЕ) / ОПЕКА / ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / MINOR CHILDREN / ADOPTION / GUARDIANSHIP / SOCIAL PROTECTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чеснокова Юлия Вячеславовна

В статье автор анализирует современные проблемы института усыновления (удочерения) несовершеннолетних детей, указывает причины, препятствующие росту данной формы устройства. Анализируя современные тенденции института усыновления (удочерения) в Российской Федерации, автором сделан вывод, что для обеспечения должного уровня защиты прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей, должна быть создана благоприятная атмосфера в семьях с усыновленными детьми, которая будет способствовать нормальному физиологическому, духовному и нравственному развитию ребенка. Автор считает, что со стороны законодателя должны последовать программные действия и поощрительные нормы для усыновителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTE FOR THE ADOPTION OF CHILDREN: PROBLEMS AND DEVELOPMENT TRENDS

In the article the author analyzes modern problems of Institute of adoption of minor children, specifies the reasons preventing growth of this form of the device. Analyzing the current trends of the Institute of adoption in the Russian Federation, the author concludes that to ensure the proper level of protection of the rights and legitimate interests of children left without parental care, there should be a favorable atmosphere in families with adopted children, which will contribute to the normal physiological, spiritual and moral development of the child. The author believes that the legislator should follow the program actions and incentive standards for adoptive parents.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУТ УСЫНОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ: ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ»

ИНСТИТУТ УСЫНОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ: ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЧЕСНОКОВА Юлия Вячеславовна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры «Частное и публичное право» ФГБОУ ВО «Пензенского государственного университета» E-mail: juliachesn@yandex.ru

Краткая аннотация. В статье автор анализирует современные проблемы института усыновления (удочерения) несовершеннолетних детей, указывает причины, препятствующие росту данной формы устройства. Анализируя современные тенденции института усыновления (удочерения) в Российской Федерации, автором сделан вывод, что для обеспечения должного уровня защиты прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей, должна быть создана благоприятная атмосфера в семьях с усыновленными детьми, которая будет способствовать нормальному физиологическому, духовному и нравственному развитию ребенка. Автор считает, что со стороны законодателя должны последовать программные действия и поощрительные нормы для усыновителей.

Abstract. In the article the author analyzes modern problems of Institute of adoption of minor children, specifies the reasons preventing growth of this form of the device. Analyzing the current trends of the Institute of adoption in the Russian Federation, the author concludes that to ensure the proper level of protection of the rights and legitimate interests of children left without parental care, there should be a favorable atmosphere in families with adopted children, which will contribute to the normal physiological, spiritual and moral development of the child. The author believes that the legislator should follow the program actions and incentive standards for adoptive parents.

Ключевые слова: несовершеннолетние дети, усыновление (удочерение), опека, попечительство, социальная защита.

Key words: minor children, adoption, guardianship, social protection.

В настоящее время со стороны общества и государства повысился интерес к проблемам подрастающего поколения. Принимается ряд законодательных актов, направленных на улучшение демографического положения в стране, защиту прав несовершеннолетних граждан, о построении в обществе правовых отношений [1, с. 187].

Институт усыновления имеет давние исторические традиции своего развития, уходя своими корнями еще в древние времена к патриархальной семье. На всех этапах исторического развития, традиции, заложенные в древности, выступали в качестве связующего звена между поколениями, что также нашло отражение в законодательных актах разного периода времени. В разные исторические периоды усыновление приобретало различные формы, однако, правовое оформление данного института плохо было развито [2].

Первоначально предназначение института усыновления означало примитивное стремление к поддержанию количественного состава родоплеменной общины, однако в дальнейшем такие общинные связи стали постепенно усложняться и трансформироваться, что в конечном итоге привело к стремлению потенциальных усыновителей получить в результате такого действия наследников, которому после своей гибели можно было передать традиции, имущество и иные ценности.

В период реформ Петра Великого, а позднее Екатерины II институт усыновления не подвергся особым изменениям. Правовые основы Российского государства укреплялись. Правовое регулирование в сфере семьи и ребенка так же совершенствовалось. Но законов, которые бы относились именно к этой области отношений, не было. Все усыновления того времени осуществлялись с личного разрешения императрицы Екатерина N[3, с. 8].

