Научная статья на тему 'ИНСТИТУТ СЕМЬИ КАК ОСНОВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ'

ИНСТИТУТ СЕМЬИ КАК ОСНОВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
321
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА / СЕМЬЯ / РОДСТВО / ИЖДИВЕНЦЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андрияшко Марина Васильевна

Согласно Концепции национальной безопасности, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575, укрепление института семьи как социального института, наиболее благоприятного для реализации потребности в детях, их воспитания, является основным национальным интересом в демографической сфере. В связи с указанным, предметом настоящего исследования является законодательство Республики Беларусь, определяющее границы понимания термина «семья» как юридически-значимой категории. Цель работы - выявление противоречий в законодательстве в аспекте понимания термина «семья» и его отдельных компонентов. В ходе проведения исследования использовались общенаучные методы (функциональный и системно-структурный методы), а также специальные методы исследования в юриспруденции (формально-юридический метод и метод юридической герменевтики). Так, в частности, было установлено следующее. Объектами семейной политики являются сама семья, а также государственные и общественные институты, непосредственно влияющие на ее функционирование и развитие. Ключевыми сторонами при осуществлении мероприятий государственной семейной политики являются институт семьи как социальный институт, другие социальные институты (экономические, политические, культурные, и иные), а также государственные институты (парламент, правительство, институт президентства, судебная система). Областью возможного применения результатов работы может быть нормотворческая деятельность. Сформулированы выводы теоретического характера, а также внесены предложения, направленные на совершенствование законодательства Республики Беларусь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAMILY INSTITUTION AS THE BASIS OF THE STATE FAMILY POLICY OF THE REPUBLIC OF BELARUS

According to the National Security Concept, approved by Decree of the President of the Republic of Belarus dated November 9, 2010 no. 575, strengthening the institution of the family as a social institution that is most favorable for meeting the need for children and their upbringing is the main national interest in the demographic sphere. In connection with the above, the subject of this study is the legislation of the Republic of Belarus, which defines the boundaries of understanding the term “family” as a legally significant category. The purpose of the study is to identify contradictions in the legislation in terms of understanding the term “family” and its individual components. In the course of the study, general scientific methods (functional and system-structural methods), as well as special research methods in law (formal legal method and the method of legal hermeneutics) were used. Thus, in particular, the following was established. The objects of family policy are the family itself, as well as state and public institutions that directly affect its functioning and development. The key parties in the implementation of state family policy measures are the family institution as a social institution, other social institutions (economic, political, cultural, and others), as well as state institutions (parliament, government, presidency, judicial system). The area of possible application of the results of the work can be rule-making activities. Theoretical conclusions are formulated, as well as proposals are made aimed at improving the legislation of the Republic of Belarus.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУТ СЕМЬИ КАК ОСНОВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 2022. Т. 6. № 3 http://journals.tsutmb.ru/current-issues-of-the-state-and-law/

AKTUAL'NYE PROBLEMY GOSUDARSTVA I PRAVA = openQaccess

= CURRENT ISSUES OF THE STATE AND LAW [Mll^H

2022, vol. 6, no. 3 http://journals.tsutmb.ru/current-issues-of-the-state-and-law-eng/ ISSN 2587-9340 (Print) ISSN 2782-3334 (Online)

Перечень ВАК, РИНЦ, CrossRef, EBSCO, НЭБ «eLIBRARY.RU», ЭБ «КиберЛенинка»

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА GENERAL THEORY AND HISTORY OF LAW AND THE STATE

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ УДК 347.61/.64

Б01 10.20310/2587-9340-2022-6-3-261-268 Шифр научной специальности 5.1.3

Институт семьи как основа государственной семейной политики Республики Беларусь

© АНДРИЯШКО Марина Васильевна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры общеправовых дисциплин и государственного управления, Барановичский государственный университет, Республика Беларусь, 225405 г. Барановичи, ул. Войкова, 21, ОЯСГО: 0000-0003-2527-2224, ЯевеагсЬегГО: ААУ-7168-2020, БсоршГО: 57222323133, [email protected]

