Георгий ПЕЩЕРОВ, Александр ПИРОГОВ
ИНСТИТУТ СЕМЬИ: ЭВОЛЮЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Супружество — это искусство, и его надо каждый день обновлять.
Р. Тагор1
Статья посвящена исследованию эволюции института семьи и анализу современных взглядов на формирование семьи как ячейки общества. Авторы рассматривают различные направления развития института семьи в условиях глобализации.
The article is devoted to the study of evolution of the institution of family and to the analysis of modem views on family formation as a cell of society. The authors consider various directions of development of institution of family in the context of globalization.
Ключевые слова:
институт семьи, эволюция семьи, национальные традиции, религиозные принципы, патриархат, феминизм; family institution, evolution of family, national traditions, religious principles, patriarchy, feminism.
ПЕЩЕРОВ
Георгий
Иванович —
д.воен.н., профессор,
академик АВН;
Московский
государственный
областной
университет
(МГОУ)
ПИРОГОВ
Александр Иванович — д.филос.н, профессор МГОУ
Зволюция человеческого общества богата различными под -ходами к решению проблем в отношении семьи и брака. В результате в развитых странах выработан наиболее рацио -нальный подход к данной проблеме — создание классической семьи как ячейки современного общества с учетом религиозных и национально -этнических особенностей каждого народа. Однако категорически заявлять, что данный рациональный подход сло -жился окончательно, видимо, рановато, поскольку каждый этап развития человечества вносит коррективы в процесс жизнедеятель ности общества. Путем проб и ошибок человечество продолжает движение в своем развитии, и трудно категорически утверждать, что правильно, а что — нет. Именно поэтому исследование соци -ологии семьи является одной из наиболее актуальных тем практически во всех государствах мира в силу важности и значимости семьи для государства и общества. Специалисты всего мира в обла -сти исследования семьи выражают обеспокоенность кризисным состоянием моногамии, ссылаясь при этом на такие факты, как увеличение числа одиноких мужчин и женщин, рост числа разво -дов, снижение уровня рождаемости, рост числа неполных семей, активизация добрачных, внебрачных сексуальных связей, появле -ние однополых браков2 и т.д. Сам факт законодательного утверждения прав сексуальных меньшинств, по мнению ученых3 (профес -сора А.В. Солодилов, М.Ф. Цветаева4 и др.), говорит о необходи -мости кропотливой оценки реальной угрозы подобных негативных тенденций для человечества. Не совсем понятно, почему впервые представительная власть государства признала необходимость при нятия такого акта — это разложение общества или иной подход к решению наболевшей проблемы? Существует научное предположе -ние, подтверждаемое историческими фактами, что в эпоху инкви -
1 http://www.isesp -ras.ru/images/monograph/2009_semyai_deti_v_...
2 Национальное собрание Франции 2 февраля 2013 г. утвердило 1-ю статью законопроекта об однополых браках, согласно которой брак заключается между двумя людьми разного или одного пола. 249 французских депутатов проголосовали за разрешение однополых браков, 97 — против. Большинство проголосовавших «за» — депутаты-социалисты. «Против» высказались большинство правых и центристов.
3 Пирогов А.И. Философия : учебное пособие. — М. : М1АДА, 2009.
4 Цветаева М.Ф. Социальная идея от Т. Мора до В.И. Ленина : монография. - М. : МГОУ, 2002.
зиции Европа сама создала себе проблему: когда по доносам о колдовстве были уни чтожены все красивые женщины, муж чины начали засматриваться на красивых мужчин, что в результате привело распро странению движения сексуальных мень шинств1. Несмотря на многочисленные расхождения во взглядах на традиционную семью, в настоящее время институт семьи не потерял своего значения в обществе. Видимо, человечество вступило в новый этап своего развития, когда семейно брачные отношения интенсивно изменя ются. Вопрос только в том — прогресс это или регресс, и что полезного получит от этого человечество.
Многие специалисты в области семейно брачных отношений (профес сора В.М. Зарецкий2, М.Ф. Цветаева и др.) считают, что это результат феминизации общества, которая привела к переходу от патриархальной к эгалитарной монога мии. Главное направление эволюции со -временной семьи — ее трансформация от института к группе. Это означает, что в со -временной семье происходит ослабление экономической функции, главным в ней становится психологическая атмосфера, личностное взаимодействие супругов3. Такая семья в социологии получила раз -личные названия: «гражданская», «товари -щеская», «партнерская» семья. Это семья, в которой сердцевина отношений опреде ляется не родством, а брачностью с непре менной акцентацией личных аспектов, где теряется биологическое предназна чение партнеров. В то же время супруже ская семья была и продолжает оставаться социальным институтом, поскольку в ней ведется домашнее хозяйство, рождаются и воспитываются дети4.
Основной причиной эволюции семьи от института к группе является, во первых, изменение традиций заключения брака. До середины XIX в. в России действовала традиция заключения брака «по сговору родителей», с помощью сватовства, хотя данная традиция также имела негативные
1 Мнение авторов.