Указ, принятый Александром I 11 октября 1803 г. устанавливал возможность дворянам, не имеющим своих детей, усыновлять законнорожденных детей [4, с. 59-60]. При этом дворянин должен был передать усыновленному ребенку все атрибуты своей семьи: фамилии, герба и т. д. Усыновив ребенка, должен был сделать его своим наследником по всем законным основа-

ниям. Таким образом, ребенок полностью становился членом данной семьи, он наделялся всеми соответствующими правами.

Немного позже появился целый ряд указов, специально предназначенных для усыновления. Каждый из них обращал отдельное внимание на то, что при усыновлении должен полностью сохраняться принцип сословности. Усыновление происходило для того, чтобы ребенок был включен в новую семью, тем самым становился активным субъектом общественных отношений, а также для того, чтобы дворянские династии могли продолжать свой род в случае собственной бездетности.

С середины XIX в. появились правила, которые оказали большое воздействие на институт усыновления: теперь не только одни сироты могли быть усыновлены. Но, если существовал факт отсутствия смерти родителей, то было необходимо заручиться их согласием.

В период СССР был практически уничтожен институт династии, поэтом такая цель усыновления ребенка, как продолжение фамильной традиции и рода, стала не актуальна. Значительно упростился порядок усыновления. Теперь этим ведали не судебные органы власти, а административные. Это ускорило процесс усыновления. Был взят курс на возрождение института усыновление, для того, чтобы безнадзорных и беспризорных детей становилось меньше. Началось массовое усыновление по всей стране, однако после Октябрьской революции институт усыновления вовсе был отменен.

Во время Великой Отечественной войны количество детей, оставшихся без родителей, увеличилось. Поэтому процесс усыновления не прекращался даже во время военного времени. Для реформирования института усыновления в 1943 г. был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усыновлении».

В дальнейшем, в Кодексе о браке и семье РСФСР 1969 г, нашло свое тщательное законодательное регулирование правоотношений в сфере усыновления. В частности, посредством данного нормативно-правового акта произошла дифференциация детей по половому признаку посредством введения термина «удочерения».

Помимо вышеизложенного, государство ввело достаточно большое количество правовых норм, согласно которым осуществлялась защита прав и интересов как усыновляемых, так и усыновителей. Данные нормы касались таких вопросов как отмена факта усыновления на основании судебного решения, особый порядок присвоения фамилии, имя и отчества усыновляемым и иным вопросам, регламентирующим механизм усыновления, что в конечном итоге положительным образом отразилось на соблюдении прав и законных интересов, как усыновителей, так и усыновляемых, что создавало благоприятную почву для дальнейшего процесса жизнедеятельности ребенка внутри вновь обретенной семьи [5, с. 108].

Принятие Семейного Кодекса РФ ознаменовало укрепление института семьи, реализация провозглашенных согласно Конституции РФ приоритета семьи, материнства, детства, создание благоприятных условий для их развития и поддержание безопасности.

В дальнейшем были приняты: Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» [6]; Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ [7]; Федеральный закон «О поддержке детей-сирот и детей без родительского попечения» от 17 декабря 2009 г. № 315-Ф3 [8].

Государство обязано поддерживать и укреплять семью, создавать все возможные условия для полноценного воспитания ребенка в семье, пропагандировать семейные ценности [9, С. 477].

Рассмотренные документы, принятые в конце XX в., в настоящее время продолжают свое правое действие и играют важнейшую роль в защите прав несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, а также в целом для реализации государственной политике по защите интересов семьи и детей в Российской Федерации.

За последние несколько лет в Российской Федерации число детей, оставшихся без попечения родителей, существенно возросло. Приоритетной формой устройства детей по разным причинам лишившихся семейного попечения, на международном и национальном уровне признано усыновление [10, с. 22]. Усыновление (удочерение) представляет собой один из старейших памятников цивилистического направления науки, выполняющее одну из важнейших социальных функций - устройство детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, оставшись без попечения родителей.