Аннотация

Согласно Концепции национальной безопасности, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575, укрепление института семьи как социального института, наиболее благоприятного для реализации потребности в детях, их воспитания, является основным национальным интересом в демографической сфере. В связи с указанным, предметом настоящего исследования является законодательство Республики Беларусь, определяющее границы понимания термина «семья» как юридически-значимой категории. Цель работы - выявление противоречий в законодательстве в аспекте понимания термина «семья» и его отдельных компонентов. В ходе проведения исследования использовались общенаучные методы (функциональный и системно-структурный методы), а также специальные методы исследования в юриспруденции (формально-юридический метод и метод юридической герменевтики). Так, в частности, было установлено следующее. Объектами семейной политики являются сама семья, а также государственные и общественные институты, непосредственно влияющие на ее функционирование и развитие. Ключевыми сторонами при осуществлении мероприятий государственной семейной политики являются институт семьи как социальный институт, другие социальные институты (экономические, политические, культурные, и иные), а также государственные институты (парламент, правительство, институт президентства, судебная система). Областью возможного применения результатов работы может быть нормотворческая деятельность. Сформулированы выводы теоретического характера, а также внесены предложения, направленные на совершенствование законодательства Республики Беларусь.

Ключевые слова

государственная семейная политика, семья, родство, иждивенцы

Державинский

Для цитирования

Андрияшко М.В. Институт семьи как основа государственной семейной политики Республики Беларусь // Актуальные проблемы государства и права. 2022. Т. 6. № 3. С. 261-268. Б01 10.20310/25879340-2022-6-3-261-268

ORIGINAL ARTICLE

DOI 10.20310/2587-9340-2022-6-3-261-268

Family institution as the basis of the state family policy of the Republic of Belarus

© Maryna V. ANDRYIASHKA,

Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of General Legal Disciplines and Public Administration Department, Baranovichi State University, 21 Voykova St., Baranovichi 225405, Republic of Belarus, ORCID: 0000-0003-2527-2224, ResearcherlD: AAY-7168-2020, ScopusID: 57222323133, [email protected]

Abstract

According to the National Security Concept, approved by Decree of the President of the Republic of Belarus dated November 9, 2010 no. 575, strengthening the institution of the family as a social institution that is most favorable for meeting the need for children and their upbringing is the main national interest in the demographic sphere. In connection with the above, the subject of this study is the legislation of the Republic of Belarus, which defines the boundaries of understanding the term "family" as a legally significant category. The purpose of the study is to identify contradictions in the legislation in terms of understanding the term "family" and its individual components. In the course of the study, general scientific methods (functional and system-structural methods), as well as special research methods in law (formal legal method and the method of legal hermeneutics) were used. Thus, in particular, the following was established. The objects of family policy are the family itself, as well as state and public institutions that directly affect its functioning and development. The key parties in the implementation of state family policy measures are the family institution as a social institution, other social institutions (economic, political, cultural, and others), as well as state institutions (parliament, government, presidency, judicial system). The area of possible application ofthe results of the work can be rule-making activities. Theoretical conclusions are formulated, as well as proposals are made aimed at improving the legislation of the Republic of Belarus.

Keywords

state family policy, family, kinship, dependents

For citation

Andryiashka M.V. Institut sem'i kak osnova gosudarstvennoy semeynoy politiki Respubliki Belarus' [Family institution as the basis of the state family policy of the Republic of Belarus]. Aktual'nye problemy gosudarstva iprava — Current Issues ofthe State and Law, 2022, vol. 6, no. 3, pp. 261-268. DOI 10.20310/25879340-2022-6-3-261-268 (In Russian, Abstr. in Engl.)

Введение

Государственная семейная политика в Республике Беларусь является основой демографической политики государства как деятельности «республиканских органов государственного управления и социальных институтов, направленной на создание устойчивых количественных и качественных

параметров воспроизводства населения»1, а также составной частью социальной политики государства. Ученые обращаются к востребованным исследованиям вопросов

1 О демографической безопасности Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 4.01.2002 № 80-3; в ред. Закона Респ. Беларусь от 09.01.2018 № 91-3 // Нац. правовой интернет-портал Респ. Беларусь. 2018. 18янв. 2/2529.

262

повышения роли семьи в сохранении государственности [1, с. 64], выступают с предложениями о разработке самостоятельной Концепции государственной семейной политики [2, с. 171].

