Научная статья на тему 'Кризис института традиционной семьи в России и семейные траектории молодой семьи'

Кризис института традиционной семьи в России и семейные траектории молодой семьи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1515
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДАЯ СЕМЬЯ / ИНСТИТУТ ТРАДИЦИОННОЙ СЕМЬИ / СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СОВРЕМЕННАЯ СЕМЬЯ / ЭГАЛИТАРНАЯ СЕМЬЯ / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / МОЛОДЕЖЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Верещагина Анна Владимировна, Бандурин Александр Петрович, Самыгин Сергей Иванович

Россия как страна регионов и этнокультурного многообразия характеризуется многообразием стилей и типов семейных отношений, которые определяются, в том числе, характером институционального пространства семьи. В регионах с доминированием традиционного института семьи семейные практики отличаются ориентированностью на сохранение и воспроизводство традиционных устоев семейной жизни, в то время как в модернизированных регионах страны традиции уже не составляют основу формирования и функционирования семейных пар. Именно в этом ключе анализируются жизненные траектории молодой семьи в России в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Верещагина Анна Владимировна, Бандурин Александр Петрович, Самыгин Сергей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кризис института традиционной семьи в России и семейные траектории молодой семьи»

УДК 316

Верещагина Анна Владимировна

доктор социологических наук, профессор кафедры теоретической социологии и методологии региональных исследований Института социологии и регионоведения Южного федерального университета [email protected]

Бандурин Александр Петрович

доктор философских наук, профессор ,

социальных технологий Новочеркасского инженерно-мелиоративного института имени А.К. Кортунова «Донской государственный аграрный университет» [email protected]

Самыгин Сергей Иванович

доктор социологических наук, профессор кафедры управления персоналом и социологии Ростовского государственного экономического университета «РИНХ» [email protected]

Anna V. Vereshchagina

doctor of sociological Sciences, professor, Department of theoretical sociology and methodologies of regional researches, Institute of Sociology and Regional Studies, Southern Federal University [email protected]

Aleksandr P. Bandurin

doctor of philosophy, professor Department of history, philosophy and social technologies, Novocherkassk Engineering and Reclamation Institute of A.K. Kortunov, Don State Agrarian University [email protected]

Sergei I. Samygin

doctor of sociological Sciences, professor, Department of human resource management and sociology, Rostov State Economic University [email protected]

Кризис института традиционной семьи

в россии и семейные траектории молодой семьи

Crisis of institute of a

traditional family in russia and family trajectories of a young family

Аннотация. Россия как страна регионов и этнокультурного многообразия характеризуется многообразием стилей и типов семейных отношений, которые определяются, в том числе, характером институционального пространства семьи. В регионах с доминированием традиционного института семьи семейные практики отличаются ориентированностью на сохранение и воспроизводство традиционных устоев семейной жизни, в то время как в модернизированных регионах страны традиции уже не составляют основу формирования и функционирования семейных пар. Именно в этом ключе анализируются жизненные траектории молодой семьи в России в данной статье.

Ключевые слова: Молодая семья, институт традиционной семьи, семейные отношения, современная семья, эгалитарная семья, семейные ценности, семейные отношения, молодежь.

Annotation. Russia as the country of regions and ethnocultural diversity is characterized by variety of styles and types of the family relations which are determined, including, nature of institutional space of a family. In regions with domination of traditional institute of a family family practicians differ in focus on preserving and reproduction of traditional foundations of family life while in the modernized regions of the country of tradition don't constitute a basis of forming and functioning of married couples any more. Vital trajectories of a young family in Russia in this article are analyzed in this way.

Keywords: Young family, institute of a traditional family, family relations, modern family, egalitarian family, family values, family relations, youth.

Мир молодой семьи в России, уровень ее стабильности/нестабильности значительно дифференцирован в зависимости от региональных, этнокультурных, этнических оснований, а также специфики институционального пространства семьи в том или ином регионе страны [1]. Именно на последнем факторе, тесно связанном со всеми остальными, мы сконцентрируем свое внимание в данной статье.

