Научная статья на тему 'Институт семьи: эволюция и проблемы в современном мире'

Институт семьи: эволюция и проблемы в современном мире Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
10502
757
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ИНСТИТУТ СЕМЬИ / ЭВОЛЮЦИЯ СЕМЬИ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРИНЦИПЫ / ПАТРИАРХАТ / ФЕМИНИЗМ / FAMILY INSTITUTION / EVOLUTION OF FAMILY / NATIONAL TRADITIONS / RELIGIOUS PRINCIPLES / PATRIARCHY / FEMINISM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пещеров Георгий Иванович, Пирогов Александр Иванович

Статья посвящена исследованию эволюции института семьи и анализу современных взглядов на формирование семьи как ячейки общества. Авторы рассматривают различные направления развития института семьи в условиях глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the study of evolution of the institution of family and to the analysis of modern views on family formation as a cell of society. The authors consider various directions of development of institution of family in the context of globalization.

Текст научной работы на тему «Институт семьи: эволюция и проблемы в современном мире»

Георгий ПЕЩЕРОВ, Александр ПИРОГОВ

ИНСТИТУТ СЕМЬИ: ЭВОЛЮЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Супружество — это искусство, и его надо каждый день обновлять.

Р. Тагор1

Статья посвящена исследованию эволюции института семьи и анализу современных взглядов на формирование семьи как ячейки общества. Авторы рассматривают различные направления развития института семьи в условиях глобализации.

The article is devoted to the study of evolution of the institution of family and to the analysis of modem views on family formation as a cell of society. The authors consider various directions of development of institution of family in the context of globalization.

Ключевые слова:

институт семьи, эволюция семьи, национальные традиции, религиозные принципы, патриархат, феминизм; family institution, evolution of family, national traditions, religious principles, patriarchy, feminism.

ПЕЩЕРОВ

Георгий

Иванович —

д.воен.н., профессор,

академик АВН;

Московский

государственный

областной

университет

(МГОУ)

[email protected]

ПИРОГОВ

Александр Иванович — д.филос.н, профессор МГОУ

Зволюция человеческого общества богата различными под -ходами к решению проблем в отношении семьи и брака. В результате в развитых странах выработан наиболее рацио -нальный подход к данной проблеме — создание классической семьи как ячейки современного общества с учетом религиозных и национально -этнических особенностей каждого народа. Однако категорически заявлять, что данный рациональный подход сло -жился окончательно, видимо, рановато, поскольку каждый этап развития человечества вносит коррективы в процесс жизнедеятель ности общества. Путем проб и ошибок человечество продолжает движение в своем развитии, и трудно категорически утверждать, что правильно, а что — нет. Именно поэтому исследование соци -ологии семьи является одной из наиболее актуальных тем практически во всех государствах мира в силу важности и значимости семьи для государства и общества. Специалисты всего мира в обла -сти исследования семьи выражают обеспокоенность кризисным состоянием моногамии, ссылаясь при этом на такие факты, как увеличение числа одиноких мужчин и женщин, рост числа разво -дов, снижение уровня рождаемости, рост числа неполных семей, активизация добрачных, внебрачных сексуальных связей, появле -ние однополых браков2 и т.д. Сам факт законодательного утверждения прав сексуальных меньшинств, по мнению ученых3 (профес -сора А.В. Солодилов, М.Ф. Цветаева4 и др.), говорит о необходи -мости кропотливой оценки реальной угрозы подобных негативных тенденций для человечества. Не совсем понятно, почему впервые представительная власть государства признала необходимость при нятия такого акта — это разложение общества или иной подход к решению наболевшей проблемы? Существует научное предположе -ние, подтверждаемое историческими фактами, что в эпоху инкви -

1 http://www.isesp -ras.ru/images/monograph/2009_semyai_deti_v_...