Указом Президента Республики Беларусь от 21 января 1998 г. № 46 «Об утверждении Основных направлений государственной семейной политики Республики Беларусь» определено, что государственная семейная политика «представляет собой систему мер экономического, правового, социального, информационно-пропагандистского и организационного характера, направленных на улучшение жизнедеятельности семьи. Объектами семейной политики являются сама семья, а также государственные и общественные институты, непосредственно влияющие на ее функционирование и развитие»2. Ключевыми сторонами при осуществлении мероприятий государственной семейной политики являются институт семьи как социальный институт, другие социальные институты (экономические, политические, культурные и иные), а также государственные институты (парламент, правительство, институт президентства, судебная система).

Методология и методы исследования

Вопросы правового регулирования государственной семейной политики сопряжены с необходимостью учитывать различные отрасли национального законодательства (семейного, социального, административного, бюджетного и др.), различные направления научного знания (философия, психология, социология, демография, экономика и др.), а также тренды в обществе на этом этапе его развития. Ввиду указанного при проведении исследования мы обращались к трудам специалистов в различных областях научного знания, на чьих трудах базировалось проведенное исследование. Мы при написании статьи использовали общенаучные методы (функциональный и системно-структурный методы), а также специальные мето-

2 Об утверждении Основных направлений государственной семейной политики Республики Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь от 21.01.1998 № 46; в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 28.12.2007 № 676 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2008. № 5. 1/9268.

ды исследования в юриспруденции (формально-юридический метод и метод юридической герменевтики).

Результаты исследования и их обсуждение

Возникает вопрос о том, что понимается под институтом семьи; монокомпанентен ли субъектный состав этого социального института; учитываются ли современные тренды в подходах к дефинированию этого термина; не пришло ли время для обоснованной новации юридически значимого понятия «семья».

Термин «семья» легально дефинирован с 1999 г. в статье 59 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье (далее - КоБС), согласно которой под семьей понимается «объединение лиц, связанных между собой моральной и материальной общностью и поддержкой, ведением общего хозяйства, правами и обязанностями, вытекающими из брака, близкого родства, усыновления. Другие родственники супругов, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица могут быть признаны в судебном порядке членами семьи, если они проживают совместно и ведут общее хозяйство»3.

Таким образом, давая такое объемное по субъектному составу определение, законодатель допускает расширительное толкование института семьи и понимает под семьей группу лиц, объединенных между собой целым набором связей.

1. Моральной и материальной общностью и поддержкой. Законодательством не определено, что понимать под «моральной общностью и поддержкой». Однако абзацем вторым статьи 1 КоБС, закрепляющей задачи законодательства о браке и семье, среди прочих, предусмотрены в качестве принципов укрепления семьи: принципы общечеловеческой морали и принципы недопущения ослабления и разрушения семейных связей. Указанные принципы широко реализуются, например, при рассмотрении дел об ограничении родительских прав, дел

3 Кодекс Республики Беларусь о браке и семье: Закон Респ. Беларусь от 9.07.1999 № 278-3; в ред. Закона Респ. Беларусь от 19.05.2022 № 171-3 II Нац. правовой интернет-портал Респ. Беларусь. 2022. 24 мая. 2/2891.

о лишении родительских прав, а также при решении вопросов устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью (например, при передаче под опеку или попечительство). Так, согласно части пятой статьи 118 КоБС, при устройстве детей сиротской категории на воспитание в семью учитываются родственные связи; согласно части первой статьи 83 КоБС опекун, попечитель ребенка по просьбе родителей, лишенных родительских прав, могут разрешить им общение с ребенком; согласно части четвертой статьи 851 КоБС в случае принятия решения об отобрании ребенка родители имеют право на общение с ребенком; и другие.

Частью первой статьи 29 КоБС закреплена норма, предписывающая супругам обязательство материально поддерживать друг друга. В случаях невыполнения возложенной на супругов обязанности по такой поддержке, а также при условии наличия средств на содержание у супруга, располагающего средствами, такие алименты могут быть взысканы в судебном порядке с учетом материального и семейного положения обоих супругов в кратном отношении к базовой величине, установленной на момент выплаты. До недавнего времени судебная практика по делам о взыскании средств на содержание супругов оставалась весьма скудной. Однако материалы судебной практики по этой категории дел существенно пополняются4.