Речь идет о том, что жизненное пространство молодой семьи в России определяется соотношением традиционного и современного в институциональной сфере семьи. Хорошо известно, что традиционная семья в современном российском обществе разрушается, и на ее обломках

формируются новые типы семей и семейных . -

мерным в условиях трансформации общества и

его институциональной системы и не подразумевает кризис института семьи в целом, поскольку семья меняет свои формы, ценностные основания, но, по-прежнему, остается значимой ценностью в иерархии ценностей россиян. Адекватный научный анализ формирующихся на современном этапе новых типов семей и семейных отношений невозможен без анализа разрушающихся основ традиционной семьи, которая все еще

является значимой реальностью для российско,

специфика которого является и фактором различной динамики трансформационного процесса в семейной сфере у различных народов и в различных регионах страны.

, ,

понимать под традиционной семьей. В рамках данной работы традиционная семья рассматривается

, , -

,

семейному поведению соответствует нормам и правилам семейного поведения, принятым в обществе, как на формальном, так и неформальном уровне. Иными словами, традиционная семья - это семья, соответствующая традиционным представлениям общества о том, какой должна быть семья, , , .

Э. Гидденс пишет, что традиционная семья - это во многом обобщенная категория, так как в разных культурах складывается своя система родственных и семейных связей, обычаев, традиций, но, тем не менее, во всех «негавременных» культурах семья имела и имеет некоторые общие черты, среди которых известным английским социологом выделяются следующие [2]: традиционная семья пред, ,

ячейку; неравноправие мужчин и женщин в традиционной семье; отсутствие законодательного закрепления прав детей (фаетически ребенок не считался личностью); сексуальность в традиционной семье преимущественно подчинена продолжению рода, с чем и связана идея женской добродетели; достаточно терпимое отношение к однополой любви, определявшееся сочетанием традиций и есте-. ,

что семья во многих регионах еще сохраняет тра-, -

сти, и приводит в пример Китай, в которой гражданский брак и развод стали обычным явлением семейной повседневности, но, при этом, в сельской местности 60 % браков по-прежнему устраивают родители. Данная ситуация характерна и для северокавказских республик современного российского

общества, в которых, по мнению Б.Б. Хубиева, «

народов Северного Кавказа выступает структура отношений в семье и между ее субъектами, характеризуемая сочетанием традиционализма и модернизма при определяющей роли первого, но с тенденцией на безусловность качественных параметров эгалитаризма при сохранении привлекательности семейного бытия человека как основы

формирования его образа жизни» [3].

,

имеет свой специфический облик, хотя на протяжении длительного времени исторического

развития общества в мировом масштабе семья -

различных народов мира и, соответственно,

, -

ционной типа семьи, были присущи и различным

народам. Среди таковых можно выделить сле-

:

между супругами и детьми при доминирующей

роли мужчины в семье (отца, мужа, старшего ), -

той от мужа - главы семьи, двойной стандарт в , -

ста репродуктивным функциям и отрицание ее как таковой у женщины, неприемлемость общественным сознанием развода и нетипичных форм семейно-брачных отношений и т.д. Безусловно, следует иметь ввиду, что существовали

отличия традиционной семьи у различных наро-

,

,

общества и государства традиционных основ организации семейных отношений. Но именно в эпоху динамики общественного развития, различной у разных стран и народов, типичное сходство организации традиционной семьи и ее устоев, было нарушено, и сейчас понятие традиционной семьи уже не стоит относить к универсальным, определяющим облик семьи у различных народов и государств.

На современном этапе развития общества традиционная семья имеет в каждом обществе куда

,

. , -менного европейского общества традиционной

является нуклеарная семья (мать, отец, ребе-

), , , ,

;

семьи выстраиваются на основе эгалитарного

,

, ,

супружескими отношениями со стороны обоих супругов. Основой такой семьи в Европе выступают межличностные отношения между супругами, и от того, в каком направлении они будут развиваться, зависит численный состав семьи, ее стабильность и траектория развития. Распространяющиеся на Западе новые типы семей, : , ,

и т.д., представляют угрозу традиционной семье, с чем и связаны призывы в европейском обществе к возврату к традиционной (нумеарной) семье на фоне роста и распространения альтернативных типов семейной жизни.

Что же вкладывается в понятие традиционной семьи в России? Какой она является на современном этапе и какими разрушительными явле-?