Рассматривая назначение усыновления с общесоциальной точки зрения, отметим, что его приоритетное направление заключается в создании для детей, оставшихся в силу тех или иных причин, без попечения родителей, условий, наиболее приближенных к нахождению ребенка в родной семье, в которой он будет обеспечен достойным уровнем воспитания, ухода,

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2020. № 1(181)

образования и иных, необходимых для формирования личности социальных благ.

Посредством усыновления достигаются важнейшие ценности семейных правоотношений, которые заключаются в реализации и защите прав и интересов ребенка, возможности для родителей, в силу тех или иных причин, не имеющих возможность иметь своих биологических детей удовлетворять свои потребности в рамках воспитательных функций и желания осуществлять функции материнства и отцовства [11, с. 41]. Однако, семьи, имеющие уже в своем составе биологических детей также могут претендовать на право усыновления детей, более того такая форма приветствуется законодателем, нередко выступая в качестве поощрительной.

Рассматривая социальную роль института усыновления, отметим, что она состоит в создании благоприятных условий для развития детей в условиях семьи, тем самым обеспечивая моральную и нравственную составляющую такого воспитания.

Стоит упомянуть, что факт родства в рамках установления биологической принадлежности лица к материнству или отцовству, возможно установить на основании судебного решения, однако духовная составляющая, возникающая в рамках усыновления не подлежит никаким законодательным регламентаци-ям. Безусловно, в процессе усыновления между усыновленным и усыновителем возникают правоотношения, урегулированные нормами права, однако наряду с ними возникают и отношения духовного содержания, от уровня которых зависит дальнейшее развитие и социализация ребенка.

Таким образом, усыновление в данном случае является самостоятельным видом правоотношения, по своему содержанию близкое к родственному, однако с присущими особенностями.

В соответствии с нормами как международного, так и российского законодательства, основной задачей семейного права является обеспечение интересов детей. Несомненно, благополучие детей - залог безоблачного будущего человечества. Поскольку усыновление (удочерение) относится к безвозмездным формам устройства детей, оставшихся без попечения родителей, следует выделить следующие причины, препятствующие росту данной формы устройства.

Во-первых, отсутствие желания российских граждан усыновлять детей. По статистике, много российских семейных пар не могут иметь детей в силу бесплодия. В обществе сложилось негативное мнение, что «дети, оставшиеся без попечения родителей, страдают физическими, и особенно психическими недостатками здоровья » [12, с. 151].

Во-вторых, это «организационные и информационные факторы. Отсутствие в органах опеки подготовленных кадров по работе с усыновителями, а также отсутствие активного информирования граждан об институте усыновления путем проведе-

ния встреч, семинаров, изданием брошюр, листовок, активного сотрудничества со СМИ и др.» [13, с. 151].

В-третьих, недостаточно проработаны материальные факторы, поскольку отсутствуют дополнительные меры социальной защиты усыновителей.

Считаем, что в области дальнейшего развития института усыновления остаются еще нерешенными некоторые проблемы, среди которых необходимо обозначить недостаточный уровень доходов в семье, получение высшего образования, обеспечение молодых семей жильем. Принятие Семейного кодекса Российской Федерации [14] в значительной мере повлияло на институт усыновления (удочерения). Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.04.2006 № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» [15] упростило процедуру усыновления.

Таким образом, анализ проблем современности относительно института усыновления (удочерения) свидетельствуют о том, что «проблема устройства детей, оставшихся без попечения родителей, имеет общенациональный масштаб» [16, с. 106]. Для решения данных проблем необходимо сосредоточить все усилия на взаимодействии всех ветвей власти, при этом, весомую роль в решении возникшей проблемы будут играть органы, осуществляющие общественный контроль. Считаем необходимым также предпринять эффективные меры, направленные на существенное увеличение количества усыновленных детей. В первоочередную задачу государства должна входить поддержка института семьи, создание условий для полноценного развития ребенка в семье, ведь от популяризации семейных ценностей, защиты прав детей зависит будущее нашей страны.

Анализируя последние тенденции в рамках развития института усыновления (удочерения) в Российской Федерации, законодателем предпринимается ряд программных положений по совершенствованию действующего правового механизма усыновления. Так, в целях обеспечения защиты прав и законных интересов российских детей-сирот, 29 марта 2000 г. было принято Постановление Правительства Российской Федерации № 275 «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их

жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учёт консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновлённых иностранными гражданами или лицами без гражданства» и Постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» [17].