2. Ведением общего хозяйства. КоБС не определяет, что следует понимать под ведением общего хозяйства. Однако согласно статье 1 Закона Республики Беларусь от 15

4 Постановление Президиума областного суда от 18.09.2020: ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. URL: https://etalonline.by/document/?regnum=s220 r0076s&q_id=0 (дата обращения: 13.06.2022); Определение судебной коллегии по гражданским делам областного суда от 23.07.2020: ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. URL: https://etalonline.by/ document/?regnum=s020nj051s&q_id=0 (дата обращения: 13.06.2022); Определение судебной коллегии по гражданским делам областного суда от 09.06.2020: ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. URL: https://etalonline.by/document/?regnum=s020gj045s&q_i d=0 (дата обращения: 13.06.2022).

июля 2015 г. № 305-3 «О борьбе с коррупцией» под «совместным проживанием и ведением общего хозяйства» понимается «проживание в одном жилом помещении и ведение общего хозяйства при полном или частичном объединении и расходовании своих денежных средств и иного имущества»5.

Абзац первый пункта 10 постановления Пленума Верховного суда Республики Беларусь от 20 декабря 1991 г. № 12 «О практике применения судами Республики Беларусь законодательства при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов на детей» содержит разъяснение о том, что «совместное проживание и ведение общего хозяйства матерью ребенка и ответчиком до рождения ребенка может подтверждаться доказательствами о проживании в одном жилом помещении, совместном питании, едином бюджете, приобретении общего имущества, взаимной заботе и т. д. При решении вопроса о том, имело ли место совместное проживание и ведение общего хозяйства в каждом отдельном случае, суду необходимо исходить из конкретных обстоятельств дела и объективных условий жизни сторон. Например, совместным может быть признано проживание в различных жилых помещениях, если ответчик систематически приходил к истице, принимал участие в расходах по ведению общего хозяйства»6.

КоБС в части первой статьи 59, давая определение термину «семья», ограничивается лишь указанием на необходимость «ведения общего хозяйства» в целях квалификации объединения лиц как семьи и не указывает на необходимость одновременно и «совместного проживания». И только применительно к части второй статьи 59 КоБС при упоминании других лиц, которые могут быть признаны членами семьи в судебном

5 О борьбе с коррупцией: Закон Респ. Беларусь от 15.07.2015 № 305-3; в ред. Закона Респ. Беларусь от 01.06.2022 № 175-3 // Нац. правовой интернет-портал Респ. Беларусь. 2022. 7 июня. 2/2895.

6 О практике применения судами Республики Беларусь законодательства при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов на детей: постановление Пленума Верховного суда Респ. Беларусь от 20.12.1991 № 12; в ред. постановления Пленума Верховного суда Респ. Беларусь от 24.12.2009 № 12 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2010. № 28. 6/851.

264

порядке, указывается на необходимость одновременно совместного проживания и ведения общего хозяйства.

3. Правами и обязанностями, вытекающими из брака. Согласно статье 12 КоБС, под браком понимается добровольный союз мужчины и женщины, который заключается на условиях, предусмотренных КоБС, направлен на создание семьи и порождает для сторон взаимные права и обязанности. Российский законодатель также исходит из принципа добровольности брака, что находит отклик у исследователей [3, с. 716].

В соответствии с Решением республиканского референдума от 4 марта 2022 г.7 в Конституцию Республики Беларусь8 внесены изменения и дополнения, касающиеся в том числе функционирования института семьи. В частности, частью первой статьи 32 Основного Закона теперь предусматривается, что «брак как союз женщины и мужчины, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства» (часть первая); «женщина и мужчина по достижении брачного возраста имеют право на добровольной основе вступить в брак и создать семью. Супруги имеют равные права в браке и семье» (часть вторая).

Брачно-семейные установки в обществе характеризуются высокими показателями разводимости и низкими показателями реги-страций браков:

в 2017 г.: 66,2 тыс. браков и 32,0 тыс. разводов;

в 2018 г.: 60,7 тыс. браков и 33,2 тыс. разводов;

в 2019 г.: 62,7 тыс. браков и 34,5 тыс. разводов;

в 2020 г.: 50,4 тыс. браков и 35,1 тыс. разводов9.

Решение республиканского референдума 27.02.2022: Решение референдума от 4.03.2022 // Нац. правовой интернет-портал Респ. Беларусь. 2022.

4 марта. 1/20213.