Говоря о традиционной семье в современном

,

,

сформирован тот тип традиционной семьи, который активно разрушается сегодня. Этот тип семьи условно можно назвать «советской» семьей, которая и является традиционной семьей для

современного российского общества, но надо , -

онной семьи в советском государстве функционировал и другой тип традиционной семьи, соответствовавший традиционным представлениям, нормам и обычаям различных народов России. Именно второй тип традиционной семьи сегодня демонстрирует более устойчивые основания в своем функционировании, нежели первый, «советский», который, тем не менее, продолжает оказывать влияние на формирование и функционирование современной семьи, что и является основным фактором дисфункциональное™ современного института семьи в России. ,

семьи. Сегодня она активно разрушается, символизируя кризис традиционной российской семьи, а потому необходимо понимать, что составляло ее основу. Характерными чертами советской семьи являлись следующие:

- советская семья понималась как важнейший социальный институт советского общества, интенсивно поддерживалась им, так как на ее уровне

- -

ма советского государства и формировался новый тип человека - «шветский» человек;

- советская семья, по своей сути, была материнской, так как именно материнство поддерживалось государством морально и материально,

воспринимаясь как основное предназначение

;

-

делила с государством, те. государство разделяло вместе с семьей в лице матери ответственность за воспитание молодого поколения;

- существовало, по-прежнему, тендерное неравенство в семье, несмотря на провозглашение равенства полов в советской России, но тендерная асимметрия в советской семье имела свою

:

семье, часто формальной (обусловленной, как

,

маскулинности в России, в том числе советской),

фактически главной фигурой в семье стала - , «

за рождение, воспитание, образование и здоро-

,

в семье» [4]. При этом она как мать была обеспечена определенной поддержкой со стороны

,

заменило в советской семье отца, выполняя его функции по поддержке материнства, детства, разделяя с матерью воспитательные функции, за которые в семье, в соответствии с советским законодательством, несла полностью ответственность мать. В результате этого, феномен отцовства практически растворился в семейной практике советского общества, а с отказом государства от своей роли «отца» в эпоху Перестройки и последующего распада СССР, российская семья осталась полной «сиротой». По сути, отцовства никогда и не существовавшего в полноценном виде в России, так как духовным и воспитательным центром семьи, ее олицетворением и моральной опорой всегда была на Руси мать, принесут свои плоды нескоро, а пока мы

наблюдаем формирование нового феномена, названного Гурко ТА. феноменом «хронических неплательщиков» [5]. Это явление в условиях роста разводов, неполных семей и детей, остающихся, как правило, после развода с матерью, приобретает глобальные масштабы, и вызвано безответственностью современных отцов и следствием так и не сформированного «отцов» . , -

го общества как основной транслятор культурных и семейных ценностей, норм поведения и мировосприятия имеет свое прошлое, свою историю, которая отражается на настоящем развитии семьи в обществе. Молодая семья в каждом обществе, формируясь в лоне сложившихся семейных ценностей и отношений, воспроизводит

в процессе семейной жизни все позитивные и , -

,

относительная устойчивость молодых семей в традиционных регионах России по сравнению с молодыми семьями тех регионов, которые характеризуются значительным влиянием современности и отказом от традиций как социального регулятора семейной сферы. Особенно характерно это для городской местности, более подверженной влиянию глобализации и распространяемых через ее каналы ценностей. В традиционных регионах страны, к примеру, на Северном

Кавказе, еще сильны традиции и их регулятив-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

, -

ектории молодых семей, в большей степени ориентирующихся на стандарты традиционного поведения в семейной жизни, хотя тенденции разрушения традиционного института семьи затронули и этот регион России.

Чем же характеризуется процесс разрушения традиционной семьи в современной России?

Прежде всего, конечно же, процесс разрушения затронул сферу ролевого распределения в семье, которая ранее определялась строгим набором тендерных ролей и соответствующих функций, отводимых мужчине и женщине. В традиционном обществе мужчина - отец семейства является его безусловным главой, кормильцем и добытчиком. В советском обществе, несмотря на то, что статус женщины кардинально изменился, и она, также, как и мужчина, была включена в производственный процесс, те. работала, статус

мужчины как главы семьи сохранялся. Тем не

,

зависимости, а со временем и эмоционально-психологическая зависимость, продиктованная традицией, ушла в прошлое, и сегодня тенденции эгалитаризации семейных отношений стали российской реальностью, и отрицать это, на наш взгляд, бессмысленно, при всем том, что данный процесс протекает неравномерно в региональном и семейном пространстве страны.

С этим фактором, кстати, зачастую связывают усиление нестабильности моногамной семьи, поскольку теперь женщина перестает ощущать свою экономическую и эмоциональную зависимость от мужа, и развод, ставший доступным,

уже не пугает женщину. Ко всему прочему, само общество перестало относиться к нему как явлению с явным негативным оттенком, как это было

в советское время. Рост неполных семей, а так, -

,

институте семьи в России, хотя оценки этим изменениям даются самые разные, и в основном, .