2 Зарецкий В.М. Этика : учебное пособие. — М. : МИП, 2007.
3 http://www.5ka.ru/72/50283/50283.zip
4 Пещеров Г.И., Пирогова Л.И. Институт семьи: эволюция и социально-политические аспекты в современном мире : сборник материалов международной научно практической конференции. — М. : МГОУ, 2013.
моменты5. Браки по личной договорен -ности жениха и невесты без предвари тельного согласия родителей встречались редко, и к таким союзам общественное мнение относилось с опаской, считая их безнравственными. В то же время к концу XIX в. уже повсеместно распространяется новый ритуал: молодые люди сами дого -вариваются о женитьбе, но обязательно уведомляют об этом родителей, их мнение по прежнему имеет первостепенное зна чение.
В настоящее время согласие родителей, сватовство, к сожалению, постепенно ухо дят в прошлое. Основной причиной транс -формации современной семьи является добровольный брак, т.е. самостоятель -ный выбор брачного партнера по личным симпатиям. И здесь, по нашему мнению, заключена главная причина частых раз водов, поскольку самостоятельный недо статочно глубоко осмысленный выбор партнера очень часто приводит к быстрым разочарованиям и разводу, а порой и рож дению неполноценных и больных детей, поскольку молодые люди в порыве влю -бленности не всегда способны реально оценивать генетические особенности родителей будущего избранника6.
Следующей предпосылкой формиро вания семьи супружеского типа является изменение социального положения жен -щин. Искаженное, гипертрофирован ное понимание процесса феминизации в обществе отрицательно отразилось на институте семьи и породило ряд серьезных проблем7. Главное противоречие состоит в том, что у женщин, получивших много прав, появилось значительно больше обя -занностей. Современная женщина, совме щая семейно - бытовые и профессиональ -ные роли, предельно перегружена8.
Таким образом, в результате эмансипа
5 Одним из негативных проявлений старой традиционной системы было наличие «неравных браков», в то же время было достаточно распро страненным явлением наличие «друга семьи», который компенсировал «невнимание супруга» и таким образом, возможно, предотвращал развал семьи.
6 Широкому распространению отказа от традиций заключения брака в некотором роде послу жило принятие в РСФСР в 1924 г. Семейного кодекса, разработанного А.М. Коллонтай — ярой сторонницей эмансипации женщин.
7 Пещеров Г.И. Эволюция феминизации: позитивы и негативы для человечества. — М. : Вестник МГАДА, № 5(11), 2011.
8 http://www.5ka.ru/72/50283/50283.zip
ции женщин современная семья значи тельно изменила свой облик, превратив шись в добровольный эгалитарный союз. В то же время дальнейшее развитие женщин от эмансипации до феминизма привело их к невозможности сочетания профессио нальных и семейных ролей, что породило негативные явления в области семейно брачных отношений: рост числа разводов, падение рождаемости и т.п. Некую нега -тивную роль здесь также сыграла начатая Петром I мода на копирование западного образа жизни, предававшая забвению собственные славянские национальные традиции. (Для примера: из школьной программы мы прекрасно знаем рим скую богиню любви Венеру, греческую Афродиту, а славянскую богиню любви Ладу знают немногие.) Назрела необходи -мость совершенствования современного института семьи с учетом существовавших ранее традиционных подходов к семейно брачным отношениям, религиозных норм морали и современных требований к институту семьи1.
Семья — это первичная социальная группа общества, основанная на супру жеском союзе и родственных связях, на совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности за подрастающее поколение. Через семью сменяются поколения людей, в ней чело век рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напря -мую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества: чем выше культура общества — тем выше культура семьи, и наоборот, чем выше культура семьи — тем выше культура общества. В то же время понятие «семья» не следует путать с поня тием «брак». Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем просто брак, т.к. она объединяет не только супругов, но и их детей, других родствен ников2.
В сегодняшней России у значительной части молодежи сформировалось иска -женное представление о семье как спо собе удовлетворения сексуальных потреб ностей, что отрицательно сказывается и на дееспособности семьи, и на стабиль
1 Пещеров Г.И. Феминизация: прогресс или регресс в истории человечества : сборник мате риалов международной научно практической конференции. — М. : МГОУ, 2012.
2 http://www.5ka.ru/72/50283/50283.zip
ности браков. Наступил момент, когда со школьной скамьи необходимо проводить целенаправленную ролевую подготовку к браку. Такую эмоциональную и психо логическую подготовку и культуру меж личностных отношений, прежде всего, обязана закладывать семья. Подготовка к браку должна включать в себя: основы умения любить, бережно, внимательно, чутко относиться к ближнему, стараться понимать других и правильно оценивать свое поведение. В процессе воспитания молодежи такую комплексную подготовку должны проводить семья, школа, все образовательные учреждения госу дарства, искусство, средства массовой информации, общественные организа ции, включая институт церкви, и т.д.3 В силу сложившихся в процессе эволюции обстоятельств православная религия, как ни странно, обладает рядом преимуществ, или так называемым потенциалом истин ности, в отличие от других мировых кон фессий. К примеру, только на православ -ное Крещение обновляется структура воды на всем земном шаре, и только на право славную Пасху загорается благодатный огонь. Все эти примеры — достоверные исторические факты, имеющие научное подтверждение. Рациональное исполь -зование данного потенциала истинности православной веры может позволить укре пить не только семейные традиции, но и всю систему государственного управления в России4.