8 Конституция Республики Беларусь: Основной

Закон Респ. Беларусь от 15.03.1994 № 2875-ХИ; в ред.,

принятой на респ. референдумах 24.11.1996, 17.10.2004 и 17.03.2022 II Нац. правовой интернет-

портал Респ. Беларусь. 2022. 4 марта. 1/20213.

9 Беларусь в цифрах - 2021: стат. справочник / Нац. стат. комитет Респ. Беларусь; редкол.: И.В. Медведева (председ. редкол.) [и др.]. Минск: Нац. стат. комитет Респ. Беларусь, 2021. С. 13.

Обычным явлением стали фактические брачные отношения. Указанное является индикатором второго демографического перехода наряду с такими его индикаторами, как повышенная урбанизация, рост разводимо-сти, отложенное родительства, монороди-тельство, развитие контрацепции [4].

Не можем согласиться с мнением о том, что «семья как форма личной жизни основана только на браке. Без брака, хотя бы языческого, семья существовать не может» [5, с. 171], которое разделяют наши коллеги [6, с. 196]. Белорусский законодатель вынужден реагировать на современные тренды в обществе, в том числе в целях защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей, которые рождаются в фактических брачных отношениях их родителей. И весьма показательным в этой связи является новелла, отраженная в статье 761 КоБС, позволяющая с 2020 г. заключать Соглашение о детях не только родителям, чем брак расторгается (как это было с 1999 г.), но также любым родителям: состоящим в браке и не желающим его расторгать; состоящим в браке и желающим его расторгать, не состоящим между собой в браке. С другой стороны, очевидно, что нахождение брачного союза под защитой государства предполагает предъявление особых требований к лицам, желающим вступить в брак. Например, часть третья статьи 14 КоБС предусматривает, что «лица, вступающие в брак, вправе до заключения брака пройти бесплатное медицинское обследование в государственных организациях здравоохранения в целях определения состояния их здоровья и выявления наследственных заболеваний...». Некоторые исследователи (Ветров П.В., Красников В.В., 2021) [7, с. 454] предлагают вменить в обязанность прохождение медицинского обследования для указанных категорий лиц.

4. Правами и обязанностями, вытекающими из близкого родства. Согласно статье 60 КоБС, под близким родством понимаются «отношения, вытекающие из кровного родства между родителями и детьми; родными братьями и сестрами; дедом, бабкой и внуками». О дефинировании отдельных семейно-правовых терминов, в том числе о близком родстве, мы писали ранее

[8, с. 32]. С течением времени обновляется законодательство, и встречается более расширительное понимание категории «лица, состоящие в отношениях близкого родства». Так, абзац третий части второй статьи 183 Налогового кодекса Республики Беларусь (Особенная часть) (далее - НК (Ос)) дефи-нирует эту категорию лиц как «лица, состоящие в отношениях близкого родства, -родители (усыновители, удочерители), дети (в том числе усыновленные, удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, прадед, прабабка, правнуки,супруги».

Учитывая, что установление материнства и установление отцовства подтверждают близкое родство матери с ребенком и близкое родство отца с ребенком, полагаем, нецелесообразно указывать эти основания возникновения прав и обязанностей семьи отдельно в статье 64 КоБС, так как основание «близкое родство, удостоверенное в установленном законом порядке», поглощает отдельно указанные основания «установление материнства» и «установление отцовства». По той же причине основание возникновения прав и обязанностей семьи «усыновление» исходя из буквального смысла его определения, изложенного в статье 119 КоБС, поглощается основанием «близкое родство, удостоверенное в установленном законом порядке». Ввиду указанного, видится целесообразным изложить статью 64 КоБС в новой редакции следующего содержания: «Основаниями возникновения прав и обязанностей семьи являются: брак, зарегистрированный в органах, регистрирующих акты гражданского состояния; близкое родство, удостоверенное в установленном законом порядке (в том числе в порядке усыновления, установления материнства, установления отцовства)».

5. Правами и обязанностями, вытекающими из усыновления. Согласно статье 119 КоБС, под усыновлением понимается «основанный на судебном решении юридический акт, в силу которого между усыновителем и усыновленным возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми». В соответствии с частью первой статьи 118 КоБС, усыновление ввиду особенностей процедуры его установления и значимости возникающих в связи с ним пра-

вовых последствий является приоритетной формой устройства детей сиротской категории на воспитание в семью.