Следующим важным явлением, определяющим разрушение традиционных устоев семьи в России, выступает изменение репродуктивных уста.

можно больше детей и вообще иметь детей была нормой семейной жизни и смыслом суще, -

денция к ограничению размеров семьи, а также распространения такого явления, как добровольно бездетные семьи. При этом такое семейное поведение уже не встречает резкого порицания со стороны общественности, и нежелание иметь детей признается правом каждой семьи.

При этом наиболее толерантны в этом плане , -

принимают и перенимают современные тенденции в развитии семейных отношений, идущие с Запада. Соответственно, именно в молодых семьях закладывается основной потенциал реализации новых семейных стратегий и ценностей.

На передний план супружеских отношений впервые в истории человечества вышли не репродуктивные ценности и стратегии, а интимные отношения, что совпало с распространением самого фе-

,

шгань современной семьи и сделал ее, во многом,

,

, ,

супругов, остаются нереализованными.

Мы смело можем предположить, что динамика снижения рождаемости на протяжении последних десятилетий в России является следствием не только экономического спада, но и результатом изменения в обществе отношения к такому явлению, как сексуальность, имеющему огромное значение в процессе трансформации не - , -

ственных отношений вообще. Сексуальные от,

общества, церкви, государства, в эпоху либерализации и демократизации общественной жизни «вышли из тени», вышли за пределы брака и тех

, [6].

,

социальных сфер и демократизации сознания

стало стирание двойного стандарта в половой

,

стандарты для оценки сексуального поведения, существенно различающиеся для мужчин и для

женщин. Исчезновение двойного стандарта (ко,

,

модернизации части населения, как Европы, так

) ,

от норм сексуальной морали и у мужчин, и у женщин, все чаще оцениваются одинаково, в то время, как в традиционном обществе за откло-

нение от норм сексуального поведения осужде-

,

.

, -

тием для развития межличностных, семейных и в целом социальных отношений стало отделение сексуальности от воспроизводственной

функции. Э. Гидденсом такой переход назван

, -

нимает децентрализованную сексуальность, освобожденную от репродуктивных потребностей [7]. Популяризация и коммерциализация секса, транслируемая в массы через СМИ, приводят к тому, что высвобожденная сексуаль-,

и ее использовании может стать залогом «чистых отношений» (по Э. Гидденсу) и счастья, становится одним из средств повышения аномии, особенно в молодежной среде, и откры-

,

путают с сексуальной распущенностью, с которой она ничего общего не имеет.

Существенной стороной протекания процессов в семейно-брачной и личностно-эмоциональной

сфере современного общества, и российского в

, , -

ленных сторон организации межличностных и се-мейно-брачных отношений: целомудренной сексуальности брака (термин Э. Гидденса) и эротики, в результате чего брак, освобожденный от уз вечности, потерял свою стабильность, которая парадоксальным способом разрушается той самой эротикой, сексуальностью, страстью, в поиске которой разрушенные осколки бывшей супружеской пары вновь пытаются найти свое счастье, свою любовь.

Безусловно, степень проявления элементов кризиса традиционной семьи в российском обществе неодинакова и варьирует в зависимости от региона, этноса, его культуры и т.д. Однако, данные о

снижении уровня рождаемости, повышения про, ,

разнообразных типов организации семейно-

,

всего российского общества, позволяют говорить о трансформации семьи в России и кризисе ее тра-.

показатели разводов в молодых российских семь? , -

разрушение традиционных основ института семьи и его трансформация, сопровождающаяся появлением и разнообразных типов семейных практик,

наиболее активно апробируемых молодыми семь,

института молодой семьи, которая утратила в виде института традиционной семьи социокультурные и ценностные основания для своего эффективного функционирования. Однако этот процесс - кризис традиционной семьи является закономерным этапом эволюции семейно-брачных отношений, а потому не стоит сокрушаться и прогнозировать кризис института семьи и его возможное исчезновение из социальной практики. Именно молодым семьям предстоит апробировать различные формы и стили семейной >шзни, что порой заканчивается разрушением хрупкого мира едва образованного се, -

мальные из них, в российских условиях на современный день все еще дифференцирующиеся по критерию традиционности/гавременности. В зависимости от этого формируются и семейные траектории молодых семей. В первом случае (при ориентации на традиционные семейные нормы) траектория семейной >шзни молодой семьи будет носить более прогнозируемый, а от этого и более , -

ство традиционной системы ценностей и отношений с поступательным, достаточно пластичным внедрением инноваций в сферу семейных отношений. Во втором случае жизненная траектория мо,

,

рудом приживающиеся как несоответствующие неформальным и формальным нормам семейных отношений, будет носить неопределенный, непрогнозируемый, вероятнее всего, нестабильный характер, с высоким риском распада семейного сою,

российских городов с доминирующим проживанием русского населения явное тому доказательство.