2 Национальное собрание Франции 2 февраля 2013 г. утвердило 1-ю статью законопроекта об однополых браках, согласно которой брак заключается между двумя людьми разного или одного пола. 249 французских депутатов проголосовали за разрешение однополых браков, 97 — против. Большинство проголосовавших «за» — депутаты-социалисты. «Против» высказались большинство правых и центристов.

3 Пирогов А.И. Философия : учебное пособие. — М. : М1АДА, 2009.

4 Цветаева М.Ф. Социальная идея от Т. Мора до В.И. Ленина : монография. - М. : МГОУ, 2002.

зиции Европа сама создала себе проблему: когда по доносам о колдовстве были уни чтожены все красивые женщины, муж чины начали засматриваться на красивых мужчин, что в результате привело распро странению движения сексуальных мень шинств1. Несмотря на многочисленные расхождения во взглядах на традиционную семью, в настоящее время институт семьи не потерял своего значения в обществе. Видимо, человечество вступило в новый этап своего развития, когда семейно брачные отношения интенсивно изменя ются. Вопрос только в том — прогресс это или регресс, и что полезного получит от этого человечество.

Многие специалисты в области семейно брачных отношений (профес сора В.М. Зарецкий2, М.Ф. Цветаева и др.) считают, что это результат феминизации общества, которая привела к переходу от патриархальной к эгалитарной монога мии. Главное направление эволюции со -временной семьи — ее трансформация от института к группе. Это означает, что в со -временной семье происходит ослабление экономической функции, главным в ней становится психологическая атмосфера, личностное взаимодействие супругов3. Такая семья в социологии получила раз -личные названия: «гражданская», «товари -щеская», «партнерская» семья. Это семья, в которой сердцевина отношений опреде ляется не родством, а брачностью с непре менной акцентацией личных аспектов, где теряется биологическое предназна чение партнеров. В то же время супруже ская семья была и продолжает оставаться социальным институтом, поскольку в ней ведется домашнее хозяйство, рождаются и воспитываются дети4.

Основной причиной эволюции семьи от института к группе является, во первых, изменение традиций заключения брака. До середины XIX в. в России действовала традиция заключения брака «по сговору родителей», с помощью сватовства, хотя данная традиция также имела негативные

1 Мнение авторов.

2 Зарецкий В.М. Этика : учебное пособие. — М. : МИП, 2007.

3 http://www.5ka.ru/72/50283/50283.zip

4 Пещеров Г.И., Пирогова Л.И. Институт семьи: эволюция и социально-политические аспекты в современном мире : сборник материалов международной научно практической конференции. — М. : МГОУ, 2013.

моменты5. Браки по личной договорен -ности жениха и невесты без предвари тельного согласия родителей встречались редко, и к таким союзам общественное мнение относилось с опаской, считая их безнравственными. В то же время к концу XIX в. уже повсеместно распространяется новый ритуал: молодые люди сами дого -вариваются о женитьбе, но обязательно уведомляют об этом родителей, их мнение по прежнему имеет первостепенное зна чение.

В настоящее время согласие родителей, сватовство, к сожалению, постепенно ухо дят в прошлое. Основной причиной транс -формации современной семьи является добровольный брак, т.е. самостоятель -ный выбор брачного партнера по личным симпатиям. И здесь, по нашему мнению, заключена главная причина частых раз водов, поскольку самостоятельный недо статочно глубоко осмысленный выбор партнера очень часто приводит к быстрым разочарованиям и разводу, а порой и рож дению неполноценных и больных детей, поскольку молодые люди в порыве влю -бленности не всегда способны реально оценивать генетические особенности родителей будущего избранника6.

Следующей предпосылкой формиро вания семьи супружеского типа является изменение социального положения жен -щин. Искаженное, гипертрофирован ное понимание процесса феминизации в обществе отрицательно отразилось на институте семьи и породило ряд серьезных проблем7. Главное противоречие состоит в том, что у женщин, получивших много прав, появилось значительно больше обя -занностей. Современная женщина, совме щая семейно - бытовые и профессиональ -ные роли, предельно перегружена8.