6. Совместное проживание и ведение общего хозяйства для других родственников супругов, нетрудоспособных иждивенцев, а в исключительных случаях и иных лиц. В соответствии со статьей 61 КоБС, «отношения между супругом и близкими родственниками другого супруга считаются отношениями свойства». По общему правилу такие отношения не влекут правовых последствий.

Тем не менее, налоговое законодательство исходит из того, что отношения свойства могут быть юридически значимыми. В частности, согласно подпункту 2.1 пункта 2 статьи 196 НК (Ос) объектом налогообложения подоходным налогом с физических лиц не признаются доходы, «полученные плательщиками от операций, связанных с имущественными и неимущественными отношениями физических лиц, состоящих в соответствии с законодательством между собой в отношениях близкого родства или свойства, <...>». Помимо этого, следует обратить внимание на абзац четвертый части второй статьи 183 НК (Ос), согласно которому под лицами, состоящими в отношениях свойства, понимаются «близкие родственники другого супруга, в том числе умершего, объявленного умершим», и таким образом существенно расширяются границы этого термина по сравнению с его определением, изложенным в статье 61 КоБС.

КоБС, трижды упоминая нахождение на иждивении в качестве основания приобретения особых статусов (в частности, признание членами семьи - статья 59; многодетной семьи - статья 62; неполной семьи - статья 63), не содержит пояснений относительно того, что понимать под состоянием на иждивении.

Однако, согласно части первой статьи 36 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. № 1596-ХИ «О пенсионном обеспечении», «члены семьи умершего считаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию».

266

Например, согласно пункту 1.2 статьи 209 НК (Ос) в целях предоставления стандартного налогового вычета под иждивенцами признаются следующие категории лиц:

1) физические лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком или осуществляющие уход за ребенком до достижения им возраста трех лет;

2) обучающиеся старше восемнадцати лет, получающие в дневной форме получения образования общее среднее, специальное, первое профессионально-техническое, первое среднее специальное, первое высшее образование;

3) несовершеннолетние, над которыми установлены опека или попечительство;

4) инвалиды I и II групп старше восемнадцати лет.

Таким образом, понимание налоговым законодательством понятия «нахождение на иждивении» существенно шире в сравнении с тем, как это определено КоБС.

Заключение

В ходе исследования сделаны следующие выводы и обоснована необходимость

внесения в действующее законодательство следующих изменений и дополнений.

1. Понятие семьи не является моно-компанентным и включает в себя ряд групп лиц, связанных между собой целым набором связей.

2. Современные тренды в обществе вызывают необходимость для законодателя реагировать на происходящие изменения. Ввиду указанного, лицам, состоящим в фактических брачных отношениях, имеющим общих несовершеннолетних детей или нуждающихся в помощи нетрудоспособных совершеннолетних детей, предоставлено право заключать Соглашение о детях.

3. Видится целесообразным изложить статью 64 КоБС в новой редакции следующего содержания: «Основаниями возникновения прав и обязанностей семьи являются:

- брак, зарегистрированный в органах, регистрирующих акты гражданского состояния;

- близкое родство, удостоверенное в установленном законом порядке (в том числе в порядке усыновления, установления материнства, установления отцовства)».

Список источников

1. Туркаева Л.В. Правовое воспитание и обучение несовершеннолетних как морально-правовой аспект развития личности II Актуальные проблемы государства и права. 2020. Т. 4. № 13. С. 59-67. DOI 10.20310/2587-9340-2020-4-13-59-67."

2. Катушонок О.В. Государственная семейная политика как одно из направлений общесоциальной профилактики внутрисемейного насилия II Борьба с преступностью: теория и практика: тез. докл. 6 Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 70-летию образования Могилев, ин-та МВД / редкол.: Ю.А. Матвейчев (отв. ред.) [и др.]. Могилев: Могилев, ин-т МВД, 2018. С. 169-172.

3. Иванова H.A., Гурулева Э.А. Формирование принципа добровольности брака в российском семейном праве II Актуальные проблемы государства и права. 2021. Т. 5. № 20. С. 716-728. DOI 10.20310/25879340-2021-5-20-716-728.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Lesthaeghe R., Neidert L., Surkyn J. Household Formation and the Second Demographic Transition in Europe and the US: Insights from Middle Range Models II Academia. 2006. URL: http://sdt.psc.isr.umich.edu/ (accessed: 20.05.2022).