Принятое Постановление Правительства РФ от 30.12.2017 № 1716 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи» [18] было направлено на совершенствование механизмов правовой и организационной поддержки граждан Российской Федерации - потенциальных усыновителей. На основании внесенных изменений был сокращен срок подготовки и выдачи органом опеки и попечительства заключений о возможности граждан быть усыновителями или опекунами с 15 до 10 дней; совершенствован порядок осуществления контроля за условиями жизни и воспитания усыновлённых детей.

В настоящее время граждане России не готовы усыновить всех детей, да это и невозможно физически. Так же, само государство тратит все больше и больше средств на обеспечение детей-сирот, на оснащение детских домой и других учреждений опеки и попечительства.

Таким образом, анализируя современные тенденции института усыновления (удочерения) в Российской Федерации, стоит ещё раз упомянуть, о том, что для обеспечения должного уровня защиты прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве приоритетного направления следует относить воспитание детей максимально приближенное к условиям традиционной, полноценной семьи, в качестве которого, как раз и выступают семьи, усыновившие детей. Поэтому считаем, что со стороны законодателя должны последовать программные действия и поощрительные нормы для усыновителей. Созданная благоприятная атмосфера в семьях с усыновленными детьми будет способствовать нормальному физиологическому, духовному и нравственному развитию ребенка.

Библиография:

1. Чеснокова Ю.В. Правовое положение несовершеннолетнего ребенка в семье: исторический аспект // Балтийский гуманитарный журнал.- 2019. - Т. 8. № 2(27). С. 187-189.

2. Бимбаева О.Л. Историко-правовой анализ института усыновления в России в XIX веке. // Известия ИГЭА. - 2013. - № 4 (90). - С. 145-148.

3. Люблинский П.И., Копелянская С.Е. Охрана детства и борьба с беспризорностью. - Л., 1924. - 146 с.

4. Садеева Г.М. История становления и развития законодательного регулирования института усыновления в России. // История государства и права. 2014. №11. - С. 59-63.

5. Кузьмичева Л.А. Усыновление по действующему законодательству // Правоведение. - 1973. - № 5. - С. 108-110.

6. Федеральный закон от 16.04.2001 г. №°44-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» // СЗ РФ. 2001. №17. Ст. 1643.

7. Федеральный закон от 24.04.2008 г. №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (ред. от 29.05.2019) // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 17. - Ст. 1755.

8. Федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О поддержке детей-сирот и детей без родительского попечения» (ред. от 25.12.2017) // СЗ РФ. -1996. -№ 52. Ст. 5880.

9. Никулина О.М. Права ребенка на семейное воспитание. // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2013. Т.13. N°2-3. С.474-479.

10. Булаков О.Н., Пономарева Ю.Ю. Защита прав и интересов российских детей, усыновленных иностранными гражданами: проблемы и пути решения. // Право и государство: теория и практика. 2014. №2. С.22-26.

11. Актуальные вопросы частного и публичного права в современных условиях: монография / под ред. Г.В.Синцова. - Пенза, ПГУ, 2015. - 159 с.

12. Цветков В.А. Усыновление: проблемы теории и практики // Вестник Омского университета. Серия: Право. - 2010. - № 3 (24). - С. 150-153.

13. Цветков В.А. Усыновление: проблемы теории и практики // Вестник Омского университета. Серия: Право. - 2010. - № 3 (24). - С. 150-153.

14. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ (ред. от 29.05.2019) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 1. - Ст. 16.

15. Пленума Верховного Суда РФ от 20.04.2006 № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» (ред. от 17.12.2013) // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2006. - № 6.

16. Нелидкин А.М., Дроздкова С.М. Неинституционные формы воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: общее и особенное // Направления и формы гуманитаризации высшего образования. - 2015. - С. 106-126.

17. Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» (ред. от 21.12.2018) // СЗ РФ. - 2009. - № 21. - Ст. 2572.

18. Постановление Правительства РФ от 30.12.2017 № 1716 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи» // СЗ РФ. - 2018. - № 3. - Ст. 552.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.