Однако зададимся вопросом, на который социологу трудно ответить, не погрузившись в уникальный мир каждой семьи и не поняв, в чем заключается ее счастье (а сделать это очень непросто, а порой и невозможно): что выступает мерилом семейного благополучия для традиционной и современной молодой семьи, и какая

семья более счастлива - та, которая, следуя

,

структуру, ячейку традиционного общества, даже

несмотря на явные тенденции семейного (су), ,

Литература:

1. Ковалев ВВ. Неустойчивость и конфликтный потенциал молодых семей в современной России: факторы влияния / В. В. Ковалев, С. И. Самы-

, . . // , -но-экономические и общественные науки. 2016. № 8-9. URL: http://online-science.ru/ m/ products/ social_sciense/gid3758/pg0/

2. . : -зация меняет нашу жизнь / пер. с англ. М. : Издательство: «Весь мир», 2004. С. 70-72.

3. . . -общность форм бытия человека. Нальчик : КБГУ, 2007. С. 109.

4. . . -

семейной политики в России XX века // Социоло-. 2004. 6. . 94.

5. Гурко ТА. Алименты; фактор качественного и

//

Социологически исследования. 2008, № 9. С. 114.

6. . / . . ., Фуко М. Матрица безумия. М. : Алгоритм, Эксмо, 2007.

7. . . . :

Питер, 2004. С. 31.

постоянно находится в поисках самой себя, своего счастья и, не найдя его, вынуждена пойти на разрыв семейных отношений с тем, что, быть может, обрести это счастье в другом составе..?

Мы ни в коем случае не даем оценок - ни отрицательных, ни положительных указанным типам мо, -

дой семьи - это тайна, проникнуть в которую никому не дано, а потому мы просто задаемся вопросами, будучи убежденными в одном: каждый человек достоин счастья, которое может и должен обрести в семье, и только счастливая семья может стать основой счастливого общества. Институт молодой семьи в современной России - это пространство поиска семейного счастья в условиях полумрака, который обеспечило ему трансформирующееся российское общество. Многое из того, что прежде в российском обществе рассматривалось как безусловная ценность, сегодня подвергается сомнению или вовсе отрицается. Семья, оставаясь безусловной ценностью для всех россиян, тем не менее, наполняется своим ценностным содержанием для различных народов, поколений, .

плюрализм семейных ценностей наиболее заме.

определенной мере диагностировать состояние института молодой семьи в России и прогнозировать динамику институциональных изменений в семейной сфере общества в ближайшей историче-. -ванием для принятия адекватных мер на уровне разработки и реализации молодежной и семейно-демографической политики государства в области - .

Literature:

1. Kovalyov V.V. Fluctuation and the conflictual potential of young families in modern Russia: influence factors / V.V. Kovalyov, S.I. Samygin, A.V. Vereshchagina // Humanitarian, social and economic and social sciences. 2016. № 8-9. URL: http://online-science.ru/ m/ products/ social_sciense/ gid3758/pg0/

2. Giddens E. The escaping world: as globalization changes our life / lane from English. M. : Publishing house: «Whole world», 2004. P. 70-72.

3. Hubiyev B.B. Family as social and valuable community of forms of life of the person. Nalchik : KBGU, 2007. P. 109.

4. Rabzhayeva M.V. The historical and social analysis of family policy in Russia the 20th century // Social researches. 2004. 6. P. 94.

5. Gurko T.A. Alimony; factor of high-quality and quantitative reproduction of the population // Social research. 2008, № 9. P. 114.

6. Foucault M. The flaring reason / In kn. Jung K.G., Foucault M. Matrits of madness. M. : Algorithm, Eksmo, 2007.

7. Giddens E. Intimacy transformation. SPb. : St. Petersburg, 2004. P. 31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.