5. Забелин И.Е. История русской жизни с древнейших времен. М.: Политиздат, 1990. 526 с.

6. Пенкрат В.И. Правовая защита семьи в Республике Беларусь II Вестник Академии МВД Республики Беларусь. 2018. № 2 (36). С. 195-199.

7. Ветров П.В., Красников В.В. Основные аспекты правового регулирования медицинского обследования лиц, вступающих в брак II Актуальные проблемы государства и права. 2021. Т. 5. № 19. С. 454464. DOI 10.20310/2587-9340-2021-5-19-454-464.

8. Андрияшко М.В. О дефинировании отдельных семейно-правовых терминов II Юридический вестник Самарского университета. 2020. Т. 6. № 3. С. 32-39. DOI 10.18287/2542-047Х-2020-6-3-32-39.

References

1. Turkaeva L.V. Pravovoye vospitaniye i obucheniye nesovershennoletnikh kak moral'nopravovoy aspekt razvitiya lichnosti [Legal education and training of minors as a moral and legal aspect of personality devel-

opment]. Aktual'nye problemy gosudarstva i prava — Current Issues of the State and Law, 2020, vol. 4, no. 13, pp. 59-67. DOI 10.20310/2587-9340- 2020-4-13-59-67. (In Russian).

2. Katushonok O.V. Gosudarstvennaya semeynaya politika kak odno iz napravleniy obshchesotsial'noy profi-laktiki vnutrisemeynogo nasiliya [State family policy as one ofthe directions of general social prevention of intra-family violence]. Tezisy dokladov 6 Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyash-chennoy 70-letiyu obrazovaniya Mogilevskogo instituta MVD «Bor'ba sprestupnost'yu: teoriya ipraktika» [Proceedings ofthe 6th International Scientific and Practical Conference, Dedicated to 70th Anniversary of Foundation of Mogilev Institute ofthe MIA "Fight Against Crime: Theory and Practice Mogilev"]. Mogilev, Mogilev Institute ofthe MIA Publ., 2018, pp. 169-172. (In Russian).

3. Ivanova N.A., Guruleva E.A. Formirovaniye printsipa dobrovol'nosti braka v rossiyskom semeynom prave [Development of voluntary marriage principle in Russian family law]. Aktual'nye problemy gosudarstva i prava — Current Issues of the State and Law, 2021, vol. 5, no. 20, pp. 716-728. DOI 10.20310/2587-93402021-5-20-716-728. (In Russian).

4. Lesthaeghe R., Neidert L., Surkyn J. Household Formation and the Second Demographic Transition in Europe and the US: Insights from Middle Range Models. Academia, 2006. Available at: http://sdt.psc. isr.umich.edu/ (accessed 20.05.2022).

5. Zabelin I.E. Istoriya russkoy zhizni s drevneyshikh vremen [The History of Russian Life since Ancient Times]. Moscow, Politizdat Publ., 1990, 526 p. (In Russian).

6. Penkrat V.I. Pravovaya zashchita sem'i v Respublike Belarus' [Legal protection ofthe family in the Republic of Belarus]. Vestnik Akademii MVD Respubliki Belarus' [Bulletin ofthe Academy ofthe Ministry of Internal Affairs ofthe Republic of Belarus], 2018, no. 2 (36), pp. 195-199. (In Russian).

7. Vetrov P.V., Krasnikov V.V. Osnovnyye aspekty pravovogo regulirovaniya meditsinskogo obsledovaniya lits, vstupayushchikh v brak [The main aspects of legal regulation of medical examination of persons entering into marriage]. Aktual'nye problemy gosudarstva i prava — Current Issues of the State and Law, 2021, vol. 5, no. 19, pp. 454-464. DOI 10.20310/2587-9340-2021-5-19-454-464. (In Russian).

8. Andriyashko M.V. O definirovanii otdel'nykh semeyno-pravovykh terminov [About the defining of particular family legal terms]. Yuridicheskiy vestnik Samarskogo universiteta — Juridical Journal of Samara University, 2020, vol. 6, no. 3, pp. 32-39. DOI 10.18287/2542-047X-2020-6-3-32-39. (In Russian).

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 21.06.2022 Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 24.08.2022 Принята к публикации / Accepted for publication 23.09.2022

(cc)]

Работа доступна по лицензии Creative Commons Attribution («Атрибуция») 4.0 Всемирная

268

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.