Обсуждая вопрос равноправия в семье, мы должны исходить, прежде всего, из био -логических предназначений каждого пола. Жена должна рожать и воспитывать детей, а муж являться кормильцем и защитником семьи; и лучший пример здесь — пример родителей5. В большинстве случаев дети живут по стереотипам родителей. В семье они получают первые трудовые навыки: занимаются самообслуживанием, оказы вают помощь по дому, приобретают опыт заботы о родителях, братьях и сестрах, а
3 Пещеров Г.И., Пирогова Л.И. Институт семьи: эволюция и социально политические аспекты в современном мире : сборник материалов между народной научно практической конференции. — М. : МГОУ, 2013.
4 Пещеров Г.И. Экономика и политика России: тенденции и перспективы. Межвузовская научно практическая конференция «Весна- 2012». — М., Изд-во МГОУ, 2012.
5 Плотниекс И. Психология в семье. — М.,1991.
главное — учатся разумному потреблению материальных и духовных благ1.
Эффективность семейного воспитания зависит, с одной стороны, от социально экономического потенциала семьи, с дру гой — от нравственно психологического климата в семье2. Семья оказывает влия ние на всю жизнь человека, но наиболее значительна ее роль в самом начале жиз -ненного пути, когда закладываются нрав ственные, психологические, эмоциональ -ные основы личности. Именно поэтому, упуская возможность воздействия на ребенка в дошкольные годы, семья часто лишается ее вообще3.
Основой современного брака становятся не только экономические или статусные, но также эмоциональные стороны межличностных отношений. В чем проявля ются кризисные явления в семье? Прежде всего, в ее нестабильности. В крупных городах распадается свыше 50% браков. Нестабильность семьи приводит к росту неполных семей, снижает родительский авторитет, отражается на возможностях формирования новых семей, на здоровье взрослых и детей. В результате миллионы детей остаются без семьи, многие из них страдают психическими заболеваниями, впоследствии задерживаются за право нарушения и бродяжничество, а также заканчивают жизнь самоубийством4.
В решении проблем в сфере брачно семейного законодательства (1968—1969 и 1990—2000 гг.) общество столкнулось с целым рядом проблем правового регули рования брака и развода. Сохранять ли судебный порядок развода или пойти на передачу дел о разводах в органы ЗАГС,
1 Пещеров Г.И. Феминизация общества: проблемы и перспективы // Власть, 2011, № 10.
2 Солодников В.В. Семья: социологическая и социально -психологическая парадигмы // Социологические исследования, 1994, № 6.
3 Харчев А.Г. Брак и семья. — М., 1997.
4 Мацковский М.С. Социология семьи:
Проблемы теории, методологии и методики. — М., 1998.
сделать это в отношении всех дел или только части их, и каким критерием при этом руководствоваться? Как отнестись к разводу семьи? Это социальное зло или необходимость, вытекающая из жизне деятельности человеческого общества? Может быть, стоит наказывать людей за расторжение брака, тем более если у них имеются дети? Здесь необходим диффе ренцированный подход, предполагающий, возможно, установление «испытательных» сроков для семей, имеющих детей. Но пугает другое, не приведет ли это к обрат ному — негативному — результату5.
Происходящая трансформация эко номических и политических условий в России в перспективе может создать лишь базу для благополучия семьи, но не сможет укрепить, восстановить институт семьи в общественной жизни. Необходима особая социальная политика, направленная на укрепление семьи с несколькими детьми, которая способна нейтрализовать кри -зисный характер семейных отношений, выражающийся в нестабильности браков, высоком уровне разводов и росте добро вольного безбрачия, отчужденности чле -нов семьи и асоциальных формах внутри семейного общения, насилии в семье и росте числа детей, содержащихся в детских домах и интернатах, и т.д. Только специ -альная семейная политика, поощряющая семейную организацию жизни общества, способна обеспечить бесперебойное осу ществление двух фундаментальных семей -ных функций — рождения и воспитания необходимого числа полноценных детей. Общество — это наша большая семья, чье здоровье зависит от здоровья семьи, так же как и здоровье семьи — от общества. У человеческого общества нет будущего вне прогресса, а прогресса нет без полноцен ной семьи.
5 Пещеров Г.И., Пирогова Л.И. Современные тенденции развития института семьи: проблемы и противоречия // Человеческий капитал, 2013, № 3(51), с. 76.