Таким образом, в результате эмансипа

5 Одним из негативных проявлений старой традиционной системы было наличие «неравных браков», в то же время было достаточно распро страненным явлением наличие «друга семьи», который компенсировал «невнимание супруга» и таким образом, возможно, предотвращал развал семьи.

6 Широкому распространению отказа от традиций заключения брака в некотором роде послу жило принятие в РСФСР в 1924 г. Семейного кодекса, разработанного А.М. Коллонтай — ярой сторонницей эмансипации женщин.

7 Пещеров Г.И. Эволюция феминизации: позитивы и негативы для человечества. — М. : Вестник МГАДА, № 5(11), 2011.

8 http://www.5ka.ru/72/50283/50283.zip

ции женщин современная семья значи тельно изменила свой облик, превратив шись в добровольный эгалитарный союз. В то же время дальнейшее развитие женщин от эмансипации до феминизма привело их к невозможности сочетания профессио нальных и семейных ролей, что породило негативные явления в области семейно брачных отношений: рост числа разводов, падение рождаемости и т.п. Некую нега -тивную роль здесь также сыграла начатая Петром I мода на копирование западного образа жизни, предававшая забвению собственные славянские национальные традиции. (Для примера: из школьной программы мы прекрасно знаем рим скую богиню любви Венеру, греческую Афродиту, а славянскую богиню любви Ладу знают немногие.) Назрела необходи -мость совершенствования современного института семьи с учетом существовавших ранее традиционных подходов к семейно брачным отношениям, религиозных норм морали и современных требований к институту семьи1.

Семья — это первичная социальная группа общества, основанная на супру жеском союзе и родственных связях, на совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности за подрастающее поколение. Через семью сменяются поколения людей, в ней чело век рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напря -мую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества: чем выше культура общества — тем выше культура семьи, и наоборот, чем выше культура семьи — тем выше культура общества. В то же время понятие «семья» не следует путать с поня тием «брак». Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем просто брак, т.к. она объединяет не только супругов, но и их детей, других родствен ников2.

В сегодняшней России у значительной части молодежи сформировалось иска -женное представление о семье как спо собе удовлетворения сексуальных потреб ностей, что отрицательно сказывается и на дееспособности семьи, и на стабиль

1 Пещеров Г.И. Феминизация: прогресс или регресс в истории человечества : сборник мате риалов международной научно практической конференции. — М. : МГОУ, 2012.

2 http://www.5ka.ru/72/50283/50283.zip

ности браков. Наступил момент, когда со школьной скамьи необходимо проводить целенаправленную ролевую подготовку к браку. Такую эмоциональную и психо логическую подготовку и культуру меж личностных отношений, прежде всего, обязана закладывать семья. Подготовка к браку должна включать в себя: основы умения любить, бережно, внимательно, чутко относиться к ближнему, стараться понимать других и правильно оценивать свое поведение. В процессе воспитания молодежи такую комплексную подготовку должны проводить семья, школа, все образовательные учреждения госу дарства, искусство, средства массовой информации, общественные организа ции, включая институт церкви, и т.д.3 В силу сложившихся в процессе эволюции обстоятельств православная религия, как ни странно, обладает рядом преимуществ, или так называемым потенциалом истин ности, в отличие от других мировых кон фессий. К примеру, только на православ -ное Крещение обновляется структура воды на всем земном шаре, и только на право славную Пасху загорается благодатный огонь. Все эти примеры — достоверные исторические факты, имеющие научное подтверждение. Рациональное исполь -зование данного потенциала истинности православной веры может позволить укре пить не только семейные традиции, но и всю систему государственного управления в России4.

Обсуждая вопрос равноправия в семье, мы должны исходить, прежде всего, из био -логических предназначений каждого пола. Жена должна рожать и воспитывать детей, а муж являться кормильцем и защитником семьи; и лучший пример здесь — пример родителей5. В большинстве случаев дети живут по стереотипам родителей. В семье они получают первые трудовые навыки: занимаются самообслуживанием, оказы вают помощь по дому, приобретают опыт заботы о родителях, братьях и сестрах, а

3 Пещеров Г.И., Пирогова Л.И. Институт семьи: эволюция и социально политические аспекты в современном мире : сборник материалов между народной научно практической конференции. — М. : МГОУ, 2013.

4 Пещеров Г.И. Экономика и политика России: тенденции и перспективы. Межвузовская научно практическая конференция «Весна- 2012». — М., Изд-во МГОУ, 2012.

5 Плотниекс И. Психология в семье. — М.,1991.

главное — учатся разумному потреблению материальных и духовных благ1.

Эффективность семейного воспитания зависит, с одной стороны, от социально экономического потенциала семьи, с дру гой — от нравственно психологического климата в семье2. Семья оказывает влия ние на всю жизнь человека, но наиболее значительна ее роль в самом начале жиз -ненного пути, когда закладываются нрав ственные, психологические, эмоциональ -ные основы личности. Именно поэтому, упуская возможность воздействия на ребенка в дошкольные годы, семья часто лишается ее вообще3.

Основой современного брака становятся не только экономические или статусные, но также эмоциональные стороны межличностных отношений. В чем проявля ются кризисные явления в семье? Прежде всего, в ее нестабильности. В крупных городах распадается свыше 50% браков. Нестабильность семьи приводит к росту неполных семей, снижает родительский авторитет, отражается на возможностях формирования новых семей, на здоровье взрослых и детей. В результате миллионы детей остаются без семьи, многие из них страдают психическими заболеваниями, впоследствии задерживаются за право нарушения и бродяжничество, а также заканчивают жизнь самоубийством4.

В решении проблем в сфере брачно семейного законодательства (1968—1969 и 1990—2000 гг.) общество столкнулось с целым рядом проблем правового регули рования брака и развода. Сохранять ли судебный порядок развода или пойти на передачу дел о разводах в органы ЗАГС,

1 Пещеров Г.И. Феминизация общества: проблемы и перспективы // Власть, 2011, № 10.

2 Солодников В.В. Семья: социологическая и социально -психологическая парадигмы // Социологические исследования, 1994, № 6.

3 Харчев А.Г. Брак и семья. — М., 1997.

4 Мацковский М.С. Социология семьи:

Проблемы теории, методологии и методики. — М., 1998.

сделать это в отношении всех дел или только части их, и каким критерием при этом руководствоваться? Как отнестись к разводу семьи? Это социальное зло или необходимость, вытекающая из жизне деятельности человеческого общества? Может быть, стоит наказывать людей за расторжение брака, тем более если у них имеются дети? Здесь необходим диффе ренцированный подход, предполагающий, возможно, установление «испытательных» сроков для семей, имеющих детей. Но пугает другое, не приведет ли это к обрат ному — негативному — результату5.

Происходящая трансформация эко номических и политических условий в России в перспективе может создать лишь базу для благополучия семьи, но не сможет укрепить, восстановить институт семьи в общественной жизни. Необходима особая социальная политика, направленная на укрепление семьи с несколькими детьми, которая способна нейтрализовать кри -зисный характер семейных отношений, выражающийся в нестабильности браков, высоком уровне разводов и росте добро вольного безбрачия, отчужденности чле -нов семьи и асоциальных формах внутри семейного общения, насилии в семье и росте числа детей, содержащихся в детских домах и интернатах, и т.д. Только специ -альная семейная политика, поощряющая семейную организацию жизни общества, способна обеспечить бесперебойное осу ществление двух фундаментальных семей -ных функций — рождения и воспитания необходимого числа полноценных детей. Общество — это наша большая семья, чье здоровье зависит от здоровья семьи, так же как и здоровье семьи — от общества. У человеческого общества нет будущего вне прогресса, а прогресса нет без полноцен ной семьи.

5 Пещеров Г.И., Пирогова Л.И. Современные тенденции развития института семьи: проблемы и противоречия // Человеческий капитал, 2013, № 3(51), с. 76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.